Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования обусловливается рядом факторов
Во-первых, включением реферируемой работы в парадигму антропоцентрических исследований речевой структуры художественного текста (Л Г Бабенко, Н С Болотнова, О С Бочкова, Н А Кожевникова, Н А Ни-колина, Е В Падучева, Т А Трипольская и др), детерминированных усилением внимания к человеческому фактору в языке (ЮН Караулов, Ю С Степанов, А А Чувакин и др)
Во-вторых, возрастающим интересом современной филологической науки к исследованию феномена художественного текста как целостного самостоятельного образования, характеризующегося системно-динамическими качествами (С А Васильев, М Я Дымарский, Н Л Мышкина и др ), способного «приобретать память» (Ю М Лотман), вступать в «диалогические отношения» (М М Бахтин) с другими текстами, быть активным звеном в процессе коммуникации (Р Барт, Ю М Лотман и др )
В-третьих, активно развивающимся в последние десятилетия учением о вторичном тексте {далее также Т-2), как созданном на базе исходного, первичного текста (далее также Т-1) путем определенных его преобразований (С В Ионова, Л М Майданова, А А Чувакин и др )
В-четвертых, обращением к творчеству В М Шукшина Интерес к произведениям этого автора в последние полтора-два десятилетия заметно активизировался в связи с отмечаемой исследователями-шукшиноведа-ми ролью языка произведений В М Шукшина в развитии русской прозы второй половины 20 века (Л И Василевская, И Ю Качесова, Н А Кожевникова, Е И Папава, Н В Халина и др )
Объектом исследования диссертационной работы является ТМ как семантическая основа художественного текста, рассматриваемая в функционально-динамическом аспекте
В основу исследования ТМ в настоящей работе положена мысль о том, что выражение авторского отношения к изображаемому составляет смысл создания художественного текста и весь он держится на внутренней психологической объединенности составляющих его языковых средств (В В Виноградов, И Р Гальперин, Л Г Барлас, Т В Матвеева, Г Я Солганик и др ) Восприятие личности автора через формы ее воплощения в художественном тексте - процесс двунаправленный Он сориентирован на взаимоотношение автора и читателя Модальность текста — это выражение в тексте отношения к сообщаемому, концепции автора, его точки зрения, ценностных ориентации, сформулированных ради сообщения их читателю (А Г Баранов, Н С Валгина, И Р Гальперин,
Н В Якимец) Функционально-динамический подход к исследованию категории ТМ диктуется абсолютной антропоцентричностью и связанной с этим полифоничностью художественного текста (ММ Бахтин, В В Виноградов, Л Г Барлас и др ), в котором отражается точка зрения {далее также ТЗ) не только автора по отношению к изображаемому, но и ТЗ повествователя (рассказчика), персонажа, читателя ТМ формируется при взаимодействии и соотношении разных ТЗ, представленных в повествовательной структуре художественного текста
Предметом исследования диссертационной работы является реализация семантики ТМ в речевой структуре текста отдельного рассказа ^изъ-ятого»из цикла) и рассказа - компонента цикла рассказов Под реализацией семантики ТМ понимается воплощение в тексте отношения к изображаемому, которое (отношение) проявляется в выборе ТЗ, организующей повествование в том или ином фрагменте текста, и в выдвижении доминирующей в общетекстовом плане ТЗ
Цель исследования - доказать возможность варьирования модальной семантики в одном и том же тексте, но взятом в разных условиях его существования как отдельного и как компонента составного текста (цикла рассказов)
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач
Сформулировать основные характеристики ТМ как важнейшей семантической категории художественного текста в динамическом аспекте ее реализации
Рассмотреть условия реализации ТМ в отдельном тексте рассказа и тексте — компоненте цикла рассказов как проблему теории художественного текста
Разработать и представить методику исследования реализации семантики ТМ в цикле рассказов В М Шукшина «Из детских лет Ивана Попова» в аспекте Т—1 - Т—2
Проанализировать в соответствии с задачей первого этапа эмпирического исследования реализацию ТМ в тексте рассказа «Первое знакомство с городом», вскрыть способы и средства реализации модальной семантики, определить доминирующую в общетекстовом плане ТЗ, организующую модальное содержание рассказа как Т-1
Охарактеризовать способы и средства реализации ТМ в цикле как целом тексте, выделить сильные позиции целого цикла, организованные такой ТЗ, семантический радиус которой имеет широкое (общецикловое) значение
Выявить и описать направления, способы и приемы преобразования семантики ТМ в тексте - компоненте целого цикла
Гипотеза исследования- ТМ отдельного Т-1, включаясь в ТМ цикла как целого текста, не может не подвергаться изменениям, она преобразуется в ТМ Т-2, хотя формально (субстанционально) в тексте рассказа не происходит никаких изменений Данная гипотеза базируется на следующих взаимосвязанных положениях во-первых-, на положении общей теории систем, касающемся отношений части и целого, любой объект, любая система, включаясь в большее целое, превращаясь в часть целого, претерпевает изменения (И В Блауберг, В Н Садовский и др), во-вторых, на положении учения о вторичных текстах, характеризующем отношения Т-1 и Т-2 как преобразовательные «вторичные тексты представляют собой продукты вторичной текстовой деятельности, как результат процессов вторичной категоризации информации, ее вторичной концептуализации и вторичной репрезентации» (С В Ионова), в-третьих, на положении о взаимодействии текстов в коммуникативном пространстве, о диалогических отношениях между текстами (С А Васильев, М М Бахтин, Ю М Лотман и др), которые (отношения) способствуют привнесению в тексты новых смыслов
Методы исследования* в диссертации используется комплекс общенаучных, общефилологических и частных методов и методик методы наблюдения, анализа и синтеза, метод лингвистического эксперимента (Л В Щерба) - рассмотрение реализации ТМ при «изъятии» текста рассказа из авторского цикла, методика лингвистического описания (И В Арнольд), частная методика интерпретации эгоцентрических элементов (Е В Падучева), методика структурно-семиотического расчленения текста на «планы», в которых возможна фиксация той или иной ТЗ (Б А Успенский), а также элементы методики эвокационного исследования (А А Чувакин) при рассмотрении средств воспроизведения тех или иных ТЗ в повествовательном слое
Интегративное использование данных методик обусловлено сопряжением системно-функционально-динамического и антропоцентрического подходов к художественному тексту, спецификой художественного текста в целом как сложного семиотического образования, как «генератора смыслов» (Ю М Лотман), а также спецификой предмета исследования (много-компонентностью, многоплановостью, динамичностью реализации категории ТМ в одном тексте, в целом цикле и тексте - компоненте цикла) По мнению современных ученых, исследование художественного текста на данном этапе развития филологической науки должно опираться на инте-гративный, комплексный подход, позволяющий сочетать достижения герменевтических, семиотических, риторических, стилистических подходов (Г В Кукуева, Н Н Михайлов, А А Чувакин и др )
Материалом исследования послужили тексты пяти рассказов В М Шукшина, составляющих цикл «Из детских лет Ивана Попова» Выбор материала объясняется, во-первых, необходимостью обращения к со-
ставному тексту как целому, которое обусловлено авторской интенцией, во-вторых, общей спецификой работы, заключающейся в «двойном» проникновении в текст с целью обнаружить и показать функционально-смысловые Изменения, происходящие при переходе Т—1 в Т—2 под действием цикловой среды, при том, что формально внутри текста не происходит изменений, в-третьих, спецификой самого материала исследования, представляющего собой сложное полифоническое образование, требующее разностороннего рассмотрения средств реализации ТМ Кроме этого, как дополнительные источники материала привлекаются фрагменты из текстов других рассказов, не входящих в исследуемый цикл
На основе осмысления современных текстологических идей (М Я Ды-марский, Н Н Михайлов, Л А Ноздрина, Е В Падучева) в работе определяется единица исследования - субъективно-модальный квант - сегмент высказывания, выступающий носителем какой-либо ТЗ субъекта повествования в следующих планах «плане пространственно-временном», «плане психологии», «плане фразеологии» и «плане оценки» (Б А Успенский) Под субъективно-модальным квантом понимается наименьший элемент модальной информации, служащий выражению эгоцентричности речи, отсылающий к определенному субъекту Выделение и анализ подобных единиц позволяет обнаружить в исследуемом материале расслоения в структуре повествовательного субъекта и идентифицировать ТЗ, относящиеся к разным ипостасям одного «я» Пример: «< > И сил нет оторваться, и жутко Хоть бы завтра дедушка не хворал, хоть бы он пришел, курил бы на лавке, накрывшись тулупом (он не йог спать на кровати под одеялом), хоть бы он Мы бы я бы снова стал читать этого «Вия» и дочитал бы до конца» («Гоголь и Райка»)
Приведенный фрагмент является частью повествовательного слоя текста и формально относится к речи взрослого повествователя Однако анализ субъективно-модальных квантов показывает, что в данном отрезке фиксируется субъектная сфера непосредственно-детской ТЗ Фиксаторами детской ТЗ являются следующие субъективно-модальные кванты 1) эгоцентрический элемент «плана пространственно-временного» завтра, который контекстуализируется только через настоящее время персонажа (но не рассказчика), 2) эгоцентрически элемент «плана психологии», а именно -оптатив, как первичный эгоцентрик {хоть бы ), предполагающий непосредственный речевой акт (Е В Падучева), 3) элементы «плана фразеологии», т е речевой характеристики - повторы, прерывистость фраз, передающаяся многоточиями и связанная с переживанием непосредственно отображаемого момента, 4) одновременно «план фразеологии» служит и выражению «плана оценки» ситуации, передаче эмоционального состояния, обозначенного субъективно-оценочным квантом «жутко» Выделенные субъективно-модальные кванты обусловлены непосредственно дет-
ской ТЗ, которая организует повествование в приведенном фрагменте и в зоне которой формируется субъективно-оценочная оболочка предметно-фактической информации Отметим, что в приведенном примере ТЗ взрослого рассказчика фиксируется во вставной конструкции, где посредством дейктического элемента (глагола прошедшего времени) обозначается ретроспективная позиция в «плане пространственно-временном» Такой подход к единице анализа способствует выявлению динамического характера реализации ТМ в одном тексте и в цикле произведений, поскольку позволяет учитывать смену речевых субъектов (даже в пределах одного высказывания) и связанные с этим изменения, «переливы» в субъективно-оценочном модальном содержании
Научная новизна работы заключается, во-первых, в исследовании ТМ в функционально-динамическом аспекте, а именно - в аспекте преобразования семантики этой категории в художественном тексте в зависимости от рассмотрения его как самостоятельного Т-1 или как включенного в состав целого, в качестве которого выступает авторский цикл произведений, во-вторых, в разработанной для решения поставленных задач методике исследования, в-третьих, в сопряжении ряда подходов к исследованию речевой структуры художественного текста В работе установлена специфика реализации ТМ отдельного текста рассказа и текста - компонента цикла, подвергающегося влиянию цикловой среды
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории универсальных текстовых категорий, теории диалогических отношений между текстами и в пределах одного текста, в дальнейшей разработке учения об отношениях первичности-вторичности между текстами Кроме этого, диссертационная работа вносит определенный вклад в исследование художественного творчества В М Шукшина, в частности - в разработку учения о жизнедеятельности шукшинского текста
Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов при изучении речевой структуры художественного текста, интерпретации его модальной семантики, выявлении авторского начала в художественном произведении Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах коммуникативной стилистики, в спецкурсах и спецсеминарах по изучению языка художественной литературы и, в частности, языка прозы В М Шукшина
Положения, выносимые на защиту:
Представление о ТМ как о целом в художественном прозаическом тексте может быть сформировано с учётом анализа двух аспектов ТМ -референтивной модальности и субъективно-оценочной в их соотношении
В авторском цикле произведений как едином тексте образуется общецикловая модальность Линейно разворачиваясь в структуре целого художественного текста, субъективно-модальные смыслы организуются иерархически При этом происходит постоянное возникновение ретроспек-
тивных и проспективных связей между частями отдельного текста и между целыми текстами и постоянное соотношение элементов, служащих выражению ТМ
Направления преобразования ТМ текста рассказа при переходе его из Т-1 в Т-2 в цикле «Из детских лет Ивана Попова» определяется модификацией основных факторов реализации ТМ в отдельном тексте - модификацией жанра, типа повествователя, установки на преимущественно имплицитный характер авторского волевого самовыражения, а также модификацией роли сильных позиций текста в выражении модальной семантики
ТМ отдельного текста входит в ТМ цикла не всей своей готовой целостностью, а заново, формируясь и преобразовываясь под действием сильных позиций цикла как важнейших элементов цикловой среды В этом проявляется такое свойство, как жизнедеятельность текста, его движение в процессе коммуникации
Изменения субъективно-оценочного содержания при переходе Т-1 в Т-2 в авторском цикле произведений запланированы авторской интенцией Автор строит цикл таким образом, что его субъективно-оценочное содержание можно интерпретировать в двух кодовых системах — с позиции отдельности текстов и с позиции их объединенное
Апробация работы. Основные положения и результаты работы были представлены на V Всероссийской юбилейной научной конференции «В М Шукшин Жизнь и творчество» (Барнаул, 1999), на межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной Международному году гор (Горно-Алтайск, 2002), на аспирантском семинаре кафедры теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета (Барнаул, 2002), на международных конференциях «Языки и литературы народов Горного Алтая» (Горно-Алтайск, 2005,2006), а также на заседании кафедры русского языка Горно-Алтайского государственного университета (Горно-Алтайск, 2007) По теме диссертации опубликовано 7 работ, общим объемом 2,7 п л
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из списка условных сокращений, введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 255 наименований