Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Преобразование духовной жизни общества - необходимое условие формирования нового человека 12
1. Культурная революция - объективная закономерность революционного преобразования капитализма в социализм 12
2. Формирование личности социалистического типа - необходимое условие и результат революционных преобразований духовной жизни общества 39
Глава II. Преобразование духовной основы формирования нового человека в переходный период от капитализма к социализму в условиях Кубы 57
1. Создание социалистической системы народного образования и утверждение в обществе новой социалистической идеологии 57
2. Революционные преобразования в сфере науки, культуры и искусства ... 95
Заключение. 128
Приложения 132
Библиография 139
- Культурная революция - объективная закономерность революционного преобразования капитализма в социализм
- Формирование личности социалистического типа - необходимое условие и результат революционных преобразований духовной жизни общества
- Создание социалистической системы народного образования и утверждение в обществе новой социалистической идеологии
- Революционные преобразования в сфере науки, культуры и искусства
Введение к работе
Основоположники марксизма-ленинизма видели цель социалистической революции не только в том, чтобы изменить существующие условия общественной жизни, но и в том, чтобы в ходе этих изменений изменилась и человеческая личность как субъект социальных преобразований.
Утверждая эту мысль, К.Маркс впоследствии писал: "Рабочий класс завоевал природу; теперь он должен завоевать человека" . Эта гуманистическая цель социалистической революции означает полное преодоление отчуждения народа от культуры. Народ вступает во владение сокровищницей культурных достижений всех предшествовавших исторических эпох и сам широко развертывает свою интеллектуальную деятельность, поднимая культуру на небывалую высоту.
Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса на культуру были конкретизированы и развиты В.й.Лениным в новых исторических условиях. Он показал, что эпоха империализма несет в себе глубочайший и необратимый кризис буржуазной культуры. Ее завоевания, будучи оторванными от народа и обращенными против него, являются средством духовного порабощения и экономической эксплуатации масс. "Цивилизованный", "культурный" капиталистический мир, -писал В.И.Ленин, - идет к неслыханному краху, который способен порвать и неминуемо порвет все основы культурной жизни" . Поэтому революционный пролетариат и примыкающие к нему про-
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.10, с.123.
Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.36, с.436.
грессивные социальные слои, делает вывод В.И.Ленин, всем ходом исторического развития поставлены перед необходимостью "революционным путем свергнуть иго капитала, свергнуть господство буржуазии, завоевать социализм и прочный мир"1.
Таким образом, судьба культуры оказалась неразрывно связанной с необходимостью ликвидации капитализма. Решение ее * проблем, равно как и всех других социальных вопросов, становится возможным лишь за пределами капитализма, на новой исторической почве.
Политика Коммунистической партии Кубы, направленная на подъем образования и культурного уровня народа, непосредственно вытекает из ее исторической задачи - коренным образом изменить общественные отношения и использовать все материальные и духовные блага, которые создает народ, в целях его физического и духовного развития и совершенствования.
Образование и культура трудящихся являются необходимым условием успешного строительства социализма на Кубе. И чем дальше идет развитие, чем больше завоеваний в экономическом и социально-политическом строительстве, чем сложнее становятся общественные взаимоотношения и связи, тем больше строителю социализма нужны глубокие знания, широкая культура.
Формирование нового, социалистического типа личности в условиях Кубы составляет важную задачу теории и практики социалистического строительства, в решении которой большое значение имеют революционные преобразования в духовной жизни общества -культурная революция. Актуальность такого исследования обусловливается самой сутью выработанного I и П съездами Коммунистической партии Кубы научного подхода к обоснованию конкретных
I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.35, с.169.
путей формирования нового человека социалистического общества, поиска путей и форм решения этой проблемы в специфических условиях строительства социализма в области культуры.
Прочным фундаментом формирования нового человека - строителя социализма является выдвинутая Коммунистической партией Кубы программа социально-экономического и культурного прогресса. При этом Коммунистическая партия ставит задачу большой научно-практической актуальности: исследовать и активно использовать систему объективных и субъективных условий всестороннего развития личности, ускорить динамику развития нового человека.
