Введение к работе
Настоящая диссертация представляет собой опыт исследования различных авторских версий типа «делового человека» и его отношения к проблеме долга, к обязательствам интеллигентного дворянина или разночинца перед народом.
Рассмотренный в данной работе период (1840-е - 1890-е гг.) отмечен целым рядом различных событий и явлений. 1840-е - нач. 1850-х гг. - бюрократический произвол, «царство грабежа и благонамеренности в размерах еще не бывалых» ; общественный подъем второй половины 1850-х гг., когда «просыпавшаяся Россия», страна крепостного рабства, приучалась «роптать на ошейник» (Герцен); события, связанные с «созданием поре-форменного общества, гласностью» (1860-е - 1870-е гг.); время «кровавой борьбы горстки народовольцев с правительством» ; экономические успехи 1880-х - 1890-х гг. и проблемы, вызванные «кризисом христианства, просветительства и народничества» . В означенную «литературоцентричную» (А.Чернов) эпоху роль слова резко возрастает, и литература становится ареной борьбы, где решались не только эстетические, но и политические, социальные, общекультурные проблемы.
Под типом, изображенным в литературе, мы понимаем наиболее возможный и типичный для определенного общества образ человеческой индивидуальности .
Под «деловым человеком» понимается личность, способная «предпринимать, затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело». Предприимчивый человек - «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам; смелый, решительный, отважный на дела такого рода» .
Рабочими терминами в настоящей диссертации также стали классика и беллетристика. Под классикой понимается литература высокохудожест-
1 Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина / П.В. Анненков. - М., 1984. -С. 9.
Деготьков А. А. Драматургия В. А. Дьяченко в историко-литературном контексте 1860-х-1870-х годов: дис. ... канд. филол. наук / А. А. Деготьков. - Казань, 2008. - С. 7.
Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский / В.Я. Лакшин. - 2-е изд., испр. и доп.-М., 1982.-С. 496.
Щенникова Л.П. Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен: дис. ... д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 2003. - С. 5.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1955. - Т. 3. - С. 388.
венная, развивающая и облагораживающая читателя, не устаревающая в силу своих высоких общечеловеческих смыслов. Под беллетристикой -развлекающая и просвещающая книжная продукция, сохраняющая достаточный уровень качества. В.Г. Белинский писал о классике как о литературе «для веков», а о беллетристике - «для минуты» . «Классическая литература всегда открывает человеку нечто новое: о нем самом, о мире», а развлекательное «чтиво», «как волшебная сказка, подтверждает то, что чело-
веку давно известно» , - так разграничивает два уровня словесного искусства современный исследователь.
В данной диссертации рассмотрены беллетристические произведения, в которых адаптированы открытые классикой типы и проблемы. В центре нашего исследования находятся процесс и механизмы перехода соответствующей проблематики из «высокого» искусства в более «низкое».
Актуальная для вышеозначенной эпохи проблема социальной вины была отрефлексирована не только в художественных, но и в многочисленных публицистических произведениях. А.И. Герцен в своих статьях, в частности, в работе «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству» (1853) отмечал: «На нашей душе лежит великий грех, мы его унаследовали, и в этом не виноваты, но мы удерживаем неправо унаследованное, оно стягивает нас, как тяжелый камень, на дно, и с ним на шее мы не всплывем. <.. .> Мы крепостные - потому что держим в неволе наших братии, равных нам по рождению, по крови, по языку» .
Сходные идеи выдвигал П.Л. Лавров, утверждая, что «образование, возможность пользоваться плодами науки и культуры» интеллигенция получила за счет народа и «должна вернуть ему долг» .
Человек, испытывающий чувство социальной вины («кающийся дворянин», по определению Н.К. Михайловского) - дворянин, осознающий, что он должен отдать долг народу, которого на протяжении веков эксплуа-
6 Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. / В.Г. Белинский. - М., 1982. - Т. 8. -С. 444.
Чупринин СИ. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям / СИ. Чупринин. -М., 2007.-С. 297.
8 Герцен А.И. Собрание сочинений: в 9 т. / А.И. Герцен. - М., 1958, Т. 7. - С. 8-9.
9 Лавров П.Л. Исторические письма. / П.Л. Лавров // Интеллигенция-Власть-Народ. -
М., 1992.-С. 51.
тировали его предки-крепостники. По мнению критика, «служить народу, значит работать на пользу трудящегося люда» . Публицист пишет и о разночинцах, которые пошли с «кающимися дворянами» «рука об руку, не смешиваясь, однако, с ними до конца...» .
К настоящему моменту выявлены и изучены такие литературные типы, как маленький, лишний, отвлеченный, тонкий, слабый человек и пр. Однако до сих пор не решен вопрос о бытовании в классике и беллетристике типа «делового человека», подвергающего нравственной оценке свою деятельность. Очевидно, что указанный аспект рассматривается в литературе «первого» и «второго» рядов с разных поэтологических и идеологических позиций. В настоящее время назрела необходимость рассмотреть указанные проблемы в русле развивающейся тенденции современного литературоведения - характерологии. Это определяет актуальность темы и направления исследования.
Изучение типа «делового человека» и проблемы социальной вины в широком литературном контексте представляется нам весьма плодотворным, так как это дает возможность увидеть не только своеобразие поэтики произведений писателей-классиков и авторов «второго ряда», но и позволяет продвинуться в изучении культурного и социального пространства обозначенной эпохи (1840-е - 1890-е гг.), способствуя тем самым решению важнейшей задачи современного литературоведения - созданию объективной картины интерферирования данностей искусства и экономики, литературы и истории, политологии, социологии.
В работе ставится целью проследить в отечественной классике и беллетристике 1840-Х-1890-х гг. процесс развития типа «делового человека», а также его отношение к проблеме социальной вины.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:
1) рассмотреть разнообразие авторских версий типа «делового человека» и решения проблемы социальной вины на материале произведений писателей-классиков (Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова,
Михайловский Н.К. Литературная критика и воспоминания / Н.К. Михайловский. -М., 1995.-С. 214. 11 Там же. -С. 405.
Г.И. Успенского, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого);
-
проанализировать творчество П.Д. Боборыкина (на материале повести «Долго ли?», романов «Китай-город», «Василий Теркин»), на беллетристическом уровне решавшего проблему социальной совести в связи с усилением общественного интереса к типу «делового человека»;
-
изучить различные версии типа «делового человека» в его отношении к проблеме социальной вины в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы»;
-
исследовать художественные способы изображения проблемы социальной вины в творчестве писателей рубежа веков: раннего В.В. Вересаева и литератора «второго» ряда А.Л. Бостром (Толстая);
-
сопоставить художественные средства, с помощью которых созданы типы «делового человека» и решена проблема совестливости (отражающая социальную и эстетическую авторскую рефлексию ), в классических и беллетристических произведениях.
Объектом настоящего исследования послужило творчество писателей классиков и беллетристов II половины XIX в.
Предметом исследования избраны тип «делового человека» и проблема социальной вины в отечественной классике и беллетристике 1840-х -1890-х гг.
Материал диссертации составляют художественные произведения русских классиков: Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, Г.И. Успенского, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого; беллетристов: П.Д. Боборыкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка. Кроме того, материалом для изучения стали произведения А.Л. Бостром, В.В. Вересаева, А.П. Чехова. В качестве непосредственного материала исследования были взяты романы («Три страны света», «Тонкий человек, его приключе-
Reflexio - от лат. «движение назад». Под социальной рефлексией мы понимаем форму мыслительной деятельности человека, направленную на осмысление своей роли и места в жизни общества. Под эстетической рефлексией, вслед за исследователями В.И Баком и Д.П. Тюпой, понимается поиск творческим субъектом своей «актуальной позиции» в искусстве. См. работу: Тюпа В.И., Бак Д.И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики / В.И. Тюпа, Д.И. Бак// Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. - Кемерово, 1988. - С. 4-15.
ния и наблюдения»), поэмы («Саша», «Кому на Руси жить хорошо»), стихотворения («Памяти Добролюбова», «В.Г. Белинский», «Сеятелям», «Пророк» и др.) Н.А. Некрасова; цикл очерков («Нравы Растеряевой улицы»), очерки («Неплательщики», «Буржуй» и др.) Г.И. Успенского; роман И.С. Тургенева «Новь». Материалом для исследования также явились наиболее значимые произведения беллетристов: повесть («Долго ли?») и романы («Китай-город», «Василий Теркин») П.Д. Боборыкина; роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Рассказ «Товарищи» и повесть «Без дороги» В.В. Вересаева, очерки А.Л. Бостром («День Павла Егоровича», «Марья Руфимовна», «Воскресный день сельского хозяина», «Пробуждение»), чеховские «Дом с мезонином» и «Рассказ неизвестного человека» также были исследованы в диссертации.
Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем впервые на материале творчества русских классиков и писателей «второго ряда» 40-х - 90-х гг. XIX в. специальному и подробному изучению подвергся тип «делового человека» и его отношение к проблеме социальной вины.
Научно-методологическая основа диссертации определяется задачами, которые ставятся в исследовании. Основными научно-исследовательскими методами являются историко-литературный, сравнительно-сопоставительный, социологический, мотивного анализа. Автору данного диссертационного исследования во многом помогли скорректировать работу книги и статьи М.М. Бахтина, Н.Л. Вершининой, А.И. Журавлевой, Ю.И. Карякина, В.Б. Катаева, Б.О. Кормана, Л.Е. Кройчика, В.Я. Лакшина, Ю.В. Лебедева, Ю.М. Лотмана, М.С. Макеева, Ю.В. Манна, Е.Г. Мущенко, Н.Н. Пайкова, СВ. Савинкова, В.А. Свительского, Н.Н. Скатова, В.П. Скобелева, Е.М. Таборисской, В.Н. Топорова, А.А. Фаустова, О.М. Фрейден-берг, А.Г. Цейтлина, СИ. Чупринина. Также были использованы труды отечественных историков, раскрывающие особенности социально-экономического развития рассматриваемой эпохи, - Б.П. Балуева, А.С. Баранова, А.С. Орлова и др.
Теоретическая значимость работы: данная диссертация содержит литературоведческие наработки, которые могут быть использованы для
дальнейшего изучения различных аспектов характерологии, а именно: типа «делового человека». В настоящем исследовании предлагаются подходы к изучению проблемы социальной вины в классических и беллетристических произведениях, а также выявляются отличия поэтики литературы «первого» и «второго» рядов.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть применены в дальнейших научных изысканиях на данную тему и при составлении комментариев к текстам. Также на основе материалов исследования могут быть разработаны учебные пособия и учебные курсы. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при подготовке общих курсов по истории русской литературы и теории литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Тип «делового человека» в настоящей работе (соответственно рассмотренным произведениям) имеет внутреннюю классификацию: «делец», не подвергающий свою деятельность нравственной оценке; положительный «деловой человек», стремящийся разбогатеть честным (законным) путем; «деловой человек», чья деятельность (промышленная, сельскохозяйственная, коммерческая) сочетается с гуманными намерениями - помощью народу, заботой о природе.
-
При анализе произведений русских классиков установлено, что писатели разделяли понятия «делец», заботящийся только о личном обогащении, и человек «дела», «деловитый» человек, думающий о благе других, обремененный социальной совестью. Именно поэтому писатели не пришли к соединению в одном центральном персонаже деловитости и совестливости как основных категорий характера.
-
При исследовании беллетристических произведений П.Д. Боборы-кина доказано, что авторские художественные и идеологические стратегии направлены на создание центрального персонажа, прошедшего эволюцию от «дельца» до «делового человека» (крупного промышленника), озаботившегося нуждами народа и страны в целом.
-
В процессе изучения поэтики беллетристического романа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» выявлено, что авторское худо-
жественное сознание сосредоточено на создании главного героя - «делового человека», отказавшегося от личного обогащения под воздействием чувства социальной вины.
-
В результате исследования творчества раннего В.В. Вересаева и А.Л. Бостром было доказано, что развиваясь в русле традиций Н.А. Некрасова, Г.И. Успенского, И.С. Тургенева, писатели рубежа XIX-XX вв. продолжают создавать образы интеллигента (дворянина и разночинца), наделенного «больной совестью».
-
Сопоставление произведений классического и беллетристического уровней выявило различные авторские идеологические и поэтологические подходы к проблеме соотношения деловитости и совестливости. У писателей-классиков, в силу сложной психологической разработки образов и глубокого анализа социальных процессов, тип «делового человека» не оказался совмещен с проблемой социальной вины и долга. Такое соединение мы наблюдаем у авторов «второго» ряда, что стало возможным благодаря упрощенности и схематичности беллетристики.
Основные положения диссертации были апробированы на следующих конференциях и чтениях: на научной конференции, посвященной изучению творчества Н.А.Некрасова (Ярославль, Карабиха) - 2009; на международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения и 125-летию со дня смерти И.С.Тургенева (Орел) - 2009; на Эйхенбаумов-ских чтениях - 2009 (Воронеж, ВГПУ); на научно-теоретической конференции «Наше наследие. История и культура русской провинции» (Москва, Ленинские горки) - 2009; на Петербургских чтениях - 2009, 2010, 2011, 2012; на Михайловских Пушкинских чтениях - 2010 (Пушкинский Заповедник, Псков).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы (207 наименований).