Введение к работе
Актуальность исследования. На протяжении «вух последних всятилетий в общественно-политической жизни Египта все более сметную роль играли силы, выступающие за возврат к исламу »к вселбьемлющей концепции, определяющей не только норны травления собственно религиозного культа, но также и норма элиткческой жизни, экономическах отношений, рамки полномо-ай государственных структур, средств массовой информации и 1К далее. Исламский лагерь, в который условно можно объедя-іть все силы, выступающие под знаменем ислама, весьма пестр. №0 его крыло - это представители так называемого "официаль-эго" ислама: работники министерства вакфов и подведомствен-а ему структур и преподаватели аль-Азхара, являющегося о Збіг, фактически частью госаппарата. На противоположном іанге - экстремистские организация, делающие ставку на тер->р и насильственные метода борьбы с существующим режимом, шые известные из такого рода экстремистских ооганизацкй -іт-Такфир вадь Хитра", "адь-Гихад" и их преемники. На счету сстремистов такие "громкие" акции как похищение и убийство 1977г. бывшего министва вакфов аз-Захаби и убийство в 1981г >езидента Египта. А. Садата.
При детальном рассмотрении можно обнаружить, что между 'имя двумя полюсами находятся сотни, если не тысячи, органи-ций» членами которых состят представители самых разных воз-стных, социальных и территориальных групп населения страны, которые организации насчитывают по несколько десятков членов, дру-гих же - по нескольку 4СИЛЛИ0Н0В. Не будет большим преуве-чением, если сказать, что все египетское общество прониза-сверху донизу исламскими организациями - официальными, полу-ициальными, подпольными, наконец. Некоторые из этих структур сно сотрудничают друг с другом, другие являются неприкяри-ми врагами, но влияние всего исламского лагеря настолько вико, что нередко развитие событий в стране зависит не от
соотношения сил исламского лагеря к; его одпонваЗгов, а от балаї са сил внутри самого исламского лагеря.
Рассматривая исламский лагерь как единое целое, состоящеі из множества разнообразных компонентов, не следует относиться к нему как к статичной конструкции. Д рамках этого конгломерата со множеством оттенков есть "конкурирующие" отряды, есть и свобода маневра и возможность перехода с одного фланга на противоположный.
Обилие исламских организаций и их разнообразие отражают повышенный "спрос" на них сегодня на "рынке" общественно-политических движений. Этот спрос, в свою очередь, объясняется тем, что массовое сознание в Египте по-прежнему ориентировано на религиозные ценности. Поэтому представляется чрезвычайно важным изучение деятельности сил и движений, выступающих под знаменем ислама и не только контролирующих собственно религио: нуго жизнь мусульманской общшш, но и оказывающих все возрастаї ідеє воздействие на политику, экономику и пиаво, словом, весь комплекс социальных отношений.
Цель исследования. Общая цель настоящей диссертации -
рассмотреть "крупным* планом" весь исламский лагерь и.опреде
лить меру его воздействия на общественно-политическую жизнь
Вгипга. В ходе решения общей задачи были решены и:следующие -
конкретные задачи: . . ,-
выявление предпосылок и условий, способствовавших росту релі гиозности широких слоев населения;
анализ деятельности аль-Азхара в области образования, а также экономической, административной и издательской деятельности-министерства вакфов; ..
рассмотрение деятельности; суфийских орденов,; их структуры, и взаимоотношений с государством;
анализ'противостояния властей и оппозиции из исламского лагеря по вопросу ,0і введении норм шариата;
рассмотрение наиболее активных представителей религиозной оп позиции*- экстремистских группировок, "независимых",имамов,, организации "Братья-мусульмане":
Хронологические рамки исследования. Настоящее исследовано охватывает .70-е и 80-е годы. Со смертью президента-Насера ' 1970 г. закончилась эпоха социалистических- экспериментов.. Но-ый президент, А.Садат избрал, для себя иные ориентиры как в поли-ике-, так и в"; экономике.- С. 1974г.; особенно активно проводилась-.енасеризация,в. экономике,' известная .как "инфитах". Пока в стра-;е не народился и'не окреп новый, класс капиталистов ипредприни-іателей, на первых порах единственной опорой нового режима в борь-ie о насеристами и левыми были исламистские организация, в ос-, ювном в среде студенчества. Таким образом, исламисты были на--[ротяаении большей части 70-х- годов "попутчиками":режима. Но к ;онцу этого десятилетия "исламские организации.приобрели такую :илу и влияние, что-стали представлять угрозу уже существованию «мого режима. Наиболее яркое свидетельство тону - убийство прё-іидента Садата 6 октября 1981г. членами экстремистской группи-ювки "аль-Гихад».< 80-е годы - это период попыток режима под іукоЕОДством президента Х.мубарака найти общий язык сумеренны-ІИ исламистами и искоренить экстремистов. Прилагая немало усилий, чтобы не оттолкнуть от себя основную массу мусульманского іаселения, и даже идя время от времени на уступки исламскому [агерю, режиц ударно сопротивляется введению норм шариата, под озунгом которого-прошла вся политическая борьба в Египте на ' ротяженин 80-х годов. В этот же период исламский лагерь укре-:ии свои позиции в легальных политических и экономических струн-урах. На выборах в Народное собрание в 1987 г. "Братья-мусуль-ане стали уже главным соперником правящей партии, а в экономи-е "исламские" компании и банки по объему своих операций к кон-у этого десятилетия уступали лишь госсектору. Рамками этих двух еполных десятилетий, Ъо прошествии которых Египет оказался в ачественно новом состоянии, и ограничена настоящая диссертация.
