Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура виртуальной коммуникации Александрова Людмила Дмитриевна

Культура виртуальной коммуникации
<
Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации Культура виртуальной коммуникации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Александрова Людмила Дмитриевна. Культура виртуальной коммуникации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Александрова Людмила Дмитриевна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2009.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/539

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Виртуальная реальность и коммуыикаинн в современной культуре .

1.1. Культур-философ с кое осмысление виртуальности и коммуникацни.

1.2. Антропологические характеристики «виртуального» формирование субъекта виртуальной коммуникации . 36

1.3. Виртуальные сообщества как субъекты коммуникации . 53

Глава 2. Феномен культуры виртуальной коммуникации: сущность и тенденции развития .

2.1. Осмысление понятия культуры виртуальной коммуникации в контексте современной философии . 74

2.2. Коммуникативное наследие и особенности формирования культурно-презентативногонроегранства современного вуза. 93

3.2. Виртуальное вузовское сообщество: методические подходы к изучению коммуникации в вузовских сайтах . 114

Заключение 135

Список используемой литературы 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вели философию, вслед за Гсгаїем, охарактеризовать как «эпоху схваченную мыслью», как рефлексию над основополагающими образованиями культуры, то вполне естественно, что в современной ситуации размышления философов все чаще направлены к проблемам, связанным с осмыслением современного состояния культуры н особенностей существования человека в этой культуре, трансформирующихся под влиянием развития компьютерных технологий.

Устойчивое увеличение масштабов применения виртуальных коммуникации, характерное для современного этапа развития культуры неизбежно сопровождается становлением новых форм жизнедеятельности человека, пересмотром ценностей и норм. Коммуникационные потоки, проникающие во все сферы человеческой деятельности, делают виртуальное взаимодействие массовым и жизненно необходимым. Формирующаяся при этом культура с одной стороны, требует рефлексии в рамках культур-фил о соф с кого анализа - проверки технологий па их культурную состоятельность и ценность в аспекте анализа фундаментальных проблем трансформации бытия человека и общества, так как формируется не одна — общая для всех реальность, а множество. С другой стороны, призывает к обновлению самого культур-философского знания и путей его трансляции в научно-образовательную среду с учетом возможностей и требований новых технологических реалий.

В' нарастающей активности взаимодействия между людьми, в условиях совершенствования технических средств коммуникации формируется новый тип культуры — культура виртуальной коммуникации. Давая характеристику этому феномену, можно-выделить его основные свойства: нелинейный способ существования коммуницирующего субъекта, виртуализация общественных связей, возрастающую роль социальных институтов, формирующих пространство виртуальных коммуникаций и т. д.

Феномен культуры виртуальной коммуникации из фактора, сопутствующего процессу социального взаимодействия, определяется через дискурсивную практику, способную продемонстрировать культурную и антропологическую детерминацию развщия технологий вместе с их популярными инвариантами - «киберпрострапетюм», «интерактивностью», «новыми медиа» и т.д. Сочетание анализа сущности виртуальности с конструктивными подходами в изучении коммуникации в виртуальных сообществах позволяет эффективно интегрировать теоретическое знание и практику в контекст современной культуры.

Развитие компьютерных технологий определило базовые изменения в традиционных формах коммуникации - и прежде всего за счет их глобальной виртуализации, расширения возможности социализации, усложнения механизмов формирования идентичности и конструирования моделей субъективности, в результате чего в пространство виртуальных сетей переходят многие виды профессиональной и социокультурной деятельности. Эти процессы расширяют культурное поле жизни, порождают новые смысл о образующие центры, меняют образ мышления и шкалу приоритетов, Именно это обусловливает необходимость применения философского анализа к такому культурному феномену как «виртуальная коммуникация», выбранному нами в качестве основного объекта диссертационного исследования.

Степень теоретической разработки проблемы. Учитывая новизну тематики, нужно признать, что философские традиции осмысления культуры виртуальной коммуникации начинают формироваться. Существуют работы, пытающиеся вписать данную проблематику в известные философские направления: феноменологию, герменевтику, аналитическую философию, философию сознания, постструктурализм. Тем не менее, вопрос о реальности виртуального мира ставился в классической и постклассической философии: теории Платона, Р. Декарта, И. Канта, Ф, Брснтано, Э. Гуссерля, Л, Витгенштейна. Изучение природы виртуальной реальности и механизмов'ее формирования в современной науке также проходит стадию становления,

Исследования, посвященные общим проблемам и сущности виртуальной реальности, проведены в рамках онтологического подхода Э. Ф, Асадулиным, С. А. Борчиковым, О. И, Генисаретским, О. И. Елховой, Д. В. Ивановым, И. Т. Корсуицевым, Б. Кутелией, А- Г, Маджуги, Н. А. Носовым, R. С. Степиным, В. Г. Гороховым, К. Радемахером, В. И. Фалько, С, С. Хоружим.

Основным объектом исследований сегодня выступает компьютерная виртуальная реальность, причем, исследователи понимают под виртуализацией переход основных видов деятельности в пространство виртуальных сетей. Виртуальная компьютерная реальность как пространство современной культуры рассматривается в работах А, Войекунского, М. Вайпшайпа, М. Кастельса. А. Крокера, Е. Е. Таратуты, Э. Тоффлера, М. Хсйма, Д, И, Шапиро, У, Эко, Теоретические исследования в этой области также прсдстлшіеньї трудами Центра виртуалистики РАИ,

Анализ работ по теоретическим проблемам философии культуры Д, Белла, ТТ. С. Гуревича, Л. М Когана, С. Я. Левита, Ю. М. Лотмнма, Э, С. Маркаряна, Б. Малиновского, В. М- Межуева. А. Моля, А. А. Ручка, И. В, Соколова- М. Фуко и К. Ясперса дозволяет выделить существенные признаки культуры. Так, культура играет определенную роль в отношении индивида ко всему существующему, к природе, обществу, традициям, ценностям и одновременно она сама выступает как система (транслятор) норм и требований общества ко всем сферам человеческой деятельности: повседневной, профессиональной, образовательной и т,д.

Первыми «культурный потенциал» коммуникации оценили К.-О. Алель, Д. Белл, У. Брике, М- Крюгер, Дж. Ланье, Д. Остин, Д, Серль, Ю. Хабермае, Н. Хомский, Роль коммуникации в социальном наследовании и конструировании социокультурного порядка, инкулътурации и социализации описана в символическом пнтеракционизме Г\ Блумера, П. Берегера, Н. Лукмана, В, М,

Бахтина, М Бубера, постмодернизме Ж. Бодрийяра, Ж--Ф. Лиотара, П. Вирильо

Ф. Джсймисона. В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс широко использовали понятие «verkehr» («общение»), а к формам общения относили базисные коммуникативные структуры взаимодействий между людьми.

Нужно подчеркнуть, что в условиях формирования информационной культуры проблема коммуникационного взаимодействия оказывается в ряду актуальных проблем науки и образования. Не вызывает сомнений тот факт, что изучение и распространение культуры виртуальной коммуникации является одной из составляющих ответственной миссии высшей школы. Вуз как экспериментальная площадка, как уникальная культурная среда и универсальная коммуникативная система рассматривается в работах М. Вебера, Т. Веблена, О. Э, Душина. А. Злозовера, И. М. Ильинского, К. К. Колина, Т. Парсонса, И. Р. Иригожиш, А. А. Погорадзе, Г. Г, Почепцова,

Виртуальную коммуникацию как законченное воплощение стиля современной культуры и настроений постмодернизма в своих работах раскрывают Б. Були, Д. В, Галкин, Ч. Гир, В. А, Емслнн, А. И. Каптсрев, М. Магспюэн, Й. Масуда, М. Постер, Ш. Теркл. М. Хейм, и др. Из недавно изданных работ современных философов, следует отметить два исследования, затрагивающих вопросы виртуальной коммуникации: «МЕ'Гократия» А. Барда, Я. Зодерквиста и «Галактика Интернета» М. Кастельса.

Анализ степени разработанности проблемы позволяет сделать вывод о том, что исследования в области виртуализации культуры, человека и общества ведутся на протяжении нескольких веков. Тем не менее, для понимания процессов становления и развития культуры виртуальной коммуникации требуется определение общих механизмов изучения ее природы, характера и особенностей. Современные процессы виртуализации и коммуникации столь стремительны, что с трудом поддаются изучению и прогнозированию между тем, предметное поле исследований по данной проблеме только начинает складываться,

Проблема исследования. Современная культура - информационная, производная от научно-технического прогресса XX и XXI веков — в отличии от традиционной находится под постоянным влиянием бесконечно продуцируемых реальностей. Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в противоречии между: возрастающей ролью коммуникаций в виртуальной реальности, опосредованной компьютерными технологиями и степенью изученности, осмысления социальных и культурных эффектов, производимых данной формой коммуникации; потенциалом культур-философского подхода к изучению виртуалыюй коммуникации и степенью em вое іребованности в современных социальных практиках.

Объект исследования — современная виртуальная коммуникация-Предмет исследования - культура виртуальной коммуникации вузовского сообщества.

Цель диссертационного нес: і ел о ванн я заключается в выявлении социокультурных оснований, содержания и особенностей виртуальной коммуникации, а также в определении степени влияния культуры виртуальной коммуникации на человека и общество, которое наиболее явно проявляется в информационную эпоху. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: выявить традиции историко-научного и философского осмысления виртуальности и определить базовые изменения коммуникационного взаимодействия в виртуальной реальности, опосредованной компьютерными технологиями в современной культуре: представить антропологические характеристики «виртуального» и определить функциональное назначение виртуальной коммуникации в формировании субъекта современной культуры - «виртуального субъекта»; определить понятие «виртуальное сообщество», а также выявить особенности коммуникации в данных сообществах; проанализировать основания и определить понятие культуры виртуальной коммуникации, обозначив ее как основную тенденцию современности; рассмотреть историческую динамику формирования внешних и внутренних коммуникативны к связей, реализованных высшей школой и определить особенности презентационной и коммуникационной моделей вузовских сайтов;

