Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" в свете научно-философской рефлексии XX-XXI вв.: смысл и ритм Отева, Ксения Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Отева, Ксения Николаевна. Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" в свете научно-философской рефлексии XX-XXI вв.: смысл и ритм : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Отева Ксения Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/432

Введение к работе

Научно-философская рефлексия вокруг романа «Идиот» представлена обширным кругом спорящих друг с другом интерпретаций, сфокусированных на фигуре центрального героя. Истолкования образа князя Мышкина изначально отличались резкой поляризацией исследовательских мнений и выраженной аксиологической позицией пишущих по отношению к судьбе и личности героя. Бурным интересом к роману «Идиот» отмечены 90-ые гг. XX в., породившие значительное количество новых прочтений произведения, связанных с религиозным контекстом творчества Достоевского (работы Г. Г. Ермиловой, Т. А. Касаткиной, Р. Н. Поддубной и др.). Напряженная дискуссия о личности князя Мышкина в аспекте его истинной или ложной христоподобности окончательно сформировала представление о неразрешимой противоречивости образа героя.

Стремление преодолеть антиномичность в научном осмыслении романа побуждает интерпретаторов искать идеологические контексты, способные выявить авторскую интенцию в произведении и прояснить тайну героя. Образ Мышкина включают в многообразные культурные, межлитературные связи.

Противоречивость научно-философской рефлексии образа князя Мышкина требует обращения к тексту в особом ракурсе, связанном с поиском тех элементов его поэтики, которые ответственны за размывание четкого представления о главном герое. Т. А. Касаткина поставила вопрос о проблеме особого воздействия текста на читателя, высказав предположение о существовании специфического романного ритма, организующего читательскую рецепцию произведения. Перспективность изучения художественной материи текста с целью обнаружения скрытых в ней стратегий воздействия на реципиента зафиксировано во введенном исследовательницей термине «оперативная поэтика» (После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).

Актуальность диссертационного исследования связана с необходимостью историко-литературного осмысления круга многообразных истолкований романа «Идиот», которые, как кажется на первый взгляд, рассыпаются на спорящие между собой концепции и ставят под сомнение возможность целостного восприятия образа главного героя. Взгляд на научно-философскую рефлексию вокруг романа как на историю идей, корни которых следует искать в поэтике произведения, позволяет выявить устойчивые закономерности научной интерпретации образа князя Мышкина и поставить вопрос о спровоцировавших их художественных механизмах текста-первоисточника. Обращение к особенностям ритма в романе в поисках причин сложного, неоднозначного отношения исследователей к князю Мышкину отвечает интересу современного достоевсковедения к таким

проблемам, как авторская интенция в романе, уникальная специфика центрального образа, особенности воздействия произведения на читательское сознание.

Степень разработанности проблемы. Необходимость

структурировать новые прочтения произведения, возникшие на рубеже веков, и соотнести их с предыдущим контекстом породила потребность в осмыслении логики развития научно-философской рефлексии вокруг романа «Идиот». Появился ряд аналитических обзоров, посвященных его интерпретациям как в узком синхроническом срезе, так и в широком диахроническом . История изучения произведения описана как постепенное накопление ключевых идей, связанных с образом князя Мышкина. Однако исторические обзоры эволюции научно-философской рефлексии о романе «Идиот» не достаточны для понимания ее специфики, т.к. они игнорируют феномен смысловой целостности изучаемого явления. В диссертационном исследовании многообразные интерпретации, сфокусированные на образе князя Мышкина, впервые рассматриваются как единый текст о тексте романа «Идиот», связанный общей авторской интенцией и рядом конститутивных свойств.

Кроме того, создатели всех метаописаний видят свою задачу в определении круга наиболее авторитетных и справедливых концепций, близких, по их мысли, авторской точке зрения в романе. В данной работе в качестве принципиального подхода к изучению истории осмысления романа «Идиот» заявлен поиск позиции вненаходимости по отношению к спору о правильном толковании образа героя.

Также впервые намечен и концептуально обоснован путь исследования, ведущий от интерпретации романа «Идиот» к его тексту, от специфики научно-философского осмысления образа князя Мышкина к предопределившим ее особенностям художественного мира романа.

Несмотря на то, что ряд авторов обращался к термину «ритм» в контексте разговора о воздействии романа «Идиот» на реципиента, ритмическое своеобразие текста практически не изучено. Наиболее близко к проблеме ритма в романе подошла Т. А. Касаткина, обратившись к проблеме эстетического влияния произведения на читателя. Понимание ритма, развиваемое исследовательницей, сохраняет в себе долю метафоричности, не подразумевая методологически строгого анализа. В диссертации же делается

1 Арсентьева Н. А. «Крик осла» и «локус идиота»: Размышления над межвузовским сборником научных трудов «Роман Достоевского "Идиот": Раздумья, проблемы» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2005. Т. 17. С. 376 - 398.; Латыпова С.А. Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" в историко-функциональном освещении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Бирск, 2006. 20 с; Свительский В.А. Идиот // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 93-110.

попытка перейти от метафорического описания ритма в романе «Идиот» к строго научному, подразумевающему системный подсчет и анализ ритмообразующих элементов на исследуемом участке текста.

Объектом первой части настоящего исследования послужили философские и литературоведческие интерпретации романа «Идиот», созданные в XX - XXI вв. Объектом второй части стала I глава романа «Идиот», являющаяся инициальной, сильной позицией текста, зафиксировавшей первичный импульс авторской интенции в отношении центрального персонажа. Первый диалог романа анализируется как экспозиция личности и характера князя Мышкина, где сразу намечена специфика функционирования его образа во всем произведении. Выбор одной главы для ритмического анализа объясняется экспериментальным характером исследования.

Предметом исследования стали текст о тексте романа «Идиот» и ритм первой главы романа.

Цели настоящей работы: во-первых, описать текст о тексте романа «Идиот» как смысловую целостность; во-вторых, исследовать особенности ритмического развития образа князя Мышкина в I главе 1 части романа, повлиявшие на развитие научно-философской рефлексии произведения.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Обосновать методологический путь исследования романа, ведущий от особенностей его научно-философских интерпретаций к особенностям его поэтики.

  2. Выделить конститутивные свойства работ о романе, позволяющих анализировать их как единый текст.

  3. Описать общую авторскую интенцию истолкователей образа князя Мышкина, обеспечивающую смысловую целостность текста о тексте романа «Идиот».

  4. Исходя из метафорических упоминаний о ритме в романе «Идиот», фиксирующих подходы разных исследователей к проблеме воздействия романа на читателя, обосновать необходимость строго научного понимания ритма прозы.

  5. Определить методику анализа прозаического ритма, исходящую из эстетической уникальности прозы как типа художественного сознания.

  6. Проанализировать ритмическую структуру I главы 1 части романа «Идиот».

  7. Выявить особенности ритмического поля образа князя Мышкина, влияющие на исследовательское осмысление образа героя в I главе 1 части романа «Идиот».

Методологическую основу работы составили теоретико-философские исследования М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, П. Мана. Основные понятия диссертации: «текст о тексте», «смысл», «интенция», «автор», «герой», «читатель» - осмысляются в русле эстетико-философского подхода.

Понимание ритма складывается из работ М. М. Гиршмана, Б. В. Томашевского, Е. Фарино. Анализ ритма прозы осуществляется с опорой на лингвистические теории М. Я. Дымарского, Г. А. Золотовой, Т. Е. Янко.

Основные методы исследования - сравнительно-исторический, эстетико-философский, метод тема-рематического анализа предложения, историческая поэтика.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Созданные в разное время и с разных методологических позиций интерпретации романа Ф. М. Достоевского «Идиот» образуют целостный текст о тексте.

  2. Структурное единство текста о тексте романа «Идиот» удерживается за счет системы идеологических оппозиций, между полюсами которых существует образ князя Мышкина: «Князь Христос » - «пародия на Христа», «спаситель» - «провокатор», «духовная сила» - «слабость», «чудо» - «обман», «простил Настасью Филипповну» - «реабилитировал Настасью Филипповну», «пострадал на кресте» - «пал под крестом». Центральная оппозиция - идея избытка человечности в образе князя Мышкина и, напротив, представление о недовоплощенности героя романа.

  1. Целостность текста о тексте романа «Идиот» в значительной степени обеспечивается общей авторской интенцией, заключающейся в поиске действенного идеала: исследователь встает на позицию борца за идеал, ревнителя истины.

  2. Осмысление центрального образа романа «Идиот» как «живого» воплощения идеала породило феномен «эстетической любви». Интерпретации романа «Идиот» становятся сферой личного эмоционального отношения интерпретатора к герою, а форма научного исследования оказывается эквивалентна художественной форме.

  3. Научно-философская рефлексия вокруг романа «Идиот» накопила такое количество идеологически окрашенных антиномий, что это ставит под сомнение эстетическую целостность образа князя Мышкина. Изучение ритма прозы как базового уровня художественного текста -аналитический путь, альтернативный по отношению к идеологическим интерпретациям.

  4. Установка на содержательность и диалогичность, свойственные прозаической речи, дают основания анализировать ритм прозы на уровне коммуникативного синтаксиса текста, а именно на трех его подуровнях: компонентного состава рем, коммуникативных структур и регистровой техники.

  5. В инициальной главе романа, зафиксировавшей первичный импульс авторского отношения к центральному персонажу, ритм на уровне коммуникативного синтаксиса текста, с одной стороны, формирует противопоставленность Мышкина Рогожину в оппозиции «медленный -

быстрый», или «спокойный - страстный»; в то же время ряд ритмических созвучий указывает на глубинное сходство героев. Ритм работает на создание впечатления таинственности образа героя. 8. Ритм в романе «Идиот» идеологически нейтрален и во многом образует ту позицию вненаходимости, с которой образ князя Мышкина открывается в глубинной эстетической сложности. Вместе с тем именно ритм провоцируют читателя-исследователя на то, чтобы внести ясность в таинственный образ князя Мышкина и предложить собственные идеологические мотивировки обнаруженной противоречивости.

Научная новизна работы обеспечена, во-первых, осмыслением многих спорящих между собой интерпретаций романа «Идиот» как целостного текста о тексте; во-вторых, подходом к изучению ритма в романе как активной эстетической силы, воздействующей на читателя-исследователя и во многом определяющей специфику исследовательских интерпретаций I главы 1 части; в-третьих, экспериментальным применением лингвистических методик анализа ритма в литературоведческих целях.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что введено понятие текст о тексте, характеризующее уникальную исследовательскую ситуацию вокруг романа «Идиот»; установлены теоретические основания изучения прозаического ритма, исходящие из эстетической специфики прозы; сформирована экспериментальная методика анализа ритма на уровне коммуникативного синтаксиса текста; разработан путь анализа, ведущий от особенностей текста о тексте романа «Идиот» к художественным особенностям самого произведения.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы второй половины XIX - начала XX веков в высших учебных заведениях, а также в ходе преподавания литературы в школе.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в ряде докладов на межвузовских научных конференциях («Герценовских чтениях») в РГПУ им. А.И. Герцена (2008, 2009 гг.), на международных чтениях «Достоевский и мировая культура» (2010 г.), на международной научной конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков» в ГПА (2010 г.).

Объем и структура работы. Основное содержание работы изложено на 178 страницах. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения (45 страниц). Библиография включает 197 позиций.

Похожие диссертации на Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" в свете научно-философской рефлексии XX-XXI вв.: смысл и ритм