Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Злобин Андрей Алекснадрович

Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына
<
Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Злобин Андрей Алекснадрович. Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 Киров, 2007 165 с., Библиогр.: с. 155-165 РГБ ОД, 61:07-10/1673

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СЛОВО СВОБОДА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ

1.1. Слово в лексико-семантической системе языка 9

1.2. Понимание свободы в философии 12

1.3. О понятии концепт. Структура и типы концептов 18

1.4. Концепт свобода и его характеристика в лингвистической литературе 27

1.5. Отражение семантики слова свобода в словарях русского языка 36

ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЛОВА СВОБОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

2.1, О реализации смыслового потенциала слова свобода в произведениях А. И. Солженицына 42

2.2. Значение слова и его обусловленность синтаксической позицией 48

2.3. Употребление слова свобода в различных синтаксических позициях в произведениях А. И. Солженицына 53

2.3.1. Слово свобода в качестве одного из компонентов предикативного сочетания слов 55

2.3.2. Слово свобода в качестве одного из компонентов непредикативного подчинительного словосочетания 75

2.4. Слово свобода и производные от него лексические единицы 105

2.5. Свобода и воля: сопоставительный аспект характеристики (на материале произведений А. И. Солженицына) 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 155

Введение к работе

Объектом характеристики в настоящей диссертации является слово как лексическая единица, функционирующая в рамках текста в составе конкретных высказываний.

Предмет описания - абстрактное существительное свобода и особенности его функционирования в произведениях А. И. Солженицына.

«Величайшие социальные изменения, произошедшие за два последних десятилетия в России, привели к коренному преобразованию социальных отношений в нашем обществе. Политики, ученые, бизнесмены, публицисты - едва ли не каждый гражданин страны - стремятся осмыслить российскую реальность на рубеже тысячелетий», - пишет А. П. Чудинов (ср.: Чудинов 2001, с. 6). К числу людей с четко обозначенной гражданской позицией принадлежит и А. И. Солженицын.

Известно, что А. И. Солженицын является автором художественных («В круге первом», «Раковый корпус», «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича» и т.д.) и публицистических («Бодался телёнок с дубом», «На Западе», «В СССР» и т.д.) произведений.

В «Словаре русского языка» отмечается, что публицистика - это «общественно-политическая литература на современные актуальные темы» (Словарь русского языка 1984).

Художественный стиль, по мнению М. Н. Кожиной, характеризуется «многообразной гаммой стилевых окрасок используемых языковых средств <...> отличие художественной речи также в том, что она обращается к использованию не только строго литературных, но и внелитературных средств языка - просторечия, жаргонов, диалектов и т.д.» (Кожина 1993, с. 202). «В художественной речи, - продолжает М. Н. Кожина, - наблюдается широкая и глубокая метафоричность, богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства, в

4 том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника» (Кожина 1993, с. 202).

М. Н. Кожина обращает внимание на близость художественного и публицистического стилей. Ср.: «Художественная речь, во многом принципиально отличаясь от научной и официально-деловой, сближается, однако, по ряду признаков с публицистической (эмоциональность, а в собственно лингвистическом аспекте - использование многообразных языковых единиц, возможность столкновения разностильных средств в тех или иных стилистических целях)...Близость этих функциональных стилей проявляется в высокой степени эмоциональности, разнообразии модальных оттенков у языковых единиц, в возможности использования внелитературных средств» (Кожина 1993, с. 202).

Исследователь творчества А. И. Солженицына А. В. Урманов в монографии «Творчество Александра Солженицына» пишет о том, что нельзя отдельно говорить о Солженицыне-художнике и Солженицыне-публицисте. Ср.: «Самая распространённая ошибка, совершаемая некоторыми исследователями творчества Солженицына, совершенно искусственное и потому бесперспективное разграничение идеологии и эстетики, попытка представить это явление как нечто двойственное, противоречивое по своей сути. Некоторые авторы вообще предлагают говорить о двух разных Солжсницынах - художнике и идеологе... в связи с этим особую актуальность приобретает создание целостной картины творчества этого художника» (Урманов 2003, с. 8).

Автор предлагает определять стиль творчества А. И. Солженицына как художественно-публицистический (ср.: Урманов 2001, 2003).

В настоящей диссертации мы, опираясь на точку зрения А. В. Урманова, не рассматриваем отдельно художественные и публицистические произведения А. И. Солженицына, объединяя их в рамках художественно-публицистического творчества писателя.

Цель диссертации - показать особенности функционирования в произведениях А. И. Солженицына существительного свобода, соотнеся авторское словоупотребление с общеязыковым, нормативным и продемонстрировав смысловой объём и семантические связи интересующего нас слова в художественных и публицистических текстах А. И. Солженицына.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать представление о слове свобода как вербализующем
философское понятие и культурный концепт;

  1. охарактеризовать основные аспекты описания данного слова в лингвистической литературе;

  2. представить совокупность значений слова свобода в русском языке в том виде, как они отражаются в словарях;

  3. сопоставить смысловой объём слова свобода в языке (словарные толкования) и речи конкретного писателя;

5) описать семантику и функционирование слова свобода в
произведениях А. И. Солженицына с учётом употребления данного слова в
разных синтаксических позициях;

  1. выявить, как реализуются различные компоненты, входящие в семантическую структуру слова свобода, в значениях производных от данного слова лексических единиц;

  2. представить сопоставительную характеристику слова свобода и семантически близкого ему существительного воля.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в нём представлена характеристика языкового и речевого планов существования слова как единицы лексической системы. Ценность для лингвистики материала, связанного с анализом того, как используется конкретная лексическая единица в произведениях большого писателя, никем не оспаривается. А. И. Солженицын - безусловный лидер в литературе и политике. Как пишет Джейн Хенсон, «лидеры общественного мнения и влиятельные люди имеют способность оказывать влияние на формирование мнения» (ср.: Хенсон

2007, с. 69). В связи с этим анализ языка произведений А. И. Солженицына позволит получить новые факты, расширяющие наши представления о картине мира и менталитете русского человека, о зависимости употребления конкретных единиц языка от социокультурных факторов, от мировоззрения и общественной позиции выдающегося писателя, политика, общественного деятеля.

Новизна работы состоит в том, что в ней впервые разрабатывается методика комплексного многоаспектного изучения одного из ключевых слов русской культуры - слова свобода. Данное слово рассматривается в смысловом пространстве, репрезентирующем его семантическую структуру.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней сделаны выводы _ о характере фрагмента языковой картины мира личности на материале произведений А. И. Солженицына. Они могут быть использованы при характеристике языковой картины мира личности в целом.

Практическая значимость исследования. Апробированная нами методика может быть использована при исследовании других ключевых слов как в языке в целом, так и в языке отдельных писателей. Исследованный материал может быть использован при составлении словаря языка писателя. Материалы диссертации могут быть использованы в рамках учебных дисциплин «Современный русский язык», «Филологический анализ текста», а также при чтении спецкурсов по русскому языку.

Материал исследования включает 4002 примера высказываний со словом свобода, а также производными от него лексическим единицами и семантически близким ему существительным воля, которые извлечены в результате сплошной выборки из следующих произведений А. И. Солженицына. Ср.: «Архипелаг ГУЛАГ», «Бодался телёнок с дубом», «В круге первом», «Красное колесо», «Публицистика», «Раковый корпус», «Рассказы».

Кроме произведений А. И. Солженицына, материал извлекался также из произведений русских писателей XIX - XX вв. с целью получения общих

7 представлений об употреблении слова свобода в русском языке (всего - 705 примеров).

Методы исследования. В основу исследования положен индуктивный метод анализа: конкретные наблюдения над фактами языка систематизируются и обобщаются в теоретические положения. При анализе словарных дефиниций существительного свобода использовался сопоставительный метод (словарные дефиниции, содержащиеся в разных словарях, сопоставлялись друг с другом и на основании этого делались соответствующие выводы). Значимым для целей исследования явился также статистический метод, позволивший установить центральные и периферийные значения слова свобода. Широко использовался социолингвистический и описательный метод, включающий приёмы наблюдения над конкретным языковым материалом, интерпретации, обобщения и типологизации.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 9 публикациях. Результаты работы обсуждались на кафедре русского языка и методики обучения русскому языку Вятского государственного гуманитарного университета, а также докладывались в выступлениях на Международных, Всероссийских и внутривузовских конференциях в гг. Кирове и Нижнем Новгороде.

Положения, выносимые на защиту.

  1. В произведениях А. И. Солженицына слово свобода обнаруживает высокую частотность употребления, Оно фокусирует в себе значимый с точки зрения направленности творчества писателя смысл и поэтому может рассматриваться как одно из ключевых понятий (концепт) творчества писателя.

  2. Смысловой диапазон существительного свобода, представленный в словарях русского языка, отражается в произведениях А. И. Солженицына в полном объёме. На первый план выдвигаются три значения данного слова:

«отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие
стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-
либо класса или общества в целом»;

«состояние того, кто не находится в заключении, в неволе»;

«возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения
действовать в какой-нибудь области общественной жизни».

3. Значения слова свобода по-разному реализуются в различных
синтаксических позициях: в составе предикативного сочетания слов
(подлежащее и сказуемое) и непредикативного подчинительного
словосочетания (дополнение, определение, обстоятельство).

Чаще всего слово свобода употребляется в позиции дополнения, Нетипично для произведений А. И. Солженицына использование слова свобода в позиции сказуемого.

4. Ядерные компоненты смысла, входящие в семантическую структуру
слова свобода, реализуются в значениях, производных от него лексических
единиц — освободить, свободный, освобождение, свободно, освободиться,
освободитель, несвободный, свободолюбие.
Гнездо однокоренных слов в
целом позволяет писателю раскрыть своё понимание свободы достаточно
глубоко и полно.

5. Семантически близкое к слову свобода существительное воля
выступает как самостоятельное понятие (концепт), который занимает в
смысловом пространстве произведений А. И. Солженицына своё особое
место: если слово свобода - это то, о чём мечтают, к чему стремятся те, кто
находятся в состоянии несвободы, то воля используется А. И.
Солженицыным для номинации внелагерного пространства.

Структура работы. Диссертация включает Введение, Главы 1-И, Заключение, Библиографический список.

Слово в лексико-семантической системе языка

Современная лингвистика исходит из положения о том, что язык представляет собой чётко организованную систему, т. е. такое целое, элементы которого закономерно связаны друг с другом и находятся в определённых отношениях.

Системность языка - его важнейшая характеристика. Утверждение о том, что язык - система, принадлежит Ф. де Соссюру. Ср.: «...Язык есть система, все элементы которой образуют целое, а значимость одного элемента проистекает от одновременного наличия прочих...» (Соссюр 1977, с. 29). Изучение языка как системы - один из ключевых вопросов лингвистики XX века.

Проблема системной организации языка обсуждалась в большом количестве работ. Ср., напр.: Уфимцева 1962, Виноградов 1969, Шмелев 1973, Щерба 1974, Солнцев 1977, Кузнецова 1989.

Языковая система градуальна, поскольку содержит в себе различные степени системности. Ср.: «Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка» (Реформатский 1996, с. 38); «Являясь системой колоссальной сложности, язык представляет систему систем» (Солнцев 1977, с. 37).

В. И. Кодухов, говоря о структуре языка, отмечает следующее: «Язык как структура состоит из таких подсистем, которые хотя и обладают относительной самостоятельностью, различно реагируют на требования системы и нормы языка, не могут функционировать отдельно, почему и являются частями единого целого, подсистемами языка. Подсистемы языка называют также ярусами (или уровнями) языковой системы (структуры). Учение о подсистемах языка, стратификация (расслоение) языка на ярусы - один из компонентов современной теории языка как системы систем» (Кодухов1974,с. 136).

Объектом описания в настоящей диссертации является единица лексико-семантического уровня языка - слово.

Лексика - это система, определённым образом организованная и структурированная. Ср.: «Вся лексика образует систему в силу того, что каждое слово и каждое понятие занимает в этой системе определённое место, очерченное отношениями к другим словам и понятиям» (Степанов 1975, с. 52).

Слово - основная единица лексико-семантической системы (ср., напр.: Шанский 1964, Кузнецова 1989). О связи слова с лексической системой языка О пишет В. В. Виноградов. Ср.: «В сущности полное раскрытие смысловой структуры слова, то есть не только его вещественного отношения, но и целого пучка его значений, всех его форм и функций, его экспрессивных и стилистических оттенков, строя его «внутренних» форм возможно лишь на фоне всей лексической системы языка и в связи с ней» (Виноградов 1995, с.7).

Вопрос о том, что такое слово, является дискуссионным в лингвистике. Ср., напр.: Ахманова 1957, Шанский 1964, Шмелёв 1973, Маслов 1987, Кузнецова 1989.

Примем в качестве основного определения слова то, которое дано Э. В. Кузнецовой. Ср.: «Слово как единица лексико-семантической системы языка обладает тремя признаками: признак функциональный: слово служит для наименования отдельных предметов или явлений как само по себе, так и в составе предложения; признак формальный: с внешней стороны слово представляет собой комплекс морфем, фонетически связанных единым ударением; признак семантический: значение слова целостно и уникально, оно существует только в единстве с определенным внешним оформлением» (Кузнецова 1989, с. 18). Лексика представляет собой такую систему, которая находит яркое отражение в идиолекте писателя как совокупности особенностей, свойственных речи отдельного художника слова. Г. О. Винокур писал, что «исследуя язык писателя или отдельного его произведения с целью выяснить, что представляет собой этот язык в отношении к господствующему идеалу, характер его совпадений и несовпадений с общими нормами языкового вкуса, мы тем самым вступаем уже на мост, ведущий от языка как чего-то внеличного, общего, надындивидуального к самой личности пишущего» (Винокур 1991, с. 42).

О реализации смыслового потенциала слова свобода в произведениях А. И. Солженицына

На первом плане у автора те же самые три значения, что и в словарях русского языка. Рассмотрим каждое из этих значений применительно к текстам А. И. Солженицына.

Значение «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни» служит целям конкретизации широкого понятия «область общественной жизни» (политическая свобода, гражданская свобода, экономическая свобода, интеллектуальная свобода). Ср., напр.: Я считаю, что эта партия сыграла роковую роль в истории нашей молодой политической свободы (Красное колесо); Именно при гражданских свободах Швейцарии, ее эффективном демократизме облегчается революция (Красное колесо); В России была полная экономическая свобода (Архипелаг ГУЛАГ); В этот заголовок вынесена ещё интеллектуальная свобода. Именно в ней видит Сахаров «ключ к прогрессивной перестройке государственной системы в интересах человечества» (На Западе).

Актуализация данного значения в текстах А. И. Солженицына обусловлена тем, что, будучи не только писателем, но и общественным деятелем, он обсуждает вопросы, связанные с разными сферами жизни (политическая, экономическая, духовная и т. д.).

Употребляясь в значении «отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом», слово свобода выступает у А- И. Солженицына в коитекстах, где соотносится с такими словами, как братство, равенство, равноправие и другими темагически близкими ему словами. Ср., напр.: Через несколько дней на митинге инженеры и заводские служащие восторженно произносили речи о братстве, равенстве и свободе и рабочие хлопали им сочувственно (Красное колесо).

В контекстах, где слово свобода употребляется в значении «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» дается положительная оценка свободы как состояния, лишение которого оценивается как факт отрицательный. Cp.t напр.: Если есть в мире вообще счастье, то оно обязательно находит каждого зэка в первый год его жизни на свободе (Архипелаг ГУЛАГ).

Все отмеченные выше значения слова свобода указывают на то, что для А, И. Солженицына главной является проблема свободы или несвободы личности. Это обнаруживают и его произведения.

Например, анализируя роман «В круге первом», М М. Голубков пишет, что проблема свободы и несвободы - центральная проблема романа. Ср.: «Проблема личной свободы и несвободы человека обусловливает этическую и философскую проблематику романа. Она же и определяет концепцию личности, предложенную Солженицыным» (Голубков 2002, с.28) В указанном романе находим размышления заключённого Бобынина, одного из героев романа, который формулирует смысл свободы: «Свободу вы у меня давно отняли, а вернуть её не в ваших стах, ибо её пет у вас самих. Лет мне от роду сорок два, сроку вы мне отсыпали двадцать пять, на каторге я уже был, в номерах ходил, и в наручниках, и с собаками, и в бригаде усиленного режима - чем ещё можете мне грозить? Чего ещё лишить? .-. Вообще, поймите и передайте там, кому надо выше. Что вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но чечовек, у которого вы отобрази всё - уже не подвластен вам, он снова свободен» (В круге первом).

Совершенно естественно, что при употреблении А. И. Солженицыным слова свобода актуализируются значения, напрямую связанные с тематикой его произведений, отражающие интересы писателя, его мироощущение. Эти значения являются актуальными и для современной российской действительности.

Обратимся к анализу периферийных значений слова свобода, отмеченных в произведениях А. И. Солженицына. Весьма заметным (182 примера из 1858) является использование А. И. Солженицыным слова свобода в значении «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества». Слово свобода а данном значении функционирует как абстрактное философское понятие. Ср., напр.: Истинная свобода состоит в том, чтобы постоянно иметь над собой высший нравственный принцип: могу делать всё, что хочу, а т буду! (На Западе).

Значение слова и его обусловленность синтаксической позицией

Положение о связи лексики и грамматики является общепринятым, Ср,, напр/ Арутюнова 1976; Брикотнина 2005; Виноградов 1975; Ермакова 1971; Калинина 2006; Смирницкнй 1955, 1955а; Степанов 1981; Уфимцева 1986; Черненко 1997.

Как отмечает А, А. Уфимцева, «проблема, сформулированная наиболее четко в русском языкознании как «лексическое и грамматическое в слове», остаётся актуальной и в современной лингвистике, только се следует переформулировать как «лексическое и грамматическое в языке» (Уфимцева 1986, с. 8). О зависимости лексического значения слова от занимаемой им синтаксической позиции пишет О. П. Ермакова. Ср.; «Способность существительного иметь при себе согласованное определение (считающаяся очень важным категориальным признаком существительного) в действительное! и небезгранична и находится в явной зависимости от синтаксической позиции существительного, смысловых связей с составом предложения, не говоря уже о семантике предложения» (Ермакова 1971, с. 35).

Н. Д. Арутюнова высказывает мысль о том, что «комбинирование слов зависит не только от их валентностных потенций, но и от их роли в предложении, а также от характера той синтаксической связи, которая их соединяет. Так, есть разница в нормах образования словосочетаний, предназначенных для выполнения функции субъекта, и конструкций, пригодных для роли сказуемого предложения; не одинаковы также правила соединения слов атрибутивной и предикативной связью» (Арутюнова 1976, с-71).

В центре нашего внимания отвлеченное (абстрактное) существительное. Существительные данного лексико-грамматического разряда характеризуются целым рядом признаков. Ср.: «Отвлеченные (абстрактные) существительные - это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слово, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, мотивированные прилагательными и глаголами... Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова... Отвлеченные существительные не имеют форм множественного числа. Формы множественного числа образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, но и единичные их проявления: боль - боли, обман - обманы, мука - муки печаль - печали, радость - радости, движение - движения» (Русская грамматика 1980, с. 462). Последнее положение не является бесспорным. Ср., напр., суждение А, А. Шахматова: «Абстрактные существительные сохраняют свою природу только в более общем их употреблении; в применении к определенному лицу, времени, месту они могут выступать в более реальных очертаниях, так сказать, индивидуализируясь или конкретизируясь.„ Такие абстрактные слова... могут в таком измененном своем значении образовывать и множественное число» (Шахматов 1941, с. 414), О способности абстрактных существительных вообще и слова свобода в частности функционировать в современном русском языке в форме множественного числа пишет в своей кандидатской диссертации Л. В. Калинина (Ср.: Калинина 1999).

Абстрактные существительные относят к разряду слов, наделенных полной семантической структурой, то есть таких, которые способны получать как сигнификативное, так и денотативное содержание» (Арутюнова 1976, с. 329). Об этом же говорится в коллективной монографии «Языковая номинация», где подчеркивается, что «в именных лексемах денотат и сигнификат (предметная и понятийная соотнесенность) совмещаются в пределах словесного знака и, образуя простую номинацию, дают имя классу предметов или конкретному предмету как члену этого класса» (Языковая номинация 1977, с. 52). Таким образом, в соответствии с существующими в лингвистической литературе представлениями слово, имеющее предметную соотнесенность с конкретным денотатом, предназначено для выполнения идентифицирующей функции, а слово с понятийной соотнесенностью реализует свой смысловой потенциал в предикативной позиции. Абстрактное существительное тяготеет к позиции предиката, является носителем прежде всего предикатного значения.

Всё сказанное не является правилом. Речь идёт лишь об определённой тенденции, связанной с тяготением различных по морфологическому статусу слов к той или иной синтаксической позиции. Особенностью абстрактной лексики является то? что она имеет весьма размытую референцию.

Похожие диссертации на Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына