Содержание к диссертации
Введение 3
I Проблемы художественного восприятия и формирования личности
читателя в эстетике раннего Л Н. Толстого
1.1 Формирование толстовской системы образования и воспитания
читателя ... 18
1.2. Круг чтения Л Н Толстого как средство самопознания и духовного
самоопределения 26
13 Проблема «чувствительного читателя» 41
II. Ранний перевод Л Н. Толстого («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна).
2 1. Лоренс Стерн в оценке русской критики . . 54
2 2 «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л Стерна в
русских переводах .. . 59
2 3. Художественные особенности перевода Л Н. Толстого
«Сентиментального путешествия» Л. Стерна . . 64
III Традиции сентиментализма в повести Л.П. Толстого
«Детство» .. 92
3 1. Сентиментальные истоки педагогики Л Н Толстого .... 95
3 2. Художественная структура «Детства» (романное и
очерковое) .... 112
3 3 Идиллический пласт повести 123
3 4 Элегическая доминанта повествования . 163
Заключение . . .... . 183
Библиография .. 189
Введение к работе
Изучение художественного наследия Л Н Толстого как явления национальной значимости и важнейшего события русской культуры имеет огромную традицию. В отечественной науке о Л Н Толстом, представленной именами Н.Г. Чернышевского, Б М Эйхенбаума, Е Н Купреяновой, А II. Скафтымова, Л Я Гинзбург, С Г Бочарова, Г В Краснова, P.M. Лазарчук и многих друї их исследователей, глубокое освещение получили проблемы философии, этики, нравственно-религиозной, общественной и эстетической позиции писателя, вопросы своеобразия художественного метода, психологического анализа, места и роли писателя в русском и мировом литературном процессе
Изучение творчества Л Н 1 олстого не теряет своей актуальности сеі одня, будучи включенным в разработку важнейших теоретических проблем современного литературоведения
Одной из актуальных проблем филологической науки является исследование процессов взаимодействия, динамики различных типов художественною сознания, методов, жанров и стиля, сформированных в разные эпохи, но сохраняющих как традиция огромный потенциал нравственно - философского и художественною содержания Изучение этого процесса взаимодействия, включающего различные уровни контакта, раскрывает феномен возникновения уникального синтеза «своего» и «чужого» и выявляег механизм включения генетической памяти в новую структуру, обусловленную неповторимой художественной природой таланта и его временем
В связи с творчеством Толстого возникает проблема преемственности художественных методов, которая остается до сих пор недостаточно освещенной и дискуссионной. В этом аспекте исключительную значимость представляет исследование проблемы сентиментальной традиции в творчестве Л Н. Толстого, сказавшейся отчетливо в самом начале творческого пути в дневниках 1847 - 1852 годов, в переводе из «Сентиментального путешествия» Л Стерна и в повести «Детство». Обретенный ранним Толстым тип художественного видения мира, при опосредованном и непосредственном контакте с проиведениями писателей - сентименталистов, является основанием всего его творчества, тем самым проблема сентиментальных традиций имеет принципиальный характер для понимания сущности его эстетики и творческого процесса
Художественный опыт обращения молодого Толстого к сентиментализму показателен и в том отношении, что в нем отразилась четко обозначившаяся заинтересованность писателя темой детства, оформившаяся в определенную эстетическую и художественную закономерность русской прозы середины XIX века («Сон Обломова»
4 И А Гончарова, «Семейная хроника» С I. Аксакова, «История Ульяны Терентьевны» П А. Кулиша). В поисках положительной основы развития общества писатели второй половины 1840 - 1850-х годов обратились к вопросам нравственного самоопределения личности, возможности духовного совершенствования, что выдвинуло на первый план проблемы становления характера, способов психологического анализа духовной жизни. Гема детства, получившая статус концепта философского, этического и эстетического содержания, необходимость решения связанных с нею проблем воспитания нравственного чувства, а также художественная задача воссоздания процесса внутренней жизни человека, возбудили интерес к исповедальным и автобиографическим формам, что в свою очередь актуализировало проблему сентиментальных традиции для решения этих задач
Важность изучения проблемы сентиментальных традиций на материале не только русской литературы XIX века, но и современного искусства обусловлена необходимостью преодоления общественного индифферентизма к нравственно-этическим ценностям, неуважения к человеческой личности в ситуации постперестроечного периода Именно сентиментализм, по мнению А В. Михайлова, утверждал статус «самоосмысляющей личности»1 как высшей ценности общества и предмета искусства, обратил внимание писателей на ранее не предполагаемую глубину, богатство и непредсказуемость духовной жизни человека, одарил художников свободой творчества, провозі ласил идею нравственной чувствительности как основы общения и жизнелюбия, актуализировал проблему воспитания.
Таким образом, актуальность диссертации связана с современными тенденциями литературоведческой науки исследование проблемы диалога культур, генезиса и развития художественного метода писателя как процесса іворческого осмысления и восприятия традиций русского и европейского сентиментализма, изучение механизма диалога «своего» и «чужого» на уровне соотношения разных типов художественного сознания. В этом плане перевод из Л Стерна и повесть «Детство» обладают исключительной значимостью, так как изучение различных аспектов восприятия Л.Н. Толстым произведений Л. Стерна, Ж -Ж Руссо, Н М Карамзина, проблем воспитания и душевной «чувствительности» позволяют осмыслить истоки философии, этики и эстетики молодого писателя. Исследование этой проблемы в контексте произведений русских писателей 1850-х годов, посвященных эпохе детства, позволяют сделать вывод о принципиальной важности этих традиций для русской литературы середины XIX века
Михайлов А В Николай Михайлович Карамзин в общении с Клопштоком //Михайлов А В Обратный перевод М , 2000 С 255
5 Постановка проблемы сентиментальных традиций в ситуации нравственно-психологического кризиса современного общества, утраты гуманистических перспектив возрождения личности приобретает особую актуальность как возрождение памяти духовного опыта человечества, хранителя нравственных и художественных ценностей, основанных на принципах доверия и уважения к личности, устремленной к поискам гармонии и духовному совершенству
Объектом диссертационного исследования в данной работе стала совокупность документального (дневники и письма) и художественного наследия раннего творчества Л .Н Толстого, в частности, ранний перевод отрывка из «Сентиментальноїо пугешествия по Франции и Италии» Л Стерна, роман «Четыре эпохи развития» и первая повесть «Детство», а также творчество русских и европейских писателей-сентименталистов
Предмет данного исследования - сентиментальные традиции в творчестве раннею Л Н Толстого
Целью работы является исследование характера восприятия Л Н Толстым традиций сентиментальной литературы Достижение поставленной цели требует решения следующих задач
1. На основании дневников писателя и черновых редакций романа «Четыре эпохи развития» выявить основные параметры понятия «чувствительною читателя» как важнейшего аспекта эстетической системы Толстого, ориентированной на идейные и художественные принципы сентиментального искусства
Определить нравственно-философское и эстетическое содержание концепта «детство» в раннем творчестве Л Н Толстого в соотношении с его пониманием Ж -Ж Руссо и Н М Карамзиным.
Проанализировать художественные итоги «школы» перевода Толстым отрывка из «Сентиментального путешествия» Л Стерна
4. Рассмотреть особенности художественной структуры повести «Детство»,
восходящие к достижениям сентиментальной литературы развитие внутреннего и
внешнего сюжета, лейтмотивная система композиции, сопряжение идиллического и
элегического начал в организации хроноюиа и повествования и другие особенности
поэтики
5. Обозначить место первой повести ЛИ Толстого «Детство» в большом тексте
русской психологической прозы середины XIX века, посвященной изображению эпохи
детства
История изучения проблем, поставленных в диссертации
Одной из проблем, которая имеет важное значение для понимания эстетики и художественного метода писателя, является проблема сентиментальных традиций в творчестве раннего Толстого Она была заявлена в работах Б М. Эйхенбаума, К Н Атаровой, П Попова, И В Чуприна и других, но не получила всестороннего исследования. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной теме-«Сентиментальные традиции в раннем творчестве Л Н Толстого», она остается неисчерпанной, так как во многих работах присутствует лишь указание на наличие преемственности, при этом причинно - следственные связи влияния сентименталистов на творчество Толстого выявлены недостаточно
Психологизм как отличительная черта Л Н Толстого сразу привлек к себе внимание читателей и критики На него обратил внимание Н Г. Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Военные рассказы Сочинение ірафа Л Н Толстого» (1856), отметив отличительные черты таланта Л11 Толстої о Наряду с «чрезвычайной наблюдательностью, тонким анализом душевных движений, отчетливостью и поэзией в картинах природы, изящной простотой»2, Чернышевский указал на самое существенное качество Толстого - психологический анализ, который составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу Подробно разбирая художественные принципы прозы Толстого, Чернышевский подчеркивает, что «психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту»3 Н Г. Чернышевский раскрыл роль художественной прозы Толстого в духовном становлении человека и указал на две наиболее существенные черты таланта молодого писателя это «знание человеческого сердца» и «чистота нравственного чувства» Итоговые определения Н Г Чернышевского прозвучали как глубокая и тонкая характеристика творческого метода и писательской индивидуальности Толстого, тем более что возникли они на основе «самоуглубления, стремления к неутомимому наблюдению над самим собой». П.В. Анненков в журнале «Отечественные записки» (1854 № 11) отметил, что Толстой один из немногих писателей, кто обратился к теме детства, сумев показать историю не одной русской семьи, а вообще историю человеческой жизни, и показал он это главами ребенка. К перечисленным достоинствам молодого писателя Анненков добавил следующие качества мастерство рассказа, умную наблюдательность, чистоту слога, называя Толстого «истинным поэтом».
2 Чернышевский НГ Детство и отрочество Военные рассказы Сочинение графа ЛИ Толстого //
Чернышевский Н Г Собр соч В 5 т М , 1974 Т 3 С 332
3 Чернышевский Н Г Указ соч С 334-339
Исследования советских литературоведов (Б М Эйхенбаум, Е Н Купреянова, А П. Скафтымов, Л Я Гинзбург, В Шкловский,Г Н Ищук и др ) были направлены на изучение эстетики и художественного метода писателя Особое место занимает проблема художественного восприятия и формирования личности читателя в эстетике раннего Толстого Е.Н. Купреянова в своей работе «Эстетика Л Н. Толстого» показывает, что художественная система Л Н Толстого строится на принципах просветительской философии, в основе которой лежит учение о «естественной нравственности» в ею руссоистском варианте, который заключается в представлении о возможности и необходимости преодоления всех общественных зол и противоречий путем нравственного самоусовершенствования»4 Дневники и письма 1847 - 1852 годов, круг чтения писателя (А Ламартин, Платон, А Гьер, Д Юм, Ж -Ж. Руссо, Ф. Шиллер, Л Стерн, О Голдсмит, Р I епфер, Н М Карамзин, В А Жуковский и др) показывают процесс построения собственною миропонимания Толстого, который приходит к утверждению, что «нравственные принципы могут быть внушены не столько логическим путем, сколько воздействием на чувства»5
Данной проблеме посвящены работы Г Н Ищука «Проблема читателя в творческом сознании Л Н. Толстого» и «Диалог с читателем» Г Н Ищук отмечает, что молодой писатель выдвигает художественно - творческое понятие - «воображаемый читатель» и наделяет его определяющими качествами - пониманием и чувствительностью. Актуальность и значимость проблемы обусловлены пониманием Толстым роли искусства и содержанием его концепции человека и мира Г Н. Ищук пишет о том, что Толстой вырабатывает свою систему образования и воспитания читателя, которая, в свою очередь, формировала самого Толстого как личность и как писателя, так как представляла собой органическую часть единого комплекса нравственно -философских, общественных и эстетических взглядов Толстого
Особое место в изучении раннего творчества Толстого и в постановке вопроса о сентиментальных традициях принадлежит Б М Эйхенбауму Исследование Б М Эйхенбаума - это фундаментальная и основополагающая работа Ученый выявляет истоки творчества молодого Толстого, полагая, что именно здесь выясняются основные особенности реализма Толстого Б М Эйхенбаум разрабатывает принцип «морфологического» (формального) метода изучения поэтики Толстого, в отличие от друїих (психологическою, социологическою и тд.), «при которых предметом исследования служит не само художественное произведение, а то, «отражением» чего
4 Купреянова Е Н Эстетика Л Н Толстого М -Л , 1966 С 45
5КочетковаНД Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания) СПб,
1994 С 36
8 является оно по мнению исследователя»6 Б М. Эйхенбаум ввел в единую систему анализа творчества писателя дневники, «Опыты в области романа («Детство»)», очерки («Кавказ и война»). Он тщательно исследовал дневники (1847 - 1852 г г.) Толстого, чтобы показать, какая работа велась им над миросозерцанием и над методологией самонаблюдения как подготовительной ступени к художественному творчеству, обозначить круг чтения будущего писателя и формальные проблемы «В центре его внимания - вопросы о художественных традициях Толстого и о системе его стилистических и композиционных приемов» Б М. Эйхенбаум считает, что молодой Толстой был противником романтических шаблонов, писателя интересовали проблемы формы описание, а не повествование, сосредоточенность на деталях, которые делают описание самоценным, проблемы стиля, а не композиции и жанра В связи с этим общим устремлением поэтики Толстого закономерно возникает вопрос о «і енерализации», на фоне которого выступают детали душевной жизни Эйхенбаум тщательно исследовал процесс жанровых исканий писателя, в частности факт возникновения замысла автобиографического «романа», и еі о эволюции: «эта форма автобиографии начинает стеснять Толстого и теряет смысл, так как требует группировки, концентрации психологического материала вокруг одной личности В данный момент это оказывается чуждо Толстому, поэтому повесть «Детство», по мнению ученого, замкнутая в себе вещь, самостоятельное произведение, а не часть романа»8.
Б М. Эйхенбаум отмечает, что во время работы над «Детством» Толстой находился под влиянием той литературы, которую он читал По мнению Б М. Эйхенбаума, «влечение Толстою к 18 веку - явление органическое и закономерное, английская и французская литература этой эпохи составляют ею главное и излюбленное чтение»9 Дневниковые записи Толстою (1847 - 1852 гг) свидетельствуют о том, что он проявлял повышенный интерес к литературе XVIII века и более всего к произведениям сентиментальной литературы.10
Ведущим литературным течением конца XVIII века является сентиментализм Характерная черта сентиментализма - апелляция не к разуму, а к нравственному чувству, к непосредственному импульсу, природному инстинкту Исследования П А Орлова «Русский сентиментализм», НД Кочетковой «Литература русского сентиментализма», Ф 3 Кануновой «Из истории русской повести», «Карамзин и Стерн», «Об эволюции стернианства Карамзина», ОБ Кафановой «IIМ. Карамзин - переводчик», ЕВ.
6 Эйхенбаум Б М Молодой Толстой П-Берлин 1922 С 8
7 Там же С 8
8 Там же С 61
'Эйхенбаум Б М О литературе М , 1987 С 39
10 Толстой Л Н Поли собр соч В 90 т М , 1937 Т 46 С 78, 82,110
9 Петровской «Гете и Руссо в творческом сознании молодого Толстого, «поэзия» и «правда» позволяют прийти к выводу, что основой огромного влечения Л Н Толстого к сентиментализму является сосредоточенность на нравственной, душевной жизни обыкновенного героя, о чем ранее в 1922 і писал Б М Эйхенбаум. Принципиально важным в освоении традиции сентиментализма русским писателем XIX века является философское понимание чистоты нравственного чувства не только как стихийного природного начала (что естественно, прежде всего, для ребенка), но и духовной устремленности к идеалу, воплощенному в христианских принципах гуманизма Именно идея движения к идеалу для сентименталистов и писателей XIX века является основой необходимости нравственного развития В понимании нравственного воспитания как «образования сердца» Толстой следовал традициям Ж -Ж Руссо, Л. Стерна, Н.М Карамзина, так как они писали из «сердца» и раскрывали сложную внутреннюю жизнь героев Чувствительность являлась одной из категорий этико - эстетической системы сентиментализма и всегда предполагала контакт внутреннего «я» с внешним миром, в центре внимания сентименталистов - изображение душевной жизни іероев
Очевидным свидетельством интереса Толстою к сентиментальной литературе является его ранний перевод начала «Сентиментального путешествия по Франции и Италии», который был сделан Толстым в 1852 году. Вопрос об отношении к Стерну был поставлен давно Проблема же перевода Стерна Толстым не получила глубокого освещения Можно указать на исследования К Н Атаровои и В Б. Шкловского
К Н Атарова в статье «Лоренс Стерн и Лев Толстой» исследовала манеру повествования, способы отбора материала, принципы обрисовки персонажа, особенности композиции. На основе анализа «Сентиментального путешествия...» и повести «Детство» К Н. Атарова делает вывод, что, несмотря на огромное влияние Стерна на молодого Толстого, Лев Николаевич уходил из-под его влияния, так как освободился от многочисленных отступлений и обращений к читателям, что было характерно для его первого литературного опыта, прежде всего, для романа «Четыре эпохи развития» и для трех редакций повести «Детство» Атарова указывает на существенные отличия Толстою от Стерна для Сгерна характерна зыбкая и неустойчивая картина мира, субъективный идеализм и всеобъемлющая ироническая позиция, в то время как у Толстого картина мира предстает четко и детерминированно, объективный материализм и непогрешимость авторского знания также отличают работу молодого Толстого"
11 Атарова К II Лоренс Стерн и Лев Толстой // Известия АН СССР Серия литературы и языка 1974 Т 34 Вып 6 С 515
10 В Б Шкловский в статье «Лев Іолстои» обращает внимание на композиционные особенности «Сентиментального путешествия . » и повести «Детство», на то, что Сгерн «играет бедностью действия романа, сопоставляя его неподвижность с быстрой текучестью чувств», а Толстой, считал, что «каждая глава должна выражать одну только мысль или одно только чувство»12, и сделал открытие - «он пишет маленькими главками -каждая имеет свои действующие лица, свою законченную историю и обычно новое место
действия»
В биографических воспоминаниях ПИ Бирюкова (1923), НИ Гусева (1927) упоминается об этом увлечении писателя Б М Эйхенбаум, Э П Зиннер, К Н Атарова, И Е Верцман, В Б Шкловский, Н.Б Спектор и др. указывают на то, что Стерн как яркий представитель английской сентиментальной литературы оказал на молодого Толстого большое влияние на формирование эстетики творчества молодого Л.II. Толстого и на процесс формирования языковых и стилистических приемов художественной обработки мыслей Попытку исследования перевода предпринял в 1960 году Е Ведел 14
Обращение Толстого к Стерну и перевод «Сентиментального путешествия » опирались на большую историю перевода Стерна в русской литературе
НД. Кочеткова в статье «Середина 1780-х - годов - 1800. Сентиментализм»15 указывает на переводы Г Апухтина (1789), Н.М. Карамзина (1791), А.В Колмакова (1793), Н. Карина (1795), Я.А Галинковскою (1801), ДВ Аверкиева (1891) и отмечает, что они существенно отличаются друї от друга по выбору отрывков для перевода, по стилистике, по обрисовке характера главного героя и автора Прозаический перевод «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Л. Стерна, сделанный Л Н. Толстым, входит органической частью в раннее наследие писателя, а художественный метод Стерна соответствовал и способствовал формированию толстовского типа самоанализа и выработке принципов изображения диалектики чувства Для Толстого, читавшею Стерна в оригинале, принципиально важными оказались два аспекта в художественном наследии английского писателя проблема чувствительности как нравственного и эстетическою обоснования естественности природы человека и стерновское понимание ненормативности каждой личности, искусство воплощения феномена текучести и многозначности душевного процесса
Коїда Толстой переводит отрывок из «Сентиментального путешествия . », то ориентируется на русскую сентиментальную традицию, в частности, на творчество Н М.
12 Шкловский В Б Лев Іолстой М , 1963 С 199
13 Іамже С 198
l4WedelE L Tolstoy's Ubersetzung von L Sterne Die Welt der Slaven v V p 425-451
15 Кочеткова НД Середина 1780 x - годов - 1800 Сентиментализм II История русской переводной
художественной литературы Древняя Русь ХУШвек Том! Проза СПб, 1995 С 213-280
Карамзина, для которою «чувство становится одним из качеств, определяющих степень «нравственности» личности» По Карамзину, как считает Спектор, «чувствительная натура способна к наукам и творчеству», «это любящий, страдающий и способный на самопожертвование» 16 человек Спектор показывает, что Толстому оказался ближе именно карамзинский способ описания чувств, так как, в отличие от стерновского героя, находящегося в статичном состоянии, герои Карамзина постоянно меняется под влиянием ощущения мира чувств Его так же, как и Карамзина, волнуют не события и факты, а самый процесс чувствования Но синтез стерновской и карамзинской чувствительности в творчестве ЛН. Толстого «способствуют глубинному проникновению в методы изображения сокровенного мира человека»17 и развивают способы психологического анализа Данные размышления о синтезе «стерновской» и «карамзинской» чувствительности требуют более детального изучения, что позволит рассмотреть раннее творчество Толстого более широко в тесном соотношении с русско-европейским контекстом
Большинство исследователей (А В Михайлов, Н Д Кочеткова и др), занимаясь проблемами сентиментализма, отметили его важнейшие особенности интерес к личности, ее самоощущение мира и взаимоотношение с обществом, понимание текучести состояния и сложности духовной жизни и в связи с этим сложность и неоднозначность чувства Важнейшая заслуга сентименталистов заключается в том, что они обратили внимание на детство как этап, когда происходит становление, формирование человеческого характера Толстой явился наследником европейского и русского опыта в осмыслении детства как философской, этической и эстетической категории и оказался под непосредственным влиянием писателей-сентименталистов XV11I века - Ж -Ж Руссо, Н М Карамзина, близкими ему по миропониманию и по художественным принципам
По мнению Е.Н. Купреяновой, Толстой усваивает центральную идею этики и философии Просвещения о ценности человеческой личности и нравственном ее совершенствовании в процессе прогресса человеческою общества и поэтому ориентируется на традиции сентиментализма, ценившего из двух духовных начал, которыми наделила природа человека, - чувство В свяш с *аинтересованностью проблемой развития личности определяется философское осмысление детства и погруженность в вопросы педагогики и психологии Это, несомненно, свидетельствует о близости философии, этики и эстетики Толстого к сентиментальным традициям Не
16 Спектор Н Б О «стерновской» и «карамзинской» чувствительности в интерпретации молодого Л Н
Толстого //Карамзинскийсборник Часть 1 Биография Творчество Традиции XVIII век Ульяновск 1997
С 61
17 Спектор Н Б Указ соч С 66
12 случайным является тот факт, что ключевой фигурой в жизни и творчестве Толстого является Ж-Ж Руссо, педагогические воз фения которого предполагали интерес и уважение к внутренней жизни детей. Это стало объектом исследования творчества и Руссо, и Толстого Ю М Лотман в исследовании «Истоки «толстовского направления» в русской литературе 1830-х юдов» иокаюл, что русские писатели 1830-х развивают целый ряд вопросов, ориентируясь на философию Просвещения, на ею педагогику, воспитание, идею процесса в развитии общества и культуры, на утверждение внесословной ценности человека 18
Относительно влияния на молодого Толстою западно-европейской литературы существует другая точка зрения. Современный исследователь И В Чуприна в работе «Трилогия Л Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1961) высказывает мысли об ошибочности утверждения таких исследователей, как Б М Эйхенбаум, П Попов, о том, что «Детство», «Отрочество», «Юность» есть результат влияния на ее автора некоторых западных писателей Исследователь полагает, что трилогия Толстого является порождением исключительно идейной и литературной жизни России конца 40-х и начала 50-х годов XIX века19. Но нелыя не учитывать, что «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л Стерна, «Письма русского путешественника», «Рыцарь нашею времени» и «Бедная Лиза» Н М. Карамзина, «Библиотека моего дяди» Р Іепфера, творчество Ж -Ж Руссо и т д оказали значимое влияние на Толстого и имеют явные точки соприкосновения с его первой повестью «Детство», что проявляется в замысле, композиции, тематике, художественной структуре, общем строе и эмоциональной тональности произведений
Начало творчества Л Н Толстого совпало с поднимавшимся в русской литературе интересом к проблемам становления характера, к теме детства. В это время появляются многочисленные произведения в жаггре мемуаров, исповедей, повестей, которые открывались картинами детства. В центре внимания таких писателей, как И А Гончаров, СТ. Аксаков, ПА Кулиш, проблемы нравственною самоопределения человека В отличие от писателей-современников, Л Н Толстой не ограничивается выявлением символики нравственно - философского содержания, на первом плане у него - задача
В центре внимания русских писателей, таких, как Н И Новиков, молодой Н М Карамзин, Д И Фонвизин, В А Жуковский, - воспитание ума и «образование сердца» Среди работ, посвященных данному вопросу, следует выделить исследования Н Д Кочетковой «Литература русского сентиментализма», П А Орлова «Русский сентиментализм», Ф 3 Кануновой «Жуковский - читатель педагогического романа -трактата Руссо «Эмиль, или о воспитании», ТЛ Занадворовой «Сентиментализм Ж-Ж Руссо», ВН Топорова «Бедная Лиза» Карамзина Опыт прочтения», статья А В Михайлова «Николай Михайлович Карамзин в общении с Гомером и Клопштоком» и др 15 Чуприна И В Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность» Саратов, 1961 С 116-149
13 воссоздания психологического процесса духовной жизни героя, чему служит особая структура жанра «Детства», а именно синтез романного и очеркового начал
Своеобразие трилогии, и в частности повести «Деіство», отмечено многими исследователями Толстого (Б М Эйхенбаум, Е Н Купреянова, Б.И Бурсов, Я С Билинкис, И.В Чуприна и др.) Речь идет о двойном по времени ракурсе освещения происходящего Отсюда возникает проблема жанровой природы повести «Детство» Л II Толстого, решение которой является принципиально важным. Как покашш исследователи «Сентиментального путешествия» (И Е Верцман, К Н Атарова, Е Краснощекова и др )20, Стерн в своем произведении опирался на огромную жанровую традицию, включавшую и роман воспитания, и жанр путешествия Позиция Стерна, обусловленная сложностью понимания характера человека и определившая эстетическую
многонаправленность в отношении предшественников, включая развитие традиций и отталкивание от них, получила выражение в особом синтезе сюжета событий (очерки путешествия по Франции) и сюжета все время меняющихся чувств и переживаний героя Вопрос о жанре «Детства», как и трилогии в целом, остается открытым в современном литературоведении Ірадиционньїм считается определение «Детства», «Отрочества» и «Юности» как автобиоірафическои трилогии Толстою Жанровая терминологическая размытость (хотя, конечно, в определении трилогия закреплено представление о целостности трех частей как выражении идеи развития героя и автобиографический, личностно активный пласт материала) обусловлена не только сложностью самой проблемы и состоянием этого вопроса в современном толстоведении. Незавершенность, отсутствие четкости и мноювариантность в определении іраниц жанра является следствием особою содержания самого произведения, его новаторского и экспериментальною характера, а главное - присущего ему сложного внутреннего жанрового синтеза
Хроника детской жизни и сюжет воспоминаний и раздумий уходят к жанровым традициям идиллии и элетии, так высоко чтимыми и разрабатываемыми сентименталистами. В русской литературе в творчестве Н М Карамзина, раннего В А Жуковского получил развитие синтез этих двух жанров Толстой активно использует и совершенствует эту традицию Очерковое (эпическое) начало, воссоздающее картину мира, проявляется в форме, характерной для идиллии. Л Н. Толстой сфокусировал внимание не столько на развитии сюжета, сколько на объемности характера главного
20 Верцман И Е Лоренс Стерн // Лоренс Стерн Сентиментальное путешествие М , 1940 С XI XXX Атарова К Н Лоренс Стерн и Лев Толстой Извести АН СССР 1974, Т 34 Вып 6 С 508-515, Лоренс Стерн и жанр путешествия в русской литературе конца XVIII века // М , 1978 С 133-145, Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» М , 1988 С 12 81 Краснощекова Е «Письма русского путешественника» Проблематика жанра //Русская литература 2003 №2 С 3 18
14 героя, на его всестороннем раскрытии, на стремлении героя познать мир и себя в нем Романное начало, акцентирующее развитие чувства, душевную организацию героя, проявляется в художественной форме, отмеченной связью с музыкальными принципами, с злеіией, для которых характерны смысловая и образная насыщенность и многомерность, усложненность тропов и суггестивность Теоретическое осмысление принципов организации идиллии (в частности, хронотопа) и трансформации ее в других жанрах представлено в трудах М М Бахтина, В Э Вацуро, Е С Хаева и др.21
Исследование особенностей восприятия Толстым сентиментальных традиций, в частности, идиллического хронотопа, представляє гея более объективным, если рассматривать его в контексте современной Толстому литературы. Такой контекст позволяет обнаружить общие закономерности трансформации идиллического жанра в творчестве данных писателей и выявить своеобразие Толстого, которое заключается в манере повествования, особенностях идиллического хронотопа, в изображении нежного облика чувствительного героя и мира природы «Детство» Л Н Тол сто і о не рассматривалось в контексте современной ему литературы («Сон Обломова» И А Гончарова, «Семейная хроника» С Т. Аксакова, «История Ульяны Терентьевны» П А. Кулиша22)
Романное начало проявляется в форме, отмеченной связью с музыкальными принципами, с элегией Исключительная сосредоточенность Л Н Толстою на воссоздании картины душевной жизни героя в процессе его общения с миром, сами принципы психологического анализа восходят у него к сентиментальным традициям, в частности, к такой особенности поэтики, как музыкальная организация текста, включающая в себя понятия тона и сквозных мотивов М.М Бахтин указывал на «проблему тона в литературе» как на одну из основополагающих в типологии литературы и разработал план-конспект, озаглавленный «Проблема тона в литературе (смех и слеш и их дериваты)». Бахтин намечает важнейшие аспекты исследования проблемы сентиментализма и его традиций в развитии мировой литературы, среди которых можно отметить проблему природы сентиментализма («Культ чувства Уход в микромир простых человеческих переживаний»), изучение философского и эстетического содержания
М М Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе», А Кукулевич «Русская идиллия Н И Гнедича «Рыбаки», М Л Троцкая «Идиллии Жан Поля», В Э Вацуро «Русская идиллия в люху романтизма», Е С Хаев «Идиллические мотивы в проиіведениях Пушкина рубежа 1820- 1830 годов», А С Бакалов «Идиллия в русской и немецкой лирике середины XIX века», Е И Ляпушкина «Идиллические мотивы в русской лирике начала XIX века и роман И А Гончарова «Обломов» и др
22 В работе Б М Эйхенбаума «Молодой Толстой» (1922г) есть упоминание об «Истории Ульяны Терентьевны» II А Кулиша, но только в плане общей темы, жанра и мотивов, свойственных данному жанру С 66 67
15 («Проблема типологии. Миросозерцательное значение слез и печали Слезный аспект мира. Сострадание»)
Таким образом, в истории и$учения художественного творчества Л Н. Толстого поставлены проблемы сентиментальных традиций, определены и исследованы частные вопросы, собран интересный материал, тем самым подготовлено основание теоретического и практического содержания для системного изучения проблемы
Научная новизна работы определяется системным подходом к проблеме сентиментальных традиций в творчестве раннею Л II Толстою Суть подхода и новизны его заключается в следующем
1. Впервые в истории изучения этой проблемы предпринята попытка проанализировать ее в целостном комплексе релиі иозно-философских, нравственно-этических и эстетических аспектов
Восприятие и освоение Л Н. Толстым сентиментальных традиций рассматривается в движении от «подготовительной школы» (перевод отрывка из «Сентиментального путешествия» Л Стерна) к созданию текста повести «Детство»
На материале дневников писателя и черновых редакций романа «Четыре эпохи развития» выявлены эстетические установки молодого Толстого в соотношении с просветительской философией, христианскими принципами и сентиментальной литературой, включая такие ключевые понятия, как «чувствительный читатель», «моральное уединение», «молитва» и др
Проанализирована структура первой повести ЛИ. Толстого - жанровый характер соотношения очерковою и романною, внутреннею и внешнею сюжета, идиллическою и элегического начал, лейтмотивный контрапункт, особенности повествования.
Повесть «Детство» рассматривается в контексте произведений 1840-1850-х годов («Сон Обломова» И А Гончарова, «Семейная хроника» С. Г. Аксакова, «История Ульяны Терентьевны» П А Кулиша), определяется ее место в развитии русской психологической прозы, обратившейся к воссозданию эпохи детства и отмеченной интересом к сентиментальным традициям
Методологическую и теоретическую основу работы составляют труды М М. Бахтина, Ю М Логмана, Е Н Купреяновой, Д С. Лихачева Также в качестве методологической основы послужили исследования Б М Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, ЛЯ Гинзбург, КН Атаровой, ГII Ищука, ИВ. Чуприна, Я С. Билинкиса, СМ. Шаврыгина, Е И Ляпушкиной и др
Теоретическая значимость работы связана с исследованием понятий «чувствительность», «чувствительный читатель», «сентиментальные традиции» в аспекте актуальной проблемы «I радиции сентиментализма в раннем творчестве Л Н Толстого»
Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее основных положений и результатов при построении общих и специальных курсов и семинаров по творчеству Л Н Толстого, в лекционных курсах по истории русской литературы XVIII - XIX в в в вузах, средних школах и в учреждениях инновационного типа
Положения, выносимые на защиту
1. Важнейшим фактором формирования эстетических и художественных принципов раннею ЛН Толстого является активное освоение писателем традиций русского и европейского сентиментализма (Л. Стерн, Ж -Ж Руссо, Н М Карамзин)
2 Ориентация Л Н Толстого на художественные открытия сентиментализма обусловлена содержанием его религиозно-философских и этических представлений, основанных на идеях просветительства и принципах христианской веры, актуализирующих проблему нравственного воспитания человека как пути духовного возрождения общества, сохранения нравственной чистоты
3. Установка на воспитание «чувствительного читателя» отражает важнейшую
особенность эстетической системы Л Н. Толстого, генегически восходящей к
сентиментальной концепции о природе художественною восприятия искусства,
воздействующею на сердце человека
4. Поэтическая структура художественных опытов раннего Л Н Толстого (перевод
из Стерна, повесть «Детство») - жанровый синтез очеркового и романного начал,
развитие внутреннего и внешнего сюжета, взаимопроникновение идиллическою и
элегического пластов, организующих хронотоп, повествование, систему лейтмотивов -
является выражением авторской концепции, восходящей к открытиям сентиментализма о
«самоотождествленности личности» и свободе, принципиальной «незавершенности
взаимоосмысляющего чувства»23.
5. Напряженные поиски нравственных ориентиров актуализировали в русском
обществе 1850-х годов концепцию детства и духовного становления личности и
обусловило как закономерность художественною развития факт обращения к
сентиментальным традициям целого ряда русских писателей, включившихся в разработку
" Михайлов А В Николай Михайлович Карамзин в общении с Клопштоком // Михайлов А В Обратный перевод М,2000 С 255
темы детства (А И. Герцен, С Т Аксаков, И А Гончаров, II А Кулиш, Ф М Достоевский идр)