Введение к работе
Актуальность темы определяется как своеобразием личности писателя, проблематикой его творчества, так и самим подходом к изучению прозы А.А.Кима.
Творчество А.Кпма в последнее время все чаше привлекает к себе внимание отечественных и зарубежных литературоведов. Однако критика после того. когда стала особенно очевидной индивидуальность каждого из прозаиков "московской" школы, а также после выступлений в печати И.Дедкова и А.Латыниной, высказавших крайне -.„отрицательное отношение к прозе "сорокалетних"', перестала уделять внимание творчеству А.Кпма. В связи с этим актуальным становится тщательный п всесторонний анализ творчества .писателя; а также определение .места прозаика в литературно).; процессе 70-х- - 90-х годов.
Актуальность избранной темы обуславливается и гем. что писательскому феномену А.Кпма, в рамках которого сосуществуют культурныедріїіщии.-Востока и Запада, не найдено пока объяснение
В ЛПТраТ.Т"С-ВеЛН'31!..'.-.-_- „.'.-.: - -
Основной целью диссертации явилось определение места А.А.Клма в современном литературном процессе, что обусловило необходимость постановки следующих конкретных задач:
последовательный анализ художественной эволюции А.Кима, осмысление работы писателя в разных прозаических жанрах -рассказе, повести, романе, его творческой индивидуальности;
выявление того, в какой степени творческие поиски А.Клма совпали с основными тенденциями развития литературного процесса;
определение традиций русской литературы, а также влияния на писателя различных философских и религиозных учений Востока и Запада.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных литературоведов (М.М.Бахтина, Г.Н.Поспелова, В.В.Виноградова и др.). Теоретической основой для выяснения культурных традиций в творчестве А.Кима явились философские труды Н.Ф.Федорова, Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского, работы русских символистов начала века, книги Конрада Н.И. и Григорьевой Т.П., в которых ставится проблема соотношения культур Востока и Запада. Анализируя основные особенности условной манеры письма А.Кима, мы опирались прежде всего на исследования Е.М.Мелетинского и А.Ф.Лосева, в которых всесторонне истолкованы понятия "мифа" и "символа", на работы А.К.Жолковского, А.А.Михайловой, Ф.Т.Мартынова, С.Т.Махлиной, О.В.Шапошниковой, а также на трулы зарубежных исследователей, касавшихся основных тенденций современной русской литературы, особенно прозы "магического" реализма (работы Цветаиа Тодорова, Нади- Петерсон, Вольфганга
Казака. Чарльза Раугла и др.). В осмыслении философской прозы А.Кима важную роль сыграли работы В.В.Агеносова.
Научная новизна исследования заключается в том, что здесь впервые анализируется проза А. Кима как целостное явление в контексте литературного процесса и культурных традиции.
Мысль о соединении восточного и западного мироощущении в сознании писателя высказывалась в некоторых критических статьях, но не подтверждалась анализом. Благодаря изучению творчества А.Кима с учетом философских, религиозных, фольклорных традиций художественный феномен писателя получает в диссертации литературоведческое объяснение.
Предпринятая попытка соотнести прозу А.Кима с важнейшими тенденциями литературного процесса позволяет по-новому взглянуть на творчество писателя.^
Из сказанного выше вытекает практическое значение исследования. Диссертация расширяет круг работ, посвященных изучению литературного процесса, в частности, той линии в литературе, которая именуется за рубежом прозой "магического" реализма. Материалы .диссертации могут быть использованы в вузах при чтении курсов истории русской литературы XX века, для разработки епецкуроог, м,спецсеминаров по проблемам современного литературного процесса.' '~
Апробання- раооты: Основные положения диссертации отражены ..„з'.і.ілокладах'..... "Творчество А.Кп.ма и современный литературный"процесс1'.""Философская проза А.Кима", "Философские традиции. Востока в творчестве А.Кима" и других, прочитанных на ежегодных. тї.іу"но-тег:ретпчеспгл конференциях Пятигорского Государственного "лтшгзнеттгчеекгго университета" (1991, 1992, 1993.
гг.). а также на межвузовской краевой научно-практической конференции ( г.Пятигорск. 2-3 марта 1995 года). По теме диссертации был сделан ряд сообщений на семинарах научного герменевтического кружка в ПГЛУ (г.Пятигорск). Автором опубликованы научные статьи.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Выделение трех глав, в которых последовательно анализируются рассказы, повести, романы А.Кима, связано с необходимостью подробного изучения творческой эволюции писателя.