Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Влияние научно-технической революции на углубление кризиса религии в развитом социажстическом обществе 19
1. Особенности проявления научно-технической революции при социализме и ее воздействие на мировоззренческую ориентацию личности 19
2. Эволюция обыденного религиозного сознания в условиях научно-технической революции 46
3. Специфика проявления религиозного модернизмав условиях научно-технической революции 75
Глава II. Особенности формирования научно-материалистического атеистического мировоззрения и совершенствования атеистической работы в условиях научно-технической революции 113
1. Влияние изменения характера и содержания труда на отмирание религиозных предрассудков 113
2. Основные направления дальнейшего повышения эффективности атеистической работы в условиях научно-технической революции 139
3. Возрастание позитивных функций атеизма - важный фактор укрепления атеистической убежденности , 163
Заключение 178
Литература 184
- Эволюция обыденного религиозного сознания в условиях научно-технической революции
- Специфика проявления религиозного модернизмав условиях научно-технической революции
- Основные направления дальнейшего повышения эффективности атеистической работы в условиях научно-технической революции
- Возрастание позитивных функций атеизма - важный фактор укрепления атеистической убежденности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач коммунистического строительства - наряду с созданием материально-технической базы и становлением коммунистических производственных отношений - является формирование нового человека. "Строить новый мир,- подчеркивал на внеочередном февральском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко,- это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте" .
Проблема становления нового человека - это полиаспектный процесс, включающий в себя преобразования всех сфер жизнедеятельности личности. Одним из главных направлений ее решения является воспитание у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения. Формирование научно-материалистического мировоззрения - процесс крайне сложный и многоплановый, приобретающий в эпоху научно-технической революции ряд качественно новых аспектов.
Бесспорным фактом является то, что в наши дни влияние НТР на общественную жизнь углубляется, в результате чего возникают новые проблемы, требующие специального философского анализа, который бы учитывал все то, что уже сделано в плане осмысления философско-социологических, мировоззренческих последствий революции в науке и технике. Глубоко затрагивая духовный мир нашего современника, НТР преобразует всю сферу его мировоззренческих ориентации, что требует тщательного, системного и в то же время оперативного научно-атеистическо
I. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г, - М.: Политиздат, 1984, с.Іб.
-3-го исследования. Ведь в сфере воздействия НТР оказывается весь спектр отношений человека к религии и атеизму - от приверженности к вере в бога к практическому и теоретическому отрицанию религии, завершающегося формированием атеистических убеждений. Поэтому в связи с развертыванием научно-технической революции на рубеже 70-80-х годов возникает ряд новых проблем, осмысление которых требует раскрытия роли НТР в общественной жизни, ее влияния на преодоление религиозных предрассудков, на создание условий, благоприятствующих формированию атеистической убежденности личности.
Воздействие НТР на духовный мир личности, на ее отношение к религии нельзя представлять упрощенно, в виде простой функции, как непосредственно атеистическое по своим результатам, как это подчас делалось в некоторых публикациях 10-15~летней давности. Влияние НТР на мировоззрение - процесс сложный и диалектически противоречивый. В чистом виде эта противоречивость проявляется в тех специфических условиях, в которых НТР реализуется в буржуазном обществе, В наших условиях неоднозначное, подчас противоречивое воздействие НТР на духовный мир личности относится к сфере проявления присущих зрелому социализму неантагонистических противоречий, о которых говорилось на июньском /1983 г./ и февральском /1984 г,/ Пленумах ЦК КПСС.
В трудах советских ученых неопровержимо доказано, что в условиях развитого социализма НТР способствует возрастанию культурно-образовательного и профессионального уровня приверженцев веры в бога, вовлечению трудоспособных верующих в современное высокомеханизированное и автоматизированное производство. Культура и наука все шире проникают в трудовой
- 4 -процесс и быт верующих, которые в своей производственной деятельности все чаще используют элементы научных знаний, В результате создаются условия, благоприятные для размывания религиозности верующих, их постепенного перехода на позиции атеизма.
Как правило, воздействие современной революции в науке и технике на мировоззрение личности не является прямолинейным и однозначным. В последнее время в сочинениях ряда католических и протестантских теологов нередко имеют место спекуляции на трудностях и противоречиях НТР, ставящие своей задачей адаптацию религии к бурно меняющемуся миру под воздействием социального и научно-технического прогресса. Для распространения подобных взглядов широко используются новейшие научно-технические достижения. Религиозные идеологи, а также некоторые идеалистически настроенные естествоиспытатели стремятся включить в религиозную картину мира новейшие положения современной науки, предварительно подвергнув их религиозно-идеалистической интерпретации /например, концепцию замкнутой Вселенной, ее возникновения из сверхадрона, гипотезу о космическом одиночестве человечества, учение о необратимости биологической эволюции и т.п./. Богословы открыто спекулируют на экологических трудностях, сложностях процесса насыщения духовным содержанием конвейерного производства, страхе людей перед ядерной опасностью, новейшими в техническом отношении видами вооружении, перемещением гонки вооружений в космос /лазерное оружие, системы антиспутников и т.п./.
Наряду с довольно обстоятельно исследованными в советской литературе кризисными явлениями в традиционных религиях, как специфические для эпохи НТР продукты распада религии возни-
- 5 -кают и исчезают различные полусветские формы иллюзорного сознания, у некоторой части населения появляется интерес к МО, "пришельцам" из космоса, экстрасенсорному восприятию, к восточным оккультно-мистическим системам /трансцедентальная медитация, "сознание Кришны", антропософия и др./. И хотя эти религиозные или околорелигиозные течения имеют крайне незначительное распространение в нашей стране, их учет и понимание причин интереса к ним со стороны некоторой части населения необходим для правильного понимания эволюции религии в условиях НТР и осуществления научно обоснованного комплексного подхода в атеистической работе.
