Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Марченко Алексей Николаевич

Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.)
<
Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марченко Алексей Николаевич. Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.) : диссертация ... доктора исторических наук : 09.00.13 / Марченко Алексей Николаевич; [Место защиты: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации].- Москва, 2008.- 392 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Религиозная политика советского государства в контексте реформ и новаций 50-Х - 60-х гг. 43

1. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева в сфере народного хозяйства, государственного и партийного строительства 43

2. Реформы и новации в сфере народного образования, науки и культуры 62

3. Причины изменения религиозной политики советского государства в 50-х — 60-х. гг. «Хрущевская церковная реформа» 76

ГЛАВА II. Приходская реформа 101

1. Вопрос о приходе в дореволюционной России 101

2. Реформа приходского управления в советском государстве (1918-1960 гг.) 114

3. Реформа приходского управления. Архиерейский Собор 1961 г 127

4. Реализация приходской реформы (1961-1964 гг.) 146

5. Последствия хрущевской приходской реформы (1964 - 1988 гг.) 166

Глава III. Реформа материально-финансового положения духовенства и церковных служащих 195

1. Материальное положение духовенства в дореволюционной России и советском государстве (1918 - 1961 гг.) 195

2. Перевод духовенства на твердые оклады 215

3. Социально-экономическое положение церковных служащих 230

Глава IV. Благотворительная деятельность церкви 240

1. Церковная благотворительность в дореволюционной России и советском государстве 240

2. Прекращение благотворительной деятельности Церкви (1958—1964 гг.) 252

ГЛАВА V. Советское государство и церковь в борьбе за влияние на молодежь 265

1. Религиозное воспитание в дореволюционной России и советском государстве 265

2. Всеобщая атеизация молодежи и детей 279

3. Богословское образование и духовные школы в период «хрущевских» гонений 313

Заключение 326

Список использованных источников и литературы 342

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня, когда Россия постепенно начинает выходить из кризиса в российском обществе крепнет убеждение в необходимости дальнейшего развития гражданско-правовых отношений на демократической основе. Одним из важных показателей готовности общества и государства перейти на новый уровень взаимоотношений с религиозными организациями является развитие правовых основ государственно-церковных отношений, налаживание церковно-государ-ственного и церковно-общественного диалога, определение перспектив их развития. В этой связи представляется важным выявление государственных и церковных приоритетов в решении актуальных задач жизни общества, обоснование основных направлений и пределов социально-культурной деятельности религиозных организаций, наконец, определение допустимой меры взаимодействия государства и религиозных объединений на основе правовых норм, принятых в светском государстве.

В последнее десятилетие наблюдается процесс постоянного расширения миссионерской, просветительской, образовательной, социальной и экономической деятельности Русской Православной Церкви - крупнейшей и самой влиятельной в стране централизованной религиозной структуры, имеющей огромный авторитет в России и за рубежом.

Активизация деятельности Русской Православной Церкви, ее стремление к активному сотрудничеству с общественными и государственными структурами неоднозначно оценивается представителями различных слоев гражданского сообщества. Диапазон восприятия и оценок чрезвычайно широк. Обычно доминирует позитивная точка зрения, выражающая идею невозможности духовно-нравственного возрождения общества без обращения к традиционным для России духовным ценностям православия, носителем которых является Русская Православная Церковь. В связи с этим активная позиция Церкви представляется естественным стремлением Православной Церкви снять многочисленные запреты и ограничения, наложенные на нее в советский период, заполнить предоставленное ей законом и историко-культурными условиями развития Российского государства жизненное пространство, занять достойное место в современном российском обществе.

С другой стороны, верующие подвергают резкой критике характер современных государственно-церковных отношений. Высказываются претензии относительно продолжающейся религиозной дискриминации, в связи с навязыванием их детям в государственных и муниципальных образовательных учреждениях атеизма, ставшего из официальной государственной идеологии латентной идеологией современного государственного образования. Порой даже делаются заявления по поводу едва ли не полного отсутствия какого-либо конструктивного сотрудничества государства с религиозными объединениями как институтами гражданского общества.

По-прежнему основной проблемой, волнующей представителей государства и религиозных организаций в России, остается несовершенство системы регулирования государственно-церковных отношений. Ее решение видится некоторым из них в создании государственной структуры по вопросам государственно-церковных отношений, которая отвечала бы за разработку и реализацию общефедеральной государственной политики в области свободы совести, в том числе религии. При этом утверждается, что эту идею положительно воспринимает большая часть религиозных организаций России. Очевидно, речь идет о фактическом возрождении деятельности упраздненного Совета по делам религий или подобного ему государственного органа.

Однако епископат Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, представляющий более половины зарегистрированных религиозных организаций России, выступает против создания в настоящее время такого органа: Совета (комитета, министерства) по делам религий, так как прежний Совет, управлявший религиозными делами более 50 лет, оставил о себе память борца с религией, а в более широком смысле с правом на свободу совести.

Все вышесказанное говорит о том, что мы переживаем сложный и весьма противоречивый период нашей истории, когда из общественного сознания, культуры и политики с большими трудностями вытесняются старые идеологические ценности и с еще большей сложностью утверждаются новые. Концептуальное обоснование подходов к построению правового государства, к дальнейшему развитию сотрудничества Церкви, государства и общества невозможно без преодоления привычных схем тоталитарного прошлого.

Чтобы избежать крайностей с обеих сторон – участников государственно-церковного и церковно-общественного диалога способных повлечь за собой негативные последствия, чрезвычайно актуально глубокое и всестороннее исследование государственной религиозной политики, как в дореволюционной России, так и в СССР, объективное, научно-критическое изучение внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви в условиях самодержавного государства и советской тоталитарной системы.

Не умаляя достоинств и выдающейся роли русского православия в жизни народов России, ее государственной истории и культуре, необходимо отметить, что Русская Православная Церковь до сих пор находится в поиске путей самоопределения в современной российской действительности. В связи с этим обращение к историческим реалиям ушедшего в прошлое и трагического для Церкви XX века имеет особое значение не только для тех, кто осознает свою религиозно-культурную связь с Русской Православной Церковью, но и всех тех, кого волнуют вопросы оптимизации государственно-церковных отношений в светском государстве.

Степень научной разработки проблемы. Тема государственно-церковных отношений более века привлекает внимание как религиозно-церковных, так и светских исследователей. В дореволюционной историографии она становится особенно актуальной в период великих политических перемен 1905-1907 гг. Принципиальные основы разработки данной проблематики заложили русские религиозные философы и общественные деятели кон. XIX-XX вв., среди которых выделяются В.С. Соловьев, протоиерей Сергий Булгаков, священник Павел Флоренский, В.Н. Ильин, А.В. Карташев, Н.А. Бердяев. В работах этих исследователей, с одной стороны, – звучит призыв к освобождению Церкви от удушающих объятий монархического государства. С другой, – протест против дискриминационной политики советского государства в отношении религии и Церкви в первые десятилетия его существования.