Научная новизна работы. Предлагаемая диссертация - попытка ассмотреть в комплексе все основные силы, представляющие кс-амский лагерь в современном Египте. В ходе исследования широко спользовались данные нескольких социологических опросов, проеденных в среде египетской молодежи в 80-е годы. Эти данные
позволяют выявить степень "чувствительности" к исламу различных елоев египетского общества и их отношение к исламской пропаганде. При рассмотрении деятельности суфийских орденов впервые использовались положения закона "О суфийских орденах", принятого в 1976г. В работе использованы новейшие публикации после) них лет, в частности - мемуары шейха Кишка, пожалуй, самого известного из "независимых'* имамов, и Іауки Халеда, бывшего одним из защитников на процессе группировки "аль-Гихад". В диссертации также впервые довольно подробно освещено-противостояние влас тей и исламской" оппозиции по вопросу введения в Египте норм шарі та. При этом рассмотрены как юридический, аспект проблемы с прив; чением текстов различных законопроектов, так и практическая деятельность исламистов по введению норм шариата.через голову властей в некоторых районах страны. Кроме, того, в диссертации рассмс ~-рено сравнительно новое явление - исламские банки и инвестиционь компании, ставшие одной из главных составляющих экономики современного. Египта.
Литература, в которой рассматривается деятельность отдельны отрядов и.организаций, относящихся к исламскому лагерю в Египте, довольно обширна. В ряде работ советских ученых в общем контексте общественно-политического развития Египта в последние два дес тилетия рассмотрена и деятельность исламистских сил и движений. В числе таких работ монографии А.Г.Князева "Египет после Насера. І970-І98І" (Ы.J986), В.С.Кошелева "Египет: уроки истории. Борьба против колониального господства и контрреволюции (J879-I98I)" (Мн.,1984), книги А.М.Васильева "Египет и египтяне" (М., 1986), О.В.Ковтуновича "Вечный Египет" (И.,1989). Ряд ученых исследовал проблему ислама в Египте наряду с аналогичными проблемами в других арабских странах. В их числе можно назвать книги З.И.Левина "Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект)" (М.,1988) и Д.Б.Малышевой "Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских страна 70-80-6 годы"(М.,
1986)... - :
Значительным подспорьем для автора явились публикации сб-ветских востоковедов А.И.Ионовой, В.А.Данилова, А.В.Малашёнко,' А.Д.Кныша, Л.Р.Сюкияйнена и многих других, вошедшие в иэдающие-
:я с 1981г. сборники, посвященные различним.аспектам ислама*'',' .'*' і также монографии, некоторых; из этих.учешх, например; книга/ I.А.Кириллиной "Ислам в общественной жизни Египта (вторая по-ювина XIX - начало XX вв.)". (М. ,1989),- ,-.;.
Исламистские экстремистские,.организации, действующие в му-ульмансхих странах, в том. числе,и в Египте, подробно иеслецовя- "-м в работах А.А.Игнатенко "Халифы без.халифата" (М.,1988) и ..В.Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах" (М.,1990) --Воздействие ислама на современную общественно-политическую < :изнь в мусульманских странах рассмотрено в сборнике "Социально-олитические представления в исламе. История и современность" М.,1987), а также в книге Г.В.Иилославского "Интеграционные провесы в мусульманском мире" (М.,1991).
Особый интерес для автора представила новейшая работа, посаленная Египту - книга А.Б.Борисова "Роль исяяма во внутренней и нешней политике Египта (XX век)" Ш.,1991). Последний раздел этой ниги, посвященный.посленасеровскому периоду в истории страны, озвучен теме настоящей диссертации. Однако, выбор в качестве" етода научного исследования различных способов - хронологическо-о (как в книге А.Б.Борисова) и рассмотрения всего исламского ла-еря как совокупности отдельных отрядов и сил (как в настоящей иссертации), - позволяет взглянуть на одни и те же процессы под есколько разными углами зрения.
Что касается зарубежной литературы по данной теме, то, есмотря на относительную новизну темы, она довольно обширна, бщепризнанным- авторитетом в этой области является египетский , оциолог и общественный деятель, преподпватель Американского ниверситета в Каире Саад эд-Дин Ибрагим-, перу которого приняд-
I/ Ислам в истории народов Востока. М.,"Наука", І98Г,
Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока, М,,"Наука",
1982, : Ислам.Религия, общество; государство. И.,"Наука", 1964, Ислам: проблемы идеологии, пр&ва, политики и экономики.
М., "Наука", 1985, ;^ Ислам в современной политике стран Востока. II.,"Наука",
1986, Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М.,"Наука", 1986.
