Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века Бохонко, Вера Сергеевна

Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века
<
Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бохонко, Вера Сергеевна. Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Бохонко Вера Сергеевна; [Место защиты: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина].- Москва, 2011.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/742

Введение к работе

Данное диссертационное исследование посвящено изучению специфики языковой репрезентации и отражения концептов в поэтическом дискурсе на материале русской интимной лирики XIX века.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что проблема изучения языка того или иного писателя в связи с его мировоззрением, проблема смысла и значения концепта как хранилища ментальной информации и его реализации в слове являются весьма значительными в настоящее время и привлекают все большее число исследователей. Известны работы по изучению специфики идиостилей отдельных поэтов (это работы Л. В. Зубовой, В. П. Григорьева, Н. А. Кожевниковой, Н. К. Соколовой, Л. Д. Бугаевой, Н. С. Болотновой, И. А. Тарасовой, М. А. Бабуриной, Е. А. Гутиной и др.). Несмотря на то, что значительное число работ посвящено исследованию способов языковой репрезентации эмоций (в частности любви), источником материала для авторов чаще становятся словарные данные, фразеологизмы, паремии, данные различных опросов и экспериментов, а из художественных текстов чаще выбираются прозаические. Таким образом, методика анализа поэтических текстов недостаточно разработана, и это направление нашего исследования можно считать актуальным, особенно учитывая тот факт, что чаще анализировались поэтические тексты одного поэта, а в комплексном рассмотрении написанных работ немного.

Тексты русской поэзии являются языковым воплощением любовного чувства, направленного от мужчины к женщине или наоборот. Кроме того, поэзия отличается своей высокой степенью художественности. Тема любви является основной в русской лирике. Поэтому через призму любовных отношений в работе рассматриваются доминантные концепты русской языковой картины мира XIX века.

Научная новизна исследования заключается:

1) в комплексном лингвистическом анализе языковой картины мира русских поэтов, отраженной в интимной лирике XIX века;

2) в выявлении доминантных концептов, характеризующих чувства влюбленного человека;

3) в выделении и классификации смысловых планов русской интимной лирики XIX века.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ языковой картины мира интимной лирики русских поэтов XIX века, характеристика тропеической системы и рассмотрение функционирования культурных концептов посредством анализа наиболее значимых из них, нашедших вербальное выражение в поэзии данного периода.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- интерпретации современного подхода к таким понятиям русистики, как «языковая картина мира», «концепт» с позиций лингвистического антропоцентризма;

- определения сущности поэтического дискурса как лингвокультуро-логической категории;

- выявления доминантных концептов языковой картины мира русских поэтов XIX века посредством анализа стихотворений;

- выделения характерных черт выявленных концептов в русской языковой картине мира;

- описания языковых средств, с помощью которых они реализуются в идиолекте поэтов.

Объект исследования – семантика единиц разных уровней языка и речи (слов, фразеологизмов русских поэтических текстов XIX века, фрагментов стихотворений), отмеченных общим смыслом «любовь женщины и мужчины» в разных аспектах.

Актуальность выбора в качестве объекта исследования именно поэзии обусловлена необходимостью изучения структуры языка с учетом культурного, национального своеобразия на основе антропоцентрического и системно-структурного подходов.

Предмет исследования – фрагменты русской языковой картины мира, а именно концепты, входящие в структуру поэтического текста анализируемого периода и характеризующие чувства влюбленного человека, а также система тропеических средств.

Мы исходим из гипотезы, что языковая картина мира интимной лирики XIX века есть отражение особого мировоззрения влюбленного человека и выражается ментальными концептами, являющимися базовыми для любого исторического периода.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Языковая картина мира складывается из специфических, характерных для данного языка базовых концептов, стереотипов языкового и культурного сознания. Анализ поэтического дискурса на основе русской интимной лирики XIX века проводится с целью раскрытия ментальности русского народа, а также выявления доминантных концептов, отражающих чувства влюбленного человека.

2. Языковая картина мира русской интимной лирики XIX века формируется в сознании читателя с помощью смысловых планов: отражение принципов антропоцентризма и антропоморфизма, концепты, связанные с творчеством влюбленного человека, эмоциональные концепты, внешность влюбленных, сфера общения влюбленных, способы номинации возлюбленной, концепты атрибутов и концепты окружения влюбленных, осознание влюбленным собственного «Я», символические концепты и афористичность интимной лирики.

3. Смысловые планы русской интимной лирики XIX века являются сложными по своему составу и различными по объему и значимости. Ведущую роль в контексте рассматриваемого русского поэтического дискурса играет смысловой план «Концепты, выражающие эмоции и чувства влюбленного человека», в котором наиболее ярко представлено осмысление любви как разнопланового чувства.

4. Наиболее яркими и важными для постижения русской языковой картины мира являются эмоциональные концепты: любовь, страсть, счастье, радость, наслаждение, мечты, покой, тишина, умиротворение, желание, раскаяние, упреки, досада, жалость, тоска, грусть, печаль, мучения, раны, страдания, слезы, внимание, воспоминание, память, сон, ревность, воображение, судьба, разлука, надежда, душа, думы, ум, сердце.

5. Концепт «любовь» занимает центрально место в творчестве русских поэтов XIX века, в состав которого входят как индивидуально-авторские образы: любовь – лень, любовь – свинец, так и традиционные художественные образы: любовь – жизнь, любовь – дар, любовь – свет.

6. Тропеическая система языковой картины мира русской интимной лирики XIX века отражает разветвленную систему представлений и ассоциативных связей, упорядоченную в соответствии с художественными мировоззрениями поэтов рассматриваемого литературного периода.

7. Базовые концепты языка русской интимной лирики XIX века систематизируют отношение семантической динамики русского поэтического языка XIX века. Основными стилистическими приемами и средствами выражения в поэтических текстах интимной лирики являются метафора, символ, фразеологическая сочетаемость, которые способствуют высвечиванию этих доминантных концептов.

Методологическая основа диссертации определяется системным филологическим характером работы и базируется на основных положениях науки о языке. Основу работы составили труды по изучению языковой картины мира Ю. С. Караулова, Ю. Д. Апресяна, И. А. Стернина, Н. Ю. Шве-довой, по концептологии Д. С. Лихачева, Ю. С. Степанова, Н. Д. Арутюно-вой, Ю. Е. Прохорова, В. В. Красных, по лингвокультурологии В. В. Во-робьева, В. А. Масловой. В нашем исследовании мы опирались на методологические принципы понимания языка как культурно-исторической среды, на концепцию разграничения языка и речи, на соотношение рационального и эмоционального в мышлении, а также взаимосвязь эмоций и языковой картины мира.

В качестве источника материала для предпринятого нами исследования была выбрана русская интимная лирика XIX века, поскольку тексты ее авторов, классиков русской литературы, известны большинству носителей русского языка и являются хрестоматийными, прецедентными для русской культуры. Основным объектом изображения является внутренний мир влюбленного человека, и это делает поэзию уникально богатым материалом для исследования тех или иных аспектов внутренней жизни человека. В диссертации рассматриваются стихотворения следующих авторов: В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, В. К. Кю-хельбекера, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига, Д. В. Веневитинова, Н. М. Языкова, А. С. Хомякова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Щербины, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Григорьева, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарева, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, М. Л. Михайлова, С. Я. Надсона, К. М. Фофанова.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается опорой на обширный фактический материал (в работе проведен анализ поэтических текстов интимной лирики 23 авторов XIX века и собрана картотека, содержащая более 1000 примеров).

Специфика исследования предполагает использование различных методов анализа материала. Основными в данной работе являются метод лингвистического описания, сопоставительный анализ и комплексный анализ текста, который применялся при непосредственном наблюдении над текстами, где нашли свое отражение ключевые концепты интимной лирики, а также при отборе, анализе, систематизации фактического материала в аспекте поставленных задач. В данном исследовании мы опираемся на ряд конкретных приемов анализа языкового и речевого материала, среди которых прием тематической и функциональной группировок фактов языка и речи, синтагматического и парадигматического анализа, прием обобщения, приемы прагмастилистического анализа художественного текста, лексикографический метод, в необходимых случаях дается лингвокультурологический комментарий материала.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке и анализе языкового тезауруса картины мира, глубоком рассмотрении понятий «концепт» и «языковая картина мира», выявлении специфических сем в языковой системе стихотворений интимной лирики, расширении представлений о языковых личностях русских поэтов XIX века через анализ языка их произведений.

Практической значимостью работы является то, что результаты и методика исследования могут служить базой для дальнейшего изучения русской языковой картины мира, анализа номинативной и метафорической систем русского языка. Выводы и конкретный лингвистический материал дополняют существующую теорию концептологии и являются базой для дальнейшего изучения теории концепта в лингвистике. Кроме того, материал диссертации можно использовать в вузовских курсах по современному русскому языку, лингвокультурологии, в курсах по русской поэзии XIX века, когнитивной лингвистике, в спецкурсах по семантике. Некоторые положения могут быть применены в курсе литературы, в частности в процессе анализа художественного произведения.

Апробация работы. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, освещались на конференциях: Ежегодной Всероссийской научной конференции учащихся, студентов и молодых ученых «Научное творчество XXI века» (Красноярск, 2009), Международных научно-практических конференциях «Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе» (Пенза, 2009) и «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа» (Пенза, 2010).

Цели и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе : на материале русской интимной лирики XIX века