В 1920-1940-е гг., оказавшись в изгнании, русские мыслители стремились осмыслить, раскрыть духовную сущность взаимодействующих субъектов Церкви и государства, исходя из чего объяснить бессмысленность попыток большевистской власти уничтожить церковные институции и Церковь как таковую, путем физического и политического насилия.

Советская историография подходила к этой проблеме исключительно с классовых позиций, руководствуясь идеологией воинствующего атеизма. В 1920-1930 гг. работы таких авторов как В.Д. Бонч-Бруевича, А.В. Луначарского, П.А. Красикова, Е.М. Ярославского, отличает необъективный, пристрастный подход к оценке социально-исторической роли Церкви, стремление оправдать и научно обосновать непримиримую антирелигиозную направленность внутренней политики советского государства.

С середины 1950-х гг. начинается новый этап исследования государственно-церковных отношений в СССР, который длился до конца 1980-х гг.

Как и прежде, в работах этого периода доминирует партийно-классовый подход, создающий основу для тенденциозной интерпретации фактов, гиперболизации полученных на основе их анализа выводов. Из публикации в публикацию переходило утверждение как аксиома о наступлении эпохи массового атеизма. По-прежнему Церковь оценивалась как сила, тормозящая процесс социалистического и коммунистического строительства, религиозные объединения и верующие целенаправленно преподносились читателю в качестве злостных нарушителей законодательства о культах. В исследованиях Церкви отводилась роль контрреволюционной организации, ведущей подрывную деятельность на протяжении всей истории советского государства. Однобокий подход к предмету исследования вел к возложению ответственности за дестабилизацию государственно-церковных отношений исключительно на Церковь. Антирелигиозная политика советских властей, деятельность государственных органов, осуществлявших карательные акции, оставались за пределами критического анализа. Факты гонений на религию в СССР, репрессий духовенства, закрытия храмов и монастырей, широко обсуждавшиеся в зарубежной прессе и литературе, замалчивались или подвергались искажению.

Среди потока литературы, содержащей агрессивные выпады и некорректные установки в адрес религиозных организаций, имеется сравнительно небольшое количество работ, содержащих положительную оценку патриотической деятельности Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны и достаточно ровных государственно-церковных отношений в послевоенное десятилетие. Как правило, заслуга в появлении этих положительных реалий приписывается советскими авторами исключительно государству, сумевшему заставить Церковь отказаться от контрреволюционных взглядов и перейти на позиции лояльного отношения к советской власти. В отношении развития церковной жизни в 1950-1970 гг. исследователи приписывают Русской Православной Церкви попытку идеологической модернизации, приспособленчества в советском обществе.

Развитие политической системы СССР в 1970-1980 гг., принятие концепции развитого социализма и соответствующей ей новой советской конституции породило потребность оценки положения религиозных организаций в СССР как субъектов советского права. В это время тема государственно-церковных отношений привлекает внимание специалистов юридического профиля, главной задачей которых становится апологетика «свободы» религиозной деятельности в СССР, «лояльности» и «демократичности» советского государства по отношению к религиозным объединениям. В трудах В.А. Куроедова, В.Г. Фурова, А.И. Барменкова, В.В. Клочкова, Ю.А. Розенбаума подробно рассмотрена эволюция советского законодательства, делаются натянутые сравнения с соответствующими законодательствами зарубежных буржуазных и социалистических государств. Разумеется, данные оценки страдают необъективностью и утверждают превосходство советской системы в данном вопросе.

Идеологически-заказные и несоответствующие истине панегирики советскому законодательству о культах, религиозной политике КПСС находили своих оппонентов за рубежом в лице диссидентов и западных советологов. Поэтому параллельным направлением литературной деятельности советских ученых тех лет становится апологетика «свободы совести» в условиях коммунистического режима в глазах советской и зарубежной общественности. В 1970-80 гг. специфической задаче – борьбе с иностранными «фальсификаторами» и «клеветниками на советскую действительность» был посвящен целый ряд сочинений.

Наряду с многочисленными изъянами рассмотренной выше литературы о религии и Церкви тех лет необходимо подчеркнуть имевшиеся положительные стороны творчества советских исследователей. Их отличает высокая информативность, широкая география, многообразие используемого материала, в том числе данных статистических исследований.

Празднование 1000-летия крещения Руси обозначило фундаментальный прорыв в научно-исследовательской деятельности религиозных проблем в СССР. Начиная с 1988 г. на идеологической волне «перестройки» и «гласности» появляется целый поток литературы, в котором ясно различима борьба двух тенденций, двух подходов к изучению государственно-церковных отношений.

С одной стороны – традиционно-атеистического, продолжающего традиции советского времени. Несмотря на определенную политкорректность в оценках и отсутствие резких выпадов в адрес Русской Православной Церкви, налицо стремление авторов следовать прежним идеологическим стереотипам. В их сочинениях, посвященных 1000-летию крещения Руси, прослеживается цель максимально понизить оценку значимости события, принципиальная неготовность совершить попытку переосмысления роли Русской Православной Церкви в отечественной истории и культуре.

С другой стороны – «перестройка» открыла путь целой плеяде исследователей, демонстрировавших в 1990-х гг. новый концептуальный подход к вопросам изучения государственно-церковных отношений. Для них характерен сознательный уход от идеологических штампов советской эпохи, признание позитивного начала в социальной и культурной деятельности Русской Православной Церкви. Осознание ответственности власти за «перегибы» в религиозной политике.

Настоящий прорыв в историческом аспекте отечественного религиоведения стал возможен в постсоветской России благодаря начавшемуся в 1990-х годах процессу либерализации архивного дела. Впервые в трудах В.А. Алексеева, М.И. Одинцова, Г.О. Панкова, Ю.А. Бабинова и других исследователей, получивших доступ к рассекреченным документам органов государственной власти, прежде ЦК КПСС, Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религий, были сделаны новые научные выводы, опирающиеся на введенные в научный оборот уникальные архивные источники.

Последнее десятилетие XX – нач. XXI вв. ознаменовалось небывалым размахом исследовательской деятельности. Отечественная историография обогатилась трудами целой плеяды талантливых исследователей новой формации, которые значительно расширили проблематику государственно-церковных отношений, определили и обосновали их периодизацию, кардинально изменили подход к анализу и методам изложения исследуемого материала. Тщательной разработке подверглись практически все важнейшие периоды государственно-церковных отношений.

