Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности Чурин, Владимир Владимирович

Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности
<
Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чурин, Владимир Владимирович. Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Чурин Владимир Владимирович; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2011.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/298

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис социальной жизни, кризис духовных ценностей. Массовая техногенная цивилизация обезличивает как формы социальной жизни, так и самого человека. Жизнь человека утрачивает субстанциональное, подлинное духовное содержание. Он все более превращается в элемент технобюрократического аппарата, отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности, "охраняла" человека, давала ему уверенность и надежду, то нестабильность современной жизни, изменчивость бытия рождает в нем чувство неуверенности, беспокойства и зачастую даже страха. В этих условиях философское осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, одной из главных форм которой является национальная и гражданская идентичность, анализ духовного развития как фактора формирования национальной и гражданской идентичности является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей.

Исследование духовного развития личности чрезвычайно важно еще и потому, что в условиях доминирования современных средств коммуникации и глобализации всех сфер общественной жизни истинная сущность личности зачастую подменяется индивидуализмом, масками, навязанными человеку массовыми информационными технологиями, которые скрывают противоречия, присущие духовному миру личности, создают видимость их разрешения.

В современном обществе духовное развитие становится одним из наиболее важных факторов поиска личностью собственной национальной и гражданской идентичности. Сущностные характеристики духовного становления заключают в себе в качестве важнейшей составляющей личности усвоение национальных и гражданских традиций собственного

народа в их динамике и развитии. Органическая связь с анализом духовного мира личности позволяет рассмотреть идентичность, в том числе национальную и гражданскую, с позиции определения ее сущностных черт. Изучение процессов формирования национальной и гражданской идентичности особенно актуально для России, так как позволяет выявить те механизмы, которые дадут возможность населению нашей страны самоопределиться как гражданам России.

В основе социально-философского анализа духовного развития личности, с нашей точки зрения, лежит прежде всего изучение ее внутреннего мира. Признавая безусловное влияние на духовное развитие личности внешних факторов, социальных условий, определяющих сущность человека, диссертант считает, что конкретное действие, конкретный поступок человека направляются ценностями его внутреннего духовного мира. Национальная и гражданская идентичность во всей полноте также утверждаются на уровне субъективного самоотождествления.

Духовно развитая личность, в конечном счете, является гарантом успешного развития общества и государства. Анализ текущего состояния духовного развития личности позволяет выявить актуальные проблемы и противоречия процесса формирования национальной и гражданской идентичности. В свою очередь, сохранение и развитие исторических традиций, культурного наследия страны является непременным атрибутом духовного развития личности.

Степень разработанности проблемы. Анализ духовного развития личности как фактора формирования национальной и гражданской идентичности определяет основные направления нашего исследования и его теоретическую базу, которая находится на пересечении философских, социологических и психологических наук. Прежде всего мы рассматриваем научную литературу, посвященную изучению личности, ее духовного развития. Затем литературу, посвященную общим проблемам идентичности и ее формирования. И наконец литературу, в которой отражены

содержательные характеристики русской национальной и российской гражданской идентичности.

Первое направление. Проведенный анализ позволил классифицировать существующие в научной литературе концепции личности по принципу их отношения к природе и структуре личности. К первой группе относятся психоаналитические теории, которые особое внимание уделяют сфере бессознательного, то есть подсознательным процессам и инстинктам (3. Фрейд, А. Адлер, К.-Г. Юнг, частично Э. Фромм1). Личность в теориях этого направления рассматривается как противоречивое единство сознательного и бессознательного. 3. Фрейд приписывал бессознательному асоциальную роль, считал, что само существование общества является ущемлением естественных инстинктов.

Ко второй группе мы отнесли поведенческие теории личности, приверженцы которых считают, что человек не имеет никакой предзаданнои сущности, а его поведение определяется исключительно внешним воздействием. Так считают бихевиористы Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер. Бихевиоризм фактически исключает внутренние переживания человека из сферы исследования, приоритет отдается анализу объективных фактов поведения, а также влияющих на них факторов, которые можно исследовать, применяя математические методы. Позиция бихевиоризма была подвергнута критике, в частности, основателем когнитивного направления Ж. Пиаже, который утверждал, что помимо внешнего воздействия необходимо наличие

