Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) Джаныбаева Раиса Мамбеталиевна

Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР)
<
Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Джаныбаева Раиса Мамбеталиевна. Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР) : ил РГБ ОД 61:85-9/43

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие социальной активности личности как важный фактор секуляризации 18

I. Марксизм-ленинизм о социальной активности как средстве формирования коммунистического мировоззрения 18

2. Утверждение равноправия женщин в процессе коммунистического строительства 32

3. Социально-исторические причины фактического неравенства женщин в сфере семейно-бытовнх отношений 52

Глава II. Возрастание социальной активности женщин в развитом социалистическом обществе, её влияние на формирование их атеистической убежденности 79

1. Социальная активность женщин - закономерность социалистического образа жизни 79

2. Формы и методы атеистического воспитания женщин и повышение его эффективности на основе комплексного подхода 103

Заключение 130

Библиография 140

Введение к работе

ХХУІ съезд Коммунистической партии Советского Союза дал глубокий марксистский анализ экономической политике КПСС в период развитого социализма, назвал основные тенденции и направления общественного развития СССР. Съезд убедительно,показал, что в условиях развитого социализма взаимосвязь прогресса, экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества неразрывна, и-что-она обусловливает развитие социально-классовой и..национальной ..структуры советского-общества, дальнейшее совершенствование социалистического образа жизни!. ...

.Необходимость повышения уровня, работы по коммунистическо
му воспитанию.человека, удовлетворения его духовных запросов -
вызывается и тем, что с ростом материальной обеспеченности, но
при известном ослаблении идеологической, политико-воспитатель
ной работы или неполном использовании всего арсенала нашей про
паганды , возможна.некоторая активизация отдельных-групп, населе
ния в соблюдении отживших обычаев, освящаемых законами адата и
шариата.. ....

. Социологические исследования показывают, что у нас ещё немало людей*. .находящихся в плену религиозных воззрений..В ряде областей.,- районов ж городов РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии,, республик-Средней Азии и Прибалтики около 8-10$ взрослого населения можно отнести к числу активно верующих (более или менее регулярно соблюдающие посты, исповедующиеся, посещающие це-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. М.: Политиздат, І98І, с.52.

рковь и т.д.) . Здесь отмечается повышенная женская религиозность, которая в 3-4 раза выше религиозности мужчин и составля-ет от 70 до 95$ всех верующих . Именно женщины являются основным источником пополнения рядов верующих.

В этой связи партия ставит задачу дальнейшего совершен
ствования форм и методов-коммунистического, в том числе-и ате
истического воспитания трудящихся. Одним из средств успешного
решения её является-воспитание женщин путём развития их соци
альной активности, вовлечения в общественно полезную деятель
ность. -~

В многочисленных работах .по женскому вопросу в сущности нет расхождений в оценке ведущей роли социальной активности .. женщин»-в их -приобщении к общественному труду. Понятие это безоговорочно признается всеми исследователями как важный фактор становления и развития научного мировоззрения женщин.. Вместе с тем-нам представляется важным и возможным особо выделить два положения-В. понятии "социальная активность женщин": I) социальная активность как критерий уровня общей.образованности женщин и их диалектико-материалистического мировоззрения и 2) социальная активность как сфера реализации приобретенных научных знаний и проведения в жизнь марксистско-ленинского мировоззрения.

Курочкин U.K. Проблемы научного атеизма в'свете решений ХХУТ съезда КПСС- В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып. 28.- М.: Мысль, с.5.

-2 Т и н я к о в а И.П. Социальные факторы преодоления религиозности среди женщин в СССР (на материалах православия). Автореф.дис. ... канд.филос.наук.- М., 1971.

В первом значении социальная активность раскрывается в та
ких понятиях, как "необходимость повышать свой общеобразова
тельный и культурный потенциал", "желание участвовать в общест
венной и.политической жизни страны", "недопущение возникновения
потребности в иллюзорной компенсации", "стремление соблюдать
новые ритуалы и обряды" и т.д. Реализация этих действий во вто
ром, значении будет означать нечто иное, как результат - того,
что женщина освободилась отверы-в бога и связанных с этой ве
рой .религиозных предрассудков, что она глубоко, осознала значи
мость своего участия в общественно-политической жизни общества,
всем сердцем почувствовала свою причастность к делам государст
венным, ощутила в себе то, что возвышает личность женщины, де
лает её равноправной в. обществе . . .

Четкое понимание этой взаимосвязи позволит научно обосно
ванно спланировать программу атеистического воспитания женщин
в любом коллективе. .

.Социальная активность - один из .способов самовыражения личности, прогрессивная форма новых производственных отношений, в результате которых изменяется не только социальный уклад советской семьи в. целом, но и психология человека, постигающая все те материальные и особенно духовные ценности, которые были накоплены предшествующими поколениями людей и современным обществом. Социальная активность вместе с тем не может не охватывать буквально все стороны жизни и деятельности человека. Личность проявляется во всем многообразии и единстве её поступков и её главный смысл должен заключаться в умении человека принести пользу людям, обществу.

Если представить социальную активность женщин как некую

- б -

пирамиду ценностей, то отказ от иллюзорного восполнения ограниченной практики своего бытия, атеистическое просвещение женщин, приобщение их к научному познанию мира, привлечение к участию в политической жизни страны окажутся на самой вершине этой пирамиды. Поэтому важно воспитать в женщине критическое отношение к религиозным предрассудкам, дать ей почувствовать себя полноценным и равноправным, не на словах., а на деле, человеком, оставаясь в то же время женщиной-матерью.

... Донцепция доминанты "социальная активность, женщины" в общей программе преодоления-религиозных предрассудков не раз становилась и у нас в стране (в прошлом), а за рубежом и сегодня предметом ожесточенных споров о роли и месте женщины, в обществе и, в-частности, потому, что признание этой доминанты и. тем более осуществление её способствует в определенной мере отходу женщин от религиозных догм.

. Для нас важно, чтобы женщина не. испытывала потребности в вере в бота, потребности в иллюзорной компенсации своих духовных потребностей, и удовлетворяла их не путём веры в бога и соблюдения религиозных обрядов, не в некоем отвлеченном "общении" с "духом божьим", а в реальной жизни, творцом которой является и она сама. Проблема заключается в том, чтобы не только убедить верующую или склонную к вере женщину в ложности её нравственных приобретений, а в том, чтобы воспитать у неё умение правильно воспринимать, научно оценивать явления жизни, события, факты. Вот почему разнообразие форм и методов идейно-воспитательной и атеистической работы среди женщин, воспитание нравственных ценностей должны занимать в программе "социальная активность женщин" первоочередное место.

Марксистско-ленинское мировоззрение, подтвержденное всем

ходом развития человечества, показывает, что социальная активность женщин должна стать одним из основных элементов в их атеистическом воспитании. Путём социальной активности женщин можно наиболее успешно решить важнейшие проблемы;, связанные с понятиями о смысле жизни человека на земле, его духовными идеалами, непреходящими ценностями человеческой.культуры. И в этом - исторический оптимизм .марксистско-ленинского учения. Сегодня он - этот оптимизм - в достижениях реального развитого социализма, в успехах международного коммунистического движения, в самом поступательном историческом процессе, преобразующего мир.

В. противовес социалистическому- оптимизму сторонники буржуазной идеологии всеми силами проповедуют пессимистические концепции, связывая якобы грядущую всемирную катастрофу (что усиленно .проповедуют и ученые богословы), с гибелью капитализма. Это подрывает веру в человеческие силы, и возможности, разжигает религиозный фанатизм, отрывает людей от общественно полезной работы, заставляет искать их своё спасение в потустороннем мире. Следовательно, необходимо находить наиболее эффективные формы и методы атеистической работы, тесно увязывать их с политической и хозяйственной жизнью страны:. "Если в прежнее время, - говорил В.И.Ленин, - мы; пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это - тоже проповедь, но это проповедь действием...". К.Маркс подчеркивал, что "в_революционной деятельности измене-

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.38, с.198.

т ниє самого себя совпадает с преобразованием обстоятельств" .

Это ещё раз доказывает, что теория коммунистического, в том числе и атеистического воспитания, не может быть изолирована от участия индивидов в трудовой и политической жизни, от экономических и социальных условий.

В задачу данной работы входит исследование самого понятия "социальная активность" с точки зрения активности, как

движение материи, как„основа такого движения, как сущность де-

ятельности -или как отражательно-информационный процесс . Социальная активность интересует нас в основном с точки зрения меры; социальной деятельности женщин, причём преимущественно практической. Речь идёт об участии женщин не-только, в трудовой деятельности, но и в общественной работе - от выполнения.отдельных поручений, скажем, женсоветов, профгруппорга и т.д. до участия в выборных органах, не говоря уже о праве её выбора и овладения любой производственной профессией, о праве личного

участия в сфере многогранной жизни коллектива.

. Ф.Энгельс, рассматривая закономерности развития общества, указал на взаимодействие экономического момента и надстроек, которые также оказывают влияние на ход исторической борьбы. "... Существует, - пишет он, - взаимодействие всех этих момен-

х М а р к с К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.201.

Общественно-политическая активность трудящихся. - Свердловск, 1972.

Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих.- М.: Политиздат, 1979.

тов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счёте прокладывает себе дорогу. И когда все стороны взаимодействуют, выступают как факторы, то их взаимодействие означает, что они не только различны, но и тождественны друг другу в своей экономической основе, что им присуще это общее свойство, хотя степень действия каждого, совершаясь на основе определяющей роли экономического-фактора, специфична. Значит, социальная активность женщин, подчеркнем эту мысль ещё раз, только тогда превратится из условия в фактор преодоления их религиозности, когда социальная активность вступит во взаимодействие с другими явлениями общественной жизни (такими как мировоззренческая, атеистическая убежденность, общеобразовательный и культурный уровни).

Вместе с тем нам представляется возможным подчеркнуть, что социальная активность женщин является не столько у с л о в и -е м или предпосылкой преодоления его религиозности, а сколько объективным, действенным фактором этого преодоления.. Социальная активность женщин только тогда станет средством преодоления их религиозности, когда превратится в объективный фактор этого процесса.

Дело в том, что у ел о в и е по своему содержанию -есть только момент процесса преодоления религиозности женщин в действительности, есть элемент, который составляет одну из предпосылок этого процесса.

Но само по себе условие пассивно: его наличие не означает процесса. При наличии всех условий появляется отношение при-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.395.

чинности, причина порождает действие, происходит возникновение процесса. Отношение причины и действия в связи отдельных явлений ( в нашем случае социальной активности женщин и преодоления их религиозности) фиксирует только их различие и упускает тождество в одном-и том же.соотношении, И--поэтому.оно прямолинейно и односторонне. Это отношение есть только один, х:отя и всеобщий,, момент, связи, явлений. . Дальнейшее углубление познаний, ведёт к взаимодействию. Последнее разрывает связь действия.друг на друга и взаимообус-лавливающих друг друга явлений-причин, включает и.взаимообусловленность причин и порождающего её действия.

Социальная активность женщин превращается в фактор преодоления их религиозности, потому что она вытесняет потребность в общении с богом, компенсирует.ограничения женщин, связанные с домашними заботами и восстанавливает или устанавливает прочные связи с обществом.

Проблемы эмансипации женщины, повышения её социальной активности и освобождение от религии постоянно привлекали внимание исследователей. В ряде работ рассматриваются пути развития социальной активности, формирование активной жизненной позиции различных категорий трудящихся в том числе и

- II -

женщин , анализируются опыт решения женского вопроса в СССР, состояние/'труда и быта женщин, их положение в семье и обществен Учеными в последние годы: была проведена большая работа по изучению-проблемы преодоления женской религиозности и особенностей атеистического воспитания женщин, проживающих в регионах

Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности при социализме. Автореф.дис. ... д-ра филос.наук.- М., 1972; Ж е л нов а Л.П. Социальная активность личности в условиях развитого социализма. Автореф.дис. ... канд.филос.наук.-М., 1972; Арефьева Г.С. Социальная активность.- М.: Политиздат, 1974; Т и м о ф е ев В.Д. Некоторые теоретические вопросы повышения социальной активности верующих в условиях социализма.- В кн.: Актуальные вопросы атеистического воспитания. -Алма-Ата, 1976; Ками л о в М.К. и Г а в р и л к и~н а М.Л. Формирование социально-активной личности в условиях социалистического строительства (на примере Средней Азии).- М.: Знание, 1978; Горюнов В.В. Возрастание социальной активности личности в условиях развитого социализма.- М.: Знание, 1976; Иванова С «Д. Возрастание социальной активности женщин в развитом социалистическом обществе.- В кн.: Вопросы научного атеизма.- Киев, 1980.

Б'и л ь ш а й В. Д. Решение женского вопроса в СССР,-М.: Госполитиздат, 1959; Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (І9І7-І937 гг.).- М.: Мысль, 1978; Т а т ы б е-к о в а Ж.С. Великий Октябрь и женщины: Киргизстана.- Фрунзе: Илим, 1975; Юк З.М. Научно-технический прогресс и труд женщин.- Минск: Беларусь, І98І; М а ш и к а Т.А. Социально-экономические особенности труда женщин при социализме.- Киев: Наукова Думка, 1981; інкова З.А. Советская женщина (социальный портрет).- М.: Политиздат, 1978; Ш и ш к а н Н.М. Труд женщин в условиях развитого социализма.- Кишинев: Штиница, 1976; Михайлюк В.Б. Легенда и правда о женском труде.-М., 1981.

- 12 -традиционного распространения ислама . В этих работах рассмат-

Лебедева ИД. Причины сохранения религиозных пережитков среди женщин на материалах исследований общин евангельских христиан-баптистов).- M.f 1968; Вейцман И.И, Религиозное сектанство и женщина. Автореф.дис. ... канд.филос. наук. Томск, 1968; П и с м а н и к М.Г. Религия и женщина. Автореф.дисс. ... канд.филос.наук.- М., 1964; Тимченко И.П. Социальные факторы религиозности женщин в современных условиях (на материалах Закарпатской области). Автореф. дисс. ... канд.филос, наук.- М., 1970; Тин як о в а И. П. Социальные факторы преодоления религиозности среди женщин'в СССР (на материалах-православия). Автореф. дисс. ... канд.- филос. наук.- М,, 1971; Горо х о в а Н. Д. Особенности атеистического воспитания женщин. Автореф.дисс. ... канд.филос,наук.-ІЛ., 1973; В ага б о в М.В. Ислам и женщина.-Мысль: 1968; Д а д а б а ев а С. Женщина и ислам.- М., 1961; Зулалова З.А. Формы проявления религиозности среди женщин и вопросы научно-атеистического воспитания. Автореф. ' дисс. ... канд.филос.наук.- Баку, 1975; Обр аз ц о в а Н.П. Условия формирования атеистического мировоззрения женщин (на материалах Таджикистана). Автореф.дисс. ... канд.филос.наук.-М., 1972; Со з а е в а А.С. Социалистическая культура и её роль в освобождении женщин из-под влияния ислама (на материалах республик Северного Кавказа). Автореф.дисс. ... канд.филос. наук.- М., 1971; Сапармухамедова Б. Возрастание роли субъективного фактора в формировании атеистического миропонимания у женщин (на материалах Туркменской ССР). Автореф. дисс. ... канд. филос. наук.- Ташкент, 1972; Абдылдаев С.А. Некоторые особенности консервации религиозных предрассудков среди женщин (на материалах Киргизской ССР). Автореф. дисс. ... канд. филос, наук.- Фрунзе, 1972; Абдусаидо-в а Г. Отношение раннего и современного ислама к женщине, семейно-бытовым традициям и обычаям по материалам Уз.ССР. Автореф.дисс. ... канд.филос.наук.- Ташкент, 1970.

- ІЗ -

риваются причины сохранения религиозных верований и традиций среди женщин, изучается влияние социалистических преобразований на преодоление женской религиозности. Однако в них недостаточно исследуются проблемы развития социальной активности как решающего фактора преодоления религиозности и утверждения научно-материалистического мировоззрения среди женщин. При анализе -влияния социальной активности на преодоление.женской религиозности не всегда учитываются исторические, социально-экономические , конфессиональные,, .бытовые, социально-психологические особенности народов, среди которых сохранились пережитки

ислама. .

-.Процесс секуляризации женщин в республиках Средней Азии,,
в том числе.в Киргизии,, осложняется .тем., что киргизский народ
совершил, переход от феодализма к социализму, минуя стадию ка
питализма. Ислам в Киргизии тесно переплетается с пережитками
доисламских-верований. Это накладывает отпечаток на характер
религиозности: живучи пережитки феодально-байского отношения к
женщине (многоженство, калым, принудительная выдача замуж не
совершеннолетних), освящаемые, нормами адата и шариата.

Значительная часть женщин-киргизок не занята в общественном производстве, не принимает участия в общественной жизни. Без глубокого и всестороннего изучения причин, поддерживающих религиозность женщин и мешающих формированию у них научно-материалистического мировоззрения, невозможно вести научно обоснованную работу по атеистическому воспитанию женщин и развитию их социальной активности на современном этапе коммунистического строительства.

Именно это определило выбор темы исследования, её цель и

направление.

Цель и задачи исследования» Диссертант ставил перед собой цель изучить теоретические и практические проблемы повышения социальной активности женщин как важнейшего фактора преодоления их религиозности, динамику возрастания социальной активности женщин в Киргизии под влиянием успехов в экономической и культурной жизни; выработать рекомендации по повышению эффективности научно-атеистического воспитания женщин на основе проведенного исследования и.обобщения опыта идеологической и научно-атеистической работы партийных, советских и общественных организаций -Киргизской. ССР.

В этой связи в диссертации решаются задачи:

. ..- I. Раскрыть содержание понятия "социальнаяактивность"-как философской категории, отражающей процесс социально-преобразующей деятельности человека...........

к2. Изучить специфические особенности женской религиозности и поддерживающие её социально-исторические и социально-психологические- причины;. . . .

4 3. Проанализировать систему объективных условий и субъективных факторов, способствующих развитию социальной активности^ женщин в регионах традиционного распространения ислама.

4. Раскрыть механизм влияния развития социальной активности женщины на процесс освобождения её от религиозных пережитков и формирования атеистических убеждений.

Научная новизна работы, состоит в том, что в ней исследуется малоизученная проблема вовлечения женщин местных национальностей регионов традиционного распространения ислама в производственную, общественно-политическую и культурную деятельность, которая является основой формирования научно-материалис-

тического мировоззрения женщин, воспитания у них атеистической убежденности.

В диссертации анализируются социально-исторические и со-циально-писхологические причины живучести религиозных предрассудков среди женщин, связанные с остатками их фактического неравенства в семейно-бытовых отношениях, оторванностью части из них от общественного производства, невысоким образовательным и культурным уровнем женщин, особенно в сельской местности.. Рассматриваются особенности, .процесса секуляризации женщин под влиянием развития их трудовой и общественной активности в специфическом регионе, где исламские пережитки тесно переплетаются с доисламскими верованиями, остатками патриархально-родовых отношений. В диссертации подчеркивается, что развитие социальной активности женщин, повышение их общественно-политической и . производственной активности - процесс управляемый. Его развитие зависит не только от объективных условий, но и во многом определяется целенаправленной идеологической работой партийных и общественных организаций. Рассматриваются основные направления развития социальной активности женщин как закономерность социалистического образа жизни. .

В диссертации в научный оборот введены новые данные конкретных социологических исследований, проведенных в Киргизии с участием автора, и некоторые другие источники.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования и сформулированные в нем выводы могут быть использованы, партийными комитетами и общественными организациями республики в дальнейшей работе по вовлечению женщин в общественное производство, для улучшения социального

планирования, максимально учитывающего специфику семейно-быто-вого положения женщин в Киргизии, а также в учебном процессе при изучении курса научного атеизма в высших и средних учебных заведениях, университетах марксизма-ленинизма, народных университетах научного атеизма, в лекционно-пропагандистской работе в трудовых коллективах и по месту жительства.

. Теоретические выводы, и фактические данные, касающиеся вопросов - повышения.социальной активности женщин и её влияния, на преодоление их религиозности, могут быть использованы в научной разработке проблем атеистического воспитания.

Теоретические основы и источники исследования

При.анализе рассматриваемых проблем диссертантка руководствовалась марксистско-ленинской методологией, опиралась на труды основоположников марксизма-ленинизма, программные документы КПСС, решения съездов КПСС и Компартии Киргизии, Пленумов ЦК КПСС и ЦК^Компартии республики. В работе использованы атеистическая литература, материалы конкретно-социологических исследований, осуществленных межвузовской кафедрой научного атеизма при Киргизском государственном университете им. 50-летия СССР, архивные материалы;, а также факты, почерпнутые из местной периодической печати и жизни республики.

Апробация работы. С докладами по материалам исследования автор выступила на объединенной научной сессии Академии наук Киргизской ССР и Министерства народного образования, посвященной 100-летию со дня рождения В.И .Ленина (1970 г,), на Фрунзенской городской научно-практической конференции, посвященной 50-летию со дня образования Киргизской ССР (1974 г.), женских

конференциях (1976, 1978, 1980 гг.), постоянно действующем семинаре при Первомайском РК КП Киргизии г.Фрунзе (1980-1983гг.) и на семинарах пропагандистов и председателей комиссий содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах (1979-1983 гг.).

Структура работы;. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 139 стр. машинописного текста, 30 стр. библиографии, включающей 316 названий источников.

Содержание работы. В первой главе раскрывается марксистско-ленинское понятие социальной активности и её роль, в преобразовании мира. На примере Киргизии анализируется сущность социального равенства женщин, исследуются социально-исторические причины фактического неравенства женщин в сфере семейно-бытовых отношений. .

Содержание второй главы составляет анализ условий, способствующих повышению социальной активности женщин в регионе с традиционным распространением ислама и её влияние на процесс освобождения женщин от религии.

Утверждение равноправия женщин в процессе коммунистического строительства

Раскрепощение трудящихся женщин,, работа по освобождению их от пережитков прошлого и бесправия стало возможным только в результате.победы Великой Октябрьской .социалистической революции, уничтожившей частную собственность на средства производства, .эксплуатацию человека человеком. Женщина, веками терпевшая гнёт.и унижение, впервые получила возможность свободно вздохнуть, расправить плечи, стать равноправным членом общества.

В своих "Письмах из далека" В.И.Ленин писал: "А не привлекая женщин к общественной службе, к милиции, к политической жизни, не вырывая женщин из их отупляющей домашней и кухонной обстановки, нельзя обеспечить настоящей свободы, нельзя строить даже демократии, не говоря уже о социализме" .

.И .Ленин, говоря о положении женщин в мире, подчеркнул, что "чем чище очистили мы почву от хлама старых, буржуазных законов и учреждений, тем яснее стало для нас, что это только очистка земли для постройки, но ещё не самая постройка" .

Спустя десятилетия В.В.Николаева-Терешкова с полным основанием скажет о женщинах: "Ныне они - активные участницы коммунистического строительства. Разительные.перемены, происшедшие в судьбах женщин всех наций и народностей, населяющих Советский Союз, особенно в судьбах женщин Средней Азии, Казахстана, Закавказья, народов Севера, - результат целенаправленной деятельности ленинской Коммунистической партии, её Центрального Комитета, пример великих преимуществ социалистиче 2 ского перед капиталистическим" .

Советские женщины создают не только жизненные блага. Они вместе с тем.созидают новый мир, новые человеческие отношения, новую мораль. Женщины активно участвуют в строительстве коммунизма, вносят весомый вклад в развитие всех сфер общественной жизни.

В течение многих веков вопрос о положении и роли женщины в обществе и путях её раскрепощения оставался острейшей проблемой. Исследователи пытались объяснить тяжёлое положение женщин в обществе её особым происхождением, особыми функциями, возложенными на неё самим богом, но только основоположникимарксизма-ленинизма сумели научно обосновать классовую природу и историческую обусловленность возникновения неравенства полов, вскрыли основные причины экономической зависимости и социального бесправия женщин при капитализме. Они доказали, что только борьба рабочего класса за революционное преобразование старого общества принесет женщинам подлинную свободу и равноправие. ... Выступая на I Всероссийском съезде работниц, В .И .Ленин подчеркнул,-что "из опыта всех освободительных движений замечено, -что успех революции зависит от .того, насколько в нём участвуют женщины" . Решающим условием полного освобождения женщин от всех ограничений, пережитков и бесправия В.И .Ленин считал вовлечение их в общественное производство, повышение их социальной активности. Нынче.,, на примере решения женского вопроса в СССР, человечество убедилось в правоте великого учения классиков марксизма-ленинизма. В приветствии "Участникам Всемирной конференции ООН в связи с Десятилетием женщины" подчеркивается, что "большим завоеванием советского народа.реального социализма в нашей стране является достижение подлинного равноправия женщины во всех сферах политической, социальной и культурной жизни, подкрепленное повседневной заботой государства о дальнейшемулучшении условий её труда, быта, отдыха и выполнения долга ма-2теринства" .

Советские женщины сегодня работают практически во всех отраслях народного хозяйства. "За годы Советской власти 5 тысячам женщин присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда,

Сегодня 52% из общей численности рабочих и служащих страны приходится на долю.женщин. Только на фабриках и заводах их трудится более 14 млн. 94,5% всех трудоспособных женщин в возрасте .от 18 до 55 лет работают и учатся. Из общего числа лиц, имеющих высшее и среднее образование,.более половины составляют женщины. Если число инженеров за последние 25 лет увеличилось в нашей.стране в.6 раз, то женщин-инженеров - более чем в 10 раз, они составляют свыше 30% всех дипломированных инженеров и около 40% техников. Показательно, что роль женщин в социалистических странах намного выше, чем в развитых капиталистических государствах. Так, удельный вес экономически активного женского населения равен: в СССР- 49,3%, в США - 25,1, в Бельгии - 19,7, в Голландии - 16,1%.. Весьма внушительными на этом фоне выглядят и достижения Социалистического Киргизстане,- где в 1980 году 50,6% общей численности специалистов с высшим образованием и 60,8% со средним- составляли женщины. По настоящему впечатляют данные о дипломированных специалистах среди женщин педагогов и культпросветработников - 61,9%. Несколько меньшим вляется состав инженеров- 30,9%, но и здесь эта цифра значительно превышает аналогичные показатели в развитых капиталистических странах. Не менее вескими являются данные о женщинах ученых, которые составляют в республике 41,5% от общего числа научных работников республики .

Велико значение женщин в ведении государственных дел. Из общего числа депутатов, избранных в последний раз в Верховные Советы союзных республик, около 36,0% приходится на женщин.

Успешное привлечение женщин к работе во всех сферах жизнедеятельности СССР обусловлено самой природой социалистического общества и вытекающей отсюда политики Коммунистической партии и правительства, претворивших в жизнь ряд исторических решений, касающихся.женщин..... ... Бесспорным свидетельством равноправия женщин является быстрый их.рост в рядах нашей партии. Сейчас в ней более 2,5 млн. человек.

Октябрьская революция привела в движение женщин всего Советского Востока и, в частности, женщин Киргизии. Долог и труден был путь женщины-мусульманки к свободе и равенству, от униженного положения в семье - к активному участию в семейной жизни. Анализируя работу Компартии Киргизии в борьбе за установление в республике Советской власти,.мы видим, что в сложившейся ситуации отчетливо, прослеживаются экономические и политические предпосылки для успешного решения в Киргизстане женского вопроса, а затем их атеистического воспитания. Они заключались в том, что женщинам предоставлялись одинаковые права с мужчинами во всех областях экономической и общественно-политической деятельности .

У истоков этой великой победы мы находим такие исторические документы, как материалы Второго съезда Советов, провозгласившего победу Советской власти, "Декларация прав народов России", положившая начало равноправию и суверенности народов России, обращение Совнаркома "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". Это были поистине основополагающие докумен

Социально-исторические причины фактического неравенства женщин в сфере семейно-бытовнх отношений

С первых дней Советской власти Коммунистическая партия и Советское правительство дело освобождения женщин, дело вовлечения их в активную общественную жизнь поставили на передний план. В.И.Ленин учил, что вовлечение женщин в производительный труд и общественную жизнь - это гигантски важное историческое дело пробуждения "новых борцов, доселе политически спавших, прозябавших в мучениях нужды и в отчаянии, потерявших веру в то, что и.они люди, что и они имеют право на-жизнь" . К проблеме положения женщины и более чуткого к ней отношения неоднократно обращался К.Маркс и Ф..Энгельс. Они указывали на то,.что женщины."совсем не должны: допускаться к какой бы то ни было ночной работе, а также ко всем видам труда, опасного для.более, хрупкого женского организма и подвергающим его воздействию ядовитых или других вредных веществ" . В "Критике . Готской программы" Маркс выдвинул требование о запрещении "женского труда в.тех отраслях производства, которые особенно вредны для женского организма или же для женщин несовместимы: с з нравственностью" . мая кораном, законами адата и шариата, женщина-киргизка испытала на себе патриархально-феодальный деспотизм наиболее остро. Её бесконечная экономическая зависимость, рабское подчинение мужчине, затворничество убивали в ней светлое и живое. Роль её в обществе начиналась и заканчивалась в рамках юрты и семьи. Этим объяснялась её политическая, незрелость, умственная недоразвитость. Её потенциальные возможности умственного развития всячески-принижались-и единственно, где она могла "проявиться"-это в почитании законов шариата,..в послушании. Мужчина, стоявший несравненно выше.женщины, напротив, имел больше.возможностей участвовать в управлении,- в обсуждении.всех дел. .-.Немалый вред, принесла религиозная теория так называемого "врожденного" превосходства мужчины. Истоки .этого.учения - в идеалистическом понимании мироздания, в убежденности, что сознание первично, а материя, вторична. Это не могло не.привести и привело к абсолютизированию антропологической сущности человека, где пол и возраст, духовные и. физические возможности женщины приобрели самодавлеющее. значение, определили её личность как неполноценную, пригодную лишь к ведению домашнего хозяйства и к деторождению. Критикуя сторонников этой "односторонней" теории, А.Бебель говорил, что нельзя.видеть в женщине "лишь половое существо" , не замечая в ней способности к общественной деятельности. Наука сегодня глубоко исследует такие проблемы, как соотношение в человеке социального и биологического, пытается выяс нить, насколько влияет трудовая и общественная деятельность человека и его социальная активность на биологическую эволю цию генов, но ясно одно, что некоторые социальные, субъектив ные качества мужчин не наследуются ими от отца или деда. Они приобретаются и.передаются последующим поколениям как следст вие накопленного опыта, а не как сумма духовных качеств, якобы передающаяся с плотью отца. Поучительный пример в этом отношении приводит .в своей книге "Человек разумный" В.Келер: "На стоянке, покинутой.племенем (племя гуайакилов, проживающее в Парагвае, наиболее отсталое в наши дни.-Д.Р.), была .обнаружена совеем.маленькая девочка в возрасте около двух лет. Нашедший эту девочку французский этнограф Веллар, поручил своей матери.её воспитывать. Через 20.лет (в 1958 году) она ло уровню развития, ничем не отличалась от интеллигентных европейских женщин. .Сейчас она с успехом занимается этнографией, прекрасно говорит на французском, испанском и португальском языках" . .

Говоря о сущности личности и её социальной природе, вместе с тем следует подчеркнуть, что процесс социализации проявляется лишь .на базе того, чем он располагает, а сам процесс порождает индивида с конкретным обликом социального существа и здесь биологическое снимается, переходит в социальное. Сама же личность в своей сущности воплощает совокупность лишь тех отношений, которые господствуют в данный исторический период. Следовательно, внутренний мир женщины-киргизки в прошлом полностью формировался под воздействием той среды, в которой она обраща лась. Отсюда наличие религиозности, почитание архаических обрядов.

Причину распространения религиозных предрассудков среди женщин исследователи объясняют не совсем точно. Так, М.В.Вага-бов в брошюре "Отношение мусульманской религии к женщине" объясняет это только тем, что ислам.в силу приниженного угнетённого положения женщины глубже проник в её сознание, чем у мужчин. С. этим можно, согласиться.. Но.М.В.Вагабов и. другие исследователи не всегда учитывают .психологические и естественно-физиологические особенности .женщин, их положение в обществе и в семье, оторванность от общественной жизни.

Исследовав и .изучив тысячелетний опыт человечества, творчески его переработав и переосмыслив, классики марксизма-ленинизма пришли к выводу, что рабское и униженное положение.женщины, превратные представления о её способностях и возможностях -есть результат неравноправного положения женщины: в обществе, в быту, в семье, отрыва её от общественно полезного труда. Они доказали, что социальное равенство полов проблема социальная, проблема, которая не сводится только к проблеме пола.

Марксистско-ленинская философия доказала, что семья - категория не столько биологическая, сколько явление общественно-социальное, отражающая в себе зависимость от политической, экономической и культурно-идеологической структуры общества. Социальные факторы всегда оказывали и оказывают самое непосредственное влияние на семью. В прошлом, например, социальное не равенство женщины в обществе, её закабаление, а у народов Средней Азии её затворничество, привели к тому, что она стала в семье бесправной рабыней. С созданием единобрачной семьи, писал Ф.Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", было положено начало рабству женщины: "Первая, появляющаяся в истории противоположность классов,-подчеркивал он, - совпадает с развитием антагонизма между мужем и ..женой, при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским"..

На Востоке, в дореволюционное время, это порабощение усугублялось существованием многоженства, которое."использовалоськак одна из форм эксплуатации женского труда" . Это ещё болеезакабаляло женщин, принижало их достоинство, отрывало от общественно полезного труда.

Положение женщины в. киргизской семье всегда вытекало из того уклада, который господствовал в ней. В прошлом - это патриархальный. С.М.Абрамзон указывает, что. "при всей категоричности норм обычного права, ставивших женщину в неравноправное положение с мужчиной, киргизские женщины, проявили значительную самостоятельность в домашнем быту, а иногда и за его лредела МИОднако более глубокое изучение положения женщины-киргизки в прошлом показывает, что эта "самостоятельность" не давала ей

Социальная активность женщин - закономерность социалистического образа жизни

К.Маркс назвал коммунизм реальным гуманизмом. Сегодня,прослеживая вехи движения нашего общества к заветной цели, мы отдаём должное великому предвидению гениального гуманиста. И сегодня забота о благе людей, уважение достоинства и прав человека, всестороннее развитие личности, совершенствование общественных отношений и ещё многое другое - есть совокупность нашей реальной .жизни, основа марксистско-ленинского учения о коммунизме, идеология советского общества. Суть.гуманистических идеалов наиболее полно раскрылась теперь, на этапе развитого социализма, и воплотилась в четкую формулу смысла всей политики Коммунистической партии Советского Союза - конкретная забота о конкретном человеке.

"Высокий гуманизм общества зрелого социализма, - писала "Правда", - находит, своё проявление и в активном осуществлении гражданами страны прав, предоставленных им Конституцией СССР. Партия обеспечивает дальнейшее развитие демократии, высоко поднимает авторитет человека труда, создает для него свободу творить на благо общества, активизирует участие трудящихся в управлении общественными делами, крепит дружбу народов, прививает людям чувство коллективизма, доброты, взаимопомощи. У нас действительно торжествует принцип: человек человеку - товарищ, друг, брат" . Это как раз те условия, которые дают возможность советским людям повышать своё научно-материалистическое мировоззрение, становясь в своём существе атеистами. Абсолютное господство марксистско-ленинского атеистического мировоззрения во многом зависит от полного утверждения советского образа жизни как качественно нового социального явления, как результата победы. Великого Октября.

Наиболее эффективно советский образ жизни может, проявляться только в.совокупности.всех его многочисленных компонентов,, только в этом случае, он способен оказывать на.личность своё положительное, в данном случае, атеистическое воздействие. Наиболее .существенными сторонами социалистического.образа жизни являются труд, работа на себя, коллективизм, сотрудничество, взаимопомощь, общественная деятельность, товарищество. Главная ценность социалистического образа жизни - человек в своей творческой, инициативной деятельности, человек, твердо стоящий на позициях гражданственности. Для его всестороннего развития созданы все социально-экономические возможности, он обеспечен всеми социальными правами и гарантиями, опираясь при этом на идейно-нравственный потенциал социалистического общества, порывая со старыми представлениями, искусственно сдерживающими.его творческое проявление. "Человек обретает мировоззрение, - высказывает одну из точек зрения советский философ А.Спиркин, - когда он выбирается из узкой своей индивидуальности и малой группы, обращая свой духовный взор насудьбы своего народа, всего человечества, на мир в целом" .

До Великого Октября киргизы в социально-экономическом отношении жили в узких рамках народности и не успели сформироваться в нацию. Несмотря на развитие феодальных отношений, киргизы почти до конца XIX столетия в территориальном и хозяйственном отношениях продолжали жить родами и племенами, в большинстве случаев разрозненными и враждующими между собой. Братоубийственные войны разоряли прежде всего трудящиеся массы, способствовали.сохранению патриархальной старины,.пережитков в быту, религиозных представлений..Как отмечает С.М.Абрам-зон, "устойчивое сохранение патриархально-феодальных отношений в киргизском обществе способствовало.тому, что в народном мировоззрении киргизов удерживалась наиболее отсталая форма идеологии - религиозная идеология. Она играла в прошлом существенную роль в духовной жизни киргизов" .

В послеоктябрьский период под воздействием объективных факторов представления о религии у советских людей стали изменяться. Активная мыслительная деятельность, постижение основ марксистского миропонимания получили у них своё воплощение , как только они оказались перед необходимостью решать своё будущее, строить новую жизнь. И чем грандиознее ставила партия перед обществом задачи, тем активнее включались люди в их решение. Появилась потребность не только быть полезным для всех и ощущать заботу о себе других, но и потребность личного нравственного самосовершенствования, воспитания в себе такого мироощущения, при котором "смелость, сознание соб ственного достоинства, чувство гордости и независимости - важнее хлеба" .

Будучи важным критерием истинности марксистско-ленинской теории, социалистический образ жизни как раз и явился наглядной демонстрацией её соответствия практике социалистического строительства. Утверждение норм и моральных принципов социализма осуществлялось в противоборстве с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, когда "каждый его компонент объективно противостоял религиозной идеологии, антинаучному мировоз 2зрению",..Активная общественная деятельность изнутри и извне разрушала религиозность человека и позволяла ему открывать новыестороны жизни, переосмысливать свои взгляды на мир и на самогосебя. По мере развития и совершенствования образа жизни происходило, возрастание социальной активности, выступающей в качестве объективного и закономерного процесса в условиях социализма. "Социализм, - подчеркивается в программе КПСС, - это живоетворчество трудящихся масс. Рост активности народных масс вз строительстве новой жизни - закон эпохи социализма .

Действительность подтверждает справедливость этого положения. Общественная активность трудящихся год от года повыша ется. Так, по данным В.Г.Мордковича, число участвующих в общественной деятельности в 60-х годах возросло по сравнению с 20-ми годами в 11-15 раз . Особенно наглядно этот процесс проявился в условиях Среднеазиатского региона.

Советский образ жизни предполагает, как уже отмечалось, активную трудовую деятельность, которая больше других оказывает, своё положительное влияние на формирование личности. Однако при этом следует подчеркнуть, что социальная активность - это та сфера, где человек наиболее полно может реализовать приобретенные им научные знания в области атеистического.мировоззрения. "Научно-материалистическое мировоззрение является той материальной силой, которая стимулирует трудовую и общественно 2политическую активность . К этому следует добавить мыслиК.Маркса о том, что средства, которые дают возможность индивиду гармонически развиваться, человек может получить "только в

Формы и методы атеистического воспитания женщин и повышение его эффективности на основе комплексного подхода

Рассматривая вопросы атеистического воспитания женщин и способы повышения его эффективности на основе комплексного подхода, нельзя не отметить исключительную важность именно аспекта комплексного решения проблемы, тесно связанного по своей структуре с общими задачами атеистической пропаганды в стране.

Формирование у верующих марксистско-ленинского мировоззрения, утверждение норм и принципов социалистического образа жизни, разрыв с религией невозможны, естественно, без комплексного подхода к организации атеистического воспитания. В плане идейно-политического воспитания это прежде всего утверждение в сознании верующих вредности религиозных пережитков, научный подход к оценке общественных явлений, непримиримость к проявлениям буржуазной идеологии. В сочетании с трудовым воспитанием это -формирование сознательного отношения к труду, понимание своей общественной значимости, необходимости участия в социалистическом соревновании, в починах, в творческом поиске, осознание внутренней потребности в труде. Компонент нравственного воспитания должен предусматривать формирование социальной активности, осознанного понимания своего участия в управлении производ ством, в общественных делах, в политической работе.

Было бы вообще ошибочным полагать, что воспитание атеистической убежденности - процесс обособленный, узкий, строго специфический. Обособлена сама религия. Что касается понятий "атеистическое воспитание" и "атеистическая пропаганда", то их часто рассматривают как адекватные, взаимозаменяемые понятия. На наш взгляд, оба эти понятия - и воспитание, и пропаганда -тесно взаимосвязаны, обусловливают друг друга, потому что атеистическое воспитание часть или важнешши элемент атеистической пропаганды в целом, всей системы коммунистического воспитания, в частности..- Анализ специальной литературы, документов партии, концепций .буржуазных социологов, теологов и церковных деятелей убеждают не только в необходимости комплексного подхода к организации атеистического воспитания, но и в непременном сочетании конкретного процесса воспитания с конкретными задачами атеистической пропаганды, ставящей своей целью сеять зерна марксистско-ленинского мировоззрения, и по-ленински разоблачать буржуазных фальсификаторов научного атеизма. Партия учит, что идейная борьба против религиозных пережитков с позиций марксизма-ленинизма означает соблюдение по отношению к религии последовательно классового, принципиально партийного подхода.

Острота этой задачи вытекает из всё обостряющейся идеологической борьбы двух противоборствующих систем - социализма и капитализма, взявшего на своё вооружение идеологию религии. В.И .Ленин был прав, указывая, что в развитии капитализма наступает такой момент, "когда командующая буржуазия, из страха перед растущим и крепнущим пролетариатом, поддерживает всёотсталое, отмирающее, средневековое" .

Сегодня мы являемся свидетелями того, что буржуазные идеологи используют все средства, любые возможности, чтобы обвинить коммунистов в "уничтожении религии", в "разрушении основ религиозной веры" и т.д.., . Коммунисты с уважением.относятся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие .религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги.

Натиск буржуазной пропаганды., пытающейся, нашу атеистическую .работу объявить бессмысленной пропагандой, растёт с каждым днём, не ослабевает он.и в сторону групп населения в нашей стране, исповедующих ислам. Так называемые мусульманские религиозные дессиденты пытаются навязать верующим людям мысль о том, что религия неискоренима, что она якобы отражает чисто национальное, а потому в ней нет вреда. Все дело в том, что зарубежные "исследователи" религии в СССР стремятся не только укрепить её позиции, вернуть в её лоно новые отряды "заблудших" ,.но протащить и закрепить в умах верующих идеи национализма, вражда к другим народам.

Все это сегодня нельзя не учитывать, нельзя, следовательно, и не искать новых форм и методов атеистической работы, атеистической пропаганды, эффективность которой стоит в прямой зависимости от социально-политической и идеологической направленностипропаганды, от её конкретного анализа, путём "социальных исследований" .

В этой связи нам представляется важным обратиться к опыту первых атеистов республики, опыту работы первых партийных организаций, действующих в сложных условиях политической борьбы с внутренней и внешней контрреволюцией и экономической разрухи. Формы и методы воспитательной работы среди женщин и всего населения складывались поэтому в зависимости от меняющихся условий. В период, к которому мы обратились, они - определялись острой борьбой с байманапскими остатками, противоборством духовенства, выступавшего на стороне противников Советов. Поэтому проблема атеистического воспитания женщин и всего населения, как мы её сейчас понимаем, была в определенной степени оттеснена и перенесена на более поздний период. Емельян Ярославский писал:. "Систематическая антирелигиозная пропаганда началась значительнопозже, чем началась политическая борьба с церковью как опреде 2ленной реакционной организацией" , однако сущность религиозныхорганизаций, их цели, фактически стоявших на стороне врагов революции, разъяснялись повсеместно. Большое значение имели решения УШ съезда РКП(б), состоявшегося в 1919 году. В программе РКП(б), принятой съездом, подчеркивалось, что с отделением церкви от государства и школы от церкви задача освобождения трудящихся от религиозной морали полностью не решается. Поэтому партия поставила новую задачу - содействовать "фактическому осво бождению трудящихся масс от религиозных предрассудков" Осенью 1919 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд работниц и крестьянок, обсудивший насущные вопросы, связанные с претворением в жизнь законов о равноправии женщин, с повышением их роли в труде и в обществе. Съезд определил и задачи по политическому просвещению работниц и крестьянок в стране.. Антирелигиозная пропаганда в..этот период отличалась проведением массовых кампаний. В городах и аилах Киргизии проводились

Похожие диссертации на Социальная активность женщин как фактор преодоления их религиозности (на материалах Киргизской ССР)