Введение к работе
Настоящая диссертационная работа выполнена в русле Кемеровской школы концептуальных исследований и посвящена выявлению особенностей концептуализации любви в произведениях классиков русской литературы XIX века А. С. Пушкина и М. 10. Лермонтова.
Сфера научных интересов современных лингвистов-когнитологов весьма разнообразна. Развитие когнитивной науки привело к пониманию необходимости анализа отдельных фрагментов действительности - концептов. В задачи лингвистики стало входить как изучение когнитивных структур, так и разработка методик описания, концептов. В настоящее время исследовательский интерес чаще направлен на рассмотрение признаковой природы эмотивных концептов, имеющих непосредственное отношение к внутреннему миру личности, таких как любовь (Воркачев 2003, 2007), страсть (Валиулина 2006), восторг (Заворина, 2010), страдание (Безруков 2007), счастье (Воркачев 2004), гнев (Ахмерова 2011), скука (Сороченко 2003). Немало трудов посвящено сравнительно-сопоставительному анализу концептов-чувств и концептов-эмоций; в их числе исследования любви и ненависти (Балашова 2004, Евдокимова 2011), любви и счастья (Воркачев 2003), счастья и несчастья (Русакова 2007), счастья и блаженства (Михайленко 2006).
Объектом анализа выступает ключевой культурный концепт любовь. «Ключевые концепты культуры занимают важное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование считается чрезвычайно актуальной проблемой» (Бушакова, Буянова 2005: 105). Материалом исследования послужили выявленные в картинах мира поэтов конструкции с лексемами любовь, любить и с производными от данных лексем словами любимый, любовный, любящий и т.д. В процессе работы было найдено и проанализировано 1232 таких конструкций. Общее количество примеров в произведениях А. С. Пушкина составило 582, в произведениях М. Ю. Лермонтова - 650.
Предметом анализа является вербальное воплощение концепта любовь в художественных текстах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: способы и средства, объективирующие признаки концепта (лексемы различной частеречной принадлежности, синтаксические конструкции, фразеологические обороты, метафора, метонимия, синонимы).
Цель диссертационного сочинения состоит в выявлении особенностей концептуализации любви в идиостилях поэтов путем проведения сравнительно-сопоставительного анализа концептуальных структур. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
анализ групп признаков, формирующих структуры концепта любовь: мотивирующих, понятийных, индивидуально-авторских понятийных, образных, ценностно-оценочных, символических;
-
определение общекультурного и собственно-авторского смыслового содержания имени концепта;
-
описание сценариев исследуемого концепта;
-
рассмотрение возможных способов вербального представления концепта любовь в произведениях поэтов;
5) построение сводных таблиц, отражающих частотность проявления концептуальных признаков в художественных текстах авторов.
Концепт любовь нередко является объектом исследований начинающих лингвистов, а также современных российских ученых, в частности С. Г. Ворка-чева, работы которого «Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье» (русско-английские параллели)» и «Любовь как лин-гвокультурный концепт» широко известны. Любовь уже описывалась в ряде кандидатских диссертаций (Буянова 2003, Вильмс 1997, Иванова 2006, Кака-бадзе 1986, Каштанова 1997, Широкова 2006), монографий (Воркачев 2003, 2007, Макарова 2001, Шевченко 1998, Яновская 1998) и статей (Колесов 1987, Кузнецова 1998, Макарова 2004, Новоставская 2003, Пименов 2006, Рыжков 2004, Сергеева 1996). Тем не менее, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных анализу концепта любовь, данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в современную когнитивную науку. Актуальность его обусловлена возросшим вниманием лингвистов к изучению специфики идиостилей отдельных писателей, в особенности, классиков русской литературы, осмыслением ключевого концепта любовь в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В сравнительно-сопоставительном аспекте на материале текстов двух выдающихся авторов литературы XIX века подобные исследования ранее не проводились. Предполагается, что результаты диссертационного сочинения могут дополнить уже существующие труды по когнитивной лингвистике новыми сведениями.
Теоретическую базу работы составили фундаментальные языковедческие труды, посвященные актуальным проблемам ключевых культурных концептов (С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Н. А. Красавский, М. В. Пименова, Г. Г. Слышкин, В. И. Теркулов), вопросам соотношения языковой, концептуальной и авторской картин мира (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, А. Вежбицкая, А. А. Камалова, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, В. А. Маслова, 3. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. С. Степанов, В. Н. Телия), исследованию средств объективации концептов: метафоры, метафорического и метонимического моделирования и др. (Е. А. Пименов, М. В. Пименова, Т. В. Симашко, А. П. Чудинов), изучению внутренней формы слова (труды А. А. Потебни).
Научная новизна работы определяется проведением сравнительно-сопоставительного анализа особенностей концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; интегра-тивным описанием групп признаков исследуемого концепта, в соответствии с методикой, разработанной Кемеровской школой концептуальных исследований во главе с проф. М. В. Пименовой.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эмотивный концепт любовь в идиостилях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова имеет сложные структуры, представленные мотивирующими, понятийными, индивидуально-авторскими понятийными, образными, ценностно-оценочными и символическими признаками. Указанные группы признаков по своему составу в произведениях поэтов совпадают лишь частично.
-
Сложность структур исследуемого концепта объясняется разнообразием используемых авторами способов его языковой объективации: метафоры, метонимии, синонимов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, лексем различной частеречной принадлежности.
-
В произведениях поэтов выявлены индивидуально-авторские особенности концептуализации любви: для А. С. Пушкина наиболее значима группа образных признаков, что подтверждает присущая любовной лирике поэта метафоричность (метафора здесь выступает важнейшим способом объективации концепта); для М. Ю. Лермонтова в большей степени свойственен сценарий, о чем свидетельствует высокая частотность примеров со словами-репрезентантами лексем любовь м любить (любимый, любящий, любовный и т. д.).
-
Анализируемый концепт любовь может быть рассмотрен в двух ракурсах: с одной стороны - это общенациональный ключевой эмотивный концепт, в структуре которого отражены актуальные для большинства носителей языкового сознания понятийные признаки, с другой стороны - данный концепт справедливо можно назвать художественным, так как, помимо общенационального, его содержание наполнено собственно-авторскими смыслами, образами, оценками, ценностями, символикой.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем: на примере произведений творческих языковых личностей проведен комплексный концептуальный анализ ключевого культурного концепта - любви, результаты которого позволили расширить общее культурологическое представление о названном концепте и выявить сто особые дополнительные смыслы, образы, оценки и символы.
Практическая значимость состоит в том, что результаты диссертационного сочинения могут быть использованы при чтении спецкурсов по лингвистике, а также в дальнейших концептуальных исследованиях: при написании курсовых, дипломных работ, словарей концептов, посвященных анализу концептуальных структур в картинах мира других писателей.
Основными методами работы являются: метод контекстуального анализа (анализируются контексты с лексемой любовь и словами, производными от нее); описательный метод, состоящий в обобщении полученных данных; количественный прием статистического метода, позволяющий представить собранный материал в процентном соотношении.
Апробация работы. Основные положения диссертационного сочинения ежегодно представлялись в форме тезисов, статей и докладов на конференциях различного уровня, а также на научных семинарах и на заседаниях кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета. По теме исследования было опубликовано 19 научных работ в городах Кемерово, Новосибирск, Армавир, Горно-Алтайск, Санкт-Петербург, Севастополь, из них 3 публикации в ведущих рецензируемых изданиях в городах Пятигорск, Чита, Челябинск.
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, включающего 154 источника, списка словарей и энциклопедий и их сокращений (24 источ-