лежи* множество интвриснвйдих работ V
Обилием фактического материала отличаются книги таких авторов как Жиль Кепал2'и Ричард Х.Декмеджан ', а также выпущенный Джордж-таунским университетом сборник "Исламский импульс";'.
В книгеЫ.Юсефа в качестве приложения дан перевод на английский язык книги А.Фарагп (руководителя группировки "аль-Гихад") "Утраченный долг" Саль-Фарица аль-Гаиба"), что является, бесспорно, бесценным первоисточником для изучающих исламский экстремизм и его практику.
Следует также назвать работы другого известного египетского специалиста по. вопросам современного ислама - профессора политологии Каирского университета и ведущего исследователя Центра политических и стратегических исследований при галете "аль-Ахрам" Али эд-Дин Хиляля Дессуки. Материал, содержащийся в его статьях, монографиях и сборниках, которые он редактировал, использован автором при работе над настоящей диссертацией.
Автором были также обобщены данные, опубликованные египетскими исследователями в самом Египте.
1) Ibrahim, S.E. - Armtomy of Egypt's militant Islamic groups:
llethodolocical Hotcs and Preliminary Findings.-International
Journal of Middle East Studies, desember 1980, vol.12,'no 4,
PP.. 423-53; '
Egypt's Islamic Eilitants.- КЕЯІР Reports 1982, vol. 12, 1Ю 2;
An Islamic Alternative in Egypt: the b'uelira Brotherhood . . and Sadat.- Arab Studies Quarterly, 19S2, vol.4,N& 1-2.
Млн . ад-дабит Анвар ас-Садат идя .ад-дабит Халед аль-Ислямбули. - Аль-Араби. 1982, февраль, Ш 279, с.35-40.
Problems of Over-Urbanizations The Case of Cairo. A Sociological Profile. - in: The Middle East City. Quest for Harmony, ed.. by A.Sakkaf, 1S87, Н.Ї. Paragon House Publishers; pp. 209-226.
Egypt's Islamic activism in the 1980з - Third World ^ Quarterly, vol. 10(2), april 1988, pp. 632-57.
2) Kepel, Cilles, Muslim Extremism in Egypt. The Prophet and
I'haraoh, University of California Ргевв, 1986.
3) Dekmejian, Richard. Hrair, Islam in Revolution. PundaEsen-
talism in the Arab World, Syracuse University Press, 1985.
4) The Islamic Impulse, ed. by Barbara'Freyer Stowasser, . ,
Georgetown University, Center for Contemporary Arab
Studies, 1987.. . ........
5) Youesef, Michael, Revolt Against Modernity. Muslim Zealots
and the West, E.J.Brill, Leiden, 1985.
_.,.,Среди них следует прежде* всег.р назвать работы египетского дипломата, ученого и публициста Хусейна:А.Амина,'особенно подробно рассматривающего проблемы,- связанные- с требованиями ввести в.Египте нормы шариата. Этой, же теме прсвящена книга.иселе-^ователя Центра политических и. стратегических исследований "аль-Ьсрам" НабиляАбд аль-Фаттаха/Деятельности исламистских экстремистских организаций посвящены работы Салеха аль-Вардани ' Науки Халеда % Фарага Фоды { Адиля Хамуда 'и Немат Гинены '(уче-тщ уже.упоминавшегося Саад эд-Дин Ибрагима). Деятельность министерства вакфов рассмотрена в книг* К.Барбара и Ж.Кепела '.
_, Кроме того автором была широко использована периодика, «дающаяся как в арабских странах- гак и на Западе. Так, при заботе над главой, посвя^енкоЯ "официальному" исламу, в качест-зе первоисточника использованы публикации в журнале "Минбар аль-Іслям- за І974-Ї9ОТГР.
Ї/ Амин, Хусейн Ахмад. Далиль аль-му.слим аль-хазин; Хауля , ад-даава.иля татбик аш-шариа аль-ислямия, Каир, Ыадбули,
" 1987.' '.. .
2/ Абд аль-Фаттах Набиль. Аль-Мусхаф ва ас-сейф. Сыраа ад-дин ва ад-дауля фи мыср., Каир, Мадбули, 1984.
3/ аль-Вардани, Салех. Аль-Харакя аль-ислямия фи мыср. Гуья вакиыя ли мархалят ас-сабаинат. Каир, аль-Бидая, 1987.
4/ Халед, Шауки. Мухакямат фираун. Каир, Сина ли ан-нашр, 1986.
5/ Фода, Фараг. Хивар хауля аль-ильмания. Каир, аль-Мадруса,
1987.: .
6/ Хамуда, Адиль. Канабиль ва масахиф. Кыссат танзым аль-Гихад. Каир, Сина ли ан-нашр, 1985.
7/ Гинена, Немат. "Джихад": исламская альтернатива в Егтпте.
(на английском языке),, Каир, изд-во Американского ун-та,
1966, ../ Y ,'.... ....-..,
8/ Барбар, К.Т., Кепел, Ж. Вакфы в современном Египте, (на фр. яз.) Каир, Центр исследований и документации по вопросам экономики, права и социологии, б.г.