Введение к работе
Современное состояние исследований по ритму прозы говорит о востребованности этой темы: написано немало исследований по теории ритма в художественной прозе, существуют различные методики ритмического анализа, появляются все новые диссертационные исследования, посвященные исследованию ритма в прозе одного автора. Вместе с тем до сих пор не достигнута точность в определении границ ритмического анализа, также как и в определении принадлежности исследований ритма прозы к определенной дисциплине. Ритмика прозы исследуется в рамках и на пересечении литературоведения и лингвистики, что ведет к различному пониманию ритма прозы: широкому (литературоведческому) и узкому (лингвистическому).
Исследование ритмической организации прозаического художественного произведения является способом лингвистического исследования художественного текста и способствует новому подходу в исследовании поэтики и стиля писателя, эволюции его творчества.
Ритм прозы, в совокупности с другими языковыми средствами, работает в художественном тексте для создания эмоционального и эстетического воздействия. Таким образом, ритм в художественном произведении является одним из наиболее значимых, но воспринимаемых и действующих зачастую подсознательно, способов выражения художественного значения. Экспликация этого воздействия в конкретных и объективных показателях – вот важнейшая задача исследований ритма прозы.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена как отсутствием последовательных и комплексных исследований суперсегментных свойств в построении каких-либо образов мировой литературы, так и недостаточностью диахронического подхода в изучении ритма русской прозы. Проблема изучения прозаического ритма: его характеристик, методик определения, связи с единицами других уровней – по-прежнему остается малоизученной областью в анализе художественного текста. Актуальность данной темы определяется тем, что она восполняет известную недостаточность фонетического аспекта в анализе художественного текста.
Методология работы основывается на трудах Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, А.А. Арустамовой, М.М. Гиршмана, В.М. Жирмунского, В.И. Забурдяевой, Е.З. Имаевой, Б.С. Мейлаха, В.В. Потапова, Б.В. Томашевского, Н.В. Черемисиной и других исследователей ритма прозы как явления суперсегментно-фонетического.
Методы исследования:
- изучение и описание лингвистической литературы, касающейся вопроса ритма и интонации художественного прозаического текста;
- использование элементов метода сравнительно-сопоставительного и структурно-семантического анализа: обобщение, сравнение, систематизация;
- использование математико-статистического метода в определении ритмических характеристик текста;
Объект исследования – прозаические произведения Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, главная героиня которых – Лиза. Образ Лизы становится одним из сквозных в русской литературе, являясь и частью образа «тургеневской девушки»; он обнажает межтекстовые связи в истории различных периодов русской литературы, выявляя типологическое родство сюжетов и образных схем.
Предмет исследования – суперсегментные средства русского языка, создающие ритм прозаических текстов Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева.
Гипотеза исследования состоит в том, что в текстах Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева при создании образа Лизы, рассматриваемого на одних и тех же стадиях любовных отношений, использованы сопоставимые ритмические характеристики, а временные разграничения этих текстов создают наглядную картину исторических изменений прозаического ритма, что дает возможность рассматривать ритм прозы в синхронии и диахронии.
Цель работы заключается в выявлении закономерностей использования в художественном тексте ритмико-интонационных характеристик для отражения психологического состояния героинь, объединенных общностью эмоциональных переживаний, но находящихся в рамках разных исторических периодов.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать существующие исследования в области ритма художественной прозы;
- рассмотреть образ Лизы как один из сквозных образов русской литературы;
- отобрать материал для ритмического анализа;
- рассмотреть неизбежно возникающие проблемы изучения суперсегментных средств русского языка: вопросы синтагматического членения и интонационной транскрипции; ударность динамически неустойчивых слов;
- определить ритмические характеристики текстов, описывающих эмоциональное состояние четырех героинь, находящихся в одинаковых жизненных ситуациях;
- проанализировать взаимосвязь единиц разных уровней в исследуемых текстах;
- выявить и обобщить результаты влияния на ритм художественного текста различных эмоциональных состояний героев.
Материалом диссертационной работы являются фрагменты характеристик и описаний образа Лизы в прозаических текстах «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Барышня-крестьянка» и «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Всего было проанализировано 74 прозаических фрагмента. Отбор был продиктован критериями текста: единством темы, цельнооформленностью, общностью типа текста, в данном случае описания. Весь исследованный материал представлен графически и прилагается к диссертации (см. Приложение, стр. 186-256).
Научная новизна настоящей работы определяется изучением ритма художественной прозы в синхронии и диахронии, благодаря применению одного сквозного образа русской литературы, носящего имя Лиза, с точки зрения единства эмоциональных переживаний и временной протяженности. Единство обусловлено исследованием образа Лизы, берущего начало в повести Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»), проходящего затем через прозу А.С. Пушкина («Барышня-крестьянка», «Пиковая дама») и обретающего свое завершение, с символическим наименованием «тургеневской девушки», в романе И.С. Тургенева («Дворянское гнездо»). Знаковая сущность этого образа объясняется глубиной его обобщения – анализируются изменения в характере молодой женщины, происходящие под влиянием превратностей первой любви, которая приносит радость, разочарование и гибель. Диахронический подход к теме определяется «вписанностью» рассматриваемого образа в рамки литературного процесса XIX века, а также устремленностью этого образа в современность, так как архетип «тургеневской девушки» стал неотъемлемой приметой не только русской литературы, но и всего русского общества. Кроме того, впервые предпринята попытка теоретического осмысления и практической апробации одной из наиболее практически значимых технологий ритмического анализа на материале образа девушки Лизы в русской литературе XIX века.
Теоретическая значимость диссертации заключается в применении комплексного анализа в изучении ритма прозы по трем характеристикам (слоговой, синтагматической и интонационной) на примере произведений Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева, охватывающих период в 67лет. Результаты исследования вносят вклад в развитие теории ритмики русской прозы.
Практическая ценность работы заключается в том, что она даёт возможность исследователю представить ритм в конкретных цифровых показателях, чтобы увидеть влияние на него различных эмоциональных состояний героев, времени создания произведения, сходных сюжетных и семантических явлений. Представленный в работе материал и полученные выводы могут быть учтены при исследовании творчества писателей и ритма их прозы в школе и вузе, а также в углубленных исследованиях фонетического уровня письменного художественного текста.
Предложенная методика целесообразна в определении и описании ритмических характеристик текста, а также при исследовании эстетического и эмоционального воздействия художественного текста. Она также может быть использована при анализе ритмической составляющей в переводах художественной литературы и открывает широкие возможности для литературоведческой интерпретации полученных объективных результатов.
Достоверность исследования обеспечивается достаточным объемом теоретического и практического материала, проверявшегося в учебных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ритмико-интонационная организация текста играет немаловажную роль в его восприятии, что далеко не всегда осознается читающими, однако отражается на их настроении, на подсознательном восприятии прозаического текста как имеющего определенную ритмическую организацию, не равную и не близкую ритму стиха, однако упорядоченную по законам прозы.
2. В данной работе единство литературоведческого объекта (образ Лизы в русской прозе XIX века в произведениях Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева) и лингвистическая методика исследования обеспечили необходимую объемность результатов исследования ритма прозы в синхронии и диахронии.
3. Мастерство звукописи исследуемых авторов состояло в использовании компенсаторных функций ритмических характеристик: при анормальных характеристиках одного уровня другие показывают ритмичность, близкую к идеальной. Таким образом, ритм прозы в русской литературе XIX века нигде не нарушается, а только преобразуется, перетекая с одного ритмообразующего элемента на другой.
4. Весь анализ суперсегментных средств создания женских образов русской прозы ведет к выводу о глубокой взаимосвязи ритмико-интонационных характеристик текста с сюжетными поворотами, психологическим обликом героини, типом конфликта и его разрешения, стилистическими предпочтениями автора.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в диссертационном исследовании, содержащем 256 страниц, 7 таблиц и 5 графиков, а также нашли свое отражение в 3 публикациях общим объемом 2,15 п.л. в изданиях, рекомендованных из списка ВАК РФ.
Диссертационное исследование прошло апробацию на заседаниях кафедры русского языка и теории словесности ФГБОУ ВПО МГЛУ. Результаты подсчета ритмических характеристик были обсуждены и выверены в ФГБОУ ВПО МГЛУ на переводческом факультете при проведении занятий по русскому языку у студентов первого и второго курсов дневного и вечернего отделений, а также на аспирантских занятиях 2009-2013 гг., посвященных исследованию звукописи, ритма и интонации письменных художественных текстов. Всего в подсчетах приняли участие около 150 человек.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, в которых решаются основные исследовательские задачи, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения объемом в 70 страниц.