Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Турухина Евгения Александровна

Аксиология телесности в контексте социокультурного развития
<
Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития Аксиология телесности в контексте социокультурного развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Турухина Евгения Александровна. Аксиология телесности в контексте социокультурного развития : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Турухина Евгения Александровна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2008.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/159

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен телесности: методология исследования 14

1. Историко-философские и методологические предпосылки исследования телесности 14

2. Тело как ценность: предпосылки социально-философского анализа 46

Глава 2. Стратегии развития физической культуры и модели телесности: аксиологический аспект 71

1. Социокультурные и ценностные основания физической культуры 71

2. Модели телесности в контексте развития физической культуры 95

Заключение 122

Библиография 126

Введение к работе

Актуальность исследования

Проблема аксиологических оснований человеческой телесности относится к числу относительно новых в философском дискурсе, поскольку первые методологические предпосылки данного подхода начали формироваться только в рамках неклассического и постнеклассического типов рациональности. Тело в качестве ценности, причем имеющей в большей степени не индивидуальную, а социальную природу, нуждается в комплексной философской рефлексии.

В качестве косвенного аргумента все возрастающего интереса к
проблеме человеческой телесности и ее соотнесенности с концепциями
физического развития может служить обращение высших лиц государства к
вопросам развития физической культуры, что проявилось в принятии
государственной программы, стимулирующей строительство

оздоровительных и спортивных учреждений. Изменения онтологического и социального статуса телесности, потеря этим человеческим феноменом своих субстанциальных характеристик делает данную тематику актуальным объектом философского, а еще точнее - социально-философского исследования. Социальная философия, имеющая дело с различными концепциями общественного устройства и отдельными феноменами общественной жизни, содержит в своей методологической базе необходимую ценностную шкалу, позволяющую подвергнуть анализу не только эффективность/неэффективность проводимых мероприятий, но и выявить соответствие сделанных шагов стратегиями социокультурного развития или - еще шире — ориентирам гуманистического развития человечества.

Возрастание количества учреждений, ответственных за формирование физической культуры, а также строительство новых спортивных сооружений еще не является решающим фактором в процессе гуманистического воспитания российского общества. Важно подчеркнуть, что значимость физической культуры возрастает на фоне новых реалий современной жизни.

4 Ускоряется динамика развития всех сторон общественной жизнедеятельности, и в зависимости от этого усиливается роль стрессогенного фактора во взаимоотношениях людей. Растет степень комфортности жизни в развитых странах и, как следствие, обостряются проблемы со здоровьем, вызванные гиподинамией, современным питанием и т.п. Увеличиваются темпы роста социальной мобильности, и всё более привлекательными становятся содержащиеся в физической культуре и спорте возможности повышения человеком своего социального статуса. Всё это ведет к тому, что физическая культура становится чрезвычайно важным и динамичным общественным явлением, гибко связанным со многими другими явлениями.

Степень разработанности проблемы

Человеческая телесность являлась объектом исследования в разных областях социально-гуманитарных и технических дисциплин, поэтому в философии можно концептуализировать несколько основных подходов к данной проблеме.

Этический подход, развиваемый представителями античной философии, прежде всего, Платоном и Аристотелем, предполагал рассмотрение телесности в аспекте нравственного самосовершенствования человека, в антропологические характеристики которого тело включалось наравне с душой.1

Религиозный подход, концептуализируемый в рамках средневековой телесности, усматривал в телесности негативный феномен, что объяснялось изначальной греховностью человеческого тела, причем тело противопоставлялось по своим врожденным характеристикам человеческой душе, имеющей высшую, божественную природу.

1 Аристотель. Категории. Вторая аналитика. Соч. в 4 т. - M.: Мысль, 1978. - Т. 2; Аристотель. Метафизика. -
Ростов н/Д: Феникс, 1999; Аристотель. Метафизика. О душе. Соч. в 4 т. - M.: Мысль, 1976. - Т. 1;
Аристотель. Политика. - M.: ACT, 2002; Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. - М.:
Мысль, 1994. - Т. 3. - С. 79-420; Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986; Платон. Протагор // Платон. Собрание
сочинений: в 4-х тт. - М.: Мысль, 1994. - Т. 1. - С. 418-476; Платон. Тимей // Платон. Собрание
сочинений: в 4-х тт. - М.: Мысль, 1994. -Т. 3. - С. 421-500.

2 См. Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов. - М.: Астрель, 2008.

Гносеологический подход к телесности, сформированный в трудах философов Нового времени (Дж. Локка и Д. Юма), акцентировал внимание на роли телесности и, в частности, органов чувств в процессе познания окружающей действительности.3

В неклассической методологии научного знания впервые оказался поставлен вопрос о социально-экономических и социокультурных предпосылках формирования человеческой телесности, причем ведущая заслуга в этом принадлежит К. Марксу и сторонникам материалистического подхода в социальной философии.4 В онтологическом смысле «коперниканский переворот» в понимании человеческой телесности был совершен в работах Ф. Ницше, впервые поставившего вопрос о восстановлении утраченной гармоничности человеческого существования за счет усиления внимания к его телесным воплощениям.3

Одними из наиболее ярких представителей ценностного подхода в социально-философских исследованиях являются представители саратовской школы - В.Б. Устьянцев, В.П. Барышков, Н.Г. Козин.6 Следует также отметить, что отдельные аспекты рассмотрения' телесности предпринимались Р.В. Масловым - в неклассической парадигме научной рациональности, и Д.В. Михелем - в постнеклассической парадигме.7

3 См.: Новикова Л.И., Козлова Н.Н., Федотова В.Г. Цивилизации и исторический процесс. - М.: Знание,
1983; Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999; Юм Д. Трактат о
человеческой природе. Кн.1. О познании. -М.: Наука, 1990.

4 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1., Кн.1. Процесс производства капитала. - М.:
Политиздат, 1983; Маркс К. Тетради по эпикурейской, стоической и скептической философии // Маркс К.,
Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Политиздат, 1956; Маркс К. Экономическо-философские
рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1954. - Т. 42; Юдин Э.Г.
Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: Эдиториал УРСС, 1997.

5 Ницше Ф. Воля к власти. - СПб.: Владимир Даль, 2007.

6 Устьянцев В.Б. Жизненное пространство человека: ценностные и институциональные начала //
Современная парадигма человека. - Саратов, 2000. - С. 13-18; Устьянцев В.Б. Жизненное пространство
личности: прорыв в XXI век // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. - Саратов, 2003. - С.
34-40; Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. - Саратов: Логос, 2005; Барышков В.П. Ценностный
человек в информационном мире // Информационная цивилизация: пространство, культура, человек.
Саратов, 2000. - С. 125-129; Барышков В.П. К вопросу о персонологической аксиологии // Философия,
человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. - Саратов, 2004. - Ч. 2. - С. 109-112; Барышков В.П.
Методологические регулятивы аксиологии личностного бытия // Res Cogitans. Теоретический альманах. —
Саратов, 2005. - С. 104-108.

7 Маслов Р.В., Позднева СП. Философия телесности человека // Современная парадигма человека. -
Саратов, 2000. - С. 68-75; Маслов Р.В. Философия телесности человека // Рационализм и культура на пороге
третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса. В 3 т.: Т.З. - Ростов н/Д:
Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - С. 324; Михель Д.В. Философская антропология телесности: определение

Следует отметить, что в советский период исследования физической культуры в социальном аспекте развивались на базе трактовки спорта как деятельности, направленной на развитие и совершенствование двигательных способностей и умений человека (а также связанных с ней социальных отношений, норм поведения, системы социальных ролей и институтов). Однако современная наука начала преодолевать подобные зауженные трактовки. Односторонний взгляд на физическую культуру, физическое воспитание и спорт как на сферу развития только двигательных качеств человека, оставляющую в стороне его личностное развитие, подвергается сейчас острой критике. Развивая концепцию биосоциальной природы человека, раскрываемой во всей полноте духовно-телесных проявлений, современная наука приходит к обоснованию идеи единства духовной и физической сторон спортивной деятельности. Утверждается, что спорт и физическая культура сориентированы на гармоническое развитие сущностных сил человека: двигательных, интеллектуальных, эмоциональных. Среди исследователей, придерживающихся подобных методологических позиций, можно отметить И.М. Быховскую, СВ. Дмитриева, Ю.М. Николаева, Л.И. Лубышеву, В.И. Столярова.8

условий возможности // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002г.) в 3 т.: T.3. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - С. 326-327; Михель Д.В. Тело в западной культуре. - Саратов: Научная книга, 2000; Михель Д.В., Михель И.В. Тело масс-медийной культуры // Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. - Саратов, 2000. - С. 161-165; Михель Д.В. Изменение телесности в контексте перестройки в России // Res Cogitans. Теоретический альманах. - Саратов: Научная книга, 2005. - С. 23-37. 8 Быховская И.М. «Быть телом» - «иметь тело» - «творить тело»: три уровня бытия «Homo somatis» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №7. - С. 2-5; Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (Очерки социальной и культурной антропологии). - М., 1997; Быховская И.М. Теоретико-методологические основания социокультурного анализа телестности человека // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Сов. Спорт, 1996. - С. 8-14; Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №2. - С. 19-27; Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. — М., 1993; Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. - М.: ГЦОЛИФК, 1984; Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физической культуры. - 1985. - №2, С. 39-44; №7, С. 45-49; Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1988; Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. — М.: ГЦОЛИФК, 1984; Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. - 1996. -№ 1. - С.2-4; Лубышева Л.И. Социология физической культуры. - М.: Академия, 2001.

Среди широкого круга вопросов особое внимание уделяется методологической проблематике. При этом рядом авторов подчеркивается, что научным фундаментом познания феномена спорта является теория физической культуры. Авторы, придерживающиеся методологически более жесткой позиции, активно привлекают категориальный аппарат культурологии, предполагая органичное вписывание теории физической культуры в общую теорию культуры личности и общества.9

В современной научной литературе о спорте стали появляться пока ещё немногочисленные работы, авторы которых подчеркивают необходимость развития социологии и философии спорта (в том числе онтологии, эпистемологии, аксиологии, этики и эстетики). Современный спорт не просто является порождением соответствующих методологических предпосылок, но способствует изменению представлений о характеристиках телесности и социальном статусе человеческого тела как такового. В разработке данной проблематики ценностный подход является одним из доминирующих, поскольку подчеркивает значимость телесности в качестве одной из фундаментальных ценностей человеческого бытия.10

Объект исследования

Объектом в данном диссертационном исследовании является человеческая телесность в качестве социокультурного феномена.

9 Шилков Ю.М. Душа и тело (о судьбах старой проблемы) // Человек: многомерность дискурсивных
практик. - Сыктывкар, 1998. - С. 16-23; Глотов Н.К. Философско-культурологический анализ физической
культуры / Н.К. Глотов, А.С. Игнатьева, Д.В. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. - 2003.

- № 3. - С. 15-27; Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки.

- Кишенев, 1986; Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности:
методологические, социально-философские, педагогические аспекты). - Кишенев, 1989; Ерасов Б.С.
Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 1997; Жаров Л.В. О специфике телесной культуры человека
// Вопросы философии. - 1987. - № 6. - С. 145-148; Жаров Л.В. Проблема человеческой телесности в
философском знании // Философские науки. - 1985. -№ 1. - С. 67-72; Жаров Л.В. Человеческая телесность:
философский анализ. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1988.

10 Динев В.К. Философская антропология. - София, 1995. - 4.1; Кива А.В. Духовность и преодоление
кризиса // Общественные науки и современность. - 2001. - № 2. - С. 20-30; Киященко Н.И. Современные
концепции эстетического воспитания (теория и практика). - М.: Ин-т философии РАН, 1998; Круткин В.Л.
Онтология человеческой телесности (философские очерки). - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993; Крутова
O.H. Проблема человека в социальной философии марксизма / Отв. ред. Межуев В.М.: АН СССР. Ин-т
философии. - М.: Наука, 1990; Кузин В.В. Очерки теории и истории интегративной антропологии / В.В.
Кузин, Б.А. Никитюк. -М.: Физкультура, образование и наука, 1995.

8 Предмет исследования

Предметом исследования являются ценностные характеристики человеческой телесности, выступающие детерминантами развития физической культуры.

Основная цель и задачи исследования

Целью исследования выступает выявление ценностного аспекта телесности в социокультурных стратегиях развития физической культуры.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  1. Выявить основные подходы к исследованию человеческой телесности в историко-философском и теоретико-познавательном контекстах и проанализировать методологические возможности и недостатки этих подходов;

  2. Сформулировать базовые положения ценностного подхода к исследованию человеческой телесности;

3. Проследить становление физической культуры как
социокультурного феномена и обосновать значимость физической культуры
в формировании доминирующих моделей телесности;

4. Концептуализировать роль человеческой телесности в качестве
системообразующего элемента реализации стратегий социокультурного
развития;

5. Вывести базовые модели телесности, сформированные в контексте
социокультурного развития современной физической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования является синтез нескольких социально-философских подходов на базе системного исследования различных аспектов человеческой телесности и ее роли в социокультурном развитии современного общества. При разработке концептуального аспекта рассматриваемой проблематики применялась разработанная B.C. Степиным концепция типов знания, включающая в себя классический, неклассический и постнеклассическии типы. При решении намеченных целей и задач осуществлялось выдвижение и проверка гипотез с

9 помощью методов теоретического моделирования и научного обобщения, структурно-функционального и аксиологического анализа.

Серьезное влияние на данное диссертационное исследование оказали осуществленные в социальной философии концептуальные проработки проблем базисных, смыслообразующих структур сознания, онтологии и аксиологии человеческой телесности.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены основные историко-философские и методологические
подходы к телесности, существующие в рамках классической традиции
философствования. Определена взаимосвязь этического, религиозного и
гносеологического подходов к телесности, отрефлексированы присущие им
недостатки.

2. Проанализированы аксиологическая природа человеческой
телесности и возможности исследования тела в качестве одной из базовых
социальных ценностей.

3. Обоснована роль физической культуры, заключающаяся в сочетании
аксиологического, интеллектуального и двигательного компонентов, в
процессе формирования социокультурных моделей телесности.

4. Выявлена взаимосвязь между стратегиями социокультурного
развития и существующими в обществе моделями телесности, что позволяет
считать аксиологическое исследование телесности одним из важных
элементов социального-философского измерения человеческой
действительности.

5. Концептуализированы модели телесности — консумеристская и
милитаристская - существующие в современной социокультурной
реальности, рассмотрен процесс влияния этих моделей на пути развития
физической культуры.

10 Положения, выносимые на защиту

1. В работах Платона и Аристотеля поднимается вопрос о человеческой
телесности в аспекте этического развития человека, в связи с чем
осуществляется синтез этики и эстетики. С данных позиций, человеческая
телесность объявляется ценностью не сама по себе, а в качестве
неотъемлемого элемента, характеризующего нравственное
совершенствование индивида. В средневековой философии дискриминация
телесности приобретает вместо этического религиозный характер, поскольку
христианские мыслители подчеркивают изначальную ущербность и
неполноценность человеческой телесности в силу первородного греха.
Изменение негативного отношения к телу оказалось возможно после
кардинального изменения ценностных установок в философии Нового
времени, что проявилось в формировании протестантского отношения к
материальной деятельности и концептуализации эмпиризма в качестве
философского направления {гносеологический подход к телесности).

2. Предпосылками обращения социальной философии к проблеме
ценностного осмысления человеческой телесности послужило формирование
неклассического типа рациональности. Можно выделить следующие черты
исследования человеческой телесности в рамках социально-философского
дискурса: социальная пространственность телесности; оперирование
культурными артефактами и соотнесение себя с ними посредством телесных
характеристик; телесная самоидентификация как основа позиционирования
себя в социальной действительности, коммуницирующая способность
телесности, определяющая каналы и способы поступления социально
значимой информации. Телесность, в рамках данного подхода, представляет
собой социокультурно конструируемый образ человека, включающий в себя
ценностные, интеллектуальные и двигательные компоненты, совокупность
социальных практик и моделей поведения.

3. В современном философско-методологическом горизонте исследование телесности оказывается сопряжено с категорией «физическая

культура». Физическая культура понимается как целенаправленная деятельность общества и его институтов по реализации в широком социальном контексте определенной модели телесности. В составе физической культуры можно выделить следующие компоненты: аксиологический (формирование системы ценностей, воспроизводяших определенную модель человеческой телесности), интеллектуальный (получение совокупности теоретических и практических знаний о потенциальных возможностях собственного тела) и двигательный (получение навыков обращения с собственным организмом, способствующих его развитию и укреплению).

  1. Интериоризация социальных норм индивидом проявляется в формировании определенных моделей человеческой телесности, выступающих в качестве способов реализации на ценностном уровне регулятивов социокультурного развития общества. Преобладание той или иной модели телесности выступает важным фактором социокультурного переустройства общества и реформирования институциональных и ценностных оснований развития физической культуры. В качестве базовых моделей телесности в современной социокультурной ситуации можно выделить консумеристскую и милитаристскую модели, являющиеся продуктом реализации, соответственно, либеральной и консервативной стратегий социокультурного развития.

  2. Консумеристская модель телесности, формирующаяся в рамках либеральной стратегии социокультурного развития, состоит в восприятии тела как товара и характеризуется следующими основными чертами: контроль над весом и параметрами фигуры, контроль над полом и конструирование собственной тендерной идентичности, контроль над функциональными характеристиками телесности и гипермедикализация тела. Милитаристская модель телесности, формирующаяся под влиянием консервативных тенденций в социокультурном развитии, базируется на следующих характеристиках: отчетливо выраженная маскулинность,

12 приоритет функциональных параметров тела над эстетическими, подавление индивидуальности и униформизм в проявлениях телесности. Теоретическое и практическое значение исследования Научно-теоретическая значимость проведенного исследования определяется комплексным исследованием социальных предпосылок формирования моделей телесности и роли в этом процессе физической культуры. На базе ценностного исследования данного феномена появляется возможность уяснения того, с помощью каких механизмов физическая культура влияет на людей, на их взаимоотношения, и как общество воздействует на спортивное мышление и практику, какое содержание и направленность приобретает спортивное мышление в зависимости от конкретно-исторических условий бытия и особенностей общественного сознания. В практическом плане полученные результаты исследования позволяют выработать стратегии развития телесности, наиболее в полной степени соответствующие приоритетам социокультурного развития России. Полученные результаты и сделанные на основании исследования выводы дают возможность определить, а затем и актуализировать такие стратегии формирования телесности в рамках совершенствования физической культуры, в которых в наибольшей степени проявлялась нравственно-гуманистическая природа человека.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- в сфере высшего профессионального образования как материал в
процессе преподавания курса «Философия», спецкурса «Философские
основы физической культуры и спорта», спецкурсов по социальной
философии, социологии, истории спорта и физической культуры;

в практической работе государственных, муниципальных и общественных организаций и СМИ по формированию и реализации социально ориентированного здорового образа жизни;

в решении проблемы теоретического обоснования духовно-нравственных ориентиров современного общества.

13 Апробация работы

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, обсуждались в процессе неоднократных выступлений автора с докладами на заседаниях кафедры философии Педагогического института Саратовского государственного университета, во время конференций различного уровня, из которых следует остановиться на следующих: региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Общество XXI века: социально-экономические проблемы и перспективы развития» (6 апреля 2007 года), ежегодная региональная научно-практическая конференция «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (25 декабря 2007 года), ежегодная региональная научно-практическая конференция молодых ученых «Социально-экономические проблемы и перспективы развития России и ее место в мире» (3 апреля 2008 года).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде публикаций в реферируемом ВАК журнале «Вестник Поволжской академии государственной службы», в сборниках научных трудов, а также непосредственно на занятиях со студентами по авторскому курсу «Философские основы физической культуры и спорта».

Структура работы

Данное диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на два параграфа, и заключения. В конце работы помещен список использованной литературы.

Историко-философские и методологические предпосылки исследования телесности

Представление о бессмертии человеческой души и смертности, бренности тела существует в различных мифологических системах древности. Но мысль о том, что счастье «есть совместная полнота трёх благ: во-первых (по значительности), душевных; во-вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в-третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобное»11, по философски охватывает целостность душевно-телесного комплекса. «Счастлив человек, - говорил Пифагор, - когда душа у него становится доброю... Добродетель есть лад (harmonia), здоровье, всякое благо и бог». "

Можно сказать, что нравственные ценности непосредственно связаны со здоровьем во всех отношениях. Духовность человека формируется на основе душевных благ. То же качество выступает доминантой для существования духовного здоровья. В контексте сказанного философии следует обратиться к пониманию здоровья, которое трактуется как диалектическое единство двух начал: душевного и телесного.

Разнообразие представлений о соотношении душевного и телесного встречается в античной философской традиции. В рамках классической античной философии Сократ определял в качестве сущности человека его духовное начало. Согласно учению Сократа человеческая душа, в отличие от животной, обладает разумной компонентой и как следствием, нравственно ориентированным поведением. В связи с чем, в особой заботе нуждается не столько тело человека, сколько его душа. Соответственно, главным смыслом и целью для воспитателя становится «взращивание» духовного начала ученика.

Размышляя о соотношении души и тела, Сократ говорит следующее: «Многие считают, что тело или плоть [some], подобно могильной плите [sema], скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу! В то же время эта плита представляет собою также и знак [sema], ибо с ее помощью душа обозначает то, что ей нужно выразить, и потому тело правильно носит также название sema. И все же мне кажется, что, скорее всего, это имя установил кто-то из орфиков вот в каком смысле: душа терпит наказание, - за что бы там она его ни терпела, — а плоть служит ей оплотом, чтобы она смогла уцелеть, находясь в теле, как в застенке. Так вот, тело есть наливаемая плоть для души, пока та не расплатится сполна, и тут уж не прибавить, не убавить ни буквы». Фундаментальным основанием данной позиции является то, что человек использует свое тело как инструмент, в соответствие с чем оно заключает в себе инструментально - технический смысл в процессе духовного развития. Таким образом, следуя логике Сократа, следует заключить, что при соотношении «духовное - физическое» для человеческого бытия приоритетным является именно духовное.

Согласно философии Сократа высшим объектом созерцания является душа, в связи с чем, человек ответственен за «попечение о душе». Его ученик Платон следуя мысли учителя, сопоставляет «заботу о душе» с её духовно-мистическим очищением: «У человека нет ничего, что было бы больше души способно по своей природе избегать зла, разыскивать и находить высшее благо и, нашедши его, проводить остальное время жизни сообща с ним. Потому-то душа и поставлена на втором месте в смысле почета, и всякий может сообразить, что наше тело по своей природе занимает в этом отношении лишь третье место».

В контексте рассмотрения данной проблематики у Платона встречается следующий тезис: «Не то тело заслуживает почета, которое красиво, сильно, быстро, велико, здорово, хотя многие и держатся такого мнения; равным

образом и не то, которое обладает противоположными качествами. Несравненно более надежны и лучше ведут к рассудительности свойства, занимающие средину между этими двумя состояниями. Ибо первое делает души пустыми и дерзкими, второе - низменными и неблагородными».

Один из диалогов Платона «Федон» рассматривает проблему бессмертия души в контексте ее воспитания и духовного «взращивания» — «калокагатия», поскольку «душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни». Подобный идеал воспитания символизирует гармоничное сочетание духовных и физических сил, что находит отражение в размышлении о здоровом образе жизни: «То же самое надо заметить и о здоровой жизни и нездоровой; в той и другой есть удовольствия и страдания, но в здоровье удовольствия превышают страдания, а в болезнях наоборот. Поэтому первые виды жизни приятнее вторых, то есть рассудительная, мужественная, разумная и здоровая жизнь приятнее трусливой, безрассудной, разнузданной и нездоровой. Словом, жизнь, причастная добродетели, душевной ли или телесной, приятнее жизни, причастной пороку».

Античный воспитательный идеал всецело охватывает тело, душу и дух воспитанника, находя и раскрывая задатки и формируя способности разного рода. Значимой целью такого воспитательного процесса становится приобретение учеником благородных духовных установок относительно формирования личностного бытия, а так же жизни социальной. Такой воспитанник должен стать достойным гражданином своего полиса.

Тело как ценность: предпосылки социально-философского анализа

Многие современные философские исследования, нацеленные на культурную и социальную сферу, обращаются к проблеме осмысления понятия «жизнь». Данная категория обладает с философских позиций большой смысловой нагрузкой и относится к области аксиологии. Предметный и смысловой анализ данной категории подразумевает рассмотрение различных вариантов проявлений, а так же изучение закономерностей процессов жизнедеятельности. И в этом отношении немаловажно обратиться к исследованию телесности и тем духовным процессам, которые осуществляются посредством него. Поднимая вопрос о телесности, следует оговориться, что имеется в виду, прежде всего, человеческая телесность.

Тело, несомненно, является для человека связующей нитью с миром природным, через него он является и может ощущать себя частью природного бытия. Специфической чертой человека является его социальная деятельность, в процессе которой тело подвергается процессу социализации. В связи с этим, изучение телесного аспекта человеческого бытия становится необходимым для формирования комплексного гуманистического подхода к феномену человека. В контексте предложенного подхода человек понимается не только как существо биологическое и социальное, но в первую очередь как уникальное явление бытия, обладающее феноменом жизни.

Современные исследования по данному вопросу рассматривают телесность человека сквозь призму биологических и социальных факторов, родового и универсумного бытия, родового и индивидуального существования. Ряд авторов отмечает, что непродуктивно человеческую телесность рассматривать только как биологическую часть природного мира. Несомненно, человек является частью природной данности, однако человеческая телесность наделена особыми качествами. Как существо душевно-духовное, для человека значима интерсубъективная составляющая, которая опосредованно вписывает его в контекст социокультурной действительности. Помимо этого, человек обладает сложной душевно — психической организацией, способностью к рефлексии и мыслетворчеству. Это все необходимо учитывать при изучении процессов и состояний, связанных с человеческим телом.

Важно понимать, что телесность выступает основой, точкой соприкосновения человека с миром природным, который так же наделен качеством жизни, как и сам человек. Телесность, осмысленная через призму категорий единства, жизни, включенности и ответственности поможет сформировать мировосприятие, помогающее человеку ощутить себя полноценной, одухотворенной, мыслящей частичкой живого единого бытия. Но для того, чтобы обосновать и включить в контекст размышлений данное предположение, следует проанализировать восприятие человека относительно. Другого, будь то другой человек, животное или объект неживой природы. Следует задать вопрос, насколько часто и в каких ситуациях человек обращает внимание на свое тело, в какой степени и качестве человек воспринимает свою телесность, насколько представления о собственном теле подвержены внутренней рефлексии? Насколько восприятие и осмысление телесности влияет на душевные и личностные характеристики? Может ли ощущение от телесной составляющей повлиять на жизненные ценности и ориентиры?

В процессе жизни с ранних лет жизни у каждого человека присутствует представление о своем теле как о некой целостности, противостоящей внешней данности, как о том, что осмысляется как «мое» или «я». Постигая себя, человек обладает вначале невербализованные представлениями о состоянии тела и его составных частей. Этот пласт знаний, несмотря на отсутствие осознанной рефлексии, помогает человеку адаптироваться к условиям жизни и начать некоторую деятельность, преобразующую мир.

На бессознательно-интуитивном уровне телесность выступает необходимой детерминантой пространственно-временного схватывания реальности, благодаря чему человек обладает изначальным навыком определять собственное положение в пространстве и отождествлять свое присутствие с определенным временным промежутком. Формирующаяся картина мира включает в себя схематику тела, таким образом, априорно данные неявные задают предел возможности при ориентации в рамках пространственно-временного континуума.

Формирование тождественных с природным бытием телесных матриц задействует образование телесных навыков, которые проявляются как возможности и способности при взаимодействии с окружающими человека предметами. Понимания такого рода носят неосознанный характер, хотя напрямую влияют на практику повседневности.

Человек подвержен разнообразным сложным восприятиям и ощущениям, которые он получает импульсами из тела. Поскольку телесная природа в человеке сильна и получаемы впечатлений довольно много, в человеческом сознании может сформироваться впечатление о тождестве себя и тела, что, согласно Ф. Ницше, понимается как ощущение «Самого», которое «живет в теле» и «властвует над Я».68 Подобное самоощущение возникает вследствие концентрации внимания на определенных ощущениях, что иррационально влияет на формирование поведенческих стереотипов. Неосознанные поведенческие стандарты могут интенсивно проявляться в критические моменты жизни при напряженных социально психологических обстоятельствах. Особое значение иррациональные поведенческие модели играют в пограничных ситуациях, связанных с угрозой для жизни. Именно пограничная ситуация своей мгновенностью и предельностью ставит человека в положение жесткого неосмысленного, неаргументированного выбора. Отождествление себя с телом является тем иррациональным элементом, под воздействием которого человек стремиться сохранить себе жизнь.

Социокультурные и ценностные основания физической культуры

Исследование природы «социального», т.е. общественного является фундаментальной проблемой социальной философии. Главная черта социального явления - наличие взаимодействия, интеракции между составляющими его элементами - людьми, социальными слоями, группами. Социальная философия исследует общество как результат целенаправленной деятельности человека. Важнейшим продуктом жизнедеятельности общества является культура. Современная наука рассматривает культуру как один из важнейших системообразующих признаков общества, его отличия от биологического мира.

Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. Физическая культура — неотъемлемый компонент общей культуры личности. Она является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармонической личности - ее физического и духовно-нравственного совершенства.

Каждая ступень развития общества характеризуется специфической формой физической культуры, которая формируется под влиянием всей системы социальных факторов, оказывая на них значительное влияние. Мы не сможем понять природу общества, характер и уровень развития его материальной и духовной культуры, не изучив особенностей физической культуры.

Ряд российских ученых предпочитают рассматривать совместно такие понятия как «физическая культура» и «спорт» в рамках философии, считая, что когда-нибудь их можно будет разделить, но в настоящее время в этом нет смысла. Но, по мнению ряда других исследователей, физическая культура и спорт - это два полноценных и самостоятельных феномена. В учебниках и книгах современных авторов по физической культуре, она трактуется как часть общей культуры или как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры. Спорт же общепризнанно связывать с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой.

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английского слова "de sporte" что означает развлечение, увеселение, забава. Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует - результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем. Таким образом, понятие «физической культуры» по отношению к понятию «спорт» характеризуется гораздо большим объемом сущностных характеристик. Физическая культура - это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека. Спорт же — доминирующая форма проявления физической культуры.

Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук: педагогики, психологии, истории, теории физической культуры, социологии, в том числе и философии. Каждая из этих наук выделяет в интересующие ее аспекты и подвергает их тщательному рассмотрению:

педагогика изучает методы преподавания физической культуры;

история — исторические предпосылки появления физической культуры и спорта;

теория физической культуры - технику и методику выполнения физических упражнений и т.д.;

социология — социальный генезис, социальную роль и социальные функции физической культуры и спорта;

в то время как философия, в отличие от других наук, стремится к более целостному изучению физической культуры и спорта и совмещает в себе элементы многих других наук.

Как показывает опыт общественно—исторического развития, физическая культура и спорт развивались практически одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Однако изначально каждый из них имел отличительные черты и постепенно занимал в социальной жизни общества собственную нишу. Исследования исторической эволюции социальных функций физической культуры свидетельствуют о том, что в разные исторические эпохи существовали определенные общественные потребности в становлении физической культуры.

Г.Г. Наталов выделил три этапа становления философского исследования физической культуры: эмпирический (до XVI в.) - обобщение практического опыта применения физических упражнений и его изложение в форме описательного свода правил искусства утилитарной гимнастики; аналитический (XVI-XIX вв.) - основанный на дифференцированном изучении строения функций организма, антропологическом учении о средствах физического развития и физкультурного образования; прогностический (XX вв.) - интеграция научных знаний о законах управления индивидуальным развитием человека и системное их изложение в форме социальных теорий физического воспитания, спорта и физической культуры.

Похожие диссертации на Аксиология телесности в контексте социокультурного развития