6. провести экспертную оценку web-сайтов ряда вузов г. Челябинска и на данном основании сделать выводы и дать рекомендации для эффективной реализации культурно-презентативного пространства современного вуза,

Теоретике-метод о логическая база исследования. Базовым для анализа культуры виртуальной коммуникации в дашюм исследовании стал деятелъностный подход, согласно которому взаимодействие человека с внешним миром выступает как способ совершенствования, преобразования, самоопределения человека и общества. В соответствии с этим подходом коммуникативная культура понимается как совокупность элементов, регулирующих коммуникативную деятельность, формирующуюся, функционирующую и развивающуюся посредством взаимодействия субъектов в культуре виртуальной коммуникации,

Изучение феномена культуры виртуальной коммуникации осуществляется и с точки зрения фгтософско-антролологыческого подхода, который позволяет определить характеристики существования современного человека — субъекта культуры виртуальной коммуникации. Данный субъект (виртуальный репрезентант) имеет сложное гетерогенное существование: индивидуальный уровень и над индивидуальный. Но, в любом из этих уровней, человек ответственен за свое личностное развитие, за свою открытость к другим, за свой вклад п культуру. С точки зрения герменевтической установки па открытость к коммуникации, к эксперементальносчи w к и нтер субъективности человек неизбежно погружается в пространство современной культуры. Данная герменевтическая установка позволила обратиться к методу историко-генетической реконструкции, позволяющему увидеть, традиции и новации коммуникативного взаимодействия внутри социальных институтов (на примере высшей школы).

В исследовании также применяется дискурсивный анализ, согласно которому виртуальный дискурс выступает в качестве обозначающего культурные смыслы современности в ситуации виртуализации и технологшаїши действительности,

Еще одним основанием данною исследования является диалектика с привлечением элементов системного и синергетического анализа. Проблема исследования требует диалектического рассмотрения механизма виртуализации коммуникативного опыта, обусловленного принципами само идентификации и саморефлексии, а также процесса преодоления противоречий современной культуры. Информационная культура ищет способы реализации через диалектику самоизменения и мироизменения, опредмечивания и распредмечивания, виртуализации и субстанциализации,

При проведении исследопаиия появилась необходимость обращения к теории коммуникации. В этой связи применяются методы, позволяющие рассмотреть коммуникацию, реализованную в социокультурной практике; структурный анализ, выявляющий характеристики виртуальных объектов; сравнительный анализ, отражающий коммуникативную и презентативную модель взаимодействия виртуальных сообществ, культурно-контекстный анализ, санкционирующий выявление внутреннего содержания (контента) пуз о неких сайтов.

Среди теоретических оснований значение приобретают результаты исследований различных аспектов культурной коммуникации в текстах константной и виртуальной реальности: в социальной лингвистике (К.-О. Аисль, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас, Н, Хомский), герменевтике (Г. Гадамер), феноменологии (X, Гуссерль, М, К. Мамардашвили), экзистенциально-онтологических работах (М, Хайдеггера, К. .Ясперса), культурологии (М. С. Каган, В. Н. Топоров), семиотике (А. А. Аверинцев, М. М. Бахтин» Т, М. Дридзе, ГО; М. Лотман), социально-культурных исследованиях Д. Бэлла, Ч, Гира, М. Кастельса, М: Маклюэна, А. Моля>

Научная новизна данного исследования заключается в попытке на фундаментально-теоретическом уровне проанализировать феномен культуры виртуальной коммуникации с одной стороны, а с другой, на практике оцепить специфику виртуально-коммуникативных процессов, реализуемых институционально высшей школой. Так как на Протяжении нескольким веков вуз являлся универсальным институтом, призванным распространять ^знания, развивать пауку, формировать культуру личности и внутри вузовского сообщества, то сегодня ему необходимо еще и разрабатывать, прогнозировать, апробировать новейшие вирулльно-коммуиикационные технологии и практики. Автором систематизированы основные теоретические представления о содержании понятия «виртуализация» и «виртуальная реальность»; выявлены тенденции изменения процессов коммуникации под воздействием распространения виртуально-коммуникативных технологий; культура виртуальной коммуникации определена как основа со эре геенной континуальной интегрируемости, взаимосвязанности и и итеративности: людей в виртуальной коммуникации; проанализирована специфика презентав№-гх и коммуникативных виртуальных форм взаимодействия; предпринята попытка оценки влияния виртуальных коммуникаций на развитие коммуникативной культуры вуза и на процесс формирования представителей этой кул&туры (грамотных и компетентных пользователей, экспертов, инноваторов).

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на заияиту. * Процесс виртуализации действительности и человеческого ольгга имеет культурные и метафизические корни, а также форічо*РУетполидискурсивную специфику виртуальности^ определяемую на уровне коммуникативного взаимодействия. Виртуальная реальность, осуществляя коммуникативную функцию, формирует ряд тенденций, трансформнру;Е<^>1ДИЯ фундаментальные аспекты культурного бытия человека и социума,

Коммуницирующий субъект виртуального мира компьюхе^ных технологий создает предпосылки для возникновения, нового типа личности- homo virtualis (виртуальный субъект), ориентированного на виртуальный тип идентичности, мобильные коммуникационные с^язи; порождающие прсХхХГему і умножения субъективности и, как следствие этого, появления новых способов межкультурной и межличностной коммуникации, '

10 ''

Виртуальное сообщество является особой общностью людей. связанных «узами» виртуально-опосредованных коммуникаций, обладающей определенными стандартами устойчивости и ооусловливаюшей формирование системы целевых коллективных и индивидуальных взаимодействий.

Сущностными характеристиками новой коммуникативной культуры, которые делают её специфическим объектом философской рефлексии выступает развитие компьютерных технологий, приведшее к созданию особых форм пространственно временной консолидации па базе виртуальных форм коммуникации и открытию эпохи становления нового социо-нормативною канона человека и культуры виртуального характера.

Общемировая культурная тенденция состоит в том, что высшая школа и научные центры исторически выступали не только в роли ведущего исследовательского полигона для формирования коммуникационной инфраструктуры, но и определяли начальный задел для исследований и использования виртуально-коммуникативных технологий следующего поколения. Сегодня вузы пытаются создавать коммуникативные локусы, в которых формируется культура виртуальной коммуникации.

Вузовские сайты, реализованные в Сети, определяются двумя функциональными моделями: коммуникативной и презентационной. Преобладает тенденция к демонстрации презентативных функций, а коммуникативной компоненте уделяется недостаточно внимания, В связи с этим важно использование виртуально-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности и распространение культуры виртуальной коммуникации для реализации миссии и потенциала высшей школы,

Теоретическая н практическая значимость работы. В диссертационном исследовании продемонстрированы возможности изучения феномена культуры виртуальной коммуникации с точки зрения' философской антропологии и философии культуры, ч'Ю позволяет не только исследовать ее особенности и специфику, но и оценить роль, место виртуальных коммуникаций, в современном обществе. Выявленные в ходе исследования общие закономерности развития коммуникативного взаимодействия могут конкретизироваться и получать реальную объективацию в анализе процессов культурной модернизации российской действительности. Предпринятый и диссертации анализ культуры виртуальной коммуникации может послужить методической основой для конкретных предписаний в регулировании коммуникативных процессов на уровне личности, группы, коллектива. Проведенное исследование и полученные результаты способствуют переводу фокуса изучения виртуальной коммуникации из технических и экономических наук — в науки о культуре и о человеке, что позволяет решать проблемы развития современной социокультурной среды и новых принципов организации человеческой деятельности.

Результаты исследования могут найти своё применение в научно-образовательнои деятельности при разработке гуманитарных к\грсов; в различных видах экспертной деятельности по вопросам формирования, функционирования, нормирования культуры виртуальной коммуникации; в стратегическом анализе виртуальных ресурсов, их разработке и модификации,

Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования представлены в 13 научных публикациях объёмом около 3 л. л., в том числе и в трех журиалах перечня ВАК, а также в электронных публикациях.

Основные положения работы обсуждались на семинарах-практикумах аспирантов и соискателей Регионального института философских и культурологических исследований (ноябрь 2008; май 2009) и теоретических семинарах кафедры философских наук (май, июнь, сентябрь 2009) Челябинской государственной- академии культуры и искусств. Результаты практического исследования удостоены диплома лауреата Всероссийского конкурса на лучшие научные работы студентов' по естественным, техническим наукам (проекты в области высоких технологии) и инновационным научно-образовательным проектам и сфере приоритетных направлении науки и техники РФ (Москва, 2004).

Идеи и фрагменты исследования обсуждались на конференциях различного уровня; Всероссийской итоговой конференции конкурса среди учащейся молодежи учебных заведений РФ на лучшую научную работу (Москва, 2004); Международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2005); Международной конференции «Оргком-2005» (Ростов-на-До ну, 2005): Международной научно-практической конференции «Культура и коммуникация» (Челябинск, 2006); Международной научно-практической конференции «Язык и культура» (Челябинск, 2007); Международной научно-практической конференций «Общественные связи: открьттость, устойчивость, партнерство» в рамках «X Невских чтений» (Санкт-Петербург, 200S).

Результаты исследования использовались автором при проведении семинаров по философии для студентов ЧГАКИ (2008-2009), а также при разработке и внедрении спецкурса «VR-философия» (2009).

Структура диссертационной работы включает в себя введение, основную часть: дйє главы (по три параграфа), заключение и список используемой литературы. Общий объем диссертации составляет 160 страниц основного текста и списка используемой литературы, включающего 208 источников.

Антропологические характеристики «виртуального» формирование субъекта виртуальной коммуникации

Человеческое само по себе уникально. Оно и без каких-либо внешних воздействий способно продуцировать виртуальность, так как сознание открыто к трансцендированию. Это значит, что привычного, подчиненного риз и навсегда заданной логике мира, со.шанию всегда оказывается недостаточно. Творческая способность к воображению всегда рядом с действительным выстраивает альтернативные виртуальные миры. Проблемы формирования личностного бытия неразрывно связаны с возможностью свободного самоопределения себя во внешний мир и имеют непосредственное отношение к общению человека в виртуальной среде.

При всем многообразии подходов к пониманию личности, все философы, без исключения, размышляя о ней, выделяют одну общую черту — самосознание. В истории философии не было ни одного определения личности, которое предполагало бы отсутствие самосознания. Таким образом, можно дать самое общее понимание личности как самосознающей самореализации. Сам о сознающая самореализация - зто осознанное утверждение и выражение своего шгутренпего содержания вовне. Это может быть понято как воля, которая лежит в основе личности- Относительно указанного понягия личности личностное бытие понимается как особый мир человека, формирующий его представления об окружающей действительности и самом себе посредством познавательных, аналитических, творческих способностей,

В трансцендентальной философии И. Канта подводится итог всех новоевропейских поисков основании личности не в высшей реальности, но внутри человеческого сознания. Именно Кант обосновал личность на основе разума» он дает предельно простое и емкое определение личности: «то, что сознает свое численное тождество в разное время, есть ввиду зтого личность» [76, с. 239]. Идея тождества у Канта раскрывается как идея самосознания, через которое Кант и определяет личность. Однако в «Критике способности суждения» он дополняет это понимание, поясняя, что ценность личности может быть раскрыта черсі идею свободы: «лишь тем, что он делает безотносительно к наслаждению в полной свободе и независимо от того, что природа могла бы дать ему даже пассивно, он придает абсолютную ценность своему существованию как существованию личности» [75, с. 146]. На этом основывается самоценность личности, как утверждает Кант, «каждое разумное существо есть цель сама по себе» [15, с. 213]. Каждый человек обладает автономной свободой, что определяет моральный характер его личностного бытия. Кантонское понимание личности явилось парадигм ал ьньгм для всей последующей традиции европейской философии, в основе которой, лежат такие характеристики личности как самосознание, свобода, самополагание.

Проблему формирования личностного бытия XXI века можно выразить так: как определить личность и личностное бытие в мире окутанным множеством реальностей (мир «новых медиа», интернет, мобильная связь и т.д.) и что влияет на формирование социальной и культурной идентичности современного человека? Для более полного понимания виртуальной идентичности обратимся к экзистенциальной философии К. Ясперса. Ясперс различает в человеческом «Я» несколько уровней, и каждому из этих уровней соответствует свой способ общения: эмпирическое «Я» - общение индивидов на этом уровне является не целью, а только средством для самосохранения, безопасности, наслаждения; сознание вообще (Рассудочное «Я») - общение здесь оспорит представляет собой «обмен мыслями»; «Я» на уровне духа («Я» как часть целого: народа, нации. государства). Здесь общение - коммуникация отдельного субъекта с целым организмом. Данный уровень отличается от всех остальных, но составляет с ними «одно во всеобъемлющем их порядке» [ 196, с. 102], Указанные три уровня сознания и три типа коммуникации необходимы человеку как существу биологическому, мыслящему и социальному. Однако они не заірагипают самых глубинных сторон человеческого «Я». Наиболее глубокий уровень, четвертый, это — экзистенция. Этому уровню соответствует экзистенциальная коммуникация. Экзистенцию нельзя определить научными пли философскими терминами можно только охарактеризовать путем «экзистенциального прояснения» (Existenzcrhellung) [196, с. 110]. Поэтому экзистенция не то, что есть, но то, что свершается. Она тождественна личностной свободе, которая неотделима от самости и важнейшую роль в этом сочетании играет коммуникация. Коммуникация — изначальный феномен человеческого бытия: «...мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид» [1%, с. 114]. И вот как раз коммуникация позволяет экзистенции, самой по себе необъекти вируємо и, виртуальной, потенциальной быть «услышанной» и понятой. В середине 80-х годов XX века М- С. Каганом была разработана и широко использовалась классификация коммуникации, включающая: 1) общение между реальными субъектами, 2) общение реального субъекта с субъективированным объектом как иллюзорным партнером (например, общение человека с животным). 3) общение реального субъекта с воображаемым,, виртуальным партнером {квазнсубъектом). 4) общение между, воображаемыми партнерами [74, с. 83]. Для данного исследования актуальным становится четвертый пункт — общение между воображаемыми партнерами, который нуждается в небольшом уточнении. В свете виртуализации реальности и жизнедеятельных процессов, мы бы ооозначили данный пункт как коммуникацию между виртуальными партнерами (субъектами),

Виртуальный дискурс комму никаншг неизбежно встречается со свободой общения, открытого эмоционального контакта. Привязанность современного человека к технике и технологиям продиктована, видимо, как завороженностью магией функционирования, так и захваченностыо свободой общения в виртуальной среде, а также недостаточной или даже крайне дефицитной свободы в повседневной жизни- Таким образом, виртуальный дискурс симулирует идентичность непостижимости и заброшенности, то есть, не что иное, как фундаментальное культурно-экзистенциальное основание человеческого существования. Представляется, что такая идентичность и является собственно виртуальной.

Виртуальные сообщества как субъекты коммуникации

Социокультурная среда, в которую погружен человек, может быть дифференцирована по самым различным основаниям: естественно-исторические, национально-этнологические, политико-экономические, духовные и т.д, Информационная революция, процессы миграции, социальной дифференциации, интеграции, глобализации и виртуализации современной культуры трансформируют данные формы общности людей и создают новые коммуникативные альянсы внутри и между ними. Интеграция средств коммуникации обеспечила удаленный доступ и оперативность обмена сведениями, звуковыми и аудиальными образами. Так, новая коммуникационная среда создала предпосылки для формирования виртуальных отношений и связей между людьми. Появились сообщества нового типа: виртуальные, сетевые, киб ер коммуникативные, он-лайн сообщества и Т. д.

Сегодня виртуальный мир рассматривается исследователями в качестве самостоятельной области действительности с определенными психологическими, этическими, семиотическими, нормативными и организационными особенностями. Основной предпосылкой для лучения феномена виртуальных еообгцесть, служит выбранный лами деятель ностный подход: законні общекультурного развития действуют не сами по себе как абстрактные силы, они проявляются в действиях конкретных людей направленных на себя и принципах взаимодействия внутри создаваемых общностей. Каждое новое сообщество, возникающее в виртуальном пространстве, рассматривается не только в качестве обобщенного поля с уже наработанными формами социокульїурного взаимодействия, но и как потенциальная территория новых форм и отношений И если за отправную точку взять положение Н. Лумана о том, что «культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации» [100, с. 105J и идею М. Маклюэна, о «технологиях коммуникации, выступающих в истории в качестве рсшающеі о фок гора формирования социальных систем» [103, с. 31], то кардинальные изменения в обществе и культуре лучше всего прослеживать в коэволюции со специфическими характеристиками общения. которые господствуют в современном мире.

Необходимо отметить, что изучение виртуальных сообществ осуществлялось учеными е разных позиций. Одни рассматривают их как социально-психологическое явление, другие в качестве организационно-управленческого поля, третьи делают попытку исследования феномена, опираясь на изучение динамических характеристик развития виртуального мира. В большинстве случаев мы имеем дело с результатами прикладных исследований разведывательного характера. Поэтому основной особенностью изучения виртуальных сообществ в данной диссертационной работе должна стать аналитическая работа, включающая в себя выявление социокультурных предпосылок, лежащих в основе данного феномена. Эта концепция позволит обеспечить связь двух основополагающих принципов виртуального дискурса: рассмотреть виртуализацию как отражение о б ще культурных законов тер 11 остей; определить в качестве основной характеристики виріуальности способность к непрерывному конструированию образов мира и человека, «Социальные общности, возникающие на базе технологических систем сетевой коммуникации» [67, с. 205], принято называть виртуальными сообществами. Феномен виртуального общении заключается в реализации возможности содержательного обмена информацией и управления ею с учетом виртуального дискурса в пространстве компьютер но-опосредованных технологий. Уже в середине 90-х годов XX века в мире существовали десятки тысяч виртуальных сообществ. Они формировались по большей части спонтанно на гребке естественного интереса к новым коммуникационным возможностям удаленного доступа, В поисках определении критериев для понятия «виртуальное сообщество» обратимся к истории. До появления современных транспортных средств и телекоммуникаций определение «сообщества» прочно увязывалось с определенным географическим местом. До XVII века слово «сообщество» (англ. - «community») использовалось для обозначения людей, проживающих в одттом месте. Тем не менее, бесспорна этимоJтогическая близость «общности», «общины» и понятия «общение».

Определяя «виртуальное сообщество», многие ученые трактуют его с позиции сетевых коммуникаций. Например, виртуальные энциклопедии предлагают такое определение; «Интернет-с о общество - сложившаяся в процессе совместной деятельности относительно устойчивая система-связен и отношений между пользователями сетевого информационного пространства» [34]. Ддя-. сравнения рассмогрим еще одно из распространенных определений. «Сетевые сообщества — это группы людей. имеющих фиксированное членство и взаимодействующих преимущественно в глобальных компьютерных сетях» [183], Данные определения акцентируют устойчивость связей и отношений между членами виртуального сообщества.

В работе известного американского идеолога информациологии Г. Раингольда понятие «виртуальное сообщество» определяется как «самоорганизующаяся электронная сеть интерактивных коммуникаций, объединенная вокруг открытых обсуждений достаточно долгих и человечных, для того, чтобы сформировать сеть личных отношений в кнберпросгранстве» [136]. В нем мы не находим ссылок на привычных субъектов коммуникации - адресата и адресанта, но имеете с тем его отличает комплексі і ость. В трактовке Г, Рейнгольда содержится удачное сочетание технологических, мотивационных и культурных факторов, необходимых для описания особенностей, связанных с формированием феномена «виртуального сообщества». Г. Райнгольд справедливо указывает на аспект самоорганизации в кооперировании интересов разных людей на основе виртуальных форм коммуникации. Это означает, что все виртуальные сообщества способны к самовоспроизводству и самоконтролю,

Осмысление понятия культуры виртуальной коммуникации в контексте современной философии

Исследования процессов виртуализации и информатизации современности стоят перед необходимостью определения терминов и понятий. таких как «культура виртуальной коммуникации», «информационное общество», «киберзіика» и т.д., а также выявления противоречий культурного и технологического детерминизма их сложных конфигураций в современной науке и культуре. Основной фокус внимания данного параграфа сосредоточен на осмыслении оснований {«корн с і і») виртуальных технологий и их ассимиляции в мире, а также попытке определить особенности этических установок в динамике (пост)со временности. Именно в такой постановке задачи встает проблема генезиса современной культуры, как процесса (его теоретической модели), в котором можно проследить возникновение и специфику феномена культуры виртуальной коммуникации.

Следует отметить, чго культурные исследования в силу своей специфики нередко склонны скептически игнорировать проблемы развития технологий как менее значимые, чем богатство многовекового духовного опыта. Такая позиция, к сожалению, исключает само культурфилософское знание из актуального контекста современности, что недопустимо как с научной, так и образовательной точки зрения.

Нередко некритическим образом принимается і следующий1 аргумент: стремительные социокультурные трансформации XX века детерминированы развитием технологий. Такая позиция представляется излишним упрощением и редукционизмом, поскольку, предлагает мыслить о технологиях как некоей «внешней» причине (технологии помещаются как бы вне культуры и общества). Этот вопрос обоснован доминирующей на Западе традиции научного рационализма и сциентизма как способа мышления. Мы мыслим о технологиях и создаем их исключительно в рамках рационально і-о логического вывода. Так, поиск предпосылок возникновения цифрового (бинарною) языка — фундамента современных виртуальных технологий — определяется с позиции классического рационализма - философской метафизике Лейбница — и далее с ее более поздней адаптации в математике и информатике [40, с. 35].

В неразрывной связи с рационализмом находится западная традиция индивидуализма. Ав юномный индивид с его правами, рациональными решениями и стремлением к совершенству (тела, разума, вещей в собственности) и есть «суверенный потребитель» [95, с, 176] компьютеров, мобильной связи, клиент электронных магазинов, развлекательных центров, программ дистанционного и медиаобразования. Значительной предпосылкой возникновения и развития технологичного мира является капитализм. Компьютер как совершенное ны числительное устройство есть проекция бесконечного поиска эффективности и рассчитанной выгоды. Скорость и информация - являются обязательными средствами і\!\я стимулирования потребления и деловой активности. За сценой эскалации технологического развития стоит группа крупных корпоративных лидеров - «виртуальный класс» [138, с. 60]5 который диктует идеологию и упражняется в новом могуществе. Одним ш основных моторов продвижения уїсхно-будущего» [3 83, с. 91], являются индустрии развлечений. Современная электронная музыка, кино, парки, видео-игры и подобные виртуальные технологии не только ишеїрируютсяв повседневную жизнь, но и расширяют границы экономической власти, предопределяя вопросы воспитания-и развития с о временной - личности. [113]. Субъектом культуры выступает человек как носитель всего культурного миропорядка, осознает он это или нет. Индивиды оказываются «встроенными» в культуру уже фактом своего существования, поэтому она для них выступает в реальном значении, где природное и общественное, естественное и технологическое совпадают. Если культура есть особый универсум бытия, то она особым образом определяем саму сознательную активность людей, задавая и регулируя ее целевую направленность и характер. У авангарда в искусстве середины XX века был особый идеологический настрой: бороться с катастрофичностью технологий на службе военных, что возможно только силами искусства, использующего те же технологии. Художники искали возможность нернуть надежду и веру в технологии как «creative medium» (творческий инструмент), а активисты контркультуры (хиппи) искали пути гуманизации общественной жизни и технологии, благодаря чему и стало возможным осуществление идеи персошшьного компьютера. Таким образом, рождению компьютера мир обязан не только оригинально мыслящим инженерам, но и активистам контркультуры. И это, безусловно, одна из самых интересных историй о том, как на самом деле сложилась сумма факторов, определившая судьбу современных виртуальных технологий. Встреча «силикона» и «кислоты» [39, с. 43], состоявшаяся благодаря соседству хиппующей молодежи Сан-Франциско и Силиконовой Долины на самых западных рубежах цивилизации определила генезис технологического развития, результатом которого стала компьютерная революция конца XX века.

Еще один важный аспект культурной детерминации развития современности является процесс становления информационного общества Информационное общество, определяется Э. Тоффлером, как общество людей,, занятых по преимуществу информационным сервисом. Информация превращается в основной ресурс социокультурного развития, заменяющий труд и природное сырье. Понятие — «ипформационализм» введено в научный контекст М, Кастельсом для аналитического разграничения терминов «информационное» и «информациональное» общество [79, 237]. Первый подчеркивает роль информации в обществе. Второй указывает на произошедшую смену способа общественного развития и противостоит индустриализму, с одной стороны, и «информационному обществу» как менее совершенной фазе (пост)соврсменной культуры, с другой.

Информационализм включает в себя в качестве атрибута социальной организации новые материальные и технологические условия, когда генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. Информационализм как парадигма характеризуется ориентацией на накопление знаний, культурного опыта, институциональные трансформации в условиях, когда формируются все различные виды коммуникации. Этот термин введён, в том числе и для того, чтобы укачать на возникновение нового способа развития общества, одной из ключевых черт которого является виртуальная коммуникация. Речь идет сложных динамичных процессах, связанных с формированием глобальний коммуникационной Сети.

Виртуальное вузовское сообщество: методические подходы к изучению коммуникации в вузовских сайтах

В современном обществе, где инновационные процессы имеют первостепенную значимость, неуклонно возрастает роль коммуникации внутри научного и образовательного сообщества. Как показывает опыт многих стран, опережающее развитие сферы образования и науки обеспечивает технологический и культурный прорын страны, а также формирует ее инвестиционную привлекательность. Сегодня, информационные ресурсы принято воспринимать как новый коммуникационный оазис, создающий предпосылки для расширения существующего опыта человеческого общения. Гибкие виртуально-коммуникативные технологии и системы, позволяют по-новому выстраивать научно-образовательный процесс: широкое применение виртуальных коммуникаций, активное использование web-pecypenu для обмена различного рода информацией, появление и функционирование виртуальных сообществ, все это является основой для развития культурной миссии вуза в XXI века.

Коммуникативная ірамотность и компетентность — это основа профессионализма в современном мире. В арсенал коммуникационных характеристик образованного человека входят не только такие навыки как умение слушать, говорить, создавать новые контекстные связи на основе анализа различных источников информации, но и умение использовать компьютерные технологии для развития коммуникативных отношений. Таким образом, разумное и эффективное использование виртуально-коммуникативных технологий предоставляет широкие возможности для развития различных сфер деятельности современного вуза.

Появление вузовских сайтов, и образовательных,порталов связанно с позволяет сочетать множество функций: коммуникативные, информационные, презентатщонные. образовательные, а так же способствует интеграции научпа-образоватсльпых механизмов в культуру. Сегодня большинство российских вузов представлены it глобальной Сети, однако при разработке сайтов большинство из них ограничиваются презентационными стратегиями, не заботясь о развитии их коммуникационного потенциала. А ведь именно виртуальная коммуникация решает многие вопросы, возможности передачи и хранения информации в кротчайшие сроки, помогает в управления учебным процессом IT консультировании аспирантов, студентов, абитуриентов где бы не находился преподаватель, дает возможность резервирования лекционных аудитории, внесения изменений и расписание занятий, позволяет обмениваться информацией в «on-лайновом» и «о ft-лай новом» режиме, открывает доступ к персональным файлам кафедр и факультетов, предоставляет новостную информацию о событиях вузовской жизни, демонстрирует достижения и инновации вуза, способствует развитию научного потенциала и установлению коммуникационного взаимодействия между учеными. Вузовские сайты в последние годы обретают все большую популярность п являются одним их доступнейших из средств, позволяющих внедрять, осваивать и развивать различные формы коммуникации- Расширение виртуальной коммуникации «приводит к интенсификации коммуницировання внутри вуза» [122, с. 49]. Этот процесс касается всех участников коммуникационного взаимодействия: абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей и руководства. Ведь виртуальные ресурсы, имеют широкий набор сервисов, облегчающих поиск и обработку информации, и позволяют создавать и оборудовать рабочее пространство, участвовать в коммуникации различных виртуальных сообществ внутри web-сайта. Грамотно спланированный сайт вуза представляет собой и мощный г управленческий узел, основанный на гибких коммуникационных технологиях и активном информационном обмене разнообразными данными. И как показывает опыт, создание подобных сайтов - это одна из «стратегических линий развития коммуникативной культуры вуза» [119, с. 31]. В этих условиях становятся актуальными задачи внешней оценки и анализа коммуникативных преимуществ сайтов- Эта задача должна решаться на основе разработки комплексных технологий проектирования, анализа, оценки контента и коммуникации внутри сайта, которые относятся «к разряду сложно структурированных виртуальных продуктов, интегрирующих в себе различные информационно-коммуникативные элементы: текст, речь, музыка, фото, видео, Графика, анимация, дизайн и т.д.» [162, с. 251]. На начальном этапе исследования нами пропеден предварительный анализ содержания вузовских сайтов России с точки зрения применения форм эффективной коммуникации- Просмотрены следующие сайты, расположенные по электронным адресам: http://www-in5u.ru, http://www.tsu.ru, http://www,kgsu.ru, http://www.esstu.ru, hUp://w ww.omsu.ru, http://www.asu.ru, http://www.fio.ru, http://kemsu.ru, http://www.chgaki.ru, http://www.csn. ru, www.usu.ru, http://www.stfsu.ac.ni, http://cheldiplom.ru. http ://www. cs pu.ru, http://w w w. b ЇЬЇі о tcka. net. ru.

Почти все проанализированные сайты являю гея виртуальным репрезентантом вуза, и только два представляют собой образовательные порталы - http://www.no.ru, http://cheldiplom.m. И, тем не менее, все они предлагают научно-образ о нательные услуги- обучение, использования электронных учебных и научных материалов, доступа к персональным файлам, возможность использования электронной почты, знакомства с новостной информацией.