Введение к работе
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разностороннего лингвокультурологического описания одной из центральных единиц русской концептосферы - концепта «мастер», выявить его общие, характерные для русской языковой картины мира, и частные признаки в художественных картинах мира таких писателей, как Н.С. Лесков, П.П. Бажов, М.А. Булгаков путем сопоставления картин мира данных авторов с русской языковой картиной мира..
Также актуальность определяется и выбором в качестве объекта изучения концепта «мастер» - одного из базовых концептов в русской языковой картине мира, - который имеет большое значение в русской ментальное и входит в ядро языкового сознания русски?:, однако не получил своего целостного описания в лингвистике.
Предметом изучения являются способы и особенности репрезентации концептуализированного понятия «мастер» на национально-культурном (лексическая и фразеологическая системы, тексты песен и частушек, данные ассоциативного эксперимента) и индивидуально-
авторском (сказы Н.С. Лескова и П.П. Бажова, роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») уровнях.
Материалом исследования послужили 600 фольклорных контекстов, 126 художественных контекстов Н.С. Лескова, 271 художественный контекст П.П. Бажова и 337 художественных контекстов М.А. Булгакова. Также использовались данные толковых словарей, материалы РАС, этимологических, словообразовательного словарей, а также словарей синонимов и сочетаемости слов русского языка.
Цель диссертационной работы заключается в реконструкции, исследовании, структурировании и описании фрагмента картины мира, связанного с понятием «мастер». Моделирование концепта «мастер» с опорой на полевую структуру в национально-культурной и индивидуально-авторской языковых картинах мира, а также сопоставление особенностей концептуализации анализируемого понятия в творчестве трех авторов поможет выявить общее и особенное, коллективное и индивидуальное в авторском концепте.
Поставленная цель достигается путем решения следующих конкретных задач:
-
выделить по данным словарей ядро и приядерную зону концепта «мастер», составляющие его понятийное содержание;
-
определить концептуальные признаки, которые относятся к периферийной зоне концепта «мастер» и репрезентируются в русских фольклорных текстах различных жанров (паремии, песни, частушки);
-
выявить набор концептуальных признаков, релевантных для современного носителя наивного сознания и составляющих ассоциативно-фоновое содержание концепта «мастер»;
-
смоделировать концептуальное поле «мастер», описать его структуру и особенносги организации в общеязыковой и индивидуально-авторских картинах мира Н.С. Лескова, П.П. Бажова, М.А. Булгакова;
5) сопоставить смоделированные фрагменты индивидуально-
авторских картин мира Н.С. Лескова, П.П. Бажова, М.А. Булгакова, вы
делить в них общее и индивидуальное, коллективное и авторское.
В работе применялась совокупность методов и исследовательских приемов: диахронический и синхронический анализ, метод интроспекции, описательный, метод компонентного анализа и интерпретации, я также сопоставительный метод. Ведущим является метод кон-цептологического анализа, реализации которого способствуют приёмы компонентного анализа лексических единиц, описание их парадигматических и синтагматических связей, семантический анализ словарных дефиниций и контекстуальный анализ. В работе применены также метод моделирования, предполагающий представление содержания концептуализированного понятия «мастер» в виде полевой структуры, и
метод свободного ассоциативного эксперимента, позволяющий увидеть изменения в концептуализации понятия «мастер» на протяжении последних десятилетий.
Научная новизна исследования определена его целью, поставленными задачами и заключается в следующем:
-
концепт «мастер» впервые изучен как фрагмент общеязыковой и индивидуально-авторских картин мира Н.С. Лескова, П.П. Бажова, М.А. Булгакова, выявлена специфика его репрезентации в языке и художественных текстах;
-
диссертационная работа представляет собой первый опыт комплексного лингвистического анализа языковых средств, репрезентирующих концепт «мастер» в лексической системе русского языка, фразеологии (идиомах и паремиях), текстах народных песен, частушек и произведений Н.С. Лескова, П.П. Бажова, М.А. Булгакова;
-
концепт «мастер» впервые изучен с применением доработанного метода комплексного анализа, содержащего как описательные, так и сопоставительные этапы исследования;
4) осуществлено моделирование полевой структуры концепта
«мастер» в художественных картинах мира Н.С. Лескова, П.П. Бажова,
М.А. Булгакова.
Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования выводов и результатов диссертационного исследования в теоретических трудах по лингвокультурологии, лексической семантике, когнитивной лингвистике для уточнения особенностей языковых единиц, вербализующих концепт МАСТЕР в лексикографических источниках, фольклорных и художественных текстах; в развитии методики сопоставления индивидуально-авторских и национально-культурных концептуализации; в уточнении полевой структуры концепта, в выявлении зон, в направлении которых от центра к периферии уменьшается степень стандартизации средств вербализации данного концепта, а также зон пересечения индивидуально-авторских разновидностей концепта; в дальнейшем изучении пересекающихся концептов, что даст возможность выявления ядерных и периферийных национально-специфических смыслов.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения её материалов в теоретическом и практическом курсе русской лексикологии, лингвистического анализа художественного текста, спецкурсах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, а также в ходе обучения русскому языку как иностранному. На результаты исследования можно опираться при анализе других концептов, составляющих суперконцепт «человек» или с ним соотносимых, при изучении языка фольклора, художественного текста, индивидуально-авторских картин мира Н.С. Лескова и П.П. Бажова, М.А. Булгакова.
Достижение поставленной цели и решение перечисленных задач позволили вынести на защиту следующие основные положения:
-
Концептуализация — появление у единиц различного уровня от слова до текста с его категориальными признаками семантических приращений — объективных, развивающих значения слова, представленного в словаре, и субъективных, ассоциативно связанных с объективными приращениями, в микро- и макроконтекстах. В сложной многоуровневой структуре концепта «мастер» находят отражение фольклорные представления, прямой, ассоциативный и метафорический уровни ми-ровидения. Основными лексическими репрезентантами концепта «мастер» являются слова мастер и художник, причем на синхроническом уровне мастер - более объемное семантическое образование. Именно оно является именем концепта.
-
Концепт «мастер» представляет собой континуум, при изучении подвергающийся дискретированию. В структуре концепта «мастер» выделяется ядро, ириядерная зона, ближняя и дальняя периферия. Границы меидау перечисленными дискретированными составляющими диф-фузны и не вполне очерчены, область дальней периферии открыта и принципиально не может быть ограничена каким-либо конечным числом контекстов или смысловых групп. Само же дискретирование концепта «мастер» в полевом аспекте, а также разграничение и наполняемость отдельных областей концептуального поля весьма условны и неоднозначны.
-
Лексическая и фразеологическая репрезентация, а также словообразовательные возможности, особенности функционирования в фольклорных текстах, ассоциативные связи составляют основу национально-культурной специфики представления концепта «мастер», являющегося амбивалентным (двуоценочным), с существенным преобладанием положительной оценки. В его-смысловой структуре актуализируются признаки: «умелый, искусный», «квалифицированный»: ремесленник, работник, специалист, учитель и др., оппозиции «свой - чужой», «мастер - немастер» и др.
Концепт динамически развивается, и в языковом сознании современников образ мастера все чаще ассоциируется с человеком, достигающим успехов в интеллектуальной деятельности, а это все больше отодвигает на задний план первоначальное представление о мастере как умелом, искусном работнике, человеке с умелыми руками.
4. Анализ художественного текста позволяет определить объем кон
цепта на индивидуально-авторском языковом уровне. Специфика инди
видуально-авторских концептов «мастер» Н.С. Лескова, П.ТТ. Бажова,
М.А. Булгакова заключается не только в уникальных смысловых прира
щениях, но и в наличии в их смысловой структуре национально-
культурных (универсальных, коллективных) черт, которые в художественных текстах авторов особым образом трансформируются и переосмысливаются. В художественных картинах мира Н.С. Лескова, П.П. Бажова, М.А. Булгакова совмещаются национально-культурные, общехудожественные и индивидуально-авторские особенности концептуализации.
5. В художественных картинах мира Н.С. Лескова, П.П. Бажова, М.А. Булгакова наблюдается трансформация ядерных признаков концепта «мастер»: «умелец, искусник» —> «художник, творческая личность»; доминируют метафорические смыслы: «изгнанник, странник, безумец, некрасавец, патриот, верующий человек; тайна, испытание, одиночество физическое /душевное, состязание»; одним из основных признаков концепта «мастер», релевантным для художественного сознания этих авторов, является концептуализация «испытание».
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на 1 и 2 Международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и речи» а Кубанском государственном университете (2007, 2009), 15 юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» в Кубанском государственном технологическом университете (2009), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы интерпретации художественного текста» в Кубанском государственном технологическом университете (2010), Всероссийской научной конференции «Исследовательские парадигмы в современной лингвистике» в Кубанском государственном университете (2010).
Содержание диссертации отражено в 9 публикациях, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ для опубликования результатов кандидатских диссертаций.
Объективность и достоверность полученных выводов обеспечивается большим объемом проанализированного материала, применением комплексной методики его анализа, использованием последних достижений лингвистики и смежных с ней дисциплин, исследованием фактического языкового материала из авторитетных словарей.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы, списка использованных словарей и справочников, списка фольклорных и художественных источников. Основной текст диссертации сопрово;кдается таблицами. Общий объем диссертации - 229 страниц.