Введение к работе
Актуальность темы исследования. Неисчерпанность проблемы "Достоевский и Пушкин" требует новых подходов к ее решению. Определение связей Достоевского с творчеством Пушкина во всей их сложности и противоречивости позволит лучше понять особое место наследия Достоевского в русской литературе, что делает проблему весьма актуальной.
Новизна данного исследования прежде всего в подходе к теме, в методике анализа: до сих пор исследователи этой проблемы акцентировали внимание на том, что взял Достоевский у Пушкина, какие из пушкинских идей и образов огали зерном, этико-филоооф-
"ПІосква. 1971. * И. С. 201-216.
„ 3 -
ской проблематики романов Достоевского. (.Наиболее поляо .это направление исследования проблемы воплотилось в трудах А.Л,в-ма ), Нас же интересуют принципиальные различия, в трактовке сходных характеров и проблем у Пушкина и Достоевского, мы исследуем, какой философской и художественной трансформации подверглись они у Достоевского, как осмыслялись двумя писателями некоторые типы национально-этической ориентации русских людей. Еще Л.Гроссман утверждал, что ДосгоевокиЙ никогда не впадал в зависимость от предшествующего ему литературного опыта и был уверен, что сумеет так построить произведение, что "сырые КЛС— ' чья будничной действительности, сенсации бульварных повествований и боговдохновленные страницы сольются в новый состав и примут глубокий отпечаток ого личного огилш и тона" .
Лао интореоуюг гикже но проого заимствования. Достоевским некоторых пушкинских принципов построения, произведения и сюжег-но-композиционных приемов, а новое функциональное наполнение их,
Цель такого подхода - в выявлении характера и способов модификации ПУШКИНСКОГО материала, в разработка вопроса о принципах освоения "чужого материала" Достоевским. Это движение в направлении, намеченном А.С.Долининым в его книге "Творческая лаборатория Достоевского: Роман "Подросток", но на мегериале, не удаленном идеологически, не чуждом писателю, а, наоборот, близком ему. Достоевский полагал себя наследником пушкинского идеала»
Цель работы - определить, как под пером Достоевского кор-релировался этот идеал, приближаясь к другой системе взглядов, выявить самостоятельный, эстетический путь Достоевского к достижению вершин пушкинской поэтики.
Материалом исследования избрано "Великое пятикнижие" До~ огоевокого ^"Преступление и наказание", "Идиот", "Боен", "Подросток", "Братья Карамазовы"), рассмотренное сквозь призму пушкинского творчества. Выбор именно этих пяти романов обус-
р См., напр. Бом А.Л. Гоголь и Пушкин в творчестве Досгоевоко-го - \Ц siavia, 19И8. п. 7, е. I, s, 62-06: Он jkf. Гоголь и Пушкин в творчестве Доогоевокого - 2// siavia. 1929-1930. r. Ь, з. I. s. 82-10J; Он же. Гоголь и Пушкин в творчестве До-стоевского - V/ slavio. Ш9. r. 8, 5. d. з. d97-}U. .
Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского, М.: Пзд~во ГАХП, 1925. С. 17^175.
. ц -
довлан средоточием в них основных моментов художественной оио-гемц лоогоевокого, воплощением его главных замыслов, возможностью оделагь на основа материала этих романов объективные выводи по заданной проблемо. Пушкинокое же наоледив борется в полном объеме, не исключая писем, дневников, черновиков, статей. При этом в последней главе основой сопоставительного асследова-нияв области организации повествования послужила проза Пушкина. Общие цели диссертации обусловливают и конкретные задачи:
-
Определить степень опоры на пушкинское наследие в создании, двух ооновных типов национальной ориентации у Достоевского (типа "скитальца" и типа "положительно прекрасного').
-
Установить зависимость принципов сюжетосложения в романах Достоевского от художественной оистемы Пушкина.
-
Определить возможные связи в организации повествования у Достоевского и Пушкина.
Научно-практичеокая ценность работы состоит в том, что еаз положения могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы; "Достоевский и Пушкин", в спецсеминарах по творчеству Достоевского, а также в общих курсах истории русской литературы XIX века.
Апробация работы проведена На конференциях "Проблема характера в литературе" (.Челябинск, 1990) и "Проблемы художественной типизации и читательского восприятия литературы" .(Сгерлитамак, 1990).
Структура и объем диосергации. Сопоставительное изучение ведется, по избранным крупным аспектам поэтики: герой и образная система, сюжет, организация повествования. Такой многоступенчатости соответствует и отроение работы. Она состоит из введения, тр.ех глав, заклпчения и библиографии. Диссертация изложена на 185 страницах, библиография включает 408 наименований,