Введение к работе
Актуальность работы. Проблема изображения человеческого характера является одной из важнейших проблей современного литературоведения. Перед советской наукой о литературе стоит насущная задача по создании обобщающих трудов об образо человека я принципах его художественного воплощения. Это очень важно для понимания литературы каядой эпохи. Поэтому выдвинутая наии в данной работе проблема эволюции принципов изображения национального характера в русской литературе ХЕС века на дагестанскую теїіу представляется вполне своевременной и актуальной, ибо вносит свои лепту в решение поставленной перед нашии литературоведением большой задачи.
Выявленная в работе дагестанская тема и все, что с ней связано, является частью проходящей через всю русскую литературу мировоззренческой доктрины о вс'еиирности нааей культуры, наиего слова. 3 ней исследуются как сочинения русских классиков, писавших о Дагестане, - У.Ю.Лермонтова, Н.А.Добролюбоза, II.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, - так и сочинения писателей так называемого второго ряда - А.А.Шншкова, А.А.Бесту-йева-Марлинского, В.іТ.Даля я др.
D центре внимания - процесс сторнирования принципов отображения национального характера з рамках романтического и реалистического методов. Анализ характера дается в связи с прсблеино-панровым рассмотрением материала, что позволяет хорошо просиат-ривэтъ качественные изменения а принципах нзобраненип дагестанца в русской литературе, связанные с ее движением от роызнтпзаа и реализму а от романтической поэмы к реалистической повести. Таной подход дал воааоаность уэадегь дэиженио русской литературы от нзобраненип конфронтации русских и дагестанских национальных характеров к их диалогу. Впервые предпринимается попытка формально-аналитического изучения структуры национального характера дагестанца на богатоы и большом материале русской ху-лоаеотвенной литературы. В своем исследовании мы исходны из того, что национальный характер - это совокупность черт конкретного анднзидуума, слезившихся а условиях исторического разлития данного народа, под влиянием социально-бытовых, географических условий, степени а характера общения о другими народами.
Одной из замечательных сторон русской литературы ХК в. на дагестанскую тему является то, что она в качестве главной задачи
выдвинула изображение человеческого характера. Русские писатели уделили пристальное вникание внутреннему «мру, психологии дагестанского горца, процессам формирования к развития его характера. Они стремятся художественно познать человека иной национальности, з данной случае дагестанца. При этой сами принципа изобранения национального характера в русской литературе претерпели значительную эволюцию.
Научная новизна работы. В диссертации собран и проанализирован разнообразный материал русской художественной литературы и публицистики за столетний период. Избранная нааи проблема эволюции принципов изображения национального характера в русской литературе XIX века на дагестанскую тему ещо но была предметом специального изучения в литературоведении. Цеаду тем она представляет немалый историко-литературный и теоретический интерес Настоящая работа исследует дагестанскую тему в русской литературе проиедшого столетия под углом зрения данной проблемы. Изложенные в диссертации научные полонення и выводи аргументированы и обоснованы аналитическим рассмотрением литературы вопроса, широким привлечением и анализом источников, конкретно-историческим методом исследования. Конкретно-исторический метод исследования, анализ эволюции принципов изображения характера дагестанца, рассмотрение национального характера в русской литературе ПХ в. на фоне общественной и литературной аизни того времени, в соответствии с актуальными вопросами эпохи, с танке использование типологического подхода к проблеме, позволяют получить новые результаты по всем основным разделам работы.
Цель и задачи исследования. В работе рассматривается проблема эволюции принципов изображения характера дагестанского горца в связи с эволюцией Еанров, выявляются черти его национального своеобразия, а также раскрываются интернациональный и гуманистический характер русской литературы и значение дагестанской темы в целом для обогащения эотетика русского романтизма и реализма. Эволюция национального характера в русской литературе ХП в. показана и раскрыта в двух аспектах: с одной стороны,раз-ных писателей привлекали разные типы и грани национального характера дагестанцев, а с другой - и сама эта писательская ориентация во многом определялась общим движением русской литора-
- З -туры от ропантизыа к реализму, что вноонло в изображение характера дагестанца и национальной действительности Дагестана новий угол зрения, новые краски, новую объёмность ;і глубину.
Поставленные задачи определили обцуа структуру работы,содержание п последовательность глав. В диссертации сочетается конкретный нсторнко-лнтерзтурний анализ избранной проблены с ое теоретически» рассмотрением. Здесь принят пробдеино-хронологн-часкаЯ способ изложения материала. Іїсторико-хрокологнческая последовательность соблюдается и в пределах кандой главі:. Благодаря такому построении работы хорошо просматриваются качественные изменения з принципах изображения дагестанца в русской литературе, связанные с ее движением от романтизма к реализму. В работе используется фольклорио-этногра&ическнй материал, но лишь в той степени, в іткоіі он способствует решении основной проблемы.
3 .:2 о ей работе ни опираемся на фундаментальные исследования соготских ученых, лосвящошшх ааннеЯпіш методологическим 'пробломам пзучоїш романтизма н реализма . Эволюция принципов изображения национального характера дагестанца л русской литература ХК в. изучается впервые. Автор работы строго придерживается мсторпзма, ленинского учения о двух культурах в кандой национальной культуре, опирается на ираоугслышо положения марксистско-ленинской эстетики, н частности на положения Энгельса о типических характерах в типических обстоятельствах, его гне-
I Бзрнолский II.Я. О мировом значении русской литературы. Л.: Наука, 1975; Гуконскпй Г..'. Пушиш и русские романтики. Іі.: Худ,лит., 1965; дпрмунсипй B,:j, Байрон и Пушиш. Л.: Поупа, 1970; Кулешов 2.И. Натуральної пкола з русской литература ХК зона. М.: Просзещешш, 1982; Ломупоа !5.Н. Эстетика Льва Толстого. IJ.-: Соз.писатель, 1972; 'іаші а.В. Поэтика русского романтизма. !.!.: Наука, 1378; Орлов П.А. Русский сентиментализм. М.: 1!зд-во МГУ, 1977; Турбин В.II. Пуакин. Гоголь. Лор-зонтов. Об изучении литературных занрол. U.: Просвещение, 1978; Зридлендор Г.П. Поэтика русского реализма. Л.: Наука, 1971; Юсупов P.O. Русский романтизм начала ХК зека и национальные культуры. U.; Наука, 1970.
називаний о диалектике национального характера, о социально-историческом его содоркании и т.д.
Апробация работы. Материала диссертации опубликованы и статьях и книгах автора, на протяжении ряда лет используются в лекциях по истории русской литературы ХБС века, в спецкурсах, читаемых для студентов Дагестанского государственного университета ии.Б.И.Лешша и на ФІШ учителей русского языка и литературы в Институте усовершенствования учителей; отдельные разделы диссертации обсуздались в научном семинаре для слушателей ФІШ при кафедре истории русской литературы филологического факультета МГУ, на кафедре русской и советской литературы Дагестанского государственного университета ии.В.й.ііешша.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.