Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-нравственный смысл романтической лирики М.Ю. Лермонтова и А.И. Одоевского Белоусова Елена Олеговна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белоусова Елена Олеговна. Религиозно-нравственный смысл романтической лирики М.Ю. Лермонтова и А.И. Одоевского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Белоусова Елена Олеговна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2008.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/625

Введение к работе

Истинный смысл не только русской литературы, но и всей истории русской культуры И.А. Ильин усматривал в стремлении к Божьей правде: «Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней. <...> Душа русского народа всегда искала своих корней в Боге и в его земных явлениях: в правде, праведности и красоте» .

Возрастание интереса к религиозно-нравственному смыслу литературы первых десятилетий XIX века следует рассматривать в контексте общего осмысления духовных основ и нравственных ценностей национально-исторического прошлого своей страны, своего народа. Обращение к религиозности, образно-символической системе понятий отражает содержание проблем соотношения веры и нравственности, постижения истинного смысла Бытия, осмысления Библии поэтами, которые искали в священной книге, прежде всего, духовные наставления.

Религиозно-нравственные взгляды М.Ю. Лермонтова и А.И. Одоевского представляют огромный интерес, их изучение способствует наиболее полному пониманию самобытности каждого поэта, постижению их личной богоустремленности. Религиозный, христианский аспект исследования творческого наследия Лермонтова и Одоевского позволяет глубже проникнуть во внутренний мир поэтов, выявляет нравственные принципы и художественное воплощение идей духовных.

История изучения лирического наследия Одоевского (1802-1839) начинается в конце XIX века, представляет собой три этапа: дореволюционное, советское, современное исследование жизни и творчества поэта-декабриста. Дореволюционные ученые Н.А. Котляревский ,

1 Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М, 1993. С. 106-107.

2 Котляревский И.А. Декабристы. Князь А.И. Одоевский и А.А. Бестужев-Марлинский (Их жизнь и
литературная деятельность). Пб., 1907. С. 1-104.

М.Н. Мазаев , Т.В. Поссе , А.Н. Сиротинин открыто заявляли о религиозности поэта, недооценивая участие его в декабристском восстании; после революции литературоведы (В.Г. Базанов , Д.Д. Благой , И.А. Кубасов , Г. Похвиснев и др.), напротив, в первую очередь рассматривали декабризм и его значении в жизни поэта, обходя при этом основополагающие религиозные настроения. В настоящем диссертационном исследовании учитывается связь Одоевского с декабризмом, но основным предметом изучения стал религиозный аспект постижения лирики поэта.

о п

Современные исследовательницы Е.И. Анненкова , В.Н. Аношкина , А.В. Архипова , Г.А. Гаврилова , Н.А. Резник определяют творчество Одоевского как одного из талантливейших поэтов гражданственного романтизма.

В статье «Религиозные мотивы в поэзии декабристов» (1994) А.В. Архипова считает антиисторичным сближать взгляды декабристов с антирелигиозными убеждениями следующих поколений русских революционеров. Довольно часто декабристы использовали религиозную тему в произведениях исторических как призыв к народному сознанию,

1 Одоевский А.И. Сочинения А.И. Одоевского с биографическим очерком и примечаниями, сост.
М.Н. Мазаевым. СПб., 1893.

2 Поссе Т.В. Жизнь и творчество Рылеева и Одоевского в связи с общественными и литературными
течениями начала XIX века // Рылеев К.Ф., Одоевский А.И. Полное собрание сочинений. СПб., 1913.
С. 3-90.

3 Сиротшин А.Н. Князь А.И. Одоевский (Биографический очерк) // Исторический вестник. 1883. № 5.
С. 398-414.

4 Базанов В.Г. А.И. Одоевский // Одоевский А.И. Стихотворения. Л., 1954. С. 5-46.

5 Благой Д.Д. Поэзия декабристской каторги // Одоевский А.И. Полное собрание стихотворений и
писем. М; Л., 1934. С. 7-28.

6 Кубасов И.А. Декабрист А.И. Одоевский и вновь найденные его стихотворения. Пб., 1922.

8 Похвиснев Г. Лермонтов и Одоевский // Земля родная. Литературно-художественный альманах. Кн. 9. Пенза, 1952. С. 214-221.

8 Анненкова Е.И. Семантика «темницы» в мемуарах и поэзии декабристов // Духовные начала
русского искусства и образования / Сост. А.В. Моторин. Великий Новгород, 2004. С. 114-124.

9 Аношкина В.Н. Православные основы русского романтизма // Современное прочтение русской
классической литературы XIX века. Ч. 1. М, 2007. С. 38-55.

10 Ахрипова А.В. Религиозные мотивы в поэзии декабристов // Христианство и русская литература.
СПб., 1994. С. 185-208.

11 Гаврилова ГА. Поэт-декабрист А.И. Одоевский (200-летие со дня рождения) // Вестник
Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2002. № 3 (16). С. 58-63.

12 Резник Н.А. М.Ю. Лермонтов и его спутники: жизненные и творческие связи. Ханты-Мансийск,
2004.

народной вере. Одоевский в своем творчестве, по мысли А.В. Архиповой, «отразил размышления о судьбе декабристского движения в целом -справедливого, правого, но обреченного. Сопряжение этих размышлений с религиозной символикой в плане литературном позволяло придать теме высокий, философский смысл, а в плане личном, человеческом давало необходимое утешение» .

Последние диссертационные работы И.А. Стрельниковой, Н.Г. Ларионовой, Н.Н. Прокофьевой, Л.В. Климиной, посвященные изучению жизни и творчества поэта, отличаются глубоким текстологическим и литературоведческим анализом лирики (в основном стихотворений «новгородского» цикла), раскрывают сложность и многогранность внутреннего мира Одоевского.

История изучения творчества Лермонтова (1814-1841) намного обширнее, нежели история постижения творческого пути Одоевского. Работы дореволюционных ученых С.А. Андреевского, П.А. Висковатова, О.П. Герасимова, Н.А. Котляревского, А.Н. Пыпина, В.К. Шульца ценные и содержательные источники. Исследователи в своих трудах изучали христианскую религиозность, или же «демонизм» в лирике поэта. Ведущие советские лермонтоведы старшего поколения (И.Л. Андроников, В.Э. Вацуро, Л.Я. Гинзбург, Д.Е. Максимов, В.А. Мануйлов, Е.Н. Михайлова) расширили исследование, новой стала методологическая основа, выяснен социальный контекст творчества поэта.

В литературоведении последних лет наметился новый подход к личности и творчеству поэта, снова в сфере исследовательских интересов оказались религиозно-нравственные воззрения и чувства Лермонтова.

Появление многочисленных новейших работ В.Н. Аношкиной, Г.Е. Горланова, М.М. Дунаева, А.А. Дякиной, И.А. Киселевой,

1 Ахрипова А.В. Религиозные мотивы в поэзии декабристов // Христианство и русская литература. СПб., 1994. С. 199.

Ю.В. Лебедева, О.В. Московского, Т.И. Радомской, Н.А. Резник, Н.Н. Скатова, Б.Т. Удодова, И.П. Щеблыкина и других исследователей говорит о переосмыслении личности и произведений Лермонтова; возникает образ поэта-провидца, представителя религиозного романтизма.

Исследование И.А. Киселевой «Поэзия М.Ю. Лермонтова. Своеобразие религиозно-эстетического мировидения» (2001) сосредоточено на изучении философского, духовного содержания личности и творчества поэта. В новаторском труде сделан акцент на основной идее духовного мира Лермонтова. Это Идея Царства, которая «является целью каждого человека в мире идеальном, а для нашего поэта оказывается связанной с «русской идеей», приобретая и в этом смысле также значение индивидуального «неснимаемого» креста» .

Для рассмотрения темы диссертационного исследования, связанной непосредственно с анализом лирических произведений, автор обращается раскрытию теоретических понятий: лирическое «я», лирический субъект, лирический поэт и лирический герой.

Если лирический поэт и лирическое «я» есть образ самого автора стихотворения, авторского сознания, то «лирический герой» (например, старец Зосима и неведомая странница из одноименных баллад А.И. Одоевского, или демон - из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова) в своем образе выражает, лишь отдельные стороны - черты автора-поэта.

В современной науке понятие «лирический герой» является условным литературоведческим представлением, связанным с проблемой поэтической нарративности. По утверждению Ю.Б. Борева, «лирический герой - личность поэта, живущая в его самосознании, соотнесенная с идеалом и воплощенная в образах его поэзии» .

1 Киселева И.А. Поэзия М.Ю. Лермонтова. Своеобразие религиозно-эстетического мировидения.
Автореф. дисс. кандидата филол. наук. М, 2001. С. 19.

2 Борее Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. С. 219.

Объектом исследования в диссертации стала романтическая лирика Лермонтова и Одоевского, рассмотренная в религиозно-нравственном, патриотическом аспекте, в контексте образно-символической православной традиции. В диссертационной работе решается ряд проблем, позволяющих с новых позиций и на более глубокой основе уточнить своеобразие мировидения Лермонтова и Одоевского.

Цель настоящей работы - осмыслить и проанализировать поэзию Лермонтова и Одоевского, выявив отражение в ней религиозных взглядов поэтов, определить религиозно-нравственный смысл их произведений.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- охарактеризовать религиозную жизнь России первых десятилетий XIX
века в связи с творчеством Лермонтова и Одоевского;

-определить религиозно-нравственное содержание произведений поэтов;

-выявить своеобразие религиозного мироощущения Одоевского;

-раскрыть основные этапы развития религиозных взглядов и чувств Лермонтова;

-проанализировать особенности воплощения религиозных мотивов в лирике и лиро-эпике Лермонтова и Одоевского;

-выделить религиозные образы-символы в романтической лирике Лермонтова и Одоевского;

- обозначить особенности взаимовлияния поэтов.

Методология диссертации. Основные методы исследования -
историко-генетический, культурно-исторический, сравнительно-

типологический, аксиологический.

Научная новизна исследования связана с необходимостью пересмотра поэтического наследия Лермонтова и Одоевского, с целью определения религиозно-нравственных основ их миросозерцания. Предпринятое в диссертационной работе исследование позволяет обозначить проблемы

современного прочтения творчества поэтов. В качестве предмета специального изучения предложены религиозно-нравственное содержание и поэтика романтической лирики и лиро-эпики Лермонтова и Одоевского, что до сих пор не получило исчерпывающего рассмотрения.

Научно-практическое значение диссертации определяется тем, что выводы, полученные в процессе работы, могут быть использованы для дальнейшего изучения творческого наследия Лермонтова и Одоевского, при разработке и чтении курса лекций по русской литературе XIX века, а также на семинарах и в спецкурсах, посвященных творчеству вышеназванных поэтов, в школьной практике - на уроках литературы или на факультативных занятиях.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Романтическая поэзия Лермонтова и Одоевского составляет особенно значимый и существенный пласт их творчества, который отразил суть духовной жизни первых десятилетий XIX века.

  2. Творчество Лермонтова и Одоевского (особенно их романтическая лирика) является ярким выражением своеобразия русской классической литературы, ориентированной на духовно-нравственные идеалы.

  3. Лермонтову и Одоевскому удалось совместить в романтической лирике религиозно-нравственный, патриотический смысл с глубинными переживаниями лирического «я», что позволило увидеть настоящие чувства, настроения поэтов, часто сосредоточенные на духовном умиротворении души, принадлежащей Всевышнему.

  4. Религиозно-нравственные устремления Лермонтова и Одоевского в романтической поэзии сближаются с личной судьбой поэтов, которые явили собой образец стойкости и непоколебимости в отстаивании жизненно-необходимых человеку: Веры, Любви и Праведности.

  5. Соотнесение творческого наследия Лермонтова и Одоевского показывает своеобразие поэтики их произведений: христианской символики

образов, особой музыкальности стихов, эстетической грусти и красоты настроений, религиозно-патриотических реминисценций.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на международных научных конференциях «Русское литературоведение на современном этапе» (2006, 2007, 2008), на научных семинарах аспирантов в МГОУ, в публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 388 наименований, и приложения.

Похожие диссертации на Религиозно-нравственный смысл романтической лирики М.Ю. Лермонтова и А.И. Одоевского