Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Гливенко Виктор Федорович

Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях
<
Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гливенко Виктор Федорович. Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Красноярск, 2005. - 178 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

1. Методологические аспекты изучения религии 28

2. Религиозная организация как субъект религиозной деятельности 44

3. Диалектическая связь религиозных потребностей и деятельности религиозных организаций 61

4. Место потребности в социальной мотивации религиозной деятельности

Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРКОМАНИИ 87

1. Социальная обусловленность религиозной деятельности, направленной на преодоление наркомании 87

2. Деятельность религиозных организаций по социальной реабилитации бывших наркоманов: особенности и причины

3. Реабилитационная деятельность религиозных организаций в Красноярском крае: опыт и проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Российские реформы постсоветского периода принесли результат, не удовлетворяющий большинство населения страны. Так, например, по данным социологических исследований, основную массу интеллигенции не удовлетворяют ни социалистическое прошлое, ни капиталистическое настоящее нашего общества1. Стремление преодолеть существующие проблемы характерно сегодня для различных объединений российских граждан. Религиозные организации в современной России, объединяющие в своих рядах немалую часть населения страны, стремятся участвовать в решении актуальных социальных проблем. В настоящее время только в Красноярском крае органами юстиции зарегистрировано 239 религиозных организаций2. Условием активного стремления религиозных объединений участвовать во всех сферах жизни общества является устранение ограничений права на свободу совести3, осуществившееся в процессе развития российского законодательства девяностых годов.

К числу проблем, в решении которых стремятся принять участие и религиозные организации, относится и проблема наркомании. Глубокое проникновение наркотизма в современное общество обусловлено утратой традиционных ценностей. «Размывание границ между порочным и правильным, больным и здоровым, всегда имеет нежелательные и пагубные социокультурные последствия»1.

Достижение духовного и социального благополучия в обществе возможно при условии, когда наука (без участия которой невозможны необходимые преобразования2) будет ориентироваться на бескомпромиссный поиск истины, на человеческие ценности, способствуя консолидации всех здоровых сил общества. Не случайно, многие религиозные организации сегодня считают социально важным делом заботу об общественной нравственности и здоровье населения. «На современном этапе важным представляется участие традиционных конфессий России в решении общественных проблем (противодействие пьянству, наркомании и другим, социально опасным порокам), сохранение и защита общественной нравственности. В связи с этим заслуживает внимания практика заключения договоров о сотрудничестве рядов субъектов Российской Федерации с региональными подразделениями традиционных религий России в сфере духовно - нравственного и патриотического воспитания граждан»3.

Наркомания как социальный недуг обусловлена комплексом причин, в числе которых деформация нравственных, духовных и культурных ценностей. «Давно известно, что размывание нравственных основ общества прямо связано с уничтожением его духовной силы»1. Религия обладает арсеналом социально-психологических средств воздействия на человека и общество, которые накоплены с древнейших времен и обладают способностью корректировать значимые качества личности, оказывая влияние на ее мировоззренческую и потребностно-мотивационную стороны. (Не стоит забывать, что такое воздействие может быть как положительным, так и отрицательным2).

Л.Н.Митрохин отметил, что в целом место и роль религии в системе культуры и общества является актуальной проблемой, для научного освоения которой необходимы новые подходы3. Далеко не полно исследованы и социально-философские аспекты религии как социального явления в условиях современного мира. Среди проблем, нуждающихся в дальнейшем научном изучении, находится и новая для России проблема деятельности религиозных организаций в лечебно-реабилитационной помощи наркозависимым.

Опыт реабилитационной работы, накопленный отечественными и зарубежными специалистами, довольно разнообразен. Например, можно упомянуть систему преодоления наркотической зависимости, использующуюся в центре «Затерянный мир» (предназначена для работы с наркозависимыми учашимися школ); использование необычных способов воздействия на личность, например, путешествий3 и др. Но если опыт психотерапевтических, психологических, наркологических начинаний подобного рода неплохо проанализирован и обобщен в современной науке, то деятельность российских религиозных организаций в сфере реабилитации является сравнительно новым явлением. Оценка его эффективности, систематичное изучение его особенностей, социально-философское постижение смысла такой работы - еще только предстоит осуществить.

