Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России Ракитянская Анжела Ивановна

Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России
<
Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ракитянская Анжела Ивановна. Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Санкт-Петербург, 2006.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/587

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Понятия праздничной культуры, праздника, ритуала относятся к числу основных в культурологическом знании. Их содержанием выступают традиции духовности. Для современной России жизненно важным становится то, чтобы духовность стала всеобщим смыслом деятельности государства и народа. Следовательно, анализ проблемы духовности, ее реализации в человеческой деятельности, в том числе и праздничной, приобретает как теоретическое, так и практическое значение.

С конца 80-х гг. XX века отечественная философия культуры и философская антропология все более обращается к вопросам духовно-нравственным. Нравственность, по определению словаря русского языка С. И. Ожегова, — это "духовные и душевные качества, необходимые человеку". Сегодня формируются основы новых ценностных ориентиров русской, культуры и российского общества. Важнейшей задачей становится духовное оздоровление общества. Существенным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура. Поэтому обращение к феномену праздника и выявление его места в духовной культуре весьма актуально.

Феномен праздника — один из наиболее устойчивых элементов духовной культуры. Следует особо подчеркнуть, что праздник всегда пронизывал культуру по вертикали и по горизонтали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Само существование праздника определяется смыслосодержательным полем культуры. Сегодня при организации праздников широкое распространение получило использование карнавала как формы праздничной культуры. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что в нем осуществляется преемственность народных традиций, что особенно актуально на сегодняшний день, когда набирает силу процесс возрождения праздничной культуры страны.

Степень научной разработанности проблемы. Праздничные традиции не раз являлись объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение и др., однако в последнее время анализу подвергается именно русская традиция в контексте изучения праздников как важнейшего вида духовных ценностей. Эта традиция оказывается в сфере интересов философии культуры и философской антропологии. Глубинными характеристиками русской духовности выступают такие ценности как стремление к целостному восприятию мира, к соборности, а таюке чувство космического. Проблема ценностей является предметом анализа различных областей культурологического и философского знания. Она входит в круг интересов классической антропологии. Ее актуальность связана в первую очередь с практическими потребностями духовной жизни человека. Изменения, происходящие в духовной сфере, вызывают пересмотр и переосмысление содержания праздников, самого понимания праздничного. Обращение к исследованию феномена праздника, его эволюции в русской культуре способствует выявлению традиционных стереотипов праздничного поведения, традиционных ценностей, национальных основ культуры, что выступает задачей философии культуры.

В исследованиях философов и теоретиков культуры праздник рассматривался по следующим проблемам: праздник и культура (М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, В.В.Иванов и др.);праздник и игра (Й. Хейзинга); праздник и смеховая культура (М.М. Бахтин, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, A.M. Панченко, В.Я. Пропп, Б.А.Успенский и др.). Данные работы содержат ряд методологических выводов и обобщений, с позиций которых можно анализировать праздник как феномен духовной культуры.

Существует значительная литература социологического характера, где праздник определяется как социокультурный институт (Я.П. Белоусов, А. В. Бенифанд, К. Жигульский, А. А. Руднев, Д.М. Угринович и др.). В

педагогике праздник рассматривается как тип социальной связи (Д. М. Генкин, А. А. Конович, Е. В. Руденский и др.). Исследование различных видов праздников в городской культуре нашло отражение в работах А. М. Конечного, Е.Э. Келлер, Д,С. Лихачева, А. Ф. Некрыловой, О. В. Немиро и др. В этнографической науке праздник предстает как единство национальных традиций, обрядов и обычаев (А. К. Байбурии, М. М. Громыко, В. И. Чичеров и др.). В культурологических исследованиях разработка проблем праздничной культуры, в том числе карнавальной, осуществляется по следующим направлениям: карнавальная культура; карнавальная и маскарадная культура в литературных текстах; роль праздничной традиции в духовно- нравственном и эстетическом воспитании личности (работы Л. А. Абрамяна, А.Ф. Анисимова, Е. В. Аничкова, В. П. Даркевича, А. Ф. Еремеева, Л. Леви-Брюлля, К. Леви-Строса, В. И. Лях, И. М. Снегирева, А. Я. Флиера, И. Р. Шароева, К. Юнга и др.).

Данная диссертация представляет собой опыт философского и культурологического исследования феномена праздника и определения его места в русской духовной культуре.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования — философский и культурологический анализ феномена праздника и выявление его места в духовной культуре. Проанализировать карнавал как форму праздничной культуры с позиций философско-культурологического знания на примере праздничной культуры Северо-Запада России.

В соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи:

- обобщить основные подходы к исследованию роли и места духовных ценностей в культуре;

выявить значение традиционных ценностей в формировании культуры личности;

проанализировать содержание и структуру праздника как

философско-культурологическую категорию;

определить основные функции народного праздника;

выявить историческую эволюцию ценностных концепций

праздника в русской духовной культуре;

проанализировать карнавал как механизм коммуникации

субъектов культуры,

выявить особенности карнавала, объективные закономерности

его развития и функционирования на материалах Северо-Запада

России.

Объектом исследования выступает праздник как феномен духовной культуры и карнавал как составляющая этого феномена; предметом исследования является выявление культурологических оснований отечественной праздничной культуры на материалах Северо-Западного региона России.

Теоретико-методологическая основа диссертационного

исследования. В ходе анализа феномена праздничной культуры использован аксиологический метод, позволяющий исследовать динамику духовного в культуре; принципы конкретности, историзма и взаимосвязи. Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования стали труды М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана и др. В диссертации в качестве источников приведены исследования Н. А. Бердяева, Н. И. Ворониной, Г. Д. Гачева, И. А. Ильина, В. К. Кантора, И. В. Кондакова, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, Э. В. Соколова, Г. П. Федотова и др.

Научная новизна исследования. В целом диссертационная работа может быть охарактеризована как комплексное философско-культурологическое исследование феномена праздника и определение его места в отечественной духовной культуре. В процессе исследования получены результаты, которые можно квалифицировать как новые:

  1. Обоснована продуктивность ценностного подхода к выявлению значения народных праздников в русской духовной культуре;

  2. Определены функциональные особенности праздника, выявлены его историческое место в отечественной культуре;

  3. Прослежена эволюция праздника в духовной культуре, как на хронологическом, так и на смысловом уровнях.

  4. Рассмотрен советский праздник как ценностное основание советской культуры на примере Северо-Западного региона России.

5. Раскрыты особенности карнавала как системы социальных и
культурных факторов на материалах г. Санкт- Петербурга и
Царского Села.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Духовность является характеристикой ценностно-смысловой сферы культуры личности и общества, поэтому продукты духовной культуры обладают самоценностью, даже если они не находят своего воплощения в реальной действительности.

  2. Народный праздник и праздничная культура по своему содержанию и роли выступает важным компонентом духовной культуры. Являясь универсальной культурологической категорией, имеющей несомненное социальное значение, праздник в то же время находится в постоянном движении и развитии, представляя собой своеобразную проекцию истории в современность.

  1. Советские праздники выступают в качестве ценностного основания советской политической системы.

  2. В Северо-Западном регионе России сложилась система карнавальных традиций с присущими ей особенностями.

Теоретическая значимость исследования. Данная работа помогает

осмыслить и выявить наиболее значимые механизмы формирования

праздничной отечественной культуры. Автором выделены и

проанализированы культурологические особенности карнавальной

традиции на Северо-Западе России, что вносит существенный вклад

отечественную философию культуры.

Практическая значимость исследования. Актуальность темы

исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации

при чтении общих и специальных курсов культурологии, истории и теории

культуры, а также при составлении культурно-досуговых программ,

предполагающих освоение духовно-практического опыта праздничной

культуры.

Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и сообщениях автора на межвузовских научно-практических конференциях:

(V Пикалевские чтения, СПб.— Пикалево, 27.03.2003; Дни Петербургской философии, Санкт-Петербургское философское общество. СПб., 13-15 ноября 2003г.); на научно-практической конференции «Культура и образование» (СПбГАУ, 25-31 января 2005 г.); на научной конференции «Навстречу 100-летию^ СПбГАУ» (СПб., 27-30 января 2004 г.); на научной конференции СПбГАУ (СПб., 30-2 февраля 2006 г.).

Структура и объем диссертации

Похожие диссертации на Феномен праздника и его место в русской духовной культуре : На материалах Северо-Западного региона России