Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Михалёв Георгий Викторович

Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России
<
Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михалёв Георгий Викторович. Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России : 09.00.11 Михалёв, Георгий Викторович Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России (социально-философский анализ) : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 2007 175 с. РГБ ОД, 61:07-9/378

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНАХ 12

1.1. Сущность и содержание культуры межнациональных отношений 12

1.2. Особенности культуры межнациональных отношений в пограничных органах федеральной службы безопасности России 43

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНАХ 82

2.1. Основные противоречия и тенденции развития культуры межнациональных отношений 83

2.2. Социально-философское обоснование модели формирования культуры межнациональных отношений в пограничных органах 109

2.3. Приоритетные направления совершенствования культуры межнациональных отношений в пограничных органах 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 162

Введение к работе

Одной из ведущих особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий, интересы которых не всегда совпадали. Современное геополитическое, этническое положение России определяет её как евроазиатское государство, в котором проживает более 160 этносов, в том числе 89 коренных народов. Особую социальную значимость учет интересов народов и культур России приобретает в современных условиях, поскольку изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов. В последние годы появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость и непримиримость.

Так, по данным Аналитического центра Юрия Левады, лозунг «Россия для русских» поддерживают 60% россиян1. В докладе Московского бюро по правам человека «Расизм, ксенофобия, антисемитизм, этническая дискриминация в РФ в 2005 году» отмечается рост движения скинхедов (около 50 тыс. человек), а семь политических организаций федерального уровня «использовали в программе ксенофобские лозунги» .

В этих условиях на первое место выдвигается необходимость укрепления российского государства, что предполагает особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений. Основой российского гражданского общества должно стать признание полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики.

Это положение четко просматривается в деятельности главы нашего государства. Так, Президент России Владимир Путин, выступая на

1 Коммерсантъ, 2005. - 14 декабря, № 235.

2 Ведомости, 2006. - 31 января, № 15.

торжественном собрании в Кремле, посвященном Дню работника органов государственной безопасности, потребовал от Федеральной службы безопасности России активнее бороться с национализмом и ксенофобией. «Надо ясно понимать, что воинствующий национализм, ксенофобия, призывы к насилию и межэтнической розни угрожают самой стабильности нашего многонационального государства», - подчеркнул президент .

Актуальность избранной темы обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, провозглашение «парада суверенитетов» народов России привело к усилению тенденции их национальной и культурной самоидентификации, обострению национально-религиозных отношений, что выдвинуло проблему повышения уровня культуры межнациональных отношений на передний план.

Во-вторых, формирование и развитие общей культуры и культуры межнациональных отношений граждан России стало одним из важнейших условий укрепления политической власти и демократии, успешного социально-экономического развития страны в целом и отдельных её регионов. А это предполагает необходимость профессиональной подготовки субъектов управления, способных вносить достойный вклад в совершенствование культуры межнациональных отношений.

В-третьих, усилением влияния национального фактора на выполнение пограничными органами федеральной службы безопасности России задач по защите и охране государственной границы, остротой конфликтов, возникающих на национальной почве как между населением приграничных регионов и сотрудниками пограничных органов, так и внутри пограничных коллективов. Примером может служить Северный Кавказ, где в течение многих лет сохраняется нестабильная национально-религиозная обстановка, негативно влияющая на состояние пограничной безопасности в регионе.

1 Коммерсантъ, 2005. - 21 декабря, № 240. Далее - пограничные органы.

В-четвертых, недостаточной изученностью в социально-философской литературе проблем научной организации работы сотрудников пограничных органов в многонациональных профессиональных пограничных коллективах, а также противоречий процесса формирования культуры межнациональных отношений пограничников. Всё это обуславливает потребность социально-философского обобщения и анализа тенденций развития и обоснования приоритетных направлений совершенствования культуры межнациональных отношений в пограничных органах.

