Введение к работе
При изучении русской реалистической литературы второй по-овины XIX века на первый план выдвигаются.имена таких крупных удожников, ,каю Н.А.Некрасов, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, ..Н.Островский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, .Н.Толстой, А.П.Чехов, а другие не менее интересные писатели., римыкавшие к - тем или иным школам и направлениям, остаются как ы "в тени". И хотя в отечественном литературоведении намети-, ась тенденция исследования творчества так назьіваеіьк второстепенных" авторов (Ждановский Н.П., I960; Кулешов В.И., 965;"Соколов Н.И., 1968; Горячкина М.С., 1970; Пруцков Н.И./ 971), все же некоторые писатели по-прежнему "забыты".
Одним из таких малоизученных художников является Илья лександрович Салов (1834-1902), писатель-реалист демократичес-ого направления. Определение своеобразия его художественной анеры . дает возможность шире, представить эволюцию, русского еалистического стили 7С-80-х' годов XIX века, так как, хотя еализм не был единственным направлением в указанное время, се же он- определял собою многие перспективы в развитии рус-кой литературы, сказавшиеся. в произведениях последних лет толетия (творчество А.П.Чехова). И в плане изучения этих пер-пектив, то есть в переходном цикле от Ф.М.Достоезского и .Н.Толстого_к А.П.Чехову, демократическая литература 70-80-х одев представляет значительную ценность.
Учитывая то, что наибольший интерес И.А;Салов вызывал у ореволгоционных критиков и историков литературы Н.Ф.Хованский, А.М.Скабичевский, А.Н.Пыпин', П.Н.Полєбсй, '.А.Венгеров), нежели у советских литературоведов, мы считаем :еобходимом провести целостное исследование художественной
- н ~
системы писателя. Отдельные обращения к творчеству И.А.Салова в послереволюционном отечественном литературоведении (Храбровицкий А., 1946; Смирнов В.Б., 1974; Мейлах Б.С, 1973 и другие) при всей важности высказанных замечании не решает проблему изучения писателя в целом.
Желанием восполнить указанные проблемы и вызвано наше обращение к проблемам художественного творчества И.А.Салова і контексте реалистического стиля 70-80-х годов. XIX века.
В связи с этим определяются задачи исследования:
выявить особенности художественной системы И.А.Салова ее стороны ее важнейших поэтических признаков;
раскрыть жанровое своеобразие повестей и рассказов Сало-ва 70-80-х годов;
показать влияние проблемно-тематического содержания прозы И.А.Салова на. формирование . жанровых и композиционно-стилевых признаков его произведений;
проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов и повестей писателя 70-80-х годов XIX века;
раскрыть стилевое своеобразие произведений И.А.Салова;
показать роль и место И.А.Салова в обогащении реалисти ческого стиля русской прозы второй половины XIX столетия.
Актуальность диссертации обусловлена не только малоизучен ностью художественного мира И.А.Салова, но и отсутствием сие темного подхода к исследованию его творчества. Отечественны литературоведы (К.Д.Орфани, Т.П.Ден, В.Ф.Никифорова, В.П.Рож ков, Г.Л.Никонова) касались вопросов проблемно-тематическо специфики творчества писателя, степени влияния на И.А.Салов художественных принципов М.Е.Салтыкова-Щедрина, рассматривал некоторые аспекты его поэтики (правда, на примере отдельны произведений).
Между" тем, системный анализ художественного наследия И.А.Салова необходим как с точки зрения общих процессов литературного развития XIX века, так и в плане изучения его поэтического своеобразия.
Актуальность исследования определяет и его научную новиз-ну, которая состоит в попытке целостного анализа художественных признаков прозы И.А.Салова, в том числе на материале ранее «еисследованных его произведений 70-80-х годов, в привлечении к анализу документальных и архивных материалов, подтверждающих отражение в творчестве писателя реальных обдественно-ясторических процессов.
Сущность нашего подхода заключается не только в рассмотрении важнейших аспектов поэтической системы Салова-, но и в выделении типологических закономерностей, характерных для русского реализма последней трети XIX века.
Теоретическая ценность работы состоит в выявлении возможностей эволюционных процессов в малых жанрах (повесть, рассказ, очерк), в обосновании плодотворности влияния "второстепенной'' литературы на общелитературные процессы.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что она дает возможность дополнить и углубить представления о литературном процессе последней трети XIX века. Материалы диссертации могут быть использованы преподавателями вузов при чтении курса лекции по.истории русской литературы второй половины XIX зека, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам русской прозы.
Методологическая основа диссертации базируется на учете важнейших исследований, посвященных проблемам реализма, поэтики литературного творчества в его историческом развитии (Веселовский А.Н., 1940; Виноградов В.В., 1959; Захтин М.М..
- б -
1979; Сучков В..Л., 1984; Палиевский П.В., 1974),' а также нг выводах о поступательном развитии литературы в ее связи с об-> . шественными процессами, раскрытых в ряде современных исследований. В частных методологических вопросах учтены новейшие публикации В.Ю.Троицкого, А.С.Курилова," В.В.Кожинова, Н.Н.Скатова, И.П.ЩеОлыкина и др.
Помимо того, обозначим и индивидуальные принципы подхода і изучению художественной системы И.А.Салова:
обращение к нелосредственному'чхудожественн'ому материалу как первооснове исследования;
применение системно-типологического метола анализа природы литературного творчества И.А.Салова;
использование сопоставительного метода как средства реализации системного подхода.
Источниковедческой основой исследования стали дореволюционные и советские издания художественных текстов И.А.Салова периодические издания 1870-1890-х годов ("Отечественные запис ки", "Вестник Европы", "Дело", "Русская мысль", "Русское бо гатство", "Книжный вестник", "Наблюдатель", "Артист" и дру гие), а также провинциальные газеты "Волжский вестник" "Пензенские губернские ведомости", архивные документы Государ ственного архива- Пензенской области (ГАЛО), литературно критические статьи, рецензии, биографические заметки критико XIX и XX веков, воспоминания И.А.Салова, тексты художественны произведений писателей, печатавшихся в "Отечественных запис ках" (С.Каронина, Н.Златовратского, Г.Иванова, П.Боборыкина А.Энгельгардта, О.Забытого, Г.Успенского, А.Шабельской .М.Горбунова, И.Byскина и других). '""" ' На защиту выносятся следуюыие положения:
. Первое. Художественная система И.А.Салова приобретает ин
дивидуальное своеобразие преимущественно в силу специфического использования жанровых форм "малой" прозы (проникновение элементов очерка, .драмы в повести и рассказы, их циклизация, со-единение в произведениях форм "репортажа", "хроники" событии). Многообразие жанровых форм у Салова выполняет определенные художественные задачи и связано с широкой демократизацией литературы последней трети XIX века.
Второе. Своеобразие проблемно-тематического освоения действительности (приверженность "деревенской" тематике) напрямую связано1 с дальнейшим развитием ' жанровых форм в прозе И.А.Салова и реализацией его художественных принципов.
Третье. Особенности сюжетно-комлозиционного построения и стилевая манера складывались как целостное единство в поэтической системе И.А.Салова и определяли художественную самобытность писателя.
Четвертое. Проза.И.А.Салова, впитав в себя многие тенденции развития литературы второй половины XIX века, стала.частью как бы промежуточного звена между творчеством так называемых "дворянских" писателей и многоаспектным, нередко обретающим символический смысл реализмом конца XIX столетия (А.П.Чехов).
Апробация диссертации осуществлялась при кафедре русской и зарубежной литературы Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г.Белинского в ходе обсуждения методологических проблем на семинарах и отражена в докладах на итоговых научно-исследовательских конференциях, а также на зональной научной конференции "Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы з вузе и школе на современном этапе". - Пенза, 4-5 июня 1998 года.
Структура работы определяется поставленными задачами, ха * рактером исследуемого материала. Работа состоит из введения трех глав, заключения и сийигографии.