Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интонационно-звуковая организация радиорекламы Стрельникова Елена Сергеевна

Интонационно-звуковая организация радиорекламы
<
Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы Интонационно-звуковая организация радиорекламы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стрельникова Елена Сергеевна. Интонационно-звуковая организация радиорекламы : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Волгоград, 2006 151 с. РГБ ОД, 61:06-10/1451

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕКЛАМЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10

Вводные замечания 10

1.1 Реклама как объект изучения в современной научной литературе 10

1.2 Выводы по главе 29

ГЛАВА 2. ИНТОНАЦИОННО-ЗВУКОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЗВУЧАЩЕГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА 31

Вводные замечания 31

2.1 Единицы сегментного уровня и их стилистические возможности 33

2.1.1 Методика анализа длительности как акустического компонента 36

2.1.2 Темпоральная организация слова в звучащем рекламном тексте 40

2.1.2.1 Длительность гласных в ударных слогах неконечного слова 40

2.1.2.2 Длительность гласных в безударных слогах неконечного слова.. 42

2.1.2.2.1 Длительность гласных в предударных слогах неконечного слова 43

2.1.2.2.2 Длительность гласных в заударных слогах неконечного слова 46

2.1.2.2 Длительность гласных в ударных слогах конечного слова 48

2.1.2.4Длительность гласных в безударных слогах конечного слова.... 49

2.1.2.4.1 Длительность гласных в предударных слогах конечного слова 49

2.1.2.4.2 Длительность гласных заударных слогах конечного слова 50

2.2 Единицы суперсегментного уровня и их стилистические возможности 52

2.2.1 Членение речевого потока в радиорекламе 56

2.2.1.1 Длительность гласных в синтагмах, состоящих из 1 слова... 66

2.2.2 Типы ИК 68

2.2.2.1 Длительность гласных звуков в разных частях синтагмы... 73

2.2.3 Место центра ИК 78

2.2.3.1 Длительность гласных в основных центрах ИК 80

2.2.3.2 Длительность гласных в факультативных центрах ИК 83

2.2.4 Паузы 85

2.2.5 Темп речи 87

2.2.6Интенсивность звучания 89

2.3 Ритм звучащей рекламы 92

2.3.1 Лексические повторы 94

2.3.2 Ритмика фонетического слова в рекламе 96

2.3.3 Интонационные повторы 96

2.4 Выводы по главе 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103

БИБЛИОГРАФИЯ 106

ПРИЛОЖЕНИЯ 133

Введение к работе

По словам современных исследователей, рекламный дискурс, являясь

частью культуры, отражает не только уровень экономического развития

общества, но и задает образцы поведения членов этого общества, влияет на

речевую культуру людей [Кара-Мурза: ]. В связи с этим

і наблюдается возрастающий интерес к изучению рекламы.

Анализ специальной литературы показал, что реклама рассматривается
в семиологическом [Вагонов 1999; Ермакович 2002; Куклина 2003; Пирогова
2001; Пчелинцева 2002; Рекламный текст... 2000; Репьев 2000; Рогозина 2003;
Толкунова 1998; Ученова 2001], прагмасемантическом [Богомолова 2000;
Ильинова 1998; Грилехес 1978; Кочетова 2003; Корнилова 2003; Кухаренок
1996; Любимова 2004; Найденов 2000; Родина 2004], психолингвистическом
аспектах [Домовец 1999; Дудина 2000; Желтухина 2002; Желтухина 2003;
( Золотова 1996; Клушина 2001; Корнилова 2001; Мокшанцев 2000; Морилова

2002; Солошенко 2002; Шентякова 2003], делаются попытки определить место рекламы в системе речевых жанров [Гольдин 1997; Кохтев 1997; Стернин 1998; Скеппхольм 2003; Ученова и др. 2000; Формановская 2003]. Несмотря на существование работ, посвященных лингвистическому изучению рекламы, вопрос о стилистическом статусе рекламы остается неопределенным.

В последние годы решение данной проблемы нашло отражение в фоностилистике, рассматривающей фонетические объекты, процессы и явления с точки зрения их стилистической специфики.

В имеющихся классификациях произносительных стилей русского языка рекламный фоностиль выделяется на основании экстралингвистических факторов [Прохватилова 2002], в то время как комплексное описание акустических параметров звучащей рекламы отсутствует.

I 5

Актуальность данной работы обусловлена отсутствием системного
описания акустических характеристик звучащего рекламного текста,
основанного на изучении звучащих речевых произведений, а также
неразработанностью в современной стилистике и фоностилистике проблем,
касающихся определения статуса рекламного стиля в современном русском
литературном языке, тогда как изучение интонационно-звуковых параметров
} рекламы может дать важные сведения о лингвистических характеристиках

рекламного произносительного стиля и определить место звучащей рекламы в системе функциональных разновидностей современного русского литературного языка.

Объектом исследования являются основные закономерности интонационно-звуковой организации звучащего рекламного текста.

Предметом рассмотрения послужили акустические параметры
звучащей рекламы.
Цель исследования заключается в установлении закономерностей

отбора и функционирования единиц сегментного и суперсегментного уровней речевой организации радиорекламы.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

  1. рассмотреть представленные в специальной литературе подходы к изучению рекламного текста;

  2. выявить особенности сегментных характеристик радиорекламы;

3) установить своеобразие суперсегментных параметров радиорекламы.
Материалом для исследования послужили расшифровки

магнитофонных записей радиорекламы, прозвучавшие на радиостанциях «Европа Плюс», «Новая волна», «Ведо», «Максимум». Количество рекламных роликов - 120. Общее время звучания - 2 часа. В данном диссертационном исследовании анализировались разноуровневые единицы языка, являющиеся конститутивным ядром звучащего рекламного текста. В качестве основной

> 6

единицы наблюдения была избрана синтагма, понимаемая как минимальный
интонационно целостный смысловой отрезок речи. Всего было
проанализировано около 1500 синтагм. Подвергнуто инструментальному
анализу 20 интонограмм. В рамках синтагмы при анализе сегментного уровня
за единицу исследования принималась фонема. Исследовано 85
осциллограмм, проанализировано более 500 случаев реализаций гласных
, фонем в ударной и безударной позициях.

Анализ просодического строя радиорекламы основывался на сформулированном Е.А. Брызгуновой и разделяемом большинством современных исследователей положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом [Брызгунова 1984, Николаева 1977, Труфанова 1983, Иванова-Лукьянова 1990, Прохватилова 1999, Безяева 2002, Чалова 2006]. Изложенные

> выше методологические принципы лежат в основе комплексного подхода к
описанию языкового материала.

Специфика исследования предполагала использование различных методов изучения материала. Рассмотрение акустических параметров радиорекламы потребовало привлечения метода слухового анализа, с помощью которого определялись параметры суперсегментных средств: границы сегментации речевого потока, основные типы интонационных конструкций (ИК), место центра ИК, специфика пауз, изменения скорости и интенсивности звучания. На основе слухового анализа было произведено интонационное транскрибирование текстов радиорекламы.

Кроме того, применялись инструментальные методы исследования. С помощью компьютерных программ AudioRecorder Wav 32 и WinCECIL-2.2 были выведены на экран и сохранены в форме файлов осциллограммы и интонограммы речевого сигнала, проведена фонетическая сегментация потока речи, а также измерение показателей частоты основного тона в герцах (Гц).

Метод стилистического анализа позволил выявить круг маркированных сегментных и суперсегментных единиц, соотношение и взаимодействие которых обусловливает стилистическое своеобразие звучащего рекламного текста.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые

представлено комплексное описание акустических параметров звучащей

і рекламы, в частности, ее темпоральных характеристик; выявлены

специфические особенности и функционально-семантическая

обусловленность интонационно-звуковой организации радиорекламы.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы стилистической дифференциации русской звучащей речи и уточнении стилистического потенциала длительности как акустического компонента речи.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что полученные

результаты могут быть использованы в общих и специальных курсах
фонетики, стилистики, фоностилистики русского литературного языка, в
практике преподавания риторики, а также на занятиях по русскому языку как
иностранному.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования сообщались на ежегодных научных конференциях в Волгоградском государственном университете (2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), на VI и IX Региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (2001 и 2004 гг.), на Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии», Третьей Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2004 г.), Международной научной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2005 г.), Международной интернет-конференции «Актуальные проблемы изучения русской речевой культуры» (2005 г.),

» 8

Международной научной конференции «Риторика в системе коммуникативных дисциплин» (Санкт-Петербург, 2005 г., Москва 2006 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры стилистики и литературного редактирования Волгоградского государственного университета. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Звучащие рекламные тексты оформлены с помощью особого
, произносительного стиля, характеризующегося специфическими средствами,

важнейшим из которых является длительность.

2. Своеобразие сегментного уровня радиорекламы обусловлено
действием двух тенденций: сокращением в неконечном слове длительности
ударных гласных, с одной стороны, и увеличением протяженности
безударных гласных - с другой.

3. Особенность ритмической структуры конечного и неконечного слова
в радиорекламе определяется соотношением количественных характеристик

:> ударных и безударных гласных и состоит в выравнивании гласных звуков по протяженности.

4. Закономерности отбора интонационных средств в рекламном
фоностиле связаны с реализацией воздействующей функции в звучащем
рекламном тексте, которая актуализируется сочетанием разностилевых
суперсегментных единиц.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, объект, предмет, материал и методы его анализа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава посвящена рассмотрению существующих в современной научной литературе подходов к изучению рекламы: экономического, психологического, культурологического. Особое внимание

» 9

уделяется лингвистическому аспекту в исследовании рекламных текстов. Кроме того, обосновывается правомерность выделения рекламного произносительного стиля как одного из фоностилей современного русского литературного языка.

Основные закономерности речевой организации радиорекламы
раскрываются во второй главе диссертации. Последовательно
, рассматриваются сегментный уровень, средства суперсегментного уровня,

исследуются средства создания ритма в радиорекламе.

В заключении излагаются основные результаты исследования.

Диссертационное исследование содержит приложение, в состав которого входят количественные данные, полученные в результате компьютерной обработки транскрибированных текстов; расшифровки магнитофонных записей радиорекламы; осциллограммы и интонограммы высказываний; список знаков интонационной транскрипции.

Реклама как объект изучения в современной научной литературе

Реклама играет большую роль в жизни современного человека. Информируя население о новых товарах, знакомя его с промышленными предприятиями, реклама становится неотъемлемой частью жизни человека и его деятельности. Сегодня каждый человек сталкивается с ней повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте.

Слово реклама (от латинского - reclamare - «выкрикивать») возникло приблизительно в 1655 году [Рюмшина 2004: 6]. Оно использовалось для обозначения извещений или предупреждений.

Существуют разные определения рекламы.

В широком смысле «реклама - это оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей» [Ожегов 1986: 386]. Таким образом, можно сказать, что реклама - это упорядоченная, целенаправленная область деятельности, которая пытается донести нужное обращение нужному человеку в нужное время [Рюмшина 2004: 6]. Целью ее является убеждение, результатом которого становится или изменение отношения, или продажа.

Приведем другое определение, в котором реклама рассматривается как более узкое понятие: «Реклама - информация о потребительских свойствах товара и видов услуг с целью создания спроса на них, популяризации произведений литературы, искусства и др.» [СЭС 1989: 1127]. В Федеральном законе о рекламе от 14 июня 1995 г. дается следующее определение: «Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товару, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Таким образом, реклама рассматривается как область деятельности и как информация о товарах, услугах и т.д.

Наиболее точным определением рекламы можно признать определение, данное одним из авторитетных исследователей в области российской рекламы профессором О.А. Феофановым: «Рекламу можно определить как комплекс психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, будь то товар, услуга или политический деятель, а также с целью создания позитивного имиджа фирме, организации и отдельным институтам общества» [Феофанов 2001: 55].

Поскольку отечественная реклама развивается стремительными темпами, возрастает и число наук, занимающихся ее исследованием. Реклама рассматривается учеными и как процесс коммуникации, и как экономический, социальный процесс, обеспечивающий связь с общественностью, и как информационный процесс и процесс убеждения. Изучение рекламы ведется в области экономики, психологии, культурологии, социологии, лингвистики.

Экономический подход к изучению рекламы связан не только с рассмотрением экономических факторов, но и таких вопросов, как функции рекламы, виды рекламы, классификации рекламных средств, их оценка [Блэк 1998; Бове, Арене 1995; Дейян 1993; Эдварде, Браун 1993]. Следует отметить и те исследования, в которых определяются сферы функционирования рекламы, то есть типы потенциальных адресатов [Бове, Арене 1995, Картер 1998, Дейян 1993, Кромптон 1995]. В отечественной практике исследователи [Айзенберг 1993; Волков 1990; Глушакова, Полукаров 1998] анализируют современное состояние отечественной рекламы и проблемы регулирования этой сферы. По мнению исследователей, реклама в России имеет объективное поле для развития предпринимательской деятельности, совершенствования производственных отношений в рыночной сфере, в непроизводственных отраслях. Несмотря на экономическую направленность ряда работ, в них последовательно рассматриваются структура рекламы [Музыкант 1998; Панкратов, Серегина, Шакурина 1998; Полукаров 1998; Релих 1996; Феофанов 2001], приемы создания эффективной рекламы [Гормогенова 1994; Макашина 1995], языковые средства, используемые при создании разного рода рекламы [Гормогенова 1994; Хромов 1994].

Единицы сегментного уровня и их стилистические возможности

Как известно, длительность - одно из основных свойств звука. Звуки речи, как и другие звуки, различаются по времени звучания: одни из них могут продолжаться большее время, другие - меньшее. Длительность звуков речи измеряют в миллисекундах (мс). В потоке речи все звуки варьируются по длительности, однако гласные подвергаются значительно большим изменениям, нежели согласные [Златоустова 1981: 13].

Кроме того, гласные, являясь единицами сегментного уровня, широко участвуют в организации единиц суперсегментного уровня: увеличение длительности гласных абсолютного исхода ритмической структуры сигнализирует о границе синтагмы, часто увеличение длительности гласного за счет его конечного сегмента, представленного нейтральным гласным, выполняет роль звучащей паузы; тип ИК в качестве одного из основных параметров имеет увеличение ударного гласного главноударного слова [Там же].

В фонетике изучается собственная длительность гласных [Златоустова 1981, Кузнецов 1989]. Кроме того, длительность интересует исследователей как одна из составляющих просодической организации слова и фразы [Златоустова 1981; Кодзасов, Кривнова 2001; Комарова 2002, 2004; Кузнецов 2002]. По мнению ученых, слово или синтагма, имеющие в высказывании больший смысловой вес, характеризуются большей длительностью, которая проявляется в большей длительности всех или некоторых их элементов, в числе которых, безусловно, - ударный гласный [Кодзасов, Кривнова 2001: 154]. К тому же, в исследованиях временной организации текста рассматривается явление конечного продления [Бондарко 1977, Кузнецов, Отт 1989, Баталии 1989, 1999, Блохина 2002, Комарова 2004].

Л.К. Цеплитис называет резко увеличенную длительность одного или нескольких звуков в слове эмфатической долготой, эффект которой создается превышением длительности звука, ожидаемой при данном темпе речи или при данной средней длительности звуков в сегменте речи (например, в синтагме) [Цеплитис 1974: 139]. Как семантическое (интонационное) средство, отмечает автор, эмфатическая долгота используется для выражения эмоций или при изображении свойств некоторых явлений [Там же: 140]. Об эмотивном значении длительности упоминал Х.Б. Румпельт [Rumpelt 1869: 39]. О. Есперсен считал «моментальное промедление» средством выражения настроения или эмоций [Jespersen 1912: 179]. По мнению Н.С. Трубецкого, «сверхдолгота звуков» представляет собой факт языка и принадлежит апеллятивной фонологии [Trubetzkoy 1939: 30-31]. Роль длительности в формировании фонетического облика гласных в русском языке отмечает В.Б. Кузнецов. Исследователь справедливо замечает, что хотя в русском языке длительность гласного не является смыслоразличительным признаком, она активно используется говорящим для увеличения фонетического контраста, когда он не обеспечивается в должной мере другими признаками, в частности спектральными [Кузнецов 2002: 81]. О длительности как одной из характеристик слов при функциональной омонимии в разных типах речи пишут Л.А. Васильева, СО. Тананайко, Т.Ю. Шерстинова. Коллектив авторов отмечает, что статистически существенных различий между длительностью знаменательных и незнаменательных реализаций слов выявлено не было [Васильева, Тананайко, Шерстинова 2002: 142]. В то же время вариативность длительности знаменательных слов, по мнению исследователей, оказывается существенно выше вариативности длительностей незнаменательных слов, что дает основание сделать вывод о том, что незнаменательные слова имеют тенденцию к более фиксированной темпоральной организации [Там же].

Е.А. Брызгунова считает, что длительность играет роль при выражении различных эмоционально-стилистических значений, и отмечает, что увеличение длительности гласных в модальных реализациях интонационных конструкций используется при выражении удивления, положительной или отрицательной оценки, пояснения, обращения и др. [Брызгунова 1986: 156].

Единицы суперсегментного уровня и их стилистические возможности

При описании суперсегментного уровня рекламного текста одним из основных понятий является термин «интонация». Как известно, интонация -это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляет высказывания по цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

В диссертации принимается следующее определение интонации, предложенное Е.А. Брызгуновой: «Интонация - это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний» [Брызгунова 1980: 96]. Интонация и звуки состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона, тембра, интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков, другие - для интонации.

Основной тон и его обертоны образуются в результате колебания голосовых связок. Различные соотношения обертонов, усиливающихся или ослабляющихся в результате изменения резонирующей ротовой полости, образуют тембр звуков. Интонация главным образом характеризуется количественными изменениями основного тона: чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот. При этом направление движения основного тона может быть ровным, нисходящим, восходящим, нисходяще-восходящим, восходяще-нисходящим. Из всех компонентов интонации изменения основного тона наиболее существенны для выражения и восприятия различий по цели высказывания и субъективного отношения говорящего к высказываемому. От напряженности артикулирующих органов зависит амплитуда колебания голосовых связок и соответственно интенсивность звуков. Время звучания, т.е. длительность произнесения звуков, различается в зависимости от их качества и от положения к ударению. Кроме того, изменение длительности произнесения может быть связано и с темпом речи, который характеризуется количеством звуков, произнесенных в единицу времени. Таким образом, по мнению Е.А. Брызгуновой, для интонации существенны те количественные изменения акустических компонентов, которые не затрагивают фонемные характеристики звуков во всем многообразии их реализаций и могут распространяться на разный звуковой состав высказываний. Различные соотношения количественных изменений акустических компонентов составляют основу интонационных противопоставлений, которые используются как средство выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний [Там же].

В русском языке интонация функционирует как система интонационных средств, в которую входят типы интонационных конструкций, место центра ИК и синтагматическое членение. Каждое из данных средств проявляется при противопоставлении высказываний, различающихся интонационно.

Тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ, называется интонационной конструкцией [Там же: 97]. В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций. Фонетически их различия определяются уровнем и направлением движения тона в том слоге, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражений таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление, незавершенность/завершенность высказывания. Этот слог является центром ИК и, в зависимости от смысловых условий, может находиться в начале, середине и в конце конструкции на ударном слоге интонационно выделенного слова. Как уже говорилось выше, в нашей работе синтагма понимается как интонационно нечленимый смысловой отрезок речи. Членение речи на синтагмы называется синтагматическим членением.

Похожие диссертации на Интонационно-звуковая организация радиорекламы