Для Кубы эти проблемы имеют особую актуальность ибо от их решения зависят масштабы и темпы социалистических преобразований.
Преобразование духовной жизни общества выдвигает ряд проблем, связанных с человеком, как целостностью. Каким человек является сегодня, каким он может и должен быть завтра, что он способен осуществить своей деятельностью? Без человека, вне его восприятия культура не может существовать. Она - и результат, и условие его деятельности.
В условиях социалистического строительства культура ориентируется на формирование нового социалистического типа личности как на цель и предполагает воздействие на личность, стимулирующее ее саморазвитие, сознательность жизненной позиции. Здесь особое значение приобретает проблема осмысления человеком стоящих перед обществом задач, позволяющее активно участвовать в их реализации.
Степень разработанности проблемы. Активизация исследовательских разработок, посвященных как общефилософским, гак и фи-
лософско-социологическим аспектам культуры и культурной рево- ? люции привела в последние годы к публикации значительного числа монографий, книг, брошюр и статей на эту тему . Этот аспект исследования культурной революции на Кубе имеется в работах таких кубинских авторов, как Армандо Харт Давалос, Хуан Маринельо, Хосе А. Портуондо, Лионель Сото, Гарсиа Гальо Г.Х. и др.
Ряд работ посвящен анализу культурной революции на Кубе как общей закономерности революционного переустройства общества на принципах социализма2.
Анализ литературы свидетельствует, что в настоящее время исследования культурной революции сконцентрированы главным образом на анализе ее сущности и содержания, места в системе общих закономерностей социалистического строительства, путей и форм становления социалистической культуры. Конечно, в той или иной степени вопросы влияния культурной революции на процесс формирования нового человека затрагиваются во многих исследова-
1 Арнольдов А.И. Культура и современность. М., 1979; Арноль
дов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М.,
I984-; Арнольдов А.И. Социализм и культурная революция (Не
которые философские проблемы культурной революции) М., 1967;
Баллер Э.А. Социализм и культура. М., 1975; Бекаревич А.Д.
Культура Кубы. М., 1979; Карпов Г.Г. Ленин о культурной ре
волюции. Л., 1970; Колесников Н.С. Куба: народное образова
ние и подготовка национальных кадров (1959-1982) М.,1983;
и другие.
2 Григулевич Й.Р. Культурная революция на Кубе. М.,.1965; Ве
ликий Октябрь и.Кубинская, революция..(Отв.ред.А,Д.Бекаревич
и В.В.Вольский). М., 1977; Дарусенков^О.Т. Куба строит со
циализм. М., 1975; Он же. Республика Куба. М., 1976; Он же,
Кубе -первое социалистическое государство Западного полуша
рия. М., 1977; Дарусенков 0., Горбачев Б., Ткаченко В. Куба -
7 ниях, однако специальных работ, посвященных анализу комплекса теоретических и практических проблем, связанных с данной темой нет. В особенности это относится к теоретическому анализу практики революционного преобразования духовной сферы жизнедеятельности кубинского общества, строящего социализм и его влияния на формирование нового, социалистического типа личности в специфических исторических, национальных и географических условиях, в каких находится Куба.
Проблема культурной революции должна раскрываться и анализироваться как проблема коренного преобразования и развития самого человека, как проблема его становления в качестве сознательного и творчески участвующего субъекта строительства социализма. Исходя из такого понимания культурной революции, показателем ее развития служит степень сознательности, творчества, моральности, с какой человек относится к обществу, к другим людям, к самому себе, к природе, материальным и духовным ценностям и т.д.
Главный упор здесь делается на развитие человека, способного взять на себя решение сложных и трудных задач, стоящих перед обществом, строящим социализм. Здесь общественная ценность культуры заключается именно в том, что она является необходимым условием практической деятельности масс, направленной на преобразование окружающего мира и самих себя. Иными словами, культурная революция отражает и формирует не пассивный, созерцательный, потребительский подход человека к жизни, а его активно-творческое отношение.
