Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности Юдина, Татьяна Алексеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юдина, Татьяна Алексеевна. Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Юдина Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Ин-т философии и права СО РАН].- Новосибирск, 2013.- 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/75

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность философского анализа роли языка в формировании идентичности вызвана необходимостью исследования проблем, связанных с осознанием себя и своей роли в обществе для личности с неопределенной идентичностью, которая возникает вследствие разнонаправленных тенденций развития современного общества: глобализации, с одной стороны, и с другой стороны, возврата к своим корням, акцентированию своей национальной самобытности, рефлексии над своей идентичностью. Эти проблемы являются выражением более общей философской проблемы, соотношения фрагментации и интеграции, общего и особенного.

Современная ситуация определяется расширением межкультурной коммуникации, которая, в свою очередь, обязана своим развитием совершенствованию технологий, туризму, изменениям экономических и политических систем, новым иммиграционным моделям, повышению плотности населения; межкультурным бракам. В современном обществе с особой остротой встает проблема изменения новых идентичностей на старые, возврата старых идентичностей, трансформации имеющихся и т.д. Принимая во внимание современные тенденции развития общества: рост межнациональных, межэтнических конфликтов во всем мире, усиление страха перед «чужим» в европейском и мировом культурном пространстве, рост миграции населения во всем мире, важно учитывать острую необходимость осмысления и углубления понимания сущности идентичности, характерных особенностей этого явления, и важность формирования той или иной идентичности на определенном этапе развития личности.

В современном мире люди всё более дистанцируются друг от друга социально, особенно от людей, представляющих другие политические взгляды, имеющих иной стиль жизни, другую культуру. Неопределённость, которая возникает у людей в результате быстро меняющегося мирового порядка и пересмотра или отказа от традиционных социальных структур создает высокую неопределённость в обществе. Многие миллионы людей считают спасением от неопределенности – принадлежность к группе, основанной на этнической схожести, языке, общей вере, экономическом интересе, сходстве политических взглядов и т.д.

Национальная и этническая идентичности формируются благодаря чувству разделённого наследия, истории, традициям, ценностям, схожему поведению, месту происхождения и в немалой степени – языку, который является системообразующим коммуникационным фактором формирования общества (следует заметить, что в данном контексте мы не разделяем «язык» как систему знаков и «речь» как способ коммуникации, объединяя термином «язык», хотя в отдельных контекстах будем пользоваться и термином «речь»). Недостаточное овладение языком новой для человека социальной группы оставляет этого человека за рамками данной группы.

Язык является признанным маркером идентичности. Лингвистическое выражение идентичности способствует объединению людей в группы и поддержанию необходимой идентичности внутри группы. Речь и манера общения являются отличительными признаками социального статуса и уровня образования человека. Формирование идентичности рассматривается как решающий аспект социального благополучия человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ роли языка в формировании идентичности исключительно актуален в настоящее время. Процессы, происходящие в мировом сообществе, требуют детального и разностороннего социально-философского анализа, обобщения и систематизации. Проблемы языка, этничности и идентичности находятся в поле зрения ученых всего мира. Ими занимаются социальные философы, лингвисты, социолингвисты, антропологи, психологи и т.д. Однако, ввиду неоднозначности и большого разнообразия социальных явлений и процессов, представляется необходимым дополнительно систематизировать существующие теории, исследующие феномен идентичности, а также изучить лингвистический аспект формирования идентичности в рамках социально-философского анализа, т.к. именно в языке выражается идентичность человека.

Степень разработанности проблемы

Социально-философская проблема, исследуемая в диссертации, - это проблема перехода от неопределенной идентичности к достигнутой идентичности, такой, которая одновременно признана членами определенной социальной группы.

Многочисленные исследования в области философии, психологии, социологии, социолингвистики, международной коммуникации выявили тот факт, что потребность в идентичности относится к базовым потребностям социализированной личности, т.к. феномен идентичности определяет место человека в обществе, его социальный статус, его психологическое здоровье. В шестидесятых годах XX века Э. Эриксон ввел это понятие в междисциплинарный научный обиход понимая его как «Субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности», хотя, по его собственному признанию он не смог дать окончательного определения: «Единственный путь определить его — попытаться понять, в каких контекстах без него нельзя обойтись».

