Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба Евдокимова, Людмила Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евдокимова, Людмила Викторовна. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Волгоградский гос. пед. ун-т.- Волгоград, 1996.- 29 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-4/1348-9

Введение к работе

Творческое наследие одной из центральных фигур русского символизма- Ф. Сологуба (18бЗ-1927),-которое является объектом настоящего исследования, вызывает в последнее время повышенный интерес- Начавшийся в 1570-е годы процесс литературоведческого изучения творчества Ф. Сологуба (Е. Б. Тагер, М. И. Дикман, Вл. Орлов, И. П. Смирнов, И. Ю. Симачева, И. А. Жиркова, И. Ю. ГаврикоЕа, М. М. Павлова, Л. Клейман и др.) активизируется, в сферу исследования во&текаются ранее неиззестные аспекты поэтики писателя. Однако мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба еще не была предметом специального изучения. Между тем мифологический характер творчества писателя был замечен уже его современниками (Вяч. Ивановым, В. Брюсовым, М. Морозовым).

Оригинальность мифологической темы в творчестве Сологуба, способность писателя обнаруживать в повседневности мифологическую парадигму отмечались и в современном литературоведении такими исследователями, как М. М. Бахтин, Л. Силард, 3. Г. Минц. Назрела необходимость постановки проблемы мифопоэтизма всего творчества Ф. Сологуба. Особое внимание писателя к фольклору, мифу и ритуалу позволяет предположить, что данный аспект исследования поможет продвинуться на пути создания цельной картины поэтики Ф. Сологуба, осознать новые оттенки em творческой индивидуальности, что и определяет актуальность исследования.

Материалом нашего исследования служит творческое наследие Сологуба в целом, включая неопубликованные тексты, но прежде всего драматические и прозаические произведения.

Фольклорная поэтика (лексика, образы, сюжеты) представлена в мифопоэтическях текстах Ф. Сологуба в значительном объеме, что объясняется большим интересом писателя к фольклору, к исследованиям фольклористов. Обращение к фольклору было характерно для многих символистов, которые стремились познать народную стихию, пытались проникнуть в заповедные тайники народной души. Символистов в фольклоре привлекали также общезначимость символики, своеобразная цельность, синкретизм. Сологуб, однако, отказывался искать з народном творчестве "поучения, идеалов, творимого бога**'. Внимание Сологуба к фольклору было вызвано прежде всего художественным совершенством произведений устного народного творчества, выразительностью их языка. Характерно, что народные сказки интерпретировались писателем как образец символизации, а диалектные слова, малоизвестны г массовому читателю и отличающиеся звуковой оригинальностью, использовались Сологубом для создания мистического подтекста его стихотворений ("Ведьма").

1 Сологуб Ф. Искусство наших дней // Он же. Творимая легенда. Кн. 2. М.. 1991. С. 191.

Современное состояние фольклора расценивалось писателем как своеобразный барометр народного мировосприятия. Так, появление в середине 20-х годов XX в. жанра новин стало для Сологуба свидетельством того, что изменился лишь внешний строй жизни, но не "строй души".

Теоретические работы Сологуба, его примечания к художественным произведениям свидетельствуют об интересе писателя к фольклористическим исследованиям. Так, Сологуб был знаком с книгой Н. Крушевского "Заговоры как вид русской народной поэзии", работой С. Шашкова "Шаманство в Сибири", со сводом русских народных песен А. И. Соболевского, со сборником сказок А. Н. Афанасьева, с исследованием Г. Н. Потанина "Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе". Оставшаяся з рукописи студенческая реферативная работа писателя "Сказки животного эпоса и нравственно-бытовые"1 обнаруживает знание Сологубом трудов как мифологической (А. Н. Афанасьеа), так и психологической (А. А. Потебня) школ в фольклористике. Данная работа позволяет утверждать, что фольклор-но-мифологкческий контекст сыграл определенную роль в формировании ориганатьного символистского видения Сологуба.

"Мифопорождающее" творчество Сологуба также оказало некото-' рое влияние на современную писателю фольклористику. Так, описывая послереволюционные бывальщины о рождении черта в семье комліуниста-безбожника, костромской фольклорист В. Смирнов называет эти новые фольклорные тексты "творимой легендой", заимствуя название сологубовского романа2.

Характерной чертой мифопоэтизма Сологуба нами признается ориентация художественной структуры произведений писателя на ритуальные схемы. Обращение Сологуба-символиста к ритуальной парадигме было закономерно. Семиотизация действіггельности в художественной системе сігмволизма соотносится с повышенной символичностью ритуальных схем. Кроме того, "ритуальное мышление" (Л. Гинзбург)-явилось важным условием преодоления противоречия между содержанием символа и предметом изображения3.

Для изучения в свете ритуально-мифологической традиции нами были отобраны те произведения, в которых совпадения с деталями, действиями ритуала выходят за рамки отдельных случаев, т. е. речь идет о совпадении с ритуалом как со структурой.

Итак, основная цель исследования обусловлена стремлением определить, в чем заключается своеобразие мифопоэтизма творчества Ф. Сологуба. Для достижения поставленной пели решаются следующие задачи:

1 РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 1. Ед.хр. 572.

1 Смирнов Вас. Чертролилея (творимая легенда) // Третий этнографический сборник. Знп. 92S. Кострома, 1923. С. 17-20.

5 Богданов В. А. Самокритика символизма (из истории соотношения идеи к образа)// Кокгекст — 1984: Литерагурно-теоретические исследования. М., 1986. С. 179.

определить, какие области фольклора оказались близки Сологубу, каковы особенности использования Сологубом фольклорного материала;

выяснить своеобразие литературно-фольклорных связей в зависимости от жанра произведения писателя;

t — показать ритуально-мифологический подтекст изображенной Сологубом реальности;

определить особенности "новой" мифологии Сологуба;

выявить взаимосвязь между характером использования фольклорно- мифологического (ритуального) материала и эволюцией творчества писателя;

определить своеобразие "ритуализма" Сологуба путем анализа в историко-литературном контексте инициационного сюжета.

Методология исследования определяется историко-типалогичес-ким подходом к явлениям словесного искусства. Методы исследования обусловлены разнообразием видов связей творчества Сологуба с фольклором и ритуалом. В работе использованы принципы исследования генетических и типологических связей между фольклором и литературой (Л. И. Емельянов, Д. Н. Медриш, У. Б. Далгат), а также принципы исследования сюжетных архетипов (Е. М. Мелетинский), "неомифологаческих" текстов (Д. Е. Максимов, 3. Г. Минц). Кроме того, сделана попытка сопоставить художественное произведение со структурой и содержанием обряда через формулу-сюжет на основе семантико-палеонтологического метода (И. Г. Франк-Каменецкий," О. М. Фрейденберг, В. И. Еремина).

Научная новизна предлагаемого исследования определяется тем, что творчество Сологуба не изучалось в ритуально-мифологическом контексте; а также недостаточной изученностью вопроса о фольклористическом генезисе произведений писателей-символистов. Кроме того, в научный обиход вводится неопубликованный материал Сологуба (статьи, черновики, письма), обнаруженный нами в ОР РГБ и в РО ИРЛИ.

Теоретическая значимость исследования определена его проблематикой и заключается в возможности применения полученных данных в изучении особенностей символа, своеобразия "нсомифологичес-ких" текстов, проблем взаимоотношения литературы с фольклором, мифом и ритуалом, проблем синтеза литературы, философии и религии.

Материалы и результаты диссертации могут быть использованы в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы "серебряного века", теории литературы, что составляет практическое значение исследования.

Апробация материала. Основные положения диссертации были изложены на итоговых научных конференциях преподавателей Астраханского педагогического ішститута им. С. М. Кирова (Астрахань, 1992, 1993), Всероссийской межвузовской научной конференции "Ли-

тература и фольклорная традиция" (Волгоград, 1993). Работа обсуждалась на заседаниях кафедры ВГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

поэтика Ф. Сологуба на протяжении всего творческого пути писателя испытывала воздействие самых разнообразных фольклорных жанров (пословицы, поговорки, сказки, баллады, обрядовая поэзия, народный театр), в которых писателя привлекал прежде всего принцип' полифонии (вариативность фольклорных сюжетов, амбивалентность фольклорного образа, относительная шкала ценностей в лирическом и лиро-эпическом жанрах, двойное освещение событий (героико-романтическое и комическое) в народной драме);

ритуально-мифологическое значение фольклорных текстов активизируется при использовании их Сологубом в качестве источника своих произведений;

ссылка писателя на конкретный фольклорно-мифологический источник исключительно в драматургических произведениях, являясь автомета-описанием, подчеркивала эстетические особенности символистской драмы (музыкальное начало, идея Единого, концепция марионетки);

своеобразие мифопозтизма писателя в произведениях о детях определяется тем, что, как правило, здесь подчеркивается причастность героя-ребенка к архаическому ритуалу, романтически противопоставленному современной действительности;

концепция "мифотворчества" Сологуба заключается в следующем: "новая" мифология должна не столько реконструировать старый миф, сколько развивать его и усовершенствовать, преодолевая "случайные черты"; кроме того, в творчестве Сологуба, "новая" мифология представляет собой "синтез" искусства, философии, религии, науки;

изучение творчества Сологуба в свете трансформации трехчленного мифологического пространства (верх/средний мир/низ) позволяет проследить творческую эволюцию писателя от 'ідей тождества люди = черти ("Мелкий бес") до стремления выразить божественную сущность человека в традиционном религиозном контексте ("Заклинательница змей");

в творчестве Сологуба инициационный семантический комплекс представлен со всей детальностью и полнотой, что подтверждается сопоставительным анализом с произведениями отечественных и зарубежных авторов XVI — конца XX вв. (Дж., Страпарола, А. ІІлатонов, Ю. Мамлеев), содержащими древнюю мировоззренческую идею "ни жив ни мертв".

Особая роль ритуальной парадигмы в тикфопоэтических произведениях Ф. Сологуба обусловила отбор материала и структуру работы. Диссертация "Мифопоэтичсская традиция в творчестве Ф. Сологуба" состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и приложения.

Общий объем диссертации составил 240 страниц.

Похожие диссертации на Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба