Введение к работе
Исследование механизма языкового воплощения реалий действительности в поэтическом тексте с точки зрения индивидуально-авторского восприятия мира является актуальным направлением современной лингвистической науки. Поэтическая модель мира, созданная художниками слова, многообразна и обладает рядом универсальных черт, выявляющих особенности национального менталитета и культуры, индивидуально-авторских способов интерпретации образов окружающей действительности в текстовом пространстве. Образ как результат отражения внешнего мира в языке неоднократно подтверждал свою продуктивность при описании специфики идиостиля, поскольку являет собой образование, аккумулирующее разнообразные признаки явлений, фрагментов окружающей действительности во всей полноте наглядно-чувственного восприятия, преломляющегося в художественном сознании.
Актуальность работы определяется ее связью с современными тенденциями в развитии лингвистических исследований, осмыслением одного из значимых фрагментов русской языковой картины мира, выявлением корпуса единиц, номинирующих космическое пространство в поэтических текстах авторов различных литературных направлений (импрессионизма, символизма, акмеизма), позволяющих представить объективный образ космоса в поэзии начала ХХ века. Космонимы неоднократно подвергались анализу в лингвистических исследованиях, однако описание космической лексики, как правило, носило фрагментарный характер и не охватывало определенного периода развития поэтического языка.
Объектом исследования являются номинации, репрезентирующие образ космоса в поэтическом мире К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева.
Предметом исследования являются структурно-семантические и функциональные особенности единиц, номинирующих космическое пространство в языке поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном лингвистическом исследовании и системном описании образа космоса в лирике поэтов различных литературных направлений одного временного периода (К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). В работе новым является ориентация на изучение космического пространства с позиции художественного образа, отражающего наглядно-чувственное восприятие космоса, как первого этапа познания. Предлагаемый подход получил дальнейшее воплощение в исследовании системы образных средств, отражающих космическое пространство в лирических текстах поэтов начала ХХ века с учетом народных традиций в изображении космоса, трансформирующихся в авторском сознании. В работе установлена динамика функционирования космических наименований на протяжении всего творчества исследуемых авторов. Анализ художественных произведений поэтов, принадлежащих к различным литературным направлениям начала ХХ века (И. Анненский, А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилев, И Северянин, Ф. Сологуб, В. Хлебников, Н. Ходасевич, М. Цветаева), позволил определить круг авторов, в творчестве которых отразились общие тенденции использования номинаций космоса, а также высокая частотность в текстах исследуемых поэтов.
Цель исследования состоит в комплексном описании прямых и образных наименований космоса с позиций их структурно-семантического и функционального своеобразия в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева.
Поставленная цель исследования определила следующие задачи:
-
Определить состав тематических групп, репрезентирующих образ космоса в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева, с учетом культурологической специфики.
-
Выявить и описать особенности первичных (наглядно-чувственных) космических образов в лирических произведениях К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева.
-
Исследовать развитие образных значений космических наименований в поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева.
-
Проследить тенденции предпочтения космических номинаций в разные периоды творчества исследуемых авторов.
В работе были использованы следующие методы и приемы исследования: описательный метод, фрагменты полевого подхода, элементы компонентного анализа, приемы квантитативного анализа, контекстуальный анализ.
Методологической базой настоящего исследования стали работы:
– по теории образа: Р.А. Будагова, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Н.А. Илюхиной, Б.А. Ларина;
– по теории семантического поля: Л.М. Васильева, Ю.Н. Караулова, И.А. Стернина, И. Трира, Г.С. Щура;
– по теории образных средств: Н.Д. Арутюновой, Н.И. Бахмутовой, В.П. Григорьева, В.П. Москвина, Е.А. Некрасовой, Н.А. Тураниной, В.К. Харченко, М.И. Черемисиной.
Материалом исследования послужили номинации (82 наименования / 3670 словоупотреблений), извлеченные методом сплошной выборки из поэтических текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева. Для сопоставительного анализа в ряде случаев привлекались произведения других авторов первой половины ХХ века (А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского).
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Образ космоса является важным фрагментом русской национальной картины мира, получившим отражение в системе поэтических ориентиров, культурных установок, определенном способе концептуализации действительности в поэзии. Лексика, номинирующая образ космоса в языке поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева, передает взаимосвязь традиционного (народного) и поэтического (индивидуально-авторского) восприятия космического пространства.
-
Репрезентанты образа космоса в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева представлены широким спектром единиц в прямом и переносном значении, связанных семантическим единством, структурными отношениями и объединенных в три тематические группы: «Общие обозначения космического пространства», «Небесные тела», «Небесная сфера».
-
Прямое номинирование космического пространства, составляющее 59% от общего количества единиц, представлено первичными образами космоса, возникающими в результате восприятия органами чувств. Наглядно-чувственные космические образы в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева лежат в основе прагматического компонента, представленного эмоциональной и эстетической оценкой космического пространства.
-
Вторичные космические образы, функционирующие в составе тропов и составляющие 41% от общего количества наименований, воспроизводят особое видение космоса, позволяющее выявить индивидуально-авторскую специфику образа космического пространства, обусловленную мировоззренческими взглядами К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева. Частотность функционирования космических образов в составе тропов исследуемого периода свидетельствует об их значимости, как для поэтического мира каждого автора, так и для русской поэтической картины мира в целом.
-
В поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева прослеживается динамика использования космических наименований в разные периоды творчества. Космическая лексика доминирует в ранней поэзии исследуемых авторов, но в текстах каждого из них отмечается своя специфика употребления космических единиц в раннем и позднем творчестве. В лирике К. Бальмонта и М. Волошина наименования всех тематических групп преобладают в ранних произведениях (К. Бальмонт: раннее творчество – 92%, позднее творчество – 8%; М. Волошин: раннее творчество – 71%, позднее творчество – 29%). В поэзии В. Брюсова и Н. Гумилева космические лексемы превалируют в поздней лирике (В. Брюсов – раннее творчество – 47%, позднее творчество – 53%; Н. Гумилев – раннее творчество – 46%, позднее творчество – 54%)
Теоретическая значимость работы состоит в разработке методики описания целостного образа космоса с учетом прямых и образных употреблений номинаций космического пространства как компонента поэтической картины мира.
Практическая значимость. Предлагаемый в исследовании подход при анализе образа космоса может применяться при описании других образов окружающей действительности в художественном тексте. Материалы, наблюдения, сделанные в работе, работы могут найти применение при чтении курсов «Лингвистический анализ художественного текста», «Стилистика», при разработке спецкурсов, посвященных изучению языка поэзии ХХ века, а также при подготовке лексикографических изданий.
Апробация работы. Основные результаты диссертации излагались в докладах на международных научных конференциях «Актуальные проблемы функционирования и развития лексики славянских языков» (Мозырь, 2004), «Грамматические категории и единицы: синтагматический аспект» (Владимир, 2005), «Жизнь провинции как феномен духовности» (Нижний Новгород, 2005), «PH.D. THESIS 2009» (Ялта, 2009), «Русский язык и литература в Украине: проблемы изучения и преподавания» (Горловка, 2009), «Научное наследие А.А. Потебни в контексте развития европейской филологической мысли IX – XXI вв.» (Харьков, 2010), «Шестые международные кирилло-мефодиевские научно-педагогические чтения» (Армавир, 2010), «Фразеология, познание и культура» (Белгород, 2010), «Языковые измерения: пространство, время, концепт» (Москва, 2010); на Всероссийской конференции «IХ литературно-педагогические Лихановские чтения» (Белгород, 2009); на региональных научно-практических конференциях «Слово в контексте народной культуры» (Белгород, 2005), «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Архангельск, 2009).
По теме диссертационного исследования опубликовано 16 работ, в том числе три в журналах по списку изданий, входящих в перечень ВАК, монография (в соавторстве), статья в зарубежном издании.
Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка сокращений, Списка использованной литературы, Списка словарей, Списка источников.