Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Семья в жизни человека и общества 17
1 Историческое развитие семьи: онтологический и гносеологический аспекты 17
2 Нравственный потенциал семьи российского общества 48
3 Семья и армия: историко-философская ретроспектива и нравственный аспект взаимодействия. 60
Глава 2. Семья и факторы военной службы в деле формирования нравственности личности 74
1 Особенности современной семьи будущего курсанта 74
2 Семейные факторы и их влияние на формирование нравственных качеств курсантов 89
3 Внутренние и внешние противоречия семьи как факторы ее развития 107
4 Задачи и пути обеспечения единства семьи и общества в деле нравственного становления будущих офицеров 123
Заключение 137
Список использованной литературы 143
Приложения
- Историческое развитие семьи: онтологический и гносеологический аспекты
- Семья и армия: историко-философская ретроспектива и нравственный аспект взаимодействия.
- Особенности современной семьи будущего курсанта
Введение к работе
В обстановке глубоких перемен, формирования иной, отличной от прошлой, ценностно-нормативной системы общества, в общественной жизни России усиливается внимание к весьма противоречивым явлениям и процессам, которые происходят в различных ее сферах, в том числе и военной.
Бесспорно, что проблемы формирования государственной политики в области строительства и реформирования Вооруженных Сил связаны с изменениями, происходящими в обществе. А поскольку армия пополняется молодыми людьми, входящими в нее из семьи, без переходных ступеней, то ее роль и значение выступают практическим и духовным факторами в деле воспитания офицера Российской армии.
В ряду системообразующих признаков семьи стоит нормативность -совокупность моральных и правовых норм и требований, обусловливающих стабильное функционирование и развитие как общества, так и данного его особого элемента. Она обеспечивает собой непрерывное функционирование процесса взаимодействия «семья - индивид - армия», выступая его объективным фактором. Но поскольку у каждого элемента этого взаимодействия появляются интересы свои, собственные, то нормативность одновременно интерпретируется и общественным мнением, и индивидуальным, и корпоративным сознанием как аксиологическая проблема, как нравственные оценки поступков и поведения личности в армейской среде.
Проблемам соотношения и взаимодействия интересов семьи и государства по вопросу обеспечения его безопасности, которое осуществляется с помощью разнообразных правил и норм, в том числе моральных, анализу роли и значения семьи в процессе формирования нравственных качеств будущих офицеров, противоречиям этого процесса, основным направлениям их разрешения посвящена эта работа.
Актуальность данного исследования обусловлена рядом обстоятельств:
во-первых, в условиях развивающегося общества происходит эволюция ценностных установок, выражающаяся, в частности, в изменении отношения к воинской службе, актуализируется проблема формирования нравственных качеств воинов еще до призыва или поступления в военно-учебное заведение, иначе - в семье;
во-вторых, изменения, происходящие в семье, в системе ее ценностей и норм, обостряют проблему формирования морально-волевых качеств будущих воинов, в частности - будущих офицеров;
в-третьих, строительство и реформирование Вооруженных Сил России1 предусматривает повышение требований к характеристикам элементов, составляющих боевой потенциал армии, в том числе к морально-волевым качествам военнослужащих;
в-четвертых, для управления процессом формирования нравственных качеств будущих офицеров необходимо обладать пониманием закономерностей воздействия семьи на нравственное формирование личности;
в-пятых, некоторые общемировые тенденции и процессы, в
частности, наступление эры глобализации2, актуализация проблем
сепаратизма3, международного терроризма, в том числе и в России4,
существующие военные угрозы5 повышают роль и значение силовых структур.
Это, в свою очередь, ведет к усилению требований к военнослужащим, в том
числе по вопросу совершенствования морально-волевой составляющей
боевого потенциала армии;
наконец, планируемое формирование армии на контрактной основе не ослабляет, а, напротив, усиливает роль семьи как первичного носителя представления об армии и ее общественном предназначении.
1 См. Иванов С. Военная реформа как необходимая часть преобразований в России // Красная Звезда. - 2001. -
25 января; Актуальные задачи развития Вооруженных сил: Доклад министерства обороны РФ // Красная Звезда.
- 2003. - 11 октября.
2 См. Глобализация: военный аспект // Красная Звезда. - 2004. - 20 марта.
3 См. Романченко Ю. К чему ведет сепаратизм... // Ориентир. - 2004, - № 4. - С. 9 - 11.
4 См. Романченко Ю. Место России в миротворческом процессе // Ориентир. - 2003, - № 12. - С. 13.
5 См. Кулаков В.Ф. Интересы нашей Родины - превыше всего // Ориентир. - 2003, - № 12. - С. 6; Колганов A.M.
Российская военная мощь - незаменимый фактор защиты национальных интересов // Ориентир. - 2004, - № 1. -
СЮ.
При анализе процесса формирования личности в семье, ее нравственной составляющей, важно выявить механизм выработки и принятия семьей определенной системы нравственности, которая затем передается личности в процессе ее воспитания. В связи с этим можно предположить, что выработка семьей нравственных норм, которыми она руководствуется в своей деятельности, осуществляется в условиях и под непосредственным влиянием взаимодействия ее с другими элементами общественной системы в процессе реализации не только своих интересов, но и осознания интересов этих других общественных формирований: общества, государства, армии. Нравственные нормы при этом выступают универсальным регулятором их отношений, необходимым условием наиболее полной реализации интересов каждого из элементов социальной структуры.
Проблема изучения семьи, различных аспектов ее жизнедеятельности, имеет свой генезис и свою историю. В России она стала активно развиваться на рубеже XIX - XX веков . В начале Советского периода семейная проблематика рассматривалась, в основном, в русле педологических концепций, представленных трудами ряда авторов, таких как Н. Рыбникова, И.А. Арямов, Л.И. Одинцова, СИ. Нечаева, В.Е. Смирнова, A.M. Гельмонт и других7.
В этот период и период культа личности изучение семьи, как и многие другие социально-философские проблемы, носило, зачастую, одностороннюю направленность, во многом увязывалось с идеологическими воззрениями того времени8, чем ослаблялись объективные факторы ее воздействия на личность.
Новый импульс научному осмыслению этого социального феномена положили процессы нарастающего кризиса института брака и семьи, обусловившие ряд негативных тенденций в общественной жизни. Это рост
6 См., например: Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. СПб., 1895; Сорокин П.А.
Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал Литературы, науки и общественной жизни, - 1916. - № 1,2.
-С. 171.
7 См. Рыбникова Н. Крестьянский ребенок. Очерки по педологии крестьянского ребенка. М., 1930; Арямов
И.А., Одинцова Л.И., Нечаева СИ. Дитя рабочего. М., 1930; Смирнова В.Е. Рабочий подросток. Очерки
психологии юношеского возраста. М., 1926; Гельмонт A.M. Педагогика среды и методы ее изучения. М., 1930.
8 См. Дорохина О.В. Партийно-государственная идеология социалистических преобразований семьи в
послереволюционной России // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология, -1996. - № 2.
6 числа разводов9, снижение рождаемости, и, как следствие, падение уровня прироста населения, установка на сознательное безбрачие и т. д. И в настоящее время интерес к семье, ее проблемам, продолжает оставаться высоким.
Вопросы изучения, анализа развития и изменения семьи, ее влияния на формирование личности и общества в целом в начале и с 60-х годов XX века получили реальное освещение в исследованиях отечественных ученых: А.И. Антонова, СИ. Голода, М.М. Ковалевского, В.Я. Титаренко, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева и других10.
Изучение процесса нравственного формирования личности в семье как научная и практическая проблема охватывает предметную область в основном четырех наук: социальной философии, социологии, психологии и педагогики. Каждая из них сформировала свой подход, отличающийся предметом и методами исследования.
Особую ценность имеют работы, содержащие методологические и методические обоснования и подходы к изучению и методике анализа процесса формирования нравственности в семье. Рассмотрению этих вопросов посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А. Адлера (Австрия), А.Г. Апресяна, К. Бейкера (США), Э. Гидденса (Великобритания), Г.Н. Гумницкого, Т.А. Гурко, А.Г. Назаретяна, В. Райха (Австрия), Ю.М. Смоленцева, В.В. Форсовой, К. Хорни (США), Н.Д. Шимина и других11. Для диссертационного исследования работы вышеназванных авторов имеют важное общетеоретическое и методологическое значение. В этом аспекте также важное
9 См. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. М., 2004. С. 106.
10 См.: Антонов А.И. Системное представление семьи как объекта исследования // Семья в России. - М., -1998.
- №3/4; Голод СИ. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1996; Ковалевский М.М. Очерки
происхождения семьи и собственности. СПб., 1895; Мацковский М.С. Социология семьи; проблемы теории,
методологии и методики. M., 1989; Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М, 1987; Харчев А.Г.
Брак и семья в СССР. М., 1979.
11 См: Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М., 2002; Апресян А.Г. Природа морали //
Философские науки. - 1998. - № 3 - 4; Бейкер К., Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. -
1991. - № 6; Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. -1992, - №
7; Гумницкий Г.Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. М., 1983; Гурко Т.А.
Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования, -1995. - № 10;
Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс // Вопросы философии, -1992. - № 3;
Райх В. Анализ личности. СПб., 1999; Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., МГУ,
1989; Форсова В.В. Православные семейные ценности // Социологические исследования, -1997. - № 1; Хорни
К. Недоверие между полами // Психологический журнал. Т. 14. -1993, - № 5; Шимин М.Д. Социально-
философские проблемы семьи. Воронеж, 1996.
методологическое значение для автора представляют труды В.О. Бернацкого, посвященные проблематике взаимодействия и реализации интересов
1 *?
общественных формирований .
Определенную ценность представляют также работы и исследования А.Г. Абрамовой, В.И. Бойко, СВ. Быкова, И.А. Колесниковой, Е.С. Меньшиковой, Н.Д. Никандрова, В.П. Петрова, П.А. Сорокина, В.И. Филатова, А.В. Шестаковича, Л.В. Яссмана и других . В этих трудах рассматриваются вопросы формирования нравственных качеств в семьях различных типов, становления целостной личности, другие актуальные проблемы, связанные с жизнедеятельностью семьи, видоизменением морали как социального явления.
Для анализа социальной особенности жизнедеятельности семьи в военной сфере диссертантом исследованы работы ряда военных ученых: А.Ф. Евченко, П.В. Разова, Л.В. Певеня и других14.
В целях сбора и анализа эмпирического материала, иллюстрирующего динамику социальных процессов по теме диссертации, автором был использованы работы В.Ф. Анурина, И.А. Бутенко, И.Ф. Девятко, Ю.Н. Толстова, Ю.Н. Тюрина и А.А. Макарова, В.А. Ядова, которые раскрывают методологию и методику проведения социологического исследования15.
12 См. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. Томск, 1984; Бернацкий В.О.
Интересы и их роль в обществе. Омск, 1990; Бернацкий В.О. Овсянникова И.А. Социальная философия. Омск,
1998.
13 См.: Абрамова А.Г. К проблеме духовного и нравственного воспитания личности // Обновляющаяся Россия:
формирование нового гуманитарного пространства. Саранск, 1997; Бойко В.И. Семья: социальная
обусловленность демографического воспроизводства // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, -1999. -№
1; Быков СВ. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков. Тольятти. 2003;
Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств. М., 1998; Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с
детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал, -1993, Т. 14. - № 6; Никандров
Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика,-1998. - № 3; Петров В.П. Здоровье семьи:
социально-философский и нравственный аспекты. Л., 1989; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.
М., 1992; Филатов В.И. Социально-онтологические основы целостности личности. М., 2001; Шестакович А.В.
Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье. Минск, 1989; Яссман Л.В. Психологические
проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра
психол. наук. М.: Ак. МВД. 1998.
14 См.: Евченко А.Ф. Семья молодого офицера Советских Вооруженных Сил: проблемы становления и
укрепления. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. М., ВПА, 1991; Евченко А.Ф., Разов П.В.
Социология семьи военнослужащего. М., 1999; Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы
формирования оборонного сознания российской молодежи // Социологические исследования. -1997, - № 5.
15 См. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. М., 2003; Бутенко И.А. Организация прикладного
социологического исследования. М., 1998; Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002;
Как провести социологическое исследование. М., 1990; Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. M., 1998;
Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. M., 2003.; Ядов В.А. Стратегия социологического
исследования. M., 2003.
Наконец, для данного исследования важны социально-правовые аспекты проблематики нормативной регламентации комплекса нравственных качеств военнослужащих, необходимых для их профессиональной деятельности. Они нашли свое отражение в конкретных законодательных актах РФ и в нормативно-правовых источниках высшего военного управления16.
Изучение и анализ литературы свидетельствуют о том, что социально-философские исследования нравственного потенциала семьи будущего офицера весьма немногочисленны, что не позволяет сформировать целостную систему и добиться сравнения результатов изучения данной проблемы. При этом необходимо отметить, что в ряде исследований при изучении процессов нравственного формирования личности, жизнедеятельности семьи, использовались, в основном, социологические и педагогические аспекты, тогда как рассматриваемые категории являются, прежде всего, социально-философскими, характеризующими важнейшие социальные явления.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы, объекта и предмета, целей и задач диссертационного исследования.
Объектом исследования является семья будущего офицера, носитель определенных социальных свойств и системы нравственных нормативов.
Предмет исследования - процесс выработки и формирования семьей нравственных качеств личности будущих офицеров, осуществляемый в условиях взаимодействия интересов таких общественных формирований, как семья, государство, армия.
Цель диссертационной работы: раскрыть механизм порождения семьей собственной системы нравственности, которая вырабатывается в условиях реализации ее интересов, выявить пути и средства разрешения противоречий между семьей и государством, семьей и армией во взаимореализации их интересов и дать рекомендации, способствующие решению проблемы
16 См. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994.
формирования нравственной личности для выполнения обязанностей воинской службы.
Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
проведение анализа роли и значения семьи в социализации личности и выявление ее основных направлений;
определение базовых социально-философских категорий и понятий, составляющих концепцию нравственного формирования личности семьей;
проведение анализа современного состояния семьи, ее структуры, особенностей и тенденций изменения и развития; определение и выявление основных противоречий между влиянием семьи и факторами военной службы в процессе формирования нравственных качеств личности будущих офицеров; осуществление типологизации основных нравственных качеств личности и определение условий и факторов влияния семьи на их формирование;
поиск и теоретическое обоснование основных направлений
разрешения противоречий в процессе воздействия семьи на
формирование нравственных качеств курсантов.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что
семья как элемент социальной действительности является одним из
определяющих факторов, влияющих на формирование нравственных качеств
личности. Выработка семьей системы нравственных установок и ценностей
осуществляется в процессе взаимодействия ее интересов с интересами
общества и других общественных формирований, государства и армии в том
числе.
Можно выделить следующие частные гипотезы:
1. Семья, будучи общественным формированием, является носителем особой нормативности.
2. Нормативность семьи определяется внутренними и внешними
факторами, вырабатывается в результате взаимореализации интересов
ее и других общественных формирований.
3. Процесс нравственного формирования личности в семье недостаточно
учитывается и используется в современных условиях, что снижает, в
частности, качественные показатели профессионального отбора.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные положения теории системного подхода, аксиологический метод, методы восхождения от абстрактного к конкретному, логического и исторического анализа, принцип взаимореализации интересов общественных формирований. В диссертации автор опирается также на работы отечественных и зарубежных ученых, научный интерес которых включает исследуемую проблематику.
В работе широко использовались материалы научно-практических и теоретических конференций, данные конкретных военно-социологических исследований, проведенных рядом органов военного управления и воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ.
Эмпирическую базу исследования составили анализ социально-статистических данных и положений по проблемам, приводимым в документах, информационно-аналитических сборниках и материалах конференций.
Кроме того, в ряде военно-учебных заведений Сибирского военного округа в период с декабря 2003 по апрель 2004 года с использованием разработанной автором методики было проведено военно-социологическое исследование17. В общей сложности было охвачено 22 воинских коллектива звена «взвод (учебная группа) - рота (курс) - батальон (факультет)». В исследовании использовался комплекс социологических методов сбора и получения первичной информации: анкетный опрос, изучение документов, а
17 См. Приложения к диссертационному исследованию по теме: «Фактор семьи в процессе нравственного формирования личности будущих офицеров». С. 161.
11 также вторичный анализ результатов проведенных ранее военно-социологических исследований по данной проблеме.
Обработка данных, полученных в ходе исследования, осуществлялась на ЭВМ с использованием пакета прикладных программ SPSS Answer Tree 3.0. Для анализа данных использовались методы математической статистики: расчет среднего значения, вычисление моды, медианы, дисперсии признака. Для выявления статистической зависимости между переменными применялся кластерный анализ.
Диссертационное исследование опиралось на содержательный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и особенности прохождения военной службы, которые, в свою очередь, обусловливают определенные требования к морально-волевой составляющей личности военнослужащего.
Научная достоверность теоретических выводов и практических рекомендаций по исследуемой проблеме обеспечена:
опорой на теоретико-методологическое обоснование сущности семьи, ее роли в нравственном формировании личности;
разработкой и применением обоснованной модели социологического исследования;
использованием данных исследований и выводов смежных наук;
применением математико-статистических методов обработки и анализа данных военно-социологического обследования;
соотнесением результатов обследования и эмпирических материалов проведенных ранее исследований.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
на основе исследования сущности и специфики нравственного потенциала семьи дано теоретическое и эмпирическое обоснование ее места и роли как системного формирования, обеспечивающего «поставку» обществу
нравственно ориентированных новых членов и выполняющего ряд других важнейших функций;
обоснован механизм выработки семьей комплекса нравственной нормативности в соответствие с ее мироощущением, потребностями и интересами;
показан процесс взаимореализации интересов общественных формирований семьи и государства по вопросу воинской службы, осуществляемый путем координации их интересов более широким формированием - самим обществом;
на основании анализа результатов эмпирических исследований выявлены состояния и динамика влияния семьи на формирование нравственности личности, зависимость состояния качественных характеристик нравственности личности от первичной родительской семьи;
определены современные приоритеты нравственных качеств личности офицера по оценкам респондентов - курсантов и кадет;
вскрыты основания противоречия между воздействием семьи на личность в процессе формирования ее нравственных качеств и факторами военной службы;
указаны основные направления и пути разрешения диалектических противоречий в процессе воздействия семьи на формирование нравственных качеств курсантов;
разработаны конкретные предложения и рекомендации органам управления военного образования и воспитательных структур в плане дальнейшего совершенствования отбора кандидатов для обучения в военных ВУЗах с учетом семейного фактора.
Структура диссертации подчинена общему замыслу работы, цели и логике исследования. В соответствии с концепцией исследования диссертация состоит из введения, двух глав, первая из которых включает три, вторая -четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее научной разработанности в литературе, формулируются объект и предмет, цель и основные задачи исследования, раскрываются теоретико-методологическая основа и эмпирическая база, показываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость его результатов.
В первой главе - «Семья в жизни человека и общества» - дается историческая ретроспектива социально-философского анализа семьи, обосновывается методология ее исследования, определяется место семьи в обществе, раскрывается нравственный потенциал, роль и значение семьи в формировании личности, проводится анализ отношений семьи и государства по вопросу обеспечения его безопасности, решаемому посредством армии.
Во второй главе - «Семья и факторы военной службы в деле формирования нравственности личности» раскрываются особенности семьи будущего военнослужащего, определяются основные факторы реального влияния семьи на формирование нравственных качеств будущих курсантов и офицеров, анализируются противоречия между воздействием семьи на личность и факторами военной службы в процессе формирования нравственных качеств, определяются и научно аргументируются основные направления разрешения диалектических противоречий в процессе воздействия семьи на формирование нравственных качеств курсантов, задачи и пути обеспечения единства семьи и общества в деле нравственного становления будущих офицеров.
В заключении формулируются основные теоретические выводы и практические рекомендации по учету фактора семьи в процессе нравственного формирования личности и отбора кандидатов для обучения в военном ВУЗе, повышению эффективности выработки семьей комплекса моральных норм и привития их младшему поколению, влиянию ее на процесс формирования нравственности (регулированию на научной основе процессом формирования нравственности в семье).
В приложении содержатся программа военно-социологического
исследования по теме: «Фактор семьи в процессе нравственного формирования
личности будущих офицеров», отчет о проведенном исследовании, а также
рисунки и таблицы, иллюстрирующие и отражающие результаты исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определение семьи как первоначала нравственности будущего офицера,
ее нравственного потенциала; раскрытие механизма выработки и обретения
семьей нравственной нормативности. Семья - это элемент общественной
системы, общественная форма бытия, носитель определенных, присущих
любому общественному формированию свойств и качеств. Но как конкретное,
отдельное общественное формирование она - носитель своей, собственной
нравственной нормативности. Нравственная нормативность вырабатывается и
формируется семьей в процессе внутрисемейного общения и деятельности по
реализации собственных интересов, в условиях взаимодействия с другими
общественными формированиями, составляющими в совокупности общество.
Нравственный потенциал семьи - это внутренние, присущие ей как
общественному формированию возможности дальнейшего нравственного
саморазвития, внутренние, наличные объективные и субъективные
возможности семьи в формировании определенной системы моральных норм и
передаче, привитии личности определенных нравственных качеств личности в
процессе ее воспитания.
2. Выявление и обоснование основополагающих факторов, влияющих на
выработку семьей собственной системы нравственности и формирование
нравственных качеств личности. Такими факторами являются:
характер жизнедеятельности семьи, профессия родителей; корпоративность семьи, обусловленная социальным происхождением и родом деятельности ее членов; особенности сложившихся отношений в семье; структура семейной формы; стрессоры, влияющие на семью;
семейная идеология;
социальное окружение семьи;
уровень потребностей семьи и глубина их удовлетворения. 3. Раскрытие противоречий процесса формирования нравственности личности в семье, основных путей их разрешения в деле воспитания будущего воина. Основными группами противоречий между семьей и воинской службой являются: установка семьи на инициативность, деятельностную, активную жизненную позицию и ограничение свободы деятельности личности воина через подчинение; нацеливание на широкое и всестороннее развитие личности, раскрытие ее индивидуальности и строгая регламентация воинского труда, преимущественно групповой способ деятельности; предписание к самосохранению и нацеливание на самопожертвование; стремление к реализации личных, собственных интересов и сознательная ориентация воина на первоочередную реализацию интересов государства.
Исследование осуществлялось в интересах совершенствования системы отбора кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. В ходе исследования были подготовлены практические рекомендации и предложения, которые могут быть использованы для дальнейшей разработки методики подготовки и отбора кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях МО РФ, формирования и развития у них требуемых (необходимых) морально-деловых качеств личности.
Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены и апробированы автором на научно-практических конференциях: «Естественные науки в военном деле» (г. Омск, 2001 г.), «Общество. Тендер. Культура» (г. Омск, 2001 г.), «Человек и война. XX век: проблемы изучения и преподавания в курсах отечественной истории» (г. Омск, 2002 г.), в выступлениях на теоретических семинарах в Омском танковом инженерном институте имени маршала Советского Союза П.К. Кошевого. Материалы диссертации и основные результаты исследования прошли апробацию в ходе проведения лекционных и семинарских занятий по курсам «Философия»,
16 «Социология», «Основы социологии и политологии», «Политология и социология» с курсантами инженерных и специального факультетов Омского танкового инженерного института (ОТИИ).
Апробация и внедрение методологических рекомендаций исследования осуществлялись в ходе обсуждения его основных положений и выводов на кафедре философии и социальных коммуникаций факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета, а также путем их использования при проведении профессионально-психологического отбора кандидатов из числа военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву и гражданской молодежи для обучения в ОТИИ.
Общий объем публикаций по теме исследования составляет 2, 2 печатного листа:
1. Философско-социологический анализ института семьи: генезис,
противоречия, тенденции развития // Сборник рефератов депонированных
рукописей. Серия Б. Вып. 55. М.: ЦВНИ МО РФ, 2001. инв. № 54478.
2. Защита Отечества и интересы семьи: социально-философский анализ
проблемы // материалы Второй Российской конференции «Естественные науки
в военном деле». Омск, 2001 г.
Семья и отношения полов: история, тенденции, перспективы // Общество. Тендер. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 21-22 сентября 2001г.
Нравственный потенциал семьи в формировании личности воина // Человек и война. XX век: проблемы изучения и преподавания в курсах отечественной истории. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, 14-15 мая 2002 г.
Нравственность и офицерский корпус России. // Омский научный вестник. Омск, 2003. № 5, С. 24 - 27.
Историческое развитие семьи: онтологический и гносеологический аспекты
На всем протяжении существования и развития социально-философской мысли внимание ученых неоднократно и с завидным постоянством фокусировалось на семье как элементе общества, различных аспектах ее жизнедеятельности. Однако, несмотря на стабильный интерес к семье, вопрос о ее роли и значении в различные исторические эпохи решался по-разному.
В период, предшествующий античности, не только жизнь, но и весь окружающий человека мир объяснялся, прежде всего, исходя из семейных и родовых отношений, так как вся социальная действительность того времени обусловливалась факторами господства общинно-родового строя. Да и сама семья как социальный институт переживала сложный и противоречивый период трансформаций - от союза на основе группового брака до семьи патриархального и эгалитарного типов.
Первой ступенью становления этой общественной формы в истории человечества была семья кровнородственная. В ней брачные группы разделялись по поколениям; все бабки и деды в пределах семьи являлись друг для друга мужьями и женами, равно как их дети, то есть отцы и матери; равным образом дети последних образовывали третий круг общих супругов, а их дети, правнуки первых, - четвертый круг. Таким образом, в данной форме семьи взаимные супружеские права и обязанности исключались только между предками и потомками, между родителями и детьми. Братья и сестры - родные, двоюродные, троюродные и более далеких степеней родства, все считались между собой братьями, сестрами, и уже в силу этого мужьями и женами друг друга18.
Следующим шагом вперед в организации семьи стало образование так называемой пуналуальной семьи, вышедшей из кровнородственной. В ней уже была решена важная проблема - отсутствие половой связи уже между братьями и сестрами вследствие возникновения такого социального образования, как род, ставшего в то время основой общественного порядка большинства народов. Однако брак продолжал оставаться групповым, хотя в нем стало иметь место известное соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок. К тому же, возрастающая тенденция к запрету родственных браков, сначала между ближайшими, а затем все более дальними родственниками, привела к вытеснению группового брака парной семьей. В этой семье один мужчина живет с одной женщиной, хотя не исключается многоженство и брачные узы весьма непрочны: они легко могли быть расторгнутыми любой из сторон, при этом дети принадлежали только матери.
Очередным этапом развития семьи явилось возникновение моногамной семьи из парной. И, по мнению Ф. Энгельса, таксе событие не могло осуществиться без действия новых, общественно движущих сил. Этими новыми силами стали совершенно новые общественные отношения, зародившиеся на основе создания в обществе неслыханных ранее новых общественных богатств.
Богатства эти (скот, орудия труда) сосредотачивались в основном в руках мужчин, т.к. они были «ответственными» за эту часть семейных ценностей. Поэтому такое положение дел привело к необходимости пересмотра процедуры наследования от женского типа наследования (по материнской линии) к мужскому, к отмене так называемого материнского права. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Она (семья) основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом»1 . Из парной семьи возникает семья моногамная.
Таким образом, формирование устойчивой социальной структуры -семьи моногамного типа - явилось следствием совершенствования общественных отношений, исторического развития самого общества, фактором его стабильности и дальнейшего прогресса; окончательная победа моногамной семьи - один из признаков наступления эры цивилизации.
В целях дальнейшего анализа роли и значения семьи для личности, ее места и статуса в системе общественных формирований зададимся вопросом: как историческое развитие семьи отразилось в общественном сознании различных эпох?
Во времена античности брачно-семейные отношения богов являлись эталоном, слепком для организации как общественной, так и личной жизни человека. Так, согласно мифам, жизнь на земле началась от самозародившихся Эроса и Геры. Зевс являлся главой Олимпа, а Гера — покровительница брака и замужних женщин - была его женой. Таким образом, небесная жизнь являлась для периода ранней античности ориентиром и образом семейной жизни земного человека.
Семейная проблематика для античных мыслителей постепенно становится объектом философских размышлений. Уже для Протагора не боги, а человек является мерой всех вещей. Сократом же отношения между мужчиной и женщиной рассматривались, прежде всего, с позиции морали. Однако необходимо учесть, что древнегреческие мыслители в определенной степени абсолютизировали роль и значение государства, представлявшегося им в виде города - полиса. Отсюда - понимание, утверждение вторичности человека по отношению к государству.
В связи с этим, в философии Сократа, наряду с рассмотрением морально-этических принципов взаимоотношений супругов с одной стороны, с другой -большое внимание уделялось взаимоотношениям личности и семьи с государством. В факте существования семьи усматривалось несомненное благо, но не только и не столько для нее самой, сколько для общества.
Обращаясь к моральной стороне семейных отношений, отметим, что Сократ считал основой прочной семьи доброжелательность и участие и, хотя сам женился поздно, и на женщине весьма некроткой и сварливой, в вопросах разрешения семейных конфликтов всегда стоял на позиции миролюбия.
Семья и армия: историко-философская ретроспектива и нравственный аспект взаимодействия.
Говоря о статусе, роли и значении семьи в жизни общества и процессе формирования личности, тем более - личности военнослужащего, нельзя не остановиться на вопросе отношений и взаимодействия ее с вооруженной организацией общества, инструментом внешней и внутренней политики государства - армией. Данная проблема сегодня чрезвычайно актуальна потому, что в российском общественном сознании превалирует весьма настороженное и, порой, откровенно отрицательное отношение к Вооруженным Силам, а у семьи - к перспективе предстоящей службы ее члена в армии. По данным социологического опроса, проведенного в 2004 году, 77 % россиян высказались против службы сыновей, братьев, мужей или других родственников в армии . Кроется ли причина этого только лишь в негативных явлениях - «дедовщине», других факторах, повышающих сегодня опасности воинской службы, снижающих ее престиж (появление множества «горячих точек», проблемы финансирования)? По-видимому, - нет.
За последние десятилетия российское общество, его сознание претерпели существенные изменения, обусловленные, прежде всего, переменами в нашем бытии, материальных основах жизни, всём экономическом укладе, базисе. Следуя формационной парадигме мышления, разумно было предположить, что изменение базиса неуклонно повлечет за собой процессы преобразования надстройки общества, что выразится обновлением идеологии и ее проявлении в обыденной жизни - общественного сознания.
Так и произошло. К сожалению, на определённом этапе развития общества у россиян сложилось весьма негативное мнение о необходимости и важности Вооруженных Сил как социального института". Этому способствовали и общемировые процессы: прекращение открытого противостояния между Востоком и Западом, ослабление гонки вооружений, рост популярности пацифизма100 и т.д.
Кризис государственности, охвативший страну в начале 90-х годов прошлого века, «самым непосредственным образом задел силовые структуры. Новое понимание международной ситуации и одностороннее возложение ответственности за гонку вооружений на международной арене только на Советский Союз поставило под вопрос необходимость существования вооруженных сил России. Статус военного человека кардинально изменился вместе с мотивацией военной службы»101.
В резюме доклада на ассамблее НАТО, которая состоялась в ноябре 1997 года, отмечалось, что «российское общество находится на уровне нравственной деградации. Осознание необходимости обороны страны в общественной среде фактически разрушено. Защита Родины потеряла свое значение, а военная служба не является больше престижной и обязательной»102. К тому же экономические проблемы, с которыми столкнулась наша страна в постперестроечный период, отнюдь не способствовали популяризации идеи укрепления или хотя бы не ослабления Вооруженных Сил. Более того, стало модно (и выгодно порой) критиковать армию, обвинять ее во всех бедах и несчастьях, свалившихся на народ.
Для того чтобы уяснить характер и проблематику взаимоотношений семьи и армии, необходимо, на наш взгляд, дать их историческую ретроспективу. И для начала ее как нельзя лучше подходит период античности.
Основная идея общественной жизни того времени - всестороннее господство интересов полиса, и подчинение им интересов других формирований общества, в том числе и семьи, на первый взгляд, не дает ей никаких шансов на отстаивания своей точки зрения по вопросу отношения к воинской службе. Но здесь не стоит забывать о том, что в античный период благополучие полиса было твердой гарантией благополучия личности и других форм общественной жизни. Аристотель отмечал тогда: «Так, в Лакедемоне и на Крите почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну. Также и у всех негреческих племен, достаточно сильных, чтобы иметь превосходство над другими, военная мощь имеет большое значение, например у скифов, персов, фракийцев, кельтов»103.
Лишь мощное государство в условиях постоянных междоусобных войн могло гарантировать свободу и независимость своим гражданам; тем более что выбор был небольшим - либо защитить свою родину и себя, либо стать «говорящим орудием» в руках соседа. Философ предупреждал: «О военных упражнениях граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили тех, кто этого заслуживает, но для того, чтобы прежде всего сами не попали в рабство к другим»104. Именно поэтому идея защиты своего государства воспринималась в период античности его гражданами как основополагающая. «Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну.... Имея ввиду эти цели, следует установить и соответствующее воспитание для детского и для остальных возрастов»105.
Ярким примером отношения к проблеме обороноспособности как главной задаче общества являлись жизнь и быт Лакедемона - древней Спарты. Вся система подготовки будущих воинов, начиная с отбора мальчиков, годных по физическим данным, в особые отряды - агелы, была ориентирована на решение этой задачи. М.В. Грулев отмечет: «...еще в древние времена, при боевом воспитании юношей в классической воинственной Спарте, их закаляли в суровых условиях строгого воздержания во всех потребностях жизни»106. Для античной семьи не было другой альтернативы, кроме как подготовить и с честью проводить сына на военную службу. «Со щитом или на щите» - иного выбора не предоставлялось.
Духовная жизнь средневековой Европы отмечена сосуществованием двух основных традиций - светской и церковной. И, хотя церковь в тот период имела еще довольно сильное влияние, вторая традиция, особенно в период зрелого и позднего Средневековья, порой отступала под давлением насущной необходимости. Так, в эпоху рыцарства и многочисленных военных кампаний, когда многие мужчины, участвовавшие в военных походах, по различным причинам, часто от них самих не зависящим (пленение и т. д.), покидали семью и своих жен, последним, по прошествии определенного времени, разрешалось вступать в следующий брак. В этом случае церковь отказывалась только от процедуры религиозного освящения нового брака, на все остальное стыдливо закрывая глаза107. Общество здесь становилось на сторону семьи, защищая ее, понимая и принимая на себя тяжесть и издержки воинского труда.
В русле рассмотрения проблемы отношения семьи к военной службе период Средневековья знаменателен еще и тем, что эта эпоха грандиозных военных кампаний и походов, в частности, за насаждение веры, породила рыцарей - сословие, по мнению многих исследователей, предшествовавшее офицерству. Подтверждением тому служат многочисленные воинские традиции и ритуалы, дошедшие до нас, например, ритуал отдания воинского приветствия - отголосок ритуала приветствия рыцарей, поднимавших рукой забрала шлемов при встрече.
Особенности современной семьи будущего курсанта
Семья как структурный элемент общества каждый определенный момент времени находится в постоянном изменении, которое, в свою очередь, определяется развитием и изменением самого общества, преобразованием его потребностей, а соответственно - ценностей и норм. На специфику потребностей и норм и их взаимосвязь с состоянием семьи важное влияние оказывают конкретно-исторические, идеологические, социально экономические факторы общественной жизни.
Применительно к нашему исследованию, необходимо отметить следующее: в условиях коренных изменений во всех сферах жизни Российского общества, происходящего процесса реформирования его армии и флота, усложнения международной военно-политической обстановки, возрастает роль и значение семьи как одного из главных субъектов формирования личности, в частности - личности будущего военнослужащего, со своим специфичным набором нравственных качеств, обусловленным особым характером воинской деятельности.
Подтверждением этому является Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой осуществлена в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2002 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»132. Актуальность этого документа очевидна в контексте реальных проблем формирования у молодого поколения страны патриотического сознания, приверженности идеалам служения Отечеству, адекватного отношения к ценностям нашего государства: от уважения к государственной символике до безупречного выполнения гражданского и воинского долга. Принятие концепции обусловлено необходимостью выполнения указанной государственной программы, подготовкой организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан.
В ней, в частности, говорится: «Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются:
- семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству».
Наряду с этим семья - важнейший субъект патриотического воспитания. «Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в воспитательно-образовательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях» . В.В. Путин в Открытом письме к российским избирателям подчеркивал: «для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, которые составляют самый стержень патриотизма»134.
Сама же семья как форма общественной жизни и социальный институт сегодня переживает непростые времена, что позволяет некоторым ученым говорить о ее кризисе и дезорганизации.
Сегодня можно выделить две основные научные парадигмы кризиса семьи: либерально-прогрессистскую (или эволюционную) и консервативно-кризисную. Суть первой состоит в том, что традиционная семья исчезает, а на ее обломках возникают ее новые альтернативные формы . Еще в 1916 году П. Сорокин писал по этому поводу, что «В настоящее время семья, как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом: старые формы... исчезают и уступают место иным формам»136. Вторая парадигма говорит о необходимости сохранения семейных основ бытия, всемерной помощи семье как социальной структуре.
По мнению ряда исследователей, в современном обществе основными проявлениями изменения семьи, трактуемыми как ее дезорганизация, являются следующие тенденции:
1) уменьшение численности семьи ;
2) падение ее социальной и культурной ценности;
3) усиление стремления семьи к самоизоляции;
4) рост количества разводов и дезертирства из семей;
5) рост количества внебрачных детей;
6) рост количества неблагополучных семей и др.
Мы считаем, что такие тенденции, связанные с семьей, как малодетность, дальнейшее снижение рождаемости, сознательная бездетность, и даже сознательное безбрачие как отсутствие желания в самой семье, вскрытые в самом начале второй половины XX века, уже не могут однозначно интерпретироваться, как девиантные, или тенденции дезорганизации, а понимаются скорее, как эволюция, глубокомасштабные изменения. В любом случае, речь вовсе не идет о прекращении существования семьи, ее закате, окончании ее истории. Семья - уникальное образование по своей сути, лежит в основе общества, является фундаментом и важнейшим условием его существования. В связи с этим важно проанализировать основные направления изменения семьи, выяснить их причины, характер и динамику и дать научный прогноз их дальнейшего развития.