Более серьезным по своей значимости является другое мировоззренческое последствие НТР. Под ее воздействием в широких масштабах размывается религиозность различных слоев населения, прежде всего непосредственных участников НТР. Однако в отдельных случаях при недостаточно высокой эффективности атеистической воспитательной работы процесс размывания религиозности может остановиться подчас на стадии простого неверия, индифферентизма по отношению к религии и атеизму, отсутствия стойкой атеистической убежденности. Поэтому сформировать целостное научно-атеистическое мировоззрение не только у приверженцев веры в бога, но ж неверующих - важная задача атеистического воспитания в современных условиях, на нынешнем этапе протекания НТР. Б связи с этим особую значимость приобретает исследование секуляризирующих последствий НТР и соответствующих этой новой мировоззренческой ситуации форм, путей и методов атеистической работы среди населения, находящегося в сфере влияния НТР, прежде всего ее непосредственных участников.
Таким образом, познание процессов, происходящих в общественном бытии и общественном сознании под воздействием НТР, необходимо для научно обоснованного, отвечающего требованиям времени атеистического воспитания советских людей.
Потребность осмыслить мировоззренческие аспекты последствий НТР и их роли в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения в значительной степени обусловлена также тем, что выдвигаемые ею проблемы являются объектом ожесточенной идеологической борьбы, в которых далеко не безразличную позицию занимает современная церковь.
Наконец, актуальность исследуемой проблемы обусловлена еще и тем, что в условиях становления в СССР общества массового атеизма богословы пытаются спасти религию с помощью модернизации, приспособления ее догматов к изменившимся социально-экономическим, политическим и идеологическим условиям путем теологической интерпретации важных проблем современности, порожденных влиянием НТР, В этой связи возникла необходимость показать несостоятельность религиозной трактовки достижений НТР и ее социальных последствий, вскрыть антинаучность схоластических конструкций современных теологов.
Б свете вышеизложенного изучение специфики преодоления религиозных предрассудков в условиях современного этапа научно-технической революции и сознательное использование ее атеистического потенциала является актуальным с теоретической и важным с практически-воспитательной точки зрения.
Состояние исследования проблемы. Вопросы преодоления религиозных предрассудков и формирования научно-материалистического мировоззрения трудящихся в условиях НТР занимают большое место в современной атеистической литературе. Иссле-
- 7 -дователями данной проблемы достигнуты значительные результаты. Так, в работах Бабосова ЕЛЛ., Великовича Л.її., Дулума-на Е.К., Иванова И.Г., Кирюшко Н.И., Колодного А.Н., Лобови-каБ.А., Митрохина Л.М., Новикова МЛ., Онищенко А.С, Окулова А.Ф., Сапрыкина В.А., Танчера Б.К., Угриновича Д.М., Черняк В.А., Шинкарука Б.И., Яблокова И.Н., Яроцкого ЇЇ.Л. и др. глубоко и обстоятельно разработано положение об имеющем глобальные масштабы кризисе религии в условиях КГР, убедительно показано, что нынешний кризис религии является наиболее глубоким из всех проявившихся в истории и что он имеет необратимый характер. Следствием происходящего в условиях социализма освобождения духовной жизни от религии и атеизации сознания трудящихся масс является общество массового атеизма .
Б последние годы советскими учеными достаточно полно изучена секуляризирующая роль ЫТР в условиях капиталистического общества, показана эволюция современных религиозных представлений под воздействием научного и технического прогресса в условиях капиталистической действительности, дана критика ря-
I. Онищенко A. Cv Социальный прогресс, религия, атеизм.- Киев: Наукова думка, 1977; Кобецкий БД. Социологическое изучение религиозности и атеизма. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1978; Т а н ч е р В.К. Религиозные пережитки и их преодоление. - Киев: Политиздат Украины, 1979; Кудряшов Г.Е. Кризис религии.- Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1981; Становлення і розвиток масового атеїзму в західних областях Української РСР.- Київ; Наукова думка, 1981; Яроцкий П.Л. Эволюция современного иеговизма» - Киев: Политиздат Украины, 1981; Дулу -м а н Е.К. Кризис религии в современных условиях. - Киев: Вища школа, 1982; Бабий А.И. ,Гольден-б е р г М.А., Табакару Д.Н. Преодоление религии и утверждение атеизма в Молдавской ССР,- Кишинев: Штиинца, 1933; Воронцов Г.Б. Массовый атеизм: становление и развитие.- Л.: Лениздат, 1983; Карповский Е.А. Мы - атеисты: Советский образ жизни и религия.- Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1983; Письманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление.- М.: Мысль, 1984 и др.
- 8 ~
да попыток теологов подчинить достижения науки и техники нуждам религии, показана несостоятельность трактовки вопроса о соотношении научного знания и религиозной веріг-.
Б атеистической литературе достаточно полно раскрыта ж проблема влияния прогресса научного знания на отмирание религиозных предрассудков в условиях социализма, а также проблема возможности научно-атеистической переориентации сознания трудящихся нашей страны, показана роль науки как важнейшего мировоззренческого фактора, способствующего секуляризации и атеизации общественного сознания2.
Б работах ряда авторов успешно анализируются структура и функции научно-материалистического атеистического мировоззре-ния в условиях HTF . При этом глубоко проанализировано зна-
1. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модер
низм католицизма. - Минск: Наука и техника, 1971; X а -
рахоркин Л.Р. ,Кренделева Л.А. Атеизм и
современная научно-техническая революция. - Л.: Лениздат,
1977; Ря б к о в И.А. Научно-техническая революция и
религия. -Минск: Беларусь, 1978; Кудайберге-
н о в Б.К. Научно-технический прогресс и религия в современном капиталистическом обществе: Автореф. дисс. ... канд.филос.наук. М., 1979; Васильев В.А. Наука и религиозный модернизм. - Минск: Беларусь, 1981; М ч е д -лов М,П. Религия и современность. - М.: Политиздат, 1982; Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия.-М.: Мысль, 1982; Философия. Религия. Культура: Критический анализ современной буржуазной философии /Отв. ред. Г.М.Тавризян/- М.:Наука, 1982; М е д в е"д е в М.И. Человек и его отражение в религии,- Минск: Изд-во ЕЕУД983; Великович Л.Н. Современный капитализм и религия.-М.: Политиздат, 1984 и др.
