Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции лирической прозы И. С. Тургенева в советской литературе Джалилова, Татьяна Вагидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джалилова, Татьяна Вагидовна. Традиции лирической прозы И. С. Тургенева в советской литературе : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01; 10.01.02 / Азерб. пед. ин-т рус. яз. и лит. им. М. Ф. Ахундова.- Баку, 1990.- 29 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/1824-x

Введение к работе

Актуальность и обоснование темы. Одна из важнейших задач современного литературоведения - исследование вопросов, связанных с изучением.внутрилитературных связей и закономерностей. Это объясняется тем, что изучение в литзратуре эстетической общности подчас далеко отстояших друг от друга явлений позволяет глубже вникнуть В процесс литературного развития, понять закономерности этого развития. В частности, "изучение советской литературы в её соотношениях с русской классической литературой раскрывает закономерности историко-литературной преемственности в художественном развитии общества двух эпох, показывает то, что нас связывает с прошлым, и то, что нас разделяет, позволяет выделить элементы традиции и новаторства в современной литературе."

В последнее десятилетие вникание ученых привлекает проблема преемственных связей И.С.Тургенева с русскими, зарубежными писателями, с представителями многонациональной советской литературы.

И.С.Тургенев - одна из центральных фигур в литературном процессе своей эпохи. Слишком многое в этом процессе отмечено печатью его новаторского участия и влияния. Тургенев воспринимает-. ся нами как художник, запечатлевший духовные искания ряда поколений, синтезировавший большие-художественные процессы,'черты . культуры своей эпохи. "Он как бы перерос своё время, перешагнул через хронологические границы той эпохи,- отмечает СЕ.Шаталов,-он выдвинул ряд понятий и образов, которые сохранили свои актуальность и для нашей современности" /Шаталов СЕ. Тургенев и на-ыа современность..//И.С.Тургенев в современном мире.- М.: Наука, 1987.- С.13/.

*Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований.- Л.: Наука,- 1969.- с.151.

_4_ о -Тургенев был и поэтом, и прозаиком, и драматургом, он работал в различных литературных жанрах. Творческими исканиями и достижениями Тургенева намечается традиция лирической про^ы с присущими ей "малыми" жанрами, своеобразными способами типизации и индивидуализации, с установкой на максимальную активность читательского воображения. Созданные им "Сенилиа" являются классическими образцами жанра стихотворения в прозе. Это художественное завоевание Тургенева развивалось и развивается в современном литературном процессе, включаясь в иные, новые художественные системы.

.Состояние изученности проблемы. Тургеневские традиции в творчестве писателей привлекали в разное время внимание исследователе''!, однако изучены ешё далеко недостаточно. В частности, мало специальных работ, посвященных рассмотрению вопроса о продолжении к творческом развитии тургеневских традиций в произведениях Н.Н. Злато Братского, Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.П.Чехова, С.М.Степняка-Кравчинского, А.Н.Толстого, А.И.Куприна, В.В.Вересаева, М.Горького.

"Почти совсем не затронута в нашем литературоведении тема "Тургенев и советская литературл",- считает М.Б.Храпченко.'- 11ё разработка представляет большой и актуальный интерес. Среди писателей, испытавших плодотворное воздействие традиции Тургенева, можно назвать К.Паустовского, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, Ю.^азакова. Но этим не исчерпывается круг писателей, действенно воспринявших художественный опыт автора "Отцов и детей", особенно если иметь в виду не только рус кую и советскую литературу, но и литературы других народов нашей страны",/Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М., 1975.-С.363-364/.

Наименее изученным остаётся определение места и роли Турге-

""-5-'.. .'-';-.
ft
- _"'._ . j -

нева - автора "Стихотворений в прозе" в поступательном развитии ,
литературы. Тургенев, в сущности, положил начало особой линии в
русской прозе, не совпадающей с "началами" пушкинским и гоголев
ским. Поэтому важным и актуальным для понимания закономерностей
развития литературы является, вопрос о традициях "Стихотворений в
прозе". Диссертации, посвященные "Стихотворениям в прозе", не да
ют ответа, на' этот вопрос, хотя содержат немало интересных наблю
дений. Так, Л.Н.Иссова ставит вопрос о традиции тургеневских
"Стихотворений в прозе" в творчестве В.М.Гаршина, В.Г.Короленко,
И.А.Бунина, большое вникание уделяя определению эстетических по
зиций писателей,- творческой истории стихотворений в прозе В.М.Гар
шина и В.Г.Короленко. /Иссова Л.Н. Жанр стихотворения в прозе в
русской литературе. /И.С.Тургенев, В.М.Гаршин, В.Г.Короленко,
И.А.Бунин./ Дис... канд. филол. наук.- Воронеж, 1968/. Стихотво
рения в прозе Гаршина становятся объектом тщательного анализа ис
следователя, но Иссова не касается поэтики лирических миниатюр
В.Г.Короленко и И.А.Бунина и не даёт их конкретного анализа. Вс8
внимание в её работе концентрируется на предположении, что "Огонь
ки" В.Г.Короленко явились своеобразным полемическим выступлением
против глубоко пессимистического тона стихотворения в прозе "Ски
талец" Чирикова /1894/. '

Опора на опыт предшественников, использование богатейших тра-. диций классической русской литературы, в частности Тургенева,- характерная черта советской литературы. В литературоведении уже есть отдельные указания на сходство произведений Тургенева и Пришвина. В.Д.Пантелеев останавливается на сравнительно-типологическом рассмотрении циклов "Стихотворений в прозе" Тургенева и "Фацелия" М.Пришвина. Однако в центре внимания исследователя находится во- . прос: "Человек и природа" в циклах обоих писателей./Пантелеев В.Д. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева /проблема художественного _

-6- c метода, традиции/. Дис... канд. филол. наук.- Л., 1978/.

До слх пор в тени остается вопрос о близости малой прозы К.Паустовского к "Стихотворениям в прозе" И.С.Тургеневс., хотя в работах многих исследователей находим указания на то, '.то Паустовский является одним из продолжателей традиции тургеневских "Сени-лий".

Вопрос о творческих связях Ю.Бондарева с И.С.Тургеневым уже привлекал внимание исследователей. В частности, Г.Б.Курляндская в сравнительно-типологическом плане сопоставляет принципы изображения человека и природы в творчестве этих писателей, а также принципы соотнесенности человека с мировым целым. /Курляндская Г.Б. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева и их традиции в советской литературе /"Мгновения" ^.Бондарева.//Межвузовский сборник научных тру,пв.- Элиста, 1986/.

Таким образом, рассматривая традиции тургеневских "Сенилий" в творчестве советских писателей, авторы -вышеупомянутых работ в основном ограничиваются выявлением некоторых сходных философских, эстетических взглядов писателей. Что касается традиций "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева в национальных литературах, то этот вопрос совершенно не зачрагивался.

Интерес азербайджанских художников слова к Тургеневу как одному из классиков русской литературы отмечен еще в XIX веке. Примечателен тот факт, что впервые азербайджанский читатель познакомился с Тургеневым как автором "Стихотворений в прозе". В 123 номере журнала "Кешкшь" /"Дароносица"/ за ІЄ9І год был -опубликован перевод двух лирических миниатюр из цикла "Сенилиа". В дальнейшем на азербайджанский язык были переведены и другие произведения Тургенева, его романы, повести и рассказы, драматические произведения.

Вопрос о восприятии наследия Тургенева в Азербайджане нашел

-7-отражениз в трудах азербайджанских исследователей. Следует отметить в этой связи статьи Г.Бабаева "И.С.Тургенев в оценке общественности Азербайджана", А.А.Гадаиева "Тема Востока в произведениях Тургенева", книгу Н.Мурадалиевой "ІСрасою вечною сиять" посвященную проблемам перевода произведений И.С.Тургенева на азербайджанский язык.

Объектом исследования послуяили художественные произведения и дневники И.С.Тургенева, его переписка, лирические миниатюры, исследования о стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева и его последователей в этом жанре как в дореволюционном, так и в современном литературоведении. В диссертации исследуются произведения писателей, которым близка тургеневская лирическая стихия, его любовь к природе, музыкальность его повествовательной манеры - весь высокопоэтический строй его прозы: лирические миниатюры русских, советских и азербайджанских писателей.

Предметом исследования явились традиции "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева в русской литературе в разные периоды её развития, начиная с конца XIX века, и в литературах народов СССР, в частности в азербайджанской литературе.

Цель работы - указать на восходящую линию развития тургеневского жанра стихотворения в прозе, на его распространение в литературном процессе и на модификацию его, на изменения, диктуемые временем, жизнью и характером дарования того или иного писателя.

Задачи исследования:

обобщить и систематизировать критическую литературу о "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева, особенностях и специфике этого жанра, его истоков, композиции и ритмической организации лирических миниатюр;

выявить историческую закономерность появления произведений жанра стихотворения в прозе на различных этапах .развития об-

. '.. .-& ...-:

щества; ' : . - - ' . - '

определить художественную традицию "Стихотворений в прозе" в произведениях В.М.Гаршина, В.Г.Чороленко, И.А.Бунина, С.Н.Сер-геева-Ценского, отмечая при этом особенности жанра стихотворения в прозе у каждого из писателей;

проследить дальнейшую эволюцию жанра стихотворения в прозе на примере произведений советских писателей: М.Пришвина, К.Па-устовского, В.Горбатова, С.Воронина, О.Бондарева;

показать, как функционирует жанр лирической миниатюры в азербайджанской литературе, отметить своеобразие произведений . этого, жанра у азербайджанских писателей. "

Научная новизна исследования. В данной работе впервые пред- . принимается попытка проследить развитие жанра стихотворения в прозе от тургеневских "Сенилий" до лирических миниатюр современных писателей, а также прояснить преемственные связи между Тургеневым и русскими, и советскими писателями - как художниками, обращавши-ыися к жанру стихотворения в прозе. Такое сопоставление, с нашей точки зрения, необходимо для выяснения закономерностей этого довольно редкого и необычного жанра.

Автор работы считает, что :два ли целесообразно искать : советской литературе прямых последователей И.С.Тургенева, непосредственно усвоивших его художественный опыт. В литературных явлениях, имеюших свою индивидуальность и временную обусловленность, южно лишь с большой осторожностью и только в определённых ракурсах выделять традиционное, делая при этом скидку и на субъективность восприятия традиционного, и на отсутствие каких-либо безусловных критериев в этом вопросе. Мы коснемся лишь отдельных сторон огромной и недостаточно ешё изученной проблемы наследования традиций Тургенева в русской литературе конца XIX, начала XX века, русской

и азербайджанской советской литературах. В основе наших наблгде-

0 о

-9-. ний лежит мысль о том, что пути наследования настолько же многообразны, насколько многогранна и неоднозначна была творческая индивидуальность Тургенева.

Методологическую основу исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма. Привлекаются последние достижения зарубежного и отечественного литературоведения в изучении литературных лгнров, закономерностей их развития и видоизменения, а также проблемы традиции и новаторства в литературе, в частности труды Д.Благого, М.П.Алексеева, А.С.Вушмкна, П.Г.Пустовойта, В.Г. Шербины, С.Е.Шаталова, М.Б.Храпченко и др.

При изучении межнациональных русско-азербайджанских литературных связей автор работы опирался на труды азербайджанских исследователей М.Рафили, М.Арифа, Ш. Я. Кур бакова» А.А.Гадаиева, М.З.Садыхова, Г.В.Бабаева.

В основу методин-и исследования положены историко-литературный и сравнительно-типологический принципы.

Теоретическое значение диссертации заключается прежде всего в теоретических .выводах о специфике жанра стихотворения в прозе, закономерностях его развития, изменения и функционирования в ли_ тературном процессе.

Практическое применение. Содержание и выводы диссертации мо-гут быть использованы в вузовском и школьном преподавании литературы, в курсах лекций по истории русской литературы XIX века, советской и азербайджанской литературы, на спецкурсах, спецсеминарах, факультативных занятиях.

Апробация диссертации. Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Азербайджанского педагогического института русского язы*а и литературы имени М.Ф.Ахундова. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в статьях и публикациях автора, а также в выступлениях на межвузовских научных конференциях.

-Ю- й

Структура работ. Диссертация состоит, из введения, четырех ' глав, заключения и библиографии.

Объем работы составляет 160 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает 196 названий.

Похожие диссертации на Традиции лирической прозы И. С. Тургенева в советской литературе