Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШОДМОН ГАДИ АЛИ

РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
<
РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОЛЬ СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ШОДМОН ГАДИ АЛИ . РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / ШОДМОН ГАДИ АЛИ ;[Место защиты: Институт философии , политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014.- 149 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические вопросы изучения влияния семьи на формирование национальной идентичности 12

1.1. Школа перспектива символического взаимодействия – теоретико -методологическая основа исследования роли семьи в формировании идентичности 13

1.2. К вопросу об определения понятия «глобализация», «идентичность», «национальная идентичность», их взаимосвязь и взаимодействие .. 23

Глава II. Роль и место семьи в формировании национальной идентичности в условиях современного Таджикистана .79

2.1. Формирование национальной идентичности в процессе социализации 79

2.2. Семья как условие и фактор формирования национальной идентичности...

2.3. Характеристика влияния роли семьи на формирования национальной идентичности молодежи Таджикистана 99

Заключение 132

Литература .

Введение к работе

Актуальность темы: В связи с развитием геополитических интересов супердержав и обострением процессов глобализации, проблема национальной идентичности становится в центре внимания как учёных социальных и политических наук, так и государственных деятелей. Бурное развитие мировых связей и беспрецедентное расширение всевозможных отношений, таких как интернет, радио и телевидение, телефоны и многое другое стали причиной стремительного развития глобализационных процессов в мире. Другой фактор, актуализирующий значение национальной идентичности – это беспрецедентное развитие самосознания наций, активизации процессов национальной и этнической идентификации малочисленных народов, стремление к сохранению своей этнокультурной специфики.

По мнению большинства ученых в области социальных наук, сохранение культурного и исторического наследия, возможно лишь посредством социализации молодежи. Одним из фундаментальных и основных социальных институтов, способствующих социализации молодежи, является семья. Институт семьи в суровых и трудных исторических периодах развития общества всегда носил в себе, обрабатывал и передавал из поколения в поколение культурные достижения и историческое наследие своего народа и всего человечества.

На этой основе можно утверждать, что важнейший аспект исследования семьи, это социализация поколений. Вопреки институционализации системы образования и воспитания с начала XX-го века и особенно в последние два десятилетия, родители и сегодня имеют большие обязательства в деле воспитания и обучения своих детей и стремятся связывать воспитание и обучение с современными научными методами. Именно родители являются первыми, которые больше и в первую очередь положительно влияют на подрастающее поколение и пытаются выбирать наилучшие пути и методы воспитания, чтобы подготовить их для вхождения в новый для них мир взрослых.

На основе анализа предыдущих исследований выяснилось, что роль семьи в формировании национальной идентичности в Республике Таджикистан не исследовалась ранее. В современной социологии по проблеме формирования национальной идентичности в семье, вопреки ее актуальности, велись ограниченное количество исследований. Поэтому нам представляется, что данная тема является актуальной и своевременной.

Республика Таджикистан, как и большинство государства мира, является многонациональной страной. Поэтому для укрепления и защиты ее национальной идентичности и социализации членов общества, прежде всего семья может играть первостепенную роль.

Семья в Республике Таджикистан имеет все необходимые условия и потенциал для самовозрождения, передачи ценностей из поколения в поколение, укрепления социальных идеалов, упорядочения этических норм и половых связей. Поэтому для изучения проблем семьи необходимо организовать и провести серьезные исследования, в том числе, социологические. Эти исследования могут обеспечить соответствующих министерств и ведомств необходимой и надежной информацией для достижения необходимых результатов и целей.

Большую часть населения Республики Таджикистан составляют сельские жители и большинство горожан также имеет сельское происхождение, сохраняющее свои сельские традиции, обычаи, нравы и связи с селами отдаленных краёв и районов. Эту проблему нельзя оставить без внимания во время решения семейных проблем и семейных отношений и в процессе социализации членов общества.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной социально философской и социологической литературе наметились определенные направления в исследовании проблем социальной и национальной идентичности.

Проблемы идентичности и самоидентификации личности достаточно широко освещены в социопсихологических теориях, поскольку понятие идентичности изначально имеет психологические корни и связано с именами таких известных теоретиков психологии, как Д. Кэмпбелл, Ж.П. Кодол, Дж. Марсиа, А. Маслоу, С. Московичи, Дж. Тернер, Г. Тайфель, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.

В cоциально – философской и социологической науке существует ряд теоретико-методологических подходов к пониманию феномена социальной идентичности и самоидентификации личности. Так, в рамках функционального подхода выделяется несколько наиболее значимых теорий и концепций, среди которых социологическая теория Э. Дюркгейма и теория социальных действий Т. Парсонса. Сторонники данного подхода считают, что в любом обществе интеграционное пространство определяется существующей социокультурной ситуацией; а личностные идентификации в условиях аморфности ценностно-нормативного компонента характеризуются нестабильностью.

Представители феноменологической социологии – П. Берг, Т. Лукман, А. Шюц значительную роль отводят собственным представлениям индивида об обществе и социальных нормах, осмыслению его деятельности как информационного процесса социального взаимодействия. Сторонники интегративных социологических теорий стремятся к созданию синтезированной модели социальной реальности, сочетающей макросоциологические и микросоциологические взгляды, в том числе и на идентификационные процессы: общесоциологическая теория П. Бурдье, концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса, интегративная модель социальной идентификации личности К. Дюбара и др.

В рамках российской социогуманитарной науки проблематика идентификации личности достаточно нова и представлена в ряде исследований К.А.Абульхановой-Славской, Е.М.Авраамовой, Л.С. Выготского, В.И.Журавлева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Филиппова, В.А. Ядова и др.

В начале 90-х гг. прошлого столетия, после распада Советского Союза в российской литературе появился целый ряд публикаций по проблемам социальной интеграции и социокультурной идентификации личности в трансформирующемся обществе. В числе которых, в первую очередь, следует отметить работы З.Т. Голенковой, Г.Г. Дилигенского, Л.М. Дробижевой, Т.И. Заславской, Л.Г. Ионина, П.М. Козыревой, Ю.А. Левады, В А. Ядова и др.

В таджикской философской и социологической науке вопросы социальной интеграции, идентичности, идентификация, социальной и национальной самоидентификации только начинают становиться предметом исследования. В первую очередь, рассматриваются вопросы национальной идентичности и национальной самоидентификации (К. Гиеев, Х.У.Идиев и П.Д.Шозимов), социальной идентичности и социальной самоидентификации (Ш.Шоисматуллоев и З.Ш.Шоисматуллоева), гендерной идентичности (Г.Э.Бекназарова) и др.

Вопросы национальной идентичности и национальной самоидентификации личности в имеющейся философской и социологической литературе освещены весьма фрагментарно и преимущественно в рамках исследований, посвященных проблемам идентичности и социальной самоидентификации в целом. В современной социологии по проблеме формирования национальной идентичности в семье, вопреки ее актуальности, велись ограниченное количество исследований.

Социологи Кули и Мид рассматривали семью в качестве первой и изначальной стадией идентификации личности индивидов. Таки Озоди Армаки – социолог Тегеранского Университета исследует отношения (связи) между различными поколениями в иранской семье. Мансур Хакикатиён и его сотрудники анализировали роль некоторых факторов, влияющих на социализацию и формирование национальной идентичности у молодежи города Исфахана.. Хадича Сафири и Маъсума Гафури с позиции символического интеракционизма, проводили исследование по выяснению национальной и религиозной идентичности и выяснили, что в семьях, где родители строго придерживаются национальных и религиозных традиций, национальная и религиозная идентичность их детей наиболее сильна, чем у остальных.

Изучение существующей литературы показывает, что в современной социальной философии и социологии по проблеме формирования национальной идентичности в семье, вопреки ее актуальности, велись ограниченное количество исследований. Роль семьи в формировании национальной идентичности в Республике Таджикистан вовсе не исследовалась ранее, что и обусловило необходимости выбора данной проблемы в качестве предмета изучения данного диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования - выявить роль семьи в формировании национальной идентичности в процессе социализации молодежи.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

- определить роль семьи в передаче национальных символов и идеалов (флаг, национальный гимн, любовь к Родине и стране) последующим поколениям с целью сохранения национальной идентичности.