остров созидания..М., 1975;.Куба: опыт общественного развития. Колл.авторов. М., 19?9.
Современное состояние разработки проблемы определили цель и структуру диссертации.
Цель и задачи исследования. С учетом достигнутого в разработке проблемы, выявления специфики самого предмета исследования диссертант ставит своей целью продолжить изучение процесса формирования социалистического типа личности под воздействием культурной революции, показать основные пути влияния 7 революционных преобразований в духовной сфере жизнедеятельности современного кубинского общества на формирование нового человека в соответствии с требованиями современного социально-экономического, социально-политического, научного и технического прогресса.
Рассматривая культурную революцию как общую закономерность социалистического строительства, свойственную всем странам, идущим по пути революционного преобразования капитализма в со- ' циализм, автор стремится выявить национально-специфические особенности проявления этой закономерности в условиях Кубы, специфику утверждения социалистической идеологии в кубинском обществе.
Вместе с тем, важной задачей является анализ изменений и тенденций развития процессов, составляющих такой феномен как культурная революция на Кубе, динамики перемен в системе образования, науки и культуры и, как следствие, выявление новых требований к членам строящегося социалистического общества и путей их реализации в условиях переходного периода.
Методологической и теоретической основой исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, Программная Платформа Коммунистической партии Кубы, материалы съездов КПК
9 и ее пленумов, документы международного коммунистического и рабочего движения, груды руководителей КПСС и Коммунистической партии Кубы. В качестве источников конкретной информации автором использованы статистические сборники Государственного комитета статистики Республики Куба, материалы Министерства просвещения и Министерства высшего образования Республики Куба, а также материалы периодической печати Кубы.
На защиту выносятся следующие положения:
Значение разработки теоретических и практических вопросов культурной революции обусловливается как решением отдельных практических задач культурного строительства, так и определением условий формирования нового человека как одной из важнейших задач строительства общества на принципах социализма.
Процессы, развивающиеся в социалистическом образовании, науке и культуре по своей сущности являются интернациональными. Использование опыта СССР и других братских стран социализма позволяет Кубе найти верные критерии развития и самооценки, обогатить свои духовные ценности, осмыслить подлинное значение достигнутого. С другой стороны, контакты содействуют повышению международного авторитета социалистической Кубы как страны с интересным культурным прошлым и динамичной современной духовной жизнью, что активно влияет на формирование социалистического сознания у всех членов общества.
Решение проблемы формирования нового человека теснейшим образом связано с развитием социалистической демократии в сфере науки, культуры и образования. Новаторские поиски Коммунистической партии Кубы в этом направлении привели к разработке и применению принципов общественно-государственного и государственно-общественного начал - открытию, которое и в георетиче-
10 ском, и в практическом плане знаменует собой этап в развитии духовной сферы на Кубе.
В процессе формирования нового человека кубинского социалистического общества во всей полноте проявляет себя концепция об объективном повышении значения образования, науки и культуры в социалистическом строительстве.
Одной из главных задач культурной революции на Кубе является усиление ее воздействия на условия поднятия субъективного фактора до уровня задач и ответственности строительства социалистического общества на современном историческом этапе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации диссертационной работы, отражая результаты теоретического анализа различных аспектов влияния культурной революции на процесс формирования нового человека в условиях Кубы, нацелены на раскрытие условий, предпосылок решения текущих и перспективных задач по формированию нового, социалистического типа личности в соответствии с требованиями экономического, социально-политического и научно-технического прогресса кубинского общества в переходный период от капитализма к социализму.
Теоретическое обобщение практического опыта кубинского общества по использованию культурной революции в формировании нового человека имеет интернациональное значение и прежде всего для народов и стран Латиноамериканского континента, находящихся в примерно одинаковых условиях с дореволюционной Кубой.
Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в процессе преподавания научного коммунизма, в лекционно-пропагандистской и других формах политико-воспитательной работы, а также в идеологиче-
ской борьбе с различными направлениями антикоммунизма по вопросам извращения сущности культурной революции и формирования социалистического типа личности.
Апробация работы. Диссертационный материал использован автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентами факультета философии и истории Гаванского университета. По рассматриваемой проблеме были сделаны выступления на научно-теоретических конференциях Гаванского университета (декабрь 1979 г.) и научно-практической конференции обществоведов Республики Куба (1982 г.).
По теме диссертации опубликованы статьи в тематических сборниках, посвященных актуальным проблемам научного коммунизма.
Культурная революция - объективная закономерность революционного преобразования капитализма в социализм
Неотъемлемой частью становления коммунистической общественно-экономической формации являются коренные преобразования в области идеологии и культуры. Содержание этих преобразований во всей системе духовной жизни общества отражается в чрезвычайно широком понятии "культурная революция", введенном в политическую и научную лексику В.И.Лениным1.
Изучая культурные процессы в антагонистических классовых формациях, Ленин неизменно связывал их с борьбой идей, подчеркивая, что эксплуататорские классы создают целую систему идеологических мифов и соответствующих учреждений культуры, с помощью которых они стремятся обеспечить и закрепить свое господствующее положение в обществе. С другой стороны, в среде трудящихся постепенно формируется их собственная идеология, опирающаяся на анти-эксплуагаторские по своей сущности идеи социального равенства.
С обострением и углублением классовой борьбы в антагонистическом обществе усиливается внутреннее раздвоение культуры. В результате такой борьбы в обществе возникают две противоположные культуры2.
В.И.Ленин отмечал существование двух культур в каждой национальной культуре антагонистического общества. Указывая на существование двух культур в каждой нации в условиях капитализма, Ленин в то же время подчеркивал, что одна из них, демократическая и социалистическая культура, зародившаяся в условиях жизни трудящихся и эксплуатируемых масс, существует в форме более или менее развитых элементов, а другая, буржуазная культура, существует "не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры" .
Здесь грудящиеся массы изолированы от достижений культуры. Поэтому-то Ленин и указывал, что конечной целью социалистической революции должна быть ликвидация подобной изоляции и создание условий, способствующих раскрытию талантов, "которых в народе -непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами" .
Исходя из материалистического понимания истории, классики марксизма-ленинизма показали, что становление коммунистической формации - это комплексный процесс, охватывающий преобразование как материальной, так и духовной жизни общества. Здесь налицо две неотделимые друг от друга части одной и той же задачи; они определяются взаимосвязью и взаимной обусловленностью всех сторон общественного бытия.
Определяющее влияние на весь ход общественного развития оказывают экономические факторы. Именно поэтому В.И.Ленин всегда подчеркивал принципиальное значение известного положения К.Маркса о том, что способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни.
Маркс, Энгельс и Ленин показали, что основу формирования духовной жизни общества, источник социальных идей, теорий, политических взглядов следует искать в материальных условиях жизни людей.
По Марксу, "из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства"1.
В го же время основоположники научного коммунизма подчеркивали, что тесная связь между духовным и материальным производством не исключает относительной самостоятельности духовной культуры. Это объясняется тем, что культура не только обусловлена экономическим развитием в определенную эпоху, но и зависит от уже достигнутого уровня производства духовной продукции.
Будучи сложным и комплексным явлением, культура относительно самостоятельна в рамках законов ее собственного развития и действия. Культура всегда будет выступать в качестве огромного резерва ценностей, которые черпают новые поколения, внося одновременно свой вклад в эту сокровищницу. Именно поэтому культура определенной эпохи служит носителем определенного содержания, которое невозможно получить непосредственно из экономической жизни. Духовная культура не только зависит от материального производства, но и оказывает на него влияние.
Классики марксизма-ленинизма утверждали, что развитие в сфере политики, права, философии, религии, литературы и искусства опирается на экономическое развитие, но все эти факторы в свою очередь оказывают воздействие на экономический базис. Вопрос не ставится упрощенно, в том смысле, что экономическое положение является причиной и единственным активным фактором, а все остальное есть всего лишь пассивное следствие. Нет, здесь имеет место взаимодействие на основе экономических потребностей.
Исходя из необходимости перехода общества от капитализма к социализму классики марксизма-ленинизма показали, что коренное преобразование духовной жизни наряду с преобразованием экономической базы страны, созданием новой материально-технической базы и формированием новых общественных отношений является неотъемлемой составной частью социалистической революции и строительства нового общества.
Развитие культуры вступает в совершенно новый этап, начало которого знаменует социалистическая революция.
Культурная революция - это необходимое и логическое продолжение революции в идеологии, в политической и социально-экономической областях. Политическая революция обеспечивает политическую основу, а социально-экономическая революция - общественную и экономическую базу для осуществления культурной революции.
Наивысшей формой прогресса в сфере культуры является социалистическая культурная революция, она способствует разрешению противоречий между культурной эволюцией широких масс и развитием общества как единого целого с точки зрения культуры. Происходит упорядочение духовной жизни и в соответствии с этим возникают возможности для участия всех граждан в творческом труде.
Формирование личности социалистического типа - необходимое условие и результат революционных преобразований духовной жизни общества
По завершении кампании по ликвидации неграмотности и под воздействием ее впечатляющих результатов было положено начало движению за "обучение взрослых", которое представляло собой не что иное, как широкую работу, направленную на повышение образовательного уровня народа, необходимую для осуществления дальнейших планов экономического и социально-политического развития страны.
В ходе борьбы за шестиклассное обучение возникла преемственность в переходе к новому этапу борьбы. Революционное правительство было убеждено в том, что такая кампания не будет краткосрочной, что ее проведение неизбежно будет сочетаться с усилиями, направленными на защиту революции и на эконошческое развитие страны. Полагалось, что для ее успешного завершения потребуется не менее 20 лет.
Начиная с 1974-75 учебного года эта битва приобрела особый размах, поскольку Профценгр трудящихся Кубы на своем ХШ съезде, состоявшемся в 1980 г., поставил задачу обеспечить шестиклассное образование всем трудящимся нашей страны. В осуществление этой задачи внесли свой вклад Федерация кубинских женщин (ФКЖ) и Национальная ассоциация мелких землевладельцев (НАШ).
Возвращаясь к 1978-79 учебному году, мы можем говорить о том, что здесь были достигнуты впечатляющие успехи. "... В эти годы, прошедшие после победы революции, кроме полугора миллионов взрослых, получивших шестиклассное образование, получили подготовку 3.250.000 учащихся"4 .
Система обучения взрослого населения на Кубе прежде всего была призвана способствовать тому, чтобы трудящиеся и взрослое население в целом имели доступ к достижениям культуры, удовлетворяли свои духовные запросы, свои интересы в области познания нового, а именно в этой сфере для них открываются широкие возможности новым строящимся социалистическим обществом.
С другой стороны, обучение взрослых способствовало обеспечению потребностей страны в квалифицированной рабочей силе. Для этого обеспечивается общекультурная подготовка, необходимая для поступления на курсы, в школы и институты профессионально-технической квалификации. Они играют важную роль в деле коммунистического воспитания трудящихся, в формировании марк-ситско-ленинского мировоззрения, политических и моральных условий для совершенствования трудящихся, которые одновременно работают и учатся.
В организации обучения взрослых чрезвычайно важную роль сыграли общественные и массовые организации. Так, например, профсоюзы придавали этому такое же значение, как и борьбе за повышение производительности труда. Национальная ассоциация мелких землевладельцев придавала решению этого вопроса такое же значение, как и организации кооперативов на всей территории страны. В те времена каждая из шести провинций Кубы боролась за право называться "территорией, свободной от крестьян, не окончивших шести классов".
Федерация кубинских женщин не отделяла борьбу за повышение общеобразовательного уровня от движения за полное равноправие женщин. Сельские труженики муниципии Флоренции в провинции Кама-гуэй первыми добились крупного успеха в борьбе за обеспечение шестиклассного образования. В 1980 г. здесь завершился процесс начального обучения более чем 1.300 граждан. На митинге, организованном по случаю этого события, товарищ Антонио Перес Эр-реро, секретарь ЦК Компартии Кубы, отметил, что это - победа всех трудящихся Кубы, а также новый стимул для успешного осуществления новых, более важных задач, которые стоят перед всем кубинским народом.
Завершение битвы за шестиклассное образование позволило поставить в 1980 г. новую и качественно более высокую задачу: добиться, чтобы к 1985 г. 60% трудящихся, способных повышать свой общеобразовательный уровень, окончили 9 классов.
На ХІУ съезде Профцентра трудящихся Кубы было подтверждено обязательство перед главнокомандующим товарищем Фиделем Кастро обеспечить всем трудящимся как минимум шестиклассное образование. Одновременно перед профсоюзным движением были поставлены новые задачи в сфере образования, в частности борьба за обеспечение девятиклассного образования. Ставилась цель обеспечить достижения подобного уровня к 1985 г. 500.000 трудящимися,
Фидель Кастро охарактеризовал новый этап как очень важный в борьбе против отсталости, за развитие по пути социализма.
С первых же дней после взятия власти Революционное правительство проводило огромную работу по реорганизации и развитию всей системы образования.
Жизненно важным аспектом такой реорганизации стал уже упоминавшийся закон № 561, принятый в сентябре 1959 г., в соответствии с которым были созданы 10 тысяч классных помещений; 69 казарм одиозного режима Батисты были превращены в учебные заведения (см.приложение № 4) в самые отдаленные уголки страны было направлено более трех тысяч учителей-добровольцев; начал проводиться в кизнь план "Анна Бетанкур", призванный покончить с невежеством тысяч женщин горных и наиболее удаленных районов страны, обеспечить им доступ к достояниям культуры. В отношении этого плана в отчетном докладе I съезду Компартии Кубы отмечалось: "... с начала 1961 г. стал проводиться в жизнь план распространения образования среди крестьянок под названием "Анна Бетанкур". В соответствии с этим планом прошли обучение более 150 тыс.молодых крестьянок, главным образом из горных районов" .
Коммунистическая партия Кубы придает большое значение идеологической работе, служащей достижению полного равноправия женщин. "Все силы нашего общества должны взаимодействовать в целях разъяснения равных возможностей женщин и мужчин в труде, учебе, культуре и обороне родины. П съезд подтверждает выдвинутый I съездом принцип, в соответствии с которым наряду с усилиями по построению материально-технической базы социализма необходимо вести настойчивую работу по искоренению из сознания всех людей - и мужчин, и женщин - предрассудков и ошибочных взглядов, пока еще сохраняющихся в отношении к женщине"2.
Создание социалистической системы народного образования и утверждение в обществе новой социалистической идеологии
Уже в 1961 г, Армандо Харт Дввалос, который был тогда министром образования, а ныне является членом Политбюро ЦК Компартии Кубы и министром культуры, писал в статье, опубликованной в журнале "Куба социалиста":
"Наибольшие трудности в отношении преподавательского состава связаны с нехваткой учителей и преподавателей, с очень слабой педагогической ориентацией преподавательского состава,. с нехватков получаемой ими научной информации и с недостаточным уровнем их идейно-политического и социального воспитания" .
Для того, чтобы понять, какую работу проводило революционное руководство с первых дней после прихода к власти по решению серьезных проблем, унаследованных от неоколониального общества, необходимо напомнить, как готовились учителя на Кубе. - В соответствии с законом от 16 марта 1915 г. были созданы училища по подготовке учителей. - Декретом Ш 1749 от I октября 1927 г. определялся Общий устав вышеуказанных нормальных школ. - В соответствии с положениями декрета № 1153 от 10 июля 1929 г. были унифицированы учебные планы и программы. Сразу же после победы революции были приняты следующие меры: - В соответствии с положениями статей 14-17 главы П закона К? 680, опубликованного в Официальном вестнике 24 декабря 1959 г., были упразднены нормальные училища, училища по подготовке воспитателей для дошкольных учреждений и созданы училища по подготовке учителей начальных школ. - В соответствии с постановлением № 349 от 20 апреля 1960 г. был создан Институт повышения квалификации работников системы образования, призванный обеспечить повышение квалифи кации и совершенствование преподавательского состава, В обязанности этого института входила и организация курсов переподготовки всех учителей - предметников, около пяти тысяч учителей домашнего хозяйства, рисования, английского языка и т.д. в учителей общих начальных школ, а также организация вводного курса для десяти тысяч учителей-добровольцев, призванных работать в горных районах страны. - В соответствии с постановлением № 557 от 28 февраля 1961 г. были расформированы училища, готовившие учителей началь ных школ, и созданы курсы для завершения обучения студентов этих училищ. В упомянутом постановлении данная мера объясняет ся началом проведения в жизнь нового плана подготовки учите лей, первым этапом которого стало создание Центра подготовки учителей первой ступени в местечке Сан-Лоренсо, в горах Сьер ры-Маэстры, в бывшей провинции Орьенте. - В январе 1962 г. начался первый этап подготовки учителей в Центре "Сьерра-Маэсгра" в местечке Минас-дель-Фрио, располо женном в горном массиве Сьерра-Маэстра. Следует упомянуть и о втором этапе, проводившемся в училище имени Мануэля Аскунсе Доменеча в местечке Топес-де-Коллянтес в горном районе Зскам брай, бывшей провинции Лас-Вильяс, и о третьем этапе в училище имени Антона Макаренко в местечке Тарара, недалеко от Гаваны. В соответствии с постановлением № 1605 от 1962 г. на базе расформированных училищ для учителей начальных школ и с привлечением преподавателей этих учебных заведений были созданы училища по повышению квалификации учителей. - В 1968-69 учебном году начали работать 6 провинциальных училищ по подготовке учителей начальных школ. Начиная с этого периода и особенно в 1970-73 гг. по всей территории страны создаются училища по подготовке учителей для начальных школ. Завершение этого процесса перестройки ознаменовало собой создание в соответствии с постановлением № 544 от 1964 г., педагогических институтов во всех университетах страны. Таким образом был заполнен вакуум, существоваший дл революции в отношении педагогических специальностей.
Все это нашло саше наглядное отражение в отчетном докладе П съезду Компартии Кубы, в котором, в частности, отмечалось, что за пятилетку "подготовлено 25.700 учителей неполной средней школы и 4.800 преподавателей физкультуры; 115 тыс.взрослых получили неполное среднее образование и 41 тыс.окончили рабоче-крестьянские факультеты. Центр педагогических наук имени Мануэле Аскунсе Доменеча уже выпустил 9.597 преподавателей. Удвоился набор учащихся в специальные учебные заведения. На
Кубе обучается около 16 тыс.иностранцев. В нестоящее время на каждые 2,83 жителя приходится один учащийся"4".
В докладе также указывалось, что "в стране насчитывается 216900 учителей и преподавателей, т.е. на 51.400 человек больше, чем в начале текущей пятилетки. Все учителя начальной школы получили педгогическое образование и являются дипломированными специалистами, 152.407 учащихся получают педагогическое образование, причем I03I3I из них совмещают учебу с работой" .
Революционные преобразования в сфере науки, культуры и искусства
Резолюция в равной степени стремится создать условия и раскрыть силы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение материальных потребностей народа и его культурных запросов"1.
Как уже отмечалось выше, культурная революция представляет собой общую закономерность для тех стран, которые становятся на путь построения социализма. В разных странах культерная революция осуществляется по-разному, в зависимости от существующих социально-экономических, исторических и национальных условий. Это зависит от темпов и методов ее реализации, от проблем, с которыми приходится сталкиваться той или иной стране в ходе ее проведения. Так, например, в Германской Демократической Республике и Чехословатской Социалистической Республике, где культурный уровень населения был относительно высоким, в качестве главной проблемы осуществления культурной революции выступала борьба против различных проявлений буржуазной идеологии; в Венгрии и Польше основной проблемой стало преодоление сильного влияния католицизма, а в Советском Союзе - ликвидация неграмотности широких масс населения.