Появились обобщающие труды по истории взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви в довоенный период 1917-1941 гг. Решающий вклад в изучение этой темы внесли А.Н. Кашеваров, Н.А. Кривова, О.Ю. Васильева, П.Н. Кнышевский. Учеными были детально изучены вопросы проведения в жизнь первых декретов советской власти, методов проведения и результатов кампаний по изъятию церковных ценностей, ликвидации мощей православных святых. Благодаря рассекречиванию документов карательных органов ВЧК, НКВД, КГБ удалось исследовать ряд важнейших вопросов: первых показательных процессов над духовенством, возникновения обновленческого движения, репрессивной политики государства по отношению к духовенству и верующим.

Впервые архивные материалы позволили ученым посмотреть на эти проблемы с точки зрения самой Православной Церкви. Исследователи объективно отразили негативную реакцию Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. на революционные события в России и первые антицерковные действия советской власти, дали оценку выступлений Патриарха Тихона (Белавина) и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) до и после выхода «декларации» 1927 г. Немаловажно исследование историками умонастроений и поведения рядового духовенства и верующих в связи с происходившими событиями, масштабов сталинских репрессий по отношению к ним.

Необходимо отметить, что благодаря широкому празднованию юбилеев Победы советского народа в Великой Отечественной войне (50-летия в 1995 г. и 60-летия в 2005 г.) повышенную актуальность приобрела разработка темы государственно-церковных отношений в военные годы. Этой теме был посвящен целый ряд монографий, диссертаций и научных сборников. В фундаментальных работах И.А. Шимона, О.Ю. Васильевой, нашли свое отражение процесс стабилизации государственно-церковных отношений, патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в военный период, появление и механизм функционирования новых государственных органов (Совета по дела Русской Православной Церкви и религиозных культов), отвечающих за регулирование и проведение в жизнь религиозной политики государства. В последние годы огромный вклад в изучение этого периода внесли М.И. Одинцов и М.В. Шкаровский. Первым была опубликована книга «Власть и религия в годы войны», в которой автор рассмотрел правовые, внешнеполитические, организационные аспекты советской государственной политики в отношении религии накануне и в годы Великой Отечественной войны, а так же опубликовал 100 наиболее важных документов по этой теме.

М.В. Шкаровским был издан ряд монографий, а так же сборник уникальных документов Третьего Рейха, посвященных религиозной политике фашистской Германии, положению Православной Церкви на оккупированных территориях, патриотической деятельности церковных организаций в военные годы.

Значительно меньше внимания исследователей привлекли государственно-церковные отношения послевоенного десятилетия и периода политического лидерства и руководства Правительством СССР Н.С. Хрущева. Тем не менее, этой теме также посвящены ряд крупных работ отечественных исследователей. Внимание Т.А. Чумаченко было сосредоточено на деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви. Исследовательница считает преувеличением высказанный М.И. Одинцовым тезис о противоборстве в аппарате ЦК двух точек зрения относительно будущего религиозного курса. В развернувшейся после смерти И.В. Сталина борьбе за власть религиозный вопрос не был в числе тех проблем, вокруг которых столкнулись интересы сторон.

Гонениям на Русскую Православную Церковь и религию в СССР в 1958-1964 гг. в значительной степени посвящены статьи и монография М.В. Шкаровского. Кардинальную перемену курса советского государства по отношению к религии, с приходом к власти Н.С. Хрущева, ученый характеризует как путь от перемирия к «новой войне». Впервые исследователем был затронут целый комплекс проблем этого сложного, но весьма яркого и динамичного периода государственно-церковных отношений. Подробным образом были изучены политико-правовые акты, реакция на антицерковные акции руководства Русской Православной Церкви: Патриарха Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича). Эти работы содержат богатый статистический материал, почерпнутый автором из фонда Совета по делам Русской Православной Церкви.

Большой вклад в разработку тематики внешнеполитической деятельности Русской Православной Церкви и ее отношений с Римо-католической Церковью при И.В. Сталине и Н.С. Хрущеве внесла О.Ю. Васильева. В фундаментальном исследовании, посвященном истории Второго Ватиканского собора, исследовательница освещает позитивные контакты Русской Православной Церкви с Ватиканом в период понтификата Римского Папы Иоанна XXIII, церковно-дипломатическую деятельность Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) на фоне обострения государственно-церковных отношений в СССР 1958-1964 гг., проведения в жизнь «хрущевской церковной реформы». В монографии впервые дан анализ правовой базы «реформы», опубликованы ранее неизвестные программные документы властей.

В последнее время внимание светских и исследователей было обращено на роль личности в историческом развитии государственно-церковных отношений. С.Л. Фирсовым, М.И. Одинцовым сделаны попытки осмысления жизненных коллизий выдающихся представителей церковной иерархии: патриархов Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), Пимена (Извекова), а так же имевшего место в период «хрущевских гонений» явления «апостасии» – религиозного ренегатства.

Сравнительно немногочисленны труды по истории Русской Церкви советского периода церковных историков, священнослужителей. Наиболее подробным и обстоятельным изложением представляется сочинение протоиерея В. Цыпина «История Русской Церкви». Существенным недостатком этой работы является отсутствие опоры на имеющийся богатый архивный материал. Вместе с ней на фундаментальность в сочетании с высокой степенью научности претендует авторский коллектив первого тома «История Русской Православной Церкви» под редакцией М.Б. Данилушкина.

Отсутствием критического подхода к деятельности официальной церковной власти отличаются работы отечественных священнослужителей: митрополита Иоанна (Снычева), игумена Иннокентия (Павлова), священника С. Гордуна, что в принципе характерно для лиц, занимающих место в церковной иерархии. С другой стороны, гиперкритический взгляд на внутреннюю жизнь Русской Православной Церкви в советский период присущ религиозным диссидентам, среди которых: диакон В. Степанов (Русак), священники Г. Якунин, Г. Эдельштейн. В их весьма эмоциональных и лишенных серьезной научной основы сочинениях настойчиво проводится мысль о полном соглашательстве церковной иерархии с советским режимом и ее предательстве интересов Церкви.

В 1970-1990 гг. в зарубежной церковной историографии продолжалось исследование положения «гонимой Церкви» в условиях советского режима. В этой связи необходимо отметить работы протоиереев Д. Константинова, И. Мейендорфа, А. Шмемана. В центре внимания исследователей в духовном сане оказались проблемы сохранения церковного единства, возрождения утраченных в годы преследований церковных институтов, компромисса, достигнутого руководством Московской Патриархии с коммунистическим режимом и возникновения в СССР движения религиозного сопротивления.

В настоящее время наименее освещенными в историографии остаются отношения Церкви и государства в период «застоя» и «перестройки». Главной причиной такого отставания является отсутствие достаточной базы исторических источников. Архивные документы органов государственной власти за 1970-1980 гг. в основном еще не рассекречены, поэтому исследования на эту тему пока носят лишь общий характер. В стадии изучения находятся внутренняя жизнь и деятельность церковных структур, социально-политическая деятельность Русской Православной Церкви, международный, правовой аспект государственно-церковных отношений.

Последние годы исследовательской работы выявили тенденцию к написанию трудов обобщающего характера, в которых ученые ставят цель проанализировать динамику государственно-церковных отношений в СССР на протяжении нескольких периодов, а также всего XX века.

Последним крупным исследованием такого характера стала работа И.И. Масловой, посвященная изучению государственно-церковных отношений во второй половине XX века. Среди малоизученным вопросов, рассмотренных исследовательницей, наибольшую значимость представляют: взаимодействие Совета по делам религий с органами КГБ, межконфессиональных отношений данного периода, взаимовлияние религиозной ситуации вероисповедной политики в странах Восточной Европы и СССР.

Все вышеизложенные данные говорят о значительной, но далеко не исчерпывающей степени изученности проблемы государственно-церковных отношений в СССР. Количество лакун по-прежнему остается достаточно велико. Перспективной остается исследование темы государственно-церковных отношений в ее региональном аспекте, который также активно разрабатывается в диссертационном формате.

Тема истории Русской Православной Церкви в СССР в XX веке и ее взаимоотношений с советским государством занимает важное место в современном ураловедении. Уральские светские и церковные исследователи внесли весомый вклад в изучение религиозной жизни региона в советский период, обозначив его своеобразие в контексте развития государственно-церковных отношений. Ведущая роль в разработке данной тематики принадлежит пермским и екатеринбургским исследователям: М.Г. Нечаеву, П.Н. Агафонову, В.В. Вяткину, протоиерею В. Лавринову.

В целом, в современной историографии тема взаимоотношений государства и религиозных организаций остается по-прежнему перспективной. На наш взгляд, еще недостаточно изученными остаются проблемы: взаимодействия государственных структур, осуществляющих политику советского государства по отношению к религиозным организациям, реакции духовенства и верующих на перемены курса государственно-церковных отношений, состояния внутрицерковной жизни, деятельности епископата Русской Православной Церкви в период 1943-1991 гг. Многие из вышеозначенных вопросов нашли свое отражение в данной диссертационной работе.

Цель исследования – дать всесторонний анализ влияния на внутрицерковную жизнь епархий Русской Православной Церкви комплекса антирелигиозных мероприятий властей 1958-1964 гг., известных под названием «хрущевская церковная реформа».

Задачи исследования:

Рассмотреть динамику государственно-церковных отношений 50-х-60-х гг. в контексте реформаторской деятельности Н.С. Хрущева

Проанализировать содержание и результаты реформы приходского управления 1961 г.

Дать анализ реформы материально-финансового положения духовенства и церковных служащих, проведенной в период хрущевской антирелигиозной компании

Изучить условия и направления благотворительной деятельности Русской Православной Церкви в 1950-е – 60-е гг.

Исследовать возможности влияния Русской Православной Церкви на молодое поколение советских граждан в период власти Н.С. Хрущева

Проследить результаты проведения в жизнь всех направлений «реформы» на примере православных епархий Уральского региона

Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в 1958-1964 гг.

Предметом исследования является содержание, цели и последствия «хрущевской церковной реформы» во внутрицерковной жизни Уральского региона.

Хронологические рамки исследования. Годы руководства страной Н.С. Хрущевым характеризуются резкой динамикой и богатым событийным содержанием государственно-церковных отношений в СССР. Хронологический этап 1958-1964 гг. ознаменовались для Русской Православной Церкви драматическими событиями, отразившимися в церковном сознании как эпоха «хрущевских гонений» на Церковь и верующих в СССР. Нижняя граница диссертационного исследования - 1958 г. определена в соответствии с появлением нового агрессивного курса государственной религиозной политики, характеризуемого резкой дестабилизацией относительно ровных отношений государственных структур и Русской Православной Церкви, началом нового ожесточенного наступления на религию и Церковь в стране. Верхняя хронологическая граница исследования – 1964 г. - связана с отставкой Н.С. Хрущева, повлекшей за собой ослабление антирелигиозного натиска и постепенное возвращение государственно-церковных отношений в конструктивное русло.

Основные направления и методы антирелигиозной государственной политики, а также динамику внутренней жизни Русской Православной Церкви автор стремится показать в широкой исторической ретроспективе и перспективе. В связи с этим изложение содержания отдельных положений «хрущевской церковной реформы» в работе предваряется очерками состояния вопросов церковной жизни в Синодальный (1721-1917 гг.) и советский периоды истории Русской Православной Церкви до начала хрущевской антирелигиозной кампании (1917-1958 гг.)

Теоретическими основами исследования являются принципы историзма и научной объективности. Изучаемые явления и события рассматриваются в неразрывной связи друг с другом, с учетом совокупности всех факторов, количественных и качественных характеристик, определяющих динамику и специфику развития исторического процесса.

В процессе работы автор стремился дистанцироваться от идеологических штампов, присущих религиоведческой и антицерковной литературе советского времени, а так же идеализированных и панегирических оценок внутренней жизни и деятельности Русской Православной Церкви. Позиция автора проявляется в стремлении беспристрастно осмыслить конкретные исторические события и факты, учитывая как позитивные, так и негативной стороны исторической действительности.

Использование исторических методов: конкретно-исторического и сравнительно-исторического и др. позволило автору проследить развитие государственно-церковных отношений в исследуемый период, а так же определить социально-политический контекст возникновения и поиска решений важнейших внутренних проблем, с которыми столкнулась Русская Православная Церковь.

В ходе исследования применялись общенаучные методы исследования: структурно-функционального, системного и институционального анализа, а так же комплексного анализа исторических источников, причинно-следственный, сравнительный и хронологический анализы.

Так же применялся частный метод статистического анализа, позволяющий выявить количественные и качественные характеристики состояния церковной жизни епархий Русской Православной Церкви, результатов антирелигиозных мероприятий, проводимых органами государственной власти.

Применение совокупности указанных методов позволило автору, насколько возможно, глубоко и всесторонне исследовать избранную тему.

Источниковую базу диссертации составляют:

Во-первых, опубликованные документы партийно-государственных структур, раскрывающие сущность государственной политики по отношению к Русской Православной Церкви и другим религиозным объединениям. Среди них основополагающие законодательные акты, регламентировавшие деятельность религиозных организаций в СССР, инструкции к их исполнению, материалы съездов и пленумов ВКП (б)-КПСС, содержащие выступления ее руководителей и идеологов: И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Л.Ф. Ильичева, М.А. Суслова, Е.А. Фурцевой.