Психологи З. Фрейд, К. Юнг, А. Фрейд, Э. Эриксон рассматривали феномен идентичности каждый со своих позиций, тем самым внося большой вклад в развитие теории идентичности. Э. Эриксон ввел периодизацию формирования идентичности человека в зависимости от возраста. Он обозначил восемь периодов, расположенных в определенной последовательности в течение всей жизни, каждый из периодов предназначен для решения определенной жизненной задачи. Если человеку не удается решить задачу одного из периодов, то он сталкивается с проблемами неопределенной идентичности или «размытой идентичности», либо полного отсутствия таковой, что приводит к трудностям в социализации человека.

В своих трудах Ж. Пиаже занимался изучением процесса формирования у человека этнической идентичности и пришел к выводу, что она формируется в раннем подростковом возрасте, начиная с 9 лет.

Первыми на проблему идентичности в философском аспекте обратили внимание Дж. Мид и Ч. Кули, основоположники символического интеракционизма, хотя они не употребляли термин «идентичность». Они пользовались термином «самость», «Self», имея в виду такой аспект личности, который состоит из самосознания и образа себя, созданного другими людьми. Дж. Мид показал, что осознание человеком самого себя неотделимо от восприятия его обществом. Следовательно, идентичность является социальным образованием, человек формирует себя таким, каким хотят его видеть другие.

Затем Р. Тернер, Г. Беккер в своей «теории ролей» выдвинули идею о том, что личность представляет собой совокупность ролей, исполняемых человеком в обществе, что привело к мысли о множественности идентичностей у человека, в соответствии с ролями в обществе. Поэтому в своем исследовании мы будем использовать два термина, различая «идентичность» как общекультурный феномен, как присущее любому индивиду качество, фиксирующее его социальность, и конкретные «идентичности», определяемые членством в конкретных социальных группах, в соответствии с ролями в обществе согласно «теории ролей» Р. Тернера и Г. Беккера.

И. Гофман предложил объединить «теорию ролей» и концепцию символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули в нечто третье, своеобразный подход, названный им «драматургический анализ» или «презентация себя». «Презентация себя» - это действия, предпринимаемые человеком для создания в умах других людей образа о себе. Люди реагируют на то, что другие люди имеют в виду, говоря или поступая определенным образом. Чтобы понять намерение другого человека, необходимо представить ситуацию с точки зрения этого человека. Эта способность позволяет предвидеть, как другие отреагируют на наши слова или действия ещё до того, как мы что-то произнесем, или сделаем. Социальное взаимодействие включает, таким образом, принятие человеком на себя роли другого. Подобный драматургический анализ социальных ролей невозможен без философской рефлексии над собой и окружающими людьми, когда необходима интерпретация мыслей и чувств других людей в отношении себя.

Идентичность человека формируется в процессе социализации. Поэтому в исследовании большое внимание уделялось анализу теорий социализации как зарубежных авторов: П. Сорокина, Э.Фромма, М. Мид, М. И. Дж. Водсворта, Р. Брислина, так и отечественных: В.А. Ядова, И.С. Кона, А.И. Ковалевой, Ж.Т. Тощенко, М. Б. Глотова, Б.Д. Парыгина, Я. И. Гилинского, А.В. Мудрика и др.

Важным аспектом социализации является формирование этнической идентичности. В настоящее время на первый план вышли во всем мире вопросы иммиграции, временной и постоянной смены места жительства, насущной проблемой многих иммигрантов стала проблема формирования новой этнической идентичности, либо сохранения старой. Отечественные ученые В. А. Тишков, В. С. Малахов внесли большой вклад в анализ и систематизацию теорий идентичности и в частности: в понимание национальной и этнической идентичности.

По итогам проанализированных научных публикаций, значительную часть составляют работы американских ученых, занимавшихся и занимающихся проблемами идентичности и языка в межкультурном общении: У. Лабова (W. Labov), П. Кроскрити (P. Kroskrity), Дж. Брукса (J. D. Brooks), К. Тёрнера (C. Turner), Ч. Тейлора (Taylor С.), В. Гудикунста (W. B. Gudykunst), М. Фонг (M. Fong), Б. Холла (B. J. Hall), Г. Оллпорта (G. W. Allport), В. Колье (V.J. Collier), В. Чена (V. Chen), Г. Йепа (G.A. Yep), С. Тинг-Туми (S. Ting-Toomey), Дж. Мартина (J. N. Martin), Т. Накаямы (T.K. Nakayama), Г. Мэтьюз (G. Mathews), а также европейских ученых, в частности британских, таких как Р. Дженкинс и Т. Омонийи, исследующих проблемы идентичности в разных аспектах, в том числе лингвистическом.

По выражению Г. Мида «социальный опыт есть обмен символами». А язык – это система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом и взаимодействовать. Дж. Фишман, высказываясь о роли языка в формировании этнической идентичности, назвал две характерные черты: 1) язык – как маркер этнической идентичности и 2) как носитель и хранитель содержания культуры этноса. В основном этими двумя идеями и ограничивались исследования роли языка в процессе формирования этнической идентичности. Отечественные лингвисты и социолингвисты (О. Кулаева, А Вежбицкая, Т.Г. Стефаненко, Л.И. Гришаева) углубили понимание идентичности в лингвистическом аспекте, выявляя речевые модели и языковые средства, которые используются в процессе формирования идентичности. Однако в них отсутствует социофилософский анализ данной проблемы, вызывая необходимость проведения такого рода работы. В свою очередь философские подходы к определению идентичности также отличаются большим разнообразием понимания, как самого феномена идентичности, так и процесса её формирования. Эссенциалисты (М. Бухольц, Ф. Грёбнер и др.) рассматривают идентичность как фиксированное, статичное явление, обладающее определенным набором признаков, что позволяет создать типологию идентичностей и различные классификации. По мнению Ф. Грёбнера, идентичность может рассматриваться в трех аспектах как: 1) субъективное чувство восприятия себя человеком; 2) обладание персональными классификационными «маркерами», которые важны как для самого человека, так и для других и 3) отличие человека как члена группы (групп). Сторонники этого подхода различают 3 вида идентичности: 1) индивидуальная идентичность, 2) персональная идентичность, 3) социальная идентичность.

В отличие от вышеуказанного подхода, постструктуралистский подход делает акцент не на статику, а на динамику, т.е. на процесс формирования идентичности, который происходит в каждый момент речи, взаимодействия, в течение всей жизни человека.

Оба подхода (эссенциалистский и постструктуралистский) рассматривают феномен идентичности с разных позиций, что выявляет односторонний характер исследования этого сложного явления.

Кроме того, исследование роли языка в формировании идентичности необходимо для более глубокого понимания, как самого феномена идентичности, так и процесса её формирования.

Все вышеуказанные причины определили выбор темы: «Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности».

Объектом исследования является феномен идентичности, понимаемый как один из ключевых способов существования личности в социальной реальности, как постоянно конструируемый результат идентификации человека с той или иной социальной группой в процессе социальной коммуникации и взаимодействия.

Предметом исследования являются способы формирования идентичностей человека с помощью языковых средств, характер сопряженности процесса освоения языка определенной социальной группы и конструирования идентичности.

Цель исследования заключается в построении модели формирования идентичностей с помощью языковых средств.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– раскрыть роль языка в процессе формирования идентичности как одного из ключевых аспектов социализации личности;

– описать способы формирования различных типов идентичностей при помощи языковых средств, а также способы языкового выражения дифференциации и стратификации социальных групп;

– установить особенности функционирования динамических принципов идентификации - сходства и различия в формировании идентичности и их выражения в языке;

– раскрыть степень полноты вовлеченности языковой системы в процесс формирования идентичностей;

– выявить роль рефлексии по поводу идентичности при обучении иностранным языкам.

Теоретико-методологические основания исследования

Теоретические основы исследования. Многогранность социально-философского анализа способов, стратегий и механизмов конструирования идентичности в процессе социализации человека требует обращения к широкому кругу философских, социологических, социолингвистических, лингвистических исследований в данной области. Поэтому автор рассматривает феномен идентичности при помощи социально-философских теоретико-методологических рефлексивных подходов, а именно: системного; структурно-функционального; эссенциалистского; постструктуралистского. Системный подход позволил исследовать общество как совокупность взаимодействующих объектов. Структурно-функциональный подход дал возможность проанализировать функции человека, выполняемые в рамках этой системы в процессе социализации, одним из аспектов которой является идентификация. Когнитивная функция идентификации требует применения эссенциалистского подхода, который позволяет понять «сущность» феномена идентичности, маркирует эту «сущность» и жестко ставит границы, т.е. создает нечто стабильно-статичное – некую типологию, классификацию.

Постструктуралистский подход дал возможность глубже понять природу и механизмы конструирования идентичностей в процессе коммуникации, поскольку этот метод нацелен на анализ языка, посредством которого субъект получает признание другого субъекта и конструирует собственную идентичность. Необходимо отметить, что эссенциалистский и постструктуралистский подходы исследуют феномен идентичности с разных позиций, в результате чего процесс исследования этого явления заходит в тупик, приобретая односторонний характер. Автор данной работы предлагает рассмотреть эти подходы не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие, как различные, последовательные этапы в исследовании феномена идентичности и процесса идентификации, которые не могут существовать без идей каждого из них. Именно сочетание этих двух подходов позволяет решить задачи данного исследования. Основанием для выбора именно этих подходов является возможность максимально учесть как статику, так и динамику процесса идентификации.

Поскольку нас интересуют лингвистические аспекты идентификации, которые реализуются в непосредственном взаимодействии, общении между людьми, то возникла необходимость исследования общества на микро-уровне, т.е. исследования конкретных социальных моделей взаимодействия в определенных коммуникативных ситуациях. Поэтому основными теоретико-методологическими источниками настоящей диссертации послужили работы и идеи классиков, представителей символического интеракционизма: Г. Мида, И. Гоффмана, Ч. Кули, а также функционально-деятельностный подход Л. Витгенштейна с его теорией «языковых игр», теория идентичности Э. Эриксона, теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера, теория «ролей» Р. Тернера, Г. Беккера, теория социализации Э. Гидденса, работы представителей постструктурализма С. Холла, З. Баумана, К. Уидона, рассматривающих идентичность как никогда не прекращающийся процесс идентификации личности с той или иной социальной группой в процессе коммуникации, французского философа П. Рикёра, обозначившего проблему семантической двусмысленности в понимании идентичности и сделавшего попытку устранить эту двусмысленность в предложенной теории нарратива, исследуя многочисленные возможности установления связей между постоянством и изменением, которые соответствуют идентичности в смысле «самости».

Для решения задач, поставленных в соответствии с темой исследования: «Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности» автор обращался:

– к идеям таких ученых как: З. Фрейд, Дж. Гамперц (J. Gumperz), Р. Ле Паж и А. Табюре-Келлер (R. Le Page and A. Tabouret-Keller), М. Бухольц, Дж. Джозеф, Д. Блок (D. Block), Р. Дженкинс (R. Jenkins) исследующих феномен идентичности, которые стремились выявить сущность этого явления, дать описание идентичностей, выявить отличительные особенности, представить типологию идентичностей и разного рода классификации.

– значительное внимание автор посвятил исследованию проблемы конструирования расовой, национальной и этнической идентичности и поиску способов выражения этих идентичностей в языке. Основанием для работы послужили идеи: Э. Геллнера, Э. Хобсбаума, Т. Ренглера, Б. Андерсона, Э. Смита, Ж. Пиаже, В. А. Тишкова, Ю.В. Попкова, Т. Г. Стефаненко, Гришаевой Л. И., Леонтович О. А., Л.Н. Кубъяс, И. В. Кудачкиной, А. Джиоевой.

– на основе работ как зарубежных авторов З. Фрейда, Дж. Г. Мида, Ч. Х. Кули, И. Гофмана, Ж. Пиаже, П. Сорокина, Э.Фромма, М. Мид, М. И. Дж. Водсворта, Р. Брислина, Дж. Масиониса, так и отечественных В. А. Тишкова, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядова, И.С. Кона, А. И. Ковалевой, Ж.Т. Тощенко, М. Б. Глотова, Б.Д. Парыгина, Я. И. Гилинского, А.В. Мудрика исследовался процесс, возрастные этапы социализации, механизмы и агенты социализации. Особое внимание уделялось идентификации, как аспекту социализации личности.

– автор в своей исследовательской работе опирался на работы классиков лингвистики: В. фон Гумбольдта, занимавшегося проблемами связи языка и восприятия мира людьми разных культур, Э. Сепира и Б. Уорфа, создавших теорию лингвистической относительности, И. А. Бодуэна де Куртенэ, подчеркивавшего социальную природу языка, Ф.де Соссюра, разделившему речевую деятельность на язык и речь, Р.О. Якобсона, разработавшему «теорию речевых актов», Э. Бенвениста, исследовавшего социальную природу системы местоимений; Ф. Боркенау, который воссоздал историческую ретроспективу возникновения «Я–формы речи». А также автор обращался к работам современных лингвистов и социолингвистов:, Дж. Фишмана, У. Лабова, А. Вежбицкой, Л.И. Гришаевой, С.И. Гарагули, и др.

При исследовании проблем, связанных с обучением и изучением иностранных языков, автор опирался на свой многолетний опыт преподавания английского языка, а также обращался к работам С.Г. Тер-Минасовой, Дж. Тапиа, А. Джиоевой и др.

Эмпирическую основу диссертации составляют данные социологических и статистических исследований. Широко использованы материалы конференций по проблеме идентичности, взаимосвязи идентичности и языка, способам и механизмам конструирования идентичностей. Кроме того, в работе рассматриваются и анализируются примеры из аутентичных источников.

Методологические основания исследования. При проведении исследования используются общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. Их применение позволяет раскрыть роль языка в формировании идентичности и выявить механизмы конструирования идентичности при помощи языковых средств.

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Проведен методологический анализ теорий идентичности, причем наиболее адекватными современному состоянию исследований в этой области с учетом лингвистического аспекта оказались эссенциалистский и постструктуралистский подходы. Они рассматривают идентичность с разных позиций: эссенциалистский подход описывает «сущность» явления, фиксированные социальные группы, определяет их характеристики, проводит типологизацию и классификацию идентичностей; постструктуралистский подход, в свою очередь, рассматривает идентичность как процесс постоянного формирования необходимых в данный момент идентичностей в процессе коммуникации и взаимодействия людей. Основанием для сочетания данных подходов является заведомая неполнота применения каждого из них в отдельности.

  2. Предложена модель процесса иерархизации идентичностей, которая основывается на сочетании обоих подходов к пониманию идентичности: эссенциалистском и постструктуралистском. Каждая коммуникативная ситуация потенциально характеризуется множеством актов позиционирования, в которой возникает и «прочитывается» группа идентичностей, но каждая идентичность характеризуется своей отличительной особенностью. Наиболее яркая и важная на данный момент действия идентичность (внутри данного контекста взаимодействия) выдвигается на передний план и с помощью речи попадает на вершину иерархии идентичностей. Выбор языковых средств предполагает существование альтернатив. Те средства языка, которые не были выбраны в данный момент взаимодействия, являются альтернативными идентичностями, которые отошли на задний план или менее употребительны. Данная модель наглядно демонстрирует механизм формирования идентичности и роль языковых средств в этом процессе. Выявлен дуально-коммуникативный характер формирования идентичности: субъект пытается создать ту или иную идентичность, другие (социальное окружение) пытаются воспринять сигнал, посылаемый от субъекта и дать свою интерпретацию идентичности. Идентичность сформирована тогда, когда существует единство присоединения изнутри и приписывания снаружи.

  3. В процессе конструирования идентичности установлены особенности применения таких динамических принципов идентификации как сходство и различие, а также выявлена роль языковых средств в этом процессе, которые либо объединяют человека с социальной группой, либо демонстрируют различия;

  4. Выявлено, что конструирование полной идентичности в лингвистическом аспекте требует полноты вовлеченности всей языковой системы (всех уровней языка: лексического, грамматического, фонетического, синтаксического), а не только какого-либо одного уровня (например, лексического) для конструирования одного из типов социальной идентичности (например, профессиональной). Для формирования разных типов идентичности требуется разная степень вовлеченности языковой системы.

  5. Условием конструирования идентичности является рефлексия по поводу, как особенностей своего родного языка, так и изучаемого иностранного языка. Установлена связь между полнотой самоидентификации с носителями изучаемого языка и культуры и освоением изучаемого языка. Изучение иностранного языка способствует осознанному формированию национальной и этнической идентичности на основе принципов тождества и различия, внутренней установки на плюрализм, как попытки взглянуть из другой перспективы на «свое», родное и уважение точки зрения «других» на свой «родной» язык и культуру.

Положения, выносимые на защиту:

        1. Лингвистический аспект процесса идентификации обусловливает необходимость сочетания эссенциалистского и постструктуралистского подходов к пониманию, как самой идентичности, так и процесса её формирования. Эссенциалистский подход обеспечивает понимание идентичности как устойчивого явления, обладающего определенными атрибутами и характерным поведением членов социально-определенных групп, ссылаясь на культурные или биологические характеристики, которые зачастую являются врожденными или неотъемлемыми. Языковые средства выражают феномен идентичности как результат, т.к. номинативная функция языка предполагает фиксированные значения слов, при помощи которых человек познает окружающую действительность. Постструктуралистский подход позволяет рассматривать идентичность как процесс, т.к. формирование идентичности происходит непосредственно в динамичном процессе социальной коммуникации и взаимодействия.

        2. На основе сочетания эссенциалистского и постструктуралистского подходов предложена динамическая модель процесса иерархизации идентичностей, основная идея которой состоит в том, что каждый субъект социального взаимодействия обладает открытым множеством идентичностей, причем на каждый момент коммуникации задействуется одна или несколько из них в зависимости от того, с представителями какой группы и в каких условиях осуществляется коммуникация.

        Выделяются два типа идентичностей, которые принципиально по-разному определяют процесс коммуникации: первичные и вторичные. Характерными особенностями «первичных» идентичностей (индивидуальная, персональная, гендерная, расовая), которые формируются в ранний период жизни, являются преобладание внешнего компонента над внутренним, отсутствие возможности противостоять авторитарному нажиму окружающих взрослых, вследствие чего вырабатывается устойчивость к изменениям «первичных» идентичностей в течение жизни. «Вторичные» идентичности – это все остальные типы идентичности, которые формируются в более поздний период: этническая, региональная, национальная, профессиональная, организационная и т.д., которые могут подвергаться изменениям в течение жизни человека.

        Рефлексия по поводу выраженных в языке сходств и различий между людьми и группами является принципиальным условием в процессе конструирования идентичностей. Особенностью функционирования динамического принципа сходства и различия является его не симметричность, которая обусловлена контекстом коммуникации и влечет за собой разные модели поведения человека в сообществе. В процессе идентификации применяются языковые средства, которые либо объединяют человека с социальной группой, либо демонстрируют различия.

        Формирование разных типов идентичностей требует разной степени вовлеченности языковой системы. Конструирование этнической идентичности в лингвистическом аспекте, требует вовлеченности всей языковой системы (лексики, грамматики, фонетики, синтаксиса). Однако конструирование профессиональной идентичности требует использования не больше двух уровней (лексического и синтаксического), хотя часто ограничивается первым.

        Конструирование идентичности является необходимым условием изучения иностранного языка, причем это невозможно как без рефлексии по поводу особенностей своего родного языка, так и без рефлексии по поводу особенностей языка иного сообщества. Чем полнее самоидентификация человека с носителями изучаемого языка и культуры, тем лучше происходит освоение изучаемого языка. Изучение иностранного языка способствует осознанному формированию национальной и этнической идентичности.

        Теоретическая значимость работы

        В ходе диссертационного исследования проведен социально-философский анализ существующих теорий идентичности, который показал, что эссенциалистский подход позволяет понять «сущность» феномена идентичности, маркирует эту «сущность» и жестко ставит границы, т.е. создает нечто стабильно-статичное – некую типологию, классификацию, что помогает человеку познавать окружающую социальную реальность и создавать определенную идентичность в соответствии с характеристиками группы, осознавать себя принятым в группе или аутсайдером.

        Постструктуралистский подход дал возможность глубже понять природу и механизмы конструирования идентичностей в процессе коммуникации, поскольку в центре внимания этого метода находится язык, посредством которого субъект получает признание другого субъекта и конструирует собственную идентичность. Выявлена сущность первичных и вторичных типов идентичности, характерные особенности конструирования этих идентичностей и роль языковых средств в этом процессе. Определены различия в эссенциалистском и постструктуралистском подходах к пониманию феномена идентичности и процесса идентификации. Автор предлагает рассматривать эссенциалистский и постструктуралистский подходы к пониманию феномена идентичности как взаимодополняемые. Определены основные принципы, на базе которых конструируется идентичность: тождество и различие. Представлена модель процесса иерархизации идентичностей и обозначена роль языковых средств в этом процессе. Выявлена необходимость учета определенной степени вовлеченности всей языковой системы в формирование определенного типа идентичности. Рассмотрена проблема осознания человеком собственной этнической идентичности при изучении иностранного языка.

        Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в качестве методологического основания при разработке учебно-методических пособий, подготовке лекций по курсам «Философия», «Социология», «Международные отношения», «Связь с общественностью», «Межкультурная коммуникация». Материалы диссертации могут быть применены при проведении научно-исследовательских работ по проблемам конструирования идентичностей и языковых средств их выражения.

        Апробация результатов исследования

        Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены: на Всероссийской научно–практической конференции «Русская культура: история и современность» (Рубцовск, 2009 г.); Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные проблемы развития профессионального образования» (Рубцовск, 2010 г.), в материалах ежегодного научно-методического семинара «Кросс-культурный подход в науке и образовании» (Выпуск 5, Новосибирск, НГПУ, 2010 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Инновационные подходы в обучении иностранным языкам» (Новосибирск, СибАГС, 2010 г.), на VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве» – «Кросскультурная коммуникация в аспекте информационного межсубъектного взаимодействия» (Новосибирск, НГМУ, 2012 г.), на Всероссийской научной конференции «Проблемы идентичности в современном обществе» (Новосибирск, НГУ, 2012 г.), на ІIІ Всеукраинской научно-практической конференции с международным участием «Достижения социально-гуманитарных наук в современной Украине», а также на научно-методических семинарах НГУЭиУ и СИУ РАНХиГС (Новосибирск, 2009- 2013 гг.)

        Автор данного исследования использует материалы в собственном разработанном курсе «Язык политики», читаемый на английском языке, который прошел успешную апробацию на III курсе факультета международных отношений СИУ- филиала РАНХиГС в течение 2011-2013 гг.

        Структура диссертации

        Сформулированные выше цель и задачи определили логику изложения материала и структуру диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых содержит три параграфа), заключения, списка использованной литературы, включающего 259 наименований, в том числе 172 – на иностранных языках и 7 приложений. Общий объем диссертации – 205 страниц.

        Похожие диссертации на Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности