Введение к работе
Актуальность темы. Метафора - форма художественного мышления, основная категория системы художественных образов. Метафора палача я жертвы - ато один конкретный образ, оказавшийся весьма ёмким как для решения художественных проблем, так я для раскрытия сущности общественной истории.
Исследование художественного произведения с точки зреавя метафоры палача и жертвы расширяет аспекты восприятия, понимания и осмысления сочинения и под новым углом освещает его стилистическую систему, одну из главных проблем эстетики - метафорическую природу художественного образа. Вместе с тем она расширяет социально-политическое, культурологическое самосознание общества. Углубление в эту проблему помогает человеку лучше осознать своп роль и функции в социальных взаимоотношениях. То, какую трансфор-мацио испытывает эта метафора при переходе во вторичную действительность, т.е. в художественное творчество, ясно показали результаты исследования. При определении актуальности темы необходимо учитывать философские и художественные аспекты вопроса. Философский аспект связан с процессом постижения сущности самой метафоры, так как она подчинена действующей реальности и направлена к выражению мысли от глубинных структур то вовне, то к внутренней сущности. В таких отношениях сознание человека ярче выявляет феномен метафоры как один из важнейших аспектов художественного произведения, объективной сущности его идейно-эмоционального содержания основы его интерпретации. Метафора, как "образ видения сходства между предметами" (Аристотель), является такой микросистемой, где взаимоотношения конкретной модели и контекста представляют собой верное средство "для живого и четкого изображения предмета".
_ 4 -
Художественный аспект вопроса связан с исследованием конкретных текстов и его результатами. В этом отношении интересен анализ произведений отдельных авторов на основе т.н. модели единства противостоящих, как формы символического понимания сознания, которая гак ж& символически отображает взаимоотношение палача и жертвы.
Мировосприятием этого вопроса порядок и систематичность, характерные черты общее интенция жизни0 признаются движущими силами вселенной ж внутренних духовных процессов человека. В процессе исследования р функции этих художественных образов участвует в углубление значений и расширении концептуального пространства. Модель единства противостоящих создает некий стержень для ориентировочного движения художественных образов палача и жертвы в пространстве значений. Это - глубокая, концептуальная модель, в которой отражается исторические в бытовые архетипы, как вестники смены функций и нравственной катастрофы» Применение этой модели подразумевает и учет общекультурного контекста, к которому органически приобщена сущность данных художественных образов, разработанная на основе индивидуального мироощущения.
Актуальность теш определяется также исследованием конкретных сфер, дащихвам представление об особенностях национального мировосприятия; тем самым, представленные контексты, с философским и художественно-эстетическим анализом, ясно выявляет необходимость такого исследования предметов и явлений посредством метафоры палача и жертвы.
Целя и задачи исследования. Как известно, на протяжении своего существования человечество использовало, износило а выбросило на свалку истории многие формы правления. А взаимоотношение палача и жертвы является той формой правления, которая движет
-5-, іселенной и вечна подобно ей. Это - одна из основных форм сущеся-ювания человечества, особенности проявленая которой была испыта-1ы им на самом себе,, на собственной плоти и крови, начиная о Каи-ш и Авеля до распятая Христа и до наших дней. Более того, начи-шя с насекомого, попавшего в сета лаука и кончая человеком - со* зсеуяичтожавдим оружиеы в руках, который в силе целиком унячто-иать весь живой и неодушевленный мир. Так вынес человек приговор самому себе, как жертве и стал самым великим палачом в мире.
Из-за масштабности вопроса невозможно исчерпать эту пробле-ау. Целью труда является рассмотрение метафоры палача и жертвы в контексте одной эпохи, а именно в творчестве К.Гамсахурдиа ,М„Дяа-вахилгвили а Гр.Робакидзе.
Отношение художника к оригинальному образу я вложенной в него сущности аналогично отношению челоьека к миру. Познание вселенной - исконное желание человека. Кавдая попытка, кавдое движение в этом направлении равноценны порядку, утвердившемуся от хаоса, - а порядоке в свои очередь, является выражением законодательства Всевышнего.
Процесс реализации метафоры палача и жертвы представляет собой систематичный принцип, трансформированный в мировоззренчески обусловленную художественную ткань; он - плод потребности новшества, и подчиняется неосознанной логике символического мышления. Множество взаимоотношений, которые рождаются окружающим ш-роы в феномене палача и жертвы, - это антропологическое явление и исчерпать его невозможно. Поэтому, мы посчитали целесообразным вести исследование не в направлении установления конечных значений, а в направлении описания способов их возникновения и янте-грацчи.
