Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты проблемы социальной безопасности 13
1.1. Концептуализация категории «социальная безопасность» 13
1.2. Философские аспекты социальной безопасности. 30
1.3. Методологические основы анализа социальной безопасности. 48
Глава II. Общие и частные проблемы социальной безопасности России. 66
2.1. Глобальный и геополитический аспект российской социальной безопасности 67
2.2. Социальная безопасность в ракурсе трансформационных изменений в России 85
2.3. Специфика социальной безопасности на Юге России. 100
Заключение. 120
Литература. 123
- Концептуализация категории «социальная безопасность»
- Философские аспекты социальной безопасности.
- Глобальный и геополитический аспект российской социальной безопасности
Введение к работе
С Актуальность темы исследования. На рубеже II и III тысячелетия
человечество вступило в полосу кардинальных трансформаций, которые сопровождаются целым рядом значительных опасностей и угроз для него. Одной из фундаментальных угроз существованию человечества является формирование постэкономической цивилизации^ происходящее в условиях столкновения индивидов в качестве носителей экономических, материальных
*Ь и неэкономических, постматериальных ценностей и мотиваций. В масштабах
общества как целого возникает противостояние прошлого и будущего, что влечет за собой социальный конфликт, порождающий отчужденность индивидов друг от друга. Подход к решению социально-экономических проблем, с точки зрения развития человека, предполагает смену приоритетов. Не человек — для достижения экономических целей; а экономика - для развития человека. Не человек - для охраны государственных границ, а государство - для охраны интересов человека, создания и использования тех преимуществ развития, которые достигаются благодаря общественной солидарности, и т.д.
Период конца XX - начала ХХГ столетия во всем мире ознаменовался
л повышением интереса к проблеме безопасности. Исследуются ее различные
аспекты, разрабатываются новые концепции. Примечательная особенность современных подходов - во-первых, придание приоритетности интересам человека при рассмотрении темы безопасности; во-вторых, качественно новый уровень разработки количественных методов оценки. Освещение вопросов безопасности: в отечественной научной литературе отражает российскую специфику развития общества. Традиционная недооценка
, человека и пренебрежение ценностью человеческой жизниj которые, к
сожалению, присущи пока нашему обществу, предопределили = обсуждение темы безопасности, прежде всего, с точки зрения национальной (государственной) безопасности.
Проблемы человека при этом рассматриваются в рамках социальной безопасности. В то же время сама социальная безопасность не всегда находит достойное место в комплексе проблем национальной безопасности. А некоторые авторы ее роль сводят к обеспечению экономической безопасности. Такой подход - логичное отражение модели развития общества, в которой человек - только средство экономического роста, а не его цель.
Проблема социальной безопасности в последние пять лет стала предметом разносторонних интенсивных научных исследований^ для обобщения которых необходим социально-философский анализ.
Степень научной разработанности темы исследования. В современной научной и философской литературе просматривается тенденция, которая характеризуется стремлением осмыслить различного рода угрозы и опасности, ожидающие нас в XXI столетии. Отечественные исследователи Г.В. Бро и Н.М. Пожитной в своих статьях обращают внимание на необходимость построения теории земной безопасности, вычленяя при этом философско-социологический аспект. Они относят категории «безопасность» и «опасность» к разделу философской аксиологии как учения о ценностях и оценках явлений мира с позиций их действительного или мнимого значения. Именно эти категории, «безопасность» и «опасность», необходимы в качестве исходных понятий общей теории безопасности человека в окружающем его мире.
Однако проблема философских основ безопасности человечества и , человека гораздо шире, так как она наряду с аксиологическим аспектом имеет онтологическую сторону. Последняя коренится в фундаментальной проблеме выживания как самого человечества, так и живой природы нашей планеты.
Философия безопасности, включающая в себя аксиологический и онтологический аспекты, нужна также и потому, что сейчас в социокультурном измерении наблюдается глобальный кризис истории, обусловленный противоречиями западной цивилизации^ в основе которой
лежит неокапитализм, частично; перешагнувший рамки капиталистической западной общественной формации. В настоящее время мы имеем дело с кризисом западной цивилизации, вызванным к жизни специфическим преобразованием порожденного ею капиталистического способа производства. Приоритет потребительских ценностей, гедонизм и другие соблазны Запада апеллируют к низменной стороне природы человека, разрушают нравственные основы функционирования общества. Сложившаяся в современном мире ситуация такова, что именно нравственность выступает стратегическим ресурсом выживания человечества, и поэтому на повестке дня стоит весьма непростая проблема безопасности человеческой нравственности.
В связи с этим представляет интерес безопасность социума как философско-методологическая проблема, когда исследуются природа безопасности социума и условия формирования комплексной теории безопасности социальной макросистемы. Поскольку сейчас происходит становление информационного, электронно-цифрового или «сетевого» общества, постольку весьма актуальным становится проблема информационной безопасности. В результате этого глобального процесса возникает ряд дилемм: абсолютная свобода либо тотальный контроль, хаос или строгий порядок в сетевой политике и т.п. Также на первый план выходит значимость информационных войн в современном мире. Особую опасность для социума представляет использование новейших информационных технологий. Философия весьма эффективно применяется теми, кто использует метод «корпоративной войны» в экономике, политике и геополитике.
С кругом вопросов комплексной безопасности той или иной страны сопряжена проблема экономической безопасности общества, государства, регионов и предприятий. В отечественной литературе; имеется множество работ, посвященных различным аспектам и сферам безопасности России. Здесь достаточно указать на таких исследователей, как Л. Абалкин, А. Архипов, Н. Блинов, С. Глазьев, А. Городецкий, Р. Дронов, В. Загашвили, Ю.
6 Кобрин, В. Кочетов, В. Медведев, Б. Мильнер, Б; Михайлов, Н. Обухов, Н.
Потрубач. В их работах рассматриваются вопросы угрозы безопасности
России, оценки, проблемы и способы обеспечения безопасности нашей
страны, геоэкономические аспекты безопасности отечества, проблема
обеспечения безопасности развития российского общества в условиях
глобализации и пр.
С безопасностью России и Юга России связаны такие составляющие комплексной безопасности, как геополитическая, военная, социальная, экологическая, правовая, социальная, культурно-образовательная (религиозная, идеологическая и пр.), информационная и др., на что обращается внимание в трудах A.M. Васильева, Ю.Г. Волкова, К.С. Гаджиева, В.В. Дегоева, И.П. Добаева, G.G. Жильцова, Д.Н. Замятина, И.С. Зона, Б.Ф. Ключникова, Н.А. Комлевой, В.М. Мирошниченко, С.А. Модестова, И.Н. Панарина, A.M. Ушкова и др. Весь спектр составляющих комплексной безопасности Юга России неправомерно рассматривать вне контекста международной безопасности в информационную эпоху, когда происходит формирование новой системы глобальной безопасности. Информационная сфера теперь выступает в качестве системообразующего фактора функционирования мирового сообщества, что оказывает немалое влияние на состояние политической, экономической, военно-стратегической и иных составляющих безопасности. Другими словами, система международной безопасности, составной частью которой является безопасность России, развивается благодаря трансформации геостратегического ландшафта на основе расширяющегося киберпространства, причем эффективность этой системы мировой безопасности немыслима без России, Юг которой входит в состав Средиземноморско-Черноморско-Каспийского региона.
Необходимо подчеркнуть, что понятие о социальной безопасности введено в научный оборот совсем недавно благодаря трудам московских специалистов в сфере безопасности М.С. Алёшенкова, Б.Н. Родионова и Р.Г. Яновского.
На основе теоретического изучения проблемы, интерпретации
общероссийских социологических мониторинговых исследований; основных
41 общественных, государственных и частных институтов России автор пришел
к основным общим выводам о состоянии, целях, идеалах развития страны в
настоящее время и в ближайшем будущем и о концептуальных идеях
социальной безопасности. Исходным пунктом в решении проблемы
становится законодательное и духовно-нравственное утверждение концепции
национальной безопасности России.
# Объектом исследования являются глобальные основания социальной
безопасности в ракурсе социально-философского анализа.
Предметом; исследования в данной работе служит российская специфика социальной безопасности в контексте ее глобальных оснований.
Целью диссертационной работы является социально-философский анализ социальной безопасности России в ракурсе глобальных проблем современности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
концептуализировать категорию «социальная безопасность»;
выделить социально-философские аспекты социальной безопасности;
определить методологические основы социально-философского анализа социальной безопасности;
рассмотреть социальную безопасность России с позиций глобализационного аспекта;
выявить влияние социальных трансформаций в России на социальную безопасность;
проанализировать специфику социальной безопасности на Юге &' России.
Теоретико-методологическая основа исследования. Актуализация философского осмысления проблем безопасности обусловлена цивилизационным сдвигом, происходящим на рубеже тысячелетий. Современное общество вошло в зону риска, и целый ряд исследователей,
таких как У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман,квалифицируют его как «общество риска». В таком контексте безопасность методологически рассматривается как ответ на вызовы в виде различных угроз.
В общем плане решение целого ряда проблем безопасности предполагает применение методологических систем, в том числе систем безопасности различного рода.
Методология данного исследования опирается на; работы
отечественных специалистов в сфере безопасности (М.С. Алёшенкова, B.C. Загашвили, B.C. Поликарпова, Б.Нї Родионова;-.РЛ7. Яновского), - в которых приводятся не только конкретные исследования по различным проблемам безопасности, но и их философское осмысление, в основе которого лежит системный подход.
Именно философия системной безопасности подходит в качестве одного из краеугольных камней методологической основы для социально-философского анализа глобальных оснований социальной безопасности в современном мире, а также для решения фундаментальной проблемы социально-философского анализа социальной безопасности в современной России.
Полученные в ходе исследования результаты содержат следующие элементы научной новизны:
концептуализирована категория «социальная безопасность», на основании интеграции и социально-философской редукции категорий «личная безопасность», «государственная безопасность», «национальная безопасность», «экономическая безопасность» и установления их топологического взаимоотношения, что определило предметное поле исследования социальной безопасности в контексте концепции человеческого развития;
установлено, что только социально-философский подход позволяет охватить весь комплекс угроз, характерных для современного общества, и возможные ответы на них, а также реально оценить общественную ситуацию в сегодняшней России и перспективы ее развития;
определены методологические основы социально-философского
анализа социальной безопасности и установлено, что эффективность
методологического анализа интегральной безопасности сейчас может быть
установлена посредством использования новейших информационных,
компьютерных, виртуальных технологий;;
при рассмотрении социальной безопасности России с позиций
глобализационного аспекта, установлено, что в условиях идущей
глобализации, охватывающей экономику и культуру стран нашей планеты,
Щ современные социокультурные процессы Евразии и меняющуюся
геополитическую картину мира, весьма актуальной становится проблема основных ценностей населяющих ее народов;
в результате анализа социальных трансформаций российского общества установлено, что в современных условиях, когда благополучие, л свободы, право и даже жизнь человека становятся все более уязвимыми, социальная безопасность приобретает приоритетное значение;
анализ специфики социальной безопасности на Юге России показывает, что концептуально региональная комплексная безопасность, в том числе и экономическая безопасность Юга России, является проекцией концепции национальной комплексной безопасности России, что экономи-ческая безопасность неразрывно связана с социальной безопасностью и на уровне Южного федерального округа.
Данные элементы новизны конкретизированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. В настоящее время, несмотря на резкое увеличение числа отдельных
аспектов безопасности, в целом проблема безопасности носит системный,
комплексный, многофакторный характер и может быть понята и
осуществлена только в широком контексте анализа и принятия мер по всему
комплексу общественных вызовов на государственном, личностном и планетарном уровне, в контексте концепции- человеческого развития. Актуальность социально-философского анализа состояния социальной
безопасности России обусловлена необходимостью интегрального подхода к категориальному ряду, раскрывающему различные аспекты безопасности.
Современная философская общественность отмечает противоборство двух основных концепций глобальной безопасности: с одной стороны, старая насильственная концепция с позиции силы, с другой — концепция мира на основе принципа глобального динамического развития мирного сотрудничества всех государств,, народов, регионов. Эти два подхода значительно отличаются друг от друга, оказывают противоположное влияние на развитие мировой цивилизации, многогранную систему глобальной безопасности,
Выяснение роли интегральной безопасности в динамичном развитии социума требует, прежде всего, методологического анализа современных обществ, потому что основные тенденции современных сложных обществ позволят определить место интегральной безопасности в функционировании социума, вписанного в контекст мирового сообщества и взаимодействующего с другими сложными социумами, так как в политической, экономической; социальной и культурной сферах деятельности современных обществ доминирующую роль играет взаимодействующий мир организаций и сложных организованных систем, т.е. современные общества представляют собой сложные суперсистемы.
Глобальное геополитическое, экономическое, социокультурное взаимодействие в конце XX- начале XXI в. характеризуется силовой доминантой. Это выражается в том, что экономически господствующая западная цивилизация во главе с США стремится подчинить и унифицировать по своему образу и подобию и в своих интересах весь мир. Однако государства, народы, цивилизации стремятся к многополюсному равноправному миру;
В результате анализа процесса социальных трансформаций в современной России установлено, что социальные опасности и угрозы - это действия одних классов, слоев или индивидуумов, направленные (преднамеренно или бессознательно) на лишение большинства граждан
її; жизненно важных условий жизни, причинение ущерба, ведущего к
физической и духовной деградации, разрушению личности* этноса, общества, государства. Выделено несколько групп опасностей, угрожающих социальной сфере и исходящих из других сфер общественной жизни: политики, экономики, военно-оборонного комплекса, вредных духовных веяний и др.
6. Юг России остается наиболее уязвимым звеном российской постсоветской системы: здесь периодически вспыхивают вооруженные конфликты и постоянно существует потенциальная угроза их нового возникновения. Миной замедленного действия остается территориально-административное деление Северного Кавказа, где, как и во всем Советском Союзе, границы в основном проводились условно, с учетом хозяйственных связей, экономических и политических задач. Все эти этнополитические и территориальные сложности и противоречия, давно начав развиваться, способны ив будущем стать причиной малых и больших конфликтов.
Теоретическая и научно-практическая значимость
диссертационного исследования состоит в том, что- его результаты могут быть использованы при разработке нормативных документов регионального уровня, регулирующих проблемы социальной безопасности. Поэтому основные выводы и содержание диссертационной работы в дальнейшем могут быть применены в практической деятельности государственных органов и учреждений, общественных организаций, связанных с проблемой социальной безопасности.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы и в педагогической практике в процессе преподавания социально-гуманитарных, политических и этносоциальных дисциплин в высшей школе, при чтении курсов по социальной философии, социологии, политологии, истории, а также ряда спецкурсов, связанных с политическими и этносоциальными проблемами.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на V межведомственной научно-технической конференции «Проблемы комплексного обеспечения защиты информации и
12;
совершенствования образовательных технологий подготовки специалистов в
области информационной безопасности» в 2005 г., на ученом совете
Кубанского института информзащиты^ на кафедре философии и
социологии Краснодарской академии МВД России, на методологических семинарах аспирантов и соискателей Краснодарской академии МВД России.
Автор был участником ряда научных конференций, результаты; его докладов отражены в научных публикациях, общим объемом 4,3 п.л.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 131 страницу.
Концептуализация категории «социальная безопасность»
Проблема безопасности носит системный комплексный, многофакторный характер и может быть понята и осуществлена только в широком контексте анализа и принятия мер по всему комплексу общественных вызовов на государственном, личностном и планетарном уровне. В настоящее время резко растет число невоенных аспектов безопасности. Актуальность такого подхода к объективному, всестороннему, правдивому анализу состояния социальной безопасности России следует рассматривать в соответствие с категориальным рядом, раскрывающим различные аспекты безопасности, который мы начинаем с личной безопасности.
Личная безопасность— реальная защищенность жизни и здоровья человека, его целей, идеалов, ценностей, интересов от опасных воздействий (физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, техногенных, политических, экологических, медико-биологических, военных и т.д.). «Общественная безопасность» как понятие представляет собой совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в различных сферах безопасности, участвуя в судьбе как конкретной личности, так и всего общества, обеспечивая самоуправление.
«Государственная безопасность» как понятие отражает состояние гарантированной защиты личности, общества, народа, образа жизни, государственных институтов, суверенитета страны, территориальной целостности и природных ресурсов, нерушимости ее границ, конституционности строя и системы управления страной. Общественная безопасность как реальная общественная система безопасности сопоставима и не противоречит государственной безопасности; — они необходимо дополняют друг друга.
Рассматривая понятие «национальная безопасность России», отметим, что общественная и государственная системы безопасности возникли и развиваются конкретными личностями и для личностей, т.е. и государство, и социум, и общество должны служить интересам личности. А.Н; Бердяев справедливо замечает, что «организация справедливого общества не есть цель, есть лишь средство для достойного существования человека» и что только «личность есть граница власти природы, власти государства, власти общества»1.
Таким образом, основу, ядро национальной безопасности образуют безопасность личности, безопасность государства и безопасность общества.
Национальная безопасность совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеспособность государства и достижение Национальной Цели, Социального Идеала — благополучия всем гражданам и семьям; целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации; нормальные отношения Личности и Государства; способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы; руководствоваться своими национальными интересами.
Национальная безопасность очень тесно связана с национальной экономической безопасностью, но в научной литературе не выработано единого понятия национальной экономической безопасности. Часть исследователей склонна связывать ее, прежде всего с безопасностью международной экономической системы и включает в ее проблематику такие вопросы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания и другие аспекты общей дестабилизации мировой экономики. Другие специалисты во главу угла ставят обеспечение благоприятных условий для наиболее эффективного развития конкурентной национальной экономики, включая свободный доступ к зарубежным источникам сырья и энергии, стабильность заграничных инвестиций и гарантии свободы обмена товарами и услугами2. При определении национальной экономической безопасности следует использовать два подхода. Отправной точкой первого является І понятие национальной безопасности в целом, второго — категория экономического национализма. При этом хотелось бы напомнить, что формирование национальных интересов представляет собой процесс не только сложный, многофакторный и многоэтапный, но и непрерывный. Не существует безошибочных критериев истинности того или иного понимания национального интереса: его концепция нуждается в постоянном уточнении и корректировке, поскольку и сами, интересы модифицируются вместе с изменением внешних условий и внутренних факторов развития экономики3.
Философские аспекты социальной безопасности
Проработка проблем безопасности России имеет исключительно большое философское и практическое значение. Прошла эйфория, порожденная окончанием «холодной войны», когда многие считали тему безопасности утратившей актуальность и не содержащей смысла. Конечно, окончание жесткой конфронтации двух различных систем отодвинуло нависшую над миром опасность все уничтожающего, глобального термоядерного и информационного столкновения. Но в целом это не привело к ликвидации угроз и опасностей в мире и для России, утраты ее государственности и высокой самобытной культуры.
Переход России и человечества в целом і к XXI веку, третьему тысячелетию совпал с актуальной и органичной потребностью глубокого, философского осмысления пройденного пути, нынешнего состояния и перспектив движения к гуманному, демократическому, информационному обществу, правовому, социальному, светскому государству, к подлинному превращению человечества в геологическую силу, к новому безопасному состоянию нашей планеты в целом.
На этапе философского исследования проблемы социальной безопасности необходимо принять во внимание результаты и достижения предшествующей мысли. Это - традиционные дискуссии о специфике русской философии, о безопасности России и ее отношении к философии Запада и Востока, их принципиальная оценка в наиболее важных отечественных и зарубежных исследованиях по истории философии. Конкретные разработки относительно форм и результатов воздействия тех или иных философских учений на философскую мысль России. Новые теоретико-методологические исследования обозначенной в заголовке проблемы вызваны к жизни прежде всего ее актуальностью в свете духовно-нравственных дискуссий и исканий современной России. В проведенных ранее исследованиях историков философии внимание уделялось главным образом восприятию критическому освоению идей западной мысли российскими философами, причем в последнее десятилетие отечественными историками философии выполнены или выполняются крупные исследовательские проекты. Новые акценты обусловлены растущим интересом именно к взаимовлиянию, взаимодействию восточной и западной философской мысли вообще, к тем мыслителям России и Восточной Европы, которые не только глубоко осваивали философию Запада и Востока, но и благодаря оригинальным идеям превратились в философов мирового класса и сами оказали воздействие на западную философскую мысль.
Эта потребность находит свое выражение прежде всего в переосмыслении пути, роли и возможностей; человека и общества в сохранении безопасности развития. В свою очередь увеличивается значение всего комплекса общественных, естественных и технических наук. Среди реальных шагов на пути к безопасному развитию и новому миропорядку — создание системы общеевразийской гуманитарной безопасности. Десятки областей гуманитарного знания имеет философия, социология, право, психология, педагогика, культурология, этика, эстетика.
Более того, в условиях нарастающего глобального, комплексного кризиса мировоззренческие требования к философии возрастают. В поле перемен появляются новые концепции и доктрины, наблюдается смена стратегий и парадигм. Важнейшим залогом выживания человечества становится взаимодействие западной и восточной культур и цивилизаций. В этом отношении особенно необходима толерантность как непреходящая ценность, способствующая единству человеческой культуры как главного инструмента интеграции и прогресса человечества.
Глобальный и геополитический аспект российской социальной безопасности
В начале XXI века над человечеством более чем когда-либо, встали грозные вопросы: куда мы идем? что нас ждет впереди? выживем ли мы?
Ситуация во всех сферах человеческой жизнедеятельности давно уже стала критической: над планетой нависло множество угроз. В результате растут отчаяние и пессимизм. Фокусом всех мыслей о будущем, прогнозов самого разного рода стала бурно обсуждаемая в последнее десятилетие в мировой науке проблема глобализации. В чем ее суть, и что она несет человечеству?
Различные формы объединения народов известны еще с древности. Но лишь в конце XX века в связи с бурными изменениями в области средств коммуникации, экономической, политической, духовной сферах процессы интеграции человечества впервые в истории охватывают всю планету. Именно с этого времени можно говорить о глобализации в строгом смысле этого слова.
Сущность глобализации, на наш взгляд, в самом кратком определении заключается в том, что это объективный, естественный процесс интеграции человечества. Понятие глобализации фиксирует современную стадию интеграции мира, который становится все более связанным, взаимозависимым и все более универсальным. Глобализация проявляется в том, что социальные процессы в одной части мира в большей степени определяют происходящее во всех других частях мира и, в свою очередь, испытываю воздействие последних. Происходит сжатие пространства, время спрессовывается, географические и межгосударственные границы становятся все более прозрачными и легко преодолимыми. Потоки товаров, услуг, информации, людей и капиталов с растущей интенсивностью циркулируют по планете54.
Глобализация предстает как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений- Основными из них являются возникновение глобальной коммуникации, глобальной экономики, глобальной политики, глобальной культуры, глобального языка, глобального образа жизни. Коренной недостаток значительной части всей мировой социологической, политологической и экономической литературы по проблемам глобализации, на наш взгляд, заключается в том, что она часто ограничивается лишь описанием и комментированием этих проявлений глобализации, сопоставлением глобализации и предшествующих форм интеграции, но не проникает в сущность процесса глобализации.
На наш взгляд, при более глубоком анализе глобализация предстает как чрезвычайно противоречивый и сложный процесс. С одной стороны, глобализация - это процесс закономерный и необходимый интеграции человечества, сопровождающийся ростом качества жизни и уровня благосостояния человечества, ускорением экономического и политического развития стран, активизацией обмена технологическими, научными и культурными достижениями между различными странами и народами. С другой стороны, глобализация в условиях экономического и военно-политического господства Запада закономерно приняла прозападную, либеральную форму, и поэтому она оборачивается углублением пропасти между богатым и развитым Западом и бедным и отсталым незападным миром, жестким диктатом США и их союзников на планете, унификация национально-культурной самобытности народов планеты, разрушение их духовной идентичности уничтожение национальной государственности, деморализация, цинизм, культ потребления стандартизация и духовное опустошение. Имея в виду эту форму современных интеграционных процессов, мы говорим о либеральной глобализации.