Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики Гусарова Анна Дмитриевна

Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики
<
Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусарова Анна Дмитриевна. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гусарова Анна Дмитриевна; [Место защиты: Петрозавод. гос. ун-т].- Петрозаводск, 2009.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1491

Введение к работе

90-е гг. XX в. отмечены существенными сдвигами в области русской литературы. Большое распространение получила массовая литература, в жанровом составе которой наблюдаются определенные изменения — понизился статус научной фантастики. Это произошло в первую очередь из-за того, что творческие идеи предвосхищения действительности, свойственные данному жанру, в какой-то мере сомкнулись с надвинувшейся реальностью. В образовавшуюся нишу проникла новая для отечественной литературы разновидность фантастики — фэнтези. С конца 80-х по середшгу 90-х гг. фэнтези существовала в основном в виде переводных изданий. Но уже в 1994—1996 гг. широкую читательскую популярность приобретают произведения отечественных авторов. Русской литературой новый жанр с его сложившимися особенностями в плане художественной формы был не только принят, но и дополнен, изменен.

К началу 90-х гг. XX в. в литературоведении заканчивает формирование новая область — фантастиковедение — как вид комплексной науки. Начинается научное изучение новой жанровой разновидности в русле общего фантастиковедения, предметом которого является как традиционная научная фантастика, так и фэнтези. Но несмотря на обилие публикаций — от диссертационных работ1, отдельных монографий2 до

Кошелев С. Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж. Р. Р. Толкина, У. Голдинга и У. Уилсона 50—60-х годов): автореф. дис. ... канд. филолог, наук: 10.01.05 / С. Л. Кошелев; Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М, 1983. - 25 с; Лузина С. А. Художественный мир Дж. Р. Р. Толкьена: поэтика, образность: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. - М.: МПГУ, 1995 - 25 с; Штейнман М. А. Поэтика английской иносказательной прозы XX века (Дж. Р. Р. Толкиен и К. С. Льюис): автореф. дис.... канд. филолог, наук: 10.01.05 / М. А. Штейнман. - М.: РГГУ, 2000. - 25 с; Тимошенко Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Т.В.Тимошенко; Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24с; Трушникова Е. Л. Место и роль фантастического в историко-культурном контексте: от архаического мифотворчества до постмодернизма: автореф. дис. ... канд. культуролог, наук: 24.00.01 / Е. Л. Трушникова; ЧГАКИ. - Челябинск, 2006. - 23 с. и др.

2 Ковтун Е. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века) / Е. Н. Ковтун. - М.: МГУ, 2000. - 308 с; Ройфе А. Б. Неомифологическая фантазия в фантастике XX века / А. Б. Ройфе. - М.: ООО Международный центр фантастики, 2006. - 96 с; Фрумкин К. Г. Философия и психология фантастики / К. Г. Фрумкин. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 240 с;

обобщающих изданий справочного характера3, — специалисты признают, что «вопросы внутрижанровой типологии фантастики, поэтики ее отдельных типов (в том числе и историко-фантастических произведений) в имеющихся исследованиях почти не освещены», а русская фантастика последнего десятилетия XX в. «вообще не становилась предметом специального монографического исследования»4. Этим обусловливается актуальность данного научного исследования.

Наша диссертационная работа является одной из первых попыток целостного анализа поэтики жанровой разновидности фэнтези, выявления инварианта ее жанрового языка. В качестве материала использован ряд художественных произведений отечественной литературы, ранее в выделенной целостности для научного литературоведческого исследования не привлекавшихся.

Впервые в сферу литературоведческого анализа попадают образцы ролевой отечественной фантастической литературы и фольклора, возникшие в результате игрового последействия отдельных оригинальных произведений. Также наше исследование впервые рассматривает проблему сюжетообразовання русской фэнтези. Этим определяется научная новизна работы.

Цель данного диссертационного исследования: описание основных черт поэтики новой жанровой разновидности фантастики, формирующих целостное представление о жанре русской фэнтези в 90-е гг. XX в.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

* определить собственный методологический подход к анализу отечественной фэнтези конца XX в. с учетом результатов исследований как ученых-фантастиковедов, так и наиболее авторитетных литературоведов, фольклористов, мифологов, культурологов, медиевистов;

* описать и методологически обосновать игровую природу фэнтези как ее специфическую черту;

Петухова Е., Черный И. Современный русский историко-фантастический роман / Е. Петухова, И. Черный. - М: Мануфактура, 2003. - 136 с. и др.

Энциклопедия фантастики: Ок. 1300 ст. / Под ред. Вл. Гакова. - Минск: ИКО Галаксиас. - 694 с; Харитонов Е. Наука о фантастическом: Биобиблиографический справочник. - М.: Мануфактура, 2001. - 240 с; Фантасты современной Украины: Справочник / Под ред. И. Черного. - Харьков: Мир детства, 2000. - 144 с; Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник / Под ред. М. И. Мещеряковой. -М.: МЕгатрон, 1998. - 136 с. 4 Петухова Е., Черный И. Указ. соч. - С. 3-4.

ж показать обусловленность сюжетообразования фэнтези как ее игровой природой, так и ее фольклорно-мифологическими корнями;

* описать основные черты мира, воссоздаваемого в произведениях фэнтези; природу сверхъестественного в нем; определить особую роль концепта «граница»;

-* проанализировать образ и функции героев фэнтези с учетом их фольклорно-мифологических генетических истоков.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Русская фэнтези 90-х гг. XX в. не только обладает игровой природой в плане создания фантастического образа, но и использует игру как основу для сюжетообразования.

  2. Образ мира русской фэнтези конца XX в. в своем генезисе восходит к фольклорно-мифологическим представлениям образа «иного мира», что исключает привязку фэнтези единственно к образу средневекового мира как к модели эпохи более позднего происхождения.

  3. Образ границы между «своим» и «чужим» мирами в жанровой поэтике фэнтези настолько значителен, что играет роль типологической дифференциации художественных миров и, в конце концов, закладывает основу поэтического своеобразия фэнтези.

  4. Сверхъестественное в поэтике фэнтези, сосредоточенное в образе главного героя, представляет собой систему идентификации героя.

  5. Система идентификации героя с опорой на сверхъестественное является синтагматическим единством, обеспечивающим основные жанровые элементы фэнтези.

Теоретико-методологической основой диссертации являются фундаментальные работы крупнейших представителей отечественного литературоведения, среди которых можно выделить труды по теории мифа и фольклора В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского, Я. Э. Голосовкера, А. К. Байбурина, В. В. Иванова, В. Н. Топорова, Г. А. Левинтона, Г. В. Мальцева, Д. Н. Медриша, Л. Г. Невской, С. Ю. Неклюдова, Е. С. Новик, Э. В. Померанцевой, О. А. Седаковой, Т. В. Цивьян; зарубежных исследователей: М. Элиаде, Дж. Кемпбелла, В. Тэрнера, К. Ле-ви-Строса, Дж. Б. Рассела.

Нами были использованы труды медиевистов: Ле Гоффа, А. Д. Михайлова, Б. Л. Рифтина; научные изыскания по теории магии, колдовства и мистики — С. А. Токарева, А. Г. Кайгородова, Д. И. Чернякова, А. А. Брудного; литературоведческие труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лот-мана, Ю. Н. Тынянова, И. П. Смирнова, И. В. Силантьева, Ю. В. Манна; философские, культурологические, социологические, психологические

труды Т. А. Лпинян, Л. С. Выготского, В. В. Бычкова, А. Пятигорского,

B. Д. Шинкаренко, С. А. Сергеева, К. А. Крылова.

В диссертации учтены изыскания фантастиковедов А. Ф. Бритикова, Е. М. Неелова, Т. А. Чернышевой, Р. Арбитмана, Е. Брандиса, В. Березина, В. Владимирского, Э. В. Бардасовой, М. И. Мещеряковой, Д. Во-лодихина, М. С. Галина, В. Гончарова, В. Л. Гопмана, Дж. Кавелти, Р. И. Кабакова, Е. Н. Ковтун, С. Л. Кошелева, А. Е. Левина, Е. Харитонова, А. Б. Ройфе, А. Сапковского, Н. В. Тимошенко.

В результате фронтального изучения произведений фэнтези 90-х гг. XX в. мы проанализировали около двухсот произведений, выделив среди их авторов репрезентативную группу наиболее интересных (в художественном отношении), признанных, широко читаемых писателей. Среди них особое внимание следует уделить: А. Столярову, С. Логинову, М. Семеновой, М. Успенскому, Г. Л. Олди, М. и С. Дяченко,

C. Лукьяненко, Н. Перумову, Д. Трускиновской, Э. Раткевич, А. Буш-
кову, Ю. Никитину, М. Фраю. В этом списке присутствуют также име
на, не столь широко известные в современной фантастике, такие как:

B. Пищенко, Л. Кудрявцев, В. Чирков, Н. Романецкий, М. Бабкин,

C. Щеглов, В. Ночкин, П. Греус и некоторые другие. Мы включили их
произведения в список анализируемых источников, т. к. поиск узнавае
мой поэтической системы литературной русской фэнтези подразумевает
наиболее целостный взгляд на жанровый язык этой фантастической
разновидности.

Теоретическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее результатов в разработке вопросов, относящихся к области теории литературы (проблемы типологии и эволюции жанров) и к области истории литературы (предпринята попытка целостного описания определенной жанровой разновидности, развивающейся в конкретных исторических обстоятельствах — последнего десятилетия XX в. в России).

Научно-практическая ценность исследования. Его результаты могут быть применены при чтении основных и специальных курсов по теории и истории литературы, а также курсов фольклора, культурологии, социальной психологии. Материал диссертации, ее основные положения и выводы использовались автором на занятиях со студентами Карельского государственного педагогического университета в спецкурсах по истории и теории фантастики («Русская фантастика XX века», «Создание фантастического образа»), при руководстве работой над дипломными сочинениями.

Структура работы: диссертационное исследование содержит введение, три главы: «Жанр фэнтези в России (90-с гг. XX века): общие принципы поэтики», «Мир русской фэнтези», «Главные герои фэнтези», заключение и библиографический список.

Апробация диссертации. Результаты исследований послужили основой для докладов, прочитанных на ряде конференций: Международная научная конференция по теме «Русская фантастика на перекрестке эпох и культур» на базе Московского государственного университета, 2006 г.; Одиннадцатая Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Мировая словесность для детей и о детях» на базе Московского педагогического университета 2006 г.; на Всероссийских научных конференциях на базе кафедры русской литературы Петрозаводского государственного университета; на научно-практических конференциях «От идеи — к технологии» на базе КГПУ. По теме диссертации опубликовано 9 статей, которые уже нашли отклик научной общественности5.

Похожие диссертации на Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики