Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера Бастрова Анна Натановна

Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера
<
Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бастрова Анна Натановна. Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера : ил РГБ ОД 61:85-9/328

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование творческих начал и эстетической культуры личности в процессе материального производства

I. Генезис техники и развитие личности 19

2. Социализм и творчество 37

3. Марксистская трактовка творчества 58

4. Эстетические аспекты творческой деятельности 75

3. ГЛАВА II. Роль эстетического воспитания в формировании творческой личности инженера

I. Специфика инженерной деятельности 93

2. Некоторые общие вопросы эстетического воспитания на современном этапе 109

3. Опыт эстетического воспитания в техническом вузе 130

4. Заключение 151

5. Библиография

Введение к работе

Настоящее время ознаменовано движением общества к построению коммунизма, что зафиксировано в Программе КПСС как задача, с которой связаны все действия партии и правительства, все усилия народа. В процессе ее решения нет и не может быть второстепенных вопросов, поскольку при этом оказываются затронутыми как материальные, так и духовные стороны развития общества. В партийных документах постоянно подчеркивается, что, с одной стороны, "во главу угла выдвигается сегодня задача продумать и последовательно осуществить меры, способные дать большой простор действию колоссальных созидательных сил, заложенных в нашей экономике", а с другой - все проблемы, "стоящие перед советской экономикой..., в итоге сливаются в одну - обеспечить рост благосостояния трудящихся, создать материальные условия для дальнейшего расцвета их духовной, культурной жизни, общественной активности" . Эта творческая активность трудящихся - вопрос реальности планов партии, отмечает тов.Ю.В. Андропов, а в конечном счете - залог осуществления программы коммунистического строительства. Следовательно, в процессе осуществления главной цели необходимо предварительное решение тех ее частей, которые связаны с проблемами личности, формирования специалиста нового типа, обладающего способностями к творческим проявлениям в процессе производства. Теоретическому осмыслению возможностей, путей и средств, а также практики формирования такой личности среди будущей технической интеллигенции и посвящена данная работа. Нами затрагивается вопрос о роли, возможностях и месте эстетического воспитания в формировании творческой личности инженера.

Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- и.Политиздат,1983,с.11-12.

Актуальность такого исследования на современном этапе развития общества определяется рядом причин.

ХХУ и ХХУІ съезды КПСС, а также партийные документы последнего времени обосновывают необходимость комплексного подхода к вопросам коммунистического воспитания. Реализация этого подхода определяет необходимость изучения взаимодействия эстетического воспитания с формированием творческой личности как личности целостной и всесторонне развитой.

Следует отметить, что в современном социалистическом обществе наметилось встречное движение двух тенденций. С одной стороны, социализм как "положительное упразднение частной собственности" (Маркс) создал необходимые условия для превращения человека из средства в цель производства и общественного развития, освободив труд от эксплуатации, изменив качество труда, представляющего собой не просто совместную деятельность, связывающую между собой работников технико-производственными функциями, а такой труд, который, включая в себя научно-исследовательскую деятельность, требует от трудящихся глубоких знаний, компетентности, культуры общения и т.д., ибо только в этом случае возможен обмен деятельностью. Эти условия составляют реальную базу для всестороннего развития личности, обеспечивают "широчайшие возможности для раскрытия способностей каждого гражданина" . Кроме того, расширение демократии, включающее каждого человека в организацию и управление обществом и производством, развивает социальные связи и отношения людей, увеличивая сферу действительных отношений личности, что

также становится условием для присвоения человеком своей всесто-

р ронней сущности всесторонним образом .

1 ХОТ съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стеногр.
отчет,- М.: Политиздат, 1981, т.2, с.246.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.42, с.120.

С другой стороны, условия, которые обеспечивает зрелый социализм для становления и реализации каждой личности как всесторонней и целостной, становятся также и требованиями, предъявляемыми социализмом к личности, занятой в производстве, развитие и совершенствование которого также зависит от наличия в нем личности творческой, обладающей "абсолютной пригодностью человека для изменяющихся потребностей в труде", всесторонне развитого индивидуума, "для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности" .

По мере нашего продвижения вперед, - отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к

ней со стороны общества .

Эти две встречные тенденции социализма ставят задачу теоретической разработки проблемы воспитания всесторонне развитой и целостной личности, способной обеспечить дальнейшее развитие производства, в свою очередь обеспечивающего дальнейший расцвет индивидуальных способностей, культуры и всего богатства личности. Организованные усилия общества, направленные на гармоническое развитие творческого потенциала личности, делают эту задачу особенно актуальной.

Развитие зрелого социализма и развертывание в его условиях НТР, существенно преобразившей производство, в котором наука становится непосредственной производительной силой, ведут к интеллектуализации всей человеческой деятельности. Однако в обществе сохраняется общественное разделение труда и, следовательно, специа-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.499.

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии,- В кн.: Материалы Пленума центрального комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М.,:Политиздат,1983г.,с.35.

лизания, в первую очередь предъявляющая требования к усилению развития рациональных сторон мышления. Это, в свою очередь, приводит к противоречию: потребности производства одновременно как в узком специалисте, имеющем глубокую профессиональную подготовку, так и в специалисте, обладающем способностью панорамного, системного осмысления всей системы производства, понимания тенденций его развития, а также способного к управлению не только существующими процессами функционирования производства, но и самим протеканием НТР.

