Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретический аспект взаимосвязи политики и религии 13
ГЛАВА П. Роль религии во внутренней политике США 31
1. Религиозный фактор в политической истории США XVIII - XIX веков 31
2. Усиление роли религиозных организаций в избирательных кампаниях США в XX - начале XXI века 57
3. Лоббизм религиозных организаций в США 80
ГЛАВА III. Влияние религии на внешнюю политику США 102
1. Роль американских миссионеров во внешней политике США 102
2. Новые религиозные движения и внешняя политика США 118
3. Внешняя политика США и мусульманский мир 147
Заключение 168
Список источников и литературы 173
- Религиозный фактор в политической истории США XVIII - XIX веков
- Усиление роли религиозных организаций в избирательных кампаниях США в XX - начале XXI века
- Роль американских миссионеров во внешней политике США
- Внешняя политика США и мусульманский мир
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. В политической жизни США религиозный фактор всегда играл значительную роль. Как первые переселенцы в Новый Свет, так и сегодняшние лидеры, не только верят в некие религиозные догматы, но и зачастую поступают в соответствии с установками, которые зиждутся на религиозном фундаменте. В первую очередь - это вера в исключительную миссию американского народа, вера в собственную избранность, которая санкционирует подчас спорные (с точки зрения норм международного права) шаги американских политиков.
Выявление научно обоснованных закономерностей политического развития страны в зависимости от религиозных установок тех или иных политических деятелей требует исследовать многоплановые и противоречивые процессы истории США, сущность и особенности эволюции американской государственности.
Историко-правовые и политологические исследования могут оказать существенную помощь в прогнозировании возможного развития как внутренней, так и внешней политики США, особенно на фоне обострения отношений с исламским миром и проблемой противостояния мировому терроризму.
Изучение степени влияния религиозного фактора на политическую жизнь представляется актуальным еще и по причине того, что в современном мире происходит четко прослеживаемая эволюция религии. Государственные стандарты по ряду религиоведческих дисциплин содержат разделы, посвященные усилению социально-политической активности религиозных организаций и верующих.
Кроме того, правящие круги США давно используют так называемые «новые религиозные движения» (в первую очередь - мормонов, мунитов и сайентологов) для достижения своих, вполне земных, интересов. Это имеет значение и для России, поскольку в настоящее время «новые религиозные движе-
4 ния», прикрываясь религиозными целями, либо явно ведут шпионскую деятельность против России (мормоны), либо внедряются в общеобразовательные учебные заведения с целью контролирования сознания несовершеннолетних россиян (муниты), либо стремятся занять ключевые посты в управленческих структурах (сайентологи).
Поэтому проблематика, на которой сосредоточился диссертант, учитывая значительные социально-экономические, политические, правовые отношения в России, весьма актуальна. Осознание степени вреда, который могут нанести американские религиозные миссионеры, позволит российским политикам выработать и предпринять защитные меры по охране государственных интересов России.
Объектом исследования стали религиозно-политические отношения в американском обществе с момента зарождения американской государственности до настоящего времени.
Предметом исследования является влияние религиозного фактора на процесс формирования различных типов американских колоний, на избирательные кампании и формы и методы лоббизма, а также на внутреннюю и внешнюю политику США в целом.
В процессе исследования изучалось как использование политиками (У.Пенном, Т.Пейном, Р.Рейганом, Д.Бушем-старшим, Д.Бушем-младшим) религиозных ценностей в политических интересах, так и стремление отдельных религиозных организаций (мормонов, мунитов, сайентологов) и их лидеров решать политические задачи, причем не только во внутренней, но и во внешней политике США.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, связанные с выявлением религиозного фактора в политике США затрагиваются в ряде коллективных монографий более широкого характера. К ним относятся: «История США» в 4-х томах (главный редактор Г.Н. Севостьянов, 1983-1987 гг.), «США: политическая мысль и история» (ответственный редактор Н.Н. Яковлев, 1976
5 г.), «Эволюция политической системы США» (ответственный редактор Г.Н. Куропятнтик, 1984), «США: конституция и права граждан» (ответственный редактор И.И. Геевский, 1987 г.), «Политические институты США: история и современность» (ответственный редактор В.И. Борисюк, 1988), «Становление американского государства» (ответственный редактор А.А. Фурсенко, 1992), «Словарь американской истории» (под ред. А.А. Фурсенко, 1997).
Имеется также ряд работ отечественных авторов, в которых вопрос о влиянии религии на политику США исследуется более подробно. Это, прежде всего, монографии Д.Е.Фурмана «Религия и социальные конфликты в США» (1981), «Религия в политической жизни США (70-е-нач.80-х гг.)» (Отв.ред.: За-мошкин Ю.А.,Фурман Д.Е) (1985), А.А. Кисловой «Религия и церковь в общественно-политической жизни США» (1989), А.Н. Джорджадзе «Религиозный фактор в истории Конфедерации рабовладельческих штатов (1861- 1865)» (1997).
В англоязычной литературе имеется значительное количество исследований, посвященных тем или иным аспектам взаимовлияния религии и политики в США.
Например, в монографиях М.А. Нолла, А. Рейчли, В. Идела, П.Картера, Г. Келли, Д. Мессера рассматривается влияние религии на американскую политику от колониального периода до 80-х годов XX века. Только XX веком ограничились Дж. Эйдсмо, Р. Фаулер, С.Джонсон и Дж.Тамни, В. Руф и В. Маккин-ли, Р. Вузнау, К. Лийон, Р. Хатчисон, К. Гринуолт, Р. Ньюхаус.
Вопрос о влиянии религии на внешнюю политику США исследовали М. Амстуц, Дж. Николе, Н. Каннингем, К. Клаймер, К. Томпсон, П.Смит, Ф. Дэвис и Ф. Вальдштайн, Ф. Загаре. Практические рекомендации для внешнеполитического курса США с учетом исламского фактора были даны во время слушаний в Конгрессе США весной 1992 года. Взаимодействие религии с политикой и правом в США проследил К. Вольф.
Проблеме социально-политических следствий религиозной включенности посвящена монография Л.Нельсона и Н.Генри.
Д. Лидж посвятил свое исследование проблемам влияния религии на политическую стабильность, государственные институты, а также религиозному фактору в избирательных компаниях. Классическими работами по религиозному фактору в избирательных кампаниях являются монографии П. Лопатто, С. Брюса, П. Гаррета.
Феномену религиозно-политических движений в США посвящены монографии С. Кутина, В. Шепарда, В. Беннетта, В. Паккарда.
В монографии Л. Лэйдера раскрыт вопрос о роли католической церкви в политической жизни США. Роль религиозных представлений в борьбе индейцев против европейской колонизации Северной Америки проследил Г. Дауд.
Из диссертаций, в разное время защищенных по проблематике, частично пересекающихся с темой настоящего диссертационного исследования, необходимо отметить следующие.
Имеется несколько диссертаций по различным внутриполитическим вопросам, где так или иначе рассматривается взаимосвязь религии и политики на примере США. К числу таких диссертаций можно отнести докторскую диссертацию А.П. Королевой, а также кандидатские диссертации А.А. Зотова, Н.И. Левченко, С.А. Рагозина, Б.З. Фаликова, СБ. Филатова.
По внешнеполитической проблематике были защищены докторские диссертации И.Д. Звягельской, А.Ю. Шумихина и кандидатские диссертации A.M. Бининашвили, И.П. Гаранина, И.А. Гарцева, А.И. Никитина.
Из общетеоретических работ по философским специальностям можно отметить докторскую диссертацию Н.В. Володиной и кандидатские диссертации Г.А. Кукушкиной, Н.В. Кухаренко, О.С. Шутовой.
Анализ изученной литературы, посвященной влиянию религиозного фактора на политическую жизнь США, позволяет сделать вывод о том, что несмотря на значительное количество исследований по частным вопросам взаимоот-
7 ношений политики и религии в США, в современной отечественной философской и историко-правовой науке нет комплексных разработок по теме настоящего диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования - осуществить комплексное философское исследование взаимодействия и взаимовлияния религии и политики во внутренней и внешней политике США от образования американских колоний до настоящего времени.
Достижение цели работы потребовало решения исследовательских задач:
Рассмотреть религиозные истоки веры в исключительность и мессианизм американского народа, изучить степень влияния религиозных установок колонистов на процесс формирования различных типов американских колоний, исследовать связь между событиями Великого Пробуждения и американской революции последней четверти XVIII века;
Установить значение религиозного фактора в избирательных кампаниях, обратив особое внимание на усиление политической активности белых евангеликов начиная с последней четверти XX века; исследовать роль в общественно-политической жизни США религиозно-политической организации «Моральное большинство»;
Выявить формы и методы лоббизма религиозных организаций, как во внутренней, так и во внешней политике США, проследить последовательное систематическое стремление американских политиков привлекать религиозных миссионеров к решению не свойственных им политических задач;
Проанализировать степень вовлеченности новых религиозных движений (мормонов, мунитов, сайентологов) во внешнюю политику США, а также выявить наиболее типичные подходы к усилению степени влияния исламского фактора на политику США в свете актуальности решения вопросов борьбы с международным терроризмом;
8 5) Сформулировать соответствующие теоретические выводы и практические предложения, которые могут быть использованы для дальнейших научных разработок проблемы влияния религиозного фактора на американскую политику.
Достижение цели диссертационного исследования определялось работой с обширной источниковой базой, представленной, в основном, американскими документами. Важной частью диссертационного исследования стало выявление, анализ и обобщение разнообразных по своему характеру источников.
Основу источниковедческой базы диссертации составили официальные документы: Конституция США; документы и материалы Конгресса (записи, стенографические отчеты слушаний, протоколы ежедневных дебатов) и иных государственных органов; статистические материалы, издаваемые правительством Соединенных Штатов; официальные заявления лидеров различных религиозных деноминаций США по общественно-политическим вопросам.
Наиболее важные, ценные и ранее доступные ограниченному кругу лиц источники по истории США в настоящее время находятся на серверах мировой компьютерной сети. На официальном сервере Государственного департамента США () размещены доклады, посвященные религиозной ситуации в мире. В указанных докладах дается американское видение проблемы соблюдения свободы совести и свободы вероисповедания в иных странах, приводятся конкретные данные о нарушении прав отдельных деноминаций и предлагаются меры по устранению выявленных нарушений.
Особую значимость для разработки заявленной в диссертационном исследовании темы представляли данные статистики Соединенных Штатов. Они представлены в ежегодниках, издаваемых американским правительством: «Historical Statistics of the United States» и «Statistical Abstract of the United States». В этих изданиях публикуется разнообразная статистическая информация по США, в частности, религиозные предпочтения различных групп населения. Полный объем данных официальной статистики США до 2006 г. включительно, в том числе и электронный аналог издания «Statistical Abstract of the
9 United States», представлен на официальном сервере Бюро переписи населения ().
Научная новизна диссертации заключается в том, что:
Диссертация является одним из первых комплексным, логически завершенным исследованием взаимодействия и взаимовлияния религии и политики в общественно-политической жизни США.
Работа в значительной степени написана на основе изучения англоязычных источников, многие из которых ранее не использовались отечественными специалистами (исследования М. Амстуца, П. Гаррета, Н. Каннингема, К. Клаймера, Л. Лэйдера, М. Нолла, А. Рейчли, К. Томпсона). Результаты исследований указанных авторов впервые вводятся в научный оборот российского религиоведения.
В результате исследования были систематизированы факты проявления в политической жизни США религиозного фактора, как на уровне отдельных политиков - носителей тех или иных религиозных взглядов, так и на уровне религиозных организаций, стремящихся к решению не религиозных, а политических задач.
В настоящей работе впервые дан системный анализ использования государственными органами США миссионерской деятельности «новых религиозных организаций» (мормонов) в политических целях на рубеже XX-XXI веков.
В результате исследования была сформирована мотивированная система взглядов на сущность и особенности внутренней и внешней политики США, применительно к такой специфической сфере общественных отношений, как религия.
На защиту диссертации выносятся следующие основные положения; 1) Вера американского народа в собственную исключительность и мессианизм, зачастую оправдывающая действия в США в международной сфере, идущие
10 вразрез с международно-правовыми нормами, по своей сути имеет религиозное основание.
Особенности формирования различных типов американских колоний во многом зависят от религиозных установок основателей этих колоний.
В избирательных кампаниях различного уровня, вплоть до президентских, не последнюю роль играет религиозный фактор, причем как на индивидуальном уровне (использование религиозной риторики самими кандидатами), так и на коллективном (усиление политической активности белых евангеликов, начиная с последней четверти XX века).
С конца XIX века и до настоящего времени американские политики привлекают религиозных миссионеров к решению политических задач; более того, поскольку некоторые организации (например, мормоны) уличались российскими спецслужбами в шпионской деятельности в пользу США, есть основания для пересмотра статуса иностранных религиозных организаций в России.
Усиление степени влияния исламского фактора на политику США в свете актуальности решения вопросов борьбы с международным терроризмом после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года требует выработки новых подходов к нейтрализации общественно опасных проявлений религиозного фанатизма.
Методологическая основа исследования.
В основе исследования лежат общенаучные принципы объективности, конкретности, историзма, всесторонности рассмотрения. В качестве основных методологических принципов применялись:
историко-генетический метод (он позволил проследить происхождение основных форм взаимодействия религии и политики в истории США);
сравнительно-исторический метод (использовался при изучении эволюции взаимоотношений властных структур и религиозных организаций на разных этапах истории США);
историко - типологический метод (применялся при выявлении характерных особенностей взаимодействия религии и политики в США);
системный подход, позволивший рассматривать исследуемые феномены в их различных проявлениях;
метод контекстного анализа, позволивший выявить особенности функционирования религиозных ценностей в различных исторических, политических, социальных, культурных контекстах;
междисциплинарный подход, позволивший проанализировать феномены религиозной жизни США с точки зрения не только религиоведения, но и политологии, правоведения, истории;
принципы социологического анализа (в работе используются данные социологических исследований).
Теоретической основой диссертации послужили труды философов, религиоведов, политологов, историков, правоведов, социологов, - как зарубежных (С. Брюса, У. Брэдфорда, К. Вольфа, К. Гринуолта, С. Джонсона, Ф. Дэвиса, Д.Мессера, В. Идела, Г. Каннигема, П.Картера, Г.Келли, К. Клаймера, Г. Ком-маджера, Д. Лиджа, П. Лопатто, Д. Мервика, А. Невинса, Л. Нельсона, К. Нью-хауса, Д. Пайпса, Б. Палмера, В. Паккарда, В. Паррингтона, А. Рейчли, О. Ринка, В.Руфа, П.Смита, К. Томпсона, Р. Фаулера, В. Флеминга, М. Хана, Г. Хат-сона, Р. Хатчисона, С. Шварца, Д. Шеннона, М. Штерра), так и отечественных (Т.В. Алентьевой, A.M. Бининашвили, Н.Н. Болховитинова, К.С. Гаджиева, ИЛ. Гаранина, И.А. Гарцева, А.Л. Дворкина, А.Н. Джорджадзе, СИ. Жук, И.Д. Звягельской, А.А. Зотова, М.С. Калашниковой, А.А. Кисловой, А.П. Королевой, Н.В. Кривельской, Н.И. Левченко, А.А. Мурадяна, А.И. Никитина, Н.Е. Покровского, В.А. Скрозниковой, Л.Ю. Слезкина, В.В. Согрина, Б.З. Фаликова, СБ. Филатова, А.А. Фурсенко, СП. Цыганковой, А.Ю. Шумихина).
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее содержание, основные положения и выводы могут быть полезными в ходе дальнейших научных исследований истории внутренней и внешней по-
12 литики США, а также эволюции религии в современном мире (учитывая все возрастающую политическую составляющую в деятельности новых религиозных организаций); при подготовке учебных пособий по историческим, политологическим и религиоведческим дисциплинам; в учебном процессе при преподавании истории США, политологии, эволюции религии в современном мире, спецкурсов, проведении семинарских занятий по соответствующим темам; при написании курсовых и дипломных работ.
Апробация работы. Результаты исследовательской работы автора, полученные при подготовке диссертационного исследования, используются на кафедре теологии и религиоведения ДВГУ при преподавании следующих учебных курсов: «Новые религиозные движения», «Свобода совести», «Эволюция религии в современном мире».
Религиозный фактор в политической истории США XVIII - XIX веков
Влияние религиозного фактора на политическую историю США XVIII -XIX веков прослеживается по целому ряду направлений. В той или иной мере религия влияла на форму образования американских колоний43, оказывала воздействие на ход военных действий и на формирование американской государственности. Церкви были активны во время Гражданской войны, в противодействии работорговле. Религиозные группы сыграли значительную роль в таких компаниях, как введение «сухого закона», установление общепринятого стандарта золота в 1890-е годы, защите избирательных прав женщин, реформировании национальной экономики и принятии законодательства о защите гражданских прав в 1960-е годы . Но, возможно, самым важным является то, что религия была источником так называемой «протестантской этики», которая помогла сформировать как конечные цели, так и стандарты поведения, принятые в политической жизни США в настоящее время45. Макс Вебер впервые обратил внимание на важность «протестантской этики» для формирования облика государства, в том числе и США46.
Исследователи отмечают, что уже с самого зарождения США американцы были проникнуты духом некоей избранности, ощущением миссии, возложенной на эту страну47. Описывая период колонизации американских земель, Говард Джоунз писал: «Англичане рассматривались в качестве преемников избранного народа, для которых уже был предуготован новый Ханаан ... Этическая санкция, возложенная на англичан, была не просто требованием Ветхого Завета расти и размножаться, но она также была и требованием Нового Завета нести благую весть другим народам»48.
Впервые образ американского «нового Ханаана» появляется в колониальном проекте гонимых христиан-«сепаратистов», который известен нам по хронике колонии «пилигримов» в Новом Плимуте49. Еще в 1617 году автор данной хроники так объяснял мотивы переезда своих единоверцев в Новый Свет: 1) Необходимость укрепления христианской церкви и приумножения ее рядов, что требовало нового, более благоприятного места жительства; 2) Сохранение жизни ветеранов движения - идейного и организационного ядра церкви; 3) Спасение детей как будущности движения от «скверны света»; 4) Усиление миссионерской деятельности50.
Один из самых известных пропагандистов английской колонизации Нового Света, Ричард Хэлкуит, так писал об этом в 1584 году: «Нужно и в новых землях проводить христианскую работу приумножения славной благой вести Христа и уменьшения числа тех различных примитивных народов, которые живут в пороке и без знания идеальных путей спасения»51. Как видим, пресловутая американская исключительность начиналась с давно забытой веры в исключительность судьбы протестантской Англии и национализма английских джентри еще XVI века.
В сознании англичанина противопоставление себя другим этническим группам и связь подобного дистанцирования с определенной религиозной деноминацией заняли центральное место52. Английский национализм нашел свое выражение и идейно-политическое обоснование в религиозной Реформации. Он реализовался в широком социокультурном движении, получившем название «пуританизм». Формально это движение, начавшись еще в середине XVI века с остатков католицизма, стало общеанглийским и уже через сто лет после своего появления обосновало укреплявшуюся в сознании британцев религиозную идею о ведущей роли Англии, которую определил ей Бог в своем плане Реформации христианства. В подобном свете англичане видели и колонизацию Нового Света. Пропагандистские трактаты колонизации XVI века объясняли, что Провидение Господне охраняло Северную Америку только для англичан как «избранной Богом нации» .
По мере усиления жажды политической свободы в Америке укреплялся и дух веротерпимости. С ранних времен в британских колониях находилось множество различных сект, и они научились жить в согласии друг с другом54. Англиканская церковь была перенесена в Виргинию самыми первыми поселенцами. Одним из первых зданий, построенных в Джеймстауне, была именно церковь. В 1616 году, когда лорд Делавэр прибыл в Америку в качестве губернатора, он отремонтировал эту церковь и расширил ее. По мере развития Виргинии создавались новые приходы, строились новые церкви. Они содержались на средства налогоплательщиков так же, как содержалась официальная церковь в Англии. В течение нескольких лет каждый поселенец отдавал на нужды духовенства бушель кукурузы и десять фунтов табака55. Этого было недостаточно. В 1632 году легислатура приняла закон, согласно которому каждый поселенец должен был дополнительно отдавать на нужды духовенства каждого двадцатого теленка, каждого двадцатого козла и каждую двадцатую свинью. После реставрации Стюартов ежегодный налог в виде табака был увеличен и стал строже соблюдаться. Кроме того, духовенство имело право на безвозмездное получение земельных наделов .
Что касается колонизации Америки голландцами, то, как отмечает СИ. Жук57, они также определяли свое отношение к «чужакам» именно по религиозным критериям. Особенностью складывания общества Соединенных Провинций Нидерландов конца XVI - начала XVII в. перед лицом католической угрозы со стороны испанцев, было требование именно религиозного (протестантского) единообразия, а не этнического единства.
В целях спасения недавно возникшей нидерландской государственности нужно было учитывать «полезность» существования на голландских землях и таких «чужаков», как евреи и меннониты. Штатгальтеры Голландии приглашали представителей указанных религиозных меньшинств найти убежище от преследования католиков в своих владениях, за что приглашенные благодарили голландцев усердным трудом и капиталом.
Поэтому и в колонизации Америки, которую голландцы начали в 1624 г. с основания Новых Нидерландов, при соблюдении внешнего кальвинистского формального однообразия, присутствовало фактически терпимое отношение к неголландцам кальвинистского исповедания и вынужденная терпимость по от соношению к полезным для хозяев колонии другим социальным группам . Этим и объясняется отсутствие в голландских владениях такого неприятия негров, как это было у англичан59. Так, еще в 1643 г. французский иезуит удивлялся этническому и религиозному разнообразию населения Нового Амстердама (ныне - Нью-Йорк). Это напоминало ему библейский Вавилон: «На острове Манхэт 35 тан и поблизости от него проживает четыре или пять сотен лиц различных сект и народов»60.
Конечной целью голландской колонизации был город. Городская элита определяла структуру власти всей местности (в том числе и сельской) во главе с городским центром, назначая на административные должности известных городских купцов и ремесленников. А в средневековой английской традиции лорды проживали в сельской местности и доминировали над городами61. Своеобразие восприятия политических реалий голландцами выразилось в более быстром формировании политической элиты Нью-Йорка, по сравнению с другими американскими городами62.
Усиление роли религиозных организаций в избирательных кампаниях США в XX - начале XXI века
AНа протяжении 1980-х годов некоторые религиозные группы стали особенно заметны и активны в национальной политике США. Некоторые аналитики и обычные граждане усматривают в усилении политической активности религиозных групп опасность, угрожающую гражданским свободам; другие же, напротив, склонны видеть в этом источник морального обновления. Возможные изменения в предпочтениях электората из числа таких значительных групп, как римо-католики и белые евангелики удерживают баланс во внутренней политической жизни США.
Наиболее эффективным развитием среди религиозных групп в политической жизни США в 1980-е годы была волна политической активности среди белых протестантов-евангеликов (многие черные протестанты являются евангеликами по своим верованиям и практикуемым религиозным обрядам, а также разделяют ряд социальных ценностей с белыми американцами, но они гораздо менее организованы, и в политической жизни следуют за самыми разными партиями). Составляя приблизительно 20 % от всего национального электората, белые протестанты-евангелики традиционно считались пассивными в политических вопросах. Их политическая активность проявлялась главным образом на юге страны, где они обычно обеспечивали поддержку Демократической партии, В 1980-е годы положение изменилось. Белые евангелики стали проявлять большую активность во время выборных компаний, и обеспечили значительный перевес республиканцам, не только в президентских выборах 1984 года, но также и на выборах в Конгресс.
Прежняя политическая пассивность евангеликов коренилась в их религиозных убеждениях. Евангелическая волна протестантизма, делающая основной упор на индивидуальном опыте в достижении спасения и буквальном истолковании библейских истин, практиковала чрезвычайно персонализированную форму религии. Окружающий мир, включая и светскую политику, рассматривался совершенно обособленно от духовного опыта. Церковь, как верили евангелики, никак не была связана с гражданским обществом. Джерри Фолуэлл еще в 1965 году заявил: «Наша связь с этим миром крайне незначительна. Мы платим налоги, исполняем свой гражданский долг на выборах, но в то же самое время мы понимаем, что единственной нашей целью на Земле является познание Христа»109.
Существует несколько причин, которые побудили белых евангеликов изменить свое отношение к политике. Выдвижение Джимми Картера, урожденного баптиста110, в середине 1970-х годов повлекло за собой энергичную поддержку со стороны единоверцев, также как и католики в свое время пошли за Джоном Кеннеди, первым президентом-католиком, в 1960 году. Однако на пороге своего президентства Джон Кеннеди заявил, что принадлежность его семьи к католицизму ни в какой мере не нарушает принцип отцов-основателей об отделенности религии от политики, является частным делом его совести. Кен 59 неди никогда не афишировал свои взаимоотношения с Богом, не апеллировал к душам посредством религиозной фразеологии, не прибегал к попыткам утверждения и подкрепления своей популярности с помощью тяжелой артиллерии религиозной морали111.
Что же касается президентских выборов 1976 года, то евангелики внесли значительный вклад в победу Картера, не только в южных штатах, но и в таких важных северных индустриальных штатах, как Пенсильвания и Огайо.
Телевизионные проповедники-харизматики, вроде Фолуэлла и Пата Робинсона, призывали свою паству более активно участвовать в политической жизни страны, и даже давали конкретные рекомендации, за кого следует голосовать на выборах; это было новым шагом, например, по сравнению с таким известным проповедником, как Билли Грэм, который старался избегать каких-либо политических призывов.
Возможно, самым важным является то, что евангелики в 1970-е годы почувствовали, что их образу жизни, который они считали образом жизни среднестатистического американца, угрожали такие явления, как увеличение числа разводов, подъем преступности, увеличение количества детей, рождаемых вне брака, распространение наркомании и порнографии. Как указывали проповедники, причиной всех этих симптомов разложения общественной морали явилось преобладание философии «светского гуманизма», в главных университетах, общенациональных средствах массовой информации, в федеральном правительстве и в федеральных судах.
Роль американских миссионеров во внешней политике США
До последних десятилетий XIX в. США не могли принимать активного участия в международной политике. Однако крупные качественные изменения экономического и социального характера, происходившие в стране в последней трети прошлого столетия, не могли не отразиться на формировании принципов внешней политики Соединенных Штатов.
Победа буржуазии Севера в гражданской войне 1861-1865 гг. и последующая Реконструкция Юга дали мощный толчок развитию производительных сил и способствовали бурному развитию капиталистических отношений в США. В 90-е гг. XIX в. по объему промышленного производства Соединенные Штаты выходят на первое место в мире.
Стремительный экономический рост и вступление американского капитализма в монополистическую стадию властно требовали расширения географических рамок традиционного влияния. В орбиту экономических и политических интересов Соединенных Штатов постепенно втягиваются, помимо традиционного объекта американской экспансии - латиноамериканского континента, тихоокеанский и дальневосточный регионы. В 90-е гг. XIX в. наметился интерес к Ближнему и Среднему Востоку, однако этот интерес строился на военно политических реалиях. В США не могли не учитывать, что в этом регионе традиционно сильные позиции имели ведущие европейские державы.
Сравнительно позднюю колониальную активность американского капитализма можно объяснять несколькими факторами: во-первых, неисчерпанными возможностями освоения внутреннего рынка; во-вторых, экономической и военной слабостью США, неспособностью до последнего десятилетия XIX в. конкурировать с ведущими европейскими державами; в-третьих, немалую роль сыграло стремление установить гегемонию над менее удаленными от США территориями, прежде всего, Центральной и Южной Америкой, что нашло свое отражение в "доктрине Монро", а затем получило продолжение в "доктрине Олни" и "дополнениях Рузвельта".
На рубеже веков ситуация изменилась. В эти годы начался новый этап противоборства между ведущими империалистическими державами за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Набиравшие силу США и Германия поставили под сомнение колониальную монополию Англии и Франции и активно включились в борьбу за передел мира. Многие регионы превратились в арену ожесточенной борьбы за сферы влияния. Деятельность американских миссионерских обществ во многих районах мира (Иран, Китай, бассейн Тихого океана, Ближний Восток) детально изучена отечественными историками157.
Пути проникновения в страны Ближнего Востока были традиционны -активно работала дипломатия, на кабальных условиях предоставлялись кредиты и займы, заключались неравноправные торговые договоры. Особую роль в распространении американского влияния в регионе сыграло миссионерское движение. В 1908 г. в Сирии и Палестине (с учетом преподавателей Бейрутского миссионерского колледжа) работали 113 американских миссионеров и 273 местных помощника, в Египте - 115 миссионеров-американцев и около 550 местных помощников, главным образом учителей. Американские миссионеры ор 104 ганизовали в этих странах 17 основных и около 200 вспомогательных миссионерских станций, открыли 3 колледжа - в Бейруте, Асьюте и Каире, более 300 школ . Приведенные показатели превосходили масштабы работы как протестантских, так и католических миссионерских организаций европейских стран в данном регионе. Многообразная миссионерская деятельность стала, вне всякого сомнения, фундаментом экспансионистских устремлений США. По финансовой мощи и численности американские миссионерские общества уступали лишь английским. Это видно из следующей таблицы159.
Внешняя политика США и мусульманский мир
При выработке направлений внешней политики в отношениях с мусульманским миром необходимы согласованные действия с тем, чтобы формулировать и проводить в этой области четкую и последовательную линию. Относительно американской внешней политики и взаимоотношений США с миром ислама данное требование приобретает особую важность, с учетом сложности и значимости характера этих отношений при их очевидной противоречивости.
В отношении такого явления как исламское возрождение в течение последних, по крайне мере, двадцати лет американские исследователи практически не добились ясности и последовательности подходов и оценок. В течение всего этого времени в стране шли и продолжаются дискуссии между сторонниками тех или иных исследователей, а также различных школ и направлений210. Так, американский политолог Муктедар Хан из Джорджтаунского университета выявил контекстуальную роль различных школ в формировании основ американской внешней политики по отношению к исламу и мусульманским стра-нам211.
Работа этого американского ученого имеет ключевое значение для определения характера и форм реализации внешней политики США по отношению к мусульманским странам и исламу в целом. В связи с этим рассмотрим основные положения указанного исследования, проведенного американцем мусульманского происхождения. Он оценивает многие факты и тенденции не признавая стереотипов американской внешнеполитической действительности.
Среди ученых-международников региональные ученые, специалисты в области страноведения и историки также предлагают свои критические замечания и предложения по формированию американской внешней политики, и, несмотря на характерный отпечаток теоретизирования, роль их дисциплин довольно значительна. Например, американский иранист Гэри Сик, испытывающий влияние академической школы и политической элиты США, отмечает глубокие различия двух школ в восприятии Ирана и иранского угла внешней политики США. Это важное замечание, так как в конце ХХ-начале XXI века США уделяют Ирану пристальное внимание. В этот период во внешней политике на иранском направлении были допущены грубые просчеты, когда официальная линия ориентировалась на демонизацию Ирана и шиитского фактора в политике. Негативные последствия этой политики в настоящее время дают о себе знать всякий раз, когда Вашингтон делает попытки восстановления утраченных позиций.
Профессиональный дипломат Норвелль Эткин также выражает разочарование недостатком внимания ближневосточной политике США со стороны ученых212. В количественном измерении недостатка в рекомендациях не ощущается, но они в основе своей претенциозны, однобоки, не учитывают всего спектра отношений между странами региона и ситуации в каждой из них. В связи с этим исследователи данного блока проблем не пользуются значительным влиянием на власти. Поэтому, несмотря на то, что американские специалисты-практики по Ближнему Востоку талантливы и превзошли своих британских коллег, имеющих большой опыт и знания в этой области, они остаются в известной степени невостребованными. Сам Норвелль Эткин связывает такое по 149 ложение с постоянной полемикой и критикой в их адрес со стороны "теоретиков". Он ставит под сомнение лояльность "теоретиков", отклоняет их претензии на объективность и методологию, и, наконец, объявляет их ненадежными из-за их навязчивой идеи, связанной с арабо-израильским конфликтом. По его мнению, теоретики внешней политики, в первую очередь будут склонны к восприятию исламизма, чем к накоплению необходимых знаний, которые могли бы быть использованы в формировании направлений этой политики.
Но эта достаточно жесткая оценка позиции представителей академической школы не вполне оправдана. Именно их исследования наиболее полно соответствуют действительной картине, и если бы ближневосточная политика в большей мере ориентировалась на их рекомендации, то она отличалась бы последовательностью и даже, возможно, меньшей конфликтностью.
Наиболее активные дебаты между представителями двух направлений американской внешней политики ведутся относительно того, представляет ли исламское возрождение угрозу Западу или нет. Сами споры в области взаимоотношений с миром ислама рассматриваются ими в качестве двух отдельных проблем, которые в целом сводятся к наличию или отсутствию опасности.
В соответствии с этим политическое руководство США считает, что опасность эта реальна, так как число сторонников исламского образа жизни неуклонно растет, и в этот процесс активно вовлекаются все новые и новые ин теллектуальные, социальные, политические силы .
В дискуссии по первой проблеме (наличие опасности) были вовлечены, главным образом, специалисты Совета национальной безопасности и госдепартамента, исследователи ислама, ученые, политики-практики, а также представители средств информации. Инициаторами обсуждения второй проблемы (отсутствие опасности) выступили академические ученые, чувствовавшие себя отчужденными от проблем большой политики. Рассмотрим позиции трех групп, оказывающих влияние на формирование американской внешней политики в мусульманском мире.
Политики-практики. Данная категория специалистов имеет непосредственное отношение к ведомствам, осуществляющим американскую внешнюю политику: Совет национальной безопасности, государственный департамент, министерство обороны. Наиболее отчетливо позицию данной группы по отношению к исламскому возрождению сформулировал помощник госсекретаря по ближневосточным делам посол Роберт Пеллетро214.