Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Духовность, методологические средства исследования, ее особенности в деятельности сотрудников пограничных органов 17
1.1 Духовность: генезис и дифференциация содержания 19
1.2 Методологические средства социально-философского анализа содержания духовности 49
1.3 Особенности содержания духовности в деятельности сотрудников пограничных органов 76
Глава 2. Направления формирования и развития духовности в деятельности сотрудников пограничных органов 105
2.1 Общегуманитарное направление развития духовности в деятельности сотрудников пограничных органов 106
2.2 Профессиональное направление формирования духовности в деятельности сотрудников пограничных органов 133
Заключение 156
Список литературы 164
Приложения 176
- Духовность: генезис и дифференциация содержания
- Особенности содержания духовности в деятельности сотрудников пограничных органов
- Общегуманитарное направление развития духовности в деятельности сотрудников пограничных органов
Введение к работе
В российском обществе продолжаются изменения характера развития и взаимодействия основополагающих институтов общества, его экономической, политической, социальной и духовной сферы жизни. Духовность может выступать интегрирующим началом в обществе, ведущим качеством человека, его сознательной деятельности. Именно она обеспечивает человека системой базовых ориентиров, которыми он должен руководствоваться, чтобы оставаться человеком.
Противоречия в духовной сфере жизни общества в настоящий момент не находят своего разрешения, что ведет к их постоянному накоплению, несмотря на попытки их решения в социально-философских, культурологических, психологических, социологических и других исследованиях. На этом фоне в последнее время в российском обществе растет понимание необходимости духовного обновления, пересмотра и переоценки, исторически отживших ценностей, норм, традиций* и идеалов общества и их соотношения с современными ценностями, нормами, и идеалами либерально-демократических преобразований. Сотрудники пограничных органов - продукт общества, государства и проводники идей в духовной сфере. Высокий уровень противоречий в духовной сфере жизни общества обусловливает необходимость уточнения^ содержания духовной составляющей в деятельности сотрудников пограничных органов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в российском обществе за последние пятнадцать лет произошли существенные изменения во всех сферах его жизни и прежде всего в духовной. В этой связи растет понимание необходимости уточнения духовных основ общества и пограничной деятельности государства, что актуализирует проблему духовности в деятельности сотрудников пограничных органов федеральной службы безопасности .
Кроме того, актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:
Далее в тексте - «сотрудники пограничных органов».
4 во-первых, существенным влиянием рыночных отношений, системы их духовных ценностей на сотрудников пограничных органов, выполняющих задачи по защите и охране государственной границы. Такие традиционные для сотрудников пограничных органов понятия, как «Родина», «долг», «честь», «Отечество», «романтика пограничной службы», «профессионализм», «ответственность», «безопасность», «гордость за принадлежность к пограничным органам» и другие, претерпели серьезную трансформацию, их смысл и значение принижено, обеднено их содержание. Происходит так же изменение смысла и значения многих ценностей. Духовный вакуум в обществе, дискредитация старых и отсутствие новых духовных ценностей, низкая освоенность идеалов привели к серьезным проблемам в решении задач по защите и охране государственной границы; во-вторых, сложным процессом строительства и реформирования пограничных органов1, качественным изменением в характере их профессиональной деятельности. Сегодняшним' сотрудникам пограничных органов; и в первую очередь ее офицерскому корпусу, необходимы идеалы, нормы, цели, ориентиры, профессиональные компетенции, соответствующие возрастающим требованиям к их социальному облику; в-третьих, необходимостью исследования духовности как одной из основ деятельности сотрудников пограничных органов. Этим предопределена необходимость социально-философского переосмысления сущности духовности, структуры и особенностей ее производства, воспроизводства и потребления в пограничной деятельности на современном этапе духовного развития общества и пограничных органов;
Термин «пограничные органы» введен Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ, в ред. от 30 июня 2003 г. Его введение обусловлено передачей, согласно Указу Президента Рос. Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», функций Федеральной пограничной службы Федеральной службе безопасности Российской Федерации. в-четвертых, ролью общественных идей, которые выступают духовными факторами, движущими мотивами в деятельности, что актуализирует необходимость анализа этих факторов, как мотивов деятельности личности, общества и государства, в том числе в пограничной сфере; в-пятых, существенным усилением позиций религиозных объединений в российском обществе и возросшей активностью служителей культа по привлечению граждан всех возрастных групп в культовое обслуживание. Вовлечение населения, в том числе на приграничных территориях, в религиозно-образовательную, религиозно-воспитательную и иные виды деятельности по производству и воспроизводству религиозной духовности, что нередко ведет к монополии религии на духовность.
Таким образом, условия, объективные факторы и потребности осмысления противоречивых процессов в духовной сфере жизни современного российского общества выявили необходимость социально-философского анализа духовности в деятельности сотрудников пограничных органов, выполняющих социально значимые задачи по защите и охране государственной границы.
Степень научной разработанности темы. Проведенный автором анализ литературы и научных исследований по теме диссертации позволяет сделать вывод, что существует определенная теоретическая и методологическая база, представленная как в работах отечественных, так и зарубежных ученых. Некоторые из них посвящены данной проблеме в контексте с иными исследовательскими целями и задачами. Тем не менее, эти труды послужили основой творческого поиска диссертанта. Социально-философский анализ духовности личности характеризуется разнообразием исследовательских подходов и применяемого методологического инструментария исследования.
Анализ имеющейся социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, наиболее значимых для диссертационного исследования.
Первую группу источников составляют учебники, монографии, диссертационные исследования, статьи в периодической печати, посвященные акту- альным методологическим проблемам исследования духовной сферы жизни общества. В рамках этой группы можно выделить несколько направлений: первое направление в этой группе занимают исследования авторов, рассматривающих духовную жизнь в целом, а так же методологию ее исследования?; второе направление составляют работы авторов, рассматривающих духовную жизнь общества в социокультурном аспекте2.
Вторая группа содержит труды авторов, анализирующих различные виды духовной жизни общества . 1 См. работы: Алексеев И.В1 Социальная философия: М:, 2003; Бабушкин В;У. Философия^духа., Mi, 1995; Барулин B.C. Социально-философская;антропология. М., 1994; Гобозов И: А.. Социальная философия: учебник для^ вузов. М;, 2007; ИвинА.Аі Социальнаяг философиям Mi, 2003; Каган М:С. Человеческая; деятельность (опыт системного анализа). Mi, 1974; Крапивенский С.Э; Социальная философия. Волгоград, 1996; ПанаринА.С. Стратегическая* нестабильность в XXI веке. МЇ, 2003;: Соколов С.Вї. Социальнаяїфилософия. Мі, 2003
См. работы: АванесоватЕ.Аі Трактовка духовной, культуры и духовности в отечественной аналитике в>прошлом* и теперь II Вестш. Моск. Ун-та:. Сер; 7. Философия. № 4. 1998; Арнольдов А^ИЇ Человек ш мир культуры... Mi : МІчИК, 1992; Зеленин Д:К.Избранные труды: Статьшо духовной культуре 1934-1954. М;,. 2004; Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. Т.1.. / пер: с нем. Мі, 1996; ЛинтопРІ Культурные основания- личности II Человек; иссоциокультурная среда. М:, 1992; МежуевїВіМі Культурология и философия, культуры II Культурология сегодня: Основы,.проблемы, перспективы. Мі, 1993; Пёччеи А. Первобытная культура.. Мі, 1989; Тейяр де ШарденИ; Феномен человека.. М.,
1987; Хомутцов С.Ві Духовность, ее подобия;в культуре: автореф. дис д-ра филос. наук. Барнаул, 2009; Чавчавадзе Н:3і Культура и ценности: Тбилиси, 1984; Черникова Н;А. Духовность человека в контексте экологической» культуры: дис. ... канд. филос. наук. Мі, 2006; KroberAh., KluchohnC. Culture. A Critical Review of Concepts and'Definitibns. Massachusetts : Cambridg, 1952іи др. 3 См. работы: Бердяев Ні А. Русская идея // Самопознание: Сочинения. Mi, 1999; БуеваЛ.И. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996; Бурбулис Г.Э;, КемеровВ;Е. Духовность и рациональность. М., 1986; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М., 1980; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М., 1999; Капустин Б.В;, Лебедев А.В. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань, 1991; Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре. Mi, 1998; КосичевВ:В; О* русском национальном сознании. Mi, 2002; Крым-
Третью группу представляют работы, посвященные исследованию собственно проявления духовности в различных видах профессиональной деятельности, в том числе военной: первое направление данной группы составляют социально-философские работы военных ученых: С.С. Абрамовича, Б.Л. Белякова, Г.Г. Боговича, СВ. Волкова, В.И. Гидиринского, А.А. Зимина, Б.И. Каверина, А.И. Каменева, СВ. Клягина, Г.А. Кочкалды, А.А. Крупника, Ю.В. Курносова, М.М. Курочко, А.Д. Лопуха, СИ. Музякова, П.В. Петрий, А.П. Погорелого, О.Х.-А. Рахимова, А.Е. Савинкина, Н.А. Смирнова, P.M. Тимошева, О.А. Черницкого, СВ. Черноротова, П.И. Чижика, О.В. Шевченко и др. Вгэтих работах исследуется духовный мир военнослужащих, начиная от древнерусского воинства до современности; - второе направление представляют работы авторов, исследующих различные аспекты духовного мира сотрудников пограничных органов1. ский СБ. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12; Платонов Г.В. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение). Ml, 1998; СпиркинА.Г. Духовная, сфера-жизни, общества// Основы философии: Л 988; УледовА.К. Духовная жизнь, общества. М., 1987; Федотова В.Г. Практическое и-духовное освоение действительности. М., 1991; Франк С.Л. Духовные основы общества. Ml, 1992; ХолостоваТ.В: Проблема духовности человека // Методологические проблемы изучения* человека в марксистской философии. Л., 1979и др.
См. работы: Алексеев В.П. Актуальные вопросы правового воспитания военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Mi, 2001; БолдинК.Н. Проблема долга и призвания офицера - пограничника: дис. ... канд. филос. наук. М.: ВПА, 1974; Бондаренко В.А. Религиозные процессы, их влияние на деятельность пограничной службы: монография / под общ. ред. РодачинаВ.М. М.: Академия ФПС России, 2003; Герейха-нов Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность (социально-философский анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2006; Городинский В.И. Патриотическое сознание российских пограничников в условиях глобализации: дис. ... канд. филос. наук. М.: ПА ФСБ РФ, 2005; Касьянов A.M. МЛО: нужна опора не только на воспитательную работу // Вестник границы России. 1997; Муратов В.А. Формирование мо-тивационно-ценностной структуры профессиональной деятельности офицеров ФПС: социолого-управленческий аспект: дис. ... канд. социол. наук. М.: ВУ, 1995; МяготинА.В. Современная профессиональная этика офицера-
8 Однако и в работах авторов, относящихся к третьей группе, проблема духовности в деятельности сотрудников пограничных органов в целостном виде не рассматривалась, а анализировались элементы духовности в контексте решения других исследовательских задач.
Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования, необходимость целостного социально-философского осмысления духовности в деятельности сотрудников пограничных органов в интересах надежной защиты и охраны ими государственной границы, а так же теоретическая и прикладная значимость данной проблемы предопределили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом исследования является духовность, как феномен знаниевого бытия общества, ее генезис и содержание.
Предмет исследования - духовность в деятельности сотрудников пограничных органов, специфика ее производства, воспроизводства и потребления.
Цель исследования — на основе методологии социальной философии исследовать духовность, как важное основание деятельности сотрудников пограничных органов, рассмотреть основные направления ее воспроизводства и потребления с учетом состояния духовной жизни современного российского общества.
Достижение цели диссертационного исследования определило необходимость постановки и решения следующих задач: пограничника: сущность, содержание, приоритеты развития (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. М., 2000; Пухов В.И. Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. М., 2001; Сухарев В.А. Социально-профессиональные качества офицера-пограничника и их формирование: социально-философский анализ. М., 2003; ТепечинВ.И. Философско-социальный анализ деятельности офицера по формированию морального состояния личного состава Пограничных Войск в интересах охраны Государственной границы: дис. ... канд. филос. наук. М., 1992 и др.
1. Осуществить анализ развития представлений о духовности в истории соци- ально-философской мысли;
Рассмотреть систему методов социально-философского анализа духовности;
Уточнить базовые элементы и особенности содержания духовности сотруд- ников пограничных органов;
4. Исследовать процесс воспроизводства и потребления универсальных компо- нентов духовности в деятельности сотрудников пограничных органов;
5. Изучить специфику производства, воспроизводства и потребления профес- сиональных элементов духовности в деятельности сотрудников пограничных органов.
Гипотеза исследования. Духовность есть проявление сознания в жизни общества и личности, выраженное определенными интенциями в деятельности людей через целеполагание к целеутверждению (истины, добра, красоты и др.), формируется образованием и воспитанием, самообразованием и самовоспитанием в процессе производства и воспроизводства духовных ценностей и обуславливается профессиональной деятельностью, реализуясь в научной и оперативно-служебной деятельности.
Основная гипотеза исследования опирается на частные гипотезы: каждая цивилизация вырабатывает свою систему идеалов и ценностей, выражающую высокую духовность, а также критерии низкой духовности и бездуховности; духовное в деятельности человека представлено в виде мировоззренческих и методологических ориентиров и в соответствующих компетенциях; сотрудниками пограничных органов вырабатывается высокая духовность, основные параметры которой определены Конституцией Российской Федерации, Законом «О Государственной границе Российской Федерации» и реализуются через систему обучения, воспитания, педагогического сопровождения служебной деятельности; высокая духовность сотрудников пограничных органов достижима при соблюдении требований принципа единства образования и воспитания в учеб-
10 ных заведениях пограничного профиля, а также единства самообразования и самовоспитания в подразделениях границы; воспроизводство универсальных элементов духовности (истина, добро, красота и др.) реализуемо через систему гуманитарного образования и культурно-воспитательной работы в единстве с ориентацией на профессиональное обучение и деятельность, так как эффективность воспитательной работы увеличивается при дополнении ее элементами профессионального обучения и воспитания; воспроизводство профессиональных элементов духовности реализуется в ходе учебных занятий по специальным дисциплинам, а также в процессе пограничной деятельности, актуализации мировоззренческих и методологических установок универсальных элементов духовности. Формирование профессиональных элементов духовности сотрудников пограничных органов происходит более успешно при понимании ими важности самообразования и самовоспитания в ходе профессиональной деятельности по защите и охране государственной границы.
Границы исследования определяются его предметом, возможностями социально-философского анализа проблемы, а также конкретной адресностью исследования, осуществленного в интересах научного обеспечения эффективности подготовки профессиональных кадров для пограничных органов.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи, теории, методы социальной философии. Важная методологическая роль отводится положениям социальной философии о сущности и содержании духовной сферы жизни общества, проблемам индивидуального и общественного сознания.
Исходным методологическим принципом является условие соответствия метода объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются методы: функционально-деятельностный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический, социального детерминизма и историзма, а так же метод интенционального анализа. Использованы также методы сравнения, классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания.
В частности, метод интенционального анализа обеспечивает выявление и исследование тех актов сознания, которые участвуют в осмыслении и преобразовании (в феноменологической терминологии — конституировании) реальности. Термин «интенциональность» характеризует не предмет, а человеческое мышление или действие.
Теоретическую основу исследования составили научные достижения отечественых и зарубежных авторов по философии, истории и теории цивилизаций, социологии и феноменологии. В ходе исследования используется и теоретический потенциал положений, обоснованных в гуманитарных дисциплинах. К ним относятся, прежде всего, достижения социально-философской мысли, педагогической антропологии и культурологических исследований, и кроме того - теоретические (нормативные) установки документов высших законодательных органов нашего государства в отношении обучения и воспитания сотрудников пограничных органов.
Эмпирическая база исследования. Достижение цели и задач диссертации потребовало привлечения материалов исторического наследия социальной философии, относящихся к возникновению и эволюции представлений философов о духовности. Большую значимость для социально-философского исследования духовности имеют удостоверенные факты из работ отечественных и зарубежных ученых по философии, феноменологии, социологии. Особую группу эмпирических сведений исследования составляют открытые данные конкретных социологических исследований и опросов, проведенных в последние годы в различных приграничных регионах страны.
Основные научные результаты, полученные лично автором, состоят в том, что выявлены и охарактеризованы факторы генезиса и развития представлений о духовности в истории социально-философской мысли; осуществлен социально философский анализ духовности в деятельности сотрудников пограничных органов; разработаны основы интенционального подхода к ис-
12 следованию проблемы формирования и развития духовности в процессе деятельности пограничников; представлено авторское определение духовности сотрудников пограничных органов; выработаны и обоснованы направления формирования духовности в деятельности по защите и охране государственной границы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении и обогащении теоретических основ понятия «духовность», результатах ее социально-философского анализа и выработке направлений ее формирования.
Более конкретно научная новизна диссертации состоит в следующем: выделении духовности в качестве объекта и в обосновании важной роли профессиональной духовности, как существенного элемента практической деятельности сотрудников пограничных органов по защите и охране государственной границы; понимании духовности как свойства сознания личности, важного фактора выделения человека из животного мира, формирования и развития общества, применении интенционального анализа в качестве основного метода исследования направленности, устремленности сознания человека к утверждению в познавательной и практической деятельности требований следования истине, добру и красоте; сравнительном социально-философском анализе духовности сотрудников пограничных органов, обосновании положения об истине, добре, красоте, правопорядке и безопасности в качестве основных ориентиров в деятельности по охране границы и подготовке новых специалистов пограничного профиля; исследовании характера влияния таких духовных ориентиров на пограничную деятельность, трудностей в организации культурно-досуговой работы с сотрудниками пограничных органов, противоречий, связанных с сосуществованием в ней различных видов духовности;
13 - социально-философском обосновании направлений по формированию и развитию высокой профессиональной духовности, а так же деятельности руководителей пограничных органов по оптимизации взаимодействия с религиозными объединениями в интересах защиты и охраны государственной границы.
На защиту выносятся следующие положения:
Понимание духовности как проявления интенции форм общественного сознания в деятельности человека по утверждению приоритета в общественной жизни, прежде всего, истины, добра, красоты и др., и к их единству в мыслительной и практической деятельности, а так же обоснование специфики реализации требований этих идеалов в производстве, воспроизводстве и потреблении знаний о защите и охране государственной границы. Духовность с точки зрения социальной философии есть свойство форм общественного сознания, знаниевого бытия человека и общества. Знания включают в себя много его видов (естественно-научное, философское, религиозное и др.), оно в целом ин-тенционально к истине, добру, красоте, но в нем проявляются и другие устремленности.
Авторское определение духовности сотрудников пограничных органов как устремленности их сознания (мышления) к утверждению в профессиональной деятельности не только требований истины, добра и красоты, но и правопорядка, безопасности личности, общества, государства на государственной границе, что обусловлено не только прошлым опытом, но и современной практикой защиты и охраны государственной границы.
Духовность в деятельности сотрудников пограничных органов определяется их знаниевым бытием, которое производится, прежде всего, соответствующими ведомственными НИИ и осмысливается в вузах пограничного профиля, системе начальной подготовки пограничников, послевузовского обучения и т.п. В системе знаний, осваиваемых пограничником, объединяются ценностные аспекты различных видов деятельности, таких как познавательная,
14 правоохранительная, управленческая, пограничная, военная, дипломатическая и др.
Особенно значимы профессиональные элементы высокой духовности сотрудников пограничных органов, их интенции к утверждению правопорядка и безопасности на государственной границе, которые имеют свои основания в философском, этическом, эстетическом знании и т.п., а так же реализуются через систему профессиональной познавательной и оперативно-служебной деятельности.
3. Формирование духовности сотрудников пограничных органов осуще ствляется в процессе обучения и воспитания, в рамках требований общих принципов дидактики, но с учетом специфики, которая задается содержанием профессиональной деятельности по защите и охране государственной границы.
Содержание профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов обеспечивает эффективность развития у них высокой духовности, способствует воспроизводству новых поколений защитников рубежей Отечества.
Современная военно-педагогическая наука выделяет большое количество направлений воспитательной работы, способствующих развитию высокой духовности. По мнению автора, наиболее приоритетными из них являются те, которые связаны с основными формами общественного сознания: нравственным, политическим, правовым, эстетическим, патриотическим, воинским, а так же физическим воспитанием. Эти направления четко просматриваются в содержании, формах и методах работы, как учебных заведений пограничного профиля, так и в подразделениях пограничных органов.
4. Формирование духовности сотрудников пограничных органов суще ственным образом зависит от единства универсальных и профессиональных компетенций. Формирование универсальных элементов духовности ведется по направлениям основных форм общественного сознания с помощью общегума нитарного блока дисциплин, которые призваны выстроить требования идеалов истины, добра и красоты, обеспечить их сопряжение со способами и средства ми утверждения правопорядка и безопасности при решении служебных задач.
5. Развитие духовности сотрудников пограничных органов существенным образом зависит от единства образования и самообразования, воспитания и самовоспитания в процессе их профессиональной деятельности.
Подготовка и переподготовка (повышение квалификации) сотрудников пограничных органов в учебных заведениях пограничного профиля (ВВУЗы, учебные центры, учебные подразделения и т.п.) повышает качество их профессиональных компетенций. В учебном заведении более перспективным позиционирует себя тот сотрудник пограничных органов, который не ограничивается рамками учебной программы, а старается освоить максимально возможный объем профессиональных знаний. Однако практика защиты и охраны государственной границы позволяет выявить новые требования, определить потребность в новых знаниях и умениях т.е. настоятельно требует дополнения образования самообразованием.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы проведенного диссертационного исследования обсуждались на кафедрах гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пограничной академии и Московского пограничного института ФСБ России, в процессе проведения занятий со слушателями и курсантами данных учебных заведений.
В Московском пограничном институте ФСБ России материалы диссертации включены в учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Кроме того, основные положения прошли апробацию в изданиях, в т.ч. рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
I. Публикации в изданиях, включенных в обязательный список ВАК РФ:
1. Москалюк Н.Ю. Духовность в деятельности сотрудников пограничных органов // Вестник МГОУ. 2010. № 2. (Философские науки). - (0,5 п.л.).
2. Москалюк Н.Ю. Духовность в социальной философии и в деятельности сотрудников пограничных органов // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. № 2 (17). - (0,5 п.л.).
П. Другие публикации по теме диссертации:
Москалюк Н.Ю. Проблема духовности в современной социальной философии // Труды академии. № 53. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009. - (0,3 п.л.).
Москалюк Н.Ю. Духовность в деятельности сотрудников пограничных органов // Современные взгляды на теорию и практику подготовки курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля по вопросам пограничной деятельности: материалы межвузовской научно-практич. конф. от 18 марта 2009 г.: тезисы докладов. - Голицыне, 2009. — (0,3 п.л.).
Москалюк Н.Ю. Силовое принуждение в духовной сфере жизни общества // Силовое принуждение и проблемы обеспечения национальной безопасности России / под общ. ред. Кулакова А.В. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. - (0,2 п.л.).
Структура работы подчинена цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Духовность: генезис и дифференциация содержания
В истории философской мысли было множество идей относительно представлений о духе и духовности человека. Поэтому автор опирается на принцип историзма, реализация которого позволяет не только объективно оценить историю, но и учесть опыт предыдущих поколений. Важным методологическим требованием является то, чтобы анализируя явления и процессы, «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»1. С позиции данного требования рассмотрим, каким образом представление о духе и духовности личности осмысливались в прежние эпохи.
Понятие «дух» (греч. vovg, ЯУЄОПХХ; лат. spirits, men s; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit), производным» которого является понятие духовность, имеет много разных значений. В настоящее время понятие духахтало употребляться в трех основных смыслах. В прямом смысле дух - это высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; эта способность играет роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души. В переносном смысле дух - это внутренняя сущность, смысл чего-либо. Во вненаучном знании наиболее часто дух понимается как сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен2. Неоспоримым фактом является отсутствие у животных духовности, способности дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром духовных ценностей. Понятия сознания и духа в светской традиции суть синонимы и применимы только к человеку, но не к животным. Современная наука находит все больше фактов, подтверждающих положение о том, что человек по своей природе - биосоциальное существо, произошел из животного мира. Общеизвестны факты воспитания, игры у животных, в которых образцы поведения действительны лишь по своим последствиям, а по сути, существуют лишь в воображении животных. Возникновению духовной жизни, предшествует длительный период развития мышления и воображения у высших животных, предков человека. Можно предполагать так же возникновение и развитие сознания у становящегося человеком существа на основе трудовой деятельности, совершенствования орудий труда и вместе с этим его языка, речи в эпоху ранней дикости. Как утверждают отдельные ученые духовная жизнь первобытных коллективов людей на поздних этапах эпохи дикости имела в качестве синтетического способа духовного освоения мира мифопоэтический способ понимания действительности в силу соответствующего уровня развития производительности труда. Мифопоэтический способ институционализации первобытного человека является исходным пунктом для развития многообразия духовных способов и форм постижения мира социального. Многое из этих способов не только сохранилось в фольклоре, но и послужило основой для возникновения морали, права, искусства, религии и философии. Для возникновения мифопоэтического миропонимания было достаточно материала не столько в царстве животных, сколько в человеческом обществе, развитом на основе обычая, традиции, игровых и воспитательных компонентов бытия древних людей. Для функционирования фольклора не обязательно выделение профессиональных групп, которое к тому же невозможно в условиях собирательства и охоты в силу отсутствия материального производства.
Примитивные народы еще не различают понятий «душа» и «дух», для них существует лишь некая нераздельная реальность, стоящая за видимыми предметами. На этот счет существует авторитетное свидетельство Э. Тайлора, который пишет о том, что у «дикарей» в результате обобщения их жизненного опыта появляется понятие, «которое может быть названо призрачной душой, духом—душой»1. И далее: «Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ может быть определено следующим образом: Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим как фантасм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним.
Особенности содержания духовности в деятельности сотрудников пограничных органов
Для того чтобы понять сущность, содержание и особенности проявления духовности в деятельности сотрудников пограничных органов, как свойства сознания (духа) человека, необходимо иметь хотя бы общие представления о природе деятельности человека. Это тем более необходимо, поскольку духовность непосредственно связана с деятельностью и формируется в ней.
Деятельность — одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения це-леполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия — с другой1. Деятельность (способность к преобразованию) - социально-философское понятие, характеризующее человеческое бытие как творческое и созидательное деяние2. Любая человеческая деятельность всегда начинается с постановки цели - идеального, мыслительного будущего предвосхищения его труда. Деятельность невозможна без наличия человека-субъекта. В философии в общем и в социальной философии, в частности, субъект органично связан с объектом. Человек-субъект, прежде всего, сознает, какой объект он творит и для чего он это делает. Соответственно этому в структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия деятельности и ее продукт) компоненты. В рамках традиционных форм философствования принята дифференциация деятельности по предметному критерию: материальная деятельность, как реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства; социальная деятельность, как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная деятельность, как реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии.
Обращение к проблеме деятельности позволяет показать духовность как содержательную характеристику сознания человека, подтвердить его принципиальное отличие от животного.
Специфическая человеческая форма взаимоотношения с действительностью и называется деятельностью. Она представляет собой форму активности человека и обеспечивает не только его биологическую, но и социальную жизнь1. Поэтому понятие деятельности «охватывает и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурную, специфически человеческую деятельность»2, В силу этого человеческая деятельность охватывает и сверхбиологические потребности, которые порождались формированием социальных, социокультурных отношений и удовлетворение которых нуждалось в появлении новых форм активности. Человеческая деятельность, поэтому есть социально сформировавшаяся и культурно организованная активность, что непосредственно связано с появлением субъекта и объекта, Эта деятельность сама теперь может быть определена как «активность субъекта, направленная на объ-екты или на других субъектов» , сам же человек в этом случае должен рассматриваться как субъект деятельности.
Для нас принципиально важно, что в ходе деятельности субъект практически и теоретически овладевает объектом, тем самым реализуя различные формы своей активности. Исходя из этого, неверно соотносить деятельность лишь с практикой, с практическим освоением действительности, ибо познание, духовное производство также представляют собой специфические виды деятельности1.
Таким образом, для личности деятельность - это потребность, это способ существования. Мера соответствия поставленной цели возможностям субъекта выступает основным критерием качества осуществления деятельности. Как отмечает К.А. Абульханова, «становление личности субъектом деятельности происходит не только в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, не только в её осуществлении на общественно необходимом нормативном уровне, но и в организации деятельности и своей активности; организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованно с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей»2. Личность способна соединять все уровни регуляции деятельности. Это есть способность саморегуляции, при этом личность может приспособить свои качества к задачам деятельности, а «саморегуляция» — это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая и активизирующая позиция субъекта.
Осуществляя деятельность, человек познает природу, общество, человека или самого себя. «Познавательная деятельность, — писал М. С. Каган, — не затрагивает реального бытия объекта, а если и изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть; активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте» .
Общегуманитарное направление развития духовности в деятельности сотрудников пограничных органов
Для того чтобы понять сущность, содержание и особенности проявления духовности в деятельности сотрудников пограничных органов, как свойства сознания (духа) человека, необходимо иметь хотя бы общие представления о природе деятельности человека. Это тем более необходимо, поскольку духовность непосредственно связана с деятельностью и формируется в ней.
Деятельность — одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения це-леполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия — с другой1. Деятельность (способность к преобразованию) - социально-философское понятие, характеризующее человеческое бытие как творческое и созидательное деяние2. Любая человеческая деятельность всегда начинается с постановки цели - идеального, мыслительного будущего предвосхищения его труда. Деятельность невозможна без наличия человека-субъекта. В философии в общем и в социальной философии, в частности, субъект органично связан с объектом. Человек-субъект, прежде всего, сознает, какой объект он творит и для чего он это делает. Соответственно этому в структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия деятельности и ее продукт) компоненты. В рамках традиционных форм философствования принята дифференциация деятельности по предметному критерию: материальная деятельность, как реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства; социальная деятельность, как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная деятельность, как реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии.
Обращение к проблеме деятельности позволяет показать духовность как содержательную характеристику сознания человека, подтвердить его принципиальное отличие от животного.
Специфическая человеческая форма взаимоотношения с действительностью и называется деятельностью. Она представляет собой форму активности человека и обеспечивает не только его биологическую, но и социальную жизнь1. Поэтому понятие деятельности «охватывает и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурную, специфически человеческую деятельность»2, В силу этого человеческая деятельность охватывает и сверхбиологические потребности, которые порождались формированием социальных, социокультурных отношений и удовлетворение которых нуждалось в появлении новых форм активности. Человеческая деятельность, поэтому есть социально сформировавшаяся и культурно организованная активность, что непосредственно связано с появлением субъекта и объекта, Эта деятельность сама теперь может быть определена как «активность субъекта, направленная на объ-екты или на других субъектов» , сам же человек в этом случае должен рассматриваться как субъект деятельности.
Для нас принципиально важно, что в ходе деятельности субъект практически и теоретически овладевает объектом, тем самым реализуя различные формы своей активности. Исходя из этого, неверно соотносить деятельность лишь с практикой, с практическим освоением действительности, ибо познание, духовное производство также представляют собой специфические виды деятельности1.
Таким образом, для личности деятельность - это потребность, это способ существования. Мера соответствия поставленной цели возможностям субъекта выступает основным критерием качества осуществления деятельности. Как отмечает К.А. Абульханова, «становление личности субъектом деятельности происходит не только в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, не только в её осуществлении на общественно необходимом нормативном уровне, но и в организации деятельности и своей активности; организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованно с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей»2. Личность способна соединять все уровни регуляции деятельности. Это есть способность саморегуляции, при этом личность может приспособить свои качества к задачам деятельности, а «саморегуляция» — это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая и активизирующая позиция субъекта.
Осуществляя деятельность, человек познает природу, общество, человека или самого себя. «Познавательная деятельность, — писал М. С. Каган, — не затрагивает реального бытия объекта, а если и изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть; активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте» .