Таким образом, исследование роли эстетических моментов в качестве условия и катализатора творческой деятельности, и в качестве условия становления всесторонне развитой, гармонической, целостной личности диктуется самим течением и развитием современного производства и общества.

Заметим также, что для осуществления дальнейшего научно-технического прогресса, лежащего в основе роста благосостояния всего народа, необходима творческая деятельность самых широких масс трудящихся, следовательно, важно "активно формировать новый тип экономического мышления, нацеленного на инициативу и социалистическую предприимчивость, на повышение ответственности, творческий поиск путей, ведущих к наилучшему конечному народнохозяйственному результату при наименьших затратах" .

Для успешного решения такого рода воспитательной задачи, стоящей перед обществом, необходимо выделить основные параметры творческой деятельности в отличие от нетворческой, определить общие и специфические черты различных видов творчества, раскрыть характер и особенности протекания творческого процесса, его основные атрибуты, аспекты и признаки. Это может иметь методологическое

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии.- с.40.

7 значение для мобилизации творческого потенциала как личности, так и общества.

На современном этапе в построении коммунистического общества, развитии и совершенствовании материально-технической базы, коммунистических отношений, значительную роль в обществе играет инженерно-техническая интеллигенция. В силу этого актуальным становится выделение из сферы творчества именно инженерного творчества, охватывающего как создание новых систем машин, технологий и эксплуатацию, так и управление не только системой материального производства, но и системой производственных отношений, начиная от участия в создании и организации экономики, планирования и т.п. и до руководства конкретными производственными коллективами. Дискуссии о престиже инженерной специальности, которые ведутся в советской печати, отражают необходимость ликвидации противоречия между потребностями производства в инженере нового типа и наличием необходимости узкой специализации. Встает вопрос о том, какие возможности, заложенные в системе высшего специального образования, необходимо активизировать в целях разрешения данного противоречия и формирования типа инженера, отвечающего требованиям зрелого социалистического общества.

Кроме того, огромную важность приобретает не только проблема воспитания творческой личности, но и проблема воспитания такой личности. То есть необходимо исследовать как процесс воспитания нового человека, так и качества, которые соответствуют критерию творческой личности. В воспитании, как отмечается в партийных документах,важно не упустить и не уменьшить значимость ни одного из направлений, ни одного из аспектов всей сферы коммунисти-

8 ческого воспитания . Об интересе и важности проблем коммунистического воспитания говорит появление большого числа работ, касаго-

щихся его различных аспектов и частей . Надо отметить, что общая

теория коммунистического воспитания находится в процессе развития, поэтому необходима разносторонняя разработка и углубление теоретических и методологических основ всех его сторон и частей. В этом плане особый интерес приобретает вопрос об эстетическом воспитании творческой личности советского инженера, о возможностях и предпосылках разрыва рамок узкой специализации, о компенсаторной и в то же -время побуждающей роли эстетического воспитания, реально открывающего пути к творчеству.

Следует также отметить, что обострение идеологической борьбы в мировом масштабе сказывается в сфере искусства и эстетики, так как эстетическая наука рассматривает проблемы прекрасного и безобразного, комического и трагического, идеала, вопросы классовости, народности, партийности искусства и другие глубинные мировоззренческие проблемы. Однако буржуазная эстетика, предлагая свое решение этих проблем, тщательно скрывает, камуфлирует их классовую сущность, пользуясь тем, что в области эстетических взглядов, включающих в себя субъективные моменты, трудно стихийно стать материалистом. Для выработки материалистической позиции в этой сфере необходима целенаправленная и систематическая работа по всем аспектам эстетического воспитания. Кроме того, без

См.: Суслов М.А. Дело всей партии,- "Правда", 1979, 17 окт., а также; Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник важнейших документов КПСС /1965-1972 гг./.- М.; Политиздат, 1972; КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов /1965-1976 гг./.- М.: Политиздат, 1976; Материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-м.: Политиздат,1983.

2 Баллер Э.А. Коммунизм.Культура.Человек.-М. Сов.Россия, 1979; Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме.-М.: Политиздат, 1982; Коммунистическое воспитание студентов в вузах железнодорожного транспорта во внеучеоное время.- М.: Высшая школа, ХУШ и др.

9 развитых эстетических взглядов, подкрепленных логикой эстетической науки, нет и не может быть развитого мировоззрения. Зрелая, целостная и всесторонне развитая личность человека социалистического общества предполагает сформированную эстетическую сферу, которая охватывает в силу своей универсальности как сознание личности, так и ее практику. Ставя перед собой задачу формирования такой сферы, теория и практика эстетического воспитания требуют глубины и многосторонности, а также разработанности всех своих сторон.