Однако опыт проведения культурной революции в СССР, где впервые получила практическое воплощение ленинская теория культурной революции, имеет огромное международное значение для всех стран, строящих социализм. Об этом наглядно свидетельствует и опыт Кубы.
Особые условия, в которых развивался революционный процесс на Кубе, наложили отпечаток на формы и методы проведения культурной революции, обусловили ее специфику. Как отмечал главнокомандующий Фидель Кастро, "с победой революции перед народом открылись новые возможности для развития культуры" , качественное изменение заключалось в том, что "революция открыла перед народом неограниченный доступ к культуре"2.
В исторически короткий срок кубинский народ сумел ликвидировать неграмотность, достичь впечатляющих успехов в развитии системы образования, искусства, литературы и науки. Подобные достижения первой подлинно свободной страны на американском континенте стали возможными только в условиях социализма.
Среди достижений Кубы в рассматриваемый период следует упомянуть, в частности такие, как широкое участие масс в развитии культуры при активном подключении трудящихся, крестьян и студентов, особенно подростков и молодежи к работе в этой области; проведенная переоценка наиболее значительных произведений искусства и литературы страны, а также культурного наследия человечества; изучение культурных истоков, признание и развитие ценностей национальной культуры, проведение исследований в области фольклора. За сравнительно короткий срок были созданы организации, учреждения и ведомства в области культуры, организованы системы обучения искусству и созданы училища работников культуры, создана национальная школа кинематографии и обеспечены кинопрокатом сельские и отдаленные горные районы, страны. Наблюдался постоянный рост .книгоиздательской деятельности, позволяющий народу познать разнообразие и богатство кубинской и мировой культуры, росло число библиотек, картинных галерей и музеев, были воссозданы средства массовой информации и постепенно преобразованы применительно к задачам революционного переустройства общества.
Впечатляющие достижения в области художественного творчества выразились в создании кубинской школы балета и развитии национальной графики.
Победе марксистско-ленинской идеологии на Кубе способствовала надлежащему разъяснению того огромного значения, которое имеет культура. Глубоко проникнув в сознание широких масс и в первую очередь рабочего класса, учение Маркса, Энгельса и Ленина раскрыло народу глаза на практическое значение культуры как жизненной потребности, которую необходимо удовлетворять. Таким образом, в ходе построения нового общества культура становится насущной потребностью, необходимым условием и результатом создания новой жизни. В своем историческом выступлении перед представителями кубинской интеллигенции в Национальной библиотеке имени Хосе Марій главнокомандующий Фидель Кастро отмечал: "Мы являемся проводниками этой революции, социально-экономических революционных преобразований, которые происходят на Кубе. Но, в свою очередь, эти социально-экономические преобразования неизбежно приведут к культурной революции в нашей стране"1.
При рассмотрении культурной революции на Кубе и политики Коммунистической партии нашей страны в области культуры нельзя не упомянуть о расширении и углублении культурных связей со странами социалистического содружества и в первую очередь с Советским Союзом. Этот четко обозначившийся уже с первых лет после победы кубинской революции процесс охватывает самые разнообразные аспекты культурной жизни, начиная с взаимообмена работниками искусств и кончая работой всемирно известных деятелей искусств СССР в кубинских школах и консерваториях. Большое число работников и деятелей искусств Кубы прошло стажировку на самом высоком уровне в братских странах социалистического содружества, причем многие из них получили ученые степени.
Б области культуры социализм обеспечил на Кубе восстановление национальных традиций, развитие творческой инициативы деятелей искусств и что особенно важно - сознательное участие всей трудовой интеллигенции в проведении и руководстве деятельностью в сфере культуры.
Победа революции, проведение аграрной реформы, означавшей национализацию крупных землевладений, а также переход основных средств производства в руки народа способствовали осуществлению важных социальных и культурных преобразований в стране.