Степень научной разработанности проблемы. Методологические проблемы изучения религии как социального явления и религиозной деятельности раскрываются в трудах В.И.Гараджи, К.Маркса, Л.М.Митрохина, А.А.Радугина, А.Д.Сухова, Д.М.Угриновича, Ф.Энгельса, И.НЛблокова и др. В изучение функций религии в жизни общества и личности значительный вклад внесли исследования П. Бергера, В.И.Гараджи, В.И.Колосницына, В.А.Соснина, И.Н.Яблокова и др. Функциональные аспекты религиозной деятельности рассматривались в работах К.Барта, П.Бергера, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Дж.М.Йингера, Н.Лукмана, Р.Мертона, Т.Нибура и др.

Проблемы деятельностных особенностей индивидуальной религиозности, социальной психологии религиозного коллектива исследовались в работах В.Р.Букина, Е.К.Дулумана, В.И.Колосницына, Б.А.Лобовика, В.П.Москальца, Н.И.Носовича, М.Г.Писманика, М.А.Поповой, В.А.Романца и др.

Весьма плодотворным оказалось применение деятельностного подхода (значительная роль в его развитии принадлежит трудам Г.С.Батищева, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, В.С.Швырева, Э.Г.Юдина и др.1) к изучению различных социальных явлений (в том числе к изучению религиозной организации как особого социального образования и потребностно-мотивационной сферы личности).

Проблема потребностей пронизывает всю историю европейской философии от античности до наших дней. Отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в творческом наследии Аристотеля, Г.Гегеля, Р.Декарта, Сократа, Л.Фейербаха, Эпикура и др. Проблема религиозной мотивации деятельности в отечественной науке XIX века рассматривалась в трудах Т.Буткевича, А.Введенского, С.С.Глаголева, М.П.Рождественского, Н.Соколова и др.; в зарубежной науке Х1Х-ХХ веков - В.Джемсом, Г.Гефдингом, М.Гюйо, Т.Рибо, Э.Фроммом и др.

В минувшем веке так же многое было сделано в области изучения потребностей. Наиболее значительными в этом направлении были исследования В.А.Иванникова, А.Н.Леонтьева, А.Г.Маслоу, А.А.Миголатьева, Н.И.Сарджвеладзе, П.В.Симонова, С.Г.Спасибенко, В.А.Туева и др.

Непосредственно проблема религиозных потребностей исследовалась в работах Т.А.Бажан, В.В.Павлюка, И.А.Малаховой, Д.М.Угриновича, Ю.В.Шарова и др. Немалое количество работ посвящено проблемам религиозного сознания, религиозного опыта.

Вместе с тем, специфика проявления социальных функций религии в современном обществе, их непосредственная связь с потребностями человека изучены явно недостаточно. Отсюда вытекает необходимость конкретно-научного изучения и социально-философского осмысления специфики и перспектив участия религиозных организаций в решении актуальных проблем российского общества.

Религиозные организации, имеющие значительный духовный потенциал, могут сыграть важную роль в борьбе с наркоманией и ее социальными последствиями. Тем не менее, научных комплексных разработок по данной проблеме: о формах, методах и эффективности деятельности религиозных организаций в данной сфере явно недостаточно. Отсутствуют комплексные междисциплинарные диссертационные и монографические исследования, научно-практические и методологические разработки и рекомендации по данной проблеме, в которых ощущается острая практическая потребность1.

Объектом исследования выступает религиозная деятельность как особый социальный феномен.

Предмет исследования — деятельность религиозной организации в сфере преодоления наркомании в современном обществе.

Гипотеза исследования. Так как религия - социальное явление, формой существования которого выступает религиозная организация, то в преодолении наркомании и решении других социальных проблем религиозная организация может участвовать благодаря действию социальных функций религии: мировоззренческой, интегрирующей, регулирующей, коммуникативной. В процессе реализации важнейших социальных функций религии создается сплоченная организация верующих, в которой действуют особые нравственные стандарты, создается особое коммуникативное пространство и особым образом регулируется поведение. Условием успешной социальной реабилитации ,jgf личности бывшего наркомана является включение его в такую среду.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - социально-философский анализ деятельности религиозных организаций в сфере социальной реабилитации бывших наркоманов.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- изучить методологические аспекты исследования религии как социального явления;

(аь - проанализировать особенности религиозной организации как субъекта религиозной деятельности;

- выявить взаимосвязь религиозных потребностей и деятельности религиозных организаций;

- рассмотреть место и роль религиозной потребности в социальной мотивации религиозной деятельности;

- определить социальную обусловленность религиозной деятельности, направленной на преодоление наркомании, выяснить ее направления и причины;

- изучить опыт и проблемы реабилитационной деятельности религиозных организаций в Красноярском крае.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод, в рамках которого применялись общенаучные и частнонаучные методы. Для решения обозначенных в исследовании задач использовались системный, структурно-функциональный, деятельностный, аксиологический подходы. Автором изучены и использованы в работе труды отечественных и зарубежных ученых, которые внесли значительный вклад в изучение социальной природы религии, специфики и мотивации религиозной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1) Установлено, что для изучения роли религиозных объединений в борьбе с наркоманией методологически целесообразно рассматривать религию в качестве социального явления. Изучение новых для российского общества религиозных явлений и процессов предполагает рассмотрение религии в качестве особого социального института, занимающего определенное место в социокультурном пространстве, выполняющего в жизни общества и личности специфические функции.

2) Выявлено, что религиозная организация как субъект религиозной деятельности, характеризуется сплоченной средой, обладает особой системой ценностей, традициями общения, стереотипами поведения, является важнейшим условием осуществления деятельности в сфере профилактики наркомании и реабилитации бывших наркоманов, предполагая кардинальные социально-мировоззренческие перемены в жизни реабилитируемого.

3) Обосновано, что мировоззренческая, интегрирующая, регулирующая, коммуникативная функции религии обеспечивают гармоничное включение личности в сплоченный, организованный коллектив с особой системой ценностей, в котором четко регламентированы правила поведения, определены ролевые обязанности его членов. Религия - как социальное явление - способна формировать у личности комплекс потребностей, направленных как на религиозные, так и на внерелигиозные цели. В частности, участие верующих в борьбе с наркоманией (профилактика наркомании, социальная реабилитация бывших наркоманов) обеспечивается как религиозными мотивационно-потребностными основаниями (достижение личностью определенных «заслуг» перед сверхъестественным), так и мирскими (помощь другим в обретении здоровья и здорового образа жизни; потребность «быть включенным в группу», быть востребованным и др.).

4) Доказано, что сплоченная религиозная организация, обладающая особой системой ценностей, традициями, стереотипами поведения, является важнейшим условием осуществления деятельности по реабилитации бывших наркоманов, предполагающей кардинальные социально-мировоззренческие перемены в жизни реабилитируемого.

5) Установлено, что инициативы религиозных организаций в сфере профилактики наркомании и социальной реабилитации бывших наркоманов объективно востребованы современным обществом в силу тех социальных особенностей религиозных организаций, которые создают условия для успешного воздействия на общество и на личность бывших наркоманов.

6) Выяснены основные виды деятельности религиозных организаций в деле преодоления наркомании в обществе и их причины, обусловленные социальными особенностями религии как социального явления и религиозной организации. На основе проведенного автором совместно с ГУВД Красноярского края исследования деятельности религиозных организаций в сфере социальной реабилитации бывших наркоманов, выявлены причины, осложняющие деятельность религиозных организаций в этой сфере: а) разобщенность усилий и несовпадение интересов различных религиозных объединений в реабилитационной и профилактической деятельности; б) различное понимание сути реабилитационного процесса (В частности религиозные организации неодинаково определяют необходимость участия в лечебно-реабилитационных мероприятиях представителей официальной медицины и, прежде всего, наркологов); в) недостаток средств на полноценную организацию и осуществление реабилитационных мероприятий; г) отсутствие соответствующей законодательной базы, регламентирующей деятельность реабилитационных центров, созданных религиозными организациями; д) отсутствие единой государственной политики в сфере сотрудничества с религиозными организациями, занимающимися профилактикой наркомании и реабилитационной работой; е) отсутствие единой и эффективной государственной программы спасения молодежи от наркозависимости. Разработаны предложения для оптимизации деятельности религиозных организаций в сфере социальной реабилитации бывших наркоманов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основанием для осуществления дальнейших исследований социальных аспектов религии, религиозной деятельности и ее мотивации. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы для разработки методологических вопросов изучения религии и ее места в социуме, а также для исследований в области проблем наркомании.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке и осуществлении учебного процесса по дисциплинам «Философия», «Религиоведение», «Профилактика наркомании».

Апробация работы. Содержание и основные положения диссертационного исследования были изложены диссертантом в докладах на научных конференциях, в публикациях по теме работы.

Структура диссертации определяется целью и задачами проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Методологические аспекты изучения религии

Религиозные потребности реализуются в деятельности религиозной организации. Религиозная организация является важным условием осуществления социальных функций религии.

Организация как элемент религии играет в ней огромную роль. Ни мировоззренческий, ни деятельностный компоненты религиозной системы не могут сформироваться, передаваться от одних людей к другим, если отсутствует социальный механизм их закрепления и распространения. В организации актуальная потребность находит реальное удовлетворение. Последнее совершается благодаря специфической многофункциональной сущности религиозной организации, являющейся помощником верующего человека в решении актуальных для него проблем социального существования.

Религиозная организация - является социальной групппой, формирующейся в процессе совместной религиозной деятельности людей. Ряд исследователей связывают такую деятельность лишь с «совместным отправлением религиозных обрядов»1. В тоже время , совместная деятельность религиозного сообщества не ограничивается лишь обрядовой сферой. Как отмечалось выше, всякая социальная группа — религиозное сообщество -осуществляет различные виды деятельности, в которой принимают участие ее члены. В современной России религиозные организации осуществляют, помимо собственно обрядовой, образовательную, просветительскую, благотворительную, издательскую, производственную и другие виды деятельности. Наконец, религиозные организации являются сегодня полноценными субъектами правоотношений (собственность, сделки и т.д.)1.

Учитывая приведенные уточнения, мы предлагаем следующее определение религиозной организации. Религиозная организация - это общество последователей определенного вероучения, формирующееся в процессе совместной социальной деятельности, специфическим элементом которой является совместное отправление религиозных обрядов.

Важнейшие характеристики религиозной организации и религиозной деятельности определяются не только вероучением и специфическим набором ритуально-обрядовых действий, но и социо-культурными условиями, в которых осуществляется ее деятельность, так же положение в конкретном социуме. Так, в советский период, когда общественная идеология и действовавшее законодательство искусственно ограничивали спектр социальной деятельности религиозных организаций лишь «отправлением религиозных культов», многие современные религиозные инициативы (например, реабилитация бывших наркоманов) были бы невозможны. Помимо иных политико-правовых условий, проблема наркомании не была столь острой. Поэтому вряд-ли можно было говорить о том, что существовала потребность общества в реабилитационной деятельности религиозных организаций. Наконец, ряд организаций, активно занимающихся сегодня реабилитационной работой, появились в нашей стране лишь в девяностые годы (например, неопятидесятнические организации).

Человек как субъект социальной деятельности живет в пространстве социума, в котором можно выделить два подуровня: «подуровень нормативных общественных отношений и подуровень личных нравственных отношений». Соответственно отношения в сообществе порождают потребности в социально-психологическом комфорте и общении, а отношения в сфере второго подуровня, обусловленные индивидуальными нравственными навыками -потребность в обретении смысла жизни и личностной самореализации1.

Последнее играет особую роль в реабилитационной деятельности, которой занимаются различные религиозные организации. Как будет показано в дальнейшем, суть индивидуальной работы с наркозависимыми сводиться: во-первых, к социально адаптирующим задачам(в том числе к формированию, переформированию потребности в социально-психологическом комфорте и в новых навыках коммуникации); во-вторых, в создании и умении удовлетворять смысложизненной потребности и достижению личностной самореализации.

В числе различных потребностей, включенных в религиозную деятельность, особое внимание вызывают «нерелигиозные» потребности, которые удовлетворяются с помощью религии, а точнее с помощью функциональных религиозных потребностей личности и религиозной организации, создающей условия для формирования соответствующих потребностей и их реализации.

Диалектическая связь религиозных потребностей и деятельности религиозных организаций

«Социальные корни религии существуют не только на глобальном, но и на уровне индивидуального бытия человека, индивидуальной формы общественного бытия». Диалектическое познание религии требует знания и "производящих религию факторов", и того, как особенности индивидуальной психики порождают "мучительный разлад человека с собой, духовный кризис, поиски смысла жизни, потребность в религиозной компенсации"1.

Мотивация деятельности вообще и религиозной деятельности, в частности, включает: интересы, установки, идеалы, представления, уверенность (веру), чувства, влечения. Центральным, интегрирующим звеном мотивационного комплекса, обеспечивающего религиозную деятельность, является потребность. Потребность всегда социальна. Именно она является той объективной основой, тем «пусковым механизмом», благодаря которому стремление к идеалу, установка,. вера, чувственное переживание сплетаются вместе и осуществляется акт деятельности. Для понимания механизмов осуществления функций религии в обществе необходимо рассмотреть один из важнейших компонентов деятельности - потребность.

Интерес к потребности как к причине поступка уже прослеживается в античном обществе. Преддверием учения о потребностях можно считать идеи Демокрита , Эпикура . Именно в учении Эпикура фактически было положено начало традиции деления потребностей на разумные и неразумные, пользовавшейся популярностью в XX веке3. Согласно Сократу, потребности должны содержать известную долю разумности, только в этом случае достижимо истинное счастье - гармония духовного и материального в человеке .

У Платона уже прослеживается стремление обозначить саму суть потребности. Потребность выражается через понятие нужды - недостатка определенного блага5.

Аристотель выделяет естественные потребности (нужда в пище и размножении), потребности порожденные животной душой (в движении, чувствовании, стремление к удовольствию). Оба уровня зависят от истинно человеческой души, порождающей более высокую сферу духовных потребностей. Главенствующее положение среди последних принадлежит стремлению к познанию. Особой функцией потребностей, свойственных аристотелевскому «политическому существу» - человеку, является соединение отдельных личностей в единое целое, в общество. Здесь впервые содержится попытка рассмотреть общественную сущность человеческих потребностей.

Согласно Р. Декарту, даже самые абстрактные области знания способны удовлетворять некоторые конкретные человеческие потребности1.

Философская концепция Томаса Гоббса утверждала всеобщее равенство человеческих возможностей, основанное на одинаковых физических и духовных (умственных) способностях. Кроме того, каждый индивид наделен активным стремлением к самосохранению и получению собственной выгоды. Естественный человек должен стремиться существовать в обществе, где будет достигнута гармония условий «страстей, которые одинаковы у всех людей»2.

В учении Б. Спинозы еще не выделена категория потребность. «Аффект, называемый страстью души, есть смутная идея, в которой душа утверждает большую или меньшую, чем прежде, силу существования своего тела или какой-либо его части и в которой сама душа определяется к мышлению одного преимущественно перед другими» . Аффект выражает удовольствие, неудовольствие и желание, - то есть те чувственные состояния, которые (в некоторой степени) сродни понятию потребность. Концепция Спинозы отличается от предыдущих своей «объемностью»: в ней содержится сложная система человеческих аффектов и страстей, вызванных не только внешними объектами, но и особенностями индивидуального сознания, а также способностями самих аффектов. Возникнув от одних причин, они могут составлять новые комбинации аффектов, новые страсти. Именно таким образом возможно появление отрицательных, неумеренных желаний. Спиноза полагал, что только знание самого себя, своих желаний, их причин и условий реализации, представление о собственных возможностях, - обеспечивает гармонию в отношениях индивида и общества. Без этого невозможно управлять собственной жизнью. Как считал философ, вершиной самопознания является бог.

П.Гольбах считал, что страсти, или потребности, это не просто произвольные желания или прихоти отдельного индивида, а общая родовая черта человека. Такое понимание соответствует другим идеям французских материалистов: «Человек без страстей или без желаний перестал бы быть человеком... довольствующийся самим собой, он уже не был бы общественным существом»1.

Гельвеций переносит материалистическое понимание разумных потребностей в область рефлексии, используя для этого понятие «интерес», дополненное этическим и социальным содержанием. Такая операция имела следующее значение. Во-первых, понятие «разумная потребность» приобрело более глубокий смысл; во-вторых, оно превратилась во многофункциональное рабочее понятие, удобное для исследования в различных дискурсах; в-третьих, теоретическое положение приобрело практический смысл.

Социальная обусловленность религиозной деятельности, направленной на преодоление наркомании

Религиозная деятельность обусловлена как самим явлением «религия», так и обществом, в котором религия существует. Общество не только формирует «социальный заказ» (потребность в урегулировании некой проблемы в общественных отношениях), но и создает условия-пути для возможного участия сообществ верующих в его осуществлении (или препятствует этому). Как отмечалось ранее, в советский период религиозные организации практически не принимали участия в преодолении наркомании. Причины этого вызваны общественными условиями того периода: 1) наркомания не имела широкого распространения в обществе и не воспринималась в качестве реальной опасности; 2) идеология объявляла религию «пережитком прошлого», не способным оказывать на социум положительное воздействие; 3) законодательство страны, во многом основанное на положениях идеологии, запрещало все виды религиозной деятельности, кроме культовой («отправление религиозных культов» в храме или дома).

В наши же дни актуальность борьбы с наркоманией не вызывает сомнений. Официальная статистика свидетельствует о том, что опасный социальный недуг прогрессирует. Обычные средства борьбы с ним -правоохранительные меры, медицинские средства — очевидно недостаточны и малоэффективны. Проблема наркомании давно уже перестала считаться только медицинской. Поиски эффективных мер борьбы с данным явлением и его социальными последствиями ведутся в различных сферах жизни общества. В сфере религиозной жизни также осуществляется профилактика наркомании, помощь наркозависимым, социальная реабилитация бывших наркоманов. Такую работу проводят религиозные организации, используя различные формы религиозной деятельности.

Практика участия религиозных организаций в преодолении наркомании имеет давнюю историю. Во многих странах лечебно-реабилитационные инициативы религиозных организаций пользуются заслуженным признанием. Согласно социологическим исследованиям, проводившимся в США, большинство населения одобряют участие религиозных объединений в борьбе с наркоманией, а 60% - считают, что такую деятельность должно финансировать государство1. В Великобритании в преодолении наркомании участвуют и религиозные организации, получая значительную помощь от государства. В дореволюционной России религиозные организации активно участвовали в борьбе с различными социальными недугами3. Возобновление такого опыта стало осуществляться в нашей стране лишь в постсоветский период, когда масштабы наркомании приобрели характер национального бедствия и изменилась правовая регламентация религиозной деятельности.

Как было выявлено в предыдущем разделе работы, религиозная деятельность, осуществляемая в обществе, имеет не только внутренние, но и внешние причины. Такая деятельность должна быть обусловлена і потребностью общества в ее результатах. Если некое явление востребовано обществом, то о такой востребованности, на наш взгляд, можно судить по вниманию со стороны: 1) СМИ; 2) властных структур; 3) науки; 4) общественного мнения. Для получения соответствующей информации были проанализированы различные сведения, помещенные в СМИ и проведен опрос представителей различных социальных групп населения с целью изучения общественного мнения по данному вопросу.

В настоящее время необходимость консолидации всех здоровых сил общества в деле борьбы с наркоманией осознается и на высшем уровне. На январских (2003 г.) парламентских слушаниях в Госдуме, где обсуждались проблемы наркомании, отмечалась необходимость привлечения потенциала религиозных организаций1. Тогда же началось обсуждение проекта закона, призванного объединить усилия государства и основных религиозных конфессий России в решении важнейших социальных проблем (в том числе это касается и проблемы наркомании) . Комитет Госдумы по охране здоровья и спорту провел Парламентские слушания «Религия и здоровье» (январь 2003 г.), в которых приняли участие депутаты, ученые, практикующие врачи, юристы, представители основных российских конфессий. На слушаниях отмечалось, что религиозные организации принимают участие в борьбе с наркоманией и алкоголизмом, предоставляют возможности реабилитации для лиц с отклоняющимся поведением, участвуют в других медицинских программах социальной направленности.

Похожие диссертации на Религиозные организации как социально-духовный фактор преодоления наркомании в современных условиях