2. Ч е р н я к В.А. Научный прогресс и религия.- Алма-Ата:
Наука, 1976; Бабосов Е.М. Научно-техническая ре
волюция и утверждение атеистического мировоззрения.- м.:
Знание, 1982; Джалилов М.Ф. Научно-техническая
революция и атеистическое мировоззрение.- Баку: Азерне-
шр, 1982 и др.
3. Черняк В.А. Формирование научно-материалистического
атеистического мировоззрения,- Алма-Ата: Наука, 1969;
Д у л у м а н Е.К., К и р ю ш к о Н.И., Я р о ц -кик П.Л. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения. - Киев: Наукова думка,1980; Букина И.Н. Научно-техническая революция и религи-
чение принципов атеизма в построении научной картины мира, адекватного осознания новейших достижений науки и техники^,
Б последнее время в нашей стране проведены многочисленные конкретно-социологические исследования уровня и характера религиозности среди различных слоев населения, достаточно полно изучена зависимость степени религиозности верующего от рода его занятии, уровня образования и квалификации, возраста, пола, вовлеченности в процесс осуществления НТР. На основании данных этих исследований сделаны обобщающие выводы о том, что условия НТР определяют специфику атеистического воспитания городского и сельского населения, особенности воспитательной работы среди различных социальных слоев и профессиональных грушг. Уделялось внимание исследованию ате-
истической работы в трудовом коллективе . Многие из указан-
ных проблем нашли свое отражение в ряде диссертационных ис-
озная ориентация личности. - Б кн.: Научно-техническая революция и личность. Л.: Лениздат, 1982; Взаємозв'язок атеїстичного та морального виховання.- Кйфв: Наукова думка, 1983 и др.
Атеизм и современное естествознание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977; Магомедов A.M. Естествознание против идеализма и религии: Критика мировоззренческих основ фидеизма в современном естественнонаучном познании. - Махачкала: Дат,кн.изд., 1982; Воронов Г.В. Массовый атеизм: Становление и развитие. - Л.: Лениздат, 1983 и др.
Ф и л и с т Г.М. Процесс урбанизации и его влияние - на формирование атеистического мировоззрения. Автореф. дис. ... канд.филос. наук. Л., 1979: Сапрыкин 'В.А. Урбанизация. Атеизм. Религия: Проблемы формирования научно-материалистического мировоззрения в условиях социалистического города. - Алма-Ата: Казахстан, Ї98І; Колодный А.Н. Атеистическая убежденность личности. - Киев: Вища школа, 1983; Взаємозв'язок атеїстичного та морального виховання. - Київ: Наукова думка, 1983; 0 комплексном подходе к атеистическому воспитанию /Сост. Л.С.Кра-совская/.- Л.: Лениздат, 1984 и др.
Организация и методика атеистической работы.- Киев: Политиздат Украины, 1982 и др.
- 10 -следований, на которые опирался автор1.
Таким образом, по проблеме мировоззренческого значения НТР за последние годы создана значительная литература, многие ее мировоззренческие последствия освещены достаточно полно и глубоко. Вместе с тем ряд важных аспектов этой совокупности проблем /особенно новейших/ не получил должного освещения. Ведь в ходе развертывания НТР неизбежно возникают новые проблемы, требующие своего решения, а также появилась необходимость рассмотреть ряд известных ранее проблем по-новому, с учетом накопленных знаний.
Прежде всего следует отметить, что еще недостаточно полно разработан вопрос о степени и глубине влияния НТР на мировоззрение верующих и инди@ерентных в условиях социалистического общества, а также вопрос об основных этапах и особенностях их перехода на атеистические позиции» Хотя в лите-ратуре единодушно указывается на глубокие изменения, проис-
ІЛолемасова Н.Х. Формирование атеистического мировоззрения студенческой молодежи в период современной научно-технической революции: Авторе^, дис. ... канд. филос. наук. - Ташкент, 1975; Кренделева Л.А. Научно-техническая революция и преодоление религии в условиях развитого социализма в СССР: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1977; Дмитриева Л.М. Формирование научней-материалистического атеистического мировоззрения учащихся профессионально-технических училищ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1980; Яроц-к и и П.Л. Современный иеговизм: философско-социологи-ческий анализ идеологии и обыденного религиозного сознания: Автореф. дис. ... докт. филос. наук.- М., 1980; Ду-б о в е н к о Н.Ф. Проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения современной рабочей молодежи: Автореф. дис. ... канд. филос. наук,- Киев, 1981; Я х ш и -ликов Ж. Роль научно-технической революции в Формировании научно-материалистического атеистического мировоззрения колхозного крестьянства в условиях развитого социализма: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ташкент, 1982; Аптекман Д.М. Формирование атеистической убевденности рабочего класса в обществе развитого социализма: Автореф.дис. ... докт.филос.наук,-Киев, 1982; Голяк В.А. Социалистический труд как фактор формирования научно-атеистического мировоззрения: Автореф. дис. ... канд. филос. наук.- Киев, 1983.
~ II -
ходящие в обыденном религиозном сознании под воздействием атеистического потенциала современной науки и техники, но понимаются эти изменения по-разному. Одни авторы утверждают, что обыденное религиозное сознание изменяется в процессе непосредственного соприкосновения с достижениями научно-технического прогресса, другие же считают, что оно изменяется лишь вследствие опосредованного влияния технизированного производства и повышения профессионально—квал^икационного уровня верующих1.
Несмотря на то, что проблемы модернизации идеологии современного русского православия и некоторых протестантских сект под влиянием научно-технического и социального прогресса нашли свое отражение во многих фундаментальных исследованиях, все же в большинстве из них внимание концентрируется главным образом на раскрытии общефилософских аспектов современного модернизма* Что же касается освещения богословских попыток сохранить религию посредством ее максимального "онаучивания" путем использования конкретных научных фактов и
положений, то они хотя и отражены в нашей литературе , од-
1, Кобецкий Б.Д. Социологическое исследование рели
гиозности и атеизма. - Л.: Изд-во Лен* ун-та, 1978; Рели
гия в век научно-технической революции. - М.: Политиздат,
1979; Аптек ман Д.М* Формирование атеистической
убежденности рабочего класса в развитом социалистическом
обществе. - Л.: Изд-во Лен. ун-та. 1979; Гуров Ю.С.
От безразличия - к убежденности /Актуальные проблемы ате
истического воспитания молодежи/. - Чебоксары: Чуваш.кн.
изд-во, 1982; Котов О.В., Р о г а ч є в М.Б. "В бо
га не верю..." Молодежь: религия и атеизм.- Сыктывкар:Ко-
ми кн.изд-во, 1984 и др.
2. Танчер В.К. Критика социального фидеизма.- Киев:Ви-
ща школа, 1975; Гордієнко Н.С..К у р о ч к и н
П.К. Особенности модернизма современного русского право
славия, - М.: Знание, 1978; Подоляк В.А. Модерни
зация христианской идеологии как проявление кризиса рели
гии.- Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1979; Новиков МЛ.
Тупики православного модернизма.- М.: Политиздат, 1979;
Ф ілоненко М.В. Соціальний ідеал - реальний і уявний.- Київ: Політвидав України, 1981 и др.
- 12 -нако не с достаточной полнотой, в особенности когда речь идет о новейших попытках такого "онаучивания". А ведь НТР в условиях развитого социализма постоянно порождает новые ситуации, которые нуждаются в своевременном атеистическом осмыслении. В противном случае атеистическая критика будет сражаться с религией на уже оставленных ею позициях.
Различные авторы по-разному решают и вопрос о влиянии развития характера и содержания труда в условиях НТР на формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения. Например» А.А.Кренделева считает, что переворот в характере и содержании труда под воздействием научно-технического прогресса способствует разрушению религиозных верований и практически доказывает ненужность религиозного "восполнения" мира. Б противоположность ей, Е.М.Бабосов,И.А.Рябков, Й.И.Кравченко указывают на противоречивое влияние изменения содержания и характера труда на религиозный комплекс, отмечают, что оно далеко не всегда способствует преодолению религиозных предрассудков в сознании и поведении человека.
Наконец, в современной атеистической литературе крайне недостаточно исследуются проблемы, связанные с позитивной стороной атеизма. И хотя по этой проблематике в последние годы появились достаточно глубокие работы Д.М.Аптекмана» Н.И.Кирюшко, А.Н.Колодного, М.П.Новикова и др., все же изучение жизнеутверждающего конструктивного смысла научного атеизма, его роли в формировании коммунистического мировоззрения находится лишь в начальной стадии. А ведь в условиях общества массового атеизма дальнейшее повышение эффективности атеистической работы непосредственно связано с пропагандой позитивной стороны атеизма.
- ІЗ -
Это свидетельствует о том, что, несмотря на усилия многих ученых, целый ряд проблем, касающихся влияния НТР на преодоление религиозных предрассудков и формирование научно-мате-риаяистического атеистического мировоззрения личности социалистического типа, на сегодняшний день остается пока нерешенным. Б частности, недостаточно четко вскрыт механизм влияния НТР на мировоззренческую ориентацию верующего и индифферентного, не в полной мере исследована противоречивая подчас роль научных и технических достижений в разрушении религиозных взглядов, религиозной картины мира и в становлении диалектико-материалистических воззрений на мир. Назрела потребность в более углубленном анализе основных направлений отмирания религиозных предрассудков под воздействием НТР, что позволит конкретизировать те теоретические положения, в которых отражены общие закономерности становления научно-материалистического, атеистического мировоззрения, и тем самым будет способствовать выработке практических рекомендаций, ускоряющих процесс форлирования нового человека. Не показаны коллизии, возникающие в сознании индифферентных в мировоззренческом отношении лиц, особенно тех, кто активно участвует в осуществлении НТР. Практически не рассмотрен важнейший вопрос о динамике изменений в соотношении критического и позитивного в атеизме, происходящих в условиях специфического для зрелого социализма развертывания НТР.
Осмысление взаимосвязи и субординации указанных проблем позволило определить цель данной работы, которая состоит в логико-методологическом и социологическом анализе особенностей влияния НТР на углубление кризиса религии и процесс формирования атеистической убежденности в условиях развитого
социализма.
Для достижения поставленной цели диссертанту необходимо было решить следующие задачи:
изучить специфику влияния современного этапа развертывания НГР на углубление кризиса религии в развитом социалистическом обществе;
вскрыть характерные для условий зрелого социализма особенности эволюции обыденного религиозного сознания под воздействием научно-технического прогресса;
показать несостоятельность и бесперспективность новейших теологических попыток приспособить религию к достижениям НТР;
конкретизировать механизм воздействия изменения характера и содержания труда на отмирание религиозных пережитков и утверждение научно-атеистической убежденности трудящихся;
выяснить специфику проявления позитивных функций атеизма в условиях НТР;
исследовать специфику атеистического воспитания на нынешнем этапе научно-технической революции, оценить эффективность его осуществления и выработать рекомендации по ее повышению.
Методологической.основой исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, Программа КПСС, решения съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС по идеологической работе и атеистическому воспитанию трудящихся.
При изучении проблемы были использованы труды советских и зарубежных ученых-марксистов, исследующие философско-миро-воззренческие аспекты НТР, касающиеся критики современной теологической интерпретации НТР, вскрывающие апологетические цели современной богословской модернизации религии, а также
- 15 -работы, в которых анализируются закономерности эволюции обыденного религиозного сознания и процесса утверждения атеистического мировоззрения в современных условиях. Диссертант опирался на труды общефилософского характера, содержащие анализ специфики формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения в условиях социализма- При написании работы обобщены данные конкретно-социологических исследований уровня и характера религиозности, проведенные в последние годы советскими учеными в различных регионах нашей страны.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что в диссертации осуществлен системный анализ специфики влияния НТР на сознание верующих и неверующих в условиях развитого социализма, в результате чего автор обосновывает и раскрывает положение об интенсификации процесса прекращения воспроизводства религиозности, повышения уровня атеистической зрелости среди лиц, непосредственно причастных к освоению и реализации достижении НТР; предложены формы и методы воспитательно-атеистической работы, наиболее эффективно функционирующие в нынешних условиях.
В процессе исследования диссертант пришел к следующим выводам, отличающимся новизной:
- НТР в условиях развитого социализма в целом способствует атеизации сознания личности; однако рационализация общественной жизни приводит иногда к "эмоциональному голоду", вследствие чего люди с нестойкими убеждениями и с несформированны-ми способностями к освоению разнообразных сфер духовной культуры подчас ищут удовлетворения своих духовных потребностей в религии, которая при социализме может сохраняться прежде
всего в форме эмоционального отношения человека к действительности;
современные достижения НТР, естествознания раскрывают свой атеистический потенциал лишь в условиях социалистического общества, где юс истинное, марксистско-ленинское мировоззренческое осмысление является достоянием широчайших масс трудящихся;
хотя НТР различается своими социальными последствиями в условиях различных общественно-экономических систем, но обыденное сознание человека не всегда схватывает это различие, что служит одной из причин возникновения у некоторой части населения мировоззренческого индифферентизма; в то же время недостаточное мировоззренчески-атеистическое истолкование достижений НТР порождает мнение об ограниченности атеизма как мировоззренческого явления, создает условия для эсхатологических истолкований богословами этих достижений; поэтому научно-атеистическое осмысление и истолкование достижений современной науки и техники имеет важное значение для преодоления религиозных предрассудков и формирования стойких атеистических убеждений;
в условиях социалистического общества атеистическую зрелость личности определяет не столько объем усвоенных ею научных знаний, сколько уровень реализации представленных ей научно-технической революцией возможностей утвердиться в действительной человеческой сущности в ходе творчески-созидательной деятельности, активного включения в систему общественных отношений;
уровень секуляризации и атеизации сознания находится в прямой зависимости от степени интеллектуализации труда, ква-
- 17 -лификации и социальной активности личности.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что исследование основных тенденций влияния НТР на религиозное сознание в условиях развитого социализма дает возможность выявить и эффективно использовать новые социальные и мировоззренческие предпосылки дая ускоренного протекания взаимосвязанных процессов освобождения сознания верующих от религиозных предрассудков и формирования атеистического миропонимания, совершенствования механизма управления процессом становления научно-материалистического, атеистического мировоззрения личности, формирования у нее общественно-политической активности, коммунистического отношения к труду, творческой самодеятельности в борьбе за выполнение задач коммунистического строительства, позволяет вскрыть и отыскать более эффективные средства усиления критики теологической трактовки социальных проблем, взаимоотношения науки и религии, наметить новые подходы в раскрытии атеистических аспектов современных научных представлений.
Выводы и результаты диссертационной работы могут быть теоретической основой при проведении конкретно-социологических исследований, направленных на изучение процессов отмирания религиозных пережитков в СССР, эволюции религиозного сознания и становления научно-материалистических, атеистических взглядов и убеждений трудящихся.
Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы и при составлении планов социального развития трудовых коллективов, непосредственно участвующих в осуществлении НТР. Отдельные положения диссертации можна использовать в учебном процессе при чтении соответствующих тем курсов по научному
атеизілу її историческому материаяизму, при освещении ряда тем программ для сети политического просвещения, университетов марксизма-ленинизма, в лекционно-пропагандистской работе по научному атеизму средствами радио, телевидения и периодической печати*
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Тернопольского финансово-экономического института, на республиканских научно-теоретических конференциях /Ивано-Франковск, 1977; Ужгород, 1982/, в 5 публикациях, а также используются в преподавательской работе в Ї13И и в лекционно-пропагандистской работе по линии общества "Знание?
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории атеизма Киевского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции государственного университета им.Т.Г.Шевченко и была рекомендована к защите.
Эволюция обыденного религиозного сознания в условиях научно-технической революции
Современная научно-техническая революция оказывает существенное влияние на кризис религии. Особенно четко это обнаруживается в условиях развитого социализма, где кризис религии обуславливается самой природой социалистического общества, постоянным развитием экономики и культуры, совершенствованием всех общественных отношений, развитием социалистического образа жизни. Основными показателями кризиса религии при социализме являются интенсивный процесс секуляризации, кризисные явления внутри самой религии. Особое место в кризисе религии занимает эволюция обыденного сознания современных верующих.
Обыденное сознание верующих находится под постоянным влиянием науки и религии. Это приводит к внутренней противоречивости и раздвоенности взглядов верующих, в которых переплетаются и сосуществуют рациональные и иррациональные представления, религиозные и нерелигиозные потребности. Вместе с тем следует отметить, что в условиях угасания религиозности и общего кризиса религии происходит секуляризация обыденного сознания верующих.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало экономическим, социально-политическим и духовным преобразованиям, которые привели вначале к подрыву, а позднее и к уничтожению основных социальных корней религии. Чем более утверздался социализм в нашей стране, тем более глубокий кризис охватывал религию. Так, в царской России большинство населения было верующим, а религиозные организа ции представляли большую силу. Б 1914 г. в Российской империи было 77 767 православных церквей и часовен, I 025 монастырей, 117 915 священнослужителей и 94 629 монахов и послушников. Число верующих равнялось около 99$, в то время как сегодня в нашей стране число активно верующих составляет 9-Ю процентов . Подтверждается, таким образом, вывод К Мар-. кса, который указывал, что "религия будет исчезать в той ме-ре, в какой будет развиваться социализм.
В ходе развития социалистического общества, построения в нашей стране развитого социализма, а также под влиянием научно-технической революции в значительной мере освободились от влияния религии различные социальные группы. Так, конкретно-социологические исследования, проведенные на Со-кальском заводе химволокна /1978 г./, показали, что 41$ обследованных относят себя к атеистам, 29$ - к индифферентным, 13$ - к колеблющимся и лишь 16$ - к верующими В Пензенской области от религиозного влияния свободны 85$ рабочих, а в Воронежской - 87$ . Согласно исследованиям в городах Пензенской области верующих насчитывается примерно 12$, Калужской-11,5$, в Ленинграде - 3,4$ .населения в значительной мере зависит от условий лшзни /город-село/, возраста, пола, рода деятельности, квалификации и образования. Процесс преодоления религиозности хотя и затрагивает все группы и слои населения, однако протекает он не во всех группах с одинаковой интенсивностью. Одни категории населения оказываются в основном вне сферы религиозного влияния, другие - в сравнительно большей мере попадают под воздействие религиозных институтов. Степень религиозности выше среди сельских жителей, женщин, среди лиц, имеющих сравнительно низкий общеобразовательный уровень, среди людей, не занятых в сфере производства, среди старших возрастных категорий и т.п.
Так, социологические исследования показывают, что религиозность сельского населения выше религиозности жителей города. Обследование состояния религиозности в Белоруссии обнаружило, что распространение религиозности среди городского населения более чем вдвое ниже, чем среди сельского /соответственно 16 и 39,6$ . В Пензенской области верующих среди городского и сельского населения было соответственно 12$ и 30,8$, в Калужской - 11,5$ и 23,9$, в Воронежской - 15,1$ и 32,7$ , Е Ленинграде - 3,4$ и 7,5-9$ . В целом же по стране результаты секуляризации в городской местности по сравнению с сельской в 1,5-2 раза выше .
Особенно значительные различия в степени секуляризации городского и сельского населения характерны для западных областей Украины. Б целом по региону уровень секуляризации занятых в промышленном производстве почти в три раза выше, чем сельского населения . Это, в частности, проявляется и в удельном весе тех, кто принимает участие в религиозных обрядах. Например, в 1981 г. в г.Тернополе было крещено 19д% новорожденных, венчались 2t7% из всех, вступивших в брак, тогда как в сельской местности таких насчитывалось /в зависимости от районов/ соответственно от 38-22$ до 9,4-4,9$.
Исследуя специфику религиозности сельского населения, можно сделать два основных вывода. Во-первых, причины более высокой религиозности на селе кроются в условиях жизни сельского населения и, во-вторых, под воздействием развития социалистического образа жизни, научно-технической революции, в частности, урбанизации происходит постепенное снижение уровня религиозности сельского населения.
Условия социалистического города оказывают огромное атеистическое воздействие не только на городское население, но и на жителей села, ибо, по выражению В.И.Ленина, "городнеизбежно ведет за собой деревню. Деревня неизбежно идет за9 городом . Атеистическое воздействие города на деревню проявляется через все многообразие наших общественных отношений, через процесс стирания существенных различий между городом и деревней.производственных отношений, сближение государственной и колхозно-кооперативной собственности, индустриализация сельскохозяйственного производства, что постепенно ведет к изменению содержания и характера труда сельского труженика, к стиранию различий в удовлетворении материальных и духовных потребностей городских и сельских жителей, постепенному изживанию частнособственнической крестьянской психологии, коренному изменению духовного облика жителей села.
Город и деревня при социализме имеют общие объективные предпосылки преодоления религии, но в городе складываются также и специфические условия, ускоряющие процесс секуляризации. Одни из них прямо и непосредственно воздействуют на процесс преодоления религии, другие оказывают опосредованное влияние на отмирание религиозных пережитков.
Совершенно очевидно, что город по всем основным показателям социального развития превосходил и еще и сегодня продолжает превосходить деревню. Более высокий уровень экономического, социального, культурного, научно-технического развития города создает в нем наиболее благоприятные условия и предпосылки для более быстрого, чем в деревне, преодоления религиозных предрассудков.
Советская деревня также резко изменила свой облик, меняется образ жизни и мыслей ее жителей. М в этом значительную роль играет социалистический город с его развитым производством, культурой, наукой, образованием. В результате происходит стирание существенных различий между городом и деревней не только в социально-экономическом, но и в культурном и мировоззренческом отношении. Поэтому совершенно закономерным является тот факт, что по уровню своей атеистической
Специфика проявления религиозного модернизмав условиях научно-технической революции
Влияние НТР осуществляется не только на обыденном, но и на высшем - теоретическом, идеологическом уровне религиозного сознания. Одним из результатов этого влияния является религиозный модернизм, который в той или иной мере свойствен всем без исключения религиозным течениям современности. Степень его развития и распространения в каждом религиозном направлении зависит от социально-экономических условии, специфических особенностей конкретного вероучения, традиции,свойственных ему. Исходя из цели работы, мы остановимся лишь на анализе модернизма, характерного для религии христианских направлений, которые распространены в СССР, прежде всего в русском православии и среди евангельских христиан-баптистов.
Объективной причиной возникновения религиозного модернизма и его довольно-таки широкого распространения среди богословов является глубокий кризис религиозной идеологии, вызванный развитием социалистического образа жизни и утверждением научно-материалистического атеистического мировоззрения среди широких масс народа. Б религиозном модернизме находят отражение также те важные изменения, которые произошли в обыденном религиозном сознании под влиянием современной научно-технической революции, роста культурного и образовательного уровня трудящихся.
Имеются и субъективные причины возникновения религиозного модернизма, которые заключаются в стремлении определенной части идеологов церкви усовершенствовать религию, придать ей новую форму, осовременить традиционные религиозные идеи. Этим самым служители культа надеются решить, по крайней мере, две очень актуальные для церкви задачи.
Во-первкх, путем модернизации религии "отцы церкви" стремятся привести религиозные догмы в соответствие с достижениями современной науки и техники, а также с коренными социальными преобразованиями, происшедшими в социалистическом обществе. Об этом довольно откровенно говорят и сами богословы. "Усложнение социальных отношений в связи с научным и техническим прогрессом последних десятилетий,- пишет один православный богослов,- выявило новые и многочисленные проблемы, которые требуют мудрых пастырских решений и нового пастырского подхода к ним . Путем модернизации некоторых сторон вероучения идеологи церкви пытаются, кроме того, восстановить нарушившуюся гармонию между официальными религиозными доктринами и религиозным сознанием широких масс верующих.
Во-вторых, современный модернизм рассматривается богословами и как одно из основных, решающих средств для управления развитием массового религиозного сознания в нужном церкви направлении. Служители культа боятся, как бы простые верующие из новейших достижений науки и техники, которые не-избешю вступают в непримиримое противоречие с догматами религии, не сделали материалистических и атеистических выводов. Именно поэтому свою главную задачу в толковании достижений науки и техники богословы видят в том, чтобы отделить естественнонаучные открытия от материализма и атеизма, от тех материалистических и атеистических выводов, которые содержатся в современной науке. Кроме того, чисто внешнее, теологичес-кое "применение" науки и религии преследует цель.в какой-то мере осовременить массовое религиозное сознание и тем самым устранить противоречия, которые возникают между взглядами, установками, мировоззрением верующих и религиозным учением. Религиозный: модернизм в конечном счете, как отмечают сами богословы, должен стать теологической основой для формирования у верующих "нового общественно-христианского сознания, которое способно синтезировать глубокую православную веру, преданность традициям с сощіалистическим образом мышления" . , Таким образом, религиозный модернизм, как одна из форм эволюции религиозного комплекса, служит утонченной апологетике религии, тщится, правда,тщетно, обосновать ее необходимость в современном мире. Задача модернистской теологии сводится, как справедливо отмечает В.К.Гараджа, к "...изысканию средств и методов осуществления синтеза новых знаний и духовных ценностей с "вечными истинами" и ценностями христианства, обеспечивающего сохранение "вечных истин" религиозной веры в изменяющемся мире .
Основная цель религиозного модернизма определяет и те пути, которые используются современными богословами для защиты религии. В современной теологии наметилось несколько главных направлений приспособления к достижениям социального и научно-технического прогресса. Прежде всего церковь стремится включить религиозные воззрения в естественнонаучную картину мира, представить этот мир не как мир, который ведет к ликвидации религии, а как такое мироздание, в котором и вера в бога должна быть сформулирована по-новому, модернизо вано. Кроме того, там, где это возможно, теологи пытаютсяпознания, на релятивности человеческих знаний, стремятся доказать невозможность достижения объективно-истинных знаний о мире. Б арсенале современных богословов имеется и используется и столь архаичный метод, как путь нападок на научно-технический прогресс, попытки
Основные направления дальнейшего повышения эффективности атеистической работы в условиях научно-технической революции
Социализм впервые в истории человечества создает реальные условия для формирования всесторонне развитой личности. Б этом процессе значительное место принадлежит воспитанию у трудящихся научно-материалистического атеистического мировоззрения, которое является неотъемлемой составной частью коммунистического мировоззрения в целом. В.й.Ленин отводил атеистическому воспитанию масс, призванному "пробудить людей от религиозного сна" , важное место в общей борьбе партии за революционное переустройство общества.
Социальной основой преодоления религиозности и формирования атеистических убеждении в нашей стране является практическая деятельность советского народа по коммунистическому преобразованию общественного бытия: создание материально-технической базы нового общества, формирование коммунистических общественных отношений. Религиозные предрассудки преодолеваются в нашей стране на основе ускоренного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, совершенствования распределения, укрепления социалистической демократии, в процессе перестройки быта, роста культурного и образовательного уровня и т.д. Вместе с тем лишь только социально-экономические достижения не ведут автоматически к отмиранию религии, которая, как и все другие формы общест-венного сознания, развивается относительно самостоятельно отобщественного бытия, вследствие чего может отставать от степени развития последнего. Поэтому для полного исчезновения религии и формирования научного мировоззрения необходимы как существенное совершенствование материальных и духовных условий жизни людей, так и последовательное, кропотливое атеистическое воспитание трудящихся.
Основные.исходные принципы атеистического воспитания масс изложены в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Именно в произведениях К.Маркса, Ф.Энгельса и особенно Б.И.Ленина получили глубокое и всестороннее обоснование положения о классовом характере атеистического воспитания, его научности, яркости и убедительности, комплексности и конкретности. В.И.Ленин, определяя пропаганду атеизма как отрасль партийной работы, одновременно указывал на необходимость поставить ее "на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего". Вместе с тем он подчеркивал, что в новых условиях, в ходе революционного преобразования общества борьба с религией является подчиненной задачек, ее нельзя превращать в самоцель, выпячивать на первое место. Следуя этой ленинской установке, коммунисты никогда не выдвигали проблему преодоления религии на передний план. Это обусловлено тем, что борьба с религией никогда не была главной задачей нашей партии. Коммунистическая партия видит свою главную цель в построении такого общества, которое ознаменовало бы собой полное освобождение человечества от всех форм материального и духовного угнете ния, в том числе и от религиозного дурмана.
В трудах Б.И.Ленина выделена и главная особенность атеистического воспитания, которой оно отличается от других аспектов коммунистического воспитания трудящихся /политического, правового, нравственного, эстетического, трудового и т.д./. Она заключается в том, что преодоление религиозных взглядов осуществляется чисто идейным путем, не допускающим никакого принуждения, никакого применения насилия. Вождь революции неоднократно подчеркивал, что бороться с религиозным дурманом надо "чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим еловом". Здесь недопустимо никакое насилие, никакие перегибы. "Бороться с религиозными предрассудками,-отмечал В.И.Ленин,- надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем про-свещения "".
Ленинская установка о чисто идейном характере борьбы с религией стала основополагающим принципом атеистической работы КПСС, которая на всех этапах социалистического строительства вела и ведет непримиримую борьбу против административного вмешательства в действия религиозных объединений и групп, не допускала оскорбления чувств верующих.
Атеистическая работа может быть эффективной только при том условии, если она будет опираться на прочный научно-философский фундамент, на естествознание, проникнутое идеями воинствующего материализма, если ее содержание будет связано с жизнью, с практикой социалистического и коммунистического-строительства, а ее организация, методы и формы - научно обоснованными. Вождь революции требовал: "Борьбу с религией поставить научнее".
В нынешних условиях непреходящее значение приобретает ленинское требование конкретности атеистической работы, дифференцированного подхода к различным категориям верующих. В.К.Ленин требовал решительно отбросить шаблонный подход к верующим, уметь подойти к ним с учетом их требований, интересов. "Этим массам,- писал он,- необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде... подойти кним и так и эдак, для того, чтобы их заинтересовать, Пробулідить их от религиозного сна..." . Реализация ленинских указаний о дифференцированном и всестороннем подходе к верующим особенно важна сегодня. Ведь, как показывают материалы конкретно-социологических исследований, духовный мир верующего человека в условиях НТР зависит от множества факторов: характера и содержания труда, семейно-бытовых отношений, возраста, пола, региона проживания. В религиозном сознании разных групп доминирующее положение занимают различные элементы религиозного комплекса. Все это требует вести атеистическую работу комплексно и вместе с тем диффереіщированно, так как в противном случае коэффициент ее полезного действия будет невысоким.
За годы социалистического строительства в нашей стране под руководством КПСС выработана и успешно функционирует- -глубоко научная ж эффективная система атеистического воспитания трудящихся. Вместе с тем совершенствование социалистического образа жизни, рост духовной культуры советского человека, некоторая активизация пропагандистской деятельности священнослужителей выдвигают новые, более сложные требования перед партийными и советскими органами, всеми, кто в той или иной степени связан с этим участком идеологической работы партии. Учитывая особенности идеологической борьбы в условиях развитого социализма, июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС потребовал от партийных комитетов дальнейшего улучшения атеистического воспитания .
Требование партии - сформировать у всех членов советского общества научно-материалистическое мировоззрение, воспитать высокую социальную активность - ориентирует идеологических работников на то, что атеистическое воспитание должно охватить все слои и социальные группы населения. При этом "речь идет не только о преодолении религиозных предрассудков, а прежде всего о постоянном воспроизводстве научно-материа
Возрастание позитивных функций атеизма - важный фактор укрепления атеистической убежденности
В условиях развитого социализма, в общественном сознании которого господствует научное материалистическое мировоззрение, дальнейшее повышение эффективности атеистической работы непосредственно связано с пропагандой позитивной стороны атеизма. Если еще в недалеком прошлом воспитательно-атеистическая работа имела в основном антирелигиозную направленность и была насчитана главным образом на верующих, то сейчас, когда, как свидетельствуют результаты конкретно-социологических исследований, подавляющая масса взрослого населения нашей страны является нерелигиозной, уже невозможно останавливаться лишь на критическом аспекте атеизма. Пропаганда позитивной стороны атеизма будет способствовать не только преодолению религиозных предрассудков в сознании отдельных людей, но и формированию у трудящихся реалистической программы жизнедеятельности, утверждению в их сознании идеалов коммунизма, превращению "атеистических знаний и ориентации в целостную систему убеждений" .
Единство критической и позитивной сторон теории атеизма было определено К.Марксом, который, вскрывая ее сущность, писал: "...атеизм является отрицанием бога и утверждает бы 9тие человека именно посредством этого отрицания". О необхо-димости разработки и пропаганды позитивного аспекта атеизмасвидетельствует и мысль Ф.Энгельса, согласно которой "атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам еще является религией"1. Таким образом, принципиальной особенностью атеизма как научной теории и как системы атеистического воспитания является то, что он включает в себя две диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие стороны -критическую и позитивную, утверждающую. Однако в условиях зрелого социалистического общества прежде всего "...с интенсивным и эффективным исследованием и пропагандой позитивного содержания и жизненаправляющей роли атеизма,- как резонно отмечал П.К.Курочкин,- главным образом связаны перспективыразвития теории научного атеизма и успехи научно-атеистичес р кого воспитания .
Сегодня раскрытие именно позитивного аспекта атеизма является определяющей стороной научно-атеистического воспитания, призванной сформировать у людей диалектико-материалис qтическое "...представление о мире и человеке... , научную картину мира, вооружить их жизнеутверждающим миропониманием, сформировать активную жизненную позицию, а в итоге - способствовать формированию всесторонне развитой личности.
Критическое и жизнеутверждающее, позитивное в атеистическом воспитании должны всегда находиться в единстве и взаимообусловленности, так как абсолютизация какой-либо одной из сторон значительно снижает эффективность работы, а иногдаположительного результата. Абсолютизация критического аспекта порождает в верующих одностороннее представление об атеистическом воспитании, которое будто бы направлено только лишь на опровержение его взглядов и убеждений, что нередко создает в сознании негативную психологическую установку на восприятие атеистических положений. Пропаганда позитивного характера атеизма обусловлена и тем, что и поныне различного толка ревизионисты, а также часть богословов все еще пытаются внушить верующим представление об атеизме лишь как об учении, ведущем- к отрицанию бога, религиозных идеалов, смысла человеческой жизни и не ставящем на их место никаких других положительно-созидательных представлений.
Идейные противники марксизма пытаются представить атеистическое воспитание как начинание, порожденное нетерпимым отношением марксизма к проявлениям инакомыслия в любой форде и в первую очередь к религиозной вере. Освобождение советских людей от религии истолковывается как исключительно волюнтаристский процесс, не имеющий никаких объективных оснований и закономерностей. История становления общества массового атеизма в СССР изображается в виде процесса, который можно совершенно произвольно замедлять или ускорять, нисколько не считаясь при этом с объективными закономерностями развития общества, его духовной культуры. Этим самым фальсификаторы теории и социальной практики научного атеизма пытаются "доказать" ошибочность вывода марксизма-ленинизма об отмирании религии в ходе переустройства общества на социалистических и коммунистических началах, изобразить атеизм учением, игнорирующим моральные, гуманистические ценности человеческого общества . К сожалению, иногда и в рассуждениях отдельных деятелей нашей культуры можно услышать утверждение о религии как основе возникновения культуры, нравов и т.д. В этой связи К.У.Черненко на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечал: "Вызывает беспокойство, что в некоторых произведениях допускаются отступления от исторической правды... проскальзывают "богоискателъские" мотивы, идеализацияопатриархальщины" .
Дело обстоит в действительности, конечно же, совсем по-другому. Отрицая религиозные догмы, атеизм взамен религиозного понимания смысла существования человека и человечества, которое привлекает верующих обещанием личного бессмертия, дает научное решение проблемы, способное удовлетворить человека, несмотря на то, что атеизм не обещает личного бессмертия. Развенчивая религиозную идею "спасения", он выдвигает свой земной идеал человека и человеческой жизни, тесно связывает жизнь личности с коммунистическим общественным идеалом, указывает такую цель, которая служит интересам общества и личности.
С другой стороны, точно так же недопустимым является абсолютизация позитивного аспекта и умаление значения крити