Во-вторых, в исследовании использован значительный комплекс опубликованных церковных документов. К ним относятся: материалы предсоборных комиссий и советов, деяния Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви, содержащие выступления по различным вопросам ведущих церковных иерархов – Патриархов Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), Пимена (Извекова), митрополитов Николая (Ярушевича), Никодима (Ротова) и других церковных деятелей, а также указы и резолюции патриархов, постановления Священного Синода, письма, телеграммы и другие официальные документы, регулярно публиковавшиеся в официальном печатном органе Русской Православной Церкви - «Журнале Московской Патриархии».

В-третьих, основную источниковую базу диссертации составляют документы крупнейших государственных хранилищ: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива Новейшей истории (РГАНИ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).

В процессе работы автором изучены документы фондов восьми государственных и церковных региональных архивов: Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного общественно-политического архива Пермской области (ГОПАПО), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Государственного архива Курганской области (ГАКО), Государственном архиве общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО), Архива Пермского епархиального управления (АПЕУ).

В-четвертых, в работе автором использованы опубликованные нарративные источники, среди которых набольшую ценность представляют мемуары архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина), сборник воспоминаний о митрополите Никодиме (Ротове), протоиерее Всеволоде Шпиллере.

Научная новизна диссертационного исследования и основные результаты, полученные лично соискателем.

В работе впервые всесторонне и комплексно рассмотрена так называемая «хрущевская церковная реформа», направленная, прежде всего, на установление тотального контроля за деятельностью Московской Патриархии, подавление религиозной активности Русской Православной Церкви и, в конечном итоге, на ее полное уничтожение.

Впервые центр внимания исследования перенесен с политико-правового аспекта государственно-церковных отношений на внутренние процессы, происходящие в церковной среде, в ходе проведения «реформы» в жизнь. Комплекс мер по ограничению деятельности и влияния Русской Православной Церкви рассмотрен через призму внутреннего церковного законодательства (канонического права).

Введены в наученный оборот ранее неизвестные и недоступные массивы архивных источников, позволяющих исследовать основные направления и характерные особенности государственной политики в отношении религиозных организаций в СССР на примере православных епархий Уральского региона.

Показана официальное и реальное отношение к «церковной реформе» представителей высшей церковной власти, различных категорий духовенства и церковных служащих, а также их деятельность в связи с ее реализацией.

Проанализированы результаты антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. и их влияние на дальнейшее развитие государственно-церковных отношений в СССР.

Основные научные результаты исследования заключаются в следующем:

Стратегические цели и тактические задачи религиозной политики советского государства в 1958-1964 гг. претерпевали изменения в соответствии со складывающимися политическими обстоятельствами и идеологическими установками. В связи с этим период хрущевской «оттепели» может быть условно разделен на два этапа.

Первый этап охватывает 1954-1959 гг. Антирелигиозные мероприятия властей в эти годы были направлены на постепенное ограничение деятельности Русской Православной Церкви. Их характеризуют половинчатость и слабая эффективность, проводимых мероприятий, отсутствие единой программы действий властных структур.

Второй этап 1960-1964 гг. В соответствии с идеологической установкой КПСС на ускоренное построение «коммунизма» принимается курс на полное уничтожении религии в СССР, в т.ч. ликвидацию организационной структуры Русской Православной Церкви. В этот период все уровни партийно-государственной системы, вовлеченные в осуществление поставленной задачи, действовали с высокой степенью согласованности и эффективности, в соответствии с четко выработанной программой.

Инструментом ее осуществления стала «хрущевская церковная реформа» - комплекс мер, предусматривающий целенаправленное разрушительное воздействие на религиозные организации путем грубого вмешательства в их внутреннюю жизнь, в отношении Русской Православной Церкви насильственного изменения ее канонического строя.

– Реализацию плана антицерковных мероприятий осуществляла система органов государственной власти: ЦК КПСС, Совет Министров СССР в совокупности со всеми подотчетными им структурными подразделениями партийно-государственной власти в регионах. Решающую роль в практическом осуществлении и информационно-методическом обеспечении поставленных задач играл Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (1944-1965 гг.) В ходе проведения запланированных мероприятий использовался административный потенциал других силовых и фискальных государственных ведомств: органов внутренних дел, прокуратуры, КГБ, министерства финансов, а так же общественно-политических организаций: ВЛКСМ и ВЦСПС.

– Опосредованная, но весьма важная роль в реализации плана «хрущевской церковной реформы» отводилась представителям и органам высшей церковной власти Московской Патриархии. Патриарх Алексий I (Симанский), Священный Синод, Поместный и Архиерейский соборы Русской Православной Церкви под давлением Совета по делам Русской Православной Церкви были вынуждены выполнять требования властей и своими решениями придавали им церковно-каноническую легитимность.

– «Хрущевская церковная реформа» предусматривала широкий спектр мер административно-правового, финансово-экономического, социального направлений. Решающее значение отводилось «приходской реформе» - кардинальному изменению существующей системы управления приходских общин - первичных религиозных организаций Русской Православной Церкви, объединенных в благочиния и епархии. Данный компонент «реформы» был направлен на разрыв внутренней, канонически обоснованной связи духовенства с паствой, реализуемой через их руководство приходской общиной. Отстранение духовенства от финансово-хозяй- ственной деятельности и реальной административной власти в приходах, передача ее исполнительным органам религиозных объединений, состоящих в действительности из ставленников гражданской власти, подготовили основу для успешной реализации всего комплекса намеченных антирелигиозных мероприятий.

– Вспомогательными направлениями «церковной реформы» стали:

1) запрет благотворительной деятельности религиозных организаций как эффективного средства утверждения авторитета Русской Православной Церкви в обществе;

2) подрыв материального благосостояния духовенства путем перевода его на низкие твердые оклады;

3) ликвидация социального обеспечения и льгот церковного актива и служащих религиозных объединений с целью его максимального численного сокращения;

4) создание всеобъемлющей системы атеистического воспитания населения с целью выведения из-под влияния религии и Церкви молодого поколения.

– После отставки Н.С. Хрущева в октябре 1964г. происходит постепенный отказ властных структур от реализации плана уничтожения Русской Православной Церкви как социального института. Тем не менее, методы влияния государства на религиозные структуры оставались прежними. В дальнейшем результаты «хрущевской церковной реформы» продолжали использоваться государством как механизм тотального контроля за всеми сторонами жизни и деятельности Московской Патриархии. Все вышеизложенные мероприятия имели свое логическое продолжение в период «застоя» и начала «перестройки», отдельные направления «реформы» сохраняли свое действие вплоть до распада СССР.

