Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деловой этикет: сущность, структура, функции Мамина Раиса Ибрагимовна

Деловой этикет: сущность, структура, функции
<
Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции Деловой этикет: сущность, структура, функции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мамина Раиса Ибрагимовна. Деловой этикет: сущность, структура, функции : 24.00.01, 09.00.05 Мамина, Раиса Ибрагимовна Деловой этикет: сущность, структура, функции (Философско-культурологический анализ) : Дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01, 09.00.05 СПб., 2005 245 с. РГБ ОД, 71:06-9/35

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этикет как форма социального общения 15-92

1.1. Понятие этикета. Философско-методологический аспект 17-32

1.2. Функции этикета 32-47

1.3. Этикет и ритуал 47-76

1.4. Виды этикета 76-83

1.5. Специфика делового этикета 83-92

Глава 2. Деловой этикет и его структура. прикладной аспект 93-143

2.1. Деловой этикет и протокол 93-104

2.2. Деловой этикет: светские нормы 105-110

2.3. Деловой этикет: служебные отношения 110-119

2.4. Национально-культурная специфика делового общения 119-143

Глава 3. Деловой этикет в системе имиджа 144-218

3.1. Современные коммуникативные процессы: особенности взаимодействия 145-158

3.2. Имидж и его измерение 158-149

3.2.1. Визуальное измерение имиджа 159-166

3.2.2. Вербальное измерение имиджа 166-169

3.2.3. Событийное измерение имиджа 169-176

3.2.4. Контекстное измерение имиджа 176-179

3.3. Роль делового этикета в формировании имиджа 179-218

3.3.1. Проблема первого впечатления 180-191

3.3.2. Имиджевый эффект первого впечатления 191-204

3.3.3. Имидж в статике, имидж в динамике 205-218

Заключение

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Общение - условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, материальным и духовными ценностями, вырабатываются общие нормы, принципы, идеалы, установки, взгляды в различных сферах жизнедеятельности. На протяжении своего существования человечество выработало различные способы общения, которые, отражая объективные потребности коллективного образа жизни людей, становились все разнообразнее по мере развития самого общества. И сегодня мифы, легенды, ритуалы, обычаи, нормы и правила этикета в трансформированном, обновленном виде окружают мир современного человека. Являясь традиционными ценностями, они составляют духовный фундамент жизни, истории и культуры человеческого общества.

Вступление общества в новую информационную эпоху своего развития определило возникновение и новых способов общения - прежде всего речь идет об имидже и о деловом этикете. Имидж и деловой этикет - это сложные коммуникативные структуры, востребованные условиями формирования и развития современной цивилизации. Их содержание, специфические особенности, смысловое значение и социальная роль все в большей степени привлекают внимание ученых. Результаты исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают глубокий смысл происходящих преобразований.

Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях реформирующейся России. Потребность в новых формах общения обусловлена как необходимостью решения внутренних задач российского общества, так и условиями постоянно расширяющегося делового сотрудничества на международном уровне. Данные вопросы уже обсуждаются в нашей научной литера туре, но они еще не получили необходимого теоретического обоснования и обобщения.

Возникшая потребность научного анализа проблемы этикетных форм делового общения связана с разработкой вопросов диалектики свободы и необходимости субъекта деятельности в социально-регламентированных условиях. Одним из немаловажных факторов, определяющих актуальность исследования современных способов общения, их структурной характеристики, существенных свойств и функций, является также наличие различных подходов и мнений по ряду аспектов рассматриваемой проблемы: например, различное толкование содержания понятия «деловой этикет»; синонимичное использование терминов «служебный этикет» и «деловой этикет». Отдельно следует отметить и необоснованно появившуюся в последнее время расширительную тенденцию в вопросе определения видов этикета, когда к существующим видам стали добавлять новые, основанные на профессиональных особенностях, т.е. медицинский, спортивный, научный этикет, или, например, рассмотрение такой разновидности поведенческой формы этикетной коммуникации как застольный этикет в качестве одного из самостоятельных видов этикета и др. Существует также различное толкование проблемы этикетных форм делового общения: от недооценки до абсолютизации их роли и значения.

В целом обоснование данной проблематики с позиций философско-культурологической методологии определяет не только ее важное теоретическое, но и практическое значение в развитии современной цивилизации.

Степень разработанности проблемы. В диссертации рассматривается концепция делового этикета как формы социального взаимодействия, соответствующей содержанию общественных отношений формирующегося информационного общества. Как таковая тема делового этикета возникла и развивалась в связи с формированием и разработкой деловой этики. Появление новых этических проблем в бизнесе (сначала в США в 70-е гг. XX в., затем и в других странах) связано с развитием рыночных отношений, возрастанием

масштабов взаимодействия между странами и народами, глобализацией всех сторон общественной жизни. Данная этическая проблематика возникла из потребности соединения бизнеса с требованиями морали и духовной культуры в целом, необходимости понимания роли и значения соответствующих этических, эстетических, правовых и других духовных принципов общения в сфере современных рыночных отношений. В свою очередь это привело к необходимости перевода и реализации этих принципов в практическую плоскость общения. Одной из необходимых и важных форм такой реализации в современных условиях становится деловой этикет. Деловой этикет - это многофакторный феномен, отсюда необходимость междисциплинарного подхода, применение которого обнаруживает, что многие аспекты темы так или иначе уже получили свое освещение и развитие в отечественной и зарубежной философской литературе. Условно тематику исследования можно подразделить на ряд направлений.

Первое направление - это общефилософская и общесоциологическая литература, определяющая методологические основы исследования. Сюда относятся работы известных отечественных философов, посвященные законам общественного развития: Ананьева Б.Г., Барулина B.C., Леонтьева А.А., Лекторского В.А., Ломова Б.В., Перова Ю.В., Пигрова К.С., Росенко М.Н., Солонина Ю.Н., Спиркина А.Г., Тугаринова В.П., Федосеева П.Н., Яковлева И.П. и др., где человек рассматривается как главный элемент общественной жизни, а понимание его сущности, его социального облика, личностных характеристик, максимально отражающих специфику его бытия, определяется через общение и взаимодействие с другими людьми. Из современных зарубежных авторов следует указать работы А.Адлера, Р.Барта, П.Бурдье, И.Гофмана, С.Московичи, Э.Фромма, К.Юнга и др.

Второе направление - это исследования, посвященные этической проблематике. Среди них можно перечислить работы таких авторов как: Р.Г.Апресян, А.Н.Бродский, Г.П.Выжлецов, А.А.Гусейнов, Н.В.Голик, Е.Л.Дубко, В.Г.Иванов и др. Отдельно необходимо отметить такое издание как: «Этика. Энциклопедический словарь» под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова, а также рекомендуемые в качестве учебников два таких издания, как «Этика» под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова и «Этика» под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко, в которых, по общему признанию, этическое знание вышло на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем моральной философии. Обращение к этим работам дает более предметное рассмотрение содержания этикета в системе этического знания.

Среди исследований зарубежных авторов следует назвать книгу Де Джорджа Р.Т. «Деловая этика» (в 2 т., 2001), посвященную значению этики в бизнесе, а также новым этическим проблемам, связанным с развитием информационной цивилизации.

Третье направление составляют философско-культурологические исследования, затрагивающие проблемы повседневного мира и места человека в культурном пространстве. Это работы ПЯ.Гуревича, С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана, А.Л.Казина, А.С.Кармина, Л.К.Кругловой, В.Д.Лелеко, М.К.Мамардашвили, Б.В.Маркова, Г.Л.Тульчинского и др. Особо следует отметить исследования Л.Б.Волченко, непосредственно посвященные рассмотрению этикета, где главный акцент делается на нормативном характере и моральных функциях этикета, выделяется его мотивационная часть.

Большой вклад в разработку теории этикета внесли историко-этнографические исследования БХБгажнокова, А.К.Байбурина, А.Л.Топоркова. Тема этикета заняла почетное место в творческих планах ученых Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, что нашло отражение в сборниках статей «Этнические стереотипы поведения» (Л., 1985), «Этикет у народов Передней Азии» (М., 1988), «Этикет у народов Южной Азии» (СПб., 1999), «Этикет у народов Юго-Восточной Азии» (СПб., 1999) и др.

Обращение к общей теории этикета делает возможным обоснование сравнительно нового вида этикетных отношений - делового этикета. Поэтому особый блок литературы связан с рассмотрением структурных характеристик делового этикета. Он базируется прежде всего на специальной протокольной литературе российских и иностранных авторов: Молочков А.Ф., Ковалев А.Н., Борунков А.Ф., Никифоров Д.С, Зорин В.А. и др. В 2000 г. был впервые издан «Протокол Российской Федерации» под ред. В.И.Шевченко (М.: Вагриус, 2000). Из переведенных на русский язык следует назвать следующие книги: это прежде всего Э.Сатоу «Руководство по дипломатической практике», Дж.Вуд и Ж.Серре «Дипломатический церемониал и протокол», Ж.Серре «Дипломатический протокол» и др.

К специальной литературе по теме, где показана взаимосвязь делового этикета и протокола, можно отнести работы Холоповой Т.И. и Лебедевой М.М. «Протокол и этикет для деловых людей», Соловьева Э.Я. «Современный этикет и деловой протокол», Сутырина Ф.Д. «Этикет и дипломатический протокол для всех» и др. В то же время несколько иной взгляд на содержание понятия «деловой этикет» мы находим у зарубежных авторов, таких как Ягер Дж., автора книги «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса», Данкел Ж. «Деловой этикет», Честара Дж. «Деловой этикет. Public Relations» и др. В этих работах основной акцент делается на нормы служебного этикета, а также на психологию делового общения и межличностные отношения.

Следующее направление - литература, посвященная такой составляющей делового этикета как светский этикет и, в первую очередь, это книги таких известных и общепризнанных во всем мире специалистов в области этикета как Э.Пост, Э.Вандербильт, И.Вольф и др.

Отдельное направление - это психологическая и социально-психологическая литература таких отечественных авторов, как: Б.Д.Парыгин, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, А.А.Бодалев, И.С.Кон, Ю.С.Крижанская, В.П.Третьяков, А.В.Морозов, Г.В.Бороздина, Ю.В.Опалев, В.А.Ядов, П.Н.Шихирев и др., а также работы зарубежных авторов: Ю.Фишера и У.Юри, Н.Энкельмана, Б.Швальбе и Х.Швальбе, И.Карраса и др.

В условиях постоянно расширяющегося делового сотрудничества и выхода на международный уровень большое значение приобретает этническая составляющая в деловом общении, поэтому важный блок - литература, посвященная современным этнонациональным процессам, кросс-культурной психологии и межкультурной коммуникации. Среди отечественных изданий можно выделить следующие работы: «Этнонациональные процессы в современном обществе» Росенко М.Н.; «Этническая психология» Бороноева А.О. и Павленко В.Н.; словарь-справочник «Нации и этносы в современном мире» / Отв. ред. М.Н.Росенко; «Введение в этническую и кросс-культурную психологию» Лебедевой Н.М.; «Историческая этнология» Лурье СВ.; учебник «Основы межкультурной коммуникации» Грушевицкой Т.Г., Попкова В.Д., Садохина А.П.; а также учебное пособие «Основы кросскуль-турного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур» Мясоедова СП. и др.

Отдельно следует назвать работы ряда западных ученых, прежде всего это - Э.Холл, которого считают основателем межкультурной коммуникации как академической дисциплины, Дж.Мартин, М.Беннет, Г.Хофстеде, Ф.Клакхон, Ф.Стродтбек и др., а также Р.Д.Льюис, его книга «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию» (2001) стала настольной для многих современных деловых людей.

И, наконец; еще одно важное направление в рамках рассматриваемой темы - это литература по имиджелогии. Категория «имиджелогия» была предложена и введена в отечественную науку В.М.Шепелем, который в своих многочисленных публикациях последних двадцати лет определил и обосновал ее как философско-эстетическую дисциплину технологического приложения человековедения.

В России понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х гг. XX столетия в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. В это время появились первые работы отечественных авторов, посвященные имиджу: П.С.Гуревич, Ф.А.Кузин, В.Д.Попов, В.М.Шепель и др. В настоящее время значительно расширяется круг вопросов, связанных с имиджем. Об этом свидетельствует рост публикаций, посвященных теме имиджа и его различным аспектам (А.Ю.Панасюк, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов, А.М.Цуладзе, Ф.А.Кузин, М.Березкина и др.), а также состоявшийся в Москве первый международный симпозиум «Имиджелогия - 2003. Современное состояние и перспективы развития». Из переводной литературы, посвященных теме имиджа, следует отметить таких авторов, как: Б.Джи, Ф.Девис, Л.Браун, Ж.-П.Бодуан, М.Спиллейн и др.

Имеющаяся обширная литература по отдельным аспектам заявленной темы при ее соответствующем анализе и обобщении позволяет определить теоретические подходы всестороннего анализа делового этикета как современной формы социального общения, включая проблемы взаимосвязи и взаимодействия имиджа и делового этикета, которые еще не стали предметом специального рассмотрения в научной литературе, тем более совмещающего философско-культурологический и социально-психологический дискурсы.

Основная цель исследования: разработка и концептуальное рассмотрение делового этикета с позиций междисциплинарного подхода для выявления содержания и сущности данного феномена культуры.

Основная цель конкретизуется в следующих задачах:

- разработка методологии исследования этикета с позиций философ-ско-культурологического анализа;

- структурно-функциональная характеристика этикета, определение его видовой организации;

- выяснение специфики делового этикета, его отличия от других видов этикета;

- анализ содержания и структуры делового этикета;

- обоснование роли делового этикета в формировании имиджа;

- определение места и роли делового этикета в современном культурном пространстве.

Научная новизна работы. В диссертации реализован концептуальный подход в рассмотрении делового этикета как формы социального взаимодействия, соответствующей содержанию общественных отношений формирующегося информационного общества. Обращение к теории этикета с позиций философско-культурологического анализа позволило обосновать востребованность этого сравнительно нового вида этикетных отношений, выявить причины его формирования, раскрыть содержание и структурно-функциональные характеристики делового этикета как сложного социокультурного явления, показать отличительные особенности, а также его взаимосвязь и взаимодействие с имиджем. В диссертации:

- впервые этикет как способ общения рассмотрен в системном измерении его основных элементов: нравственные ценности - этикетные нормы — этикетное поведение. В данной триаде нравственные ценности как основополагающие регулирующие инстанции занимают ведущее положение, задавая общую направленность этикетным нормам, которые, в свою очередь, эстетизируют, оформляют это содержание, обеспечивают на практике реализацию ценностных установок. Этикетным может считаться только то поведение, которое посредством нормы эстетически оформлено и нравственно обусловлено;

- представлено обоснование ценностного аспекта в содержании этикета, что позволяет определить любую этикетную ситуацию как форму субъ-ектно-объектных отношений, имеющую со стороны субъекта ценностно-оценочный характер. При этом субъектом этикетной оценки может быть как индивидуальный так и совокупный субъект, а специфика этикетной оценки, ее взаимосвязь и взаимообусловленность с этической и эстетической оценками дает основание рассматривать этикет как форму культуры аксиологического свойства;

- на основе философско-культурологической методологии выделены структура и функции этикетной регуляции, показано отличие этикета как от других форм ценностного сознания, так и от других форм социального общения, в частности от ритуала;

- содержание этикета рассмотрено с точки зрения его исторического развития: выделены основные этапы, уровни и виды этикетной регуляции, раскрыты значение, место и роль делового этикета в системе современного этикета;

- в результате обобщения современных исследований в области этнографии, социологии, психологии, кросс-культурной психологии, межкультурной коммуникации и др. впервые представлена всесторонняя характеристика содержания, структуры, функций делового этикета, показано его отличие от других видов этикета;

- на основании философско-психологического анализа выявлена взаимосвязь делового этикета с имиджем, показаны роль и значение этикета в формировании личного и корпоративного имиджа;

- имидж и деловой этикет рассмотрены как объективно необходимые в условиях информационного развития общества формы социального взаимодействия, как важные составляющие культуры делового общения и современной коммуникативной культуры в целом.

Полученные результаты позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Этикет - это многофакторный феномен, его можно рассматривать и как форму сознания аксиологического свойства, и как форму социального общения, и как сущностный элемент культуры гуманистического значения.

2. Нравственные ценности составляют сущность этикета, они предопределяют этикетную норму, которая выступает эстетической выразительницей этого содержания, задавая параметры этикетного поведения.

3. Развитие общественных отношений определяет появление различных видов этикета. В зависимости от конкретного вида этикета проявляется специфика всех его функций. В то же время каждый вид представлен всеми тремя формами этикетной коммуникации: письменный, речевой и поведенческий этикет.

4. Деловой этикет - это сравнительно новый вид социальной регуляции в условиях деловой среды, получивший массовое распространение в связи с развитием рыночных отношений и глобализацией всех сторон общественной жизни. Отличительной чертой делового этикета являются партнерские отношения, построенные на протокольных принципах равенства и взаимного уважения.

5. Основное содержание делового этикета на уровне этикетной нормы составляют: нормы дипломатического этикета и протокола, нормы светского и служебного этикета, а также этноэтикета, если речь идет о кросскультур-ном сотрудничестве.

6. Все составляющие структуры делового этикета взаимосвязаны и взаимозависимы, при этом каждая из них может быть предметом отдельного рассмотрения. В то же время только в их системном взаимодействии возникает единый целостный феномен - деловой этикет, который характеризуется новыми коммуникативными свойствами по отношению к своим составляющим.

7. В деловом этикете также, как и в этикетной регуляции в целом, система нравственных ценностей занимает ведущее положение и предопределяет этикетную норму. Однако в деловом этикете эта система имеет свою специфику, поскольку помимо общечеловеческих, цивилизационных и социокультурных ценностей дополняется профессиональными и профессионально обусловленными ценностями. Данная система ценностных установок через соответст вующие нормы этикета реализуется как культура делового поведения. Субъектом в данном виде этикетной регуляции выступает современное деловое сообщество и его представители на всех уровнях, включая международный.

8. Имидж и деловой этикет - это современные сложные коммуникативные структуры, каждая из них является предметом специального анализа, в то же время деловой этикет может быть рассмотрен и как относительно самостоятельное целое, и как инструмент формирования целевого имиджа, а также как одна из форм его выражения.

Объект исследования: деловой этикет как социокультурный феномен, отвечающий потребностям современного развития общества в сфере делового общения.

Теоретико-методологическая основа исследования. В теоретико-методологическом отношении диссертационная работа опирается на философскую теорию ценностей, методологию системного анализа, философско-культурологический и междисциплинарный подходы. В работе обобщены материалы этнографического исследования этикета, а также современные исследования в области: психологии, в частности, психологии восприятия; социальной психологии; кросс-культурной психологии и межкультурной коммуникации; имиджелогии; рассмотрены некоторые аспекты лингво-когнитивных исследований, относящихся к теме диссертации.

В качестве теоретического источника исследования были привлечены также работы отечественных и зарубежных авторов, непосредственно занимающихся данной темой.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют предложить новый подход к рассмотрению делового этикета как социокультурного феномена, современной формы социального взаимодействия.

Представленные концептуальные положения могут служить методологической основой для рассмотрения видовой организации этикетных отно шений, а также специфических форм этикетного общения, ставших объектом изучения в конкретных общественных дисциплинах.

Концептуальный подход в рассмотрении делового этикета позволяет:

- анализировать процессы и тенденции, происходящие в современном деловом мире;

- перевести предметное содержание «Делового этикета», рассматриваемого в качестве сугубо прикладной дисциплины, в разряд дисциплин научно-прикладного характера;

- выступает условием разработки единого категориального аппарата в рамках культуры делового общения.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по культурологии, кросс-культурной психологии, межкультурной коммуникации, психологии делового общения и др., как специальный раздел в имиджелогии, а также при составлении и написании учебных программ и методических пособий по соответствующим разделам указанных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и была рекомендована к защите.

Основное содержание диссертационной работы отражено в монографии, двух учебных пособиях и программе по курсу «Этикет», а также учебном пособии по спецкурсу «Деловое общение» и ряде статей.

По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях, семинарах и симпозиумах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Понятие этикета. Философско-методологический аспект

Сегодня этикет изучают прежде всего как феномен в области культуры общения, при этом в качестве синонимов часто употребляют такие словосочетания как «правила поведения», «нормы поведения», «формы общения», «формы символического общения», «стандарты поведения», «правила вежливости» и т.п. Употребление их в качестве синонимов термину «этикет» хотя и является формально правильным, но в них учитывается только видимая, внешняя сторона и остается в тени внутреннее содержание этикетных установок, поскольку этикет помимо внешне проявляемых форм поведения и общения имеет глубокое смысловое и нравственное содержание, поэтому не может быть перекрыто такой терминологией как «стандарты поведения», «правила вежливости», или «формы символического общения». Этот момент отмечают многие исследователи, в частности, известные специалисты в области этнографического исследования этикета А.К.Байбурин и А.Л.Топорков, особо подчеркивают, что этикет представляет собой двуединый феномен, соединяющий в себе внешние, материальные факторы и внутренние духовные сущности: «Одной своей стороной он укоренен в моральных нормах и ценностях и органически связан с ними, другой - проявляется в эмпирически наблюдаемых формах поведения».1

Этикет - это не просто совокупность норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в социуме. За совокупностью этикетных норм, как и за каждой этикетной нормой в отдельности стоят прежде всего духовные ценности как основополагающие, регулирующие инстанции и ориентиры. Поэтому для- того, чтобы определить понятие «этикет», его культурно-философское значение, его место в системе общественных отношений, необходимо прежде всего обратиться к категории «ценность». Рассмотрение ценностного аспекта в содержании этикета позволяет обосновать его социальную сущность, показать общесоциологическое содержание.

Обращение к ценностному аспекту в содержании этикета предполагает последовательное рассмотрение таких вопросов как категория «ценность», взаимосвязь ценностей и норм, а также определение специфики и особенностей ценностной оценки, что, в свою очередь, дает основу к непосредственному обращению к этикетной проблематике.

Ценности. Философское осмысление феномена ценности получило название «аксиология». Аксиология - один из самых молодых разделов философии. Суждение о различных видах ценности встречаются уже в античной философии, присутствуют они и у философов Нового времени, но как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого столетия. В настоящее время ведется активная разработка этой философской тематики применительно к различным сферам общественной жизни, однако специалисты отмечают, что до сих пор не выработан единый подход к проблеме ценности, дискуссионным остается и само понятие ценности. Оно часто используется авторами в разных, а иногда и во взаимоисключающих смыслах. Видимо это одна из причин, объясняющая практическое отсутствие самостоятельных работ, посвященных ценностному аспекту в этикетной регуляции.

Одной из серьезных попыток в разработке методологии ценностного подхода и в определении категории ценности является работа М.С.Кагана «Философская теория ценности», в которой дается обоснование содержания понятия ценности, соответственно рассматривается содержание и проблемное строение аксиологии. Среди большого количества работ, посвященных аксиологической проблематике (Выжлецов Г.П., Додонов В.И., Здравомыслов А.Г., Мамардашвили М.К., Подорога В.В., Рубинштейн С.Л., Ручка А.А., Столо-вич Л.Н., Тульчинский Г.Л., Туровский М.Б., Ядов В.А. и др.), именно эта работа привлекла наше внимание как наиболее близкая к проблеме, рассматриваемой в диссертации.

Определяя понятие ценности, ученый подчеркивает, что «собственно философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности, как это делают, например, М.Шелер и другие «онтологизаторы» ценностей, и не самой ценностной оценки (отнесения к ценности по другой терминологии), к которой сводят аксиологическую ситуацию Дж.Дьюи и представители психологически-социологического подхода к этой ситуации, а целостного ценностного отношения, полюсами которого являются ценность и оценка; это отношение образуется особой формой связи объекта и субъекта».

Рассматривая ценность как особую форму связи объекта и субъекта, ученый подчеркивает, что ценностное отношение со стороны субъекта по отношению к объекту имеет двойственную основу - как отнесение к ценности оцениваемого объекта и как его осмысление. Учет этой двойственности - необходимый элемент ценностного анализа объектов. Он позволяет выявлять конкретный смысл их оценки со стороны субъекта. Осмысление оцениваемого и понимание того конкретного смысла, который данный объект имеет для субъекта, определяет важность философского подхода, требующего рассматривать человека, его деятельность и поведение, в том числе и этикетное, в субъектно-объектных отношениях, обнаруживает смысл именно как способ выделения субъектом значения объекта для своего субъектного бытия. Это означает придание ценности всему тому, что создается самой культурой и входит в ее пространство.

Таким образом, философский подход предполагает рассматривать не саму по себе ценность или ценностную оценку, а целостное ценностное отношение, при этом любая ценностная ситуация, а значит и этикетная, выступает как форма субъектно-объектных отношений, где ценностное отношение со стороны субъекта реализуется всегда в единстве отнесения к ценности оцениваемого объекта и его осмысления субъектом. Такое понимание ценности позволяет сделать следующий шаг в направлении философского рассмотрения понятия «этикет» - это выяснение соотношения таких категорий как ценности и нормы.

Ценности и нормы. Норму определяют как «образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией (системой, группой) и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами».1 Поэтому, рассматривая вопрос о соотношении ценностей и норм, Каган подчеркивает принципиальное отличие ценности от нормы. В частности, он пишет: «Норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который они получают извне - из традиции, нравственного кодекса, религиозного установления, языковых правил, этикета поведения, юридического закона и т.п.; люди должны подчиняться ей, даже если не понимают ее смысла, целесообразности, соответствия собственным интересам; между тем, ценность - это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и поэтому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не имперсональный, надличностный, отчужденный от него регулятор поведения».2 И несколько далее: «Можно согласиться с Я.Мукаржовским, что норме не только следуют, но и систематически ее нарушают, равно как и с тем, что соотношение ценности и нормы различно в сфере искусства и за его пределами; и все же остается несомненным, что мы имеем здесь дело с дополняющими друг друга и потому равно необходимыми культуре регуляторами поведения - внешним и внутренним».3

Функции этикета

Применение ценностного подхода позволяет определить структуру и специфику этикетной регуляции, что, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для анализа функций этикета. Функциональный анализ рассматривают в философии как продолженный и усложненный структурный анализ. Без выделения и освещения основных функций этикета нельзя составить полное представление о сущности этикета, поскольку речь идет не просто об анализе отдельных свойств в рамках целого, а об их взаимосвязи, выявляющей механизм действия, способ поведения данного феномена при взаимодействии с внешней средой. Функциональный аспект анализа становится необходимым дополнением структурного еще и потому, что сами функции этикета также имеют определенную структуру. Поэтому, чтобы наиболее полно показать сущностные характеристики этикета, определить его роль назначение в обществе, необходимо выделить не только структуру, но и основные функции этикета.

Нормативно-этическая сущность этикета закладывает основную функцию этикета - регулятивную. Этикет выступает как система норм, регулирующих отношения людей в социуме, причем в первую очередь речь идет о нормировании ролевых отношений на межличностном, групповом, представительском уровнях. Для обществ с традиционной культурой, где отношения между мужчиной и женщиной, отношения в семье, общественная иерархия носят сакральный характер, религиозные и этикетные нормы жестко регламентируют эти отношения. Однако ролевая регуляция этикетной нормы характерна не только для обществ с традиционной культурой, но и для современного европейского общества, где она обязательно присутствует как необходимый регулятор реальных социальных отношений, отличием здесь является менее строгая фиксация таких отношений.

Данная отличительная особенность этикета всегда подчеркивается специалистами-этнографами. Так, А.К.Байбурин, в своей известной среди этнографов статье «Об этнографическом изучении этикета», рассматривая вопрос о соотношении ритуала и этикета, отмечает размытость границ между этими терминами. Разводя эти понятия, автор в то же время подчеркивает, что, с одной стороны, и ритуал, и этикет - с другой, «как будто сориентированы на один и тот же объект - область социальных отношений, но по-разному и с разными целями. Этикет для того, чтобы символизировать действующие на данный момент критерии биосоциальной стратификации коллектива. Ритуал - с целью подтвердить истинность и правомерность этой стратификации».1 В другой работе «У истоков этикета», написанной А.К.Байбуриным и А.Л.Топорковым, также подчеркивается, что «и ритуал, и этикет являются средствами борьбы с социальным хаосом...»2

Подобную точку зрения высказывают многие исследователи. Так, А.Ю.Синицын, один из авторов коллективной монографии «Этикет Юго-Восточной Азии», раскрывая особенности традиционного бирманского этикета, рассматривает бирманский этикет как некую неписанную норму, закрепляющую за каждым человеком определенную социальную роль и соответствующую ей программу поведения. «Иными словами, - пишет Сини-цын А.Ю., - этикет определяет место человека в общественной иерархии, т.е. его социальный статус, и налагает соответствующие обязанности по отношению к другим членам общества. В зависимости от социального статуса каждый человек, оказываясь в этикетной ситуации, может выступать в роли старшего или младшего. Статус человека в традиционном бирманском обществе, - подчеркивает автор, - степень его «старшинства определяются по трем признакам: пол, возраст и социальное положение».3 В другой работе, также посвященной исследованию бирманского этикета, А.Ю.Синицын пишет: «Идентификация человека с его статусом ведет к строгой регламентации и упорядочиванию социальных связей, задает их направленность»4 и, наоборот: нарушение этикета дает импульс к дестабилизации общества и является свидетельством наступившего в нем хаоса. А.Ю.Синицын высказывает мысль о том, что по сути этикет - это сакрализация общественных отношений.1

К подобным выводам пришли и авторы коллективного монографического исследования, посвященного изучению традиционного этикета народов Индии, Непала, Шри Ланки. Подводя определенный итог комплексного исследования, Н.Г.Краснодембская пишет: «...Среди функций этикета в Южной Азии, по-видимому, на первое место следует поставить фиксацию в обыденной жизни позиции человека в мировом и социальном пространстве; и в этом смысле ритуально-обрядовые средства фактически отличаются от этикетных только своей концентрированной «силой». С помощью правил этикета очень четко, иногда жестко кодируются отношения в семье и в более широком социуме. В таком плане, безусловно, - подчеркивает Н.Г.Краснодембская, соглашаясь с точкой зрения А.К.Байбурина и А.Л.Топоркова, - «и ритуал, и этикет являются средствами борьбы с социальным хаосом» - и это распро-странимо на всякое общество.2

Итак, исследователи сходятся во мнении о том, что этикет наряду с ритуалом является средством борьбы с социальным хаосом, поскольку выполнение предписаний этикета позволяет человеку не только идентифицировать себя с определенным социальным статусом, но и задает определенную программу поведения и соответствующие обязанности по отношению к другим членам общества.

Деловой этикет и протокол

Дипломатический этикет и протокол являются тем стержнем, который детерминирует представительский и имиджевый характер делового этикета. «Актуальность «протокола» как составляющей бизнеса, - подчеркивает В.Н.Шевченко, - становится с каждым днем все очевиднее. Деловые поездки, международные контакты, встречи партнеров, переговоры - все требует профессиональной подготовки и правильной организации. Многие нелепости и погрешности, которые мировое сообщество с умилением прощало нам на заре становления деловых отношений, сейчас относят к ошибкам, за которые приходится расплачиваться собственной репутацией».1 Отсюда необходимость обращения к конкретным знаниям в области «протокола» и прежде всего это официальные формы общения, которые включают: деловую переписку, визитные карточки, нормы телефонного разговора, переговоры; официальные приемы, их виды, организацию и проведение; а также нормы официальной и деловой одежды.

Возьмем в качестве примера такую форму официального общения как деловая переписка. Этот вид коммуникации складывался столетиями. Сегодня правила деловой переписки гласят: деловая переписка является разновидностью официальной переписки, поэтому стиль письма и его оформление должны основываться на правилах, определяемых международной практикой и условностями. Протокольные требования к официальной переписке предусматривают оказание адресату знаков уважения, на которые он имеет право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом. Прежде всего, отправитель письма должен обратить внимание на правильность написания фамилии адреса и его титулования (по рангу или должности). Далее необходимо точно придерживаться обязательных для официальной корреспонденции форм вежливости: обращение, комплимент, подпись, дата, адрес. Обращение указывает официальный и почетный титул адресата. Комплимент - это выражение вежливости, которым заканчивается любое письмо (например, «Искренне Ваш», «С глубоким уважением», «С уважением» и т.д.). Подпись - удостоверяет данный документ. Фамилия лица уполномоченного поставить свою подпись, обычно печатается в конце письма. Дата должна включать день, месяц, год и место написания письма. Эти данные никогда не следует писать в сокращенном виде. Адрес - полная фамилия, титул и адрес помещаются либо в левом верхнем углу листа, либо внизу страницы ниже даты письма и воспроизводятся на конверте.

Эти формы обеспечивают уважение служебного положения, как отправителя, так и адресата. Всякое изменение этих форм (неправильное обращение, отсутствие комплимента в конце письма или отсутствие титулования в адресе и др.) может быть воспринято, как намеренное игнорирование этикета или недостаточное уважение. В неясных случаях эти формы могут видоизменяться, но всегда следует помнить о том, что есть люди, которые очень щепетильны в данных вопросах.

Деловое письмо должно иметь безупречный внешний вид. Все виды официальной и деловой корреспонденции печатаются на компьютере, на бумаге высшего качества. При печатании текста не допускаются ошибки, исправления, сам текст должен красиво располагаться по всему листу, ширина левого края не менее 2 см. Конверты для писем должны быть соответствующего размера и качества. Однако как бы ни важны были форма и атрибуты вежливости, приоритет все же принадлежит содержанию. Доброжелательный тон должен пронизывать весь текст письма. Если в письме содержится негативная информация, она должна располагаться в середине письма. Деловое письмо (коммерческое, научное, юридическое и др.) должно быть составлено на языке официальной переписки, которая характеризуется отсутствием избыточной информации, предельной рациональностью построения предложений, ясностью и четкостью изложения, учетом особенностей адресата и возможной реакцией с его стороны. Кроме того, при оформлении официальной и деловой корреспонденции, согласно нормам протокола, рекомендуется придерживаться следующих общепринятых правил: 1. Письмо должно быть написано на языке той страны, куда оно направляется, или на английском языке. Во избежание ошибок и неточностей должен быть приложен русский вариант письма. 2. В международной практике писать длинные письма не принято, но если письмо больше одной страницы, то в конце листа нужно поставить «продолжение следует» («continued over»). 3. Каждая страница, кроме первой, нумеруется арабскими цифрами. 4. Исходящая информация официального характера не должна содержать каких-либо пометок, они допустимы на экземпляре, который остается у отправителя.

Современные коммуникативные процессы: особенности взаимодействия

Насыщенность информационной среды, в которой мы живем, привела к появлению новых коммуникативных процессов и явлений и в целом к изменению общего коммуникативного процесса. Исследователи отмечают, что передача сообщения подчиняется сегодня новым законам.1 В качестве примера остановимся на рассмотрении таких процессов как наркотизация, персонализация, селективность.

Под наркотизацией в теории коммуникации понимают процесс наполнения сознания массового потребителя информации новостными сообщениями, передаваемыми одно за другим вне всякой последовательности и возможности их осмысления. В результате такой передачи сообщений происходит постепенная потеря логики, столь характерная для печатного текста, а вслед за этим, что особенно тревожно, наступает эмоциональная глухота и безразличие ко всему происходящему. Другой своеобразной защитой современного потребителя информации от бесконечного числа негативных сообщений стала концентрация внимания на своих собственных проблемах и заботах, на проблемах и заботах своих близких. Люди спасают свою психику от воздействия пессимистических текстов, замыкаясь в мире своих частных интересов, их все меньше и меньше интересует то, что происходит вокруг. Этот процесс получил название персонализации. В этой связи обращает на себя внимание и свойство аудитории проявлять избирательность, которое получило название селективности. При этом, как отмечают исследователи, в процессе обработки информации люди отбирают только те сведения, которые соответствуют их представлениям о действительности, считая несущественным или даже лживым все, что не соответствует этим представлениям.

Процессы наркотизации, персонализации, селективности родственны по своему содержанию, происхождению и последствиям. С одной стороны, эти процессы выступают как коммуникативные формы психологической защиты от неиссякаемой лавины сообщений, с другой - это благоприятная почва для прорастания равнодушия, цинизма, потребительского отношения к жизни. Прогнозы специалистов даже на ближайшее будущее малоутешительны. Наложенные на специфику развития рыночных отношений, на экономические и социальные трудности, которые переживает наша страна, эти процессы способствуют росту собственнических интересов и настроений, духовному обнищанию людей, что в корне противоречит духу нации и ее менталитету. Понятия добра, справедливости, взаимопомощи, коллективизма всегда были более ценными для человека, выросшего в условиях нашей оте чественной культуры. Это подтверждено не только историческим прошлым нашего народа, но и живыми примерами из сегодняшнего настоящего.

Среди виновников появления и распространения потребительских на-строений в обществе называют прежде всего телевидение. Исследования показали, что «технологические особенности электронной проекции исключают проникновение в кадр по оси взгляда, в результате чего для телереципиента оказывается более естественным движение вдоль экранной плоскости, а не в глубь таковой».1 По мнению ученых, данное обстоятельство выдвигает скорость на роль главного фактора восприятия, в свою очередь установка на скоростное потребление визуального калейдоскопа исключает вчитывание в глубину кадра, происходит разрыв между восприятием образа и его осмыслением.2 Отсюда пассивное восприятие текстов, которое порождает телевидение и как результат - снижение интеллектуальной активности со стороны зрителя. Разрыв между восприятием образа и его осмыслением имеет и другие последствия. Специалисты считают, что формирование ментальных образов в памяти никогда не бывает мгновенным, оно не может обойтись без обработки восприятий. Однако именно этот процесс сегодня практически отброшен.3

Ученые обращают внимание и на такую технологическую особенность телевизионной проекции, как максимальное сближение происходящего с информацией о происходящем, в результате, по мнению аналитиков, на каком-то этапе временной зазор становится не различим, что ведет к разрушению реальности с помощью создания подменяющих ее симулятивных телесобытий: «Для субъекта данная ситуация оборачивается тем, что он окончательно замыкается в мире вторичных изображений, становясь средой, массой постоянного круговращения информации».1

Однако не только технологические особенности телевизионной проекции формируют сознание современного человека. Информационно-развлекательный бум, который господствует сегодня на телевидении, отсутствие четкой нравственной позиции, забытое воспитательное значение СМИ и, прежде всего, телевидения как наиболее массового источника коммуникации, во многом способствуют росту потребительских тенденций в обществе. Отсюда прогнозы специалистов: на смену человеку-творцу постепенно приходит человек-потребитель.

Еще одной характерной особенностью современной коммуникации оказался переход к двухступенчатой модели восприятия сообщений СМИ, в рамках которых функционируют «лидеры мнения», их влияние на аудиторию превосходит влияние СМИ. Это открытие принадлежит профессору социоло-гии Колумбийского университета Полю Лазарсфильду и его коллегам. В результате эксперимента по исследованию восприятия текста выяснилось, что уровень его воздействия через две недели оказался выше, чем сразу после непосредственного его прочтения. Возрастающее позже воздействие информации объяснялось обсуждением ее с другими людьми, которые стали именоваться «лидерами мнений» (opinion leaders).

Похожие диссертации на Деловой этикет: сущность, структура, функции