Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стиль потребления как фактор формирования социальной идентичности Бородулина, Светлана Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бородулина, Светлана Викторовна. Стиль потребления как фактор формирования социальной идентичности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бородулина Светлана Викторовна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2013.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/58

Введение к работе

Актуальность исследования. Идентичность человека в глобализирующемся мире становится «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни». Например, в теории М. Кастельса глобализация и идентичность вступают в противоречие друг с другом: силы, формирующие условия, в которых нам приходится противостоять тем или иным проблемам, находятся за пределами досягаемости любых институтов. «Иными словами, – заключает З. Бауман, – проблема состоит не столько в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится ее соблазнительных черт».

В различные исторические периоды проблема социальной идентичности пронизывала общественную жизнь и имела особенности. В настоящее время наблюдается кризис социальной идентичности, обусловленный тем, что социальные перемены, вызванные модернизацией и глобализацией, привели к утрате устоявшихся норм, ценностей, правил поведения, посредством которых человек определяет себя, своё место в обществе. В связи с этим у индивида возникает потребность в выработке собственных оснований для осуществления выбора и проектирования жизненной стратегии в целом.

Период второй половины ХХ – начала XXI века оказался ознаменован возникновением и бурным развитием общества потребления, становление которого определило способность индивида конструировать и реконструировать свою социальную идентичность с помощью различных механизмов и факторов, в том числе и с помощью процессов потребления, материального и духовного. Предметы потребления находятся практически во всех сферах общественной жизни, что позволяет говорить об изменении характера социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Можно сделать вывод о том, что индивид конструирует свою идентичность разными способами, среди которых немаловажное место занимает выбор товаров и услуг – потребление. При этом стиль потребления отражает основные, существенные социальные формы и способы связи индивида с обществом, определяет характер соотношения личных и общественных интересов, потребностей, целей. Социально-философское исследование стиля потребления как фактора формирования социальной идентичности представляется принципиально важным для исследования целостности личности (ее саморазвития и самосохранения) в кризисном социокультурном пространстве современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории идентичности, потребления, стиля, социальной стратификации, социальной трансформации и результатов их взаимодействия составляют предмет исследования огромного массива научных работ в различных отраслях гуманитарного знания (философия, политология, социология, этнология, антропология и др.). Следует отметить, что перечисленные выше феномены продолжают пользоваться повышенным вниманием со стороны представителей отечественного и западного научного сообщества. Постоянные дискуссии вокруг проблем поиска идентичности современным российским человеком, механизмов и способов eе формирования, процессов групповой дифференциации, опосредованных социальной идентификацией, переосмысления социальной идентичности в качестве «многополюсного универсума интерактивных сетей» и др., являются своеобразной иллюстрацией сложности и многоаспектности этих проблем.

Концепт «идентичность» развивался в русле таких направлений, как психоанализ (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Э. Гофман, Д. Мид) и др. Глубокому осмыслению проблемы идентичности способствуют западные теории, имеющие собственные традиции ее интерпретации (З. Бауман, П. Бергер, Э. Гидденс, Т. Лукман, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, В. Хесле и др.).

Несмотря на то, что в отечественной научной мысли проблематика идентичности актуализировалась лишь в последние годы, отмечается широкий спектр исследований различных видов идентичности (личностная, социальная, территориальная, региональная, культурная, этническая и др.): работы В.С. Агеева, А.М. Анохина, Л. Гудкова, М.В. Заковоротной, Н.Л. Ивановой, Ю.Л. Качанова, И.С. Кона, С.И. Левикова, А.В. Микляева, Т.В. Румянцевой, Л.Б. Шнейдер, В.А. Ядова и др.

Теоретическую базу рассмотрения различных аспектов феномена потребления, а также формирование социальной идентичности посредством потребительских практик составили работы зарубежных ученых (Ж. Бодрийяр, Т. Веблен, П. Димаджио, М. Дуглас, П. Зерилло, Б. Ишервуд, Х. Лейбенстайн, К. Лодзяк, К. Маркс, П. Тэйлор, У. Уорнер, Д. Френзен, П. Хирш), а также отечественных ученых (А.О. Малахов, А.В. Овруцкий, Т.Е. Сафонова и др.).

Проблемы стиля жизни и стилеобразования исследованы отечественными (А. Бернардацци, И.Н. Иванова, В.И. Ильин, Л.Г. Ионин, И.Т. Левыкин, А.Ф. Лосев, Л.Б. Туманова, В.Н. Ярская) и зарубежными учеными (У. Бек, М. Брейк, П. Бурдье, Л. Бюффон, М. Вебер, Э. Гидденс, Г. Зиммель) и др.

Процессы социальной стратификации в современном обществе стоят в центре внимания Б. Барбера, П. Бурдье, К. Дэвиса, Т.И. Заславской, У. Мура, Т. Парсонса, Р.В. Рывкиной, П. Саундерса, И. Селении, П. Сорокина, Д. Трейман и др.

Социальная трансформация российского общества и связанные с ней процессы рассмотрены А. А. Возьмителем, Л. Гудковым, Т.И. Заславской, Ю.А. Левадой, И.В. Мостовой, Г.И. Осадчей, А. Ослундом, И.С. Семененко, В.А. Шнирельманом, В.А. Ядовым и др.

Тема социальной идентичности привлекает внимание многих современных мыслителей, однако остаются определенные вопросы. В научной литературе слабо разработана система механизмов и факторов формирования социальной идентичности и вместе с тем, в отечественной науке пока нет систематического и комплексного исследования социальной идентичности. В данном контексте представляется необходимым раскрыть характер изменения социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Объектом настоящего диссертационного исследования является социальная идентичность.

Предмет исследования – сущность стиля потребления как фактора формирования социальной идентичности.

Цель работы – раскрыть характер изменений социальной идентичности под влиянием стиля потребления.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  1. осуществить сравнительный анализ существующих научных концепций социальной идентичности, определить сущность данного понятия;

  2. проанализировать факторы, механизмы и этапы формирования социальной идентичности;

  3. проанализировать различные подходы к потреблению и его стилям, установить их связь с социальной структурой общества потребления и объективными социальными характеристиками индивидов;

  4. раскрыть характер взаимосвязи стиля потребления и социальной идентичности как явлений общественного бытия и общественного сознания, соответственно;

  5. исследовать специфику формирования социальной идентичности постсоветского российского общества под влиянием потребления.

Методологическая основа исследования – диалектическая методология; структурно-функциональный подход к анализу сложноорганизованного социума, системный подход, позволяющий определить соотношение частей в масштабах целостной социосистемы. Применены научно-философские методы: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, сравнение, экстраполяция, гипотетико-дедуктивный метод.

Теоретическую базу исследования составили:

работы, определяющие персональную идентичность как результат индивидуализации человека, где индивидуализация характеризуется обособлением человека от природы и от других людей (Б. Бёрьесон, Ж. Делёз, И. Кант, Э. Фромм);

концепция о соотношении общественного бытия и общественного сознания (В.С. Барулин, Г.М. Гак, В.В. Долгов, В.И. Ленин, М.К. Мамардашвили, К. Маркс, П.А. Сорокин Т.В. Филатов, С.Л. Франк, Б.А. Чагин);

теория социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тёрнер);

теория классового деления (К. Маркс);

концепция общества потребления (Ж. Бодрийяр и др.).

Научная новизна исследования:

  1. Осуществлен социально-философский анализ общенаучных и конкретно-научных концепций социальной идентичности и предложен авторский вариант определения данного феномена.

  2. Проанализирована смысловая природа формирования социальной идентичности в концепциях модернизма и постмодернизма.

  3. Выявлена специфическая природа взаимосвязи стиля потребления и социальной идентичности.

  4. Рассмотрены основные предпосылки формирования социальной идентичности и факторы ее трансформации в современном обществе.

  5. Выявлена роль стиля жизни и стиля потребления как факторов формирования социальной идентичности.

  6. Разработана авторская схема взаимосвязи социальной идентичности с ключевыми социальными характеристиками (социальный статус, стиль потребления, стиль жизни).

  7. Проведено сопоставление социальных идентичностей советского и постсоветского человека по различным социально значимым критериям, на основании чего сделан вывод о непреодоленности кризиса социальной идентичности российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Концепции социальной идентичности сопоставимы с позиции феномена потребления. Социальная идентичность создается под влиянием определенного стиля потребления, обусловлена непрерывной во времени самотождественностью, которая основана на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями.

    2. На базе двух моделей динамики ценностей культуры построены модели социальной идентичности: модернистская (предполагает наличие в социальной идентичности устойчивого личностного «ядра» и контекстной социальной «периферии») и постмодернистская (предполагает наличие произвольно формируемого «фундамента» социальной идентичности и «смыслообразующего фильтра» в виде социума).

    3. Определено, что стиль жизни и потребления, с одной стороны, являются преломлением объективных социальных различий сквозь призму потребительского поведения, с помощью которого современный индивид конструирует свою социальную идентичность. С другой стороны, в обществе потребления, где личностное начало смещается из сферы общественного производства в область индивидуального потребления, он выполняет функцию критерия социальной дифференциации.

    4. К основным предпосылкам формирования социальной идентичности в современном российском обществе относятся: системная и структурная трансформация социума; появление новых технологий и увеличение мобильности; конфликт между растущими достижительными ориентациями человека, привычными ценностями и правовыми императивами; кризис идентичности, связанный с модернизацией и глобализацией. В совокупность факторов трансформации социальной идентичности входят: стиль потребления, социальный статус индивида, принадлежность к определенной социальной страте, социальная мобильность, а также играющие возрастающую роль информационные технологии и др.

    5. В обществе потребления стиль жизни и неотделимый от него стиль потребления выступают, во-первых, способом конструирования социальной идентичности индивида, а во-вторых, – стратификационным признаком, поскольку являются характеристикой его социального статуса. Потребление, носящее жизнеобеспечивающий или символический характер, и социальная идентичность, следовательно, связаны двояким образом: 1) на основе разных видов потребления формируются соответствующие стили жизни; 2) социальная идентичность проявляется в (массовом и/или индивидуализированном) потреблении и через него.

    6. Согласно схеме взаимосвязи социальной идентичности с ключевыми социальными характеристиками, сформированный на основе общественного производства социальный статус и стиль потребления и жизни определяют социальную идентичность – интегральную совокупность представлений индивида о своем положении в обществе – через систему социально-ролевых моделей.

    7. Разрушение существовавшей в СССР социальной идентичности и отсутствие новой модели в российском обществе переходного периода привело к неоднозначным (для общества и личности) последствиям. С распадом советской системы человек стал в большей степени самостоятельно ориентироваться в изменившихся обстоятельствах и осуществлять свой выбор стиля жизни и потребления как способа конструирования социальной идентичности. Выявлено, что потребление является источником обретения и удержания целостности личности в кризисном социокультурном пространстве современного общества.

    Теоретическая значимость работы. Исследуя социальную идентичность как феномен общественного сознания и ее связь с процессами потребления, настоящая работа вносит определенный вклад в социально-философский анализ современной социальной действительности, позволяет расширить научно-философские представления о дифференциации и стратификации социальных групп, формах и механизмах социальной детерминации, законах строения, функционирования и развития современного социума.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе для разработки курсов лекций и учебных пособий по проблемам теории социальной идентичности и общества потребления в преподавании социальной философии и социологии, а также в системе социального управления (воздействия на человека с учетом нарастания тенденций к индивидуализации личности). Результаты могут найти применение в деятельности российских общественных организаций и органов власти, в условиях идейно-ценностного вакуума переходного периода, где социальная идентичность может целенаправленно конструироваться путем использования инструментов символической политики.

    Апробация работы осуществлена в форме выступлений на шести международных, двух всероссийских и трех межрегиональных научных и научно-практических конференциях, семинарах. В частности, международные научные и научно-практические конференции, семинары: «Интеллект. Культура. Образование» (Новосибирск, 2013), «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог, 2013), «Научный диалог «Восток-Запад»» (Каменец-Подольский, 2013), «Война, нация, патриотизм» (Барнаул, 2013), «Демографическая безопасность как фактор устойчивого развития регионов России» (Барнаул, 2013), «Ломоносовские чтения на Алтае–2013» (Барнаул, 2013); всероссийская научно-техническая конференция: «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, 2013); межрегиональные научно-практические конференции: «Актуальные вопросы экономики и социологии (Новосибирск, 2013), «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» (Барнаул, 2013), межрегиональные научно-практические конференции: XXXVIII научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, 2011); XXXIX научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов (Барнаул, 2012) и др.

    Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в тринадцати публикациях, в том числе три публикации в научном издании, включенном ВАК в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий».

    Структура диссертационной работы обусловлена поставленной целью и отражает последовательность решения задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

    Похожие диссертации на Стиль потребления как фактор формирования социальной идентичности