Анализ научной литературы, диссертационных исследований показал, что теоретические проблемы формирования культуры межнациональных отношений на личностном, межличностном и социальном уровнях в современных условиях разработаны недостаточно. Тем не менее, ряд этнокультурологических и социально-философских проблем были проанализированы в 60-80-е гг. XX в. в трудах С.А. Арутюнова, А.К. Байбурина, Ю.В. Бромлея, Т.Ю. Бурмистровой, С.А. Дмитриева, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, В.А. Тишкова и др.1

С середины 80-х годов XX века в отечественных социальной философии, этнологии, культурологии, социологии, социальной психологии издаются монографические работы и тематические сборники, посвященные социально-философскому исследованию проблем этнического развития народов, населяющих Россию, и их взаимодействия друг с другом (Р.Г. Абдулатипов, В. А. Авксентьев и А.В. Авксентьев, Ю.В. Арутюнян, Э.А. Баграмов, Г.С. Денисова, В.Н. Иванов, Б.И. Кретов и А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова, В.М. Семенов, В.А. Тишков и др.) . В этот же период был подготовлен ряд диссертационных

1 См.: Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса - М.: Наука, 1983; Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные. Культура межнационального общения в СССР. - М: Мысль, 1986; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. - Ашхабад: Ылым, 1983; Дробижева Л.М Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. - М., 1981; Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. -1985. - №5. - С. 3-14; Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К.Байбурина. - Л: Наука, 1985.

См.: Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М.: Мысль, 1992; Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991; Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: Учеб. пособие А.В. Авксентьев, В.А.

исследований (Е.В. Андреенкова, Л.В. Берейшик, Г.Т. Галиев, К.Д. Давлетшин, Л.Р. Заурбеков, З.Д. Казан, В.Ф. Ковров, Л.А. Кокорев, А.В. Кудрин, Г.У. Кцоева, Л.Н. Некрасова, М.И. Пирен, ГА. Серекова и др.)1, в которых проанализированы различные аспекты культуры межнациональных отношений.

На этом позитивном фоне оставались недостаточно изученными особенности национального сознания и самосознания народов России, в том числе русского, динамика их национального менталитета. Прослеживаются различия в подходах к пониманию закономерностей формирования межнациональных отношений, соотношения исторически обусловленных социально-психологических стереотипов межэтнического восприятия и реакции на современные события. Недостаточно полно определено само понятие «культура межнациональных отношений».

Плодотворные попытки провести социально-философский анализ данных

Авксентьев; Под ред. ВА Шаповалова; Ставроп. гос. пед. ин-т. - Ставрополь: СГПИ, 1993; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов АЛ. Этносоциология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект-Пресс, 1995; Баграмов Э.А Национальные проблемы в современных условиях // Национальные проблемы в современных условиях. - М., 1988. - С.21-67; Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996; Иванов В.Н. Социология межнациональных отношений. - М, 1996; Кретов Б.И. Культура межнационального общения и политическая культура: Учеб. пособие Б.И. Кретов, АН. Некрасова. -М.: Моск. ин-т инженеров ж.-д. транса, 1989; Маликова HP. Межнациональное общение: методологические проблемы этносощюлогического исследования. - М.: ИС АН СССР, 1990; Семенов В.М., Иордан М.В., Бабаков В.Г., Самогонов О.А Межнациональные противоречия и конфликты в СССР. - М.: Инсллут философии АН СССР, 1991; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1996; Тишков В.А Очерки теории и политики зтничности в России. - М.: <(Русский мир», 1997.

