Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Феминизм в постиндустриальном обществе
1. Культура постмодерна: изменяющаяся роль женщины в социуме 18
2. Феминистская социальная философия є ситуации постмодерна 41
3. Феминистский проект постиндустриального общества будущего 67
Глава II. Концепция гепдера как социально-философская методология исследования современного общества
1. Гендер как социально-философская категория 97
2.Гендерная теория и методология в системе социально- философского знания 117
3. Проблема социального насилия: гендерный подход 140
Заключение ; і 62
Литература 168
- Культура постмодерна: изменяющаяся роль женщины в социуме
- Феминистская социальная философия є ситуации постмодерна
- Гендер как социально-философская категория
Культура постмодерна: изменяющаяся роль женщины в социуме
Становление постиндустриального общества связано не только с разнообразными экономическими и социальными трансформациями прежней индустриальной системы, но и с изменением типа межличностных отношений и отношений между человеком и социумом. Личностные черты становятся ОДНОЙ из основных доминант социального прогресса, а развитие человека как уникального творческого субъекта и его способностей оказывается источником наиболее серьезных общественных преобразований. Это основная характеристика западного общества на данном этапе развития.
Сфера культуры в постмодерне , занимающая не просто особое, но доминирующее положение среди других социальных сфер, приобретает такие черты как плюралистичность, отсутствие авторитетов, предстает в виде расколотой на большое количество суверенных единиц, где уравниваются различные иерархические структуры. Многовариантность культуры и в целом формирующейся социальной реальности является следствием нового состояния человеческого сознания на постсовременномэтапе, новых ценностных ориентации как мужчин, так и женщин, мотивов и стимулов их поведения.
Постсовременное общество , как и любое другое внутренне классифицировано или стратифицировано. В рамках индустриальной общественной структуры такие критерии, как происхождение, пол, расовая и этническая принадлежность, политическая лояльность определяли социальный статус человека. Доступ к материальным благам и услугам, достижения в процессе экономического производства задавали социальную мобильность, т. .е. перемещения в системе стратификации по вертикали в обоих направлениях2.
Феминистская социальная философия є ситуации постмодерна
Современное состояние западной философии и культуры, характеризуемое как постмодернизм, оказалось тесно связано с феминистской проблематикой и даже, можно утверждать, постмодернизм нашел в феминистской теории свое наиболее яркое, адекватное выражение. Постмодернизм стал возможен отчасти благодаря тому влиянию, который оказал феминизм на культуру в целом и на стратегии рассуждения о тендере в частности . Феминистский постмодерн является одной их действительно практических философий, «это способ производства знания, который используют постструктуралистские теории языка, субъективности социальных процессов и институтов для понимания существующих отношений власти и для определения областей и стратегии изменения» .
Актуализация феминизма стала опосредованной реакцией на массовое вовлечение женщин в производственную, политическую и духовную жизнь современного общества. Вопрос о статусе женщины в постиндустриальном обществе, который предлагается женщине в этом обществе или может быть предложен стал одним из центральных вопросов и адекватный ответ на него дала именно феминистская социальная философия.
Кроме того, необходимо отметить философские предпосылки актуализации феминизма и концепции тендера как новой теории и методологии исследования современности. В рамках постмодернистской философии складывается новое видение мира, побеждает новое ощущение реальности, различие и разнообразие признаются конституирующим началом природы, мира, человека, социальных связей, культурных и духовных контактов. Движение же от философии модерна и структурализма к постструктурализму и постмодернизму можно охарактеризовать как попытку преодолеть бинарное рассмотрение мира. Важнейшей задачей метафизики XX века вообще стало преодоление ее антитетичное как в ответах на "вечные" философские вопросы, так и в самой их постановке. Традиционная альтернатива общего и единичного, индивида и общества, возможности и действительности, проекта и его реализации, нового и старого, интуиции и рациональности, веры и разума, и, наконец, мужского и женского стала в новейшей культуре темой, подвергающейся острой критики. По отношению к ней идет формирование новой атмосферы постмодерна. Это своего рода поиск третьего, безальтернативного пути. В основании такого подхода лежит принципиальное отличие всей философии и культуры последних десятилетий, рассматривающей человека, его восприятие мира и сам мир в теснейшей взаимосвязи1.
Гендер как социально-философская категория
Главную роль в появлении принципиально нового понятия тендера сыграла современная феминистская теория, представляющая альтернативную философскую концепцию социального развития. Социально-политическое движение, поставившее своей главной целью равноправие женщин, стало фундаментом для зарождающегося нового теоретико-методологического подхода. Феминистские философы, не удовлетворенные традиционной социальной философией, стали формулировать теоретические претензии к традиционному знанию и предложили новый тендерный подход к анализу общества и культуры.
Современный отечественный философ Е.Л. Петренко отмечает, .что «сегодня гендер воспринимается не просто как новая научная парадигма в исследовании пола, а как прообраз нового видения, новая модель общественных связей и взаимоотношений»1. Гендер присутствует, воспроизводится, влияет на все общественные отношения, связи и внутренний мир человека. В тендерном анализе все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений рассматриваются как функции от «социального пола».
Английское слово gender означает грамматический род, или вид, в плане отношения к определенному классу, или в человеческом .обществе - к семейной, родовой традиции. Использование этого обозначения призвано отличить «социальный пол» от
биологического пола. Таким образом, становится возможно перевести анализ с биологического уровня на социальный и тем самым отказаться от постулата о природном назначении полов, показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же социально конструируемых понятий, как понятия «раса», «нация», «класс».
Источниками тендерной теории как методологии социального исследования являются социально-философские концепции, .возникшие в XX в. В рамках социальной философии можно выделить теорию социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана Социальная реальность, по Бергеру и Лукману, является одновременно объективной и субъективной. Она отвечает требованиям объективности, поскольку независима от индивида, и ее можно рассматривать как субъективную, потому что она созидается индивидом. Парадокс ситуации заключается в том, что человек создает мир, который затем воспринимается как нечто совсем иное, нежели человеческий продукт. Социальные философы .отмечают, что человек воспринимает себя как существо, не идентичное своему телу, а имеющее тело в своем распоряжении.