Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ теми реферируемой диссертации связана с изучением закономерностей историко-литературного процесса з плане мпфологпзма. Проблема мифологизма исследуется на материале русской поэзии XIX - начала XX веков и прослеживается в динамике принципов воссоздания мира как миф.
Проблема мифологизма в русском литературоведении - одна из малоизученных. Ее исследование тормозилось по идеологическим причинам: идеалистическое мировоззрение, лежащее в основе мифологической картины мира, считалось непродуктивным. Начиная с 60-х годов XX зека, эта проблема успешно решалась учеными тартусской (Ю.М.Лотман, З.Г.Минц, Р.Д.Тименчпк и .др.), а также московской (В.Н.Топоров, Т.В.Цивьян, Е.П.Мелетпнский, С.С.Аверикцез и др.) и петербургской (И.П.Смирнов, А.В.Лавров, З.Е.Ветловская, Д.Е.Максимов, З.М.Маркович и др.). Большая степень изученности русской поэзии XX века в плане мифологизма объясняется более отчетливым проявлением в поэзии специфики ми-фопоэтической картины мира и принципов воссоздания ее. "Перетекание мифа в литературу" (Е.Н.Мелетинский) в исследованиях поэзии XIX века сводилось к изучению антологического- хсанра, к проблемам интерпретации мифа, к проблемам стиля, что связано с осмыслением мифологии как источника поэтической образности.
Несмотря нэ то, что интерес к проблема мифологизма усилился в последнее время, многое в ней остается непроясненным.
Отсутствие'конкретных исследований, касающихся специфики мифологизма отдельных авторов, не позволяет построить картину развития поэзии, раскрывающую историческое движение форм мифологизма в рамках определенной культуры. Запутана терминология, нет совершенного инструментария анализа поэтических текстов,, нет методологии, с псмокью которой'было бы получено научное описание нифопоэтнчэской картины мира писателя как адекватней его мышлению. Фрагментарное исследование поэзии не дает возмокности обозначить преемственность русской ПОЭЗИИ, EO0CO3-даюи;ей мир как миф. Существующая в настоящее время типология форм мифологизма спирается, з серозном, на материал XX века.
Представляется актуальным, учитывая сложность проблемы, обобщить у.т.е сделанное и наметить пути дальнейшего изучения проблемы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ диссертации вытекают из понимания актуальности,темы и сводятся к следующему:
-
показать смену типов мифологизыа в русской поэзии XIX - начала XX веков,
-
разграничив типы художественного мышления, показать ка материале поэзии XIX века своеобразие воплощения мифа каждым из них, ' ,
. 3) отметить.поворотные моменты в развитии русской поэзии в плаке мифологиэма, выяснить и.обосновать причины изменения форм воплощения мифа, .
-
исследовать поэзии А.Фета с точки зрения проявления в ней мифологического сознания, с учетом динамики его поэтической хистеш, обозначить открытия поэта, ставшие определяющими для-развития поэзии XX.века,
-
изучить творчество русских поэтов (Вл.Соловьева, И.Анненского, Вяч.Иванова, А.Ахматовой) с точки зрения трансформации. фетоБских принципов ыифологизма,
-
рассмотреть лирический материал с учетом специфики поэтического мира каждой творческой'индивидуальности, в динамике поэтической системы, а.также в соотношении с поэзией данной эпохи.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования обусловлена постановкой проблемы, обращением к поэзии XIX века, почти не изученной в это»» плане, а также намеченными подходами к ана--.лиэу материала.
Эстетическое бытие мифа рассматривается в его двухползэс-ности: собственно миф и театр, генетически восходящий к мифу и исторически ставший его антиподом. Сближения и отталкивания мифа и театра изучаются с учетом взаимодействия двух тенденций - к мифологизации и театрализации - в истории культуры. Обращение к поэзии XIX века позволило иа достаточно широком материале изучить процоссы, происходящие в русской поэзии, и уточнить существующие представления о ыкфологизме поэзии XIX века, не сводящемся, вопреки утверлдонио отдельных ученых, к игре о традиционной мифологией или мифотворчеству, проявлязэ-цбмуся на уровне отдельных образов, ситуаций, сзоаетов.
На основе выяснения соотнесения осмысления мифа и форм его воплощения в лирическом произведении показана специфика мифологизма русской поэзии XIX века, ее отличия от поэзии XX века. Историческое осмысление мифа, сводящееся к трем значениям (миф как сон, как игра, как принцип бытия), исследуется в связи с обретением поэзией языка мифа, проявляющегося либо как язык культуры, либо как язык природа.
3 реферируемом исследовании отмечено, что смена типов мпфолегизма происходит в определенных услозиях развития поэзии: миф в сознании эпохи трансформируется в принцип мышления. Зто язление прослеживается ка материале поэзии А.Фета, где происходит превращение мифа, осмысленного как культура, в миф, осмысленный как природа.
Ка основе выясненного соотношения осмисленій мифа и его реализации разграничены типы художественного мышления (мифологического и немифелогпческого), изученные в контексте творческой индивидуальности.
Смена типов мпфологпзма в русской поэзии исследуется в диссертации з сочетании историко-литературного подхода с теоретико-мифологическим, обращенным к постижению глубинных культурно-исторических связей. Лирика изучается в ориентации художественного мислення поэтов на мифологическое или "театральное", реализующееся з произведении. Так, преобладание "театрального" мы-дленпя в поэзии начала XIX века становится препятствием к появлению авторских мифов. Осмысление мифа как сна, присущее антологическому жанру, реализуется в мотиве ежпвенх статуй. Сам жанр представляет собой театральное разыгрывание мифа, напоминающее спектакли начала XIX века. Механизм театральных постановок как перекодировку содержания спектакля с языка живописи на язык театра рассмотрел з свое время Ю.-М.Лотмак. Мотивировка грезой, мечтой, сном лнгае? пзобраяе-кио статуса мифа.
Смена типов мнфелогизма в реферируемой работе прослежі-Езется в проявлении работы ку.-п :yj:-njx механизмов, "памяти культуры". Работа культурных механизмов, изучается как мпфоло-
гический подтекст отдельных образов-символов, обретших- характер мифологем, осуществляющих функцию взаимодействия текста с подтекстом; на уровне отдельных жанров (элегия и послание) в связи с актуализацией жанровых архетипов; на уровне произведения - как отражение форм народной культуры, закрепленных традицией. В диахроническом исследовании обозначается специфика этого отражения в литературе.на каждом этапе развития поэзии (от начала XIX века к началу XX).
Включение в исследование неопубликованных архивных материалов (писем и дневников Я.Полонского, переписки А.Фета с К.Р., с А.Л, Бржеской, писем А.Майкова, эпистолярного наследия Вяч.Иванова, его дневников), а также не переизданных отчетов о выставках в Академии Художеств, написанных А.Майковым, филологических статей,И.Анненского, глобального труда по мифологии Вяч.Иванова - докторской .диссертации "Дионис и пра-дионисийство" - все это делает выводы диссертации более обоснованными.
МЕТОДОЛОГИЯ диссертации опирается на принципы исследования, выработанные русскіш и частично зарубежным литературоведением. Сочетание историко-литературного и теоретико-мифологического подходов позволяет внести коррективы в описание картины развития йоэзиа в плане мифологизыа, уточнить специфику мифологизма на каждом этапе развития поэзии, наметить иную классификации типов мифологизма, отличную от существующей. Указанные подхода сосуществуют с,историко-культурным и историко-генетическиы. Литература рассматривается как часть культура, ^во взаимодействии поэзии с другими формами искусства. Характер зтого взаимодействия предопределяет разграничение типов мышления. Генезис жанровых форм, символики, образности, сзжетоз, исследованных в. диссертации,-углубляет представление об историческом развитии поэзии, притяжениях.и отталкиваниях от поэзил предшествующих н последующих эпох.
Биографический метод используется частично при анализе отдельных произведений'е при коррекции авторской кокцепии, реализованной в поэтическом произведении. Семантический - в анализа, поэтическое сдмволдкл, образности, метафорических це-.
О .
почек, мифологем, несущих гапас ассоциативной энергии, о долью виявлення мифологического подтекста - первообраза. Структурные подход применяется в анализе как отдельных произведений, так is цкклов, сборников, книг. Структура .танров, структура образов, структура целого - таковы объекта этого метода. Историко-типологичоский метод применяется при разграничении типов мышления, типов поэтических структур, в определенпи типологии канров, в попытке создания типологии форм мпфологизма.
Сочетание указанных методов позволяет провести исследование поэзии в многомерности и многообразии культурно-исторических связеД.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы связано с дальнейшим изучением закономерностей историко-литературного процесса з плане ігпфодогззма.
Основные положения исследования частично использовались и будут использованы в курсах п истории русской литературы ХІХ-ХХ веков, теории литературы, в спецкурсах п спецсеминарах, на занятиях по поэткко и в просе:.шкаро по анализу художественного произведения. Кромо того, материалы диссертации могут быть использованы при подготовке авторских программ для лицеев и гимназий по плану обновленного гуманитарного образования.
АПРОБАЦИЯ диссертации проводилась п точекио нескольких лот. Ее результати сбоуг^,злпсь во время стажировок п СОК з РГПУ им.А.И.Герцспз в IS82 п I9S8 годах, на Гарценов-екзх чтениях в 1931 году, на конференциях Томского университета з IS85-а 1230. годах, з Тзерскси униззреитете в 1994 году, нз Сотовских чтениях в Курском педуїппзерсятето а 1932, 1993, 1994 годах, з ИРЛІІ з 1994 году. По тегэ диссертации изданы и подготовлены к почата работа обпптл объемом 25 п.л.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит пз введения, четырех глаз, заклэтонпя, библиографических примечаний. Главы содертлт внутри себя разделы. ОбзиЗ объем работы -- 325 с. машинописного текста.