Выбор модели единства противостоящих„ достоверность которого в данном случае, в этом вопросе была обусловлена предварительным наблвдениеМр естественно привел нас к той целеустремленности, исходя из которой возникла необходимость исследовать эту проблему к по мкфамр и по произведениям,, изображающим историческую и бытовую реальностио
Нашу работу направлял научный интерес установления тех соот-веїствмйр которые существует между палачом в жертвой„ представленными в реальности„ е одной стороны„ и их формой,, интерпретированной художественным мышлениемс - с другой»
Всесторонний анализ в труде сущности этой метафоры определяет место модели единства противостоящих, как возможного метода для подхода к вопросу в деле изображения„ развития s исследования исторических и художественных процессов, а в частности - в грузинской прозе XX века., В исследовании выявлены библейские источники , исторический фон» и установлены взаимоотношения художественных образов палача и аертвы» Релкгиозяыее философские, художественно-эстетические воззрения отдельных авторов рассмотрены в спектре отношения к западному культурному миру, что четко выявляет познавательную ценность данной проблемы.
При исследовании главным было отнести модель единства противостоящих, как нового видения мирас к эстетическим ценностям. В представленном труде именно под этим углом выявляются особенности художественного мышления кавдого автора.
Методические основы труда. С целью всестороннего осмысления проблемы мы используем как исторически-сравнительный метод, так и семаитнко-структуралистическую методологию.
Сравнительно-исторический метод означает такой подход к яв-
_ 7 -
леяаям, который содержат исследование тенденций их происхождения и дальнейшего развития, рассматривает их как в аспекте прошитого, так и будущего. Этот метод подразумевает признание необратимости а характера наследственности изменчивости предметов, чем стал одним из важнейших принципов науки и который дал возможность о»- крыть закономерность его развитая.
Сравнительно-исторический метод, как правило * исследования и решения различных явлений есть то средство, которое при установлении сходства по форме событий установит их генетическое родство, его исходный пункт представляет восстановление и сравнение древнейших элементов, которые является общшли для сфер материальной культуры и различных знаний. Он, как метод, представляет важнейшую предпосылку обобщения путем противопоставления объектов, в той числе, по схожести я различия (либо того и другого одновременно) с целью-их выявления. Сравнительно-исторический метод яг~ рает большую роль в выводах по аналогии. В суждениях, представляющих результаты анализов этого метода, преследуется цель пояснения содержания понятий о сравнительных объектах.
Для семантако-структуралистического метода характерно повышенное внимание к исследуемому объекту, как чрезвычайно актуальному вопросу, выяснение присущих ему внутренних вневременных свойств, стремление к полярно различным исследуемому объекту я средств исследования и, соответственно, отказ от приоритетов изолированных и фиксирование фактов исследуемой системы или направленности между элементами. При изучении объектов структуралисти-ческий метод подразумевает движение в рамках исследуемой задача от первичной организации наПлвдаемых фактов к выявлению и опясх внутренней структуры объекта (между элементами различных уровввв
-8-. ее иерархии и взаимосвязей) и затем к созданию теоретической модели объекта по его интерпретации в "исследуемом материале»
Семантико-структуралистический анализ предмета строится на основе отделения структурального состава в социальных системах и их роли (функций) по отношению друг к другу. Как особенное методологическое направление он сформировался в рамках общей антропологии (БоМалиновскийс А.Радклиф-Браун), беря в основу анализа структуральное различие мевду категориями (систему ценностей0 социальные нормы„ роль типов единства и их участников),, и функциональное (самосохранение,, интеграция„ достижение цели и адаптация) с Он руководствуется идеалистической точкой зрения и основным регулятором социальных взаимоотношений считает систегяу ценностей а норм„ которая выполняет объединительную функцию со- . шальной структурно Хотя в процессе функционирования общества прочного союза мввду структуральными элементами к определенными функциями ае существует. СемаЯі'яко-структуралистический метод строит аппарат анализа на особенной функциональной основе„ он различает полезные и вредные результаты функции системы (функция и дисфункция) и по их явственности участнику системы (открытая и тайная или латентные функция)» Все виды функции объединяет в модели анализа структурально-функциональных социальных событий -парадигме.
Семантико-структуралистический метод - это особое действенное средство в изучении социальных явлений установления проблемы в пределах теории при переходе на конкретное социальное исследование. Он не противостоит историческому (генетическому) подходу, а исходит от единства с ним, что дает возможность всестороннего, конкретного изучения объекта исследования.
Научным новшеством диссертации является то, что материал, оцененный с этого угла зрения, выявляет новые грани, пополняет новыми значениями знание и представление, которыми располагает читатель в отношении предмета исследования. В труде комплексно я систематически изучена и воспринята метафора палача и жертвы, ее значение в синхронном и диахрондом аспектах хода времени. Труд подобного масштаба в отношении этой проблемы выполняется впервые. На основе изучения сочинений грузинских писателей выяснена роль модели единства противостояния и ее значения в истории литературы, в частности грузинской. Выяснилось, что означенные метафорические образы первейшее выражение формы существования человечества, в результате чего возникла необходимость пересмотра некоторых мнений, существующих в научной литературе.
В труде впервые использована символическая природа художественных образов для лучшего осмысления проблемы, для понимания ее фялософо-психологической сути. Выдвинута и теоретически подтверждена необходимость интерпретационного подхода в пределах литературоведческого анализа текстов.
Указанная метафора изучена как художественно-эстетический феномен, установлены ее мировоззренческие и культурные корни, ориентации. Показана функция художественных образов в текстуальной ли, историко-бытовой ткани и формировании новых значений.
Исследована специфичность модели единства противостояния, присущие ей пути и средства в деле изучения этой проблемы от хао-тических аморфизмов до конкретных изысканий, с учетом последовательного изменения их значений на глубинных и поверхностных пластах. Изучены изобразительные аспекты метафоры, их функция я средства эстетического влияния.
Эта проблема, как особое свойство изобразительного образа, рассмотрена в связи с актами познания и понимания, общие основы сознания и культуры показаны в процессе символизации-
Практическая ценность труда состоит в том, что он как идея, выполняет определенную методологическую роль в объединении междисциплинарных исследование явлений культуры, в сближении различных наук (философия, литературная критика, социология, психология і т.д.) с учетом их специфичности.
В исследовании, представленной для диссертации, разработана актуальная теоретическая проблема - метафора палача и жертвы,как одна аз основных форм существования человечества, которая в последнее время стала предметом пристального интереса западной гуманитарной науки. Новое прочтение и научная оценка грузинской как современной, так и классической литературы сегодня немыслима без учета модели единства противостояния, одновременно опирай-вейся на теоретические достижения отдельных наук (философия,психология,, исторняс, теология и т.д.).
В труде определен вопрос реализации метафоры палача и жертвы как на отдельных ступенях общего хода истории, так к в развитии грузинской литературы и ее назначении на литературном поприще. Результаты исследования важны не только для истории грузинской литературы, но собственно и для лиц, заинтересованных этой проблемой, для кого суть этих понятий есть сама философия существования, научная литература,связанная о етой проблемой, предусмотрена и рассмотрена на фоне противопоставления палача я жертвы.
Пелученные заключения интересны в любой сфере, любом аспекте жизни общества и могут быть предусмотрены при исследовании
- II -
дальнейших вопросов грузинской литература.
Изучение модели единства противостояния в диссертационном труде имеет важное практическое значение для нашего литературоведения, в частности, с точки зрения развития литературы. Труд будет способствовать во время текстуального анализа конкретных произведений внедрения вышеуказанной модели, как метода исследования, в высшие школы и аспирантуру, серьезной разработки метода ва теоретических и практических учебных курсах, aouoset молодым научным кадрам в разработке методологического подхода по отношению к творчеству того или иного писателя.
Структура труда. Структурно труд достроен так, чтобы максимально полно представить суть метафоры палача я жертвы в коятед-сте мифа и произведений, изображающих историческую и бытовую реальности на фоне грузинской литературы XX века.
Диссертация состоит из вступления, четырех глав, заключении и списка использованной литературы. Содержание состоит жз стандартных страниц, список использованной литературы из отра-ниц..
Апробация труда. Основные результаты диссертации апробированы ва заседаниях отдела грузинской литературы XX века института грузинской литературы имени Шота Руставели Академии наук Грувиш и ваучвых сессиях. Основные положения и заключения предотавлеано-го труда опубликованы в статьях и тезисах (смотрите прилагавши перечень)і