- определить влияние семьи на формирование чувства национальной гордости у членов семьи посредством процесса социализации.

- выявить роль семьи в патриотическом воспитании молодежи – готовность защитить целостность страны и независимость Родины.

- показать особенностей обучения детей в семье в освоении стилей жизни родителей (обычаи, традиции, социальные, национальные и религиозные ценности и их сохранение).

- выявить влияние религии на процесс социализации молодежи посредством семейных традиций.

- определить роль семьи в передаче культурного наследия последующим поколениям (язык, литература, музыка, архитектура, древние и религиозные праздники и т.д.).

Объект исследования – семья как социальный институт.

Предмет исследования - особенности и основные направления влияния семьи на формировании национальной идентичности .

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В основу исследования положен социально-философский подход, позволяющий рассматривать изучаемые явления социокультурной среды и личность в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. В процессе исследования были использованы также системный, структурно - функциональный и сравнительный подходы к изучению формирования национальной идентичности, к анализу социокультурных механизмов данного процесса.

Цель и задачи, заявленные в диссертационном исследовании, обусловили необходимость междисциплинарного подхода, с использованием методов, применяемых в социальной философии, социологии, культурологии и психологии.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические материалы, фиксирующие объективное положение таджикистанской молодежи, результаты проведенных исследований в республике, а также результаты социологического опроса «Роль семьи в формировании национальной идентичности», проведенного автором в г. Душанбе.

Личный вклад автора состоит в том, что впервые осуществляется анализ роли семьи в формировании национальной идентичности в условиях трансформирующегося таджикистанского общества. Автор лично организовал и проводил социологическое исследование «Роль семьи в формировании национальной идентичности», результаты которого анализируются в диссертации.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования и полученных выводов обеспечивается соответствием избранных методов и методологии целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, сочетанием качественного и количественного анализа, междисциплинарным подходом к изучению роли семьи в формировании национальной идентичности.

Научная новизна диссертационного исследования

Реализация целостного концептуального подхода к исследованию роли семьи в формировании национальной идентичности позволила выявить следующие ее особенности в условиях социальной нестабильности:

- семья в новых для Таджикистана социально-экономических условиях функционирования продолжает оставаться основным институтом социализации детей. Однако обнаруживается недостаточная эффективность выполнения ею своих функций, что связан, прежде всего, с резким изменением социального фона, на котором осуществляется жизнедеятельность семьи и ее медленной адаптации к новым социально-экономическим условиям;

- Таджикистан по своим особым политическим, социально-экономическим и национально-традиционным характеристикам заметно отличается от других постсоветских стран. С одной стороны, существующие традиционные правила и нормы общения, определенные национальные и религиозные обычаи и традиции. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень экономической зависимости молодежи от родителей. Влияние традиционализма на воспитание детей в условиях Таджикистана более заметно, чем в странах европейской части постсоветского общества;

- сложность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Успех социализации, таким образом, зависит от того, как общество, социальные общности, социальные институты и организации целенаправленно, преднамеренно и непреднамеренно влияют на личность. Установлено, что баланс институциональных и внеинституциональных влияний на личность является условием успешной социализации. Нарушение этого баланса в пользу стихийных каналов социализации, а также дисбаланс внутри институтов социализации в пользу нецеленаправленных, не выверенных средств воздействий снижает интенсивность усвоения нормативных элементов культуры, освоения социально одобряемого ролевого поведения;

- институт семьи, являющийся важной составной частью таджикистанского общества, играет значительную роль не только в воспроизводстве населения, но и в трудовом, социальном, нравственно - духовном воспитании, формирования социальной и национальной идентичности молодежи. Учитывая специфические национальные особенности, следует найти более приемлемые методы решений проблем современной семьи, внести ясные коррективы в демографическую политику, дать реальную оценку роли семьи в преобразовании нашего общества. Необходимо создать возможность для дальнейшего национально-культурного развития, ввести в действие новые законы и правила, повышающие воспитательные функции семьи и разработать механизмы их действия.;

- различные типы семей (многодетной, малодетной, большой, средней, малой, экономически обеспеченной, экономически необеспеченной и т.д.) имеют не только разные условия развития способностей и знаний, но и специфические потребности и ценностные ориентации в определении жизненных позиций детей. Социально-классовое положение и образовательный уровень родителей определяет потенциал семьи, ее образ жизни, характер воспроизводства, деятельность ее членов, уровень развития потребностей и структуру ценностных ориентаций молодого поколения..

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся на защиту.

Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы для расширения предметного поля проблематики социализации личности, дальнейшей разработки концептуальных и теоретических положений анализа социальной и национальной идентификации в молодежной среде.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и представлять интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, занимающихся исследованием социальной и национальной идентичности в современном Таджикистане.

Основные положения и выводы работы могут использоваться в учебном процессе и служить теоретико-методологической основой при разработке и чтении учебных курсов по социальной философии, социологии, социальной психологии и другим дисциплинам, а также при подготовке вариативных и факультативных курсов по проблемам социальной и национальной идентичности.

Апробация результатов исследования.

Диссертационная работа обсуждалась на заседании отдела соцальной философии Института философии, политологии и права им, академика А.М.Багоутдинова АН РТ. Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях на научно-теоретических конференциях

Основные положения и выводы диссертации отражены в ? публикациях, общим объемом около ? п.л., в том числе в статьях, опубликованных в журналах, рецензируемых ВАК при Министерстве образования и науки РФ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и библиографического списка использованной литературы. Объем диссертационной работы составляет ??? страниц.

Школа перспектива символического взаимодействия – теоретико -методологическая основа исследования роли семьи в формировании идентичности

Ни один социолог не претендует на то, что существует единая и сформулированная теория, чтобы разрешить все важные стороны исследования. По мнению Мартина, в переводе Тавассули: «Необходимо оставить подобного рода заявления только социологам-прорицателям, каждый раз, когда возникнет какие – ни будь трудности, они предлагают свои оздоровительные рецепты для лечения социальных болезней». Необходимо отметить, что каждое действие относится к какой ни - будь теории, и без соответствующей теории проведение исследования схоже ходьбы в темноте. В этом исследовании, рассматривая основные социологические теории, в том числе, структурного функционализма, нового теоретического функционализма, теории обмена, поведенческую социологию и т.д., мы опирались больше всего на теорию символического интеракционизма, в большей степени отвечающей задачам нашего исследования. Конечно, нельзя утверждать, что эта теория может объяснить все стороны предмета исследования, и, по мнению Мартина, не может быть «прорицателем» всех событий и проблем. Но, ни для кого не секрет, что в каждом исследовании необходимо использовать соответствующую ему теорию, чтобы иметь возможность объяснять каждую частицу тех или иных явлений и предлагать нужные пути их решения. Основные причины выбора нами теории символического интеракционизма в качестве теоретической модели.

Понятие «свой» («своя», «своё») есть не что иное, как идентичность. С другой стороны, одним из ключевых задач является исследование уровней идентичности, от которых зависит состояние идентичности индивидов в семье. Кажется, что каждое исследование, которое относится к идентичности, из-за ее выбранной сущности должно обеспечиваться теоретическим источником символического интеракционизма (обоюдного воздействия (национальных) символов).

Процесс формирования идентичности изначально начинается в семье, а точнее в детском возрасте. Социологи Кули и Мид рассматривали семью в качестве первой и изначальной стадией идентификации. Идентичности индивидуальная и общая (групповая) являются основным стержнем в работах Кормида, Кули, Блумера и их последователей. Их попытка в анализе сущности и содержания «сам» («сама», «само») и состояние формирования «сам» рассматривается на базе социальной структуры. В нашем исследовании мы попытаемся рассматривать только идентичность и национальную идентичность.

Вопреки довольно сильной критики Мида и его единомышленников, которые не считаются с большими социальными структурами (такие как власть, экономика, религия и т.д.), сторонники школы символического интеракционизма (обоюдного воздействия (национальных) символов), особо отмечают эффективность влияния крупных социальных структур на формировании идентичности индивидов. Мы попытаемся здесь всесторонне рассматривать диалектическую связь между индивидуальной и социальной идентичности и способы их интериоризации. Опираясь на теорию символического интеракционизма (обоюдного воздействия (национальных или иных) символов), можно достичь конструкцию (структуру) подходящих малых интеллектуальных изменений /больших объективных изменений/ и с соответствующими связями с теоретическими понятиями можно избегать теоретического подражания и процесса их ненужного познания. Принимать во внимание взгляды ведущих социологов в исследовании, потенциал различных школ во многом помогает нам глубже понять суть различных социальных процессов. По мнению профессора Мухаммада Таки Озод Армаки: «Всякий раз, когда возникнет спор идентичности, необходимо обратиться к взглядам и учениям школы перспективы символического интеракционизма». Принять во внимание взгляды ведущих представителей школы символического интеракционизма помогает нам при исследовании формирования различных видов идентичности на малом и среднем уровнях и не противоречит нашим позициям. Так как различные идентичности составляют лишь одну часть общей проблемы и во взаимодействии становятся основными влиятельными факторами.

В теории (методе) символического интеракционизма, социализация рассматривается как источник или процесс воздействующий после приобретения необходимых информаций на основе выбора потребностей (нужд), либо отвергает ее, либо, принимая во внимание ее позиции, пытается изменить ее. Эта теория вопреки бихевиористским взглядам, обращает внимание на личностные стороны действующего и отвергает принудительность поведений в социальной структуре.

Теория символического интеракционизма привлекает нас в этой работе тем, что видные ученые-социологи этой области, когда ведут речь о проблеме «идентичности», обычно определяют и конкретизируют ее в процессе «социализации» детей. В этой связи, Мид сторонник формирования «сам» в детском возрасте и его влияния на последующие этапы жизни индивида.

К вопросу об определения понятия «глобализация», «идентичность», «национальная идентичность», их взаимосвязь и взаимодействие

Энтони Гидденс – один из самых видных современных социологов, тоже является сторонником глобализации. Он для изложения своих взглядов разделяет эпоху модерна на два этапа: первый модернит действовал до 1960-х годов, а второй модернит начинается с начала 1960-х годов и продолжается до сих пор. По его мнению, классическое обществоведение, в основном, находится под влиянием Дюркгейма, Карла Маркса, Макса Вебера, Зимеля и Парето. Класическая социология считается первым модернитом. По его убеждению, второй модернит имеет некоторые особенности, которых классическое обществоведение не сможет понять. Потому, что произошли серьёзные перемены, которых новая социология должна комментировать. Для современной социологии основной задачей является передача общества от первого модернита - второму модерниту. Он высоко ценит классического обществоведения и говорит, что новая социология крепко сидит на плечах классической социологии (особенно на наследие классиков – Карла Маркса, Дюркгейма и Макса Вебера). Он объяснение глобализации и анализ его процессов считает задачей новой социологии. Энтони Гидденс дает самую краткую, какую можно дать, дефиницию глобализации: «Взаимозависящий возрастающий процесс человечества». По его мнению, глобализация это не что иное, как процесс социализации, но только в глобальном масштабе, не только в семье и в одном отдельном обществе или государстве, а во всем мире. Она становится причиной тому, что каждый день большое количество людей жили в условиях, в котором новые институты – «оторванные от места», регулируют основную повседневную жизнь людей и местных процессов связывают с глобализационными отношениями. Одним из наиболее важных аспектов теории Энтони Гидденса является то, что он выступает против понимания глобализации как односторонний процесс. Он критикует взгляды Суренза, который рассматривает глобализацию как процесс возрастающего мирового рынка и считает экономику стержнем глобализации. Гидденс считает, что глобализация это не только экономика, а охватывает различные стороны - политику и культуру. Технологические и информационные революции и отношения в последних десятилетиях дали глобализацию новую скорость и создали новых фундаментальных проектов общества. Глобализация становилась не только причиной великих перемен внутри великих институтов, эти перемены касаются многих наших житейских сторон и мы должны стремиться понять их. Особенности сегодняшних семей (стр.18), то есть: «близость и искренность, привязанность и однородность – принадлежность к определенному полу» находятся в состоянии эволюции и эти эволюции являются фундаментальными. По его мнению, эти фундаментальные перемены в прямую связаны с широкими социальными, экономическими, культурными, политическими и прочими изменениями. Рассматривая глобализацию, можно твёрдо убедиться в том, что с развитием технологии и информационным взрывом, больше невозможно не считаться с ним, однако процессы глобализации не являются односторонней дорогой, по которой проезжают только автомобили, знакомые с культурой езды и дорогами. Потому, что с информационным взрывом в широком мировом пространстве мы будем очевидцами многих неслыханных перемен, и прогнозировать их, каковы на самом деле будут эти перемени, невозможно. Однако невозможно не считаться с глобализационными процессами и их развитием, хотя положительные и отрицательные их признаки уже существуют. Относительно глобализации и национальной идентичности существуют две идеи:

1. Мироустройство в качестве одного европейского проекта намерено обеспечить всестороннее господство западной культуры во всем мире. На этой основе, хотят навязывать стиль европейской жизни всем другим обществам.

2. В положительном аспекте, глобализация становится причиной поиска национальной идентичности и усиливает конкуренцию на мировом рынке. В этом плане, мировые ценности, вместе того, чтобы противостоять друг другу, сотрудничают между собой. То есть, если взглянуть глубже, они имеют взаимосвязанное положение, вместе живут и вместе радуются.

Идентичность имеет различные стороны. С одной стороны, идентичность показывает отличие, такие как: половые, расовые, культурные отличия…, а также показывает врождённую сплоченность и рассказывает об особенностях единства, как, например, быть одной расы, иметь единый язык, единую культуру и т.д.

С другой стороны, идентичность является двухсторонней проблемой: имеет индивидуальную особенность, которая изучается в психологии и идентичности придает смысл та же личность, а также другой ее стороной является социальная и групповая, такие как: азиатская идентичность, таджикская идентичность, групповая идентичность и т.д. Идентичность также является интеллектуальной проблемой и формируется на основе смысла творения символов. С другой стороны, идентичность имеет внешний вид. То есть, однородность индивидов имеет внешнюю реальность. В этом исследовании, мы имеем дело со всеми вышеупомянутыми особенностями, рассматриваем как индивидуальную идентичность, так и исследуем социальную идентичность (в этом исследовании в качестве зависимого изменяющегося) в полевых условиях.

Семья как условие и фактор формирования национальной идентичности...

Основное население Республики Таджикистана составляют сельские жители и большая часть горожан также имеет сельское происхождение, сохраняющая свои сельские традиции, обычаи, нравы и связи с селами отдаленных краёв и районов. Эту проблему нельзя оставить без внимания во время решения семейных проблем и семейных отношений и в процессе социализации членов общества. Таки Озоди Армаки – социолог Тегеранского Университета в книге «Социология Иранской семьи» исследует отношения (связи) между различными поколениями в иранской семье. Он подразделяет семью в Иране на четыре поколений: - первое поколение (55 лет и выше), которое ответственно в передаче социальных ценностей младшим поколениям; - второе поколение, управляет семьей и обеспечивает ее экономические потребности и ее передачи от первого поколения к 3 и 4 поколениям; -третье поколение ответственно в передаче культурных ценностей и ведения новшеств в семье; - деятельность четвертого поколения включает в себя адаптацию к социальным и культурным условиям общества и к их изменениям, посредством принятия культурных и прочих ценностей общества.

Он считает, что условием спокойных, постепенных и без конфликтных изменений в иранской семье и причины ее укрепления – это наличие крепких традиционно-сложившихся отношений (связей) в ней. По его мнению, четыре вышеназванных поколений, наряду с защитой своей независимости, имеют ещё два совершенствующие друг друга отношений (связей). Четвертое поколение по порядку до первого поколения передает свою энергию, а первое поколение, в свою очередь, передает внутрисемейную культуру до четвертого поколения посредством межпоколенческих отношений .

Мансур Хакикатиён и его сотрудники анализировали роль некоторых влияющих факторов социализации на формирование национальной идентичности у молодежи города Исфахана. Они проводили опрос среди 427 учеников средних школ города Исфахана, 227 из которых составляли девушки и 190 юноши с 14 по 17 лет. В этом исследовании, опираясь на идеи Генри Таджфал, он рассматривает национальную идентичность в трех параметрах: познавательном, духовном и поведенческом. Результаты исследования показывают, что среди независимых переменных (т.е. факторы, изменяющие сильное влияние, национальность друзей (R2=225/0), национальность семьи (R2=0/124) и телевидения (R2=0/018) наиболее сильно влияют на формирование национальной идентичности. Среди телевизионных программ, в первую очередь, можно выделить комедийные программы (R2=0/014), имеющие огромное влияние на формирование национальной идентичности. Из числа групповых программ, имеющих немалое влияние на формирование национальной идентичности, выделяются международные программы, уловимые через параболические антены (R2=019) и видео (R2=0/015), имеющие смысловое влияние на национальную идентичность, а из числа наиболее самых известных способов времяпровождения можно отметить чтение книг, пассивный отдых и прогулка, имеющие характер прогнозирования в национальной идентичности. Между национальной идентичностью студентов и областью их учебы, уровнем их образованности существует смысловая связь, но между содержанием учебных книг или программ обучения и социально- экономическим положением семьи и национальной идентичностью студентов не наблюдалась существенная связь. Хадича Сафири и Маъсума Гафури с позиции символического интеракционизма, проводили опрос по выяснению национальной и религиозной идентичности среди 390 человек в возрасте от 18до 25 лет города Тегерана и выяснили, что в семьях, где родители строго придерживаются национальных и религиозных традиций, национальная и религиозная идентичность их детей наиболее сильна, чем у остальных. Действие родителей по обучению молодёжи национальным и религиозным традициям имеет положительную и прямую связь с национальной и религиозной идентичностью. Однако, существуют противоположные и отрицательные связи национальной и религиозной идентичности между регионами и местом жительства. Чем старше поколение, тем слабее религиозная идентичность и между обучением религиозной и национальной идентичностью усиливается отрицательная и противоположная связь. S. Minuchin, B. Montalvo, B.G. Guerney, исследуя семьи трущоб, дети которых становились несовершеннолетними правонарушителями, установили, что во всех предшествующих стадиях развития родителями из этих семей осуществлялось множество незавершенных попыток добиться определенности в плане своей идентичности. Эти люди шли по пути формирования своей идентичности как социальной идентичности. То есть они пытались спрятаться от переживаний, связанных с неопределенной, диффузной идентичностью, за счет сверх включенности сначала в роль супруга (супруги), а затем в роль сверх воспитывающего родителя. При этом цель у них – не стать по-настоящему, действительно компетентным супругом или родителем (они в большинстве случаев просто не понимают эту задачу), а усвоить определенные внешние, наиболее часто отмечаемые атрибуты социальных ролей. Вместо результатов, которые могли бы улучшить жизнь семьи, можно наблюдать бесконечные, не приводящие ни к какому результату (кроме ухудшения отношений между супругами) обсуждения вопросов распределения власти в семье и выражения взаимных симпатий и антипатий. Появившиеся в семье дети начинают выполнять функцию средства для напряженных межличностных контактов родителей с ними и между собой (дети и их проблемы начинают служить "мостиком" для общения родителей). Субсистема пары почти полностью поглощается родительской субсистемой, т.к. конфликты внутри этой субсистемы менее деструктивны для отношений между родителями, чем конфликты внутри субсистемы пары.

Характеристика влияния роли семьи на формирования национальной идентичности молодежи Таджикистана

В этом исследовании роль семьи в формировании национальной гордости у молодого поколения вполне ясно выражена,. Ученные, представители социальных наук убеждены, что чувство национальной гордости среди каждой нации, показатель взаимного участия и социальной интеграции общества, что играет первостепенную роль в формировании национальной идентичности. Каждая нация, которая к происходящим национальным событиям небезразлична, в важных и судбоносных моментах остается непобежденной и неуязвимой.при любых случаях является мало уязвимой к любым социальным аспектам. Для контроля чувства национальной гордости некоторые события являются действенными, для того, чтобы пользователи и государства взяли их на свое вооружение и использовали их в своих национальных целях. Для примера, достижения в спорте на международном уровне и тип восхищения народа ими (в примере их радости и проведения парадов в эту честь) является поводом для поднятия чувства собственного достоинства нации. При исследовании уровня национальной гордости среди населения Таджикистана очень четко наблюдается, что существует необходимость в его защите и развитии.

Данные таблицы 7 показывают, что 97,8 процентов респондентов выбрали вариантов «очень много» и «много». Это говорит о том, что существует значительная связь между чувством любви к национальным ценностям (флаг, гимн, любовь к родине и отечества) среди молодёжи и их социализацией в семье, и только 0,5 процентов выбрали вариантов «мало» и «очень мало». Таблица 4-13: Кажется, что существует значительная связь между любови и интереса к национальным гордостям среди молодёжи, и их социализацией: Вопросы Очень много Много Нормально Мало Очень мало

Исходя от Pv, предположение нуля было принято, а предположение исследователя было отклонено. То есть не существует существенное различие между предложенных факторов, рассматриваемых в третьей предположении. Иными словами респонденты считают, что влияние предложенных факторов в седьмом предположении является одинаковым.

Национальные символы, типа национального флага, национального гимна, любви к отчизне и стране очень важны и необходимы. Использование флага у разных наций распространено с давних времен. Все государства считают национальный флаг одним из важных государственных символов. Так как флаг каждого государства возрождает чувство любви к отчизне и любви между людьми, живущими в данной стране.. В отечественных войнах национальный флаг имеет существенную и особенную действенность, каждая группа для того, чтобы его флаг находился выше всех, до конца старается защищать свою честь, и защиту флага считает защитой чести и достоинства своего отечества. В этом исследовании, респонденты подчеркнули важную роль любви к родине, а других паритетов в единении нации, а так же важную роль семьи в становлении национального самосознания. Процесс влияния семьи на формирование национальной идентичности в рамках анализируемых моделях

На основе мнений, отраженных в первой главе диссертации, в обществе имеют хождение ценности, взгляды, идеи и критерии, люди изучают их, и их характер изменяется в процессе социализации, и они обеспечивают развитие общества. Как выразил Бурдье, существует логика действий, которая течёт в сторону наших ежедневных дел. И когнитивные вопросы не пассивны, а действие предусматривает организованную систему, и эту систему называют «привычка". По его мнению, привычка каждого человека формируется в течение его жизни. Так что когда мы говорим о сегодняшнем человеке, на практике все эти особенности существовали и у вчерашних людей. И человек изучил свойства вчерашнего человека в течение своей жизни в среде своего обитания. Эта среда включает в себя семью, образование, СМИ и т.д.. В процессе социализации участвуют различные социальные институты. Но, несмотря на основных конкурентов (школа и средства массовой информации, особенно телевидение), семья играет основную и ключевую роль в социализации молодого поколения и формировании принципов, мыслей, идей, отношений людей, даже у взрослых. То есть, когда ребенок поступает в школу, диапазон его мыслей и чувств, кристаллизуется в семье на основе поведения родителей, братьев и сестер и всего того, что касается семьи и отношений с соседями. Несмотря на то, что детские отношения кажутся простыми, они, тем не менее, образуют коммуникативную основу, что крайне необходимо человеку во взрослой жизни. И можно сказать, что эти созидательные отношения сложные. В целом, господствующая культура в обществе, СМИ и учебные заведения имеют свой вклад в формировании личности, но влияние семьи на характер людей имеет особое преимущество. Другие факторы имеют гораздо меньшее влияние, чем семья. Из достоверных исследований, точек зрения и ценных идей экспертов, предложенных относительно влияния семьи на процесс социализации молодых людей, были построены предположения. Поэтому будут представлены итоги полевых исследований в рамках статистики.

Похожие диссертации на РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