Введение к работе
Актуальность настоящей работы состоит в том, что в исследовании соединяются грамматические и лексические категории и анализ текстов, что позволяет выявить единые признаки классификации типов точки зрения в рамках одного художественного мира, одной художественной манеры.
Предметом исследования являются синтаксические категории времени и лица в художественных текстах Б.К. Зайцева различной жанровой принадлежности (повести, рассказы, мемуарные и биографические заметки и
очерки, литературные биографии русских писателей), написанных на протяжении разных жизненных и творческих этапов.
Цель исследования - построить типологию точек зрения, применить ее к изучаемому автору, определить механизм обнаружения носителя точки зрения (автора или персонажа) с помощью языковых средств.
Сформулированная таким образом цель исследования определила следующие исследовательские задачи:
представить условия реализации точки зрения в связи с такими категориями, как модус и субъект модуса (говорящий либо субъект сознания в рамках художественного текста);
определить конкретные языковые средства, которые участвуют в формировании точки зрения, т.е. в том, как воплощаются модус и точка зрения в тексте;
продемонстрировать конкретные типы точки зрения на примере художественной прозы Б.К. Зайцева;
соотнести выбор точки зрения у Б.К. Зайцева с жанром.
Новизна исследования состоит в том, что типы точки зрения и языковые способы ее выражения исследуются в рамках единой художественной системы с применением последних достижений когнитивного и текстово-интерпретационного направлений в современной отечественной лингвистике, в том, что используются современные инструменты анализа текста (режим интерпретации, коммуникативный регистр речи, субъектная перспектива высказывания и текста).
Теоретическая значимость заключается в том, что предложенные единые критерии для выделения типов точки зрения могут быть использованы в рамках частной художественной системы и при построении общей типологии повествовательных форм.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что основные идеи и наблюдения могут быть использованы в вузовских курсах грамматики и текста, лингвистики текста, стилистики, при преподавании РКИ, в факультативах
по художественной литературе и русскому языку в школе, при написании учебников и учебных пособий для высшей школы, а также могут учитываться при корпусных исследованиях текстов.
Научная гипотеза состоит в том, что соотношение автора и героя в художественном тексте можно представить в виде типологии точек зрения, которая позволяет установить, кому принадлежит не только слово, но и модус. Выбор точки зрения во многом обусловлен типом героя и жанром.
Положения, выносимые на защиту:
1) Типология точек зрения включает четыре варианта соотношения автора
и героя: авторская, консолидированная, паритетная и персонажная точка
зрения (термины - Е. М.).
-
Художественное наследие Б.К. Зайцева можно разделить на два жанровых класса - традиционный нарратив и экспериментальные жанры. В каждом из жанровых классов можно лингвистически охарактеризовать тип героя и преобладающую точку зрения.
-
Консолидированная и паритетная точки зрения представлены в традиционном нарративе в прозе Б.К. Зайцева, но не находят в его творчестве яркого выражения.
4) В творчестве Б.К. Зайцева максимально представлено повествование, в
котором сосуществуют, не солидаризируясь, автор и герой. Такому
повествованию соответствует авторская точка зрения. Повествование с
авторской точки зрения - доминирующая манера Б.К. Зайцева во всех жанрах в
творческом наследии писателя. Если в традиционном нарративе такая манера
может быть интерпретирована как слабость авторских повествовательных
техник, то в экспериментальных жанрах авторская точка зрения становится
уникальным приемом предъявления особых типов героя и обязательным
компонентом структуры самих жанров.
5) Персонажная точка зрения представлена частично в традиционном нарративе, максимальное художественное воплощение получает путешествиях по святым местам (автор становится героем).
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на международной научной конференции «IX Виноградовские чтения. Актуальные вопросы филологии и проблемы столичного образования» (МГПУ, 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: VII Кирилло-Мефодиевские чтения» (МПГУ, 2006 г.), на научно-практической конференции «Разноуровневые характеристики лексических единиц» (Смоленский государственный университет, 2006 г.), на конференции «МГПУ - столичному образованию» (МГПУ, 2006 г.), на межвузовской научно-практической конференции «К 100-летию со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева» (МГПУ, 2006 г.), на III Международном конгрессе исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007 г.), на международной научной конференции «X Виноградовские чтения. Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (МГПУ, 2007 г.), на межвузовской научно-методической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (МГПИ, 2007 г.), на международной конференции «Динамика и функционирование русского языка: факторы и векторы» (Вол.ГУ, 2007 г.), на международной научной конференции «Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты» (Ульяновский государственный университет, 2007 г.), на международной конференции «Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект: К 100-летию профессора Анатолия Михайловича Иорданского» (ВГПУ, 2007 г.), на научно-практической конференции «Восьмые Поливановские чтения» (Смоленский государственный университет, 2007 г.), на Всероссийской научной конференции «Русский язык в контексте национальной культуры» (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2007 г.), на международной научной конференции «Язык и мышление: Психологические и лингвистические
аспекты» (Ульяновский государственный университет, 2008 г.), на конференции «МГПУ - столичному образованию» (МГПУ, 2008 г.), на международной научно-практической конференции «III Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения» (СГГУ, 2009 г.), на международной научно-практической конференции «IV Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения» (СГГУ, 2010 г.).
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, теоретической и двух исследовательских глав, заключения и библиографии. Во Введении определены цели работы, отмечены актуальность и новизна исследования, показана его теоретическая и практическая значимость. Первая глава содержит обзор работ в отечественной и зарубежной филологической традиции по проблеме автора и героя и принадлежности слова. В данной главе избираются и обсуждаются методы и инструменты лингвистического анализа текста, которые будут применяться в настоящем исследовании, обосновываются лингвистические принципы типологии точек зрения, а также приводится классификация точек зрения, которая положена в основу лингвистического анализа художественных текстов Б.К. Зайцева. Во второй и третьей главах предложенная типология точек зрения применяется к художественным текстам Б.К. Зайцева, которые распадаются на два жанровых класса - «традиционный нарратив» и «экспериментальные жанры», обосновывается связь между точкой зрения и типом героя и жанром.