Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ работы определяется значимостью личности и творчества Ап.Григорьева в русской литературе XIX века. Григорьев связан со многими важнейшими и перспективными линиями в развитии русской культуры: история идей Шеллинга в России, рецепция немецкого идеализма вообще и философии Гегеля в частности, русский мистицизм, попытки синтеза светской и духовной культуры, романтического неогуманизма и принципов христианской этики (этики и эстетики).
Григорьев до сих пор остается одной из наиболее "темных" личностей в литературе 40-60-х годов. При жизни этот критик не получил широкого признания среди читателей. Уважение к нему со стороны видных писателей и критиков (среди них Ф.М.Достоевский, Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой), на многих из которых он оказал несомненное влияние, не изменило ситуации. После смерти Григорьева его имя на долгие годы было забыто, и только благодаря деятельности Н.Н.Страхова, считавшего себя учеником и последователем Григорьева, был издан тоді его критических статей, получили некоторую известность идеи "органической" критики.
Ситуация изменилась в начале XX века, когда заметно усилился
интерес к Григорьеву, по выражению А.А.Блока, "единственному мосту,
перекинутому к нам (то есть к эпохе "серебряного" века.- O.K.) от
Грибоедова и Пушкина". Предпринимаются попытки переоценить
некоторых, деятелей русской культуры, в частности, В.Г.Белинского.
Ап.Григорьев в эти годы рассматривается как наиболее значительный из
русских критиков. Однако с наступлением новой эпохи в русской истории
Григорьев опять был на долгие годы забыт. Оказался остановлен выпуск
начатого в 1918 году собрания сочинений- До сих пор Григорьев остается
единственным крупным русским критиком, яе удостоенным собранна
сочинений. .
Самое большое число публикации, посвященных Григорьеву, прїрсодится на предреволюционные годы. В 1914 году исполнилось 50 лег со дня смерти критика, что стимулировало интерес к нему. Большая часть из этих статей посвящена общей характеристике биографии, взглядов Григорьева, его поэзии.
В этих статьях было высказано много интересных наблюдений относительно его художественного творчества, в частности, прозы.
Единственным предметом творчества Григорьева был он сам, его личность, чувства, страсти (А.Л.Волынский); Григорьев был по преимуществу поэтом-лириком, так как лирический род наиболее благоприятствовал непосредственным излияниям (Ч.Вегринский [В.Е.Чешихин]); литературное наследие Григорьева являет собой пример необыкновенно интенсивной диффузии различных сторон его творчества (лирики, прозы, критики, писем, мемуаров), границы между ними очен* условны (П.Сухотин); все произведения Григорьева и, в частности, егс проза, автобиографичны, так что обращение его в конце жизни к мемуара* было органичным итогом (Н.Н.Русов, В.Княжнин); сам тип личности, » которому принадлежал Григорьев, был характерным для поколения 30-40' х годов (Н.Долгов); все творчество Григорьева исповедально (В.Княжнин) Однако изучение творчества Григорьева не вышло за рамки отдельны? наблюдений, предположений. В эти годы не было положено начале систематическому и целостному научению творчества Григорьева.
Начало возрождения интереса к Ап.Грнгорьеву приходится на конеї 50-х - начало 60-х годов, когда один за другим выходят в свет сборникі художественных произведений и критики Ап. Григорьева, публикуюта отдельные архивные материалы, связанные с биографией, личность» Григорьева. Особенно большой вклад в изучение наследия Ап. Григорьев, внесли Б.Ф.Егоров, П.П.Громов, А.И.Журавлева, Б.О.Костелянеи БЛ.Бухштаб. Анализировалась эволюция Григорьева-критика (Б.Ф.Егоров! поэтика стихотворного творчества Григорьева (П.П.Громов, Б.Ф.Егорої Б.О.Костелянец), шеллингианство (Григорьева (А.И-Журавлева). В 70-80-годы появился ряд кандидатских диссертаций, в основном посвящеккьг Григорьеву-критику. Лишь в одной на них, диссертации В.В.Кудасово! анализируется поэтическое творчество Ап. Григорьева. Прозе посвяще один из разделов диссертации В.В.Кудасовои, а также статья Б.Ф.Егоров; Следует отметить ряд интересных наблюдений, касающихся прозы, статье Б.Я.Бухштаба.
Неизученной является поэтика прозы Григорьева, ее соотношение лирикой, поэмами, с одной стороны, с критикой, с другой. Не определен жанровая и эстетическая природа таких произведений Григорьева, кя цикл "Записки ненужного человека", мемуары "Мои литературные нравственные скитальчества".
Область творчества, которой обычно отводится второстепеннс значение в творческом наследии известного поэта и выдающегося критик*
рассмотренная в контексте всего творчества Григорьева, позволяет существенно изменить устоявшееся представление о нем. Будучи областью у Григорьева во многом маргинальной, проза в то же время может рассматриваться как квинтэссенция творческих, эстетических и нравственных принципов Григорьева.
В литературе о Григорьеве устоялось представление о прозе как о "замаскированных" исповедях. Но будучи построенной во многом' по законам современной беллетристики, его проза 40-х годов представляет собой любопытный эстетический феномен, который мог возникнуть только в контексте необычной и в то же время характерной для своего времени литературно-эстетической позиции Григорьева. Именно проза в максимальной степени стремится выйти за пределы художественного творчества, законов искусства, являясь, в первую очередь, фактом и частью жизнетворчества Григорьева.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ. Целью настоящей работы являете» рассмотрение прозы Аполлона Григорьева в контексте русской литературы XJX века.
В работе обосновывается расширенное понимание прозы Григорьева, требующее охвата, кроме автобиографической прозы 40-х годов ("Листки из рукописи скитающегося софиста"; составляющие трилогию о- Еиталине "Человек будущего", "Мое знакомство с Виталиным", "Офелия"; "Один из многих"; "Другой из многих") и мемуаров Григорьева "Мои литературные и нравственные скитальчества", фельетонов и статей 60-60-х годов, в том числе "Записок ненужного человека", впервые выделяемых в "несобранный" цикл.
Справедливо замечено, что личность Ап. Григорьева интереснее, ярче, сложнее, чем его проза ц даже лирика. А поскольку все его творчество исповедально, то его можно рассматривать как материал для постижения личности (Ч.Ветринсвий).
В дащгон работе, однако, не творчество рассматриваетса case матернвл для анализа личности, а нвобэрот, особенности личности используются как сажный интерпретирующий контекст для творчества, в первую очередь, прозы Ап. Григорьева. Вспомним не . утратившие актуальности слова В-М.Жирмунского, сказанные им еще в 1919 году а монографии о немецком романтизме: "Было бы непростительным педантизмом, если бы ученый исследователь романтизма из желания соблюсти методологическую невинность, сознательно закрывал глаза на сзагь поэтического произведения с внутренней биографией поэта."
В отношении такого писателя, как Ап.Григорьев, соединение анализа эстетики и творчества с анализом личностного самоопределения не методологический просчет, а необходимость, определяющая некоторые особенности работы. В диссертации показывается, что при изучения творчества Григорьева в центре должна находиться проблема личности. Антропология Григорьева является ключом не только к его мировоззрению, но и к творчеству. Необходимо видеть в эстетике Григорьева превращенную форму его самосознания, в его основных идеях в снятом виде эстетический и духовный опыт. НОВИЗНА работы определяется следующими моментами:
1. Определяется историко-литературное значение прозы Аполлона Григорьева, ее место в русской литературе середины XIX века. Особое внимание обращено на таких деятелей русской культуры, как Н.В.Гоголь С.П.Шевырев, М.Ю.Лермонтов, А.И.Герцен, Ф .М.Достоевский.
2. В работе систематизирован и проанализирован большой материал
русской журналистики середины XIX века, в первую очереді
публицистика и литературная критика "Москвитянина" 40-х годов.
3. Уточнена позиция Ап.Григорьева по отношению к "старшему'
"Москвитянину". Она рассматривается как диалог, получивший отраженш
в творчестве Ап. Григорьева.
4. Поэтика прозы Ап.Григорьева анализируется в связи с основным! увлечениями 40-х годов, в частности, философией Г.В.Ф .Гегеля социализмом Ш.Фурье.
5. Анализируется и определяется сам тип личности Григорьева, ег< историко-литературное и общекулыурное значенне.
ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования определяется надежность! используемых методов. Основные выводы и результаты работы опираютс: на анализ поэтики прозы Григорьева, его критических статей і биографических документов.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА: сравнительно-генетический, сравнительна типологический, структурный, историко-функциональный.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ диссертации обусловлена возмож ностью использования ее основных положений в учебном процессе, работе спецсеминаров, при чтении общих в специальных курсов п истории русской литературы XIX века.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации иг ложены в тезисах доклада на VII-й межвузовской научной конференци "Проблемы литературных жанров" (Томск, 1992), в двух статьях и тезисах
которые готовятся к печати. Отдельные разделы работы получили апробацию на аспирантском семинаре кафедры русской и зарубежной литературы ТГУ, в выступлении на VIII-й научной межвузовской региональной конференции "Проблемы метода и жанра в русской литературе (Томск, 1995).