– Исторический опыт антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. свидетельствует о недопустимости вытеснения Церкви на периферию общественной жизни, о необходимости в настоящем и будущем воспринимать ее как равноправный и жизненно необходимый религиозный и социальный институт.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего строительства и гармонизации государственно-церковных отношений в современной России. Интерес к материалам и выводам диссертационной работы может быть проявлен со стороны как государственных и общественно-политических структур, вступающих в непосредственный контакт с религиозными организациями, так и организационно-управленческих подразделений Московской Патриархии, формирующих современную внутреннюю и внешнюю церковную политику Русской Православной Церкви.

Содержащаяся в работе информация может быть востребована в научно-исследовательских изысканиях, методической и педагогической деятельности светских и церковных ученых, работающих в области гуманитарных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались автором на международных, российских, региональных конференциях, форумах и симпозиумах, в частности: научной конференции «Религиозные организации и верующие Прикамья в годы Великой Отечественной войны» (г.Пермь, май 2005 г.), региональной церковно-исторической конференции «История Православия на Урале» (г.Екатеринбург, ноябрь 2005 г.), международном научном диалоге – симпозиуме: «Идея ненасилия в XXI веке: ее потенциал и приделы в изменяющейся России (светский и религиозный контекст)» (г.Пермь, май 2006 г.), IV- ой международной научно-практической конференции «Религия в изменяющейся России: проблемы исследования религии и защита свободы совести» (г.Пермь, апрель 2007 г.), Образовательном форуме Приволжского Федерального округа «Гражданин России. Отечественные традиции, образование и современность» (г.Пермь, август 2007).

Основные положения, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования отражены в монографии, научных статьях и сообщениях общим объемом более 30 п.л.

Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

Реформы и новации в сфере народного образования, науки и культуры

Предметом исследования является содержание, цели и последствия «хрущевской церковной реформы» во внутрицерковной жизни Уральского региона.

Хронологические рамки исследования. Период нахождения у власти Н.С. Хрущева отличается динамизмом государственно-церковных отношений в СССР. Хронологический этап 1958-1964 гг. ознаменовался для Русской Православной Церкви драматическими событиями, отразившимися в церковном сознании как эпоха «хрущевских гонений» на Церковь и верующих в СССР. Нижняя граница диссертационного исследования - 1958 г. - определена в соответствии с появлением нового агрессивного курса государственной религиозной политики, характеризуемого резкой дестабилизацией относительно ровных отношений государственных структур и Русской Православной Церкви, началом нового ожесто ченного наступления на религию и Церковь в стране. Верхняя хронологическая граница исследования — 1964 г. - обусловлена изменениями в политической жизни СССР в связи с отставкой с поста главы государства, лидера КПСС Н.С. Хрущева.

Основные направления и методы антирелигиозной государственной политики, а так же динамику внутренней жизни Русской Православной Церкви автор стремится показать в широкой исторической ретроспективе и перспективе. В связи с этим изучение отдельных положений «хрущевской церковной реформы» в работе предваряется очерками состояния вопросов церковной жизни в Синодальный (1721-1917 гг.) и Советский периоды истории Русской Православной Церкви до начала хрущевской антирелигиозной компании - (1917-1958 гг.)

Кроме того, в целях освещения церковно-канонических вопросов, имеющих прямую связь с антирелигиозными мероприятиями администрации Н.С. Хрущева, проводимыми органами государственной власти в сер. 1950-х — нач. 1960 гг., автор счел необходимым обратиться к историческим истокам христианства. Наиболее важными в этом отношении представляются I-III вв. — эпоха зарождения и становления церковных институтов, появления канонического права, святоотеческой письменной традиции, а так же 1V-VIII вв. - этап их интенсивного развития в эпоху Вселенских соборов.

Территориальные рамки исследования Изучение основных направлений религиозной политики советского государства проводится применительно ко всей территории СССР, где имелась соответствующая система органов партийно-государственной власти, принимавших участие в «хрущевской» антицерковной компании.

В то же время исследование опирается на факты, характеризующие состояние церковной жизни и своеобразие проведение властями антирелигиозных мероприятий в Уральском регионе. Область изучения их охва тывает территории, входящие в административную юрисдикцию двух крупнейших в этом регионе епархий Русской Православной Церкви -Пермской и Свердловской, которые имели свои организационные структуры (епархиальные управления, благочиния и приходы) на территории пяти административных субъектов Советского Союза: Пермской, Свердловской, Челябинской и Курганской областей, а также Коми-Пермяцкого автономного округа.

Теоретическими основами исследования являются принципы историзма и научной объективности. Изучаемые явления и события рассматриваются в неразрывной связи друг с другом, с учетом совокупности всех факторов, количественных и качественных характеристик, определяющих динамику и специфику развития исторического процесса.

В процессе работы автор стремился дистанцироваться от идеологических штампов, присущих религиоведческой и антицерковной литературе советского времени, а так же идеализированных и панегирических оценок внутренней жизни и деятельности Русской Православной Церкви. Позиция автора проявляется в стремлении беспристрастно осмыслить конкретные исторические события и факты, учитывая как позитивные, так и негативной стороны исторической действительности.

Использование исторических методов: конкретно-исторического и сравнительно-исторического и др. позволило автору проследить развитие государственно-церковных отношений в исследуемый период, а так же определить социально-политический контекст возникновения и поиска решений важнейших внутренних проблем, с которыми столкнулась Русская Православная Церковь.

В ходе исследования применялись общенаучные методы исследования: структурно - функционального, системного и институционального анализа, а так же комплексного анализа исторических источников, причинно-следственный, сравнительный и хронологический анализы.

Так же применялся частный метод статистического анализа, позволяющий выявить количественные и качественные характеристики состояния церковной жизни епархий Русской Православной Церкви, результатов антирелигиозных мероприятий, проводимых органами государственной власти.

Реформа приходского управления. Архиерейский Собор 1961 г

Серьезной коррекции подверглась формулировка основного экономического закона социализма: «непрерывное расширение и совершенствование производства на базе передовой техники в целях наиболее полного удовлетворения растущих потребностей общества, систематического повышения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества». Таким образом, сам человек выступал уже не как средство, а как смысл и конечная цель общественного прогресса.

Несмотря на значительную гуманизацию научной теоретической мысли, в том числе экономической сферы естествознания, советская наука была далека от полного освобождения от диктатуры советской идеологии, марксистко-ленинскои схоластики, что препятствовало научному обмену мнениями, приросту подлинно научных знаний, ведению научных дискуссий.

В результате разработка методологических аспектов философии, связанных с диалектическим развитием жизни общества, соотношением свободы и необходимости не смогла получить глубокого развития. Все аспекты исследования искусственно привязывались к теме «развернутого строительства коммунизма».