внутренней готовности. Однако игнорирование свободы воли человека не

1 Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск, 1991; Фрейд 3. «Я» и «Оно» / избранное. Книга 1. М.:
издательство «Московский рабочий» с совместным западногерманским предприятием «Вся Москва». 1990;
Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой / Избранное. Книга 2. М.: издательство «Московский рабочий» с
совместным западногерманским предприятием «Вся Москва». 1990; Адлер А. Практика и теория
индивидуальной психологии. / Пер. с нем. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995; Юнг К. Г.
Психологические типы. М., 1920; Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтическому
творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987;
Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996; Фромм Э. Бегство от свободы. М.,
1990; Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

2 Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // ФЛОГИСТОН:
Психология из первых рук. М. 2011. URL: httpV/flogiston.ru/library/watson (дата обращения: 11.02.2011);
Скиннер Б. Ф. Оперантное поведение //История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

3 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

позволило приверженцам этого методологического подхода создать глубоко и целостно разработанную концепцию личности.

К третьей группе мы отнесли экзистенциалистско-гуманистические теории, представители которых считают, что в самой природе человека заложено нечто, что выделяет его из животного мира (А. Маслоу, Ж.-П. Сартр4). Данный подход, в отличие от психоанализа и бихевиоризма, рассматривает человека, как изначально творческое существо, целью и предназначением которого является самореализация. Человек находится в мире, с которым его связывает множество невидимых нитей, что тем не менее не дает права утверждать о полной зависимости человека от окружающего мира или зависимости самого окружающего мира от человека; эти отношения диалектично взаимодополняемы. Человек не выбирает, где и кем ему родиться, но в его силах работать над собой и стать подлинным человеком, личностью. Таким образом, подчеркивается роль духовности личности в процессе ее формирования.

Безусловно гуманистической теорией является и марксизм, приоритетным направлением которой в области изучения личности является эмансипация, освобождение человека от всевозможной зависимости (экономической, политической и особенно духовной). Развивая социалистическую традицию, Маркс стремился к освобождению личности во имя творческой самореализации человеческой сущности. Именно поэтому его теория остается актуальна и в наше время, время потребительства и "массовизации".5

Второе направление. Несмотря на существование идентичности как фактора самотождественности личности, в то же время личность динамична, подвержена как качественным, так и количественным изменениям. Поэтому

4 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. М.: Смысл, 1999; Маслоу А. Мотивация и
личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999; Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт
феноменологической онтологии. / пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2004;
Сартр Ж. П. Проблемы метода / пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Соч., т. 8; Маркс К., Энгельс Ф. К критике
политической экономии // Соч., т.13; Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Соч., т.42; Маркс К.,
Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844-го года // Соч. т.42; Маркс К., Энгельс Ф. Нищета
философии // Соч. т.4.

в основе изучения процесса формирования личности должен находиться факт
ее духовности как отличительной черты человека вообще и личности в
особенности. Изучению феномена духовности посвящены работы классиков
мировой философской мысли (М. Вебер, Г. Гегель, И. Кант, К. Ясперс6) и
отечественной философии (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк7), а также
современных зарубежных и отечественных исследователей (B.C. Барулин,
Б.Н. Бессонов, Л.П. Буева, Е.К. Быстрицкий, Н.П. Дубинин, Ю.А. Замошкин,
В.П. Иванов, В.П. Козловский, Р.И. Косолапов, СБ. Крымский,

В.Н. Ксенофонтов, Д.С. Лихачев, Ж. Маритен, Н.Н. Моисеев,

Ю.А. Огородников, В.В. Рябов, А.И. Солженицын, Ю.В. Сычев, Н.Ф. Тарасенко, М.А. Холодная, Г.Д. Чесноков, В.Д. Шадриков8).

Третье направление. Проблема идентичности изучалась философами, начиная с античных времен (Платон, Аристотель). Античная и средневековая философия главный акцент делала на освоении онтологических оснований бытия мира. В Новое время интерес исследователей смещается к вопросам сознания и познания (Р. Декарт, Д. Локк, Д. Юм9). Дальнейшее развитие проблемы идентичности предпринято в немецкой классической философии

6 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990; Гегель Г.
Философия духа // Энциклопедия философских наук; Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х т.; Кант И.
Антропология с прагматической точки зрения // Соч. в 6 т. М.: 1963; Ясперс К. Общая психопатология. М.,
Практика, 1997.

7 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Ильин И. А. О грядущей России.
Избранные статьи. М., 1993; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

8 Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист, 1989, № II; Иванов В. П.,
Быстрицкий Е. К., Тарасенко Н. Ф., Козловский В. П. Мировоззренческая культура личности // Философские
проблемы формирования. Киев, 1986; Крымский С. Б. Контуры духовности; Новые контексты
индивидуальности // Вопросы философии. 1992. № 12; Ксенофонтов В. Н. Духовная жизнь российского
общества и инфокоммуникационный мир. М.: АГЗ МЧС России; Лихачев Д. С. Духовность и бездуховность
// Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. М.: Рос. фонд культуры, 2006;
Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблемы человека в западной философии.
М., 1988; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990; Лихачев Д. С. О русской
интеллигенции: письмо в редакцию // Новый мир. 1993. № 2; Рябов В. В. Макс Вебер - знакомый и
незнакомый. «Уроки Макса Вебера» // Сборник научных трудов МГПУ. М., 1995; Огородников Ю. А.
Философское осмысление эстетических идей в литературоведении. М.: Изд. МГПУ, 2010;
Огородников Ю. А. Художественное творчество. (Философские и психологические основы). М.: изд. МГПУ,
2009; Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Начала христианской психологии / Под ред.
Б. С. Братуся и С. Л. Воробьева. М.: Наука, 1995; Солженицын А. И. Образованщина // Новый мир. - 1991.
№ 5; Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Серия: Мастера психологии
Год:2001; Чесноков Г. Д. Марксово понимание личности // Марксизм и современность. 2009. № 1;
Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.

9 Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. М., 1994 т.2.; Декарт Р. Рассуждение о методе //
Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1989. т.1.; Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х томах.
М., 1985 т.1.; Юм Д. О тождестве личности // О человеческой природе. СПб.: Азбука, 2001.

(И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель ). Проблему соотношения родовой и индивидуальной сущности человека как проблему идентичности исследовал К. Маркс11.

В современной философии акцент в изучении проблемы идентичности перенесен с изучения сознания на изучение прежде всего социальных качеств личности (П. Бергер, И. Гофман, Т. Лукман, Дж. Мид, Дж. Морено, П. Рикер,

3. Фрейд, Э. Эриксон ). В отечественной философской мысли к классическим можно отнести работы Вл. Соловьева, И.А. Ильина, С.Л. Франка. Современные отечественные исследователи рассматривают проблему идентичности личности с позиций либо изначально присущих ей, либо приобретенных качеств.14

Существующая в России напряженность межнациональных отношений
актуализирует исследования национальной и гражданской идентичности как
проявлений идентичности социальной (Э.А. Баграмов, Б.Н. Бессонов,
Ю.В. Бромлей, С.А. Бухарева, Л.Н. Гумилев, И.А. Зверева, Т.И. Коваль,
Д.А. Леонтьев, Н.М. Мамедова, В.А. Тишков, Т.Г. Стефаненко,

О.Б. Скородумова, А.В. Сухарев, В.Г. Федотова15). В то же время при

10 Кант И. Критика чистого разума. Мн., 1998; Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.:
в 6 т. М., 1963; Кант И. Критика чистого разума. Мн., 1998; Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении
ученого // Сочинения в 2 т. СПб, 1993. т.2.; Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма. М,
1936; Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1975. т.1.; ГегельГ. Ф. В.
Сочинения. М., 1959 т.4.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Соч., изд. 2-е. М., 1974. т.42;
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., изд. 2-е. М., 1955; Маркс К., Энгельс Ф. Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта // Соч., изд. 2-е. М., 1955. т. 8.

12 Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М, 1989; Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995;
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996;
Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск. 1993; Мид Дж. От жеста к символу // Американская
социологическая мысль. М., 1994; Гофман И. Представление себя другим в повседенвной жизни. М., 2000;
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.:
«Медиум», 1995.

13 Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994; Соловьев В. С.
Соч. в двух т. М., 1988; Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

14 Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. №2; Антонова Н. В. Проблема
личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной
психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1; Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального
психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007; Кон И. С, Шалин Д. Н., Д. Г. Мид Проблема человеческого Я //
Вопросы философии. 1969. № 12; Микляева А. П., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности:
содержание, структура, механизмы формирования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена,
2008.

15 Баграмов Э. А. Национальный вопрос в борьбе идей. М.: Политиздат, 1982; Бессонов Б. Н.,
Протодьяконов С. А. Судьба России: Взгляды российских мыслителей. М.: "Русский национальный фонд",
2003; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.,1987; Бухарева С. А.

рассмотрении проблемы становления и развития национальной и гражданской идентичности в России необходимо было обратиться к наследию русской философской мысли (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, Вл. Соловьев, А.С. Хомяков, Н.Я. Чаадаев).16 Актуальность данных вопросов, а также недостаточная разработанность в научной литературе обусловили выбор темы данной диссертации.

Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в комплексном социально-философском анализе духовного развития личности как фактора формирования национальной и гражданской идентичности.

Объект исследования - духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности.

Предметом исследования являются закономерности духовного развития личности как фактора формирования национальной и гражданской

Особенности этнической идентичности в этнически ориентированных учебных центрах. // Вопросы психологии. 2005. № 6.; Гумилёв Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993; Зверева И. А. Идентификация: социокультурный контекст // Омский научный вестник. №3(78). 2009; Зверева И. А. Территория как фактор социокультурной идентичности // Социальная политика и социология. №11. 2009; Коваль Т. И. Постмодернизм о феномене творческой личности // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. №4. 2010. URL: http// (дата обращения: 29.01.2011); Леонтьев Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки 10.2009; МамедоваН. М. Метаморфозы этнической идентичности // Национальные интересы. №1(42). 2006; ТишковВ. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997; Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2000г; Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2010. №4. Культурология; Сухарев А. В., Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006; Федотова В. Г. Глобализация и российская идентичность // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005. 16 Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М., 1964. т.5.; Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н.А.Бердяев о русской революции. В 2 ч. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. 4.1; Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Собр. соч. В 30 т. М., 1954-1965; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993; Ильин И. А. Мировая политика русских царей // Наши задачи. Т. 1. М.: Рарогъ, 1992; Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Сочинения в двух томах, М.: Медиум, 1993. т.1; Ильин И. А. О сущности правосознания // Сочинения в 2-х томах. М.: Медиум, 1993. т.1; Ильин И. А. Основы христианской культуры // Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М.: Искусство, 1993; Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993; Чаадаев П. Я. Философические письма; Апология сумасшедшего / Вступ.ст., коммент. 3. А. Каменского. М.: Терра - Книжный клуб, 2009; Соловьев В. С. Национальный вопрос в России // Соч. В 2 т. М., 1989 т.1; Соловьев В. С. Русская идея // Соч. В 2 т. М., 1989. т.2; Соловьев В. С. Чтение о Богочеловечестве. Соч. в 2-х т. М., 1989; Хомяков А. С. Дар песнопенья. О старом и новом. Церковь одна. Труженик. Современники об А. С. Хомякове. Борец за Святую Русь/ изд. подгот. Б. Н. Романов. М.: Русский мир, 2007.

идентичности, рассматриваемые в системе общественно-политических и социокультурных отношений.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование национальной и гражданской идентичности возможно лишь при условии целостного, гармоничного духовного развития личности.

Цель исследования заключается в социально-философском анализе процесса духовного развития личности как фактора формирования национальной и гражданской идентичности.

Реализация поставленной цели и проверка гипотезы предполагают постановку и решение следующих задач:

1. Рассмотреть существующие теоретико-методологические подходы к
определению понятия "личность", выявить основные ее составляющие.

2. Раскрыть сущность духовного развития личности, выявить
взаимосвязь и взаимозависимость этических, эстетических и
интеллектуальных доминант духовного развития.

3. Выявить сущностные характеристики понятия идентичности вообще,
национальной и гражданской идентичности в особенности.

4. Определить диалектику взаимозависимости духовного развития
личности и формирования национальной и гражданской идентичности.

5. Проанализировать сущностные характеристики русской
национальной и российской гражданской идентичности, выявить их общие и
особенные черты.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы отечественных и зарубежных ученых, исследовавших состояние современного общества России и Запада, роль духовности как определяющей характеристики личности и как фактора развития общества; базовые положения социальной философии, ее основные методологические принципы и категории. Использование общенаучных методов сравнительного и системного анализа, структурно-функционального и диалектико-материалистического подхода позволяет глубже

проанализировать процесс духовного развития личности, современную проблематику национальной и гражданской идентичности.

