Введение к работе
Предметом исследования является баллада 1840 — 1890-х гг., ее содержательные признаки и такие характеристики, как источник сюжета, историческое время, реальное место действия и жанровая разновидность.
Объектом исследования послужили произведения поэтов, создавших значительное число баллад: А.К. Толстого, Я.П. Полонского, А. А. Фета, А.Н. Мангова, Н.А. Некрасова, Л. А. Мея, К. К. Случевского, А.Н. Апухтина, B.C. Соловьева, С.Я. Надсона, К.М. Фофанова. Из всего корпуса произведений этих поэтов нами выделено 125 баллад.
Актуальность исследования определяется тем, что сейчас существуют лишь работы, в которых рассматриваются те или иные баллады названных авторов; обобщающих трудов, посвященных теории и истории жанра баллады 1840— 1890-хгг, нет.
Проблематика исследования — особенности структуры и эволюции русской литературной баллады 1840—1890-х гг.
Цель работы состоит в том, чтобы проследить эволюцию жанра на протяжении 1840—1890-х гг. ивыявить ее закономерности.
Задачи, решаемые в ходе исследования, подчинены общей цели и обусловлены объектом и предметом исследования.
Задачи эти таковы:
— выделить основные формальные и содержательные признаки понятия
«русская литературная баллада»;
—разделив содержательные признаки традиционной баллады по степени значимости натри группы (основнойпризнак, факультативные признаки, виртуальные признаки), получить формулу инварианта русской литературной баллады и выявить все разновидности русской литературной баллады;
—исследовать все баллады, выявленные нами, и определить их структуру;
проследить эволюцию каждого из признаков баллады и всей их совокупности по десятилетиям в пределах 1840—1890-х гг.;
на основе полученных результатов выявить общие закономерности эволюции русской литературной баллады 1840— 1890-х гг.
Методологической основой исследования послужили труды А.Н. Ве-селовского, В.Я. Проппа, Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана. Методика исследования разработана нами с опорой на исследование О.А. Левченко «Жанр русской романтической баллады 1820— 1830-х гг.».
Методы исследования: преобладающими методами являются сравнительный и структурный анализ. Предлагается особая методика исследования текстов на предмет их принадлежности к жанру баллады, а также их места в структуре жанра.
Научная новизна исследования состоит в разработке оригинальной методики исследования балладного жанра; эта методика позволяет четко отграничить произведения, принадлежащие к жанру русской литературной баллады, от произведений других жанров.
Теоретическая ценность работы заключается в выявлении структуры русской баллады 1840—1890-х гг.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовать предлагаемую методику в исследованиях, касающихся теории и истории жанра любого периода и любой литературы, а также, с некоторыми изменениями —в исследованиях произведений других жанров.
Положения, выносимые на защиту
-
Структура русской романтической баллады 1820—30-х гг. оказала решающее влияние на структуру баллады позднейшего времени.
-
Наличие в произведении одной из разновидностей балладной фабулы является основным критерием для причисления исследуемого произведения к балладному жанру.
-
Структура баллады 1840 — 1890-хгг. подверглась значительному разрушению; в рассматриваемом балладном массиве произведения с утратой той или иной части содержательных признаков составляют почти две трети.
-
Тем не менее, память жанра баллады сохраняется на всем протяжении рассматриваемого периода. Она гораздо сильнее деструктивных процессов.
-
Источником сюжета баллад чаще всего является реальная действительность, историческим временем — прошлое. Местом действия баллад авторы обычно избирают Россию или западноевропейские страны с умеренным климатом (такие баллады мы называем ординарными, в отчичие от баллад экзотических). Наиболее распространенной жанровой разновидностью баллады является ситуационная баллада, или баллада положений.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в 7 публикациях. По материалам исследования сделано несколько докладов на научных конференциях разного уровня: международной научной конференци молодых ученых «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 1999); республиканской научной конференции «Пародия в рус-
ской и мировой литературе» (Смоленск, 1996); межвузовских научных конференциях (Смоленск, 1998. 1999), ежегодных научных конференциях аспирантов кафедры истории и теории литературы Смоленского государственного педагогического университета (1994—1997), на заседаниях Филологического семинара кафедры истории и теории литературы Смоленского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка источников текста и списка литературы, а также приложения, содержащего таблицы, в которых приводятся различные характеристики баллады исследуемого периода.