1 См.: Андреенкова Е.В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским и среднеазиатским народам. Автореф. дисс. ... канд социол. наук. - М, 2000; Берейшик Л.В. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-е годы. Дисс.... канд. истор. наук. - М, 1991; Галиев Г.Т. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений." Дисс.... д-ра социол. наук. - Уфа, 1997; Давлетшин К.Д Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту: Дисс.... док. филос. наук-М, 1998; Заурбеков ЛР. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания: Дисс. ... канд. филос. наук - М., 1991; Казан З.Д Межнациональное общешіе как феномен культуры: Дисс. ... канд. филос. наук. - М, 1993; Кокорев АЛ. Психология межнационального общения: Дисс.... канд психол. наук - М, 1992; Кудрин АВ. Социальные проблемы гармонизации межэтнических отношений в «сложносоставных» субъектах Российской Федерации. Дисс. ... канд. социол. наук - Пермь, 1999; Некрасова АК Культура межнационального общения в молодежной среде: Дисс... .док филос. наук - М., 1992; Пирен МИ. Культура межнационального общения: Дисс.... док филос. наук - Киев, 1992; Серекова ГА Межнациональный диалог и национальная культура: Дисс. ... канд. филос. наук -М, 1994.

проблем были предприняты в некоторых диссертационных исследованиях начала XXI века1.

Указанные авторы в своих исследованиях показали, что реальная культура межнациональных отношений в России не лишена недостатков: существуют и порой сильны на бытовом уровне негативные стереотипы восприятия тех или иных этносов, недостаточно развито знание традиций и обычаев даже рядом живущих народов, имеется нигилистическое отношение к языкам и культурам малых народов со стороны представителей крупных и т.д. Причем это не единичные, а получившие определенное распространение и закрепившиеся на эмпирическом, обыденном уровнях этнического сознания людей явления. Всё это обусловило необходимость поиска путей преодоления, указанных противоречий и формирования культуры межнациональных отношений, соответствующей социально-культурной ситуации в России.

Тема межнациональных отношений на протяжении многих лет является объектом пристального внимания военных исследователей. Интересный социально-философский анализ культуры межнационального общения

См.: Абуладзе Д.Г. Национальное самосознание: сущность, структура, противоречия: Дисс.... канд. филос. наук. - М, 2000; Алибекова С.Я. Социальная природа межнациональных конфликтов: Дисс. ... канд. филос. наук. - Махачкала, 2001; Басалай АА Диалектика взаимоотношений народов в многонациональном государстве (на примере СССР): Дисс. ... доктора филос. наук. - Пермь, 2002; Боздров Ю.Я. Социально-философский анализ юинских традиций этносов Северо-Кавказского региона: Дисс.... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2000; Гусева К.Г. Межнациональные конфликты в полиэтнической среде (их характер и разрешение): Дисс.... канд. филос. наук. - Махачкала, 2000; Долова З.В. Причины обострения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе: Дисс. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2000; Катаев В.Е. Национальный характер как проблема социальной философии: Дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2001; Мамасьян С.А. Этнокультурная идентификация личности в современном российском военном образовании: Дисс. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2002; Михайлова ЛЯ. Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции: Дисс.... канд. филос. наук. - Ульяновск, 2002; Мельникова СВ. Феномен национального самосознания (социально-философский анализ): Дисс.... канд. филос. наук. - Черкесск, 2003; Пейкерт Э.В. Межэтнический конфликт в современном обществе: Дисс. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 2000; Постников А.Н. Социально-философские аспекты национальной политики и управления национальными отношениями в Российской Федерации: Дисс. ...доктора филос. наук. - Улан-Удэ, 2000; Прыткова З.Б. Социально-философские аспекты исследования национального характера русского этноса в современных условиях: Дисс. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2001; Татаренко ИВ. Национальная идентификация в переходных обществах: Дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2003; Трофимов В.К. Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-фіілософский аспект): Дисс. ... доктора филос. наук. -Екатеринбург, 2000; Ягьяева М.А. Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры:

6 содержится в диссертационных исследованиях военных ученых, проведенных в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века1. Учеными вузов, в том числе и Пограничной академии, был подготовлен целый ряд монографий и учебных пособий по актуальным вопросам воспитания культуры межнационального общения в воинских коллективах2.

Анализ философских работ, посвященных вопросам культуры межнациональных отношений, позволяет выделить те проблемы, которые уже поставлены и нашли свое решение. К их числу относятся: роль и место культуры общения в межнациональных отношениях; сущность и становление демократической культуры межнационального общения; диалектика национального и интернационального в культуре межнациональных отношений; политические и социально-психологические факторы формирования культуры межнациональных отношений; развитие культуры межнационального общения в первичных коллективах и др.

Вместе с тем, в названных работах пока еще не достаточно полно

Дисс.... канд. филос. наук. -Ставрополь, 2002.

См.: Лаврик В.В. Культура межнационального общения в вооруженных силах многонационального государства (социально-философский анализ). Дисс. ... канд. филос. наук. М, 1992; Лезнов К.Н. Культура межнационального общения в советских воинских коллективах: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М: ВПА, 1988; Ореховский А.В. Межнациональные отношения как фактор военной мощи государства: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1986; Попов В.В. Педагогические основы профилактики межнациональных конфликтов в частях и подразделениях Сухопутных войск: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1998; Ремарчук В.Н. Межнациональные конфликты и их влияние на Вооруженные Силы: Дисс.... канд. филос. наук. -М., 1994.

См.: Бельков О.А. Воспитание культуры межнационального общения в воинском коллективе // Некоторые методологические вопросы формирования морального духа. - М.: ВА им.Ф.Э.Дзержинского, 1985; Крысько В.Г. Национально-психологические особенности личного состава полка (корабля) и их учет в работе заместителя командира полка по политической части. - М.: ВПА, 1984; Многонациональный воинский коллектив: сущность, особенности и основные направления его сплочения (методическое пособие). -Политуправление ГСВГ, 1989; Назаров А.Н., Рыбак В.Э. Актуальные вопросы сплочения многонациональных воинских коллективов пограничных войск в современных условиях. -М.: Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава пограничных войск, 1991; Сажин А.И. Культура межнационального общения пограничников (педагогические сущность, содержание, функции и проблемы). - М.: Военный институт пограничных войск, 1993; Самойленко В.Ф., Шевцов В.М. Культура межнационального общения в советском воинском коллективе. - М.: ВПА, 1989; Суставов В.П. Культура межнационального общения // Культура взаимоотношений военнослужащих. Учебно-методическое пособие. - М.: Военное издательство, 1990.

отражены такие социально-философские вопросы, как специфика культуры межнациональных отношений в профессиональной пограничной среде, противоречия и тенденции процесса её формирования, взаимосвязь объективного и субъективного в сплочении многонациональных коллективов сотрудников пограничных органов, приоритетные направления совершенствования культуры межнациональных отношений.

Актуальность темы, предпосылки её научного и практического решения позволили выделить объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает культура межнациональных отношений как социальный феномен.

Предмет исследования - сущность, содержание, особенности и совершенствование культуры межнациональных отношений в пограничных органах федеральной службы безопасности, приоритеты её формирования и развития в современных условиях.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии осуществить социально-философский анализ сущности и содержания культуры межнациональных отношений в пограничных органах федеральной службы безопасности и выработать приоритетные направления и рекомендации по её оптимизации.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

изучить и обобщить теоретические проблемы, имеющие методологическое значение для понимания сущности и содержания культуры межнациональных отношений;

на основе анализа противоречий, проявляющихся в сфере функционирования культуры межнациональных отношений в пограничных органах, определить основные тенденции её развития в современных условиях;

. выявить основные объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование культуры межнациональных отношений в пограничных органах, а также с учетом накопленного опыта наметить приоритетные направления её

формирования;

выработать конкретные практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования и развития культуры межнациональных отношений в частях и подразделениях пограничных органов.

Границы исследования определяются, во-первых, пространственно-временными характеристиками, а именно, 90-ми годами XX века и ближайшими перспективами до 2010 года. Во-вторых, объектно-предметными рамками исследования, включающими сферу межнациональных отношений в пограничной деятельности Российской Федерации, в её взаимосвязи с оперативно-служебной деятельностью пограничных органов федеральной службы безопасности в Северо-Кавказском регионе.

Методологические основы исследования. Исследование опиралось на общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ философской, культурологической, этнопсихологической, исторической, психологической, педагогической литературы по теме исследования); эмпирические (диагностические: наблюдение, беседа, ранжирование, тестирование; праксиметрические: анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение опыта работы по формированию культуры межнациональных отношений, накопленный за рубежом и в различных регионах России); методы статистической обработки информации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

углублено социально-философское понимание сущности и содержания культуры межнациональных отношений сотрудников пограничных органов многонационального государства;

раскрыта роль объективных и субъективных факторов в формировании культуры межнациональных отношений;

выявлены противоречия современного состояния культуры межнациональных отношений в пограничных органах и тенденции её развития;

обоснованы основные направления её совершенствования на основе описанной социально-философской модели.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Культура межнациональных отношений сотрудников пограничных органов есть конкретно-историческое явление, духовно-практическое образование пограничного социума, представляющее собой совокупность ценностей и норм, регулирующих отношения и взаимодействия между представителями различных национальностей в процессе решения задач защиты и охраны государственной границы.

  2. Результаты социально-философского анализа содержания культуры межнациональных отношений сотрудников пограничных органов как совокупной целостности знаний, умений, навыков этнического восприятия, толерантного общения и поведения, складывающейся и функционирующей под воздействием объективных и субъективных факторов в конкретных условиях ел ужебно-профессиональной деятельности.

3. Выделенные и проанализированные с социально-философских позиций
противоречия и современные тенденции развития культуры межнациональных
отношений сотрудников пограничных органов, свидетельствуют о том, что они
обусловлены социокультурной ситуацией в обществе, процессом
реформирования пограничных органов федеральной службы безопасности
России.

4. Предложенная и обоснованная автором модель формирования и
совершенствования культуры межнациональных отношений сотрудников
пограничных органов, которая включает в себя учет социокультурных оснований
общества и особенности их проявлений в пограничных органах, критерии оценки
результативности деятельности субъектов этого процесса.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что:

работа знакомит офицерские кадры с организацией, формами и

методами научного подхода к формированию культуры межнациональных отношений в пограничных органах;

полученные в ходе исследования оценки и выводы углубляют и расширяют область социально-философского познания культуры межнациональных отношений в пограничных органах; они могут быть использованы как в процессе преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях, так и учитываться в воспитательной работе с сотрудниками пограничных органов;

проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку теории культуры, раскрывая специфику одного из её важных аспектов - культуры межнациональных отношений в пограничных органах;

содержание и выводы работы позволяют предложить ряд перспективных направлений дальнейшего исследования вопросов, поставленных в диссертации.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечивалась: а) опорой на общенаучные принципы и методы научного исследования; б) тщательной теоретической проработкой концептуальных основ исследования; в) использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования;

Апробация автором основных теоретико-методологических выводов и рекомендаций диссертации осуществлялась в ходе выступлений на межвузовских конференциях: «Северный Кавказ: история и современные проблемы». (Москва, Пограничная академия ФСБ РФ, апрель 2005 г.); «Профессионально-этические основы деятельности руководящих кадров силовых структур государства». (Москва, Пограничная академия ФСБ РФ, май 2006 г.); «Диалог культур и проблемы обеспечения национальной безопасности России» (Москва, Пограничная академия ФСБ РФ, апрель 2007 г.).

Материалы диссертационного исследования применялись автором при проведении занятий со слушателями Пограничной академии ФСБ России в 2005-2006 учебном году. Отдельные положения диссертации использовались автором

11 в процессе практической деятельности в период прохождения службы в Республике Таджикистан (1994-1995 гг.) и на Северном Кавказе (2001-2004 гг.).

Общий объем публикаций по теме исследования - 2,0 п.л.

Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлены темой исследования, содержанием его целей и задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Объём диссертации составляет 161 страницу.

Сущность и содержание культуры межнациональных отношений

Относительная новизна понятия «культура межнациональных отношений», с одной стороны, а также возрастающий интерес к нему как исследователей, так и субъектов воспитания, работающих в многонациональных коллективах, с другой стороны, настоятельно диктуют необходимость социально-философского исследования его сущности и содержании.

Сложность этой задачи продиктована диалектикой соотношения формы и содержания, общего и особенного. Поэтому познание культуры межнациональных отношений проходит путь от осмысления её внешних аспектов к раскрытию внутреннего содержания, выражающегося в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм её бытия, то есть сущности.

В познании сущего можно идти двумя путями: путем отвлечения от единичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных явлений, которые при всей своей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное1.

Предпочтительным для решения этой задачи является второй путь, то есть в направлении движения мысли от «общего» через «особенное» к «единичному».

В данном случае в качестве «общего» выступает такое понятие, как «культура отношений», в качестве «особенного» - «культура межнациональных отношений» и в качестве «единичного» - «культура межнациональных отношений в пограничных органах».

Кроме того, предельно общее понятие для данного случая - «культура отношений» - представляет собой результат своего рода интеграции таких базовых для него категорий, как «культура» и «отношения». С их рассмотрения и начнем выявление сущности.

Итак, прежде всего, что же такое культура? Культура - чрезвычайно сложное, многоаспектное явление, состоящее из огромного числа структурных компонентов, имеющее массу разнообразных проявлений. Она пронизывает все стороны жизни людей: материальную и духовную, общественную и индивидуальную, политическую, профессиональную, семейную и т.д. Она сливается в единое целое с их жизнью, с развитием общества и конкретного человека так, что становится неотделимой от них. Это всегда создавало проблемы в её изучении. Трудно назвать другое явление социальной жизни людей, которое вызывало бы, с одной стороны, такой интерес, а, с другой -порождало бы столько теорий и концепций.

В современной науке существуют несколько методологических подходов к проблеме культуры. При одном из них культура оказывается тождественной

цивилизации в целом. Эту позицию одним из первых изложил еще в XIX веке Э.Б. Тайлор: «Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»1. Такой подход был характерен в последующие годы для многих философов и культурологов. Среди них можно назвать, например, О. Шпенглера, К. Ясперса, X. Ортегу-и-Гассета и др.

Другой подход также рассматривает культуру как нечто комплексное, интегральное, но являющееся все-таки лишь свойством, присущим цивилизации, человечеству, отдельному человеку. Это - не одно из множества свойств одного и того же порядка, а свойство, которому нет «конкурентов». Отсюда неизбежно возникает вопрос, в чем его суть, - а попытки дать ответ на него есть ни что иное, как различные теории культуры. Их особенности раскрыты в работах культурологов , и в своем исследовании автор не будет их касаться.

Особенности культуры межнациональных отношений в пограничных органах федеральной службы безопасности России

Анализируя культуру межнациональных отношений в пограничных органах, необходимо подчеркнуть, что, во-первых, сотрудники пограничных органов являются неотъемлемой частью российского общества, во-вторых, объективно существуют особенности профессиональной пограничной деятельности, активно влияющие на сознание сотрудников, их интересы, поведение, взаимоотношения друг с другом.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, одним из сущностных признаков культуры межнациональных отношений (на межличностном уровне) в пограничных органах является то, что представляющая её совокупность ценностей детерминирована трудовой (учебной, воинской, пограничной) деятельностью. Межнациональные отношения, как и любой другой вид социальных отношений, возникают только в связи с конкретным видом деятельности людей, объективируются и проявляются через целостные социальные общности, ячейки общества, выступающие их субъектами (носителями).

Чтобы более детально рассмотреть особенности культуры межнациональных отношений в пограничных органах, необходимо проанализировать такие их субъекты, как малые социальные группы и коллективы, поскольку именно подобные социальные образования составляют основу функционирования пограничных органов и определяют специфику становления культуры межнациональных отношений в них.

Что же представляют собой малые группы? Малая социальная группа -это малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом общении друг с другом, что является основой как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения1.

Если малая группа формируется и функционирует как официальная часть трудовой или общественной организации, когда непосредственную основу межличностных контактов составляет деятельность по достижению производственной или какой-либо другой общественно-полезной цели, то такая группа считается целевой, официальной, формальной. Малые социальные группы могут иметь также неофициальный характер, если они не имеют официального, юридически фиксированного статуса. Официальные и неофициальные группы являются составной частью различного рода коллективов, функционирующих во всех сферах общественной жизни.

Являясь элементом социальной структуры общества, коллектив занимает своеобразное место в среде других общностей, как бы отражая общественную систему во всей её многогранности, тип её социальной структуры, весь процесс сложного и противоречивого развития общества, принципы его организации. Обусловлено это тем, что коллектив есть своего рода ячейка,

функционирующая «клетка» общества, где фиксируются все общественные отношения, реально существуют представители различных социальных групп и слоев. Коллектив выступает важнейшим связующим звеном между личностью и обществом. Именно коллектив составляет ту непосредственную среду, через которую каждый человек включается в социальные отношения.

У понятия «коллектив» имеется множество определений, но в целом они сводятся к следующему. Коллектив - это организованная общность людей, объединённая конкретным видом общественно-полезной деятельности и складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения.1 Понятие социального организма, выступая в качестве родового понятия коллектива, обладает рядом существенно важных характеристик - единства общественно значимых целей совместной деятельности, специфичности структуры, отношений управления и подчинения и др.

Важнейшим принципом исследования всех видов социальных отношений, в том числе межнациональных, является рассмотрение их в связи с определенным видом общественной деятельности людей, поскольку в условиях совместной трудовой или воинской деятельности индивиды должны согласовывать, взаимообусловливать, объединять свои действия, что служит основанием для их социальной группировки и развития отношений между ними.

Познавая сущность такого явления, как коллектив пограничных органов, автор следует подходу, в котором понятие «коллектив», выступая в качестве «общего», позволяет рассматривать в качестве «особенного» воинские коллективы, в качестве «единичного» - коллективы пограничных органов.

Воинский коллектив представляет собой сложный социальный организм, объединяющий военнослужащих для выполнения задач по вооруженной защите своего Отечества. Основными особенностями современного воинского коллектива являются:

1. Многонациональность. В воинских коллективах службу несут представители практически всех национальностей Российской Федерации, что обусловлено как экстерриториальным принципом комплектования, так и социально-демографическими процессами в обществе.

2. Воинские коллективы объединяют молодых людей, не имеющих жизненного опыта, в том числе и в сфере межнациональных отношений. По существу, только здесь начинают формироваться первые элементы культуры межнациональных отношений, осваиваться духовные ценности других наций. Вместе с тем, некоторая часть современной молодежи является носителями радикальных националистических взглядов.

3. Члены воинского коллектива - представители различных национальностей должны общаться на едином языке. Военная служба требует не просто знания русского языка, а глубокого его усвоения: сложная техническая терминология, команды, боевые приказы требуют быстрой реакции, четких докладов, глубокого их осмысления и действий.

4. В структуре психологии воинских коллективов наряду с общенациональными установками, взглядами существуют и элементы национальной духовной культуры. Их носителями являются воины всех национальностей.

Основные противоречия и тенденции развития культуры межнациональных отношений

Важное место в содержании социально-философского знания занимают всеобщие законы, характеризующие важнейшие стороны и аспекты развития общества и личности. В частности, источники, причины и движущие силы их развития определяет закон взаимодействия противоположностей. В современной философии названный закон формулируется уже не как закон «единства и борьбы», а как закон взаимодействия противоположностей1. Тем самым более правильно отражается всеобщность его действия и снимается сомнительное утверждение об относительности единства и абсолютности борьбы, которое культивировалось в марксистско-ленинской философии.

Закон гласит: источником развития вещей и процессов выступает взаимодействие противоположностей, постоянное возникновение и разрешение объективных противоречий. Как определяет Философский словарь, противоречия — в широком смысле ситуация взаимодействия противоборствующих, препятствующих существованию или осуществлению друг друга процессов, тенденций, явлений, позиций и установок (в человеческой жизнедеятельности). При этом выделяют противоречия, которые являются основным источником развития объекта противоречия в его сущности .

Разрешение любого противоречия является источником развития общества и различных его подсистем и элементов, а ступенями развития противоречия выступают тождество, различие, противоположность. Поэтому обществу на всех этапах его развития противоречия присущи имманентно и, соответственно, они выступают и будут всегда выступать объективным и основным источником его развития.

Это положение в полной мере относится ко всей системе общественных отношений и к культуре межнациональных отношений как одному из ее элементов. Механизм развития культуры межнациональных отношений - это непрерывный процесс выявления и разрешения противоречий - между распредмечиванием личностью сущностных сил общества, содержащихся в ценностях культуры, и опредмечиванием сущностных сил самого человека в процессе и результате собственной деятельности. Как и все явления социальной жизни, культура межнациональных отношений формируется и развивается путем разрешения противоречий в различных областях взаимодействия наций и этносов.

Из этих методологических положений и вытекает ответ на вопрос, почему должны изучаться противоречия. Без их изучения познание и теоретическое воспроизведение процесса функционирования культуры межнациональных отношений не может быть объективным, научным и полным.

Это положение в полной мере распространяется и на пограничную деятельность. Практика оперативно-служебной деятельности автора и анализ результатов социально-философских исследований различных авторов по данной проблеме позволяют выделить целый ряд противоречий процесса функционирования культуры межнациональных отношений в пограничных органах. При организованной, научно обоснованной пограничной деятельности некоторые из них можно свести к минимуму, так как они зависят главным образом от субъектов деятельности. Некоторые же противоречия имеют объективный характер и воспроизводятся до тех пор, пока существуют нации и этносы, и поэтому задача своевременного их вскрытия и нахождения путей разрешения всегда является актуальной. Ни одно из выделенных противоречий не должно быть обойдено вниманием. Поэтому правомерно рассмотреть их последовательно одно за другим.

Практика показывает, что обычно межнациональные отношения в пограничных коллективах воспринимаются человеком со стороны их внешних проявлений, в рамках обыденного сознания. На этом уровне сознания военнослужащий, сотрудник пограничных органов конструирует стереотипные представления о чертах культуры своей или любой другой нации, которые не всегда совпадают с реальными и подчас носят иллюзорный характер. Кроме того, обыденное сознание объективно не может вобрать все характерные черты другой социально-этнической общности. Представления об этих чертах конструируются на основе данных, полученных в ходе контактов лишь с отдельными ее представителями. В результате в сознании личности пограничника абсолютизируются те национальные свойства, черты характера, которые в действительности имеют частный характер. В ряде случаев знания о другой социально-этнической общности возникают у него вообще без непосредственных контактов, через «третьих» лиц. В итоге складывается упрощенное представление о том или ином народе, которое зачастую не соответствует действительности, и может формировать у пограничника искаженные оценки конкретной личности как представителя определенного этноса.

Такой подход позволяет автору выделить в культуре межнациональных отношений противоречие между необходимостью целостного и объективного восприятия любой личности другой личностью иной национальности и реальным её восприятием на уровне обыденного сознания.

Как показывает практика, в семье, школе, других учебных заведениях граждане получают определенный (чаще всего, минимальный) объем теоретических знаний в вопросах культуры межнациональных отношений. Но эти знания до прихода на службу в пограничные органы зачастую так и не становятся их убеждениями. Ведь убеждения вырабатываются только лишь на основе глубоких знаний, которые пережиты человеком, и становятся таковыми после установления их истинности. А это дается практикой. Однако, как правило, лишь небольшая часть сотрудников пограничных органов, особенно проходящих службу по призыву, до службы продолжительное время были членами многонациональных производственных и учебных коллективов, имели интенсивные межнациональные контакты, в процессе которых могли убедиться в истинности тех или иных полученных знаний.

Похожие диссертации на Культура межнациональных отношений в пограничных органах Федеральной службы безопасности России