Введение к работе
Феномен Русского Зарубежья 20-30 годов XX века, воплощенный в его геоисторической специфике и особых типологических формах культуры, до сих пор представляет интерес для общественного осмысления и научных исследований. Несмотря на наметившиеся тенденции к более масштабному и целостному рассмотрению этого феномена, на сегодняшний день остается достаточно широким диапазон его явлений, нуждающихся в более полном и системном изучении.
По отношению к эмигрантской литературе среди ее значимых имен с достаточным основанием можно назвать и Михаила Андреевича Осоргина, - представителя «старшего поколения» литературной эмиграции, творчески сформированного еще в дореволюционной России, писателя, публициста, критика.
Одна из характерных черт его творческого пути - это сравнительно поздний «старт», долгое и кропотливое оттачивание приемов и методов своей будущей прозы.
Можно с достаточным основанием полагать, что центральным произведением эмигрантского творчества Осоргина является роман «Сивцев Вражек». Это первое произведение в жанре «большой прозы», где воплотились важные особенности художественной системы писателя в содержательном контексте значимых для творчества М.Осоргина 1920-х годов понятий: «энергия мира», «беспредельность Вселенной», «эволюция и «революция», «цивилизация и культура». Очевидно, что затронутые в романе проблемы, воплощенные в образно-смысловом содержании произведения, авторская позиция и авторская оценка оказались весьма важными для современной ему эпохи. Такие проблемно-содержательные доминанты, как пути развития технократической цивилизации, приоритет морально-нравственных ценностей в периоды исторических катаклизмов, судьбы мировой и отечественной культуры, милитаристские тенденции начала века, проблемы экологии, - представляются остроактуальными и для всего XX столетия, не теряя значимости для сегодняшнего дня.
В истории изучения творческого наследия писателя намечен достаточно широкий спектр проблемно-предметных аспектов ана-
лиза. При всей различности подходов, позиций и оценок большинство исследователей отмечает акцентированную философскую составляющую содержания романа, тяготение писателя к пантеистическим взглядам, сопоставление в романе социальных и природных процессов, самобытность языка.
Следует отметить, что созданные в последние десятилетия исследования монографического, в том числе и диссертационного плана, хотя и заявляют новые подходы к дальнейшему изучению поэтики и эстетики творчества М. А. Осоргина, однако носят по преимуществу сравнительно-сопоставительный характер, рассматривая по большей части творчество М. А. Осоргина в ряду деятелей первой волны эмиграции или литературных течений середины XIX века. На сегодняшний день пока только намечаются подходы к рассмотрению на концептуальном монографическом уровне истоков, питавших систему его мировоззрения.
При этом такой важный аспект творчества писателя, как своеобразие художественной картины мира, воплощенной в 1920-е годы прежде всего романом «Сивцев Вражек» в контексте мировоззренческих и творческих ориентиров М. Осоргина, - еще не получил должного отражения и концептуального осмысления на уровне монографических исследований.
Закономерно, что оппозиция «должного» и «сущего» в трагическую эпоху постреволюционной России потребовала от писателя по-своему адекватных художественных средств, приемов и ценностных ориентиров творчества; эсхатологические настроения эпохи актуализировали романную форму, наполненную специфическим мироощущением Времени, Мира и Человека в нем. Выразив противоречия своего времени, М. А. Осоргин находит путь к изображению этих противоречий, выразив их через взаимодействующие и взаимозависимые понятия «Космоса» и «Хаоса». Здесь также актуализируется достаточно большой пласт идейно-философского наследия отечественной мысли, в особенности же парадигма ценностей, нашедшая отражение в философии «русского космизма» (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Г. Федотов, Н. Лосский)
Введение в текст романа подобных сложных философско-мировоззренческих парадигм требует, соответственно, специальных исследовательских подходов, интегрированных в систему социокультурных и научно-естественных знаний.
В этой связи для нашего исследователя необходимым видится использование и более универсального научного инструментария, где по выражению одного из героев Осоргина, «нужно уметь согласовать мышление логическое с мышлением образами». Такой подход видится для нас продуктивным в рамках «самоорганизации сложных систем», являющимся одним из постулатов теории синергетики.
В русле намеченного подхода по-своему актуализируются результаты, намеченные в области литературоведения. Здесь существенный интерес представляют прежде всего исследования воронежской филологической школы, где литературный процесс рассматривается в феноменах самоорганизации как системная структура с собственными законами саморазвития и в то же время как параметр, репрезентативный для осмысления современных процессов цивилизации и (или) культуры. В ряду указанных ориентиров по-своему значимыми представляются работы, выполненные в жанре диссертационных монографических исследований и развивающие синергетический подход в литературоведении применительно к изучению личностно-творческого феномена писателя (А.Б. Удодов, ОС. Подуст, А.В. Прошунин).
Симптоматично, что в творчестве писателя начала XX века возникают проблемы, по-своему актуализирующиеся для современности, где остро стоят вопросы о безопасности и сохранении специфики национальных культур в условиях процессов активной глобализации мира, проблемы преодоления одномерности его рыночно-экономической модели и милитаристских тенденций. Очевидная необходимость обобщающе-целостного взгляда на личностно-творческий феномен Осоргина, выявление специфики его творческой индивидуальности, синтез в ней собственно литературных и философских элементов на уровне художественной картины мира, объективная оценка значимости его вклада в русскую литературу намечает и определенную научную проблему в общественной и научной востребованности ее решения.
Изучение творчества М Осоргина в намеченных методологических ориентирах может иметь высокую продуктивность для уяснения его места и значения в горизонте культуры XX столетия. Все это и определяет актуальность данной диссертационной работы.
Объектом и материалом исследования является роман «Сивцев Вражек» в контексте творчества Осоргина 1920-х годов.
Предметом исследования выступает художественная картина мира, создаваемая писателем, в процессах ее генезиса и творческого воплощения как развивающейся системы.
Цель исследования определена как выявление конституирующих основ художественной картины мира в романе «Сивцев Вражек» в контексте аксилогических доминант и мировоззренческих ориентиров писателя.
Задачи исследования, решение которых направлено на достижение указанной цели, заключаются в следующем:
Подвести предварительные итоги изучения истории вопроса и представить философские основы мировоззрения М. Осоргина как системное единство.
Выявить системообразующие принципы и содержательные элементы в развитии художественной системы М. Осоргина.
Определить составляющие концепции культуры, ее форм, генезиса и проблем, а также особенностей понятия национальной идентичности в творчестве Осоргина
Раскрыть механизмы культурогенеза, воплощенные романом «Сивцев Вражек» в дуализме «культура» и «цивилизация» на фоне природного биогеоценоза.
Выявить особенности художественной структуры романа в координатах «Космоса» и «Хаоса», выделить основные принципы организации хронотопа произведения и сопутствующие им образно-смысловые доминанты.
Результаты комплексного решения поставленных задач определяют научную новизну исследования, где впервые вьивляется конституирующие основы художественной картины мира М. Осоргина в процессах ее генезиса и творческой реализации, воплощенные романом «Сивцев Вражек» в контексте аксиологических доминант и мировоззренческих ориентиров писателя.
Теоретико-методологическая основа диссертации предполагает уяснение системного начала в понятии художественной картины мира как одного из важных слагаемых научного инструментария нашего исследования. Важным моментом предстает обращение к синергетическому подходу, исследующему и моделирующему взаимодействие сложных саморазвивающихся систем, вопло-
щенному в работах И. Пригожина, О. Н. Астафьевой, В. В. Василькова, С. П. Курдюмова, А. П. Назаретяна. Вместе с тем изучение художественной картины мира М. Осоргина как воплощения генезиса и творческого воплощения писателя конкретизирует указанную проблему применительно к исследовательским установкам работы и требует опоры на вышеотмеченные собственно литературоведческие тенденции в русле синергетического подхода. При обращении к проблеме национальной идентичности в методологическом плане актуализируется пласт идейно-философского наследия отечественной мысли, представленной «русской философией ценностей» начала XX века (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Г. Федотов, Н. Лосский), и исследования в данной области, связанные с постижением художественной картины мира (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Топоров В. Н., Лихачев Д. С, Г. Гачев), в том числе и воронежской филологической школы (А. Б. Ботникова, Л. И. Гри-шаева, Т. А. Никонова, М. К. Попова, Т. Г. Струкова, А. Б. Удодов, С. Н. Филюшкина и др.). В качестве конкретных методов анализа применяются культурно-исторический, историко-генетический, структурно-типологический подходы.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.Обращение к истории создания романа «Сивцев Вражек» и особенностям его социально-эстетического функционирования позволяет полагать, что в данном произведении присутствует своеобразная «фокусировка» мировоззренческих и художественно-эстетических доминант личностно-творческого феномена писателя в динамике его становления и развития.
2.Процессуально-системный характер видения указанного феномена дает основание для продуктивного применения синергетического подхода в качестве методологической базы исследования.
З.В основах мировоззрения М. Осоргина за внешней «эклектичностью» ряда философско-религиозных учений возникает определенное системное единство, воплощающее по-своему многолинейный диалог человека и Универсума.
4.В проекции мировоззрения Осоргина на феномен человеческой истории особое значение приобретают понятия цивилизации и культуры, находящиеся в сложном системном взаи-
модействии, - что определяет пути личностно-творческого постижения и художественного воплощения проблемы национальной идентичности. 5.На уровне художественной картины мира соотношение «культура-цивилизация», представленное в естественно-природном контексте, расширяется до масштабов Универсума и воплощается в оппозиции Космоса и Хаоса, которая, в свою очередь, выступает структурирующей для романа «Сивцев Вражек». 6.В целом процессы творческой самореализации писателя в 1920-е годы предстают как развитие определенного системного единства в феноменах самоорганизации, где динамика взаимодействия Космоса и Хаоса воплощает движение к вечному обновлению жизни, стремление к гармоничному сосуществованию мира и человека. Теоретическая значимость работы определяется уточнением ряда моментов методологии системного анализа в аспекте синерге-тического подхода к изучению явлений литературного процесса.
Практическая значимость исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы в образовательной практике: при разработке вузовских и школьных курсов по истории и теории литературы, спецкурсов по проблемам анализа литературного произведения, творчеству писателей первой волны эмиграции.
Апробация основных положений диссертации осуществлялась на ежегодных региональных Учительских конференциях (Воронеж, ВГПУ-ВОИПКиПРО; 2006, 2007, 2009, 2010), на преподавательских конференциях ВГПУ (2009, 2010). Положения работы обсуждались в Научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса XX века (ВГПУ) и на кафедре русской литературы XX века и зарубежной литературы ВГПУ. По теме исследования опубликовано 6 работ.
Задачи и этапы исследования определили структуру диссертации, которая состоит из Введения, четырех глав, Заключения, раздела «Примечаний» и списка использованной литературы (305 наименований).