Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика Склейнис, Галина Альфредовна

Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика
<
Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Склейнис, Галина Альфредовна. Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Склейнис Галина Альфредовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Магадан, 2009.- 404 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-10/6

Введение к работе

Степень изученности темы. Антинигилистическая проза - сфера литературного творчества, относительно недавно оказавшаяся в центре внимания литературоведов. До середины 80-х годов XX столетия интерес к произведениям антинигилистической направленности был достаточно редким, а «неприятие консервативной идеологии корректировало эстетическую оценку произведений» (Н. Н. Старыгина).

И на идеологическом этапе изучения антинигилистического романа были сделаны определенные наблюдения над его жанровыми особенностями, сюжетосложением, принципами типизации, но они носили эпизодический характер и не подкреплялись развернутой аргументацией.

В 90-е - начале 1900-х г. появились исследования, посвященные большим художникам, творчество которых так или иначе ориентировано на жанровые законы антинигилистической романистики, - прежде всего Н. С. Лескову и Ф. М. Достоевскому, а также А. Ф. Писемскому и И. А. Гончарову.

На этом этапе доминируют работы, посвященные нравственно — религиозному потенциалу антинигилистической литературы: Н. Н. Старыгина исследует роман Н. С. Лескова «На ножах» «в контексте философско-религиозного спора о природе человека»; для Т. А. Касаткиной Ф. М. Достоевский - художник, который «видел „глубину" жизни, ее евангельскую „прокладку", вечное содержание мимолетных форм».

В диссертационных исследованиях последних лет, посвященных преимущественно беллетристическому пласту антинигилистической романистики, закладываются основы подхода, который можно назвать собственно жанровым, так как в них освещены, с разной степенью полноты, различные аспекты жанровой специфики антинигилистической прозы.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена последовательным жанровым подходом к антинигилистической романистике, позволяющим определить место антинигилистического романа в литературном процессе, способствущим воссозданию целостной картины литературной эволюции.

В современном литературоведении сохраняет научную актуальность и исследование различных аспектов проблемы жанра, что определяет теоретическую значимость диссертации.

Объектами исследования являются: антинигилистические романы А. Ф. Писемского «Взбаламученное море», В. П. Клюшникова «Марево», Н.С.Лескова «Некуда»; дилогия В. В. Крестовского «Кровавый пуф»; «великое пятикнижие», «Записки из подполья» и «фантастический рассказ» «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского.

Названные произведения, исследуемые монографически, вовлекаются в широкий историко-литературный контекст. Его составляют:

1) произведения XVIII века - эпохи «русского Ренессанса», с которой связаны истоки нигилистического миропонимания; 2) роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», оказавший влияние на типологию и принципы типизации героев антинигилистической прозы; 3) произведения антинигилистической направленности разных жанров; 4) «нигилистические» романы Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и «Пролог»; 5) романы, послужившие жанровым ориентиром (в том числе полемическим) для создателей антинигилистической прозы - «Война и мир» Л. Н. Толстого как исторический роман и национально-героическая эпопея; «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатирическая этология и политический роман; 6) художественные произведения, явившиеся литературным ориентиром или объектом полемики для конкретного писателя.

К анализу привлекаются публицистические произведения Н. И. Надеждина, литературно-критические статьи В. Г. Белинского, материалы «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского, герценовского «Колокола»; очерк «Он!!!» из щедринского цикла «Помпадуры и помпадурши»; анализируются «Записки о моей жизни» Н. И. Греча, «Литературные воспоминания» П. В. Анненкова и А. М. Скабичевского, мемуары П. А. Кропоткина; эпистолярное наследие Ф. М. Достоевского, В. В. Крестовского, И. С. Тургенева и др.

Предмет исследования – мировоззренческий и литературный генезис антинигилистического романа, его жанровый облик, внутрижанровые эволюция и специфика.

Методология исследования

Диссертация носит по преимуществу историко-литературный характер, хотя содержит целый ряд теоретико-литературных выводов и обобщений, связанных с разными аспектами проблемы жанра.

Работа базируется на совокупности методологических подходов, выбор которых обусловлен как задачами исследования в целом, так и жанровыми особенностями творчества конкретных писателей.

В основе диссертации - историко-генетический и сравнительно-типологический методы исследования.

Привлечение историко-культурного контекста обусловило необходимость использования (в рамках историко-культурного метода) дескриптивного (описательного) подхода.

Ярко выраженной субъективностью антинигилистической романистики мотивировано обращение к элементам биографического метода.

При анализе «великого пятикнижия» Ф. М. Достоевского использованы элементы психоанализа.

Несоответствие авторских интенций и читательского восприятия обусловило обращение к элементам историко-функционалъного подхода.

Учитывая при выборе произведений и подходов к их анализу проблему интериоризации литературного произведения, мы использовали элементы тезаурусного подхода.

Методологической базой исследования послужили:

1) работы, посвященные проблемам теории жанра и внутрижанровой типологии (М. М. Бахтин, Г. Д. Гачев, В. В. Кожинов, В. А. Недзвецкий, Г. Н.

Поспелов, Л. В. Чернец, А. Я. Эсалнек и др.);

2) исследования, посвященные беллетристике как особому типу литературного творчества (Н. Л. Вершинина, И. А. Гурвич, В. А. Хализев);

3) работы по жанровой специфике антинигилистической романистики (А. И. Батюто, Ю. М. Проскурина, Ю. С. Сорокин, Н. Н. Старыгина, А. Г. Цейтлин и др.).

В диссертации учтен опыт историко-литературных исследований по творчеству Ф. М. Достоевского, В. В. Крестовского, А. Ф. Писемского, Н.С.Лескова, Н. Г. Чернышевского (В. Е. Ветловская, В. А. Викторович, Т. А. Касаткина, Л. М. Лотман, К. В. Мочульский, И. Паперно, Г. С. Померанц, П. Г. Пустовойт, Л. И. Сараскина, Н.Н. Старыгина, В.Ю.Троицкий, Г. Е. Тамарченко, Г. М. Фридлендер и др.).

При анализе творчества Ф. М. Достоевского были использованы труды психоаналитиков (учение 3. Фрейда о бессознательном, индивидуальная психология А. Адлера), а также литературоведческие иследования, в которых доминирует психоаналитический (И. П. Смирнов, А. Труайя) либо семиотический подход.

Цель диссертации – проследить генезис и исследовать жанровую природу русского антинигилистического романа в контексте и с учетом эволюции русской романистики и беллетристики.

Цель конкретизируется в постановке следующих задач:

- уточнить значение слова и историю функционирования понятия «нигилизм» в русской публицистике первой половины XIX века;

- показать (на конкретном анализе художественных текстов) просветительские истоки нигилистического миропонимания;

- проследить литературный генезис антинигилистического романа;

- показать особую (специфическую) роль беллетристической сферы в антинигилистической романистике разного эстетического уровня;

- охарактеризовать жанровые признаки антинигилистической романистики через ее жанровые ориентации и жанровые составляющие:

а) особенности соотношения романической, нравоописательной и национально-героической жанровых тенденций;

б) черты исторического, политического, авантюрного романа, своеобразие их сочетания и функционирования;

в) специфику сосуществования художественного и публицистического начал; формы авторского присутствия в тексте;

- проиллюстрировать законы антинигилистической романистики наиболее «чистыми» жанровыми образцами (на примере «Марева» В. П. Клюшникова);

- выявить, как соотносятся персональные модели романного творчества А. Ф. Писемского, Н.С.Лескова, В. В. Крестовского, Ф. М. Достоевского с жанровыми канонами, на которые это творчество ориентировано;

- доказать, что даже явные жанровые ориентации на законы антинигилистической прозы могут носить полемический характер, что способствует «корректировке» этих законов и их разрушению изнутри.

В соответствии с поставленными задачами автором лично получены содержащиеся в диссертации результаты: прослежен генезис антинигилистического романа; интерпретирована синкретическая жанровая природа антинигилистической романистики; показана специфическая роль беллетристической сферы; рассмотрены, через призму законов антинигилистического романа, персональные модели творчества В. В. Крестовского и Ф. М. Достоевского.

Научная новизна

В 1997 году была защищена докторская диссертация Н. Н. Старыгиной «Русский полемический роман 1860-1870-х годов: концепция человека, эволюция, поэтика», в которой антинигилистический роман рассматривается, наряду с нигилистическим, как одна из разновидностей русского полемического романа. В этом диссертационном исследовании ставится задача «понять антинигилизм как проявление христианской духовной традиции» [15, 2]. Ни разу при формулировке задач Н.Н.Старыгина не пользуется понятиями «жанр», «жанровая составляющая». Сквозной мотив и сквозная позиция работы – это противопоставление безбожия христианской духовной традиции. Во II и III частях диссертационного исследования антинигилистический роман рассматривается преимущественно на характерологическом уровне, а также на уровне мотивов и знаков-символов. При этом внимание уделяется прежде всего романам Н. С. Лескова («На ножах»), И.А.Гончарова («Обрыв»), И.С.Тургенева «Дым»).

Новизна наиболее существенных результатов, являющихся личным вкладом автора в изучение генезиса и жанровой специфики русского антинигилистического романа, заключается:

1) В последовательном применении жанрового подхода. Не отрицая принципиальной важности решения вопроса о «специфике художественного воплощения антропологических представлений» [15, 1], мы аргументируем мысль о том, что для понимания жанровой сущности антинигилистической романистики не менее важно исследование ее пафоса, определяющего сосуществование противоположных жанровых тенденций (сатирическая этология, романическое становление, национальная героика); ее жанровых составляющих (особенности сочетания черт политического, исторического и авантюрного романов, своеобразие включения публицистического начала).

2). В последовательном использовании литературоведческих аналогий, что придает новаторский характер даже наиболее изученным произведениям антинигилистической прозы (Н.С.Лесков, А.Ф.Писемский).

3). В нашей диссертации избрана иная, по сравнению с предшественниками, генеральная линия исследования: мы стремимся показать не столько следование жанровым канонам, сколько роль персоналий, создающих индивидуальную модель мира, в изменении жанрового облика.

4). В диссертации дан, через призму жанровой специфики, целостный анализ дилогии В. В. Крестовского «Кровавый пуф», ни разу не становившейся объектом монографического исследования. В главе, посвященной «Кровавому пуфу», предложен достаточно нетрадиционный путь сопоставительного анализа исторической и художественно-публицистической реальности, позволяющий оценить меру авторской объективности: факт – преломление исторической реалии в нескольких документальных источниках, официозных и оппозиционных, – особенности интерпретации жизненного материала в романистике Крестовского.

5). Диссертация представляет собой первый в литературоведческой практике опыт исследования «великого пятикнижия» Ф. М. Достоевского в целом, а не только «Бесов», как это было, например, у А.И.Батюто, Л.И. Сараскиной, И.П.Смирнова,в жанровом контексте антинигилистического романа. Нами предложена собственная типология послекаторжной романистики Ф. М. Достоевского, позволяющая не только дистанциировать «великое пятикнижие» от антинигилистической романистики, но и показать жанровое лицо каждого из великих романов.

6). Сделанные в диссертации наблюдения и выводы вносят определенный вклад в разработку проблем теории и особенно истории русской беллетристики, обогащают представление о таком явлении, находящемся на стыке художественного и научного осмысления мира, как художественная публицистика.

Некоторые разделы диссертации, не содержащие принципиальной научной новизны, выполняют «восполняющую» и уточняющую функции. Это касается, например, раздела, в котором исследуется и уточняется история функционирования слова «нигилизм» на русской почве; параграфов, посвященных конкретному текстуальному анализу литературных истоков и мировоззренческого генезиса нигилизма и антинигилизма.

Обоснованность научных положений и выводов, содержащихся в диссертации, обеспечена обращением к обширному художественному, мемуарному, публицистическому, историческому материалу, использованием совокупности методологических подходов, адекватных объекту исследования и диссертационным задачам, учетом достижений крупнейших отечественных и зарубежных специалистов по теории и истории литературы.

Практическая значимость

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании теоретико- и историко-литературных школьных и вузовских курсов, при чтении спецкурсов и при руководстве спецсеминарами по творчеству Ф. М. Достоевского, В. В. Крестовского, А. Ф. Писемского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. Исторический и историко-культурный материал, содержащийся в III главе, может оказаться полезен при подготовке историко-литературного и реального комментариев к сочинениям В. В. Крестовского.

Положения, выносимые на защиту

- В творчестве русских писателей-просветителей XVIII века, независимо от их идеологии и религиозных взглядов, проявляются черты нигилистического миропонимания, прежде всего религиозный скептицизм.

- Н. И. Надеждин не только первым в России употребил слово «нигилизм», но и придал термину идеологическое значение, предвосхитив трактовку нигилизма как атеистического миропонимания, возникшую в 60-е годы XIX века.

- При анализе антинигилистического романа понятие «беллетристика» следует использовать и для «качественной» оценки литературы второго ряда, и для характеристики жанровых установок писателей-классиков, сознательно «беллетризующих» свое творчество.

- Антинигилистический роман - оригинальная жанровая модификация русского романа, для которой характерны:

а) наличие противоположных жанровых тенденций (романической, нравоописательной, национально-героической), связанных с неоднородностью пафоса (отрицание сополагается утверждению);

б) нетрадиционное сочетание жанровых признаков;

в) особое соотношение художественного и публицистического начал.

- Роль писателей антинигилистической направленности в обновлении жанра неодинакова и зависит в первую очередь от масштаба таланта. Неизбежно упрощая, можно утверждать, что роль персоналий сводится к схеме: вменять (А. Ф. Писемский) - следовать (В. П. Клюшников) - корректировать (В. В. Крестовский) - разрушать (Ф. М. Достоевский).

- В каждом из произведений «великого пятикнижия» Ф. М. Достоевского можно выявить жанровые признаки антинигилистического романа. Однако его романистика в целом представляет собой отталкивание от жанровых законов антинигилистической прозы и способствует разрушению канонов жанра.

Апробация работы

Основные положения диссертации отражены в двух монографиях, двух учебных пособиях по спецкурсу, программе спецкурса, в статьях и тезисах докладов. Общее количество публикаций - 67, по теме диссертации - 46 (44,5 п. л.).

Часть материалов диссертационного исследования введена в практику вузовского преподавания, руководство научными докладами студентов.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы МПГУ (г. Москва) в октябре 2005 и мае 2006 г., мае 2008 г. и октябре 2009 г., на международных, всероссийских, зональных, межвузовских конференциях в Москве, Омске, Магадане, Уссурийске, Минске, Бресте.

Структура работы

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя более 300 наименований, из них 22 на иностранных языках.

Похожие диссертации на Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика