Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ
1. Духовная личность как предмет социально-философского анализа 10
2. Историко-философские и религиозные традиции осмысления духовной личности 37
Глава II. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ДУХОВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ
1. Социокультурные реалии российского общества и их влияние на духовный мир современной личности 61
2. Факторы формирования духовной личности 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
- Духовная личность как предмет социально-философского анализа
- Историко-философские и религиозные традиции осмысления духовной личности
- Социокультурные реалии российского общества и их влияние на духовный мир современной личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В настоящее время современное российское общество переживает один из критических и ответственных периодов в своей национальной истории, который прежде всего обусловлен кардинальным экономическим, социальным и политико - правовым реформированием, утверждением рыночных отношений, проникновением инокультурных моделей образа жизни. Происходящие в обществе сложные и противоречивые обновленческие процессы, либерализация и демократизация по западным стандартам привели к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентации прежде всего молодежи, к актуализации таких социальных недугов, как терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.
Сложившаяся ситуация (как в России, так и в Республике Башкортостан), обусловленная как объективными социокультурными факторами, так и субъективными, стала закономерным результатом радикальных социальных новаций, не учитывающих особенности собственной культурной традиции, и расцвета духа индивидуализма, доминирования потребительски -гедонистического принципа в жизнеустройстве, безответственности многих за результаты своей деятельности и принимаемые «судьбоносные» для общества решения.
Задача современных исследователей, занимающихся проблематикой духовности, на наш взгляд, заключается прежде всего в выработке соответствующих моделей формирования духовности в трансформирующемся российском обществе, выявлении факторов, способствующих повышению духовной культуры, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие в сегодняшнем противоречивом мире. Формирование духовной личности, способной стать сегодня активным и
4 ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.
Духовность в человеке есть особая модель отношения индивида к себе, к Другому, обществу, природе, преломляющаяся через призму культурных символов, нравственных норм, социальных связей. Духовность - это личностное начало, основанное на ценностях Добра, Истины и Красоты, являющееся необходимым условием полнокровного, гармоничного бытия индивида в мире. Духовный рост возможен лишь тогда, когда человек не «плывет по течению», а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, и его сознание и поведение направлены на позитивное преобразование реального мира.
Обострение социальных проблем в современном российском обществе как никогда актуализирует сегодня необходимость возрождения духовных ценностей для его самосохранения и дальнейшего развития, востребованность духовного человека. Целенаправленное формирование интеллектуального, нравственного, эстетического начала в индивиде, как мы считаем, поможет стабилизировать духовную жизнь общества и в определенной мере способствовать успеху проводимых реформ. На наш взгляд, осмысление на основе философской методологии проблемы духовности позволит очертить стратегические направления и наметить конкретные пути в процессе воспитания духовного человека в российском обществе, нуждающегося сегодня в сильной, деятельной и целеустремленной личности, способной отличить истину от заблуждения, добра от зла, красоту от безобразного.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме духовности, духовной культуре, духовной личности посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений (культурологов, философов, социологов, педагогов и т.д.)
Всестороннее осмысление проблемы духовности нашло отражение в
исследованиях зарубежных авторов как прошлого, так и современности: А.
~ Бергсона, А. Гангадина, А. Камю, Э. Казинса, И. Дж. Коулмана, С. Кьеркегора, Р.
Мюллера Ф. Ницше, А. Роджера, К. Сингха, Ж.-П. Сартра, А. Тасси,
* Э.Фромма, О. Шпенглера, КЛсперса и др1.
Проблема духовности и духовной личности широко разрабатывалась представителями русской философии кон. XIX - нач. XX вв.: Н.А. Бердяевым, Н.Я. Данилевским, И.А. Ильиным, Н.О. Лосским, B.C. Соловьевым, С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.И. Шестовым, Г.Г. Шпетом и др2.
Благодаря усилиям современных отечественных исследователей А.Л. Андреева, B.C. Барулина, Л.П. Буевой, Ю.П. Вяземского, П.М. Ершова, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, СБ. Крымского, В.А. Кутырева, Р.Л. Лившица, А.Ф. Лосева, А.С. Панарина, В.И. Плотникова, П.В. Симонова, Л.Н. Смирновой, В.К.Трофимова, П.Т. Тимофеева, В.Г. Федотовой и др.3 мы располагаем
1 См.: Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 - х т. - Т.1. - М., 1992; A dialogue on global thought and spirituality I
Gangadean A., Cousins E., Singh K., Mailer R. // A parliament of minds: Philosophy for a new millennium. - N. Y., 2000;
Coleman E. J. Creativity and spirituality: Bonds between art and religion. - N.Y., 1998; Камю А. Бунтующий человек:
Философия. Политика. Искусство. - M., 1990; Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993; Ницше Ф. Сочинения. В
ф 2-т. - М., 1990; Сартр Ж - П. Тошнота. - СПб, 2001; Rodger A. The spiritual in values education // J. of moral
education. - Abingdon, 2000. - Vol.29, N 4; Tassi A. Spirituality as a state of being II Philosophy today. - Chicago, 2000. - Vol.44, N 2; Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. -1990. - №8; Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994 и др.
2 См.: Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. - М., 1998; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.:
Книга, 1991; Ильин И.А.« Что нам делать?» // Из истории русской мысли. - Калининград, 2002; Лосский Н.О.
Условия абсолютного добра: Основа этики; Характер русского народа. - М.,1991; Соловьев B.C. Оправдание
добра. Нравственная философия // Соч.: В 2-х т. - Т.1. - М., 1990; Франк С.Л. Душа человека // Франк С. Л.
Предмет знания. Душа человека. - СПб., 1995; Флоренский П.А. Из неоконченного труда «У водоразделов
мысли» //Из русской мысли о России.-Калининград, 2002; Шестов Л.И. Философия трагедии / Лев Шестов. -
_ М; Харьков, 2000; Шпет Г.Г. Философские этюды. - М., 1994 и др.
3 См.: Андреев А. Российское общество и либеральный проект // Москва. -2002. - №1; Барулин B.C. Социально -
философская антропология. - М.,1994; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы
философии. - 1996. - №2; Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. - 2000. -
обширной литературой, в которой поднимаются и обсуждаются различные аспекты проблематики духовности и становления духовного начала в человеке.
Разработкой различных аспектов проблемы возрождения духовности в последние годы активно занимались и занимаются представители философской школы Республики Башкортостан A.M. Багаутдинов, Д.Ж. Валеев, З.Р. Валеева, Т.В. Георгиади, Ф.А. Гайсин, А.Я. Канапацкий, А.В. Лукьянов, И.М. Орешников, СМ. Поздяева, З.Я. Рахматуллина, А.Н. Семенова, Ф.С. Файзуллин, А.Я. Фаткуллина, И.И. Шайхисламова и др1.
№2; Каган М.С. О духовном ( опыт категориального анализа) // Вопросы философии. - 1985. - №9; Крымский СБ. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. - 1992. - №12; Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия //Вопросы философии. - 2001.- №8; Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург, 1997; Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988; Панарин А.С. Народ без элиты: Между отчаянием и надеждой // Наш современник. - 2001. - №11; Плотникова В.И. Дух и его культурно — исторические модификации // Проблема философской антропологии и философии культуры: Альманах - Екатеринбург, 1999; Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989; Смирнова Л.Н. Духовность как социально - философская проблема // Духовно - культурные процессы в современной России. - М., 1998; Трофимов В.К. Душа русского народа. - Екатеринбург, 1998; Тимофеев П.Т. Духовная преемственность в обществе // Духовно - культурные процессы в современной России. - М., 1998; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., 1991 и др.
1 См.: См.: Багаутдинов А.М. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского общества. - Уфа, 1998; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа, 1989; Валеев Д.Ж. Религия и духовность // Религия и духовность: Сборник статей. - Уфа, 1995; Валеева З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема: Автореф. дне. ... канд. философ, наук. - Уфа, 1998; Георгиади T.B. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России: Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Уфа: БГУ, 2000; Гайсин Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни. - Уфа, 1997; Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. - Уфа, 2003; Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовностью — Уфа, 1993; Орешников И.М. Еще раз о значимости и системном характере гуманитаризации высшей технической школы // Творчество и развитие образовательных систем: Тезисы докладов науч. - практ. конференции. - Уфа, 1997; Поздяева СМ. Российское общество в условиях модернизации (социально - философский анализ) / Башкирский ун - тег. - Уфа: БГУ, 1998; Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально - философский анализ) — Уфа, 2000; Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимания. - Уфа, 2003; Семенова А.Н. Духовность - основа нации // Ватандаш. - 2003. - №2; Файзуллин Ф.С. Межнациональные различия и их регулирование в зеркале общественного мнения // Культура народов Башкортостана: история и современность. - Уфа: РИО БашГУ, 2003; Фаткуллина А.Я. Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии: Автореф. дис. ... канд. философ, наук. - Уфа, 2004;
Объект исследования - духовность как социокультурное образование.
Предмет исследования - формирование духовной личности в современном российском обществе.
Пели и задачи исследования. Основная цель работы - на основе философского анализа определить идеальную модель духовной личности и выявить факторы, способствующие духовному развитию человека в современном российском обществе.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть сущность «духовной личности»;
- рассмотреть специфику осмысления духовного начала в человеке в различных
историко - философских и религиозных традициях (иудаизма, буддизма,
христианства, ислама);
- проанализировать духовное состояние современного российского общества и
его влияние на духовный мир человека;
- выявить факторы формирования духовной личности с учетом всей
совокупности изменений в политической, социальной и духовно - нравственной
сферах современной российской действительности.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принцип историзма. Теоретической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, этики, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии, педагогики и др.
Эмпирическая база исследования. Использование статистических данных, материалов социологический исследований, проведенных автором среди
Шайхисламова И.И. Роль морали в развитии и реализации прав человека (социально - философский анализ): Дне. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2002 и др.
8 студентов дневных отделений высших учебных заведений Республики Башкортостан, характеризующих духовное состояние современного российского общества и ценностный мир молодых людей, позволило проиллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы исследования. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса. Научная новизна исследования состоит в том, что автором:
- обоснована сущность духовной личности как носителя эмоционально -
рационально - чувственного начала, базирующегося на ценностях Добра, Истины
и Красоты и объективирующегося в смысложизненных ориентациях личности, в
ее жизненной позиции, в творчестве, в интеллектуальном и физическом развитии,
в общении с окружающими и с природой;
- определена идеальная модель духовной личности и выявлены ее конкретные
характеристики;
выявлены представления о духовном человеке в различных историко -философских школах и учениях ( в частности, в эпоху древних цивилизаций, античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и современности) и в религиозных системах иудаизма, индуизма, буддизма, христианства и ислама;
доказано, что существуют коррелятивные связи между духовным состоянием российского общества, переживающего период радикальных реформ, и духовным миром современного человека;
определены основные духоформирующие факторы, играющие значительную роль в формировании духовного начала в человеке (семья, система образования, искусство и религия);
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что осмысление актуальных проблем духовного начала в человеке дает возможность по - новому взглянуть на многие социальные и духовные процессы, происходящие в жизни современного российского
9 общества. Выводы исследования важны для выработки стратегии формирования приближенной к идеальной модели духовной личности, что поможет выявить конкретные механизмы, пути и способы преодоления в обществе духовного «вакуума» и обеспечить будущим поколениям надежное, гарантированное и одухотворенное существование в гармонии с собственным «я», обществом и природой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, педагогики, культурологии, социологии, в разработке, спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам духовного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 2003); Региональная научная конференция «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященная памяти Д.Ж. Валеева (Уфа, 2003); Всероссийская научная конференция «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии», посвященная к 110-летию со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2004); Всероссийская научная конференция «Духовность и Красота» (Уфа, 2004) и др., а также нашли отражение в 8 научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1,8 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 275 наименований. Общий объем диссертации - 134 страницы.
Духовная личность как предмет социально-философского анализа
Осмысление вопросов духовности и духовного начала в человеке всегда находилось в эпицентре отечественного философского знания. Мы исходим из того, что в условиях отчуждения современного человека от ценностей Добра, Истины и Красоты как никогда актуализируется проблема формирования «духовной личности», способной стать активным субъектом происходящих сегодня в российском обществе обновленческих процессов. Думается, давно назрела необходимость в обосновании этой категории, определении ее конкретных характеристик и выявлении условий ее формирования как своеобразной программы действий в условиях наступающего духовного кризиса. Такие ключевые понятия, как «дух», «душа», « духовность», которые образуют ядро духовного мира личности, требуют сегодня серьезного и всестороннего переосмысления.
Понятие «дух» - одно из древнейших и принадлежит к числу многозначных категорий, которое имеет множество различных толкований. В частности, в древнегреческой философии дух предстает в качестве субстанции с некоторыми материальными признаками. Традиции же средневековой философии представляли дух в виде надмирового начала, Бога. Понятие «дух» обладало религиозностью, которое впоследствии, в эпоху рационализма, изменило свое значение и означало «сознание», «мышление». Значительный вклад в изучение понятий «дух» и «душа» внес Гегель, который различал Дух Божий и «дух человека». По его мнению, человеческая судьба в мире определяется ее составляющими: телом, душой и духом. Дух человека находится в единении с его душой. Душа - это поток психических состояний, а дух человека находит свое проявление в душе и включает в себя душевные состояния, которые связаны с благородными силами, обращенными на общение с божеством, на познание высших и безусловных истин. Дух - это сущность и корень человеческой души, благодаря корню душа становится причастной к свободе. Душа способна познать через дух божественность своей природы, свое «я». Дух - это явление, приводящее в состояние активности идеи, он способен трансформироваться из одного состояния в другое. Понятие «дух» фиксирует во всей своей целостности составные понятия, обозначающие различные проявления психической деятельности человека - «сознание», «разум», «мышление» и «интеллект». По размышлениям Гегеля, дух в человеке - это душевные состояния, в которых человек живет своими благородными силами, обращенными на познание истины, на общение с Божеством, на то, что человек признает высшим и безусловным благом. Дух - это то, что объективно значимо в душе, и, философствуя, человек живет именно в сфере этих объективно значимых состояний.
По мнению многих исследователей, благодаря духу бытие приобретает смысл: «... жизнь и дух, представляют собой две силы или необходимости, между которыми находится человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо его истина, если она не жизнеспособна, ничего не значит» .
Так, М. Шелер считал, что в большинстве случаев «сущностное» начало человека... обозначается емким словом «дух» .
Проблема духа интересовала и русскую религиозную философию. По Н.А.Бердяеву, дух выводит человека за пределы материального мира и соединяет с божественным, но в то же время духу присущи вполне земные характеристики. Дух есть « порыв в этом отяжелевшем мире, динамика, творчество, полет », ему также свойственны « свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним» . Духовность полнее всего проявляется в творческой активности человека, в его свободе. Н.А. Бердяев подчеркивает, что дух вносит «целостность, единство, смысловую связь в душевную и душевно-телесную жизнь человека»2. Действие духа в обществе является результатом преодоления подавленности и униженности человека, жизненный подъем и экстаз.
Подробно анализируя понятие «дух», И.А. Ильин отмечал, что в человеке противопоставлены друг другу две силы: сила инстинкта и сила духа. Бездуховный инстинкт, подобно волку в человеке, - хитер, коварен и жесток. В человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства и власти, л Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, ответственного предстояния и совести. Дух проявляется в жажде священного, в искании Бога, в способности к самообладанию и к деятельной любви. Правосознание есть одно из основных проявлений: «я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке»3. По его мнению, «дух человека есть личная энергия и притом разумная энергия; разумная не в смысле « сознания» или « рассудочного мышления», а в смысле предметного созерцания, зрячего выбора и действия в силу духовно-достаточного основания»4. Следует согласиться с тем, что дух, действительно, не может быть пассивен, а всегда выступает как движущая сила и энергия. Именно наличие духа в человеке помогает ему принимать решения и действовать.
Современное осмысление данной категории весьма интересно. В.И.Плотников отмечает: «... для одних людей Дух выражен во множестве своих явных и неявных воплощений, каждое из которых оказывается трепетно созвучным собственным душевным устремлениям, для других -это пустая абстракция, терминологическое выражение человеческих иллюзий, атавизм, дошедший до нас из глубин первобытного сознания; для одних Дух - это обозначение мошной внечеловеческой силы, сотворившей весь универсум; для других - всего лишь синоним человеческого сознания со всеми его жалкими устремлениями и трагическими заблуждениями» . Можно согласиться с утверждением исследователя, что род человеческий сумел выйти из природы только потому, что в процессе его становления были последовательно выработаны два продукта культуры как всеобщая форма бытия и дух как универсальный способ обратной связи, согласующий культуру, природу и самого человека .
Историко-философские и религиозные традиции осмысления духовной личности
Проблема формирования духовной личности во всех культурах была одной из актуальных и требующих всестороннего осмысления. Как известно, в истории цивилизации существуют различные типы духовности: древних цивилизации, античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени. Огромное значение в духовном становлении человека сыграли духовные ценности ведущих религиозных систем мира: иудаизма, индуизма, буддизма, христианства и ислама. При изучении развития духовности прежде всего поражает множество обычаев, традиций, правил и принципов морали, бытовавших в истории. В сравнении с противоположными качествами духовности просматриваются общие очертания духовного становления человечества. Духовное становление человечества -чрезвычайно сложный и исторически изменчивый процесс.
Со времен изготовления орудий труда берет свое начало материальная культура, но это не говорит о появлении духовной личности. В частности, можно согласиться с утверждением А.А. Горелова, что в настоящее время все люди могут изготовлять орудия, но не каждого можно назвать духовным - « духовность
выше простой способности делать что-либо по определенному шаблону».1
Изготовление орудий, прямохождение, общественная жизнь в племени, появление языка, наличие религиозных представлений являются признаками превращения Человека Умелого в Человека Разумного- это первоначальный этап становления Человека Духовного. Человек Разумный способен воспринимать и передавать из поколения в поколение культуру, традиции. А.А.Горелов подчеркивает, что «дикость, варварство, цивилизация - ступени к Человеку Духовному»2 и предлагает этапы эволюции человека в следующей последовательности: Человек Умелый - Человек Прямоходящий - Неандерталец
Человек Разумный - Дикость - Варварство - Цивилизация - Человек Духовный. В становлении духовной личности огромную роль играют не только труд, речь, разум, но и чувства любви к окружающим, к миру, способность создавать прекрасное. Рассмотрим исторические периоды становления духовной личности, эволюцию представлении о духовных ценностях в различных цивилизациях.
Первобытное общество явилось началом формирования духовности. Первобытный коллектив был монолитным, единым, нерасчлененным целым, в котором индивиды не были личностью, а личностью был коллектив. Целостность первобытного коллектива закреплялось чувством «Мы». Сознание первобытного человека находится в плену коллективной воли: он - часть «Мы», без «Мы» он -ничто. В социально - психологическом пространстве «Мы» древний человек пытался преодолеть свои страхи, отчужденность, ограниченность, несовершенство, слабость, одиночество. Исследователи приводят примеры, когда человек, исключенный из своей общности погибал прежде всего не в силу его неспособности удовлетворять витальные нужды (в еде, например), а из - за того, что терял контакт с духовно - психологическим пространством «Мы», терял Веру, Надежду, Любовь, которые он всегда находил в «тепле и уюте коллективной жизни» (Н.А. Бердяев). «Мы» - это мощная эмоционально - психологическая сила, возвышающая, вдохновляющая, направляющая и оберегающая человека. В первобытном обществе имели место общепринятые правила, регламентирующие существенные стороны его жизни. Данные правила и требования общества стали благодатной почвой зарождения духовности. В первобытном племени молодое поколение приучалось к строго определенному поведению, соблюдению конкретных «норм», охраняющих и сохраняющих первобытный коллектив. Внутренняя согласованность коллективного бытия способствовало сплочению общности в рамках моральных установлений. В ходе разложения первобытного общества и с выделением личности из коллектива появляются нравственные чувства у конкретной личности, интуитивное определение добра и зла послужили источником возникновения первых зачатков духовности. Доброе и злое первобытный человек оценивал в природных явлениях. Если в современном понимании добро, зло, долг выступают как нечто не навязываемое извне, а исходящее из внутренних убеждений отдельной личности, то сознанию первобытного человека присуще понимание нравственности как воздействие внешних сил: санкции племени, «духи» предков, магические запреты. Огромная роль в нравственном становлении первобытного человека играли табу, служившие в качестве внешних требований, несущих смысл морального запрета.
В историческом становлении духовности огромное значение имело возникновение родового строя. Основы всеобщей материальной культуры человечества, а также общие черты духовной культуры получили свое становление при родовом строе. Родовой строй стал той самой колыбелью, где крепли и развивались благородные нравственные отношения и нравственные нормы. Появление родового общества стало значительной вехой в становлении духовного прогресса человечества. Сущность нравственных обычаев родового общества сводилась к равенству в трудовой деятельности, в распределении результатов труда. Интересны замечания А.М. Энгельгардта, который собирал отзывы о людях родового строя: « они бескорыстны, кротки, верны слову, заботливы и нежны к детям, гостеприимны ( о бушменах); «доброта - сущность их характера» (о караибах); « не знают хитрости и бессовестности европейцев» (о готтентотах); они не ссорятся, не дерутся, не злословят друг о друге и т.п.» Воспитание в коллективе с раннего возраста, совместная трудовая деятельность воздействовала особым образом на поведение людей родового строя. Следовало бы заметить, что племена родового строя значительное внимание уделяли воспитанию детей, они редко применяли тяжелые телесные наказания за непослушание.
Социокультурные реалии российского общества и их влияние на духовный мир современной личности
Сегодня российское общество находится в эпицентре обновленческих процессов во всех сферах своей жизнедеятельности. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных оснований и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры особенно молодых поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Доброта, Прекрасное, Истина постепенно отодвигаются на периферию жизни. Безграничное стремление к обогащению, к «иметь» формирует то бытийственное пространство, где «течет» жизнь без совести, чести, ответственности за судьбы других, за результаты собственной деятельности, за цивилизованное отношение к природе. Общество испытывает на себе груз глобальных, локальных и собственных проблем, которые, на наш взгляд, являются отчасти и порождением «отступнического эго современного человека» (Э.Нойманн)1. Формирование духовности и духовной личности, способной стать сегодня активным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени. Как мы уже подчеркивали, духовность - это личностное начало в человеке, являющееся необходимым условием его полнокровного, гармоничного бытия в мире, установления основанных на ценностях Добра, Истины и Красоты взаимоотношений с другими. Духовности противостоит ее антипод - бездуховность как результат прежде всего отчуждения человека от мира другого человека. Социальные условия и ближайшее окружение человека формируют его внутренний мир и находят непосредственное отражение на его духовности. Современная Россия, находящаяся в эпицентре реформ в сфере экономики, политики, образования, культуры, переживает серьезные испытания. В сфере политики наблюдается потеря управляемости, возникают острые политические конфликты. В экономике - внутренние и внешние долги, инфляция. В области социальных отношений наблюдается резкое расслоение: богатое меньшинство, бедное большинство. В духовно - нравственной сфере происходит утрата прежних ценностей, меняются ориентиры. Самобытная отечественная культура теряет свою привлекательность и приобретает заимствованные черты. В сфере труда заметна низкая производительность, трудовая пассивность. Экологические проблемы неразрывно связаны с демографическими, проявляющимися в снижении рождаемости и сокращении здорового населения. По мнению Н.И. Лапина, социальный и культурный кризисы сложились в одном обществе, действуют в нем одновременно и взаимодействуют весьма специфически, воплощая своеобразие нашего общества как социокультурной реальности.
Сегодня Россия стала «входными воротами» для реформ и проникновения волны глобализации. Глобализация подразумевает разрыв российского общества с национальной культурной традицией, провоцирующий утрату гражданского мира и согласия в государстве. Можно согласиться со взглядом А.С. Панарина, что элита, являющаяся голосом нации, аккумулятором национальных достижений под влиянием глобализации утратит свое былое влияние на страну и мигрирует из национального в глобальное пространство . Следовательно, высшие слои населения, пожелавшие стать глобальными, перестали заботиться о защите национальных интересов, отказались разделять с собственными народами тяготы существования, связанного с заповедью «в поте лица своего добывать хлеб насущный» . Обществу необходима интеллигенция, способная осмыслить и разработать пути дальнейшего духовного развития страны, чьи идеи способны оказать воздействие на массовое сознание. Еще С.Франк писал о взаимодействии народа с интеллигенцией: «Народ есть всегда, даже в самом демократическом государстве, исполнитель, орудие в руках какого-либо направляющего и вдохновляющего меньшинства... Конечно, от культурного, умственного и нравственного состояния широких народных масс зависит, какая политическая сила, какие политические идеи и способы действий окажутся наиболее влиятельными и могущественными. Но получающийся отсюда общий итог всегда, следовательно, определен взаимодействием между содержанием и уровнем общественного сознания масс и направлением идей руководящего меньшинства» . Духовно - культурная элита должна способствовать сохранению в обществе здравого смысла и стойкости духа, а также препятствовать духовному распаду в обществе. Духовно - культурная элита - это «продуктивная элита», работающая на производстве в интересах общества, страны, творящая и созидающая: рабочие, врачи, учителя, ученые, художники, писатели, люди реального дела . Личность, не утратившая такие человеческие понятия, как честь, дружба, верность данному слову, родина, семья, домашний очаг, почитание старших, родителей и предков, кто служит истине и верит в вечные ценности добра, красоты, милосердия может отнести себя к духовно -культурной элите. «Задача духовно - культурной элиты - , как считает В.Ф. Шаповалов, - отнюдь не в борьбе, а в том, чтобы честно делать свое дело, сохраняя в обществе островки здравого смысла и трезвости духа в противовес наступающему со всех сторон океану духовного оскудения. Общество будет способно противостоять смятению и растерянности, только если оно будет в состоянии мобилизовать мысль и волю, чтобы противостоять псевдоценностям, навязываемым обществу с разными целями» .
Сегодня отмечаются «агрессивно-прагматическое» отношение к жизни, жажда к обогащению, западный стандарт потребления становится идеалом2. Власть теряет связь с национально-культурно-политическими основами, тем самым порывается связь с народом. Глобализация бездуховна, и ее последствия весьма разрушительны. На место духовного идет «экономический» человек, целью которого является стремление к власти, превосходству.