Советское обществоведение оказалось задавлено волюнтаризмом партийного аппарата, стремившегося, вопреки творческому научному подходу, навязывать ученым сверху методику организации научного труда и «актуальную» проблематику научных исследований.

Командно-административная система тормозила исследовательские инициативы и делала непродуктивными дискуссии ученых исторического профиля по ряду важнейших вопросов истории СССР и КПСС. Ярким примером партийного диктата над исторической мыслью стал разгром особым постановлением ЦК КПСС «О журнале «Вопросы истории» в марте 1957 г. редакции этого журнала, занявшего собственную позицию, стремившегося предоставить свои страницы работам остро дискуссион ного и концептуального характера .

Несколько лучше обстояли дела в области фундаментальных и прикладных исследований. Их активное развитие началось еще в послевоенное десятилетие. Во время Великой Отечественной войны ученые этого профиля оказались востребованными в связи с нуждами обороны. Восстановление экономики страны потребовало активного участия научных кадров, которые своей деятельностью смогли обеспечить успешный ход этого процесса, а так же приоритет советской науки в важнейших направлениях научно-технической революции. В этот период вершиной научно-технического прогресса становятся атомные технологии, нацеленные на использование в военных целях.

Послевоенное развитие науки и техники свидетельствует о том, что советские ученые достигли больших высот в решении крупнейших теоретических и прикладных проблем. Достижения в исследовании атома, полученные под руководством академика И.В. Курчатова, позволили СССР в течение 1948-1949 гг. запустить первый ядерный реактор и провести испытание атомной бомбы. В рамках развития программы ракетостроения ученые — конструкторы под руководством СП. Королева уже в 1948 г. запустили первую отечественную ракету дальнего действия Р-1 .

В результате поступательного развития научно-технического прогресса в послевоенные годы период «оттепели» был отмечен впечатляющими научными достижениями. В 1957 г. СССР первым построил атомный ледокол, реактивный самолет «ТУ-104», лазерную установку. В 1956 г. в г. Дубна начал действовать Объединенный институт ядерных исследований, оснащенный современным оборудованием и уникальной аппаратурой. В 1957 г. здесь же вступил в действие самый мощный в мире ускоритель заряженных частиц — синхрофазотрон. бомба в варианте половинной мощности. Это событие стало знаковым событием последних 12 лет, прошедших со времени изобретения атомной бомбы в 1946 г. Советское руководство в лице Н.С. Хрущева считало полезным продемонстрировать могущество СССР в период Берлинского и назревающего Карибского кризисов, чтобы подчеркнуть жесткость позиции Советского Союза. В противовес ядерным испытаниям США в 1961-62 гг. СССР провел 138 испытаний действия ядерного оружия81.

Завершение работ по созданию атомного термоядерного оружия, а так же средств его доставки к цели укрепили авторитет СССР на международной арене как одной из ведущих мировых держав. После достигнутых успехов в освоении космоса — запуска первого искусственного спутника земли и первого в истории полета человека многие страны увидели на примере СССР альтернативный капиталистическому, новый перепек 82

тивнышпуть национального развития .

Советскими учеными были изобретены новые сорта синтетического каучука, пластмасс, искусственной кожи, минеральных удобрений. Советский Союз занимал одно из ведущих мест в мире по производству химической продукции, развитию автоматики, телемеханики, радиотехники, электроники.

На основе достижений науки и техники быстрыми темпами повышался уровень производства. Средства автоматизации широко внедрялись в народное хозяйство. Только за три года шестой пятилетки предприятия, НИИ, проектно-конструкторские организации разработали и изготовили более 5 тысяч новейших типов станков, машин и оборудования.

Строились новые предприятия, реконструировались старые, вводились в эксплуатацию новые месторождения нефти, газа, железной руды, цветных металлов. Началась разработка Курской магнитной аномалии. Бурно развивалась энергетика. В 1961 г. вошла в строй гигантская Волжская ГЭС.

Государство способствовало ускорению научно- технического прогресса, стимулируя труд ученого сообщества. В 1956 г. были восстановлены Ленинские премии за выдающиеся работы в области науки и техники. В 1958 г. было учреждено Всесоюзное общество изобретателей и рационалистов.

Выдающиеся достижения советских ученых получили международное признание. Лауреатами Нобелевской премии стали химик Н.Н. Семенов, физики: П. Черенков, И. Франк, И. Тамм, Л. Ландау, Н. Басов, А. Прохоров.

Конец 50-х — начало 60-х гг. вошел в историю как время покорения космоса. В октябре 1957 г. СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник земли. В том же году было проведено испытание межконтинентальной баллистической ракеты. Эти события имели не только научное, но и военное значение. Во многом, благодаря «космическому прорыву», СССР удалось избежать ядерной угрозы со стороны США и установить военный паритет в вооружениях нового поколения.

Перевод духовенства на твердые оклады

Помимо идеологических и социально-психологических существовали и другие причины начала нового антирелигиозного натиска. К середине 50-х гг. религиозная жизнь в СССР достигла небывалого расцвета. Конечно, по своим количественным и качественным показателям она не могла конкурировать с дореволюционным состоянием религиозных организаций. Тем не менее, статистика тех лет была весьма внушительной и свидетельствовала о значительном, по крайней мере, количественном росте церковных структур в послевоенный период. По некоторым данным в 1940 г. в стране функционировало более 8 тыс: православных приходов. К 1958 г. их количество превышало 13 тысяч105. Увеличение численности приходов и монастырей Русской Православной Церкви» закономерно сопровождалось ростом религиозности населения.

Максимальная концентрация верующих наблюдалась в деревне, где традиционно проживала наиболее консервативно настроенная часть населения страны. Закономерно, что в сельской местности находилось большинство православных храмов - 11218. Численность городских и поселковых церквей была невелика - 571И)6.

Росту религиозности в стране способствовали перемены, которые в 50-е гг. произошли в массовом сознании. Носителями специфических черт, как политического, так и религиозного сознания являлись реабилитированные. В результате политической «оттепели» многие тысячи людей возвратились на волю, и, оставаясь чуждыми советским и коммунистическим идеалам, пополнили ряды прихожан Русской Православной Церкви и других религиозных организаций.

Религиозное возрождение послевоенного десятилетия отличалось своей нелегальностью, что было связано с активным участием в нем

представителей интеллигенции, занимавшей политически активную позицию. По данным КГБ и Совета по делам Русской Православной Церкви среди прихожан городских храмов имелись профессора и преподаватели вузов, которые по месту работы способствовали распространению религиозных взглядов и сознательно противодействовали антирелигиозной пропаганде среди учащейся молодежи.

По самым скромным подсчетам к началу антирелигиозного наступления в 1958 г. паства Русской Православной Церкви составляла около 60 млн. прихожан, что вызывало вполне обоснованную тревогу атеистически настроенной власти 7.

При рассмотрении факторов, повлиявших на перемену отношения государства к религиозным организациям при Н.С. Хрущеве, необходимо учесть мнение М.В. Шкаровского, который видит причину начала гонений в экономических расчетах государства. «В конце 1950-х гг. власти активно искали источники пополнения государственного бюджета: продажа колхозам техники МТС, сокращение оборонных расходов... Не смогло руководство страны, как когда-то в 1922 г., удержаться от иску 108 г шения «запустить руку в церковный карман» . В последнее время этот тезис справедливо оспорен И.И. Масловой. Исследовательница считает, что «главной целью экономических антицерковных санкций было ограничение материальных ресурсов Русской Православной Церкви для пресечения их дальнейшего роста и сужения сферы религиозной жизни». Подобные мероприятия носили, прежде всего, политический характер и не имели первостепенного значения .

Наступление на религию в СССР в период «оттепели» в значительной степени отличалось от подобных компаний, проводимых советским государством в 20-30 гг. Существенной чертой новой волны аптирелиги озной политики было редкое использование репрессивных мер к инакомыслящим. На этот раз основными направлениями государственного воздействия стало проводимое насильственными административными методами сокращение церковной структуры, закрытие церквей и монастырей, духовных семинарий, резкое увеличение ставки налогообложения духовенства и религиозных организаций с целью подрыва материальной базы Московской Патриархии.

Начало нового наступления на религию и Церковь в СССР было положено в 1954 году двумя постановлениями ЦК КПСС: от 7 июля - «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и от 10 ноября «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения».

В первом постановлении объявлялось о запущенности научно-атеистического участка идеологической работы и содержались призывы «решительно покончить с пассивностью в отношении религии, разоблачать ее реакционную сущность и тот вред, который она приносит, отвлекая часть граждан страны от сознательного и активного участия в коммунистическом строительстве»110.

Помимо идеологической ангажированности составителей постановления (Д.Т. Шепилова, А.Н. Шелепина, М.А. Суслова), исследователь С.Л. Фирсов констатирует их религиоведческую безграмотность. Идеологи партии даже не были в состоянии правильно оперировать имеющимися в документе терминами: христианство, православие, католицизм, протестантизм

Прекращение благотворительной деятельности Церкви (1958—1964 гг.)

В Синодальный период приход со своим храмом и причтом являлся первичной церковно-административной единицей Русской Церкви. В XIX веке устройство приходов было регламентировано «Уставом Духовных консисторий» 1841 г. и рядом сопутствующих церковно-юридических актов. Согласно этим документам приход возглавлял священник-настоятель, назначаемый епархиальным архиереем. Он являлся представителем власти епископа в границах прихода. Его полномочия по управлению приходом были изложены в особом документе — «Ставленической грамоте».

В каждом приходе из числа прихожан избирался староста сроком на три года. Должность старосты была введена в 1721 г. В обязанности старосты входила торговля свечами, хранение церковных денег и вообще всех церковных средств. Являясь представителем общины, староста следил за сохранностью приходского имущества, но не имел права расходовать церковные средства самостоятельно. В своих действиях староста находился под контролем причта, беспрекословно повинуясь архиерею.

Однако функции и компетенция церковных старост, как представителей общины перед архиереем и мирскими властями постепенно ограничивались: ограничивались их полномочия в заведовании казной и деятельность в соборе подвергалась строгому контролю со стороны епархиальнои власти .

Попечение об увеличении церковного имущества, материальном обеспечении клира, содержании благотворительных учреждений возлагалось на приходские попечительства. Этот орган также являлся выборным из числа прихожан на ограниченный срок. Членами попечительства в обязательном порядке состояли священник-настоятель и церковный староста. Председатель попечительства избирался из самых видных прихожан. В своей деятельности попечительства контролировались епархиаль 139 ной властью .

Начало XX века ознаменовалось активными поисками путей цер-ковно-административных преобразований в жизни Русской Православной Церкви. Важнейшим вопросом, поднятым православной иерархией и церковной общественностью, стала дальнейшая судьба прихода, который к этому времени пришел в совершенный упадок. «В чем же выражалась жизнь прихода? В посещении прихожанами богослужений, совершаемых в приходской церкви, и в отправлении треб у своих приходских священников. Активного и живого участия в духовной жизни приход не принимал: священнослужители назначались независимо от него, в заведывании церковным имуществом, в просветительской и благотворительной деятельности приход не участвовал...», - пишет в своих воспоминаниях протопресвитер Георгий Шавельский1 .

В полный голос церковная общественность заговорила о необходимости оживления прихода в 1905 - 1906 гг., в годы первой русской революции. Состояние церковной жизни и опасность революционного брожения, угрожавшего государству и Церкви, показали необходимость возрождения приходской жизни, укрепления авторитета священников среди прихожан. Стало очевидным, что ни епархиальной власти, ни духовенству не избежать возможной катастрофы собственными силами. Здравомыслящие общественные и церковные деятели понимали, что в этих условиях Церкви необходимо опереться на более реальную и живую силу, какой может быть только приход. Таким образом, многие видели в оживлении прихода не только религиозную, но и политическую задачу обеспечения целостности и стабильности положения Православной Церкви в России, сохранения ее как живой, общенародной религиозной организации.

Огромное внимание проблеме реформирования прихода было уделено в отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе, поступавших из епархий в 1905 - 1906 гг. в связи с подготовкой Поместного собора Российской Православной Церкви. Будущее православного прихода иерархи видели в восстановлении церковной общинной жизни, центром которой должны был стать храм и пастырь-священник. Проявляя заботу о приходе, иерархи обсуждали ряд насущных вопросов: о предоставлении приходу прав юридического лица, о праве прихода распоряжаться церковными суммами и имуществом, о выборности прихожанами священников и клира, об устройстве органов приходского управления.

Согласно исследованиям С.Л. Фирсова, большинство иерархов положительно решали вопрос о приобретении и закреплении за приходом, а не только за храмом права на имущество. «Наиболее многочисленная группа епископов дала положительный ответ на вопрос о праве прихода не только контролировать, но и распоряжаться церковными суммами и имуществами (при соблюдении ряда ограничений и условий). С точки зрения канонов иерархи признавали допустимым участие мирян в управлении церковным имуществом»141.

Отзывы определили черты будущей приходской организационной структуры. Предполагалось, что приходская община сможет реализовы-вать свою инициативу через приходские советы и приходские собрания. Последние станут главными органами управления приходом под руководством настоятеля. На них будут обсуждаться важнейшие вопросы ведения церковно-приходского хозяйства. Церковным советам по отношению к приходским собраниям отводилась роль исполнительных органов

Похожие диссертации на Хрущевская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958 - 1964 гг.)