В работах, посвященных проблеме эстетического воспитания, в трудах Апресяна Г.З., Борева Ю.Б., Бурова А.И., Гольдентрихта С.С, Джибладзе Г.Н., Егорова А.Г., Зися А.Я., Илиади А.Н., Кагана М.С., Когана Л.Н., Киященко Н.И., Лармина О.В., Лейзерова Н.Л., Овсянникова М.Ф., Органовой О.Н., Столовича Л.Н., Скатерщикова В.К., С^гны У.Ф., Толстых В.И., Шестакова В.П., Яковлева Г.й., Яковлева Е.Г. и др. осуществлен анализ форм, путей и средств эстетического воспитания, выявлена его специфика и сущность, роль и место в системе коммунистического воспитания и в жизни общества, осмыслены результаты социологических исследований, обобщен опыт и практика эстетического воспитания. Вместе с тем существует ряд проблем, требующих научного анализа. К ним, в частности, следует отнести исследование роли эстетического воспитания в формировании творческой личности.Кое-что в этом направлении уже сделано .

I См.: Голубева Л.Н. Эстетический аспект формирования творческой личности в условиях развитого социалистического общества.Авто-реф... канд.филос.наук.-м.,1980; Зеленов Л.А. Эстетическое развитие личности.- В кн.: Проблемы этики и эстетики.- Л.,1973,вып.I; Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творчески активной личности. Автореф...д-ра филос.наук,- М.,1980; Макарская Т.В. Некоторый опыт Московских вузов в развитии творческой активности студентов.- В кн.: Эстетическое воспитание студентов: Материалы Моск.гор.науч.-метод.конф.-М.: МГУ, 1973; Органова О.Н. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей личности студента,- Там же; Садов Р.П. Художественная культура как элемент духовного производства,- В кн.: Коммунизм и культура.-М,: Наука, ЇУбб и др.

10 И все же вопрос об эстетических аспектах творчества, а также вопрос о возможностях эстетического воспитания как одного из факторов формирования творческой личности разработан явно недостаточно.

Серьезное значение в дальнейшем развитии общества принадлежит формированию творческих способностей и возможностей инженеров, как ведущей специальности современного производства, от которой в значительной степени зависит дальнейшее усовершенствование и создание новой техники, а также управление ею и влияние на развитие производительных сил и производственных отношений.

В существующей литературе, посвященной этой проблематике, по большей части рассматривается лишь воздействие каких-либо отдельно взятых эстетических факторов и явлений на личность, занятую в производстве, либо самые общие вопросы эстетического воспитания в его взаимосвязи с научно-техническим прогрессом и трудом . Между тем инженерная специальность, которая занимает столь значительное место в современном производстве, имеет свою специфику, связанную с обучением, в основном направленном на развитие логического мышления, а в конечном итоге готовящим человека не столько к творческой деятельности, сколько к исполнительству и вместе с тем ограничивающим не только творческую активность личности, но и ее целостность и всесторонность. В связи с усилением роли интеллектуального начала в труде особенно значима разработка проблемы эстетического воспитания инженера, имеющая выходы как на личностный уровень, так и на уровень социальный. Раскрытие

Искусство и творческая деятельность / Д.Ю.Кучерюк, Л.Т. Левчук, В.Й.Мазепа и дЪ.: Отв.ред.Мазепа В.И,- Киев: Наукова думка, 1979; Киященко її.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс- М.: Знание, 1971; Кондратенко Ф.Д. Коммунистический труд и эстетическое воспитание.- м.: 1980; Творческий процесс и художественное восприятие.- Л.: Наука, Ленингр.отд-ние, 1978; Труд и эстетическое воспитание. - Рига: Зинатне, 1969 и ДР.

взаимосвязи эстетического воспитания и формирования творческой личности инженера - проблема многоаспектная, затрагивающая наряду с проблемой эстетического воспитания и проблему творчества. Потребность производства в творческой личности, с одной стороны, и цель социализма - формирование всесторонней личности -с другой, вызвали к жизни пристальный интерес к проблеме творчества. В силу многоаспектности проблемы в ней присутствуют различные подходы. Так, традиционно изучение различных видов творчества и их специфики. Достаточно широко представлены труды, ис~

I 2 следующие художественное и научное творчество. Менее всего разработана проблема технического творчества, чаще всего отождествляемого с изобретательством или ограниченного проектно-конетрук-торской деятельностью . Поэтому нам представляется важным иесле-

Абрамян Д.Н. Об особенностях художественного творчества.-Ереван, 1979; Арнаудов М. Психология литературного творчества. -М., 1970: Бахтин м.м. Эстетика словесного творчества.- М.,1979; Василев С. Теория отражения и художественное творчество.- М.: Прогресс, 1970; Выготский Л.С. Психология искусства,- М.,1968; Громов Е.С. Художественное творчество,- М., 1970; Ермаш Г.Л. Искусство как творчество.- М.,1972: Лилов А. Природа художественного творчества,- М.,1981: Оганов А.А. Логика художественного отражения.- М.: Искусство,1972; Тасалов В.И. О социоприродной органичности художественного творчества,- В кн.: Искусство и точные науки.- М.: Наука, 1979 и др. р

Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики,- М.: Сов.радио, 1970; Бор Н. Избранные философ, труды. В 2-х т.- М.,1971: Волков Г.Н. Социология науки: Очерки,- М.: Политиздат, 1976; Гиргинов Г. Наука и творчество.-М.Д979; Жариков Е.и. Научный поиск,- Киев, Изд.Киевского ун-та, 1961; Кедров Б.М. День одного великого открытия.- М., 1958; Он же. О процессах научного творчества,- В кн.: Художественное и научное творчество,- Л., 1972; Пойа Д. Математическое открытие.-М.: Наука, 1970; Пуанкаре А. Ценность науки,- М., 1906; Он же. Наука и метод.- Одесса, 1906; Эйнштейн А. Собр.научн.трудов. В 4-х т.- М., 1965-1967.

Акципетров А., Розов М. 0 единстве познания и инженерно-конструкторской деятельности,- В кн.: Методология и логика научного познания.- Новосибирск, 1973; Антонов А.В. Психология изобретательского творчества.- Киев, 1978; Буш Г.О. Рождение изобретательских идей,- Рига.: Лиесма, 1976; Кудрявцев Т. Психология технического мышления /процесс и способы решения технических задач/.- М.: Педагогика,1975; Перепелица П.С, Рыбалка В.В. Психология изобретательской деятельности:/Метод.пособие для слушателей фак.психологии техн.творчества КНУГП/.-Киев: 0-во "Знание", УССР, 1981 и др.

12 дование инженерного творчества в его современном понимании, включающем в себя не только техническую или технологическую деятельность, но и деятельность управленческую, в которую входит в конечном итоге и творчество общественных отношений. Именно этот аспект творчества менее всего изучен. Одновременно с разработкой проблемы инженерного творчества возникает и задача подготовки студента технического вуза к такого рода творчеству в процессе его обучения и формирования как специалиста. В настоящее время совершенно ясно, что инженер нового типа должен совмещать в себе профессиональное образование, высокую профессиональную культуру мышления с богатством личности, обладающей гуманитарными знаниями, имеющей развитую эмоциональную сферу. Но еще остается мало изученным вопрос о том, как ликвидировать недостатки, имеющиеся в подготовке специалиста-инженера, а также разработать и теоретически обосновать пути и средства формирования способности к творчеству в процессе подготовки инженера.

Главная цель диссертации и заключается в том, чтобы обосновать зависимость творчества как деятельности от эстетического развития субъекта деятельности, плодотворность и важность учета этой зависимости в теории и практике эстетического воспитания в техническом вузе.

Из главной цели диссертации вытекает задача исследования специфики творческой деятельности, ее атрибутов и условий, возможностей эстетического воспитания, ориентированного на формирование творчески активной личности. В связи с этим возникла необходимость рассмотрения различных видов творчества и выделения инженерного творчества как частного случая творческой деятельности, включающего в себя элементы научного, технического и исторического творчества. Другая задача связана с выявлением эстетических аспектов творчества причин и условий появления их в деятельности,

ІЗ места и роли эстетического воспитания в создании субъективных предпосылок для преодоления издержек узкой специализации.

Данная цель и задачи работы определили собой круг вопросов, подлежащих анализу:

исследовать основные тенденции развития техники, как центрального звена производительных сил, и влияние ее на развитие личности как субъекта производства;

раскрыть роль социальных условий и, в особенности, зрелого социализма в их значении для потребностей социалистического производства в творческой деятельности его участников;

выделить роль и место инженера в системе современного производства и особенности инженерного творчества в контексте общей теории творчества;

рассмотреть как негативные, так и позитивные последствия разделения труда и связанной с ним специализации; критически проанализировать некоторые концепции современных буржуазных ученых, стремящихся к гуманизации производства без изменения социальных условий через посредство образования и воспитания, а также концепции творчества в рамках узкой специализации;

исследовать специфику эстетического воспитания современного советского инженера, учитывая особенности его обучения, направленность мышления, условия и характер будущей деятельности;

обобщить многолетний опыт работы по эстетическому воспитанию в техническом вузе с ориентацией на развитие творческих потенций студентов.

Теоретико-методологической основой диссертации стали основные положения марксизма, принципы марксистской диалектики, материалистическое понимание истории, марксистско-ленинская концепция творчества, труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов КПСС, Пленумов и постановлений ЦК КПСС.

В процессе исследования мы также опирались на методологические и теоретические разработки видных советских ученых в области эстетики, философии, педагогики, психологии и социологии.

Кардинальной целью социалистического общества является формирование всесторонне развитой личности и при посредстве этого приумножение богатства общества, ибо "чем иным является богатство (общества.-А.Б.), как не абсолютным выявлением творческих дарований человека . Достижение этой цели неразрывно связано с формированием и развитием ее эстетической сферы. Творческий потенциал личности находится в прямой зависимости от сформированных эстетических чувств, взглядов, вкусов, идеалов, потребностей, представляющих собой устойчивые качества личности. Иначе говоря, эстетическое воспитание в системе коммунистического достигает двух целей: является фактором развития и становления всесторонней и гармонической личности и одновременно своеобразным катализатором выявления и практического применения ее творческих способностей.

Нам представляется необходимым в первой главе работы рассмотреть теорию творчества, выделив из него инженерное творчество и определив его специфику, ибо чтобы ставить и решать вопрос о формировании творческой личности инженера, важно выяснить основ ные параметры его деятельности, место и возможности творчества в ней. В работе исследуется генезис техники, требования, которые техника предъявляет к человеку самой направленностью своего развития и те условия для дальнейшего совершенствования человека, которые предоставляет техника своим прогрессом. Мы останавлива-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.І, с.476.

15 емся на проблеме разделения труда и на тех последствиях, которые становятся тормозом к достижению целостности и всесторонности личности, необходимым как для восстановления полноты человеческих проявлений, утраченных в капиталистическом машинном производстве, так и для дальнейшего научно-технического прогресса. В дальнейших рассуждениях мы анализируем преимущества социализма в достижении этой цели и одновременно те задачи, которые зрелый социализм ставит перед личностью в направлении мобилизации ее творческого потенциала. Последствия разделения труда, хотя и сменившего свое качество, но продолжающего существовать как необходимость сложной современной индустрии, привели к углублению узкой специализации в производстве конца 50-х годов, а это, в свою очередь, вызвало потребность ее преодоления. Такие попытки были предприняты в советской науке: в частности, на основе разработки разного рода методик, нахождения "алгоритма" предлагалось, не изменяя существа узкой специализации, дать толчок творческому поиску в решении постоянно возникающих в производстве технических и инженерных задач. Ничего не имея против такого рода попыток и признавая их положительную направленность, мы считаем их недостаточными для формирования творческой личности, ибо эти методики не компенсируют последствий узкой специализации. В этой связи была поставлена задача на основе анализа марксистских концепций творчества выделить общие аспекты и условия всех видов творчества. Было обнаружено, что процесс восхождения от абстрактного к конкретному, как частный случай творческого мышления, присутствует во всех видах творческой деятельности в специфических формах; условиями творчества становятся свобода и целостность личности, без которых творчество не может состояться. Нами также исследуются эстетические аспекты всех видов творчества, что становится основой для выяснения тех сторон личности, которые могут быть развиты и сфор-

мированы при посредстве эстетического воспитания.

Во второй главе рассматривается роль эстетического воспитания в формировании творчески активного инженера . Для этого выясняется место и значение инженерной деятельности в системе человеческой деятельности, ее возможности и ограниченность, возникающую на почве узкой специализации. Одним из способов преодоления названного выше противоречия между узкой специализацией и одновременной потребностью производства в творческой личности является эстетическое воспитание. Рассматривая его основные теоретические положения, мы приходим к выводу о том, что система эстетического воспитания, восполняющая издержки узкопрофессионального образования, ориентированного прежде всего на развитие логической сферы мышления, должна представлять собою триединство, включающее в себя формирование эстетического сознания, эстетическое образование и эстетическую практику. Опыт эстетического воспитания в техническом вузе анализируется по всем трем его аспектам. Развитие эстетического сознания осуществляется на основе направленного развития и взаимодействия всех его составляющих. Результатом такой установки и является новый уровень эстетического познания в целом. Важно в процессе этой работы обратить внимание на эстетические стороны каждой специальной дисциплины, на возможности встреч с прекрасным как в процессе обучения и воспитания, так и в практике.

Поскольку значительная часть специального образования будущего инженера обращена к логическому мышлению, необходима логи-

Мы рассматриваем воспитание как процесс целенаправленный, последовательный и поступательный. В формировании личности участвуют различные факторы, в числе которых присутствуют как предусмотренные всей системой воздействия на личность методы и средства, так и стихийные или случайные, объективные и субъективные моменты.

17 ческая организация уже имеющегося у студентов стихийного эстетического опыта. В этом вопросе серьезная роль принадлежит эстетическому образованию - чтению курса марксистско-ленинской эстетики, изучению истории и теории искусства.

Учитывая, что главная цель эстетического воспитания - выработка у человека потребности "утверждать прекрасное и возвышенное в своем труде, общественных отношениях, в образе жизни, в быту, в области нравственных отношений , нами особенно акцентируется роль эстетической практики, которая в техническом вузе отнюдь не должна ограничиваться сферой художественной самодеятельности. Она должна касаться в первую очередь тех сторон, которые связаны с будущей профессией, и одновременно затрагивать всю эмоциональную сферу человека в целом. Эстетическое начало должно органически входить в работу школы молодого лектора, факультета общественных профессий, общественно-политическую практику. При этом выявляется следующая закономерность: сформированное эстетическое начало неминуемо приводит молодого специалиста в своей последующей деятельности к творчеству, а элементы творчества, заложенные во всех видах деятельности студента в вузе, формируют эстетическую сферу личности.

Научная новизна исследования заключается:

в выделении и исследовании инженерного творчества как специфического единства научного, технического и исторического творчества;

в самостоятельном анализе эстетических аспектов инженерного творчества в его современном содержании;

Овсянников М.. Подготовка национальных кадров по эстетике на философском факультете Московского университета. Вести.Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1982, № б, с.54.

в выяснении специфики эстетического воспитания в формировании творческой личности инженера;

в обобщении конкретного практического опыта эстетического воспитания будущего инженера и его творческой направленности.

Теоретические положения данной диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических моментов эстетического воспитания, в практике учебно-педагогической деятельности по воспитанию не только специалиста нового типа, но и целостной, всесторонне развитой личности.

Социализм и творчество

Социализм как "положительное упразднение частной собственности" в соединении с качественным изменением характера труда, при котором "труд отдельного индивида в его [труда] непосредственном бытии положен... как общественный труд , впервые в истории человечества создает реальные условия для развития всех и каждого члена общества. Социализм стал той высшей ступенью "царства необходимости", на которой люди могут осуществлять свою деятельность "с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных человеческой природы и адекватных ей" .

К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что в первую очередь развитие производительных сил, внутри которых развивается и техника, ведет к созданию материальных условий производства, которые одни только могут стать реальным базисом более высокой общественной формы, основным принципом которой является более полное и свободное развитие каждого индивидуума. Естественно, что в условиях социализма развитие техники не только не снимается со счетов, но и делается одним из основных условий, которое обеспечивает всем членам общества полное свободное развитие их физических и духовных способностей.

Путь к развитию личности, идущий через преодоление антагонистического разделения труда и связанного с ним отчуждения личности, предполагает в качестве одного из главных своих условий переход средств производства в результате социалистической революции из частной в общественную собственность. Это кладет конец стихийному развитию общества и обеспечивает такое развитие, при котором люди перестают быть прикованными к строго определенным видам деятельности. Прекращается обособление людей в труде. Труд становится коллективным, включает в себя технологическое использование науки .

При социализме происходит не просто освобождение труда от эксплуатации, но на базе уничтожения частной собственности протекают и другие процессы, прямо или опосредовано становящиеся реальными условиями для всестороннего развития личности. Среди этих условий мы назвали качественное изменение труда людей, представляющего собой при социализме не просто совместную деятельность, связывающую между собой работников технико-производственными функциями, а всеобщий труд, который по словам Маркса... "обусловливается частью кооперацией современников, частью исполь-зованием труда предшественников . При таком труде возрастает роль научного знания в производстве, наука превращается в производительную силу, а производство становится технологическим применением науки. В процессе всеобщего труда происходит взаимный обмен деятельностью. Эта тенденция социализма наиболее ярко выступает на фоне протекания современной НТР, о чем мы еще будем говорить далее.

Если при капиталистической организации производства и подчинении труда капиталу кооперация работников в процессе труда превращается в комбинирование их частичных функций на основе того, что все они продают свою рабочую силу капиталисту, то уничтожение частной собственности при социализме ставит работника в другие условия, при которых не он "существует для увеличения уже имеющихся стоимостей", а "наоборот", материальное богатство... для потребностей развития рабочего" . В капиталистическом обществе "не только отдельные частичные работы распределяются между различными индивидуумами, но и сам индивидуум разделяется, превращается в автоматическое орудие данной частичной работы" , т.е. не труд распределяется между работниками, а их распределяют между отдельными процессами труда. Социализм доказал, что общественное богатство является "универсальностью потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т.д. индивидов", "полным развитием господства человека над силами природы, т.е. как над силами так называемой "природы", так и над силами его собственной природы" . Собственно говоря, без этой универсальности нет и не может быть такого господства человека над природой, которое необходимо для дальнейшего развития социализма как первой фазы коммунистической формации и создания материально-технической базы коммунизма.

Эстетические аспекты творческой деятельности

Вопрос об эстетических аспектах творческой деятельности имеет обширную библиографию, в которой разработаны различные стороны проблемы. Отдельно рассматриваются элементы эстетического в практической деятельности, в частности, в труде, особое место занимает литература, посвященная эстетике научного познания, часть работ рассматривает только те элементы творческого сознания, без которых творчества не существует - воображение, фантазию, интуицию. Менее всего освещены эстетические моменты исторического творчества, равно как и эстетические стороны процесса накопления знаний, обучения.

В подходе к эстетическому началу в труде можно выделить две позиции. Сторонники одной из них считают, что эстетическая оценка зиждется на наличии эстетических качеств в самом предмете труда: "Красота объекта зависит от его внутренней организованности. Хаос, случайность, беспорядок не могут вызвать положительного эстетического чувства" . Другие отмечают зависимость эстетических качеств предмета от их соответствия существующему в обществе эстетическому идеалу, сравнение с которым дает человеку право признать "за предметом ту высшую жизнь, которой ему действитель-но не хватает" . Не ставя перед собой задачи рассмотрения сущности категории эстетического, тем более, что результаты дискуссии о уже подведены В.И.Тасаловым, А.Ткемаладзе, Н.Б.Храпченко и др. , мы возьмем в качестве исходного утверждения: "эстетическое твор чество не является чем-то внешним для труда, не принадлежащим его «I сущности , которое находится полностью в ключе марксистского подхода к данному вопросу.

Маркс анализирует процесс труда, "как самый труд, рассматриваемый в момент его творческой деятельности", независимый от р исторически преходящих общественных форм жизни . В этой деятельности опредмечивается сущность человека, в ней заложена возможность творить "по законам красоты" именно в силу универсальности труда и многообразия форм жизненных проявлений человека. Эстетическое начало в труде заключается не только в том, что труд порождает богатство человеческой чувственности, но и в том, что он в самом широком плане изменяет субъекта, способствует развитию его творческих сил.

Характер развития и реализации творческих сил субъекта зависит от социальных условий, от способа производства. Капитализм и капиталистическое разделение труда резко разграничивают эстетические и утилитарные моменты труда, сводя труд к его отдельным моментам, а эстетическое только к его проявлениям в художественной деятельности. Социализм, уничтожив частную собственность, сохраняет необходимое для производства разделение труда. Вместе с тем соединение труда с духовным, творческим началом, заключенное в обмене деятельностью становится основой для раскрытия, выявления, реализации эстетического начала в труде. Это эстетическое начало обеспечено богатством и многообразием жизненных проявлений человека в современном производстве, имеющим тенденцию к освобождению человека от рутинных операций и действий. Если техника, как мы рассмотрели в первом разделе, ограничивает сферу приложения всех возможных физических и духовных сил человека, то объективные условия социализма, в частности, расширение демократии, необходимость участия личности в различной общественной деятельности в значительной мере компенсируют это ограничение. В современном индустриальном производстве все большую роль начинает играть субъективный фактор, поскольку именно субъект труда является носителем как творческих, так и эстетических моментов деятельности.

Эстетическое в труде наличествует в трех его сторонах - в предмете труда, в процессе труда и в продукте труда.

Предмет труда - природная основа процесса труда и природные свойства предмета труда являются непосредственным материальным источником эстетических качеств продукта труда.

Именно в работе над предметом труда, в освоении его формы, цвета, структуры и прочего складывается, по словам Маркса, все богатство человеческой чувственности. Раскрытие существенных свойств предмета труда не только несет в себе эстетические аспекты, но и является творческой деятельностью по освоению действительности человеком. Кроме того, в процессе труда субъект привносит в продукт труда также и свой вкус, свое восприятие мира, несмотря на то, что в этом процессе преобладает детерминированность эстетических и творческих моментов самим предметом труда, что отмечалось теоретиками: "Всякое творчество определяется своим предметом и его структурой и потому не допускает произвола и, в сущности, ничего не выдумывает, а лишь раскрывает то, что дано в самом предмете" .

Некоторые общие вопросы эстетического воспитания на современном этапе

Идеи об эстетическом воспитании как о специфическом виде воспитания возникли уже в рабовладельческом обществе. Пифагорейцы, а затем и Платон говорили о совершенном и гармоническом человеке. В "Законах" Платон рассматривает вопрос о том, как и какими средствами должны воспитываться представители различных общественных слоев, говорит о тех видах искусства и прекрасных предметах, которые могли бы воздействовать на молодое поколение в нужном для государства направлении. В более поздние времена, в последующих общественно-экономических формациях мысль о воспитании, в том числе и эстетическом, как панацее от всех несовершенств мира, видоизменяясь и, обогащаясь от эпохи к эпохе, разрабатывалась многими мыслителями. Но именно потому, что идеи воспитания рассматривались, как правило, в отрыве от особенностей развития способа производства, т.е. социальных отношений, форм собственности и распределения, они выступали как утопии. Однако эти идеи и теории фиксировали утрату в сфере производства, а следовательно, и человеком эмоционально-эстетического отношения к миру. Капитализм довершил это обеднение личности. "Даже в такой далекой от промышленного производства области умственного труда, как художественное творчество, капиталистическая форма специализации создала сначала предпосылки узкой специализации, а затем саму эту специализацию. Она отделила труд ученого от груда художника, породила узкую цеховую специализацию в самой науке и такую же одностороннюю специализацию в искусстве. Она поставила науку вне философии и вне искусства, то же сделала с самим искусством" .

Очень остро реагировал на феномен отчуждения труда, потерю человеком своей истинной человечности в процессе этого труда, враждебность капиталистического общества самому духу человечности Ф.Шиллер: "Можем ли мы удивляться пренебрежению, с которым относятся к прочим душевным способностям, если общество делает должность мерилом человека, если око чтит в одном из граждан лишь память, в другом лишь рассудок, способный к счету, в третьем лишь механическую ловкость, если оно здесь, оставаясь равнодушным к характеру, ищет лишь знания, а там, напротив, прощает величайшее омрачение рассудка ради духа порядка и законного образа действий; если оно в той же мере, в какой оно снисходительно к экстенсивности, стремится к грубой интенсивности этих отдельных умений объекта, - удивительно ли, что все другие способности запускаются ради того, чтобы воспитать единственно ту способность, которая дает чести и награды" .

Наиболее глубоко калечащую человеческую сущность тенденцию капиталистического производства отмечал в домарксовской философии Гегель в ранней работе "Реальная философия", написанной в 1806 г.: "Индивид образовывается как естественно наслаждающийся, но благодаря абстракции труда, он становится механическим, притуплённым, бездуховным. Духовное, эта наполненная самосознательная жизнь, становится пустой деятельностью. ...Его тупой труд ограничивает его одним пунктом и одним приложением, он тем совершеннее, чем одностороннее. Но это одностороннее множество работ порождает, с другой стороны, моду, непостоянство, произвол в употреблении всех форм вещей. Покрой платья, вид обстановки - все это не является более постоянным. ...Моде не подвержено прекрасное, но здесь не имеет места сво бодная красота, ее заменяют дразнящие украшения, назначение которых случайные вожделения... Масса, следовательно, осуждается на отупляющий, нездоровый, необеспеченный фабрично-мануфактур-ный и горный труд, ограничивающий искусность, мастерство" .

Только Марксом впервые было показано, что лишь "упразднение частной собственности означает полную эмансипацию всех че р ловеческих чувств и свойств" . Таким образом, именно социализм создает тот фундамент, на котором единственно возможно возвращение человеку человеческого и гармонически развитого человека. В условиях социализма решение этой проблемы впервые в истории человечества совершается не за счет какой-то части общества ради особо одаренной или по каким-либо другим признакам выделенной элиты, а для всего общества, всех его членов одновременно. Именно такая постановка вопроса есть проявление гуманизма, заложенного в существе сощалистического строя. Но эта постановка вопроса рождает и очередную проблему - преодоления тех издержек, которые сохраняет в сфере личности наличие специализации являющейся следствием разделения труда.

Опыт эстетического воспитания в техническом вузе

Задача высшего образования - воспитание специалистов нового типа, обладающего тем "горизонтом знаний", который ложится в основу творческой деятельности, одновременно требующей и предполагающей всесторонность, гармоничность, целостность личности. Выполнение этой задачи предопределяет в определенной степени течение научно-технического прогресса и становится условием построения коммунистического общества.

Рассматривая условия, созданные при социализме для развития творчества масс, в первой главе данной работы мы отметили некоторые негативные стороны узкой специализации и издержки ориентированного в основном на логическое мышление образования. В плане преодоление названных недостатков мы подчеркнули необходимость эстетического воспитания, развивающего творческое мышление, основанное на одномоментном, целостном отражении отражаемого явления.

Специфика инженерного творчества требует формирования опережающего отражения, базирующегося на богатой эмоциональной сфере, предполагающей развитую фантазию, воображение, интуицию, способность схватывать различие и сходство, находить новые ассоциации, выбирать, распознавать среди них продуктивные. Здесь, как мы говорили, огромную роль играет чувство красоты, обобщающий критерий или "симптом" истины.

Опираясь на общую теорию эстетического воспитания, связав её с конкретными условиями работы в техническом вузе, в своей работе по эстетическому воспитанию студентов мы исходили из трех моментов: I) формирования, развития и расширения эмоциональной сферы, эмоционального опыта; 2) воспитания эмоционально-оценочных способностей; 3) организации эмоционально-оценочно-действен ной ситуации. В этой работе мы акцентировали внимание на принципе дифференцированного подхода.

Мы исходили из того, что в вуз приходят вполне сложившиеся люди, имеющие некоторый эмоционально-эстетический опыт, в основном сформированную эстетическую сферу. Однако опыт этот неоднороден, зависим от тех разнородных условий, в которых воспитывалась личность до её прихода в вуз, от среды, окружения и прочих факторов. Кроме того, в плане эстетического воспитания система среднего образования еще имеет некоторые недостатки, неоднократно отмечавшиеся в печати. Следовательно, в этой области вуз должен, учитывая различие в уровнях культуры студентов , планировать конкретную работу по эстетическому воспитанию студентов, исходя из особенностей профиля будущей их профессии.

В этом плане мы сочли необходимым выделить эстетические аспекты спецдисциплин, общетехнических дисциплин, опираясь на них в процессе работы со студентами. Наличие эстетических аспектов в науках естественного цикла многократно описано учеными-математиками, физиками, химиками и т.д. В процессе преподавания этих дисциплин важно обращать внимание студентов, создавая проблемную ситуацию, на вдохновение поиска, "драматизм открытия" (термин А.Эйнштейна), гармонию, красоту формы научного выражения. В минералогии, геологии, геодезии и других прикладных дисциплинах можно связывать теоретические положения с познанием и утверждением красоты природы. Например, в процессе курсового проектирования по изысканию железных и автодорог, "привязке" к местности сооружений, особую часть задания составляет учет эстетических сторон конкретной местности: симметричное или асимметричное расположение строительного объекта относительно имеющихся природных объектов, учет того, как "вписывается" в окружающий пейзаж дорога, мост или другое сооружение. Студенту предлагается определить и учесть при проектировании ,как будет восприниматься ландшафт после строительства, например, железной дороги: а) машинистом, ведущим состав, б) пассажиром, видящим только идущие параллельно полотну дороги объекты ив) наблюдателем со стороны, видящим как окружающую природу, так и само сооружение. При таком учебном проектировании студенту необходимо применять не только полученные специальные знания, но и свой эстетический вкус, воплощать в своей работе также и эстетический идеал. Много возможностей в этом направлении у студенческих конструкторских бюро, охватывающих все специальности вуза. Одновременно с изучением архитектуры, в процессе названных и других дисциплин предполагается наблюдение и осмысление природных форм, развитие пространственных и конструктивных представлений. Эстетическую нагрузку несут на себе элементы охраны природы, вводимые в те дисциплины, которые связаны с активным вторжением человека в окружающую среду. Они располагают большими возможностями в создании глубоко эмоциональных проблемных ситуаций, поскольку имеют своим предметом конфликты между природой и человеческой деятельностью.

Создание эстетических ситуаций в техническом вузе сказывается и в эстетической организации окружающей среды, что возможно выполнить силами тех же студенческих конструкторских бюро.

Центральное же место как в создании эстетической ситуации в вузе, так и в расширении и углублении эмоционального, эмоционально-оценочного опыта и создании предпосылок для эстетической практики занимает искусство. На фоне специального технического образования, предполагающего логическое и аналитическое отноше ниє к миру, воздействие искусства незаменимо потому, что "оно способно исправить неполноту, созданную в человеке другим более специальным развитием, ярко представленным в нашем современном мире, - развитием научно-технического сознания" .

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание и формирование творческой личности инженера