Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Речевые приемы создания образов деятелей русской культуры в "Воспоминаниях" И.А. Бунина Ли, Наталья Ирсеновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли, Наталья Ирсеновна. Речевые приемы создания образов деятелей русской культуры в "Воспоминаниях" И.А. Бунина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ли Наталья Ирсеновна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2012.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/792

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено выявлению речевых приёмов оптимизации значений языковых средств, участвующих в создании портретных образов в «Воспоминаниях» И.А. Бунина. Это произведение представляет галерею персонажей, значимых для русской культуры: Л. Толстой, А. Чехов, Ф. Шаляпин, А. Куприн, С. Есенин, М. Горький, В. Маяковский и др. - в неоднозначном восприятии и представлении признанного классика русской литературы, такого мастера слова, как И.А.Бунин. Обращение к названному произведению с указанной целью обусловлено рядом причин.

Во-первых, оно обладает значительным историко-культурным потенциалом, являясь частью русского культурного пространства, сведения о котором входят в коммуникативную компетенцию носителей русского языка и изучающих его как иностранный. Во-вторых, в текстах, содержащих неповторимые образные характеристики выдающихся людей, ярко представлены индивидуальные черты творчества и мировидения самого И.А.Бунина как особой языковой личности. Включаясь в общую систему смыслов анализируемых текстов, задаваемых авторскими интенциями, образы деятелей русской культуры приобретают целый ряд черт, выходящих за стереотипные представления. Они вызывают интерес с точки зрения того, как воздействие эпохи - периода рубежа веков, пред- и послереволюционного состояния страны - породило обострение сущностных черт в характерах людей, стоявших у основ социокультурных преобразований, и запечатлелось в сознании и творчестве И.А. Бунина в виде резких оценочных суждений и размежевания двух типов личностей: положительных и отрицательных. И в-третьих, материал исследования может позволить выявить приемы оптимизации значений языковых средств в их функциональной направленности в различных типовых контекстах, задающих определённые жанровые нормы повествования, которые

трансформируются речевыми приёмами автора, реализующими его стратегические и тактические установки.

Следует отметить, что само понятие «прием», употребляемое при обозначении родового понятия «по отношению к тропам, фигурам» (Копнина 2009: 103) и другим средствам выражения прагматического смысла, в современной теории текста не имеет четкого терминологического определения. В самом общем виде оно обозначено в «Русском семантическом словаре...»1, а также в (Галиб 1994: 127) как «прием, не обладающий выраженными конструктивными чертами» (Копнина 2009: 103). В данной работе мы исходим из того, что использованные в тексте И.А.Бунина речевые приемы формирования образа персонажа в совокупности представляют собой иерархическое образование, восходящее к приему композиционной организации текста, отражающему процесс поэтапного восприятия образа портретируемого персонажа. Каждый речевой прием, соотносясь с определенной ситуацией представления человека и функционирующий в пределах текстового компонента (типового контекста), имеет установочную доминанту (отражение опосредованного/ непосредственного восприятия и т.д.), которая по принципу «кольцевой причинности» (Петренко 2011: 79) приобретает контекстуальные значения, воздействуя на смысловую ткань целого текста.

Обращение к типовым ситуациям портретного описания, выделяемым на основе экспликации речевых реализаций языковых единиц, заданных интенцией говорящего, позволяет внести вклад в разработку типологии текстов, необходимость создания которой существует в современной лингвистической науке и отмечается ведущими учеными (Лотман 2002; Филиппов 2003; Валгина 2003; Автономова 2009; Живов 2011 и др.).

На фоне современной лингвистики, сфокусированной на субъекте с его речевым, когнитивным и коммуникативным потенциалом, становится

' Прием - избранный, отработанный способ в осуществлении чего-нибудь // Прием // Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; Под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 1998 -. С. 201

очевидной актуальность настоящего исследования, которая состоит в представлении в нем классических речевых образцов, извлекаемых из текстов значимой историко-культурной тематики (русская персоносфера), что доказывает их объективное существование и возможность использования при обучении культуре речи носителей языка и порождению связной речи в аспекте РКИ.

Объект исследования представляют ситуации - типовые функционально-смысловые компоненты текстов в «Воспоминаниях» И.А.Бунина, содержащие характеристики образов деятелей русской культуры и соотносимые с реальными ситуациями представления человека.

Предметом исследования являются лексико-тематические группы, участвующие в формировании портретных характеристик и обнаруживающие системность по отношению к композиционной структуре текста.

Цель данной работы - выявление языковых особенностей типовых компонентов текста, участвующих в создании образов персонажей и установление соотношения между речевыми составляющими жанровых форм литературного портрета и их индивидуально-авторской реализацией.

На основе поставленной цели с учетом специфики анализируемого материала в диссертации решаются следующие задачи:

  1. выделение единиц анализа в тексте И.А.Бунина - компонентов текста, представляющих прототипические ситуации представления образа персонажа;

  2. установление семантико-стилистических особенностей выделенных единиц текста путём анализа, базирующегося на наблюдении за художественно-образной конкретизацией (М.Н. Кожина) как приёмом, формирующим речевые значения языковых средств;

  3. выявление типовых связей и отношений между единицами текста, участвующих в создании повествовательного, сюжетно-композиционного плана;

  1. рассмотрение и описание культурной составляющей прецедентных имён деятелей культуры, проводимое с помощью когнитивно-ассоциативного анализа;

  2. систематизация речевых приемов представления образов деятелей культуры в «Воспоминаниях» И.А.Бунина.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что языковое наполнение текста, описывающего персонажа, реализует содержательную ценность в структуре целого текста при возможности выделения в нём типовых контекстов, обладающих устойчивыми тематико-речевыми характеристиками, выявление и описание которых может лечь в основу обучения пониманию художественного текста с опорой на речевую семантику языковых единиц, а также принципам построения связной речи.

Новизна исследования состоит в обращении к лингвистической стороне персонажного представления в тексте, экспликации закономерностей речевых реализаций языковых единиц внутри типовых контекстов, формирующих образ персонажа, что становится предметом выявления и описания в работе.

Поставленные нами задачи решаются при помощи следующих методов: метод непосредственного контекстного наблюдения; классификационный, описательный методы; метод семантико-стилистического и сопоставительного анализа.

Материалом нашего исследования послужил цикл литературных портретов И. А. Бунина «Воспоминания», посвященный характеристике крупных деятелей культуры начала XX века.

Теоретической основой исследования являются работы по стилистике художественного текста (В.В.Виноградов, М.Н.Кожина, Н.С. Валгина, И.В.Арнольд), функциональному подходу в лингвистике «от значения к форме» (А.В.Бондарко, Н. Д. Арутюнова, А.Мустайоки, Г.А.Золотова и др.), исследования по теории художественного образа и образа-персонажа (М.М.Бахтин, Л.Я.Гинзбург, Л.А.Юркина, Э.Я.Фесенко, Г.А.Голицын, Н.Н.Пелевина, Н.Г.Наумова и др.); филологические и лингвистические труды,

посвященные творчеству И.А.Бунина (84 том «Литературного наследства» в двух частях, Ю. Мальцев, И.П. Карпов, О.В. Сливицкая; К.А. Рогова, И.М. Вознесенская, Д.В.Колесова, О.В.Хорохордина); исследования в области композиционного анализа художественного текста (Г.А. Золотова, Б.М. Успенский, В.В.Виноградов и др.); работы по специфике мемуарного жанра (B.C. Барахов, И.О. Шайтанов, Н.А.Николина, Т.Г.Симонова, Л.Я. Мачковская, М.Г. Уртминцева).

Теоретическая значимость работы заключается в разработке метода анализа речевых приемов создания образа персонажа в мемуарном тексте, который позволил выявить характерные языковые особенности и принципы речевых преобразований их значений в границах тематико-композиционных компонентов такого текста, что вносит определённый вклад в разработку теории типологии контекстов, определяющих «речевое поведение» языковых средств.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в курсах по стилистике, лингвокультурологии и культуре речи, на практических занятиях по анализу художественного текста. Выявленные модели представления персонажа с их конкретным языковым наполнением в рамках типовых контекстов также могут использоваться при обучении речевому воплощению коммуникативной интенции, направленной на описание человека.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Речевая организация «Воспоминаний» И.А.Бунина предопределена жанровой спецификой литературного портрета, а также индивидуальными и социальными характеристиками личности автора, базовыми содержательными категориями памяти и времени, определяющими идиостиль писателя.

  2. Образ персонажа в художественном тексте имеет структуру, основанную на объективной характеристике психофизиологических свойств человека и

представленную в виде совокупности типовых контекстов портретного представления.

  1. Структура образа персонажа находит речевое воплощение в композиционной организации «Воспоминаний» - в последовательности компонентов, составляющих повествовательный стержень и соотносимых с действительностью на уровне типовых ситуации описания человека, а также в системе средств художественно-образной речевой конкретизации, представляющих различные фрагменты действительности: реальный, ментальный (внутренний) и ирреальный миры.

  2. Представление деятелей культуры в «Воспоминаниях» И.А.Бунина направлено на концептуализацию образов портретируемых, которая обеспечивается комплексом речевых приемов, оформляющих определенную ситуацию в тексте.

Основные положения исследования отражены в 3 публикациях по теме и обсуждались на аспирантских семинарах СПбГУ, научном лексикографическом семинаре, посвященном творческой деятельности В.В.Виноградова, Смоленск (2008).

Структура работы: диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Речевые приемы создания образов деятелей русской культуры в "Воспоминаниях" И.А. Бунина