В данном исследовании мы опирались также на междисциплинарный подход, который позволил использовать эвристические возможности таких наук, как социология, психология и культурология.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный социальный и духовный кризис делает процесс
духовного развития личности более сложным и противоречивым. Снижение
в обыденном сознании значимости коллективистских и, напротив,
возрастание индивидуалистических ценностей, обусловливает
необходимость целостного, интегративного подхода к процессу духовного
развития личности, взаимодействия как социокультурных, так и
индивидуально-психологических факторов, к органическому единству таких
составляющих духовности, как интеллектуальные, этические и эстетические
ценности и идеалы.

Только на базе единства интеллектуального, этического и эстетического развития личность может раскрыть свой творческий потенциал, свои творческие дарования, развить все свои способности и силы, "безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу"17.

2. В процессе своей жизнедеятельности личность должна решить
главную для себя задачу интеграции в общество: сформировать идентичность
через осознание своей тождественности с той или иной социальной или
профессиональной группой, с обществом, в том числе - с национальной или
гражданской общностью (что в условиях нарастающих тенденций к
глобализации чрезвычайно важно).

3. Национальная и гражданская идентичность формируется лишь при
условии духовного развития личности, что вытекает из самой сущности
духовного развития, как преодоления эгоистической замкнутости. Духовное

17 Маркс К., Энгельс Ф. т. 46, ч. I. С. 476.

развитие личности необходимо для формирования идентичности, вместе с тем, социально-культурные условия, в которых существует личность, влияют на ее формирование, на ее отношение к национальной и гражданской общности.

4. Проблема национальной и гражданской идентичности особенно важна для современной России, переживающей кризис и национальной, и гражданской идентичности. Диссертант полагает, что для многонациональной России важнейшим принципом решения проблемы идентичности является неразрывность русской национальной и российской гражданской идентичности.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыта роль духовного развития личности как фактора
формирования национальной и гражданской идентичности. В этой связи
осуществлен историко-философский и социально-философский анализ
эволюции понятий духовности и идентичности.

  1. Обоснован вывод: несмотря на то, что идентичность есть результат взаимодействия индивида, обладающего способностью к рефлексивному мышлению, и окружающего его мира культуры, в решающей степени идентичность - результат субъективного самоопределения личности.

  2. Показана диалектическая взаимозависимость духовного развития личности и процессов идентификации, прежде всего национальной и гражданской, а также тенденций современного общественного развития.

4. Проанализированы особенности и противоречия формирования
национальной и гражданской идентичности в современной России.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Проблема духовного развития личности как фактора национальной и гражданской идентичности в кардинально изменяющемся мире современности стала одной из основных тем социальной философии. Человек всегда нуждается в социальных связях, идеях и ценностях, которые вместе с ним разделяют другие члены социальной общности. Однако в

современном обществе многие люди чувствуют себя изолированными и одинокими. У них нет убеждений, мыслей и взглядов, которыми они хотели и могли бы поделиться с другими людьми. Над современными людьми довлеют лозунги и штампы, навязанные властью и средствами массовой информации. Многих людей связывают друг с другом, в сущности, только потребительские, денежные интересы (которые в то же время их еще более разделяют и унижают). В свое время Э. Дюркгейм охарактеризовал это состояние словом "аномия" и пришел к выводу, что аномия является основной причиной роста самоубийств на фоне мощного процесса индустриализации, технизации и сциентизации мира. Перед мощью технобюрократической машины подлинная социальная жизнь отошла на второй план, точнее даже - вообще исчезает. Люди, живущие в современной государственно-политической системе - не более чем дезорганизованная совокупность разрозненных индивидов.

Духовное развитие личности в такой ситуации становится необходимым условием восстановления творческого существования человека и в то же время фактором формирования национальной и гражданской идентичности. Знание основных составляющих духовности, способов развития интеллектуальных, этических и эстетических ценностей и идеалов, механизмов социальной идентификации, прежде всего национальной и гражданской, является важным условием становления гражданского общества, что особенно актуально для современной России.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, теоретической и прикладной социологии, а также психологии.

Апробация диссертационного исследования.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии МГПУ. Содержание диссертации апробировано:

- в научных статьях общим объемом 1,3 п.л., в том числе в одной публикации по списку ВАК объемом 0,4 п.л.

- в выступлениях на международных и российских научных конференциях в период с 2007 по 2011 гг.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка литературы, который включает 173 наименования. Общий объем работы - 161 страница.

Похожие диссертации на Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности