Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НООСФЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОКОЛЕНИЙ Рагимова, Ольга Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рагимова, Ольга Александровна. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НООСФЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОКОЛЕНИЙ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Рагимова Ольга Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Балтийский государственный технический университет "Военмех""].- Санкт-Петербург, 2012.- 368 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Процессы глобализации, социокультурной и политической модернизации мирового сообщества сопровождаются в настоящее время обострением глобальных проблем – экологических, экономических, социальных, культурных, этнических, среди которых важное место занимает проблема развития и взаимодействия элементов триады «природа – общество – человек», которая стала предметом интенсивного дискурса различных научных направлений, философских школ, и, в частности, ноосферного философского учения. С позиций последнего представляется возможным постижение сущности законов, особенностей и тенденций развития феномена социального здоровья человеческого общества, равно как изучение рисков и угроз его утраты.

Проблема здоровья и нездоровья человека интересовала общество на протяжении всей его истории. Состояние здоровья индивидов всегда определяло материальную и духовную деятельность, представляя собой фундаментальную ценность социокультурного бытия, связанную со смыслом человеческой жизни. Здоровье – сущностное свойство человеческого организма, дающее возможность существования вида Homo sapiens и выступающее основным ресурсом его жизнедеятельности. Проблема социального здоровья поколений человеческого общества становится особенно актуальной в условиях глобального экономического кризиса, обострившего экологические, мировоззренческие, смысложизненные аспекты бытия современной цивилизации. Как один из ответов на вызовы кризиса формируются ноосферная философия и мировоззрение, ставящие проблемы социального здоровья поколений человеческого общества в центр своих интересов. Это особенно важно в условиях ухудшения здоровья человечества на фоне глобальной деградации биосферы. В России и других странах мира оно выражено разрушением традиционной формы брака, негативной трансформацией духовных и телесных ценностей, значительным понижением роли семьи в формировании и сохранении здоровья поколений, наконец, деградацией здоровья индивидов, что в значительной степени ухудшает перспективы развития земной цивилизации и в целом ноосферы.

В отношении России, например, эта тревожная ситуация выражается красноречивыми статистическими данными. С 1990 по 2010 гг. ее население уменьшилось со 148 млн. до 142 млн. и в настоящее время продолжает сокращаться. На протяжении последних двадцати лет смертность ежегодно превышает рождаемость на 0,8 – 0,9 млн. В 2009 году впервые за последние 15 лет общее количество детей в одной семье снизилось до показателя 1,4 ед. при необходимом для устойчивого воспроизводства социума в 2,3 – 2,5 детей. Налицо глубокий демографический кризис российского общества, обнажающий основную проблему - снижения потенциала жизнеспособности поколений Российской Федерации, и тем самым переводящий ее в сферу стратегически важных задач безопасности. Это выразилось в констатации данной проблемы в важнейших государственных документах: «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года», «Программе социально-экономического развития России до 2020 года» и ряде антикризисных проектов.

Одним из ответов на обозначенные проблемы общественного развития является осмысление и создание концепции социального здоровья поколений человеческого общества с позиций ноосферной философии, в которой формирование социального здоровья понимается как атрибут субъекта ноосферы, – человека разумного. Ноосферная концепция социального здоровья поколений человеческого общества представляет собой одну из моделей выхода человечества из кризиса в результате «состояния своей гармонии с Биосферой и планетой Земля», формирует и всесторонне осмысливает понятие социального здоровья как атрибута управляемой социоприродной гармонии, утверждает ее статус в антропологической духовной традиции, способствуя повышению уровня ноосферного сознания, позволяет определить социальное здоровье как полисемантичный конструкт.

Степень разработанности проблемы. Интерес ученых к проблеме здоровья человека проявился еще в древности, в трактатах Древнего Востока и Античности, прошел через века исследований и научных споров, и до сих пор не утратил своей глубины и интенсивности. Основополагающими для анализа здоровья стали идеи о двух главных сущностях: хаосе (дисгармонии) и космосе (порядке, гармонии). Со второй половины XIX – XXI в. в трудах отечественных и зарубежных ученых наметились основные представления о социальном здоровье поколений человеческого общества и связанных с ним понятий, при этом здоровье рассматривалось как гармония элементов, а социальное здоровье отражало зависимость его от социальных факторов.

Идея человека как космического существа, деятельность и состояние здоровья которого неразрывно связаны с Космосом, всесторонне разработана в трудах русских философов: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, В.Н. Муравьева, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского и других.

Фундаментальные положения и разработка концептуального аппарата философского учения о ноосфере принадлежат В.И. Вернадскому, Э. Леруа, П. Тейяру де Шардену. Вместе с тем осмысление основ социального здоровья Homo sapiens в биосфере и ноосфере Земли осталось дискуссинным в русской философии, и основоположников учения о ноосфере, хотя на протяжении всего новейшего времени различные аспекты проблем биологического и социального в человеке рассматривались с различных позиций.

Однако в истории развития институтов здравоохранения общества в ХХ – начале ХХI вв., в медицине и биологии, в психологии и социологии здоровья до сих пор преобладают подходы, рассматривающие основы здоровья и причины его ухудшения вне понимания ноосферной природы современного человека и ноосферного статуса жизни. Это значит, что функции и значение науки и ноосферной философии в жизнеустройстве социальных групп, в решении социально-экологических и социально-медицинских проблем предупреждения рисков и вызовов глобализации, в исследовании качества жизни и социального здоровья поколений человеческого общества востребованы недостаточно или не востребованы вовсе.

Вместе с тем следует отметить ряд определенных достижений в социально-экологической интерпретации проблем здоровья в контексте взаимодействия общества и природы, связанных с работами современных отечественных ученых: Т.А. Акимовой, К.Я. Кондратьева, О.Л. Кузнецова, В.М. Матросова, С.А. Остроумова, В.В. Хаскина, Н.В. Чепурных, А.В. Яблокова. Философские аспекты биосфероцентрического развития цивилизации, социоприродных основ государственности анализируются в трудах Н.П. Ващекина, Э.Н. Гирусова, М.М. Гузева, Б.И. Козлова, В.К. Левашова, К.С. Лосева, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула, Н.Г. Фролова, Ю.В. Яковца.

Однако работы указанных исследователей не содержат законченных представлений о социальном здоровье Homo sapiens в биосфере, в них до сих пор доминируют болезнецентрические позиции, не учитываются ноосферная природа и ноосферный статус жизни современного человека в биосфере Земли. Это приводит к неадекватным оценкам существующих угроз здоровью и, как результат, - к ограниченным или некорректным решениям социально-экологических и социально-медицинских проблем, связанных с глобальными рисками для социального здоровья поколений человечества и их предупреждением.

К проблемам социального здоровья поколений человеческого общества диссертант подходит с позиции ноосферного учения В.И. Вернадского, взглядов В.П. Казначеева, Н.Н. Моисеева, А.Л. Яншина, развиваемых в теории ноосферологии и доктрине ноосферизма (А.И. Субетто). Диссертант исходит из признания человека субъектом поколений человеческого общества в условиях его бытия в ноосфере. Вот почему, определяя императивы ноосферного подхода к природе и сущности человека, к проблеме сохранения социального здоровья поколений в его различных аспектах, мы обращаемся к трудам ученых, работающих в разных отраслях науки, – этого требует полиаспектность и междисциплинарность исследуемой проблемы.

В этой связи интересны философское осмысление проблемы социального здоровья поколений в поле социальной философии (В.Н. Ярская); исследование особенностей формирования личности детей с психическими отклонениями в современном социокультурном пространстве (Е.Р. Ярская-Смирнова); эволюционно-экологическая модель развития общества (А.А. Понукалин); социокультурная доктрина П.А. Сорокина; парадигма социального развития (П. Штомпки); биогеофилософские концепты полагания жизни и культуры как пространственно-временного феномена (Я.Ф. Аскин, И.И. Колисник, В.Б. Самсонов); концепция систематогенетики А.И. Субетто; философские основы ноосферного образования (В.Г. Егоркин); ноосферная концепция развития социальных институтов (В.Н. Василенко); субъектное формирование основ культуры жизни (Е.М. Лысенко).

В социокультурной, антропологической и медико-социальной отраслях научного знания обозначены компоненты здоровья и здорового образа жизни, а также диалектика изменений первого, равно как и роль институтов здравоохранения социального здоровья, факторов, влияющих на этот процесс (Э.М. Андреев, А.С. Акопян, В.М. Димов, И.В. Журавлева, В.И. Жуков, В.И. Ковалев, В.В. Куприянов, В.П. Петленко, А.В. Решетников, Е.М. Рыбинский, Л.Г. Татарникова).

С целью выявления универсальности ноосферных оснований воспроизводства и сохранения основ социального здоровья выделим существующие философские подходы для решения проблемы:

- принципы диалектики (Г.Гегель), позволяющие рассмотреть категорию социального здоровья в ее развитии и взаимосвязи ее структурных элементов;

- социоцентрический подход, рассматривающий феномен человека (и в частности его здоровья) в динамике социальных изменений (Э. Дюркгейм, В.И. Жуков, Т.И. Заславская, К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Поппер, П.А. Сорокин, Н. Тихонова);

- духовно-культуроцентрический подход, выражающий коэволюцию природы, общества и человека в духовном и социокультурном аспектах эволюции ноосферы (В.Г. Борзенков, Л.Н. Гумилев, В.Г. Егоркин, И.К. Лисеев, Е.М. Лысенко, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих);

- биогеофилософский подход, определяющий эволюцию человека и общества в их взаимосвязи с биосферой Земли и космосом (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, И.И. Колисник, Н.Н. Моисеев, В.Б. Самсонов, П. Тейяр де Шарден, А.Л. Чижевский);

- биосферно-экологический подход, рассматривающий состояние социального здоровья поколений человеческого общества в зависимости от состояния природной сферы обитания человека (В.Н. Василенко, В.П. Казначеев, Н.Н Лукьянчиков, Н.Н. Моисеев, В.Н. Сагатовский, Л.Г. Татарникова, А.Д. Урсул, А.Л. Яншин);

- полицентрический подход, включающий в себя различные комбинации взаимодействующих культурно-цивилизационных подходов (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Ю.М. Лотман, А. Тойнби, О. Шпенглер).

Философские основы универсального ноосферного подхода для определения здоровья и социального здоровья поколений человеческого общества в эпоху экологического кризиса, заложены в работах В.Н. Василенко, В.Г. Егоркина, В.П. Казначеева, Н.Н. Моисеева, А.И. Субетто, Л.Г. Татарниковой, И.Т. Фролова и других исследователей, фундирующих ноосферный подход идеями русского космизма и утверждающих, что социоприродная эволюция поколений человеческого общества должна осуществляться на основании развития общественного интеллекта, в условиях динамичной гармонии социума и биосферы, где критерий здоровья человека играет весьма важную роль.

Для определения ноосферного подхода к феномену социального здоровья поколений человечества необходимо учитывать результаты медико-социальных аспектов исследований здоровья, изложенные в работах Ю.П. Лисицына, В.П. Петленко, А.В. Решетникова, Г.И. Царегородцева и медико-антропологических концепций определения и сохранения основ здоровья И.Н. Амосова, А.С. Акопяна, И.И. Брехмана, В.И. Гарбузова, В.М. Димова, Э. Чедвика. Последние позволяют преодолеть болезнецентрические взгляды в медицинской науке и практике институтов здравоохранения. Ноосферный подход плодотворен в современном понимании теории мышления А.В. Брушлинского, концепции культурно-исторического развития Л.С. Выготского, учения о деятельной сущности человека Г.С. Батищева, концепций Л. Колберга, Э. Эриксона и Т.А. Молодиченко, определяющих фазы морально-этического развития поколений.

Основополагающими для анализа причин ухудшения социального здоровья стали исследования общественных и природных факторов жизни и здоровья в различных социальных группах, представленные в классических трудах Гиппократа, Авиценны, М. Ломоносова, А. Радищева, Б. Мореля, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, а также в работах современных исследователей И. Гундарова, И. Жукова, И. Журавлевой и М. Руткевича. Здоровье в них понимается как возможность полноценной социальной жизни человека.

Определенные аспекты феномена социального здоровья рассматриваются в трудах по философии образования и социологии зарубежных ученых Д. Дьюи, Г. Зиммеля, Ф. Знанецкого, Г. Спенсера, Г. Тарда; в работах американских и западноевропейских ученых по теории социальной адаптации (Д. Мид, Р. Мертон, Т. Парсонс), в работах отечественных исследователей, изучающих социальное здоровье в узком смысле как разновидность здоровья (И. Зозуля, Г. Шиняева, В.Н. Ярская).

В современных работах по социальной философии и социологии предлагаются следующие концепты, связанные со здоровьем в рамках состояния общества (особенно в условиях глобализации):

- социокультурная концепция (П.А. Сорокина), концепция единства личности, сознания и деятельности (К. Абульханова, Б. Ананьев, А. Леонтьев) рассматривающие социальную реальность в ее многомерности и системности и позволяющие рассматривать социальное здоровье как более сложную систему, чем здоровье;

- социологические концепции здоровья (И.А. Гундаров В. Журавлева, О. Шиняева), представляющие его как феномен, выражающий итоги трансформации развития общества;

- одномерная концепция социального здоровья (Т.Большова, И. Зозуля), определяющая бытие социального здоровья в рамках остаточного подхода к социальной политике;

- демографическая концепция (А. Баранов, В. Жуков, Н. Римашевская, А. Ховрин), полагающая народонаселение основным (трудовым) потенциалом человеческих ресурсов.

В исследованиях феномена здоровья очевидно движение научной мысли от медико-социальных преставлений о здоровье (И. Брехман, Ю. Лисицын, А. Решетников) к эколого-социальным (В.Д.Комаров, В.Пискунов, А. Понукалин, А.И. Субетто, В. Пономаренко, А. Разумов, В. Самсонов, Г. Спасибенко, А.В. Яблоков) и социологическим концептам (Т. Большова, И.А. Гундаров, В. Журавлева). Однако во всех них основные критерии здоровья определяются в болезнецентрической парадигме.

Системный подход широко представлен в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (А. Аверьянова, Э. Андреева. Л. Берталанфи, Л. Ионина, А. Кузнецова, А. Решетникова, В. Степина, И.С. Тощенко, А. Уемова, Э. Юдина) и в частности, в работах по социальной экологии (Э. Гирусов, Ю. Марков, Д. Маркович, Е.А. Меерсон, Ю. Шадиметов, А. Урсул). В то же время, системный подход практически не применяется в работах по философии социального здоровья.

Отдельные элементы социального здоровья анализируются в исследованиях феномена человеческого капитала (Ю. Быченко); человеческих ресурсов (А. Понукалин, Э. Юдин), качества жизни (В. Димов, В. Ковалев, Ф. Минюшева); концепций социального самочувствия (Ж. Тощенко, С. Харченко); социальных рисков (В. Ковалев, В. Кузнецов, В. Устьянцев); социальных изменений и взаимосвязи биологического, психического и социального в развитии (П. Штомпка); образовательного капитала (Е. Земцова, И. Зимняя, А.И. Субетто); в анализе проблем здоровья в рамках института образования (А. Антонов, М. Антропова, Г. Борокина, Е. Иванова, Г. Осадчая, Н. Римашевская, Е. Ярская-Смирнова); в исследованиях роли биологического и социального в формировании здоровья (Э. Гидденс, Б. Ломов, Н. Смелзер); в изучении целесообразной роли субъектно-объектных отношений в социуме в развитии социального здоровья (Е.М. Лысенко, Д. Михель). Таким образом, обзор имеющейся литературы показывает, что сегодня в различных сферах научного и философского знания сформированы достаточные предпосылки для полного и системного исследования социального здоровья как полиаспектного, комплексного, многомерного феномена, однако к настоящему времени специальных обобщающих трудов по этой проблеме не существует.

В итоге проведенного анализа обозначено проблемное поле. С одной стороны, - наличие неблагоприятной ситуации в области социального здоровья, соотнесенной с угрозами глобализации человечеству, с ухудшением состояния социального здоровья поколений, с финансово-экономическим кризисом. С другой стороны, - отсутствие универсальной философской концепции социального здоровья поколений человеческого общества, учитывающей все его аспекты в биосфере и ноосфере.

Это обусловлено следующими причинами.

1) проблема социального здоровья в современной науке и философии не имеет системной разработки, эколого-социальные аспекты качества здоровья населения отражают одномерный подход. Не разработаны философские основания категории социального здоровья в ноосфере;

2) в философских интерпретациях здоровья и социального здоровья не рассмотрен Homo sapiens как универсальный человек – субъект ноосферы поколений человеческого общества;

3) в философском анализе проблемы не определены мировоззренческие, институциональные, иные фундаментальные причины разрушения вооруженным техникой человеком природных, генетических, экологических, культурных основ социального здоровья поколений;

В связи с отсутствием четкого видения сущности феномена социального здоровья поколений в глобализирующемся мире обнаруживается ряд противоречий между:

- истощением и загрязнением биосферы как среды, обеспечивающей жизнедеятельность человека, его здоровья, и отсутствием осознания человеком своей роли в биосфере, в глобализирующемся мире;

- ноосфероцентричным и социоцентричным подходами в исследовании проблем здоровья поколений человеческого общества;

- дисгармоничностью взаимодействия сфер жизнедеятельности поколений и необходимостью их гармонизации;

- антропологической и системной философской рефлексией над проблемой социального здоровья;

- болезнецентричными представлениями о здоровье и необходимостью рассмотрения этого феномена в русле здоровьецентричной парадигмы;

- одномерным (медицинским, психологическим, физическим) и многомерным представлением о социальном здоровье;

- природными, ноосферными возможностями человека и максимальным человекопотреблением современной цивилизацией и т.д.

Разрешение указанных противоречий в условиях России требует создания философской ноосферной концепции социального здоровья поколений человеческого общества. Необходимость философского осмысления динамики социального здоровья в глобализирующемся мире, его прогностики и коррекции обусловила выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

В данной работе объектом исследования является феномен социального здоровья поколений человеческого общества.

Предмет исследования - феномен социального здоровья поколений как субъект развития ноосферы эпохи глобализации.

Цель - разработать концепцию сохранения социального здоровья поколений в условиях ноосферы.

Данная цель предполагает постановку ряда исследовательских задач:

- Дать историко-философский анализ генезиса и развития основных философских и мировоззренческих представлений о здоровье, выявить основные типы этих представлений.

- Конституировать ноосферную концепцию социального здоровья поколений человеческого общества.

- Дать авторскую дефиницию феномена социального здоровья в контексте ноосферной концепции, выделить его основания, определить их сущностные характеристики.

- Сформулировать ноосферные принципы социального здоровья поколений человеческого общества, раскрыть их содержание.

- Выяснить роль и функцию социальных институтов в формировании социального здоровья с позиций ноосферных представлений.

- Определить критерии и индикаторы социального здоровья в ноосфере.

- Выделить основные социальные институты, осуществляющие охрану и укрепление социального здоровья, определить роль государства в сохранении социального здоровья поколений в контексте ноосферного развития.

- Исследовать роль социальных институтов, образования и науки в сохранении социального здоровья как субъектов ноосферы.

- Определить праксиологическую значимость ноосферной концепции социального здоровья, разработать авторскую модель охраны социального здоровья молодого поколения

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования включает в себя философские работы Г. Гегеля, а также концептуальные положения учения В.И. Вернадского о ноосфере и философские идеи Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, И.Т. Фролова, сочетающие понимание человека как субъекта ноосферы с методом системного анализа проблематики его био- и ноосферного существования, что позволяет выявить онтологические характеристики социального здоровья. Опора на методологические достижения классической и ноосферной философии способствует осмыслению предмета исследования в системно-логических связях.

Основным методом, примененным в данной работе, является системно-логический метод, определяющий общую концепцию диссертации и структуру отдельных глав. Наряду с этим использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также метод историко-философского анализа, что позволило выстроить целостную ноосферную концепцию социального здоровья поколений человеческого общества в современных социокультурных условиях.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:

  1. Выявлены на основе историко-философского анализа развития философских и мировоззренческих представлений о здоровье его типы, определяемые по принципу гармонии (космоцентрический, антропоцентрический, социоантропокосмический, антропобиосферокосмический).

  2. Разработана оригинальная ноосферная концепция социального здоровья поколений человеческого общества, в которой отражены авторские многомерные представления о социальном здоровье в ноосфере.

  3. Дана авторская дефиниция феномена социального здоровья в контексте ноосферной концепции, определена его структура, выделены его основания, определены сущностные характеристики последних.

  4. Сформулированы ноосферные принципы социального здоровья поколений человеческого общества (ноосферо-биосфероцентрический, принцип гармонии, а также системный, иституциональный, субъектный, здоровьецентрический, онтогенетический принципы) и раскрыто их содержание.

  5. Установлены роль и функции социальных институтов в формировании социального здоровья в ноосфере как реализаторов системного, многопланового и комплексного воздействия на развитие и сохранение социального здоровья.

  6. Определены критерии и индикаторы социального здоровья в контексте ноосферных представлений. Впервые раскрыты такие критерии как ноосферный статус, ноосферные статусно-функциональные взаимодействия и отношения, ноосферный потенциал здоровья в рамках авторской концепции, выделены индикаторы охраны социального здоровья.

  7. Выделены основные социальные институты (семьи, образования, здравоохранения), осуществляющие охрану и развитие социального здоровья, формирование субъектов ноосферы, определена роль государства в сохранении социального здоровья поколений в ноосфере.

  8. Показана ключевая роль образования и науки в охране социального здоровья поколений как субъектов ноосферы. Данный подход впервые был использован как основание для здоровьесберегающих программ, проектов сохранения и развития социального здоровья.

  9. Определена праксиологическая значимость ноосферной концепции социального здоровья, разработана авторская модель охраны социального здоровья молодого поколения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ основных философских и мировоззренческих представлений о здоровье позволяет выявить основные их типы: космоцентрический (восточный), в котором здоровье предстает как гармония космоса и человека; антропоцентрический (западный), рассматривающий здоровье как гармонию в самом человеке; социоантропокосмический (российский), представляющий здоровье как гармонию человека, космоса и социума; вернадскианский детерминизм (ноосферная концепция В.И.Вернадского), определяющий здоровье как синтез антропологического, биосферного и космического. Современная ноосферная концепция социального здоровья является синтезом традиционных философских представлений о здоровье и современных концепций сфер жизни в биосфере, и выступает развитием вернадскианского детерминизма: она определяет социальное здоровье в его целостности и многоплановости и позволяет выявить глобальные цивилизационные риски и связанные с ними угрозы потери здоровья, а также предложить методы их минимизации.

2. Предлагается ноосферная концепция социального здоровья поколений, разработанная на основе философских идей В.И. Вернадского и его последователей, с использованием современных социокультурных, эколого-социальных и медико-социальных концептов в рамках системного подхода. Ноосферная концепция социального здоровья сформирована в русле здоровьецентрической парадигмы представлений о здоровье, определяет социальное здоровье как социоантропобиосферную гармонию и ноосферные функции социального здоровья в XXI веке как основы выживания человечества.

3. Социальное здоровье – это категория социальной философии, которая обозначает благополучие людей, проявляющееся в высокоэффективной организации социума, благоприятных общественных атмосфере и отношениях, а также в позитивных ценностях, и является необходимым фактором обеспечения социоприродной гармонии и устойчивого развития общества. Базу социального здоровья поколений составляют индивидуально-личностное, интерактивное и социокультурное основания. Индивидуально-личностное основание социального здоровья характеризует личностные качества людей в совокупности всех составляющих здоровья человека (физического, психического и духовного) и определяет материальную и духовную формы его бытия. Интерактивное основание социального здоровья определяется существованием всех общественных институтов, эффективностью их деятельности, качеством их отношений к каждому человеку, выявляет функции социального здоровья в процессе развития социума. Социокультурное основание социального здоровья (культура здоровья) определяется уровнем духовной и материальной культуры, позитивными ценностями, знанием, осознанием и деятельностью, которые обеспечивают формирование здоровья. Культура здоровья задает вектор развития человечества.

4. Существование и развитие социального здоровья определяется следующими принципами. Ноосферо-биосфероцентрический принцип отражает необходимость подчинения антропосферы и социосферы законам биосферы. Принцип гармонии означает единство и оптимальное взаимодействие антропосферы, социосферы и биосферы. Системный принцип подразумевает существование антропосферы и социосферы как подсистем биосферы. Иституциональный принцип отражает роль социосферы в гармонизации взаимодействия между антропосферой и биосферой через социальные институты. Субъектный принцип характеризует активное влияние субъектов ноосферы на сохранение, формирование и укрепление здоровья поколений человеческого общества. Здоровьецентрический принцип объявляет приоритетным сохранение здоровья. Онтогенетический принцип учитывает особенности развития отдельных поколений с учетом возрастной и половой структуры, традиций взаимодействия с биосферой в зависимости от региона планеты.

5. В гармонизации всех сфер жизнедеятельности человека, обеспечивающих социальное здоровье, определяющей оказывается роль социальных институтов, важнейшими из которых являются семья, образование, здравоохранение. Ноосферная функция социальных институтов реализуется в формировании ноосферного статуса человека (осознания им своей роли в ноосфере) и в статусно-функциональных взаимодействиях и отношениях субъектов ноосферы, что позволяет обеспечить социальное здоровье поколений через единство триады Природа—Человек—Общество. Мерой ноосферного статуса поколений является социальное здоровье.

6. Критериями социального здоровья поколений являются уровень развития мировоззренческих, институциональных и социальных факторов, а также: ноосферный статус - в индивидуально-личностном основании социального здоровья; ноосферные статусно-функциональные взаимодействия – в интерактивном основании; ноосферные статусно-функциональные отношения – в социокультурном основании. Интегральными индикаторами сохранения социального здоровья являются: ноосферный потенциал здоровья - знание, осознание и деятельность по сохранению социального здоровья; показатели состояния здоровья; активное долголетие как мера жизнеспособности социальной общности. Критерии и индикаторы социального здоровья необходимы для стратегического прогнозирования, планирования и управления устойчивым развитием социума.

7. В охране социального здоровья поколений институализация осуществляется, в основном, институтами семьи, образования и здравоохранения и носит субъектный характер. Роль государства в охране социального здоровья заключается в формировании «мировоззрения здоровья», обеспечении необходимого материального, социального и культурного ресурса, в создании законодательной базы по сохранению и укреплению здоровья поколений, координации деятельности социальных институтов.

8. В предложенной ноосферной концепции социального здоровья образование и наука выступают ядром ноосферизации поколений, обеспечивают развитие мировоззрения субъектов, формирование ноосферного статуса, ноосферных статусно-функциональных взаимодействий и отношений, накопление ноосферного потенциала здоровья и, в итоге, - развитие и укрепление социального здоровья. Основные положения, принципы, понятия ноосферной концепции социального здоровья могут использоваться как основания для здоровьесберегающих образовательных, научных, социальных и культурных программ, проектов, моделей сохранения и укрепления социального здоровья, разработке здоровьесберегающих технологий и практик, законов.

9. Праксиологическая значимость ноосферной концепции социального здоровья реализуется в создании моделей охраны социального здоровья различных социальных групп, поколений, социумов, государств, международных сообществ. Авторская модель охраны социального здоровья молодого поколения, включающая принципы, основания, индикаторы социального здоровья, воспроизводит основы гармонизации всех сфер жизнедеятельности индивида, поколений, человечества в биосфере Земли и способствует формированию субъекта ноосферы, обеспечивающего социальное здоровье поколений.

Теоретическая значимость работы. Ноосферная концепция социального здоровья поколений позволяет определить факторы и перспективы устойчивого развития социума, формирования, сохранения и развития социального здоровья. Мировоззренческое осознание ноосферного статуса человека, учет его приоритетов в концепции охраны социального здоровья способствует использованию структурно-функциональной модели социального здоровья для конкретизации стратегии безопасности, формирования социального здоровья новых поколений, устойчивого развития среды обитания человечества.

В корпус теоретических знаний социальной философии введена системно-логическая концепция социального здоровья поколений человечества в ее ноосферном понимании, являющая собой полиаспектную целостную экзистенцию, субстанциональную в онтологии современного социума.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки образовательных программ высшей и общеобразовательной школы в сфере, разработки курсов философии социального здоровья, философии науки, психологии здоровья, социологии здоровья, культурологии и истории науки, а также Интернет-сайтов, посвященных популяризации философии здоровья и здорового образа жизни. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке новейших поколений учебно-методических и учебных пособий по философии здоровья и социального здоровья, философии культуры и образования, социальной философии, философской антропологии для студентов, аспирантов и преподавателей, могут быть использованы для разработки праксиологических моделей, проектов, программ по охране социального здоровья. Материалы диссертации использовались при разработке «Концепции экологического воспитания и образования населения Саратовской области на 2008-2018 годы», в программах оздоровления подрастающего поколения локального и регионального масштаба.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры философии и методологии науки СГУ (2009-2011), социальной антропологии и социальной работы и кафедры психологии и акмеологии Саратовского государственного технического университета (1997-2008), кафедры дефектологии, кафедры физиологических и клинических основ детства Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (1996-2010), на международных научных симпозиумах и конференциях 1997-2011 гг.: «Ноосферное образование в Евразийском пространстве» (Санкт-Петербург, 2009, 2010, 2011), «Ноосферном Северном Форуме» (Санкт-Петербург, 2007, 2009, 2011), конгрессе «Социология и общество: пути взаимодействия» (Москва, 2008), всероссийских конференциях и конгрессах: «Стратегии и идеалы современного общественного развития» (Саратов, 2007), «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 2006), «Непрерывное образование в России: пространство развития» (Саратов, 2006), «Глобализация: настоящее и будущее России» (Москва, 2006), «VI Съезде Петровской академии наук и искусств» (Санкт-Петербург, 2005), «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (Москва, 2004); «Глобальное партнерство за демократическую культуру» (Саратов, 2002), «Проблемы нормы и патологии: современные дискурсивные практики» (Саратов, 2002), «Природа и общество на рубеже нового тысячелетия: глобализация и региональные эколого-экономические проблемы» (Саратов, 1999), а также на российских региональных и межвузовских конференциях, семинарах и симпозиумах: «Современное общество: территория постмодерна» (Саратов, 2005), «Защита семьи и детства в Российской Федерации (региональный опыт)» (Саратов, 2004), «Образование в современном мире: глобальное и локальное» (Саратов, 2004), «Проблемы национальной безопасности России» (Саратов, 2004), «Социальные идеалы в стратегиях общественного развития» (Саратов, 2004), «Стратегии и перспективы современного общественного развития» (Саратов, 2003), «Наука и образование в начале XXI века: состояние, проблемы, поиски» (Сочи, 2003), «Стратегии и перспективы современного общественного развития» (Саратов, 2002), «Эволюция человека и общества» (Саратов, 2000), «Современная парадигма человека» (Саратов, 1999), «Акмеология в образовательных системах» (Саратов, 1999); «Акмеология: психологическая культура развивающегося общества» (Саратов, 1998), «Философия современного образования: проблемы и перспективы исследования» (Саратов, 1997), «Концепции жизни и сознания» (Саратов, 1996).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, 16 параграфов и списка литературы (562 наименований), из них 28 на иностранных языках.

Похожие диссертации на ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НООСФЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОКОЛЕНИЙ